Квартсекстаккорды от всех нот

Секстаккорды и квартсекстаккорды

Мы рассмотрели немного раньше трезвучия в их основном виде, когда звуки, входящие в аккорд, располагаются таким образом (снизу вверх): прима, терция, квинта:

Если те же самые звуки расположить в ином порядке, то мы получим обращения трезвучия. Вариантов иных расположений есть два: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд

Если основной звук трезвучия (приму) мы перенесем на октаву вверх, то у нас получится первое обращение – секстаккорд. В ре мажоре полученный аккорд будет выглядеть так:

Трезвучие в основном виде состоит из звуков ре, фа диез, ля.

Звук ре является основой аккорда или примой. При переносе звука ре на октаву вверх мы получаем аккорд фа диез, ля, ре второй октавы. В основе этого аккорда находится уже не прима основного трезвучия «ре», а терцовый тон «фа диез». Такой перенос нижнего звука на октаву вверх в музыкальной грамоте принято называть обращением.

Рассмотрим, из каких интервалов состоит первое обращение аккорда секстаккорд (его принято обозначать цифрой 6).

Интервал «фа диез-ля» образует терцию, интервал «ля –ре» является квартой. Крайние звуки аккорда «фа диез» и «ре» второй октавы образуют интервал секста, который и дал название обращению – секстаккорд. Запомним, в секстаккорде кварта находится вверху. Это важно для определения аккорда на слух!

Квартсекстаккорд

Продолжим перемещать звуки на октаву вверх. В результате первого обращения мы получили секстаккорд с терцовым тоном внизу. Переместим в нашем примере терцию аккорда «фа диез» на октаву вверх. Тогда в основе окажется квинтовый тон «ля», а аккорд в целом будет иметь вид «ля, ре, фа диез». Пример 3:

Второе обращение трезвучия в музыкальной теории называют квартсекстаккордом и обозначают 6/4. Между первыми двумя звуками образуется интервал кварта, а между 2-ым и 3-им звуком – терция. Крайние звуки, как и в первом обращении, образуют сексту. Запомним, что в квартсекстаккорде кварта находится внизу.

Источник

Презентация «Построение секстаккордов и квартсекстаккордов вне лада».

Презентация к уроку сольфеджио «Построение секстаккордов и квартсекстаккордов вне лада». Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов.Схематическое обозначение и построение секстаккордов и квартсекстаккордов вверх и вниз вне лада. Примеры построения аккордов. Описание слайда: секстаккорд — аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Данная презентация будет способствовать качественному усвоению материала.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_postroenie_sekstakkordov_i_kvartsekstakkordov_vne_lada.pptx 633.14 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Построение секстаккордов и квартсекстаккордов вне лада». Презентацию составила преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств» Наталья Николаевна Грязова г. Нефтеюганск

Секстакко́рд — аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Обращение происходит посредством перенесения основного тона необращённого трезвучия на октаву вверх. Интервал между двумя крайними звуками секстаккорда равен сексте, отсюда его название. Он может быть мажорным, или минорным. Мажорный секстаккорд обозначается заглавной буквой Б с прибавлением числа 6 (Б6). Для построения мажорного секстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов: малая терция и чистая кварта: сначала внизу малая терция, а над ней надстраивается чистая кварта : Б6 Б6 = м.3 + ч.4 ч.4 м.3

Минорный секстаккорд обозначается заглавной буквой М с прибавлением числа 6 ( М6). Для построения минорного секстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов: большая терция и чистая кварта: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается чистая кварта : М.6 М 6 = б.3 + ч.4 ч.4 б .3

Например, построить мажорный секстаккорд от «до » вверх, то отложим от этой ноты сначала малую терцию « до-ми — бемоль», потом сверху прибавим ещё и чистую кварту от « ми — бемоль» — « ми- бемоль — ля — бемоль». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО, МИ – бемоль – ЛЯ – бемоль: = +

Например, построить минорный секстаккорд от «до » вверх , то отложим от этой ноты сначала большую терцию « до-ми», потом сверху прибавим ещё и чистую кварту от « ми» — « ми — ля». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО, МИ, ЛЯ: = +

Для построения мажорного секстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: чистая кварта и малая терция: сначала вверху чистая кварта, а под ней подстраивается малая терция. Например , построить мажорный секстаккорд от «до» вниз, то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до-соль», потом вниз добавим малую терцию от «соль» — «соль — ми». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО , СОЛЬ, МИ: = +

Для построения минорного секстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: чистая кварта и большая терция: сначала вверху чистая кварта, а под ней подстраивается большая терция. Например , построить минорный секстаккорд от «до» вниз , то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до-соль», потом вниз добавим большую терцию от «соль» — «соль – ми — бемоль». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО , СОЛЬ, МИ: = +

