Кюи романсы ноты для

Ц. Кюи — Ноты для хора, голоса

Сборники, песенники с нотами
для вокала, хора в pdf


Ц. Кюи
Майский день

песни и хоры для детей в сопровождении фортепиано
составитель В. Логинова
“Музыка”, 1978г.
номер 9777

ПОД ЛИПАМИ. Слова *
ОСЕНЬ. Слова А. Плещеева
МАЙСКИЙ ДЕНЬ. Слова А. Плещеева
ВЕРБОЧКИ. Слова О. Беляевской
ОМЫВШИСЬ НА ЗАРЕ. Слова С. Надсона
ЗАРЯ ЛЕНИВО ДОГОРАЕТ. Слова С. Надсона
ВЕСЕННЕЕ УТРО. Слова И. Белоусова
ВСЮДУ СНЕГ. Слова И. Белоусова
ПУСТЬ СМЯТЕНЬЯ И ГРОМА. Слова С. Надсона
ГРОЗА. Слова И. Белоусова
ЛАСТОЧКА. Слова И. Белоусова
ВЕРБЫ. Слова О. Беляевской
ДНИ ВЕСЕННИЕ. Слова О. Беляевской.
ПТИЦЫ. Слова О. Беляевской

Скачать ноты


Вокальная библиотека художественной самодеятельности
Ц. Кюи
Смеркалось

для высокого голоса в сопровождении фортепиано
слова А.К. Толстого
“Музыка”, 1964г.
номер м3164г

Известный русский композитор и музыкальный критик Цезарь Антонович КЮИ родился в 1835 году в г. Вильнюсе (б. Вильно), умер в 1918 году.
Учился Ц. Кюи в Петербурге. Он был не только музыкантом, но и ученым в области военно-инженерного дела.
Кюи сыграл значительную роль как выразитель идей «новой русской школы» и был поборником реалистического направления в музыке. Он был членом творческого кружка, известного под названием «Могучая кучка», куда входили также М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, А. Бородин.
Значительную роль сыграл Кюи как музыкальный критик.
Композитором создано много опер, ряд фортепианных произведений, но главное место в его творчестве занимают романсы, их насчитывается около 250.
Романсам Кюи свойственно лирически-созерцательное настроение, большая поэтичность, изящество и легкость фактуры. Композитору чужд драматизм, он не увлекается изобразительностью, описательностью, но стремится выделить вокально-декламационное начало.
Романс «Смеркалось», написанный на слова А. Толстого, является одной из поэтических страниц в творчестве Кюи.
Мелодия написана в вокально-декламационной форме. При изучении романса певец должен хорошо вникнуть в литературный текст, ощутить логические акценты и ударения в словах. Для этого полезно продекламировать текст без музыки, но с выражением (так советовала своим ученикам великая русская певица А. В. Нежданова). После этого появится верное внутреннее движение и выразительность в пении, которая совпадает с авторскими динамическими указаниями.
Романс состоит как бы из двух частей. Первая оканчивается на словах «носился предо мной».
В фортепианной партии со второго такта первого эпизода появляется самостоятельная мелодия, которая напоминает звучание скрипки. Ее надо сыграть легким и светлым звуком на фоне выделяющегося баса. Повторяющаяся нота в среднем голосе должна быть «завуалированной». Это создает некоторую монотонность в настроении и словно выражает «засыпание» природы. Певец продолжает это настроение, рассказывая о поэтической картине, которая является фоном лирического воспоминания, составляющего основу романса.

В конце первого эпизода на слове «мной» — высокая нота у певца. Желательно «сфилировать» звук (то-есть постепенно уменьшить его силу до pianissimo) и снять звучание вместе с пианистом. Если дыхания не хватает, то можно взять его перед словами «предо мной», но сделать это надо выразительно, несколько шире, значительнее, чтобы художественно оправдать разрыв во фразе. Во втором эпизоде на слово «коса» приходится нота соль. Здесь звук должен быть более собранным, гласная «а» должна приближаться к «о» (в данной тональности).
В конце романса дважды повторяется фраза «в вечерний тихий час». В первый раз замедление должно быть почти незаметным, во всяком случае меньше, чем при повторении этой фразы. Также для большей выразительности нужно сделать портаменто. На слове «вечерний» и перед словом «тихий» взять дыхание, чтобы хорошо сфилировать ноту и сделать замедление (это все относится к повторению фразы).
В. Подольская

