Квинт строй для гитары

Квинты на гитаре

Песни на гитаре квинтами известны каждому человеку, кто хотя бы раз слышал игру под гитару. Они мелодичны, приятны на слух, а музыканты применяют квинт-аккорды для гитары повсеместно.

Что такое квинт-аккорды?

Их называют в музыкальном мире пауэр-аккорды. Представляют собой особенные виды двузвучий. Состоят из тоники, пятой по счету от нее ноты, а иногда и с октавой, как параллельном тонике звуку. Но прием получил свое название именно от 2-й ступени, потому что пятая ступень гаммы называется квинтой.

Зачастую интервал квинту применяют в разных тяжелых жанрах рок-музыки. Гитарист может добиться эффекта Over Drive или Distorsion. Если говорить о трех звучных сочетаниях струн, то они содержат 2 октавы с дополнительными звуками. Они во время сильной компрессии начинают издавать нечистый звук. А вот 2 или 3 звука квинт-аккордов создают отличное созвучие. К тому же квинт на гитаре позволяет создавать отличные мелодичные рисунки намного легче.

Читайте также:  Редмонд нот 9 про

Аппликатура

Квинта представляет собой интервал между 1-й и 5-й позициями в гамме. Он больше похож на недоаккорд, который состоит из 2-х звуков, которому не достает 3-го звука. Однако этот факт делает окрас не минорным и не мажорным.

Поэтому квинты являются нейтральными, с точки зрения звучания. С их помощью можно озвучить любые лады гармонии. На практике используют две или три бас-струны. Во время игры на трех струнах к первой и пятой нотам можно добавить 1-ю ноту следующей октавы.

Чтобы верно выстроить квинт, необходимо понимать положение нот на 5-й и 6-й струнах.

По таблице можно составлять план любой песни по соответствующему положению квинтов.

Квинты на гитаре таблица

  1. Необходимо подставить хроматический звукоряд аккорда, согласно цифровике 1-8, определить нотный стан в пределах одной октавы. Пример: аккорд Csus4 — C, F, G.
  2. Аккорды содержат нечетные ступени —1,3, 5 и т. д. Исключение — Х из приведенной выше таблицы.
  3. Знаки «-», «+» означают бимоль и диез, соответсвенно.

Как строятся квинты

Теперь вы понимаете, что такое квинты на гитаре. Так как же их составлять и начинать играть? Например, необходимо взять аккорд D5. Нота D расположена на 10-м ладу (6-я струна). Ее нужно зажать при помощи указательного пальца. Затем используется 5-я струна. На ней необходимо зажать четвертым пальцем позицию на 2 лада выше относительно первой. Это будет нота A. Так выходит квинт-аккорд D5.

Взяв трехструнный вариант квинта D5, нужно зажать пятым пальцем 4-ю струну 12 лада, то есть от 1-й позиции взять +2 лада. Точно также будет выстраиваться любой подобный аккорд.

Когда вы хотите исполнить определенную композицию на квинтах, то из ее интервалов нужно исключить все буквенные и цифровые знаки, за исключением бемолей или диезов, выставив у всех квинт-аккордов пятерки.

Пауэр-аккорды типа Distorsion, которые исполняются чаще на электрогитарах, играют при помощи медиатора, заглушенного или не заглушенного. Можно играть одним с чередованием второго. Рукой можно играть снизу вверх или в зависимости от ритма, стиля конкретной композиции.

Стоит отметить, что все квинты происходят от обычных «барэ». Их нужно зажимать при помощи трех пальцев. Можно пользоваться и двумя пальцами, но тремя гораздо эффективнее, особенно для начинающих гитаристов. К примеру, вариант А (нота «Ля») будет выглядеть следующим образом:

| 5 лад | 6 лад | 7 лад

Интересно! Если внимательно присмотреться, то невозможно не заметить определенное правило, относящееся ко всем пауэр-аккордам: они выстраиваются через 1 лад. То есть, когда вы берете квинт А, то указательный палец будет попадать на басовую струну, от которой исходит весь интервал. Безымянный палец в этом случае ровно через один лад будет попадать на следующую струну (5-я струна на 7-м ладу), а мизинец в это время будет зажимать лад, расположенный ровно на одну струну ниже.

