Квинтет для фортепиано форельный

Форелевый квинтетTrout Quintet

Фортепианный квинтет ля мажор
Форелевый квинтет
на Франца Шуберта
Ключ Главный Каталог D . 667 Случай По заказу Сильвестра Паумгартнера Сочиненный 1819 г. ( 1819 ) Опубликовано 1827 г. ( 1827 ) Продолжительность 35-43 минут Движения пять

Форель квинтет ( Forellenquintett ) является популярным именем для Фортепианный квинтет в крупной , D. 667, по Франца Шуберта . Фортепианный квинтет был составлен в 1819 году, когда ему было 22 лет; Однако он не был опубликован до 1829 года, через год после его смерти.

В отличие от обычного фортепианного квинтета, состоящего из фортепиано и струнного квартета , Форелевый квинтет написан для фортепиано , скрипки , альта , виолончели и контрабаса . Композитор Иоганн Непомук Хаммель переделал свой собственный септет для того же инструментария, и на самом деле « Форель» была написана для группы музыкантов, которые собрались вместе, чтобы сыграть произведение Хаммеля.

СОДЕРЖАНИЕ

Пьеса известна как » Форель», потому что четвертая часть представляет собой набор вариаций на более раннюю ложь Шуберта » Die Forelle » («Форель»). Квинтет был написан для Сильвестра Паумгартнера из Штайра в Верхней Австрии, богатого музыкального мецената и виолончелиста-любителя, который также предложил Шуберту включить набор вариаций на тему лжи. Наборы вариаций мелодий из его «Лидера» можно найти в четырех других произведениях Шуберта: « Смерть и девичий квартет» , «Трокн Блюмен», вариации для флейты и фортепиано (D. 802), « Фантазия странника» и « Фантазия для скрипки и фортепиано». Фортепиано до мажор (D. 934, на тему «Sei mir gegrüßt»).

Читайте также:  Оформление актового зала нотами

Анализ

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Квинтет состоит из пяти частей:

Восходящая фигура секступлета из аккомпанемента песни используется в качестве объединяющего мотива на протяжении всего квинтета, а связанные фигуры появляются в четырех из пяти частей — всех, кроме скерцо . Как и в песне, фигура обычно вводится роялем по восходящей.

I. Allegro vivace

Первая часть в сонатной форме. Как это часто бывает в произведениях классического жанра, экспозиция смещается от тонической к доминирующей ; однако гармонический язык Шуберта является новаторским, он включает в себя множество посредников и субмедиантов . Это видно почти из начала пьесы: после определения тоники для десяти тактов гармония резко переходит в фа мажор (плоский субмедиант) в одиннадцатом такте.

Раздел развития начинается таким же резким переходом от ми-мажор (в конце экспозиции) к до-мажору. Гармоническое движение сначала медленное, но становится более быстрым; к возвращению первой темы гармония модулируется восходящими полутонами.

Перепросмотр начинается в субдоминанте , внесение каких — либо модулирующие изменений в переходе ко второй теме ненужной, частое явление в ранней форме движений сонаты , написанных Шубертом. Он отличается от экспозиции только тем, что в нем отсутствуют первые строки и еще один короткий раздел перед заключительной темой.

II. Анданте

Это движение состоит из двух симметричных частей, вторая является транспонированной версией первой, за исключением некоторых различий в модуляции, которые позволяют завершать движение в той же тональности, в которой оно началось. Тональная компоновка (с опущенными некоторыми промежуточными клавишами более низкого структурного значения) следующим образом:

Фа мажор — F ♯ минор — ре мажор — соль мажор — соль минор — соль мажор; A ♭ мажор — Ля минор — Фа мажор — Фа минор — Фа мажор

III. Скерцо: Престо

Это движение также содержит медианты тональностей, такие как окончание первой части скерцо правильные, который находится в C мажоре, уплощенная медианта, или относительно главный из параллельного минора ( ля минор ).

IV. Андантино — Аллегретто

Четвертая часть — это тема и вариации на лживую « Die Forelle » Шуберта . Как типично для некоторых других вариационных движений Шуберта (в отличие от стиля Бетховена), вариации не превращают исходную тему в новый тематический материал; скорее, они концентрируются на мелодическом оформлении и смене настроения. В каждой из первых вариаций основная тема исполняется разными инструментами или группами. В пятой вариации Шуберт начинает с плоской субмедианты (B ♭ мажор) и создает серию модуляций, в конечном итоге ведущих к основной тональности движения в начале заключительной шестой вариации.