Скачать ноты

Источник

Кюи романсы ноты для

Цыганская песня, обработка Н.Кручинина, Гадание pdf

Неизвестный автор, обработка К.Волкова, Мне снился день pdf

А.Бородин, Море (баллада) pdf

Неизвестный автор, Очи чёрные pdf

Неизвестный автор, Очи чёрные (вариант, исполнявшийся Ф.Шаляпиным) pdf

В.Баснер, Романс (из т/ф «Дни Турбиных») pdf

А.Петров, Романс о романсе (из к/ф «Жестокий романс») pdf

М.Глинка, Романсы, часть 1 (с облегчённым переложением партии фортепиано) pdf

М.Глинка, Романсы, часть 2 (с облегчённым переложением партии фортепиано) pdf

Источник

Кюи Цезарь Антонович

КЮИ Цезарь Антонович (1835-1918), русский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер-генерал. Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, современных ему русских композиторов. Оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1868), романсы.

Ноты для фортепиано Кюи Цезарь

Биография

Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней преподавателем (с 1878 адъюнкт-профессором, с 1880 профессор, с 1891 заслуженный профессор). Некоторое время занимался теорией композиции у Станислава Монюшко. В формировании Кюи-музыканта большую роль сыграло знакомство с А. С. Даргомыжским, Милием Балакиревым, Владимиром Стасовым. Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке.

После Октябрьской революции 1917 перешёл на сторону Советской власти[источник не указан 157 дней].

Старший брат учёного, Александр Кюи (1824—1909), был известным архитектором.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
1867—1868 — доходный дом Синебрюховой — Гагаринская набережная, 16, кв. 11
1891 — 26.03.1918 года — доходный дом Степанова — набережная реки Фонтанки, 38.

Особенности музыкального творчества

Могила Ц. А. Кюи и его супруги Мальвины Рафаиловны на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы», а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Опера Кюи «Вильям Ратклифф» (по Г. Гейне, 1869, Мариинский театр, Петербург) отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству Кюи и в дальнейшем. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В. Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг., но уже со 2-й половины 70-х гг. 19 в. во взглядах Кюи наметились черты ограниченности и консерватизма.

Труды по фортификации

Кюи — автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генштаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.

Оперы

(За исключением Флибустьера, все оперы Кюи впервые были сочинены на русском языке.)
Кавказский пленник (по Пушкину)
Сын мандарина
Млада (1-й акт; остальное сочинили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, и Минкус)
Вильям Ратклиф (по трагедии Гейне)
Анджело (по драме Виктора Гюго)
Le Flibustier = Флибустье (У моря) (по комедии Ж. Ришпена)
Сарацин (по драме Дюма-отца)
Пир во время чумы (по Пушкину)
Мадмуазель Фифи (по Мопассану и Метенье)
Снежный богатырь
Матео Фальконе (по Мериме и Жуковскому)
Капитанская дочка (по Пушкину)
Красная шапочка (по Перро)
Кот в сапогах (по Перро)
Иванушка-дурачок

Кюи закончил две оперы других композиторов:
Каменный гость (Даргомыжского)
Сорочинская ярмарка (Мусоргского)

Литературные произведения Кюи
По музыке
Сборники
Избранные статьи. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1952. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
Избранные статьи об исполнителях. Москва: Гос. муз. изд-во, 1957.
Музыкально-критические статьи. Т.1. Со портретом автора и предисловием А. Н. Римского-Корсакова. Петроград: Музыкальный современник, 1918.

Монографии
История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна. 1888—1889. 2-е изд. Спб: И. Юргенсон, 1911. (Статьи впервые напечатались в 1889 г. (1) в Недели под загл. Сеансы А. Г. Рубинштейна. Курс истории литературы фортепианной музыки; в L’Art, revue bimensuelle illustree под загл. Cours de litterature musicale des oeuvres pour le piano au Conservatoire de Saint Petersbourg.)
Кольцо Нибелунгов, тетралогия Рихарда Вагнера: Музыкально-критический очерк. 2-е изд. Москва: П. Юргенсон, 1909. (1-й монографическое изд. 1889. Статьи впервые напечатались в 1876 г. в СПб ведомостях под загл. Байрейтское музыкальное торжество.)
La musique en Russie. Paris: G. Fischbacher, 1880; rpt. Leipzig: Zentralantiquariat der Deutschen Demokratischen Republik, 1974. (Статьи впервые напечатались в 1880 г. в Revue et Gazette Musicale de Paris.)
Русский романс: очерк его развития. Спб: Н. Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели.)

