- Квинтет с фортепиано дворжака
- Piano Quintet No. 2 (A-dur), Op. 81
- Популярная музыка от р.Х. до наших дней. Мой музыкальный блог.
- вторник, 3 ноября 2020 г.
- Антонин Дворжак (Antonín Dvořák) «Фортепианный квинтет №2 ля мажор, оп. 81» («Piano Quintet No.2 Op.81») (1887 год).
- Антонин Дворжак. Фортепианный квинтет № 1 ля мажор
- Подобные посты
- Антонин Дворжак. Фортепианный квинтет № 2 ля мажор
Квинтет с фортепиано дворжака
- Поддержите наш сайт →
Piano Quintet No. 2 (A-dur), Op. 81
Антонин Дворжак оставил после себя огромное количество камерной музыки — одних только струнных квартетов у него четырнадцать, а фортепианных квинтетов — два, причем оба в ля мажоре. Первый (соч. 5) был написан в 1872 году, второй (соч. 81) — через пятнадцать лет, между августом и октябрем 1887 года, когда Дворжак в полной мере осознал себя признанным мастером и, что еще важнее, мастером национального стиля.
Первая часть квинтета, соч. 81, начинается обманчиво — будто романс для виолончели и фортепиано. Это впечатление очень скоро рассеивается. Несмотря на правильную сонатную форму, часть полна сюрпризов и даже кажется несколько хаотичной. Дворжак старается удивить слушателей, вводя новые темы и новые манеры (например побочная тема — в духе Брамса).
Три другие части, напротив, очень цельные и очень чешские по стилю. Вторая часть — думка с ее характерным славянским лиризмом. Это одна из самых протяженных и тщательно разработанных думок за всю недолгую историю жанра. В третьей части традиционное скерцо Дворжак превратил в фуриант. Либо наоборот: фуриант превратил в скерцо, радикально упростив ритм этого чешского танца. Музыка финала также имеет ярко выраженный национальный характер и предельно далека от мировых проблем.
Источник
Популярная музыка от р.Х. до наших дней. Мой музыкальный блог.
вторник, 3 ноября 2020 г.
Антонин Дворжак (Antonín Dvořák) «Фортепианный квинтет №2 ля мажор, оп. 81» («Piano Quintet No.2 Op.81») (1887 год).
Антонин Дворжак оставил после себя огромное количество камерной музыки — одних только струнных квартетов у него четырнадцать, а фортепианных квинтетов — два, причем оба в ля мажоре. Первый (соч. 5) был написан в 1872 году, второй (соч. 81) — между августом и октябрем 1887 года, когда Дворжак в полной мере осознал себя признанным мастером и, что еще важнее, мастером национального стиля.
Фортепианный квинтет №2 ля мажор, соч. 81 был написан в результате попытки композитора переработать более раннее произведение — Фортепианный квинтет ля мажор, соч.5, которым Дворжак был недоволен и уничтожил рукопись вскоре после премьеры. Пятнадцать лет спустя он получил копию партитуры соч.5 от друга, пересмотрел её и начал вносить исправления. Однако позже композитор решил, не публиковать исправленную работу, а написать совершенно новое произведение для того же инструментального ансамбля в той же тональности. Но на этом сходство двух работ заканчивается.
Если первая работа была продуктом того времени, когда Дворжак все еще пытался найти себя как композитор, по соч. 81 — это свидетельство превосходства композитора в избранной области. Основным стимулом для написания соч. 81 могло быть то, что незадолго до этого Дворжак пересматривал некоторые из своих ранних произведений, включая свой первый фортепианный квинтет 1872 года, и, возможно, решил создать ему более зрелый аналог. Квинтет во всех отношениях является образцовым достижением Дворжака как зрелого композитора независимо от того, идет ли речь о выборе тематического материала, превосходном инструментарии или безупречной структуре отдельных частей.
Произведение представляет собой смесь выразительного лиризма Дворжака с элементами в стиле чешской народной музыки. Что характерно, это были не настоящие народные мелодии, а созданные композитором в аутентичном народном стиле. Дворжак эффективно сочетает нюансы славянской музыки, в частности, меланхолическую думку во второй части и виртуозную стилизацию чешского народного танца «фуриант» в третьей. Тем не менее, это произведение нельзя назвать исключительно «славянским». На пике своей карьеры Дворжак умело сочетает народные или «национальные» элементы с «паневропейскими», достигая своего собственного самобытного и убедительного синтеза. Большая часть квинтета была написана в летней резиденции Дворжака на Высоке, и кажется, будто идиллическая атмосфера этого окружения была спроецирована на саму музыку: это безмятежное произведение, излучающее преобладающий оптимизм, который в последних двух частях, усиливается до выражения спонтанной радости.
