- Песни под гитару Осваиваем квинт-аккорды! «Квинты»
- Осваиваем квинт-аккорды! «Квинты»
- Квинта: что это такое в отношении электрогитары? Как построить пауэр-аккорд?
- Чем примечателен данный прием?
- Значения слова «квинта»
- Суть звукоизвлечения
- Условные обозначения
- Построение стандартных аккордов
- Как определить, куда ставить пальцы?
- Способы игры
- Квинты на гитаре
- Что такое квинт-аккорды?
- Аппликатура
- Как строятся квинты
- Квинтовый аккорд что это
Песни под гитару Осваиваем квинт-аккорды! «Квинты»
Аккорды песен под гитару, видео
Осваиваем квинт-аккорды! «Квинты»
Квинт-аккорды («квинты», ударение на «и») , имеют следующие буквенное обозначение: A5, E5, B5 и т.д…
Построение квинт-аккордов:
Для лучшего понимания заглянем поглубже в теорию:
Гамма — семь нот (или ступеней, что одно и тоже), расположенных в определенном порядке. Гаммы бывают минорные и мажорные.
Гаммы до-минор: C(до)-D(ре)-Eb(миb)-F(фа)-G(соль)-Ab(ляb)-Hb(сиb)
до-мажор: C(до)-D(ре)-E(ми)-F(фа)-G(соль)-A(ля)-H(си)
Название ступеней зависит от названия нот:
С — I ступень, D — II ступень,…. G — V ступень и т.д…
Название гамме дает первая ее нота, например если она начинается с ноты С (до) , значит гамма называется до-мажор или до-минор.
Вспомним, что расстояние между 2-мя любыми нотами называется интервалом.
Аккорд — это сочетание 3-х или более нот. Так что если взять 3 различные ноты на гитаре , то получиться аккорд или трезвучие, что по сути одно и тоже.
Минорные и мажорные аккорды ( Am, Dm, C, E и т.п) состоят из 3-х ступеней расположенных по терциям (интервал равный трем нотам=ступеням). Минорный аккорд строится по минорной гамме, мажорный аккорд соответственно по мажорной. Гамма, от которой был построен аккорд дает ему название.
И чтобы построить минорный аккорд мы берем 1-ю, 3-ю и 5-ю ноту от минорной гаммы. Аналогично с мажорным аккордом, только берем ноты уже от мажорной гаммы.
Возьмем 3 ноты с интервалом в терцию из гаммы до-минор -> С,D#,G . Получили аккорд Cm (До-минор).
Теперь возьмем 3 ноты с интервалом в терцию из гаммы до-мажор -> C,E,G . Получили аккорд С (До-мажор).
Обратите внимание, что разница между ними в одной ноте, а именно в третьей ступени обеих гамм.
Вывод прост: 3-я ступень показывает каким будет аккорд: минорным он или мажорным.
Вернемся к квинт-аккордам:
Вообще, квинта — это интервал между 1-ой и 5-ой ступенями определенной гаммы. Поэтому смело можно сказать, что квинт-аккорды интервалы, а не аккорды. Вот такой парадокс. И все таки, назовем его неполноценным аккордом, состоящим из 2-ух нот, которому просто не хватает третьей ступени. Именно той, что придает окрас минора или мажора.
Отсюда делаем вывод: квинт-аккорды нейтральны, а значит ими можно свободно обыграть как мажорные так и минорные аккорды гармонии.
Теперь о практике:
Как правило, квинтами играют на 2-ух или 3-х верхних (басовых) струнах гитары. При игре на трех струнах к 1-ой и 5-ой ступеням добавляют 1-ю, но уже на октаву выше.
Это значит, чтобы правильно и эффективно строить квинт-аккорды нужно знать расположение нот на пятой и шестой струнах.
Для наглядности приведу таблицу. (Расположение нот от первого лада):
Как их строить и как зажимать?
Допустим вам нужно сыграть аккорд D5 . Посмотрев на данную таблицу, увидите, что нота D — находится на 10-ом ладу (6струна). Зажимаем указательным пальцем. Теперь на пятой струне зажмите безымянным пальцем ноту на 2 лада выше от предыдущей. Это нота A на 12 ладу. Вот и получилась квинта D5 .