Подобный процесс слышен в трех более поздних сочинениях Шуберта: Октете фа мажор, D. 803 (четвертая часть); Соната ля минор, Д. 845 (второе движение); и Экспромт B ♭ мажор, D. 935 № 3 . Заключительная вариация похожа на оригинальную Lied, но с тем же характерным аккомпанементом фортепиано.

В. Аллегро Джусто

Финал состоит из двух симметричных частей, как и вторая часть. Однако движение отличается от второй части отсутствием необычного хроматизма , а во второй части — точным транспонированием первой (за исключением некоторых изменений октавного регистра). Знак повторения записывается для первого раздела: если тщательно придерживаться партитуры, часть состоит из трех длинных, почти идентичных повторов одного и того же музыкального материала. Иногда исполнители предпочитают не повторять первую часть во время игры.

Хотя этому механизму не хватает хроматичности второй части, его собственный гармонический дизайн также новаторский: первая часть заканчивается ре-мажором , субдоминантом. Это противоречит эстетике классического музыкального стиля, в котором первым крупным гармоническим событием в музыкальном произведении или движении является переход от тонического к доминантному (или, реже, к срединному или субмедиантному — но никогда к субдоминанту). .

Музыкальное значение

По сравнению с другими крупными камерными произведениями Шуберта, такими как последние три струнных квартета и струнный квинтет , Форелевый квинтет — неторопливая работа, характеризующаяся более низкой структурной связностью, особенно в ее внешних движениях и Анданте. Эти движения содержат необычно длинные повторения ранее заявленного материала, иногда транспонированные, с незначительной структурной переработкой или без нее, нацеленные на создание общего единого драматического дизайна («механического», по словам Мартина Чусида).

Важность пьесы в основном связана с использованием оригинального и новаторского гармонического языка, богатого медиантами и хроматизмом , а также с его тембральными характеристиками. Форель квинтет имеет уникальное звучание среди камерных произведений для фортепиано и струнных, в основном на фортепиано часть, для значительных участков штучных концентратов на самом высоком регистре инструмента, с обеими руками , играя ту же мелодическую линию октавы ( были освобождены для этого благодаря включению в ансамбль и виолончели, и баса). Такое письмо также встречается в других камерных произведениях Шуберта, таких как фортепианные трио, но в гораздо меньшей степени, и характерно для произведений Шуберта для фортепиано в четыре руки , одного из его самых личных музыкальных жанров. Такое тембральное письмо могло повлиять на произведения композиторов- романтиков, таких как Фредерик Шопен , который восхищался музыкой Шуберта для фортепиано в четыре руки.

Квинтет формирует основу Christopher Nupen «s 1969 фильм Форель , в котором Ицхак Перлман , Пинхас Цукерман , Жаклин дю Пре , Даниэль Баренбойм и Зубин Мехта выполнять его в Queen Elizabeth Hall в Лондоне.

Другое использование

Фрагмент пятой части Форелевого квинтета в исполнении Nash Ensemble используется в качестве музыкальной темы для телевизионной комедии BBC « В ожидании Бога» . В спектакле также использована третья часть в исполнении ансамбля Нэша .

Источник

Франц Шуберт. Квинтет ля мажор «Форель»

Квинтет ля мажор «Форель» для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано Франц Шуберт создал в 1819 г. Наряду с до-минорным струнным квартетом, написанным годом позже, это произведение знаменует собою начало зрелого периода в творчестве композитора.

Создавал его Шуберт в один из наиболее счастливых периодов своей жизни. Вместе с певцом Михаэлем Фоглем он отправился в путешествие по родным краям исполнителя – по Верхней Австрии. Новые впечатления, разумеется, радовали Шуберта, но еще в большей степени обрадовал его тот факт, что в каждом доме, где хоть немного интересовались музыкальным искусством, находились рукописные копии его песен. Прежде Шуберту представлялось, что его творчество известно лишь в узком дружеском кругу – а оказалось, что он весьма популярный композитор.

Во время этого путешествия Шуберт и Фогль посетили небольшой верхнеавстрийский городок Штайр, где композитор познакомился с горячим поклонником своего творчества, богатым промышленником Сильвестром Паумгартнером. Особенно нравилась этому человеку песня «Форель», которую он готов был слушать бесконечно. Желая порадовать поклонника, Шуберт написал по возвращении в Вену пятичастный фортепианный квинтет, в одном из частей которого звучит мелодия его любимой песни.