Разные
«A Historical Sketch of Music in Russia» [«Исторический очерк музыки в России» (на английском языке)], The Century Library of Music. Ed. by Ignace Jan Paderewski. Vol. 7. New York: The Century Co., 1901, pp. 197—219.

По фортификации
«Атака и оборона современных крепостей (Разработка этого вопроса в Прусии)». Спб: Тип. Деп. уделов, 1881. (Из Военного сборника за 1881, No. 7)
«Бельгия, Антверпен и Бриальмон». Спб: Тип Деп. уделов, 1882. (Из Инженерного журнала, 1881, No. 11)
Долговременная фортификация: исторический очерк. Курс Михайловской арт. акад.. Спб.: 187-?.
Записки фортификации младшего юнкерского класса Николаевского инженерного училища. Спб.: 186-?
Краткий исторический очерк долговременной фортификации. 3., доп. изд. Спб.: Тип. Императорской Академии наук, 1897. (1-й изд. 1877.)
Краткий учебник полевой фортификации. 9-е просм. изд. Спб.: В Березовский, 1903. (1-й изд.: Записки полевой фортификации. Курс младшего класса Николаевск. инж. и Михайловск. артил. училища, 1873; 2-й изд.: Полевая фортификация. Курс Николаевск.-инж., Михайловск.-артил. и Николаевск.-кавалерийск. училищ, 1877.)
Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей. Спб: типо-лит. А. Е. Ландау, 1899.
«Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в европейской Турции» , Спб.: Тип. Деп. уделов, 1878. (Из Инженерного журнала, 1878, Nos. 8, 9.)
«Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий». Спб: 1901. (Овщество ревнителей военных знаний, No. 37, 24 янв. 1901 г.)
Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ. Изд. 2-е, просм. и доп. Спб.: Воен. тип., 1899. (1-й изд. 1892)

Письма
Избранные письма. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1955. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
Аири Муселак, [Франсцское происхошдение русского композитора Цезара Аитоновича Кюи].

Источник

Избранные хоры без сопровожд.

О произведении

Содержание

Рубрики

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Избранные хоры без сопровожд.», автора Кюи Ц. А. Ноты были изданы в 1976 году. Содержит 55 ст. Язык: «Русский».

Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Хрестоматия для пения — ноты для голоса, вокала

Сборники, песенники с нотами
для голоса, вокала в pdf


Хрестоматия для пения
Песни, романсы, арии
для тенора в сопровождении фортепиано
I — II курсы отделений актеров музыкальной комедии театральных институтов
Составитель П. Понтрягин
“Музыка”, 1975г.
номер 8758

Вокальная кафедра Государственного института Театрального искусства имени А. В. Луначарского подготовила к изданию ряд репертуарных сборников хрестоматийного характера, где педагоги и студенты музыкально-театральных вузов смогут найти вокальный материал для разных голосов и разных ступеней обучения. Настоящий сборник — хрестоматия для тенора — предназначен для учащихся I-II курсов.
Умелый, систематизированный подбор репертуара является одним из важнейших моментов в работе с молодыми певцами. При составлении хрестоматии была сделала попытка отобрать такой учебный материал, который служил бы фундаментом как для развития музыкально-художественного вкуса, так и для овладения вокально-техническими навыками.