Если брать трехструнный вариант данного квинт-аккорда, то зажимаем мизинцем 4-ю струну на 12 ладу, т.е также от первой позиции берем +2 лада. Таким же способом будет строиться любой квинт аккорд. Например, G5 будет находиться на 3-ем ладу (6струна) и 5-м ладу (5 и 4 струны).
Получается, что если мы захотим сыграть определенную песню на квинтах, то из ее аккордов следует выкинуть все буквы и цифры (не трогая диезы и бемоли), и поставить у каждого пятерку.
Квинты с эффектом «дисторшн» на электрогитаре играют как правило медиатором, заглушенными либо не заглушенными, либо чередованием тех и других. Правая рука при этом создает либо одиночные движения сверху-вниз, либо чередующиеся вверх-вниз.
На этом все.
Источник
Квинта: что это такое в отношении электрогитары? Как построить пауэр-аккорд?
В предыдущем столетии появилась электрогитара, а вслед за этим — новые способы звукоизвлечения. Рок-музыканты стали применять различные эффекты, которые в избытке перегружают усилитель и делают звук несколько дисгармоничным и «хрустящим».
То есть аккорды-трезвучия звучали «грязно» и резали слух. Чтобы это исправить и совместить красоту с изощренностью, наряду с тяжелым роком появился такой прием звукоизвлечения, как квинта. Что это такое и как ее применять, будет подробно описано ниже.
Чем примечателен данный прием?
Существует множество аккордов – от самых простых (на которых можно построить любую песню) до наисложнейших, применяемых виртуозами с мировым именем. Однако с появлением отцов-основателей хеви-металла — «Роллинг Стоунс», «Блэк Саббат», «Дип Перпл» и «Лед Цепеллин» — были изобретены практичные квинт-аккорды.
Музыканты вышеперечисленных групп привнесли в рок-н-ролл использование овердрайва и намеренной перегрузки усилителя, что и стало основной характеристикой нового утяжеленного стиля. Играть по стандартной схеме стало неудобно, да и звук выходил – просто «дрянь», поэтому появились минимизированные квинты.
Сейчас этот способ звукоизвлечения распространен повсеместно и применяется среди ведущих металлистов всего мира. Известно, что квинта – это тот же самый power chords (пауэр-аккорд). Однако данные о том гении, который первым придумал подобную вариацию игры на электрогитаре, по сей день остаются темой для жарких споров.
Значения слова «квинта»
- Общее значение – слово «пять» (от латинского quinta).
- Термин является обозначением пятой ноты из одной октавы относительно самой первой из них.
- Применительно к смычковым инструментам квинтой называется самая тонкая из струн.
- Квинтет – коллектив из пяти человек.
- В фехтовании – пятый способ нанесения удара.
- В игре «Лото» – строка, занятая пятью кубиками.
- В музыке – интервал, занимающий все пять ступеней гаммы.
- Диатонический звукоряд из пяти ступеней.
Суть звукоизвлечения
Секрет кроется в том, что к стандартной выбранной тональности добавляется более высокая квинта. Ключевая тоника располагается на 5-6 струне, и такой аккорд содержит в себе всего три ноты. Однако power chords (квинта) — это нечто неполноценное, без идентификатора. То есть невозможно понять, мажорное звучание или минорное, так как третьей составляющей (привычной для стандартного аккорда) в ней нет.
Подобное звукоизвлечение позволяет электрогитаре выдавать агрессивный, сильный и чистый аудиопоток. Кстати, квинты применяются как для сложнейших риффов, так и для ведущих ритм-партий. Желающий научиться исполнять композиции, как Кирк Хэмметт или Ингви Мальмстин, должен обязательно усвоить, что квинта — это самый надежный способ играть быстро и качественно.
Условные обозначения
Гамма состоит из семи нот (ступеней), которые идут друг за другом в определенном порядке. Они бывают мажорными или минорными. Квинтами на гитаре можно обыграть как те, так и другие. Ведь они состоят из двух ступеней (вместо обычных трех) и являются нейтральными.
Дело в том, что при построении стандартного аккорда из определенной гаммы за минорность или мажорность отвечает именно третья нота. В квинте же ее нет, ведь она по своей сути является интервалом между двумя ступенями. Пауэр-аккорды в обозначениях дополняются цифрой пять, например: A5, E5, F5.
