Квартовый строй для гитары

Содержание
  1. Виды гитарных строев
  2. Содержание
  3. Классический строй и его вариации
  4. EADGBE — классический строй
  5. Вариация первая — DADGBE
  6. Вариация вторая — DADGBD
  7. Вариация третья — DADGAD
  8. Дропы и каподастр
  9. Шаг первый — D#G#C#F#A#D#
  10. Шаг второй — CGCFAD
  11. Шаг третий — BF#BEG#C#
  12. Каподастр
  13. Открытые строи
  14. Открытый ре мажор Open D — DADF#AD
  15. Открытый ре минор Open D Minor — DADFAD
  16. Открытый соль мажор Open G — DGDGBD
  17. Модальный строй соль Modal G — DGCGCD
  18. Открытый соль минор Open G Minor — DGDGA#D
  19. Открытый ля мажор Open A — EAEAC#E или EAC#EAE
  20. Открытый до мажор Open C — CGCGCE или CGCGGE
  21. Как возник стандартный гитарный строй?
  22. Строй гитары: описание и особенности
  23. Строй гитары — что это такое?
  24. Стандартный строй гитары (таблица)
  25. Пониженный строй (таблица)
  26. Строй Drop D (Дроп Д)
  27. Строй Drop C
  28. Двойной Drop-D
  29. DADGAD
  30. Открытые строи гитары (таблица)
  31. Open D
  32. Open G
  33. Open C
  34. Повышенные строи
  35. Безопасное повышение строя каподастром
  36. Что следует знать при смене строя на гитаре?
  37. Бас-гитара
  38. Строй шестиструнной гитары
  39. Строй семиструнной гитары

Виды гитарных строев

Кроме обычного способа настроить гитару существуют альтернативные строи.

Они нужны гитаристам, чтобы разнообразить исполнение и добиться необычного или мощного звучания, а еще для упрощения расстановки пальцев во время игры. Если возникли проблемы с процессом настройки, на нашем сайте есть об этом отдельная статья.

В этой статье строй будет указываться от шестой струны к первой. Некоторые настройки так легче запомнить.

Содержание

Классический строй и его вариации

EADGBE — классический строй

Общепринятый строй, еще называемый “испанским”, в нем чаще всего пишут песни. Как пример рассмотрим Ed Sheeran – Shape of you. Эд играет эту песню именно в классическом строе.

Читайте также:  Как глубока ноты для

Вариация первая — DADGBE

Среди гитаристов называется дроп-D, так как шестая струна опускается на тон до ноты ре. В нем квинтаккорды (power chords) зажимаются одним пальцем, поэтому дроп-D часто используется в рок-музыке.

Превращается в это:

Stockholm Syndrome группы Muse играется в этом строе.

Вариация вторая — DADGBD

Также носит название Double drop-D, похож на предыдущий, но первая струна опускается на тон вниз. В нем удобно играть партии через повторяющуюся ноту ре, как на шестой, так и на первой струне. В композиции Circus For A Psycho от Skillet основной рифф играется в этом строе.

Вариация третья — DADGAD

Среди гитаристов так и называется “дэдгэд”, часто используется в фолк музыке из-за удобства в подражании волынке и ситару. В открытых струнах не образуется терции, поэтому этот строй и не мажорный и не минорный, а модальный. Первая, вторая и шестая струны опускаются на тон. White summer группы Yardbirds играется как раз так.

Дропы и каподастр

Далее рассмотрим строи, образованные равномерным изменением всех струн от классического строя и его вариаций. Движение вниз добавляет “тяжести” звучанию. Вокалисту может быть удобнее петь. С понижением строя лучше перейти на более толстые струны, их натяжение уменьшится и будет неудобно играть.

Шаг первый — D#G#C#F#A#D#

Он же half-step-down, “полшага вниз”. Все струны равномерно опускаются на полтона.

Guns`n`roses играют свою классическую Sweet Child O`mine чуть ниже, чем могло бы показаться.