Квартсекстаккорд может быть мажорным, или минорным. Мажорный квартсекстаккорд обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 6 и 4 (Б6/4). Для построения мажорного квартсекстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов: чистая кварта и большая терция: сначала внизу чистая кварта, а над ней надстраивается большая терция: = ч.4 + б.3 б.3 ч.4

= ч.4 + м.3 Минорный квартсекстаккорд обозначается заглавной буквой М с прибавлением чисел 6 и 4 (М6/4 ). Для построения минорного квартсекстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов : чистая кварта и малая терция: сначала внизу чистая кварта, а над ней надстраивается малая терция: м.3 ч.4

Например, построить мажорный квартсекстаккорд от «до» вверх, то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до – фа», потом вверх добавим большую терцию от «фа» — «фа – ля». Мажорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ФА, ЛЯ : = +

Например, построить минорный квартсекстаккорд от «до» вверх, то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до – фа», потом вверх добавим малую терцию от «фа» — «фа – ля – бемоль». Мажорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ФА, ЛЯ – бемоль: = +

Для построения мажорного квартсекстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: большая терция и чистая кварта: сначала вверху чистая кварта, а под ней подстраивается малая терция. Например , построить мажорный квартсекстаккорд от «до» вниз, то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до – ля – бемоль», потом вниз добавим чистую кварту от «ля – бемоль» — «ля – бемоль – ми – бемоль». Мажорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ЛЯ – бемоль – МИ – бемоль: = +

Для построения минорного квартсекстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: малая терция и чистая кварта: сначала вверху малая терция, а под ней подстраивается чистая кварта. Например , построить минорный квартсекстаккорд от «до» вниз, то отложим от этой ноты сначала малую терцию «до – ля», потом вниз добавим чистую кварту от « ля» — « ля – ми». Минорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ЛЯ, МИ: = +

Задание: 1.Постройте мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды вверх и вниз от звуков РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ,СИ. Образец: 2. Мажорные квартсекстаккорды соедините стрелочками, а минорные подпишите: 3. Найдите 5 ошибок в построении аккордов и исправьте их: 4.Выучить наизусть « Э стонскую народную песню»:

Источник

Учимся строить квартсекстаккорды и секстаккорды на пианино

Трезвучия – это далеко не все аккорды, которые используются при подборе аккомпанемента. Есть еще их обращения, различные септаккорды и множество нестандартных созвучий, широко используемых в практике. Но после трезвучий логичнее продолжить более изучение более простых и родных, поэтому сегодня мы узнаем как построить квартсекстаккорды и секстаккорды – именно так называются обращения трезвучий.

И опять про интервалы

На этот раз будем учиться играть и строить кварты – интервалы, состоящие из 4-х ступеней. Например – «до-фа», «ре-соль», «ми-ля», «ля-ре» и т. д. На клавиатуре кварты выглядят так.

Так строятся и записываются кварты

В построении кварт есть пара простых правил.

Чистые кварты всегда играются либо на белых клавишах, либо на черных.

То есть, если строим кварту от белой клавиши (бекара), то и вторая нота будет белой клавишей (бекаром). Если же мы строим кварту от диеза, то и вторая нота будет диезная. Соответственно – от бемоля будут два бемоля.

Но есть исключение, когда кварта будет черно-белая. Это кварты от ноты «фа», то есть «фа-си» – кварта-исключение.

Поиграйте все кварты от всех клавиш. Для подсказки могу сообщить, что с кварты начинается Гимн России и известная детская песенка про кузнечика, которого сожрала лягушка. В видео версии я это продемонстрирую.

Учимся играть и строить квартсекстаккорды и секстаккорды

Зачем мы учились играть кварты? А затем, что они входят в состав обращений, которые очень удобно использовать при подборе какой-либо композиции. Да и просто полезно для тех, кто хочет научиться играть на пианино.

Секстаккорды

Когда мы первый раз переворачиваем трезвучие, то получается новый аккорд, который строится по следующей формуле – сначала терция, а потом кварта. Как строить его в тональности – обсудим немного позже, а сейчас познакомимся с формулой построения от нот вне тональности.

Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты, в нотах это выглядит так:

Формула построения секстаккордов

На клавиатуре эти созвучия надо играть таким образом:

Ну, и для примера еще парочка секстаккордов от других нот:

Так строятся секстаккорды от нот МИ и ФА

Исходя из данной формулы и приведенных примеров теперь, думаю, вы сможете построить секстаккорд от любой ноты.

Квартсекстаккорды

Теперь узнаем, как построить квартсекстаккорд. Начинается он с кварты. Формула построения – чистая кварта + терция. Если нам нужен мажорный секстаккорд, то строим чистую кварту и большую терцию, а если минорный – то чистую кварту и малую терцию. Смотрим примеры:

Формула построение квартсекстаккордов в мажоре и миноре

Ну а в видео версии нашего урока я вам сейчас покажу, как строить квартсекстаккорды и секстаккорды от звука вне какой-либо тональности.