Фортепианный квинтет № 2 состоит из 4-х частей, общей продолжительностью около 40 минут:
Allegro, ma non tanto
Dumka: Andante con moto
Scherzo (Furiant): molto vivace
Произведение впервые прозвучало 6 января 1888 года на одном из концертов, организованных объединением художников «Umelecka beseda» в пражском Рудольфинуме. Премьера квинтета была очень хорошо встречена критикой. Йозеф Богуслав Ферстер, например, так охарактеризовал новую работу в «Народных листах»: «Это произведение редкой ценности, новаторского тематического материала и впечатляющей глубины, в котором заключено всё то, что мы ожидали от Дворжака: прекрасный звук и множество интригующих и оригинальных инструментальных эффектов. Невозможно отдать предпочтение какой-либо одной его части».
Примерно через месяц после премьеры Прагу посетил Петр Ильич Чайковский. Новый квинтет Дворжака был включен в программу одного из вечеров, организованных в его честь. Позже Чайковский записал в своем дневнике: «Играли квартеты Сметаны и Коваровича, а также квинтет Дворжака. Последний оказался милым и очень мне понравился». В первый же год премьеры квинтет несколько раз исполнялся в Праге, а также в Амстердаме, Франкфурте, Гамбурге и дважды в Лондоне, где в последующие годы он стал одним из наиболее часто исполняемых произведений Дворжака. В 1888 году пьеса была опубликована издательством «Simrock» в Берлине и посвящена профессору Богдану Нойройтеру, ведущему меценату молодых музыкантов в Праге.
Квинтет был признан одним из шедевров в этой форме наряду с произведениями Шумана, Брамса и Шостаковича и его мелодии легли в основу многих произведений как классической, так и популярной музыки. В 2015 году автограф-скетч Дворжака для квинтета, который он подарил своему итальянскому ученику Леоне Синигалья, был найден в Италии. В настоящее время он находится в частной собственности неизвестного владельца, который купил его на открытом аукционе за 50 000 евро.
Dvorák — Piano Quintet Op. 81; Piano Quartet Op. 87 (1999).
Piano Quintet nº 2 in A Major, Op.81
1. Allegro ma non tanto
2. Dumka: Andante con moto — Vivace
3. Scherzo (Furiant): Molto vivace — Trio: Poco tranquillo
4. Finale: Allegro
Piano Quartet nº 2 in E flat Major, Op.87
Источник
Антонин Дворжак. Фортепианный квинтет № 1 ля мажор
В течение своей творческой жизни Антонин Дворжак дважды обращался к жанру фортепианного квинтета. Впервые он создал произведение для фортепиано и квартета струнных инструментов в 1872 г. Подобно многим другим ранним камерно-инструментальным сочинениям композитора, Фортепианный квинтет № 1 ля мажор имеет три части, но традиционный цикл трактуется своеобразно – заключительная часть сочетает в себе черты скерцо и финала. Имеются и другие общие черты с ранними камерными опусами, проявляющиеся в образном строе произведения: романтический пафос первой части (Allegro ma non troppo), несколько мрачный колорит второй – медленной – части (Andante sostenuto), радостная оживленность финала (Finale. Allegro con brio).
От предшествующих ансамблевых сочинений Дворжака ля-мажорный фортепианный квинтет отличается большей ясностью и компактностью формы. В этом сочинении очевидно ослабление влияния немецкого романтизма, который в немалой степени определял облик более ранних камерно-инструментальных произведений Дворжака. Формирование собственной драматургической концепции с особой ясностью проявилось в третьей части.
Первое исполнение Фортепианного квинтета № 1 ля мажор состоялось в ноябре 1872 г. в рамках первого из музыкальных вечеров, организованных Яном Людевитом Прохазкой – чешским композитором, пианистом и музыкальным общественным деятелем, одним из основателей Общества камерной музыки. Тогда прозвучала первая редакция Квинтета – ныне она считается утраченной, поскольку автограф партитуры не сохранился. Найти его не смог даже сам композитор, который вспомнил об этом произведении много лет спустя. В 1887 г. он решил пересмотреть и издать некоторые из своих ранних работ, но не смог отыскать партитуру ля-мажорного Фортепианного квинтета (в результате этого был написан Второй фортепианный квинтет – тоже ля-мажорный).
Позднее Дворжак обратился к Прохазке, который – как было известно композитору – скопировал квинтет. По просьбе автора музыкант предоставил копию, и Дворжак переработал произведение. Эта новая версия ни разу не была исполнена при жизни автора. Первое исполнение было осуществлено в марте 1922 г. в Праге, силами студентов Пражской консерватории. Первая публикация второй версии Второго фортепианного квинтета состоялась в 1959 г.