Произведения сгруппированы в сборнике не по степени трудности, а по жанрам — советские песни, народные песни, романсы, арии из опер и оперетт.
В сборник включены произведения, которые могут быть использованы студентами, не только уже получившими начальную вокальную подготовку, но и не имеющими ее, — такие, например, как русская народная песня «Ах ты, душечка.», песня В. Соловьева-Седого «Где ж ты, мой сад.» и др. В самый начальный период обучения не следует создавать для молодого певца излишних трудностей. Это позволит избежать как форсированного звука, так и бездыханного пении, вырабатывая прежде всего ровное звучание голоса.
Давая студенту то или иное произведение, педагог должен объяснить, почему он его рекомендует, на что следует обратить внимание при разучивании. При этом можно предложить варианты вокально-технического и музыкально-исполнительского плана. Выбирать произведение педагог должен с учетом задачи, которую он ставит перед студентам на определенном этапе.
Так, для отработки кантилены, развития и укрепления певческого дыхания следует рекомендовать начинающему вокалисту такие произведения, как русская народная песня «Не велят Маше за реченьку ходить», романс И. Римского-Корсакова «Горни>ми тихо летела душа небесами», романс М. Балакирева «Слышу ли голос твой.», песня Э. Грига «К Норвегии» и др.
Правильная вокализация создает условия для развития певческого дыхания и дикции; в свою очередь, правильно организованный вдох и особенно выдох, четкая дикция обеспечивают правильную вокализацию; поэтому с первого же года обучения нужно вырабатывать четкое пропевание слов, следить за логическими музыкальными и словесными, а иногда и слоговыми ударениями. Следует приучать начинающего вокалиста к особенностям певческого произношения слова — без особого редуцирования гласных звуков в неударяемых слогах. Учитывая, что в пении между гласными и согласными существует определенное взаимодействие, отражающееся на качестве певческого звука, при отборе того или иного произведения необходимо очень внимательно изучить «спектр» гласных и согласных, помимо учета диапазона, тесситуры, гармонии, мелодико-ритмического рисунка, эмоциональной стороны и т. д.
Например, тенору очень полезно поработать над романсом А. Даргомыжского «Не судите, люди добрые.», в тексте которого много гласных «а» и «е». Другой романс Даргомыжского — «В темпу ночку в чистом поле» — поможет овладеть способами «прикрытия» звука на переходных нотах при различных гласных в каждом куплете.
Для выработки хорошей дикции и четкого ритма отличным материалом могут служить песня А. Дюбюка «Ах, мороз, мороз», «Песня ямщика» И. Лазарева, «Баркарола» Ш. Гуно, песня Леньки из оперы Т. Хренникова «В бурю».

Особенно важной задачей для учащегося на двух первые курсах является овладение классическим, строгим стилем исполнения, для чего составитель рекомендует арию Самсона из оратории Г. Ф. Генделя «Самсон» и арию Бастьена из оперы В. А. Моцарта «Бастьен и Бастьенна».
Довольно большой раздел сборника составляют арии из оперетт советских и зарубежных композиторов. Предлагая учащемуся ту или иную арию, необходимо учитывать его исполнительскую индивидуальность и дальнейшую профессиональную ориентацию.
На первых двух курсах музыкально-театрального вуза воспитываются не только исполнители оперного, опереточного и концертно-филармонического плана, но и будущие эстрадные певцы, для которых решающую роль играют не широкий диапазон и сила голоса, а его выразительность, гибкость, богатство нюансировки. В сборнике помещены песни советских композиторов, полезные для освоения эстрадного жанра.
Подбирая учебный материал, необходимо помнить, что репертуар начинающего вокалиста должен быть разнообразным: мелодическое и гармоническое богатство исполняемых произведений развивает слух и вкус, тонкость слуховых и мышечных ощущений, что очень важно для певца в период его формирования.
Составитель надеется, что данная хрестоматия поможет педагогам и учащимся в их работе.
П. ПОНТРЯГИН, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор

  • Гимн Родине. Музыка К. Молчанова, слова Н. Доризо
  • Песня о Москве. Музыка А. Бабаджаняна, слова Л. Дербенева
  • Я встретил девушку. Музыка А. Бабаева, слова М. Турсун-заде, русский текст Г. Регистана
  • Размечтался солдат молодой. Музыка Анатолия Новикова, слова С. Алымова
  • Где ж ты, мой сад. Музыка В. Соловьева-Седого, слова А. Фатьянова
  • Не велят Маше за реченьку ходить. Русская народная песня. Обработка А. Глазунова
  • Как ходил, гулял Ванюша. Русская народная песня. Обработка Ю. Слонова
  • Как на речке, на лужочке. Русская народная песня. Обработка Н. Дремлюги
  • Ах ты, душечка. Русская народная песня
  • Свидетель юных дней моих. Болгарская народная песня. Обработка Г. Смирновой, перевод Н.Райского
  • Марош. Венгерская народная песня. Обработка М. Коваля, русский текст Л. Глазковой
  • Хоть зори уж погасли. Норвежская народная песня. Перевод А. Ефременкова
  • Ах, мороз, мороз. Музыка А. Дюбюка, слова Ваненко
  • Надуты губки для угрозы. Музыка П. Булахова, слова В. Павлова
  • Песня ямщика. Музыка И. Лазарева, слова Фадеева
  • Люблю тебя, милая роза. Музыка М. Глинки, слова И. Самарина
  • В темну ночку в чистом поле. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Даргомыжской
  • Не судите, люди добрые. Музыка А. Даргомыжского, слова А. И.
  • Ты пленительной неги полна. Музыка М. Балакирева, слова А. Головинского
  • Слышу ли голос твой. Музыка М. Балакирева, слова М. Лермонтова
  • Флорентийская песня. Музыка П. Чайковского, слова народные, русский текст NN (П. Чайковского)
  • Горними тихо летела душа небесами. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. К. Толстого.
  • Будущая лрогулка. Из оратории «Песнь о лесах». Музыка Д. Шостаковича, слова Евг. Долматовского
  • Я не забыл. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Коваленкова
  • Рыбачка. Музыка Ф. Шуберта, слова Г. Гейне, перевод А. Плещеева
  • Слышу ли песни звуки. Из цикла «Любовь поэта». Музыка Р. Шумана, слова Г. Гейне, перевод В.Аргамакова
  • Баркарола («Молви, куда нам плыть?.»). Музыка Ш. Гуно, перевод А. Горчаковой.
  • К Норвегии. Музыка Э. Грига, слова И. Паульсена, перевод В. Аргамакова
  • Песня Торопа из оперы «Аскольдова могила» («Близко города Славянская) — Музыка А. Верстовского, слова М. Загоскина.
  • Ариозо Лыкова из оперы «Царская невеста». Музыка Н. Римского-Корсакова
  • Серенада Антонио из оперы «Дуэнья». Музыка С. Прокофьева, слова М. Мендельсон-Прокофьевой
  • Песня Рябого парня из оперы «Поднятая целина» («Эх, Лушенька, ты душенька.»). Музыка И.Дзержинского, слова Л.Дзержинского
  • Песня Лёньки из оперы «В бурю». Музыка Т. Хренникова, слова А. Файко
  • Ария Самсона из оратории «Самсон». Музыка Г. Ф. Генделя, перевод И. Хвасс
  • Ария Бастьена из оперы «Бастьен и Бастьенна». Музыка В. А. Моцарта, перевод Эм. Александровой
  • Канцона графа Альмавивы из оперы «Севильский цирюльник». Музыка Дж. Россини
  • Романс Неморино из оперы «Любовный напиток». Музыка Г. Доницетти.
  • Ариозо Вашека из оперы «Проданная невеста». Музыка Б. Сметаны, слова К. Сабины, перевод С.Михалкова
  • Серенада из комической оперы «Ревнивый любовник». Музыка А. Гретри
  • Песня Фортунио из комической оперы «Песенка Фортунио». Музыка Ж. Оффенбаха, слова А. де Мюссе, перевод А. Арго
  • Романс Андрея из оперетты «Холопка». Музыка Н. Стрельникова, слова Е. Геркена
  • Ария Скворцова из оперетты «Шельменко-денщик». Музыка А. Рябова, слова Б. Балабана.
  • Звездочка. Песня Левши из музыкальной комедии «Левша». Музыка Анатолия Новикова, слова Р.Валаева
  • Песня Левши о России из музыкальной комедии «Левша». Музыка Анатолия Новикова, слова Р.Валаева
  • Песня Григория из оперетты «Соловьиный сад». Музыка С. Заславекого, слова А. Софронова.
  • Ариозо Йонеля из оперетты «Цыганская любовь». Музыка Ф. Легара, русский текст К. Полякова
  • Вальс из оперетты «Герцогиня из Чикаго». Музыка И. Кальмана, слова А. Грюивальда, перевод С.Левика
  • Песенка Билли из оперетты «Золотой кушак». Музыка Р. Фримля, русский текст Б. Тимофеева
  • Песня Фредди из музыкальной комедии «Моя прекрасная леди». Музыка Ф. Лоу, русский текст В.Татаринова

Скачать ноты

Хрестоматия для пения
Песни, романсы, арии
для тенора в сопровождении фортепиано
III — IV курсы отделений актеров музыкальной комедии театральных институтов
Составитель П. Понтрягин
“Музыка”, 1979г.
номер 10503

Настоящий сборник подготовлен к изданию вокальной кафедрой Государственного института Театрального искусства имени А. В. Луначарского. В основе рекомендуемого репертуара для тенора (III—IV курсы отделений актеров музыкальной комедии театральных и музыкальных вузов) лежат те же принципы, что были вкратце изложены в хрестоматии для I—II курсов, вышедшей в издательстве «Музыка» в 1975 году. Важнейший из них— гармоническое развитие музыкально-художественного вкуса и вокально-технического мастерства, из которых складывается исполнительское искусство певца.
Произведения сгруппированы в сборнике по жанрам — советские песни-, народные песни, романсы, арии из опер и оперетт.