Шаг второй — CGCFAD

Популярный в металле и тяжелом роке drop-C. Практически всегда используется именно такой строй, все струны на тон вниз и шестая еще на тон, т.е. один тон вниз от drop-D. Два первых альбома группы System of a Down сыграны в drop-С. Например, песня Toxicity с одноименного альбома.

Шаг третий — BF#BEG#C#

Еще на тон ниже предыдущего, он же drop-B. Еще тяжелее и агрессивнее. Slipknot в своих первых альбомах использовали этот строй. Wait and bleed не исключение.

Строи ниже здесь рассматривать не будем, так как в современной музыке для еще большего понижения используются гитары с дополнительными струнами, 7-, 8-, 9-струнные.

Каподастр

Для повышения строя гитару перестраивают очень редко, для этого используют каподастр, который равномерно зажимает все струны.

Это создает подвижный порожек, и, если надо сыграть песню в другой тональности, например, для удобства вокалиста, достаточно сдвинуть каподастр на нужный лад.

Например, Scarborough fair в исполнении Simon and Garfunkel играется с каподастром на седьмом ладу, что образует строй BEADF#B на 3,5 тона выше классического.

Открытые строи

Открытый строй – это настройка всех струн не по интервалам, а по нотам какого-либо аккорда.

Такие строи часто применяются в фолк-музыке и при игре слайдом – обычно металлическим или стеклянным цилиндром, который надевают на палец левой руки. Его двигают вдоль струн в качестве “передвижного” лада.

Рассмотрим некоторые часто используемые открытые строи.

Открытый ре мажор Open D — DADF#AD

Мы уже разобрали строй DADGAD как вариацию классического строя. Опустим третью струну еще на полтона – получаем ноты аккорда ре мажор.

Для примера возьмем композицию гитариста Alain Johannes – Make God Jealous.

Открытый ре минор Open D Minor — DADFAD

Опустим третью струну еще на полтона, попадем в ре минор, более “грустный” аккорд. Оценим изменения в звучании с помощью песни Wine and Roses от John Fahey.

Открытый соль мажор Open G — DGDGBD

Вернем вторую и третью струны в классический строй, но опустим пятую на тон – мы переходим в соль мажорный аккорд. Этот строй использован Джимми Пейджем в композиции Bron-Y-Aur Stomp в составе группы Led Zeppelin.

Модальный строй соль Modal G — DGCGCD

Этот строй имеет те же особенности, что и рассмотренный выше модальный строй ре (DADGAD), в нем удобно играть и мажорные и минорные песни.Джимми Пейдж использовал и такой строй. Он вообще использовал много нестандартных строев и был их популяризатором. Например, Rain song в совместном исполнении с Робертом Плантом.

Открытый соль минор Open G Minor — DGDGA#D

Опустив вторую струну на полтона, мы формируем из открытых струн минорный аккорд соль. Он использован в композиции Mist-Covered Mountains of Home гитариста John Renbourn и подражает лютне.

Открытый ля мажор Open A — EAEAC#E или EAC#EAE

Существует два варианта настройки. В первом случае мы поднимаем на тон вторую, третью и четвертую струны, формируя мажорный аккорд ля.

Во втором случае опускаем вторую струну на тон, третью на полтора тона, четвертую струну на полтона. Этот вариант часто встречается в композициях дельта-блюза, одного из самых ранних блюзовых течений.

Роберт Джонсон в песне Crossroads Blues использует слайд для игры в этом строе.

Открытый до мажор Open C — CGCGCE или CGCGGE

Шестая, пятая и четвертая струны повторяют drop-C, вторая струна поднята на полтона (или опущена на два тона), третья и первая – как в классике.

В этом строе написана песня Криса Корнелла Burden In My Hand, исполненная Soundgarden.

Существует еще множество более редких вариантов настройки. Ничто не мешает настроить музыканту инструмент так, как ему хочется или необходимо.

Приходите к нам, и мы научим вас играть на гитаре и находить нестандартные решения музыкальных проблем.

Источник

Как возник стандартный гитарный строй?