Источник

Секстаккорд

Термин «секстаккорд» в современной музыке является музыкально теоретическим омонимом, так как обозначает 2 абсолютно разных аккорда. Для того, чтобы понять о каком конкретно аккорде идет речь, нужно понимать контекст.

Если это классическая гармония, то секстаккорд обозначает первое обращение трезвучия. То есть трезвучие, у которого вместо устоя в басу расположена терция аккорда.

Например, секстаккорд для трезвучия Am:

Можно заметить, что секста образуется между крайними звуками аккорда. Отсюда его название. Секстаккорд как обращение используется в современной музыке для создания плавного голосоведения.

Наиболее популярный вариант это соединение двух трезвучий расположенных на расстоянии терции. Например так:

Поп-музыка

В популярной музыке под секстаккордом подразумевается минорное или мажорное трезвучие с добавленной секстой. При этом аккорд обозначается как X6. Например, С6 или Am6.

В классической музыке данный аккорд называется аккордом с добавленной секстой.

Так как в современной музыке обращения не имеют большого значения, то термин секстаккорд более логично использовать для обозначения часто применяемого аккорда с секстой.

Так как, в обозначении аккорда используется цифра без каких либо вспомогательных символов, то по базовым правилам буквенно-цифровых обозначений она указывает на большой интервал.

Таким образом, аккорд Am6 будет записан как:

NB. Некоторые ошибочно путают минорную тональность и указание буквы m на минорность терции или минорность трезвучия. В данном аккорде, как уже было указано выше, все строго соответствует правилам обозначений аккордов:

буква m указывает на минорное трезвучие, а цифра 6 на большую сексту.

Изредка встречающийся аккорд с минорной секстой правильно обозначить как:

Am(m6):

По звучанию данный аккорд является ярко выраженным обращением аккорда maj7. Поэтому более логично записать его как Fmaj7/A.

Во времена доклассической музыки, аккорд с секстой рассматривался, как самостоятельный вид аккорда, а не как обращение подчиненное главному трезвучию. Это связано с тем, что терцовая схема и догмат тональности еще не оформились и аккорды использовались более свободно.

Здесь можно увидеть связь с современной музыкой.

Один из вариантов появления данного аккорда в музыке это естественно мелодическое движение от VI ступени к V

Также в классической музыке можно встретить прием, суть которого заключается в замене квинты септаккорда, секстой, что фактически дает звучание аккорда 13:

Современная музыка

Аккорд с секстой используется, как альтернатива обычному трезвучию. Наиболее часто его можно встретить на I и IV ступени в мажоре, а также на I, II, IV в миноре. Хотя практически данный аккорд может быть использован на любой ступени тональности.

Кроме того, в джазе минорный аккорд с секстой очень часто используется в качестве аккордового синонима. Если мы посмотрим на звуковой состав аккорда Cm6:

то увидим, что звуки входящие в его состав являются часть аккордов F9, Am7♭5, B7♭9.

Те же звуки, в качестве надстройки аккорда B7#5b9:

Неаполитанский секстаккорд

В классической музыки некоторые аккорды используются только в виде первого обращения трезвучия. Например, уменьшенное трезвучие VII ступени или неаполитанский аккорд, который можно построить на IIb ступени лада. Пример движения:

Так как 6 ступень является также по звучанию и 13, то иногда звучание секстаккорда может использоваться для имитации более сложного джазового звучания.

Обращения секстаккорда не имеют практического значения, так как аккорд имеет ярко выраженный фонизм только в основном виде. Если послушать обращения секстаккорда, то можно услышать однозначное тяготения фонизма к минорному септаккорду.

Это важная особенность секстаккорда: данный аккорд имеет звуковой состав равный минорному септаккорду, но функции у этих аккордов разные. Например, C6 может выступать в качестве устоя тональности, а Am7 не может и т.д.

Аккорды с увеличенной секстой ( дополнение)

Также в классической музыке встречается 3 вида аккордов, в которых используется увеличенная секста ( малая септима). Эти аккорды наиболее эффективно используются для энгармонических модуляций, так как звучат, как септаккорды, несмотря на сложные варианты записи.

Итальянская секста

Секстаккорд с итальянской секстой получается из альтерированного трезвучия минорной субдоминанты. Для того, чтобы получить нужный аккорд Вам нужно взять первое обращение минорного трезвучия и повысить в нем приму:

Такой подход отображает теоретическую сложность классической гармонии и ненужные усложнения в записи аккордов. Очевидно, что в реальности звучит обычный секстаккорд. Тем не менее, данный аккорд в классической гармонии обозначается как It6

Французская секста

Если в предыдущем аккорд добавить ноту D, то получить обращение альтерированного септаккорда D7b5/Ab, который также содержит увеличенную сексту.

Источник

Читайте также:  Девушки с акустическими гитарам
Оцените статью