Квинтет задумывался как «легкое» произведение для домашнего музицирования, и в какой-то степени он связан с дивертисментными традициями, которые предстают здесь в новом – романтизированном – варианте.

Подобно ранним камерно-инструментальным сочинениям, в Квинтете преобладает радостно-безмятежное настроение, но содержание становится более глубоким. Исходным «звеном» его создания стала песня, воплощающая восторг перед красотой природы, и это определило образный строй квинтета. Бодрость, кипучая энергия ощущается с первых же тактов первой части – мощного аккорда, взятого всеми инструментами, и «взлетающих» фортепианных арпеджио. На фоне напористых пассажей в фортепианной партии возникает у струнных благородная, напевная тема. В том «состязании», в которое вступают рояль и струнные, есть и оттенок юмора, и упоение жизнью, но есть и оттенок печали – в разработку вторгается минорный эпизод. Первой части с ее напористой энергией контрастирует спокойная вторая. В ней нет печали – светлая мечтательность царит здесь. Напевная, задумчивая мелодия, проводимая скрипкой и виолончелью, сменяется игривой, грациозной темой, возникающей в партии фортепиано. В третьей части живым и подвижным скерциозным разделам контрастирует медленный средний.

Четвертая часть, надо полагать, более всего пришлась по душе адресату – ведь именно здесь звучит мелодия его любимой песни, ставшая темой вариаций. Примечательно, как обращается Шуберт с собственной темой, учитывая особенности песенного жанра в одном случае и камерно-инструментального в другом: из песни позаимствована лишь мелодия первого куплета, ведь в песне логика музыкального развития во многом продиктована словом, поэтическим текстом, а в инструментальном произведении, где словесного текста нет, теме предстоит «жить своей жизнью» в соответствии с совершенно иными закономерностями тематического развития. От темы, предлагаемой для варьирования, требуется предельная лаконичность и ясность, чтобы она стала тем «основанием», на которому будут «выращиваться» разнообразные и богатые вариации. Мелодическая линия песни, взятая целиком, была бы самодостаточна, и вариации тогда казались бы «лишними», и потому Шуберт ограничивается первым куплетом.

В четвертой части квинтета эта мелодия, излагаемая скрипкой, остается такой же наивной и простодушной, изящной и легкой, какой была она в песне, но приобретает более спокойное и изысканное, даже «благородное» сопровождение («журчание ручья» в фортепианных фигурациях, которое имело место в песне, здесь заменяется более статичным аккомпанементом), чтобы затем подвергнуться многочисленным изменениям в пяти вариациях. В первой из них тема переходит в партию фортепиано, а струнные «оплетают» ее изысканными «кружевами» и трелями. Затем в этих «украшениях» появляется триольность, а фортепиано и низкие струнные проводят тему в имитации. В дальнейшем структурные очертания темы сохраняются, остаются узнаваемыми даже отдельные мелодические фразы, но в целом тема «теряется» в «россыпи» фортепианных пассажей и четких ритмических фигурациях струнных. Наибольшим драматизмом отличается следующая вариация, в которой «тяжелым» туттийным аккордам всех инструментов отвечают мажорные изящные «реплики» скрипки, но завершается этот диалог все-таки в миноре. Успокоение наступает в последующем вариационном развитии – с изысканными пунктирными фигурами и напевным мелодическим развитием у виолончели. В заключении части тема проводится в облике, близком к первоначальному ее виду.

Представление о красоте природы неразрывно связано с идеализацией патриархального быта, и эта образная сфера воплощена в пятой части квартета, напоминающей крестьянский танец, который Шуберт вполне мог наблюдать во время путешествия.

Источник

Шуберт. «Форель» и «Фореллен-квинтет»

Шуберт. Форель

Франц Шуберт — австрийский композитор XIX века. Главное место в его творчестве занимает. Будучи автором более 600 песен, Шуберт сделал этот жанр столь же значительным и серьёзным, как соната, симфония.

«Из числа музыки не для театра, не для церкви, не для концерта есть особенно замечательный отдел — романсы и песни для одного голоса с фортепиано. От простой, куплетной формы песни этот род развился до целых маленьких единичных сцен-монологов, допускающих всю страстность и глубину душевной драмы. Этот род музыки великолепно проявился в Германии, в гении Франца Шуберта»,- писал А. Н. Серов.