Построение стандартных аккордов
Чтобы создать трезвучие Am, нужно взять три ноты: 1, 3 и 5 от гаммы Ля-минор, а для мажорного A – те же самые из гаммы Ля-мажор. Отличает их друг от друга лишь третья ступень звукоряда. Пауэр-аккорды размещаются на самых толстых струнах (4-6) грифа, причем к ним добавляют еще одну ступень из более «звонкой» (высокой) октавы. Поэтому так важно знать правильное положение нот на грифе.
Как определить, куда ставить пальцы?
Существует специальная таблица, позволяющая разобраться с этим вопросом. Например, чтобы сыграть D5, нужно указательным пальцем прижать 6 струну на 10-м ладу, а безымянным — 5-ю, но только на пару ладов повыше. В варианте с тремя струнами дополнительно зажимается 4 струна и прибавляются два лада относительно первой ступени. Каждую квинту можно построить подобным образом.
Способы игры
Пауэр-аккорды с применением примочки «дисторшн» лучше всего играть с помощью медиатора. Для особенного эффекта струны можно глушить боковой частью кисти правой руки. Движения обычно одиночные, направленные сверху вниз (либо наоборот).
В аппликатуре к квинт-аккордам крестиками обозначены струны, которые не нужно задевать. Построить их можно на любом ладу и пользоваться только удобным медиатором.
Пауэр-аккорд является интервалом между 1 и 5 ступенью — вот это квинт. Что такое гитара, знают все – это универсальный инструмент, позволяющий экспериментировать и создавать новое звучание.
Источник
Квинты на гитаре
Песни на гитаре квинтами известны каждому человеку, кто хотя бы раз слышал игру под гитару. Они мелодичны, приятны на слух, а музыканты применяют квинт-аккорды для гитары повсеместно.
Что такое квинт-аккорды?
Их называют в музыкальном мире пауэр-аккорды. Представляют собой особенные виды двузвучий. Состоят из тоники, пятой по счету от нее ноты, а иногда и с октавой, как параллельном тонике звуку. Но прием получил свое название именно от 2-й ступени, потому что пятая ступень гаммы называется квинтой.
Зачастую интервал квинту применяют в разных тяжелых жанрах рок-музыки. Гитарист может добиться эффекта Over Drive или Distorsion. Если говорить о трех звучных сочетаниях струн, то они содержат 2 октавы с дополнительными звуками. Они во время сильной компрессии начинают издавать нечистый звук. А вот 2 или 3 звука квинт-аккордов создают отличное созвучие. К тому же квинт на гитаре позволяет создавать отличные мелодичные рисунки намного легче.
Аппликатура
Квинта представляет собой интервал между 1-й и 5-й позициями в гамме. Он больше похож на недоаккорд, который состоит из 2-х звуков, которому не достает 3-го звука. Однако этот факт делает окрас не минорным и не мажорным.
Поэтому квинты являются нейтральными, с точки зрения звучания. С их помощью можно озвучить любые лады гармонии. На практике используют две или три бас-струны. Во время игры на трех струнах к первой и пятой нотам можно добавить 1-ю ноту следующей октавы.
Чтобы верно выстроить квинт, необходимо понимать положение нот на 5-й и 6-й струнах.
По таблице можно составлять план любой песни по соответствующему положению квинтов.
Квинты на гитаре таблица
- Необходимо подставить хроматический звукоряд аккорда, согласно цифровике 1-8, определить нотный стан в пределах одной октавы. Пример: аккорд Csus4 — C, F, G.
- Аккорды содержат нечетные ступени —1,3, 5 и т. д. Исключение — Х из приведенной выше таблицы.
- Знаки «-», «+» означают бимоль и диез, соответсвенно.
Как строятся квинты
Теперь вы понимаете, что такое квинты на гитаре. Так как же их составлять и начинать играть? Например, необходимо взять аккорд D5. Нота D расположена на 10-м ладу (6-я струна). Ее нужно зажать при помощи указательного пальца. Затем используется 5-я струна. На ней необходимо зажать четвертым пальцем позицию на 2 лада выше относительно первой. Это будет нота A. Так выходит квинт-аккорд D5.