Если это трудно понять, то обратите внимание на следующую таблицу.

Источник

Альтернативные гитарные строи

Повышение или понижение строя

Материал о том, как настроить гитару выше или ниже.

Drop D

Гитарный строй Drop D подходит тем, кто играет квинтами на электрогитаре. Drop D отличается от обычного строя более тяжелым звучанием, так как шестая струна настроена на тон ниже.

Drop C

Drop C выдает еще более низкий звук, чем Drop D. Такой строй используют те, кто играет тяжелую музыку. Первые пять струн опускаются на тон ниже обычного, а шестая на два тона.

Double Drop D

Double Drop D отличается от классического «испанского» строя опущенными на тон первой и шестой струнами. Таким образом, здесь сразу 3 струны настроены на ноту D.

Open D

Open D в открытом виде дает Ре-мажор.

Open C

Open C в открытом виде звучит как аккорд C (До). Если взять баррэ на втором ладу — это уже будет D (Ре), на четвертом ладу — E (Ми), на пятом — F (Фа) и так далее. Удобно для игры мажорными аккордами.

Open G

Open G образует в открытом виде аккорд G (соль-мажор).

Источник

Виды гитарных строев

Кроме обычного способа настроить гитару существуют альтернативные строи.

Они нужны гитаристам, чтобы разнообразить исполнение и добиться необычного или мощного звучания, а еще для упрощения расстановки пальцев во время игры. Если возникли проблемы с процессом настройки, на нашем сайте есть об этом отдельная статья.

В этой статье строй будет указываться от шестой струны к первой. Некоторые настройки так легче запомнить.

Содержание

Классический строй и его вариации

EADGBE — классический строй

Общепринятый строй, еще называемый “испанским”, в нем чаще всего пишут песни. Как пример рассмотрим Ed Sheeran – Shape of you. Эд играет эту песню именно в классическом строе.

Вариация первая — DADGBE

Среди гитаристов называется дроп-D, так как шестая струна опускается на тон до ноты ре. В нем квинтаккорды (power chords) зажимаются одним пальцем, поэтому дроп-D часто используется в рок-музыке.

Превращается в это:

Stockholm Syndrome группы Muse играется в этом строе.

Вариация вторая — DADGBD

Также носит название Double drop-D, похож на предыдущий, но первая струна опускается на тон вниз. В нем удобно играть партии через повторяющуюся ноту ре, как на шестой, так и на первой струне. В композиции Circus For A Psycho от Skillet основной рифф играется в этом строе.

Вариация третья — DADGAD

Среди гитаристов так и называется “дэдгэд”, часто используется в фолк музыке из-за удобства в подражании волынке и ситару. В открытых струнах не образуется терции, поэтому этот строй и не мажорный и не минорный, а модальный. Первая, вторая и шестая струны опускаются на тон. White summer группы Yardbirds играется как раз так.

Дропы и каподастр

Далее рассмотрим строи, образованные равномерным изменением всех струн от классического строя и его вариаций. Движение вниз добавляет “тяжести” звучанию. Вокалисту может быть удобнее петь. С понижением строя лучше перейти на более толстые струны, их натяжение уменьшится и будет неудобно играть.

Шаг первый — D#G#C#F#A#D#

Он же half-step-down, “полшага вниз”. Все струны равномерно опускаются на полтона.

Guns`n`roses играют свою классическую Sweet Child O`mine чуть ниже, чем могло бы показаться.

Шаг второй — CGCFAD

Популярный в металле и тяжелом роке drop-C. Практически всегда используется именно такой строй, все струны на тон вниз и шестая еще на тон, т.е. один тон вниз от drop-D. Два первых альбома группы System of a Down сыграны в drop-С. Например, песня Toxicity с одноименного альбома.

Шаг третий — BF#BEG#C#

Еще на тон ниже предыдущего, он же drop-B. Еще тяжелее и агрессивнее. Slipknot в своих первых альбомах использовали этот строй. Wait and bleed не исключение.