На III—IV курсах студенту необходимо закончить формирование полного рабочего диапазона, свободно владеть основами кантиленного пения, певческим речитативом. Голос молодого певца должен обрести богатство красок, нюансировки. Поэтому мы включили в сборник ряд произведений довольно сложных — с полным объемом диапазона, с переходом от речитатива к широкой напевности, эмоционально насыщенных. Среди них — ария Эрекле из оперы М. Ипполитова-Иванова «Измена», каватина Фауста из оперы Ш.Гуно «Фауст», Суд Париса из оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена».
При составлении сборника учитывались все те конкретные задачи, которые педагог может поставить перед студентом на том или ином этапе обучении. Так, для совершенствования кантилены, развития певческого дыхания и пластического звуковедения следует рекомендовать учащимся романс М. Глинки «Не называй ее небесной», романс Р. Шумана «Слышу ли песни звуки.», русскую народную песню «Соловьем залетным» в обработке А. Живцова, песню Греанше из оперетты Р. Планкета «Корневильские колокола».
В сборник входят также произведения, необходимые для отработки дикции и ритмической четкости: романс Г. Свиридова «Подъезжая под Ижоры», песня Кукушкина из оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», ария Манрико из оперы Дж. Верди «Трубадур» и др.
Хорошим материалом для свободного владения высокой тесситурой являются песня Левко из оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь», каватина Ромео из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», песни Ахмета из оперетты Л. Фалля «Роза Стамбула».

Предлагаемый репертуар дает педагогу-вокалисту широкие возможности развивать музыкально-образное мышление студента, его умение разбираться в музыкальной драматургии.
Учеба на III—IV курсах — новый этап в формировании певца-актера. Педагог должен обратить самое серьезное внимание на то, чтобы замысел композитора был правдиво воплощен, в конкретном живом образе. При этом важно помнить, что выявление в звуке мысли и чувства., его верная психологическая окраска зависит от умения певца управлять всем комплексом физических и психических данных, участвующих в процессе пения. Немалую роль играет здесь внутреннее ощущение темпо-ритма как одного из существенных условий создания музыкально-сценического образа.
Необходимо воспитывать у молодых вокалистов вкус и чувство меры, сознательное отношение к творчеству. Работа над каждым произведением требует и от педагога и от учащихся проявления творческой инициативы в стремлении к общей идейно-художественной дели.
При выборе того или иного произведения педагог должен непременно учитывать не только голосовые возможности студента, но и его исполнительскую индивидуальность, характер, тяготение к определенному жанру, стилю и, разумеется, его дальнейшую профессиональную ориентацию.
В связи с тем, что данная хрестоматия предназначена прежде всего для будущих актеров музыкального театра, в ней наиболее широко представлены арии из опер и оперетт советских и зарубежных композиторов.
Сборник составлен в соответствии с программой по сольному пению, утвержденной методическим кабинетом по учебным заведениям искусств Министерства культуры СССР.
П. Понтрягин, профессор

