- Аккорды
- GuitarLine.Ru
- Обращения аккордов
- Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
- Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
- Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
- Немного теории для начала
- Строение трех типов аккордов
- Трезвучия
- Септаккорды
- Расширенные аккорды
- Как строить аккорды на гитаре?
- Первый способ – формула и гамма
- Способ второй – интервалы
- Формулы аккордов
- Формула трезвучий
- Формула септаккорда
- Формула расширенного аккорда
- Дополнительные формы аккордов
- Add-аккорды
- Omit-аккорды
- Надстройки
- Система CAGED
- Полная таблица формул построения аккордов
- Практические советы
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
- Как записывать акустическую гитару дома
- Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
- Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Аккорды
АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.
Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.
Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.
От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.
Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:
1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.
Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).
Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.
Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.
Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот «фа», «ля» и «до», то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: «фа» называть «примой» данного аккорда, «ля» — терцией, и «до» — квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять «фа» нижним звуком аккорда, затем, выше него — «до», и на самом верху — «ля» в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: «фа» — прима, «ля» — терция, и «до» — квинта:
Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота «фа» в составе такого терзвучия:
она должна будет называться уже не «примой», а «терцией». Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, «обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом — обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.
Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.
Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.
Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой «шесть», так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами «4/6» или «6/4», так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками — сексты.
Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.
Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:
Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый.
Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.
мажорный секстаккорд минорный секстаккорд мажорный квартсекстаккорд минорный квартсекстаккорд | м. 3 + ч. 4 б. 3 + ч. 4 ч. 4 + б. 3 ч. 4 + м. 3 |
Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.
Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд
получили секстаккорд Си-бемоль мажора.
Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:
получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.
Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты «ре») шаги будут такие:
1. Если «ре» — нижний звук искомого секстаккорда, то «ре» — его терция;
2. Если «ре» — терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая — потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда — нота «си-бемоль»;
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту «фа»;
4. Полученные три ноты — «си-бемоль», «ре» и «фа» располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота «ре» была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее — сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге — все равно эффективнее, поверьте!
Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.
На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Если построить эти трезвучия на всех ступенях гаммы натурального мажора и используя ТОЛЬКО ноты этой гаммы, мы видим, что три из них (на главных ступенях I, IV и V) — окажутся мажорными трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).
Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым.
Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D:
Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:
Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада.
Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:
Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.
Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под «голосом» мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним — другого; средний — со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, «голосоведением» называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков.
Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом.
Рассмотрим примеры простейших соединений главных трезвучий и их обращений:
Здесь показано соединение аккордов лишь в их простейшем, «лабораторном» виде. В реальной музыке, конечно, композитор имеет дело чаще всего с намного большим числом голосов, но принцип соединения все-таки продолжает работать и здесь. Сколько бы голосов ни участвовало в аккорде, при соединении следует стремиться к плавному, без скачков, движению КАЖДОГО голоса в отдельности.
Позже мы познакомимся с побочными трезвучиями мажора и минора.
Источник
GuitarLine.Ru
Обращения аккордов
Опубликовано: 01.06.2010, автор: sMiles
Недавно мы уже рассматривали аккорды гаммы С мажор, и научились строить аккорды на любой ступени мажорной и не только гаммы. Техника, в общем-то не сложная, достаточно взять исходную ноту(тонику) и взять от нее последовательно две терции, так мы получим трезвучие, которое и будет аккордом.
Кроме того что аккорды могут строиться на ступенях гаммы, мы так же можем строить аккорды с различными нотами в басу, как например в одном из постов прошлой недели, где мы строили аккорды гаммы G мажор с тоникой в басу.
Сегодня давайте опять вернемся к теме аккордов, попутно затронем тему различных тоник в басу одного и того же аккорда и посмотрим как это можно использовать в ваших занятиях. Тема сегодня будет — обращения аккордов.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного.
«обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит.
Для трезвучий существует соответственно только одна главная форма аккорда и 2 обращения.
Первое обращение (с терцией в басу) называется секстаккордом, второе обращение(с квинтой в басу) называется квартсекстаккордом. Оба названия содержат в себе названия соответствующих интервалов между основанием аккорда и основным тоном. В случае секстаккорда между основанием аккорда(нотой E) и тоникой аккорда интервал секста. В квартсекстаккорде расстояние от квинты в басу до тоники равно кварте, а от основания аккорда до верхней E — секста.
Первое обращение(секстаккорд) в музыкальной литературе может обозначаться цифрой 6, второе обращение одновременно двумя цифрами 6 и 4, написанными одна под другой.