Строи ниже здесь рассматривать не будем, так как в современной музыке для еще большего понижения используются гитары с дополнительными струнами, 7-, 8-, 9-струнные.

Каподастр

Для повышения строя гитару перестраивают очень редко, для этого используют каподастр, который равномерно зажимает все струны.

Это создает подвижный порожек, и, если надо сыграть песню в другой тональности, например, для удобства вокалиста, достаточно сдвинуть каподастр на нужный лад.

Например, Scarborough fair в исполнении Simon and Garfunkel играется с каподастром на седьмом ладу, что образует строй BEADF#B на 3,5 тона выше классического.

Открытые строи

Открытый строй – это настройка всех струн не по интервалам, а по нотам какого-либо аккорда.

Такие строи часто применяются в фолк-музыке и при игре слайдом – обычно металлическим или стеклянным цилиндром, который надевают на палец левой руки. Его двигают вдоль струн в качестве “передвижного” лада.

Рассмотрим некоторые часто используемые открытые строи.

Открытый ре мажор Open D — DADF#AD

Мы уже разобрали строй DADGAD как вариацию классического строя. Опустим третью струну еще на полтона – получаем ноты аккорда ре мажор.

Для примера возьмем композицию гитариста Alain Johannes – Make God Jealous.

Открытый ре минор Open D Minor — DADFAD

Опустим третью струну еще на полтона, попадем в ре минор, более “грустный” аккорд. Оценим изменения в звучании с помощью песни Wine and Roses от John Fahey.

Открытый соль мажор Open G — DGDGBD

Вернем вторую и третью струны в классический строй, но опустим пятую на тон – мы переходим в соль мажорный аккорд. Этот строй использован Джимми Пейджем в композиции Bron-Y-Aur Stomp в составе группы Led Zeppelin.

Модальный строй соль Modal G — DGCGCD

Этот строй имеет те же особенности, что и рассмотренный выше модальный строй ре (DADGAD), в нем удобно играть и мажорные и минорные песни.Джимми Пейдж использовал и такой строй. Он вообще использовал много нестандартных строев и был их популяризатором. Например, Rain song в совместном исполнении с Робертом Плантом.

Открытый соль минор Open G Minor — DGDGA#D

Опустив вторую струну на полтона, мы формируем из открытых струн минорный аккорд соль. Он использован в композиции Mist-Covered Mountains of Home гитариста John Renbourn и подражает лютне.

Открытый ля мажор Open A — EAEAC#E или EAC#EAE

Существует два варианта настройки. В первом случае мы поднимаем на тон вторую, третью и четвертую струны, формируя мажорный аккорд ля.

Во втором случае опускаем вторую струну на тон, третью на полтора тона, четвертую струну на полтона. Этот вариант часто встречается в композициях дельта-блюза, одного из самых ранних блюзовых течений.

Роберт Джонсон в песне Crossroads Blues использует слайд для игры в этом строе.

Открытый до мажор Open C — CGCGCE или CGCGGE

Шестая, пятая и четвертая струны повторяют drop-C, вторая струна поднята на полтона (или опущена на два тона), третья и первая – как в классике.

В этом строе написана песня Криса Корнелла Burden In My Hand, исполненная Soundgarden.

Существует еще множество более редких вариантов настройки. Ничто не мешает настроить музыканту инструмент так, как ему хочется или необходимо.

Приходите к нам, и мы научим вас играть на гитаре и находить нестандартные решения музыкальных проблем.

Источник

Пониженный и нестандартный гитарный строй

К понижению гитарного строя рано или поздно приходит большинство музыкантов. Одним хочется получить более тяжелое и «рояльное» звучание, а другие стремятся к экспериментам в своем творчестве. Третьи же повышают или даже создают свой уникальный и неповторимый строй. Зная некоторые важные нюансы о строе гитары, вы улучшите свое звучание и откроете для себя новые горизонты.

Например, гитарист Александр Мисько виртуозно перестраивает гитару прямо во время исполнения.

Из всего многообразия гитарных строев в целом можно выделить четыре типа настроек:

  • Стандартный строй, он же испанский – EADGBE

Если вы понизите строй гитары на 1 тон, то он все еще будет считаться стандартным ввиду того, что интервалы между нотами сохранятся. Во всем мире под словом «стандарт» подразумевают систему EADGBE.