Взяв трехструнный вариант квинта D5, нужно зажать пятым пальцем 4-ю струну 12 лада, то есть от 1-й позиции взять +2 лада. Точно также будет выстраиваться любой подобный аккорд.
Когда вы хотите исполнить определенную композицию на квинтах, то из ее интервалов нужно исключить все буквенные и цифровые знаки, за исключением бемолей или диезов, выставив у всех квинт-аккордов пятерки.
Пауэр-аккорды типа Distorsion, которые исполняются чаще на электрогитарах, играют при помощи медиатора, заглушенного или не заглушенного. Можно играть одним с чередованием второго. Рукой можно играть снизу вверх или в зависимости от ритма, стиля конкретной композиции.
Стоит отметить, что все квинты происходят от обычных «барэ». Их нужно зажимать при помощи трех пальцев. Можно пользоваться и двумя пальцами, но тремя гораздо эффективнее, особенно для начинающих гитаристов. К примеру, вариант А (нота «Ля») будет выглядеть следующим образом:
| 5 лад | 6 лад | 7 лад
Интересно! Если внимательно присмотреться, то невозможно не заметить определенное правило, относящееся ко всем пауэр-аккордам: они выстраиваются через 1 лад. То есть, когда вы берете квинт А, то указательный палец будет попадать на басовую струну, от которой исходит весь интервал. Безымянный палец в этом случае ровно через один лад будет попадать на следующую струну (5-я струна на 7-м ладу), а мизинец в это время будет зажимать лад, расположенный ровно на одну струну ниже.
Если это трудно понять, то обратите внимание на следующую таблицу.
Источник
Квинтовый аккорд что это
Из таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты – 3,5 тона, чистой кварты – 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.
Мы проверим это в соответствующем разделе статьи.
Объяснение магии кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта – это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз – получится чистая кварта.
Для закрепления информации стоит запомнить аппликатуры этих интервалов на гитаре и фортепиано.
Тональность – это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность – это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.
Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональность, которые имеют разную тонику, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.
Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия. Эта тема частично затрагивалась в статье «Как быстро научиться играть на гитаре с нуля».
# – диез – повышает звук на полутон, b – бемоль – понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.
Теперь мы знаем всю необходимую теорию, чтобы построить кварто-квинтовый круг тональностей. На картинке видно, что начальной точкой отсчета служит нота До. От неё и будем строить наш круг.
Мы уже знаем, что чистая квинта имеет тоновую величину 3,5 тона. Отложим этот интервал по восходящему звукоряду от ноты До.
Первая чистая квинта по восходящему звукоряду от ноты До привела к ноте Соль. Следующая чистая квинта от ноты Соль – нота Ре. Если продолжить откладывать чистые квинты по восходящему звукоряду – мы снова вернемся к ноте До.
Теперь проделаем то же самое с чистыми квартами.
Первая чистая кварта по восходящему звукоряду от ноты До – нота Фа. Следующая чистая кварта от ноты Фа – нота Си-бемоль. Здесь действует такое же правило. Если мы продолжим последовательно откладывать чистые кварты по восходящему звукоряду – мы вернемся к ноте До.
Для лучшего понимания теории и схемы построения кварто-квинтового круга тональностей – взгляните на ступени по которым он строится на восходящем звукоряде. Для удобства чистые кварты обозначены красным цветом, чистые квинты – синим.
Проверяем эту теорию по нашему квинтовому кругу.
Из всего этого можно сделать вывод о том, как построить кварто-квинтовый круг:
- по часовой стрелке – квинтами вверх;
- против часовой стрелки – квартами вверх.
Раз чистая квинта – это обращением чистой кварты, то если идти по часовой стрелке квартами вниз или против часовой стрелки квинтами вниз – мы получим совершенно идентичный набор нот.
Самое очевидное применение кварто-квинтового круга – транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг – это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.
Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против – получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.
Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла – снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.
Теперь разберем эти манипуляции на живом примере. Будем делать транспозицию для песни группы Кино «Кукушка».
В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.
Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.
Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге – можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.
В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.
Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно – уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.
Тоника, доминанта и субдоминанта – это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.
Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.
Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.
Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта – следующей нотой против часовой стрелки.
Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой – Фа.
То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой – минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.
Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом.
Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.
Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.
Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент – можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.
Источник