Ленинские горы. Музыка Ю. Милютина, слова Е. Долматовского
Отъезд партизан. Музыка Анатолия Новикова, слова Я. Шведова
Почему, отчего? Песня из кинофильма «Повесть о первой любви». Музыка А. Эшпая, слова В. Котов
Соловьем залетным. Русская народная песня. Обработка А. Живцова, слова А. Кольцова
Тройка. Русская народная пеоня. Обработка П. Булахова
Над рекой. Словацкая народная песня. Обработка Ан. Александрова, перевод С. Болотина и Т. Сикорской
Не называй ее небесной. Музыка М. Глинки, слова Н. Павлова
Где ты, звездочка? Музыка М. Мусоргского, слова Н. Грекова
Взошел на небо месяц ясный. Музыка М. Балакирева, слова М. Яцевича.
Бьется сердце беспокойное. Музыка С. Танеева, слова Н. Некрасова
Армянская серенада. Музыка. С. Василенко, слова В. Брюсова
Подъезжая под Ижоры. Музыка Г. Свиридова, слова А. Пушкина
Слышу ли песни звуки. Музыка Р. Шумана, слова Г. Гейне, перевод В. Агамакова
Воскресное утро. Музыка Й. Брамса, слова П. Хейзе, перевод С. Овириденко.
Песня Вакулы из оперы «Черевички». Музыка П. Чайковского
Песня Левко из оперы «Майская ночь». Музыка Н. Римского-Корсакова.
Вторая песня Алеши из оперы «Добрынъя Никитич». Музыка А. Гречанинова
Ария Эрекле из оперы «Измена». Музыка М. Ипполитова-Иванова
Песня Кукушкина из оперы «Повесть о настоящем человеке». Музыка С. Прокофьева
Речитатив и ария Ксеркса из оперы «Ксеркс». Музыка Г. Ф. Генделя, перевод В. Коломийцева
Каватина Фауста из оперы «Фауст». Музыка Ш. Гуно
Каватина Ромео из оперы «Ромео и Джульетта». Музыка Ш. Гуно
Ария Манрико из оперы «Трубадур». Музыка Дж. Верди, перевод А. Горчаковой
Романс Николая из оперетты «Золотая долина». Музыка И. Дунаевского, слова М. Янковского и Л. Левина
Речитатив и ариозо Алексея из оперетты «Акулина». Музыка И. Ковнера, слова Н. Адуева
Ария Андрея из оперетты «Беспокойное счастье». Музыка Ю. Милютина, слова В. Типота
Песня Андрея из оперетты «Свадьба в Малиновке». Музыка Б. Александрова, слова B. Типота и Л. Юхвида
Суд Париса из оперетты «Прекрасная Елена». Музыка Ж. Оффенбаха, перевод В. Крылова
Песня Гренише из оперетты «Корневильские колокола». Музыка Р. Планкета, перевод А. Невского и А. Мирского.
Песня Ахмета из оперетты «Роза Стамбула». Музыка Л. Фалля, русский текст М. Арцыбашева
Ария Паганини из оперетты «Паганини». Музыка Ф. Легара, русский текст Евг. Геркена
Песня Бони из оперетты «Сильва». Музыка И. Кальмана, русский текст В. Михайлова
Ария Рауля из оперетты-«Фиалка Монмартра». Музыка И. Кальмана, русский текст C. Болотина и Т. Сикорской.

Скачать ноты

Хрестоматия для пения
Арии, романсы и песни
для баритона в сопровождении фортепиано
III – IV курсы музыкальных училищ
составитель К. Витвицкий
“Музыка”, 1977г.
номер 9640

Г. Гендель. Dignare. Ария
В. Моцарт. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», Слова Л. да Понте (по Бомарше)
B. Моцарт. Серенада Дон Жуана из оперы «Дон Жуан». Слова Л. да Понте
Дж. Верди. Ариозо Жермона из оперы «Травиата».
Н. Римский-Корсаков. Ариозо Мизгиря из оперы «Снегурочка».
П. Чайковский. Ариозо Мазепы юз оперы «Мазепа».
Р. Шуман. Я не сержусь. Слова Г. Гейне
Ф. Лист. Радость и горе. Слова И. Гете
И. Брамс. Ода Сафо. Слова Г. Шмидта
Э. Григ. Сердце поэта. Слова X. К. Андерсена
Э. Григ. Люблю тебя. Слова X. К. Андерсена,
Ф. Тости. Воспоминание. Слова Р. Пальяра
М. Глинка. Попутная песня. Слова Н. Кукольника
А. Рубинштейн. Баллада. Слова И. Тургенева
Н. Римский-Корсаков. Гонец. Слова Г. Гейне.
Н. Римский-Корсаков. О чем в тиши ночей. Слова А. Майкова.
Ц. Кюи. Царскосельская статуя. Слова А. Пушкина.
Э. Направник. Серенада Дон Жуана. Слова А. К. Толстого.
C. Танеев. Мое сердце — родник. Слова Я. Полонского
А. Гречанинов. Степью иду я унылою. Слова А. Плещеева
A. Варламов. Оседлаю коня. Слова А. Тимофеева.
Б. Шереметев. Я вас любил. Слова А. Пушкина
П. Булахов. В поле широком железом копыт. Слова Л. Мея.
С. Донауров. У врат обители святой. Слова М. Лермонтова
Л. Малашкин. Бегство. Слова А. Кольцова
Д. Кабалевский. Когда на суд безмолвных, тайных дум. Слова В. Шекспира
Г. Свиридов. Роняет лес багряный свой убор. Слова А. Пушкина
Ан. Новиков. Ленина помнит земля. Слова Л. Ошанина.
B. Мурадели. Россия — Родина моя. Слова В. Харитонова
Н. Раков. Лес. Слова С. Северцева
О. Фельцман. Баллада о знамени. Слова Р. Рождественского
П. Аедоницкий. Берегите друзей! Слова Р. Гамзатова.
Е. Мартынов. Лебединая верность. Слова А. Дементьева.
М. Магомаев. Торжественная песня. Слова Р. Рождественского