Всем новичкам рекомендовано начинать учиться игре на гитаре как раз со стандартного строя, так как в нем написано огромное количество песен и в нем проще осваивать гаммы.

Было E-standard: EADGBE
Стало Drop-D: DADGBE

Практически стандартный строй, но с одной разницей – 6-я струна опущена на один тон от стандартного строя. В таком случае квинт-аккорды можно зажимать одним пальцем, а гитара начинает звучать «тяжелее». Большинство тяжелых метал-композиций написано как раз в Drop-строе.

Строй, пришедший в наш мир из фолк-музыки. Подобные строи носят название «открытые» не случайно, так как одновременное звучание всех открытых струн формируют аккорд, в данном случае До-мажор (C). Классическая игра аккордами при такой настройке дается очень легко и, при взятии баре на любом ладу, будет звучать мажорный аккорд. При этом открываются новые возможности для арпеджио, использования расширенных аккордов, а также одновременной игры гармонической и мелодической партии.

Все просто – берете и повышаете строй на полтона, тон и так далее. Но помните, что инструмент едва ли скажет вам спасибо. Обычно для повышения звучания используют каподастр, но на полтона выше гитару все же можно настроить, если струны тонкие.

Пониженный строй

То, что делает музыку тяжелой и зубодробительной – это пониженные строи. Они формируют низкий и рояльный звук, что открывает новые просторы для творчества. Гитару достаточно настроить на полтона ниже, можно попробовать и понижение на тон или еще глубже. Опускать можно до тех пор, пока натяжение струн будет позволять комфортно и разборчиво играть.

Плюсы: удобнее играть в нужной тональности, более мощное звучание.
Минусы: не все гитары и струны предназначены для низкого строя.

Струны для пониженного строя

При понижении строя на один тон и ниже следует устанавливать более толстые струны, чтобы сохранить натяжение струн.

Действует простое правило: чем ниже строй, тем толще струны. При этом главное не навредить инструменту и учесть такой параметр, как мензура инструмента.

Более подробно о правильном выборе струн под пониженные строи вы можете почитать в другой нашей статье «Какие струны лучше подойдут под определенный строй» .

Понижение строя за 1 секунду

«Хорошо развитая технология неотличима от магии», или поговорим о понижении строя при помощи различных устройств.

Первый способ понизить строй за 1 секунду – использование специальных педалей эффектов, например, DigiTech The Drop и DigiTech Whammy 5.

Сущность работы педалей состоит в том, что они могут понижать строй электрогитары до целой октавы вниз (а некоторые и того ниже). Частота тона смещается либо при помощи потенциометров на педали, либо при помощи педали экспрессии.

Плюсы: недорого и вполне удобно.
Минусы: специфическое звучание, не подойдет для студийной записи.

Из более дорогих, но не менее интересных приспособлений стоит отметить midi-датчики/звукосниматели или встраиваемые гитарные процессоры. Конечно, подобные процессоры имеют целую массу функций, но нас интересует только строй. Например, рекомендуем рассмотреть процессоры Roland семейства G-5 VG и GK-3.

Процессор, показанный на видео выше, позволяет менять строй и даже тип гитары нажатием одной кнопки.

Конечно, существуют еще автоматические колки, которые настраивают гитару в один момент, но минусы таких систем с лихвой перекрывают плюсы.

Напоследок мы решили дать вам несколько коротких, но крайне полезных советов:

  • Чтобы строй гитары был более стабильным, используйте топлоки или локовые колки;
  • Не бойтесь перетянусь струну и порвать её – это возможно обычно только тогда, когда струна уже повреждена либо вы повышаете строй экстремально высоко. Бойтесь, что перетянутая струна вызовет прогиб грифа;
  • Всегда регулируйте анкер грифа при смене калибра струн;
  • Всегда выполняйте настройку мензуры при смене калибра струн;
  • Металлическая струна не может лопнуть и рассечь кожу – это физически невозможно. А вот гитара ваша может пострадать из-за резкой смены натяжения.

Источник

Оцените статью