La spagnola ноты для оркестра

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
la spagnola

Перевод: III. Серенада в испанском. Аллегретто. Струнный квартет на тему ‘B-ла-F’. Полный. Части. Различный.

Перевод: Полная книга. Новый выбор сонат для испанской гитары. Множество. Пико, Foriano.

Перевод: Ди Кьяра, Винченцо. Ди Кьяра, Винченцо. Ведущий лист. Бержерон, Гай. Главная ноты.

Перевод: Андреа Фальконьери. План. Светская, Villanella. Язык. Итальянский. Libro primo di Villanelle a 1, 2, & 3 voci. Рим, 1616. Nº 2.

Перевод: Красивая девушка Лицо с Rosato. Андреа Фальконьери. Барокко гитара, бассо континуо. Светская, Villanella. Язык. Итальянский. Соло Тенор.

Перевод: Красивая девушка Лицо с Rosato. Андреа Фальконьери. Барокко гитара, бассо континуо. Светская, Villanella. Язык. Итальянский. Соло Тенор.

Перевод: Марио Ланца. Испанский. Нот. Аккордеон. Марио Ланца.

Перевод: Винченцо Киари. Испанский. Нот. Аккордеон. Винченцо Киари.

Перевод: Испанский Ноты Винченцо Ди Кьяра. D. Савино. Винченцо Руссо. 0-7579-0072-0. План. Вокальный. Аккорды. Solero.

Перевод: Винченцо Киари. Марио Ланца. Наследие. Легкий фортепиано.

Перевод: Испанский Ноты Винченцо Ди Кьяра. Актон Остлинг. Альфред Publishing Co.. Маллет ударных. План. Solero.

Перевод: Квартет G, соч. 44. 4 «Тиран испанский». Луиджи Боккерини. Виолончель: ноты. Виола ноты. Скрипка ноты. Квартет G, соч. 44.

Перевод: Испанский. Винченцо Киари для аккордеона.

Перевод: Испанский. Винченцо Киари для аккордеона.

Перевод: Дюжина вальсы. Фортепиано: ноты. Начало. Дюжина вальсы. Позже Начальный уровень. Аранжировка Эдна Мэй Burnam. Для фортепиано. Клавиатура.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
La Spagnola Ноты

Перевод: Ди Кьяра, Винченцо. Главная ноты . Ди Кьяра, Винченцо. Ведущий лист. Бержерон, Гай.

Перевод: Испанский Ноты Винченцо Ди Кьяра. D. Савино. Винченцо Руссо. 0-7579-0072-0. План. Вокальный. Аккорды. Solero.

Перевод: Испанский Ноты Винченцо Ди Кьяра. Актон Остлинг. Альфред Publishing Co.. Маллет ударных. План. Solero.

Перевод: Квартет G, соч. 44. Виолончель: ноты . Виола ноты . Скрипка ноты . 4 «Тиран испанский». Луиджи Боккерини.

Перевод: Дюжина вальсы. Фортепиано: ноты . Начало. Дюжина вальсы. Позже Начальный уровень. Аранжировка Эдна Мэй Burnam. Для фортепиано. Уиллис.

Перевод: Nanita Нана. Классическая гитара ноты . Флейта ноты . Фортепиано: ноты . Скрипка ноты .

Перевод: Классический фестиваль соло. Ударные ноты . Маллет ударных. , Том 2. Классический фестиваль соло. Маллет ударных. , Том 2. Соло Книга.

Перевод: Музыка для маримбы — Том III. Маримба ноты . Ударные ноты . Ксилофон ноты . Аккомпанемент фортепиано ноты .

Перевод: Самый первый дуэт фортепиано книга. Piano Solo ноты . Аллан Малый. Начало. Для фортепиано. Дуэт или Duo. Фортепианный дуэт.

Перевод: Итальянские песни для аккордеона. Ноты . Аккордеон. 17 favourite Italian standards arranged for accordion, including. Ciribiribin.

Перевод: Итальянские Избранные. Электронные клавиатуры ноты . Фортепиано: ноты . Различный. Итальянские Избранные. Написанные разными.