Скачать ноты

Хрестоматия для пения
Арии, романсы и песни
для тенора в сопровождении фортепиано
III — IV курсы музыкальных училищ
Составитель А. Кильчевская
“Музыка”, 1976г.
номер 10503
(pdf, 8.39 Мб)

  • Арии и романсы зарубежных композиторов
    • Г. Гендель. Речитатив и ариозо из оратории «Мессия»
    • Г. Гендель. Ария Гримвальда из оперы «Ринальдо»
    • Ф. Филидор. Ариетта Блеза из оперы «Дровосек»
    • Н. Пуччинни. Ария из оперы «Лжелорд»
    • Дж. Верди. Речитатив и каватина Джакопо из оперы «Двое Фоскари».
    • Дж. Верди. Ария Джакопо из оперы «Двое Фоскари»
    • Дж. Верди. Ария Габриэля из оперы «Симон Бокканегра»
    • Ф. Чилеа. Ария Маурицио из оперы «Адриенна Лекуврер»
    • Ж. Бизе . Серенада Надира из оперы «Искатели жемчуга»
    • А. Дворжак. Ария Принца из оперы «Русалка»
    • Р. Шуман. Радость бурной ночи.
    • Л. Делиб. Серенада Рюи-Блаза.
    • Г. Малер. Воспоминание
    • Д. Мийо. Любовь моя — подснежник ранний. (из цикла «Три песни трубадура»)
    • Ф. Пуленк. Моей гитаре
    • С. Барбер. В ясную ночь
  • Арии и романсы русских композиторов
    • А. Верстовский. Ария Стемида из оперы «Аскольдова могила»
    • Н. Римский-Корсаков. Ария Гвидона из оперы «Сказка о царе Салтане».
    • А. Рубинштейн. Строфы Нерона из оперы «Нерон»
    • А. Аренский. Ариозо Рафаэля из оперы «Рафаэль»
    • А. Гречанинов. Речитатив и первая песня Алеши Поповича из оперы «Алеша Попович»
    • А. Алябьев. Иртыш
    • М. Балакирев. Баркарола
    • П. Чайковский. На землю сумрак пал
    • П. Чайковский. Как над горячею золой.
    • А. Гречанинов. С тобою мне побыть хотелось
  • Арии и романсы советских композиторов
    • Ю. Шапорин. Призыв Старика из оратории «Сказание о битве за русскую землю»
    • A. Спадавеккиа. Куплеты Артура-Овода из оперы «Овод»
    • Г. Свиридов. Край ты мой заброшенный
    • B. Шебалин. Поцелуями прежде считал я
    • В. Мурадели. Баллада о Мусе Джалиле
    • Н. Раков. Еще томлюсь тоской желаний
    • Ю. Левитин. Пускай душа не знает холода
    • Б. Шнапер. Тоскует птица о любви своей
  • Народные песни
    • Уж ты поле мое. Русская народная песня. Обработка М. Балакирева.
    • Вспомни, вспомни. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова
    • Пела, пела пташечка. Русская народная песня. Обработка Н. Полянского
    • Три садочка. Русская народная песня. Обработка Д. Прицкера
    • Пью вино я. Болгарская народная песня. Обработка Д. Христова
    • Неутешно, горько плакать мне дано. Югославская народная песня, Обработка К. Барановича
    • Когда был я мальчонкой. Французская народная песня. Обработка Б. Бриттена
    • В груди гранитной бьется. Итальянская народная песня. Обработка М. Равеля.
    • Эгей! Греческая народная песня. Обработка М. Равеля
    • Мельник из Ди. Английская народная песня. Обработка Б. Бриттена
    • Тирана. Испанская народная песня. Мелодия Г. Феррера

Скачать ноты

Источник

Оцените статью