Давайте выясним, почему гитара пришла к использованию стандартного стоя, проще говоря, к звукам, которые мы получаем при извлечении открытых струн EBGDAE. В течение последних 1000 лет почти единогласно определено, что самым приятным для слуха является звук великой чистой квинты. Не мудрено, что вся западная музыка построена на мощном кварто-квинтовом круге. Большинство струнных инструментов, к примеру, виолончель, мандолина и скрипка – основаны на квинтовом строе.

Удивительно, зачем вообще гитаре шесть струн и почему её строй так отличается от других инструментов? Порядок звуков в стандартном строе, на первый взгляд, кажется странным и нелогичным; гитарный звук построен на четырёх квартах и одной большой терции.

С 6 по 3 струну – E/A, A/D, D/G– 3 кварты;
С 3 по 2 струну – G/B– большая терция;
С 2 по 1 струну B/E– ещё 1 кварта.

Разумеется, последовательность этих интервалов придумана не для путаницы и здесь есть своя закономерность.

Если обратиться к вопросу о долгом пути к возникновению стандартного строя, то можно проследить некую тенденцию: всё сводилось к тому, чтобы найти баланс между аппликатурами аккордов и удобством игры обычных гамм, применяя самые экономные движения левой руки. Интервалы четырёх кварт создают симметричность и прозаичность аппликатур, в это же время большая терция немного нарушает привычную аппликатуру, изменяя движения руки при игре хроматической гаммы, но облегчая исполнение других часто используемых гамм и аккордов. Расположение большой терции также позволяет расширить аппликатурную границу, а это – возможность изменить вариант переборки пальцев и их постановку в зависимости от необходимости.

Поэтому можно прийти к выводу, что данное расположение звуков на гитаре – стык комфорта для движений рук и музыкального удобства.

Эволюция струнных щипковых инструментов зародилась в начале Эпохи Возрождения, в те времена преобладали четырёхструнные инструменты, после – в XVI веке появились гитары с 5 парами струн, каждая пара была отстроена в унисон, а её строй был точной копией современного, но без шестой «Ми» ADGBE. Плавный переход от пятиструнной гитары к шестиструнной произошёл в средине 17 века в Европе. Решение сделать интервал большой терции между 2 и 3 струной положительно повлияло на аппликатуру. Это лучшее решение, чем, если бы между этими струнами была чистая кварта; в этом случае мы бы получили первую «фа» и вторую «до», а понизив «фа» на пол тона мы получаем чистую кварту между «ми» и «си».

О привилегии такого расположения звуков высказался известный гитарист Ричард Ллойд, пояснив почему, для таких крупномензурных инструментов, как гитара, квинтовый строй – не всегда практичен, а для смычковых, по типу скрипки или виолончели – оптимальный вариант.

«Виолончель больше скрипки и по своим габаритам скорее напоминает гитару, но посадка кардинально отличается: гитару мы держим на колене, немного под наклоном (с небольшой диагональю к играющему), а виолончель располагается вертикально, что весомо упрощает доступ к нотам. К тому же, изгиб в запястье гитариста усложняет растяжку для пальцев, поэтому квартовый строй – отличный способ настроить подобные инструменты, из-за близкого расположения кварт. Для человека со средними размерами кисти несложно применить мизинец, чтобы сыграть большую терцию, тогда как указательный палец будет прижимать тонику. Делая выводы, можно убедиться, что на следующей струне обязательно должна оказаться кварта».

В случае полного шестиструнного квартового строя, гитара бы имела гармонически не созвучный строй EADGCF (от шестой к первой), к счастью, в XVII веке проблему с настройкой гитары решили, введя удобный к использованию пяти струнный – ADGBE, а позже к ним присоединилась шестая «ми», продолжив последовательность кварт, помимо интервала между 2 и 3 струной. Таким образом, пройдя долгий путь становления, гитара пришла к стандартному строю, который применяют в наши дни.

Послушать как звучат произведения для гитары в стандартном строе вы сможете перейдя в мой каталог переложений песен.

Источник

Строй гитары: описание и особенности

Перед началом игры на гитаре необходимо правильно подготовить инструмент. Строй гитары позволяет получить уникальное звучание композиции благодаря разным методам.

Строй гитары — что это такое?