Давайте построим обращения трезвучия C, уже понятно, что у нас будет для каждого обращения своя форма, то есть три различных варианта аккорда C. Но на гитаре есть 6 струн, если сгруппировать их по три подряд, получиться 4 варианта.
Итого у нас возможны 12 различных форм мажорного аккорда и его обращений.
Ниже представлены обращения аккорда С мажор с основанием аккорда на 3,4,5 и 6 струнах.
Источник
Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.
Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
Если кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.
Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.
Немного теории для начала
Аккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения. В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.
Строение трех типов аккордов
Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.
Трезвучия
Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:
Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».
Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».
Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.
Септаккорды
Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.
Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.
Расширенные аккорды
Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.
Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов .
Как строить аккорды на гитаре?
Первый способ – формула и гамма
Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.
Пример:
Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C
Способ второй – интервалы
Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.
Формулы аккордов
В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.
Формула трезвучий
Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.
Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.
Формула септаккорда
Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.
Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – малая септима.
Формула расширенного аккорда
Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.
Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.
Дополнительные формы аккордов
Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе .
Add-аккорды
Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.
Omit-аккорды
Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.
Надстройки
Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.
Система CAGED
На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.
Примеры:
Полная таблица формул построения аккордов
Практические советы
Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.
Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.
Выучите интервалы – это сильно поможет.
Выучите то, как строятся гаммы.
Выучите то, как считаются ступени и ноты.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
Это все крайне сложно и потому ввергает в уныние. Куча непонятных и сложных терминов, без которых за игру на гитаре и браться не стоит. И понятно становится, что если человек не оканчивал консерваторию, то ему как неспециалисту в эту область лучше не лезть. Самый лучший демотивирующий материал
Нужно начинать с малого, разобраться можно и без консерватории. Ничего супер сложного здесь нет. Просто на первых порах нужно углубится в детали и найти способ понять как все работает.
Здравствуйте. Для начала скажу, что обожаю Ваш сайт, тк очень много полезностей. Но когда встречается такое, становится грустно и непонятно, куда пойти за ответом. Я закончила консерваторию и хоть убейте меня не могу понять откуда в ля-минор-септаккорде нота соль-диез.
Вы пишете: «Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность. Именно поэтому случае с построением минорного аккорда обязательно поднимайте ноту на полтона выше седьмой ступени. То есть, для создания аккорда Am7 вам надо зажать G#.»
— о чем идет речь? «именно поэтому случае»… что это значит…
— «обязательно поднимайте ноту» — какую. их в септаккорде 4 штуки
— выше седьмой ступени чего? исходной тональности? или седьмой ступени строимого септаккорда? и зачем ее повышать если минорный септаккорд отличается от мажорного первым интервалом — в мажорном идет большая терция, а в минорном малая…
Возможно, я что-то понимаю неправильно? Но если уж я не смогла в музвышкой разобраться, то простые люди без музыкального образования уж точно не поймут и пройдут мимо…
Пожалуйста, исправьте ошибку.
Здравствуйте. Спасибо за развернутый комментарий. Информацию исправил.
Вопрос такой: почему по теории и таблице в до мажоре три ноты, а играется аккорд как до ми соль ДО. Откуда вторая до взялась то?
Аккорд До-мажор состоит из 3 нот До-Ми-Соль, в самом же аккорде на гитаре участвует 5 нот если начинать с 5 струны, то они будут C-E-G-C-E. Две последние ноты здесь как дополнение, чтобы аккорд звучал более объемно и полноценно. Но в целом структура по формуле остается такая же и в аккорде звучат только 3 ноты.
В пункте про септаккорды — «помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через семь полных тонов от тоники». Та самая нота находится через пять полных тонов )
Спасибо, что сообщили про ошибку. Текст исправили
В разделе «Формула аккордов» вместо квинты ошибочно указаны разного рода терции.
Роман, написано все верно. В этом разделе указаны формулы построения разных типов аккордов. Подробную статью про квинт-аккорды читайте здесь http://pereborom.ru/kvint-akkordy-na-gitare-shemy-pauer-akkordov/
Видимо вторая терция имеется ввиду не от тоники, а от первой терции, поэтому в мажоре написано большая-малая, а в миноре малая-большая.. а если считать от тоники, то конечно квинта
Владимир, все верно. В формулах написанных текстом интервал 3 ноты написан от 2-ой, не от тоники. Для удобства, ниже есть таблица с формулами в цифрах.
Добавить комментарий Отменить ответ
Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
Как записывать акустическую гитару дома
Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Источник