Первый фортепианный квинтет Антонина Дворжака уступает в популярности Второму, но и он вошел в репертуар исполнителей камерной музыки. Его исполняли, в частности, Святослав Рихтер и Квартет им. А.П.Бородина.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»
“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]
Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»
Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]
Риккардо Дриго. Балет «Талисман»
Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]
Источник
Антонин Дворжак. Фортепианный квинтет № 2 ля мажор
Фортепианный квинтет № 2 ля мажор Антонина Дворжака появился на свет почти случайно. В 1887 г. композитор решил разобрать свои старые сочинения, которые не были опубликованы, чтобы представить какие-либо из них издателям. Он вспомнил о ля-мажорном фортепианном квинтете, который написал пятнадцатью годами раньше – в 1872 г., но так и не смог его найти. Отчаявшись отыскать ту партитуру, композитор принялся за работу – и в результате родилось новое произведение для фортепиано и квартета струнных инструментов, и этот новый фортепианный квинтет тоже был ля-мажорным. Впрочем, сходство между двумя произведениями ограничивается исполнительским составом и тональностью – в остальном два фортепианных квинтета Антонина Дворжака глубоко различны, и дело не только в разном построении цикла (Первый фортепианный квинтет – трехчастный, Второй – четырехчастный). Если на момент создания ля-мажорного Фортепианного квинтета № 1 Дворжак еще находился в состоянии поиска своего творческого пути, то Фортепианный квинтет № 2 написан уже вполне сложившимся творцом, обладающим ярко выраженной индивидуальностью композиторского стиля, в котором важную роль играет национальное своеобразие музыки.
Некоторые черты сближают Второй фортепианный квинтет с фа-минорным Фортепианным трио – симфоничность и масштабность музыкального развития здесь тоже сочетается с лирически-исповедальным тоном, проникновенным выражением мироощущения композитора, хотя эмоциональная окраска произведений различна. Произведение богато тонкими оттенками чувств, но в целом его отличает светлый колорит, гармоничное и оптимистическое мироощущение, которое присуще многим творениям Антонина Дворжака. Эмоциональные оттенки постоянно меняются даже в пределах одной темы – например, мечтательная, задумчивая главная партия постепенно приобретает решительный характер, а побочная партия от меланхолии переходит к радости. Такому богатству эмоциональных оттенков в немалой степени способствуют красочные ладовые сопоставления – так, в первой теме главной партии первой части сменяют друг друга одноименные тональности (ля мажор и ля минор), а обе темы экспозиции финала «колеблются» между параллельными тональностями (ля мажор и фа диез минор в главной партии, ми мажор и до диез минор в побочной).
В построении развернутого четырехчастного цикла Квартета взаимодействуют различные драматургические принципы, определяющие группировку частей. Первые две части – Allegro ma non tanto и Dumka. Andante con moto – с их сосредоточенностью и психологической углубленностью противопоставляются третьей и четвертой частям – Scherzo (Furiant) и Finale. Allegro – жизнерадостным и подвижным. С другой стороны, вторая и третья части образуют своеобразный «цикл в цикле»: обе части опираются на народные жанры, представляя собой две стороны чешского музыкального фольклора – лирическую песенность и оживленный танец.
Всему циклу в целом задает тон первая часть – Allegro ma non tanto – написанная в сонатной форме с двумя основными темами. Задушевную, песенную главную партию проводит виолончель на фоне размеренного фортепианного аккомпанемента. Побочную партию излагает альт. Поручив обе основные темы сонатного allegro инструментам с низким звуком («грудным» тембром), композитор тем самым придал им особую теплоту и проникновенность. Обе темы развиваются в разработке. За репризой следует развернутая кода.
Весьма интересна вторая часть, названная «Думкой». Как правило, в пьесах с таким фольклорным заглавием Дворжак сопоставляет песенные и танцевальные разделы, но в данном случае танцевальное начало сосредоточено в следующей части, а в «Думке» безраздельно властвует лирика. В форме ее сочетаются черты рондо-сонаты и вариационного развития: две темы главной партии чередуются по принципу рондо, после побочной повторяется главная в сокращенном виде, разработочный раздел развивает мотивы главной партии. В репризе повторяется только вторая тема главной партии, а после побочной возвращается рефрен, но проводится он в расширенном виде, далее следует заключение.
Третью часть – скерциозную – Дворжак обозначил как фуриант, в ней воспроизводится буйная энергия этого чешского народного танца. Третья часть имеет классическую форму скерцо с ритмичными крайними разделами и мечтательным средним.
В финале тоже присутствует тематический материал народно-жанрового характера, но он подвергается драматическому развитию.
Фортепианный квартет № 2 ля мажор был впервые исполнен в 1888 г. в Праге. Мелодичный, вдохновенный, совершенный по форме и богатый по эмоционально-образному содержанию, он приобрел широкую популярность, которую не утратил и впоследствии. Среди российских музыкантов лучшими его интерпретаторами стали Святослав Рихтер и Квартет им. А.П.Бородина. Они исполняли творение Антонина Дворжака как в СССР, так и на родине композитора.
Источник