Это способ настройки частоты звучания струн. Существует стандартный и альтернативный вариант. Каждый вид имеет особенности и преимущества, а также свою схему.

Для создания применяется принцип записи аккордов. Каждой ноте присваивается буква латинского алфавита. Имеет также значение регистр букв. Он означает верхнюю и нижнюю октаву. Запомнить расположение удобнее будет начиная с самой тонкой струны.

  • E — нота «ми» настраивается на первой струне;
  • B — нота «си» извлекается второй по счету;
  • G — нота «соль» при не зажатой третьей струне;
  • F — нота «фа» используется при открытом строе;
  • D — нота «ре» воспроизводят четвертой;
  • A — нота «ля» на свободной пятой струне;
  • E — нота «ми» верхней октавы последняя;
  • C — нота «до» применяется в drop стиле;
  • # — символ означает повышение ноты на один полутон.

Латинские буквы, обозначенные маленьким прописным шрифтом — малая октава (e), заглавной — большая (E).

Стандартный строй гитары (таблица)

Стандартный строй гитары основан на классической испанской настройке.

Струна Нота Октавы
1 e первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

К данному виду относятся также все варианты, разработанные по схеме: EBGDAE. Начинающему гитаристу лучше начинать со стандартного вида.

Пониженный строй (таблица)

Схож с классическим вариантом. Отличие состоит в том, что шестая нота подстраивается на основе 5 квинты и 4 в октаву. Благодаря этому, зажимать аккорды становится проще. Стиль способен создать живые композиции. В основном используется для металла.

Струна Нота Октавы
1 d первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Строй Drop D (Дроп Д)

Базовая разновидность, основанная на понижении тона шестой струны — строй drop d. Играют по схеме: DADGBE

Строй Drop C

Настраивание путем понижения тональности — строй drop c. Схема: CGCFAD. Для игры перебором удобнее будет настроить двойной drop.

Двойной Drop-D

Система схожа с Drop D. Различие — понижение на тон («ми» на «ре»).

DADGAD

Строй, который популярен в фольклорной музыке. Схема: DAGDAD.

Открытые строи гитары (таблица)

Основаны на чистом звучании. Разновидность распространена в народной музыке. Можно удобно проигрывать аккорды с зажатием.

Струна Нота Октавы
1 d первая
2 a малая
3 f # малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Open D

Получается на открытых струнах «ре мажор». Схема: DADF♯ AD.

Open G

Строй open g будет звучать как «соль мажор». Схема: DGDGBD. Данную технику используют для исполнения шансона.

Open C

При такой настройке получается аккорд «до». Построение: CGCGCE.

Повышенные строи

Отличаются повышением настройки на несколько полутонов.

  1. Квартовый вариант. Основан на повышении звучания на 5 полутонов. Схема: EADGCF. Разновидность используют в джаз музыке. Плюсом является неизменность аппликатуры аккорда при сдвиге, но играть при помощи полновесных аккордов затруднительно. Для него подойдут сжатые варианты.
  2. Квинтовая вариация. Отличается тем, что настройку производят на 7 полутонов выше. Оптимальной считается схема: CGDAEB. Начинают с ноты «си».

Повышенные строи считаются опасными для струн и инструмента.

Существует другая схема квинтовой вариации: FCGDAE. Первая «ми» настраивается по стандарту, а шестая должна быть ниже на октаву.

Безопасное повышение строя каподастром

Каподастр — специальный зажим, который устанавливается на грифе. При его помощи можно добиться эффекта повышения тональности.

Внимание! Часто проводить эксперименты с гитарой не рекомендуется, т. к. оборудование изнашивается.

На начальном этапе, чтобы подобрать звучание, понадобится дополнительный комплект расходных материалов.

Что следует знать при смене строя на гитаре?

При выборе следует учитывать особенности гитары. Толщина влияет на звучание и воспроизведение нот. Для пониженного строя потребуются струны больше, чем для стандартного решения. Изделия 10-46 смогут выдержать достаточное натяжение.

После смены настроек важно обратить внимание на положение анкерного болта. Неправильный изгиб грифа приведет к некачественному звучанию и порчи механизмов. Параметр следует исправить при отклонении от стандартных значений.