Шуберт — «соловей и лебедь песенности». В песне вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма.

Одна из самых известных песен композитора – «Форель» — написана на стихи близкого друга, немецкого поэта К. Ф. Д. Шубарта.

По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс её на суд слушателей. Песню с величайшим удовольствием повторили несколько раз и признали, что это «одно из наиболее грациозных и нежных его произведений».

В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.

Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

Начало первых двух куплетов песни пронизано интонациями радости — фанфарными мотивами. Как и в народных австрийских и немецких песнях, гармония здесь опирается на простейшие аккорды — трезвучия Т, S, D. Звучит только мажор. Но вот в мир безмятежной красоты и гармонии вторгается нечто враждебное, чуждое. Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака. Поэт описывает выразительную сценку:

Но скучно стало плуту
Так долго ждать,
Поток взмутил он в ту ж минуту
Уж дрогнул поплавок,
Он дёрнул прут свой гибкий,
А рыбка бьётся там.

Следуя за поэтическим текстом, композитор резко изменяет характер музыки в третьем куплете песни. Теперь вместо мажора звучит минор, вместо консонансов — диссонансы, мрачнеет регистр аккомпанемента. Мелодию сменяет речитатив, его дыхание становится взволнованным, сбивчивым, в нем выделяются резкие восклицательные интонации. Партия сопровождения прерывается паузами — в них чувствуется напряжённое ожидание.

Разрушен мир красоты, исчезли покой и радость.

Однако законы музыкальной целостности произведения требуют обрамления, музыкального повтора. Поэтому третий куплет завершается вновь короткими закруглёнными песенными фразами у фортепиано, звучавшими в самом начале песни.

Шуберт. Фореллен-квинтет

В самую счастливую пору своей жизни написал Шуберт этот квинтет. Шёл 1819 год.

Вместе с Михаэлем Фоглем композитор путешествует по Верхней Австрии. Фогль, уроженец этих краёв, щедро «делится» с Шубертом. Но не только радость узнавания новых мест и людей принесло Шуберту это путешествие. Он впервые воочию убедился в том, что его знают не только в Вене, в узком кругу друзей. Что почти в каждом хоть немного «музыкальном» доме есть рукописные копии его песен. Собственная популярность не просто удивила его — она его ошеломила.

В верхнеавстрийском городке Штейре Шуберт и Фогль повстречали страстного почитателя шубертовских песен, промышленника Сильвестра Паумгартнера. Ещё и ещё раз просил он друзей исполнить для него песню «Форель». Он мог слушать её бесконечно. По заказу Сильвестра Паумгартнера Шуберт (больше всего на свете любивший доставлять радость людям) и написал инструментальный квинтет «Форель» — его красиво называют «Фореллен-квинтет», в четвертой части которого звучит мелодия песни «Форель». Он пожелал, чтобы финал представлял собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель». Он же настоял на необычном для классического квинтета составе инструментов: фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас.

В квинтете бурлит, переливаясь через край, молодая энергия. Порывистые мечты сменяются грустью, грусть вновь уступает место мечтам, звонкому счастью бытия, которое только и возможно в двадцать два года.

Тема четвертой части, простая, почти наивная, грациозно ведомая скрипкой, расплёскивается множеством вариаций. Первоначально излагается сама тема песни. За ней следует ряд вариаций, каждая из которых не похожа на другую, и каждый из инструментов маленького ансамбля успевает сказать своё слово.

А завершается «Форель» безудержным, искрящимся танцем, навеянным Шуберту, вероятно, танцами верхнеавстрийских крестьян.

Вопросы и задания:

  1. Расскажите о песне Шуберта «Форель», спойте её.
  2. В чем проявилось сходство этой песни с народными немецкими и австрийскими песнями?
  3. Почему в песне появился речитативный эпизод? Каковы его особенности?
  4. Какие изобразительные детали фортепианного аккомпанемента дополняют музыкальный образ песни?
  5. Послушайте фрагмент из «Фореллен-квинтета» и постарайтесь ответить на вопросы: как развивается музыка в квинтете? Какие инструменты солируют в каждой из вариаций?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 5 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Форель (2 варианта исполнения — фортепиано без вокала и с вокалом), mp3;
Фореллен-квинтет. IV часть. Тема с вариациями, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Оцените статью