Чтобы настроить гитару, потребуются дополнительные приспособления. Камертон представляет собой приспособление, которое воспроизводит идеальное звучание нот. На основе этого звука подстраивают струны гитары.

  1. Механическое устройство напоминает вилку. Звучать он может в тихом и громком режиме. В первом случае приспособление подносят к уху, а во втором — прикасаются к гитаре. Звук относится к ноте «ля». Первую струну нужно зажать на 5 ладу, звучание должно совпадать. Остальные ноты настраивают относительно эталона. Надежное и эффективное устройство.
  2. Духовой камертон имеет 6 разных отверстий. Настраивают каждую ноту по отдельности. Эталонное звучание можно услышать, если дунуть в каждое отверстие. Звук относится к открытым струнам. Изделие не отличается долговечностью и имеет погрешность.
  3. Электронное приспособление позволяет извлекать звуки различной сложности. Настроить правильно гитару таким способом несложно.

Найти приспособления можно в музыкальных магазинах.

Бас-гитара

Гитара басового диапазона применяется в качестве аккомпанемента совместно с другими инструментами. Для сольных композиций ее используют редко. Бас-инструмент обычно имеет 4 или 5 струн. Бывают и другие модификации. Звучание на октаву ниже стандартной гитары. Конструкция имеет увеличенные размеры и мензуру. Схема классического строя бас-гитары: EADG. Настройку необходимо проводить с первой по счету.

  • DADG — все настроено по стандарту, кроме 4 струны;
  • CGCF — 4 нота понижается на 2 тона, а остальные на один;
  • DGCF — все струны необходимо опустить на 1 тон;
  • HEADG — эталонный вариант для классической гитары;
  • ADGCF — стиль основан на понижении 1 тона.

Бас-гитара при правильной настройке придает ритмичность композиции. Музыкант своей игрой способен усилить аккорд классических инструментов. Для создания уникальной гаммы применяют усредненный вариант — баритон-гитару. Система настройки аналогичная. Схема: DGCFAD или ADGCEA.

Строй шестиструнной гитары

Характерно использование классической испанской схемы. Построение: EBGDAE. В зависимости от типа композиции, следует выбирать разный строй шестиструнной гитары. Также для необычного исполнения музыканты индивидуально настраивают инструмент и пробуют новые решения.

Drop используются для тяжелого звука. Для перенастройки выбирают тон меньше предыдущего варианта. Понадобятся специальные струны, которые выдержат напряжение. Для повышения строя гитару перенастраивают равномерно.

Строй семиструнной гитары

Смешанным типом инструмента является семиструнная гитара. Ее используют для исполнения романсов, народных композиций. Настройка обычная, но с некоторыми особенностями. Принцип строя семиструнной гитары заключается в сравнении высоты звучания соседних струн. Начинать следует с первой струны. Последовательность определяется с ноты «ре» первой октавы.

  • BEADGBE — эталонный вариант подготовки инструмента;
  • AEADGBE — снижается каждая струна на 1 тон;
  • DHGDCGD — принцип Булата Окуджавы близок музыкантам;
  • GDGCFAD — вариант на тон ниже классического drop стиля;
  • AEADGBE — используется в джаз композициях.

Проверить настройку необходимо следующим образом. «Ля» должно быть созвучно с камертоном. Звучание второй струны должно быть в зажатом виде. Остальные должны быть настроены по принципу стандартного строя 6-струнной гитары. Семиструнная электрогитара по мощности и диапазону звука намного выше классических акустических инструментов, но учиться на ней сложно. Дополнительная струна позволяет получить интересные решения.

Каждый музыкант индивидуально выбирает гитарный строй своего инструмента. Для качественного звучания важно подобрать способ настройки правильно. Начинающим гитаристам важно научиться правильно держать инструмент, а для настройки лучше отдавать предпочтение классическому методу. Более опытные музыканты останавливаются на альтернативных вариантах. Они позволяют добиться уникального звучания нот и оригинальности композиции.

Источник

Оцените статью