Перевод: Классический фестиваль соло. Ударные ноты . Фортепиано: ноты . Маллет ударных. , Том 2. Классический фестиваль соло. , Том 2.

Перевод: Легкий в избранное. Электронные клавиатуры ноты . Фортепиано: ноты . Различный. Легкий в избранное. Различными.

Перевод: Палмер-Хьюз Prep Аккордеон курс, Книга 2B. Аккордеон ноты . Палмер Хьюз. Для аккордеона. Аккордеон. Метод. Инструкция. Книга.

Перевод: Люкс Малой. Классическая гитара ноты . Люкс Малой. Composed by Ludovico Conte Roncalli. Под редакцией Deric Кеннарда. Для гитары.

Перевод: Неаполитанские Воспоминания. Фортепиано, Вокал, гитара ноты . Голос: ноты . Гитара ноты . А. Fassio. Начало. Вокальный.

Перевод: Итальянские Избранное для аккордеона. Аккордеон ноты . Различный. Итальянские Избранное для аккордеона, составленные Различные.

Перевод: Очень Впервые Piano Solo Книга. Piano Solo ноты . Аллан Малый. Начало. Очень Впервые Piano Solo Книга организована Аллан малого.

Источник

Ноты для вокала

Нотная страница сайта. Здесь вы можете бесплатно скачать ноты для вокала. Все файлы представлены в формате pdf и могут быть распечатаны на принтере.

ВНИМАНИЕ! Все нотные материалы представлены в ознакомительных целях, коммерческое использование материалов запрещено. Если вы нашли файл, нарушающий авторские права, просьба сообщить администратору сайта по почте: admin[@]vocal-noty.ru. Файл будет немедленно удален.

Ноты арий из опер и оперетт

К. М. фон Вебер Рассказ и ария Анхен из оперы «Вольный стрелок» (сопрано)

Дж. Верди Ария Манрико «Ah si, ben mio» из оперы «Трубадур» (тенор)

Дж. Верди Песня Оскара « Saper vorreste « из оперы «Бал-маскарад» (сопрано)

Дж. Верди Сцена Аиды из оперы «Аида» (сопрано)

Дж. Верди Романс Аиды из оперы «Аида» (сопрано)

Г. Ф. Гендель Ария «Lascia ch’io pianga» из оперы «Ринальдо» В ФА-МАЖОРЕ (для высокого голоса)

Г. Ф. Гендель «Dignare» из оратории (меццо-сопрано)

М. И. Глинка Рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин» (сопрано)

А. С. Даргомыжский Песня Наташи «По камушкам» из оперы «Русалка» (сопрано)

А. С. Даргомыжский Ария Княгини «Подруги детства» из оперы «Русалка» (меццо-сопрано)

А. С. Даргомыжский Песня Ольги «Как у нас на улице» из оперы «Русалка» (сопрано)

У. Джордано «Импровизация Андре Шенье» из оперы «Андре Шенье» (тенор)

Г. Доницетти Ария Неморино «Una furtiva lagrima» из оперы «Любовный напиток» В СОЛЬ-МИНОРЕ

Дж. Керн Песенка Магнолии «Мечтала я» из оперетты «Плавучий театр»

Ж. Массне Ария Манон из III акта оперы «Манон» (сопрано)

Ю. Мейтус Ариозо Любы Шевцовой «Что там люди думают» из оперы «Молодая гвардия» (сопрано)

В. А. Моцарт Ария Памины из оперы «Волшебная флейта» (сопрано)

В. А. Моцарт Ария Бастьена из оперы «Бастьен и Бастьена» (тенор)

В. А. Моцарт Ария Бастьены из оперы «Бастьен и Бастьена» (сопрано)

Э. Направник Романс Маши из оперы «Дубровский» (сопрано)

Э. Направник Французский дуэт Маши и Дубровского из оперы «Дубровский» (сопрано и тенор)

Ж. Оффебах Письмо Периколы из оперетты «Перикола или Птички певчие» (меццо-сопрано)

Ж. Оффебах Признание Периколы из оперетты «Перикола или Птички певчие» (меццо-сопрано)

Ж. Оффебах Сцена опьянения Периколы из оперетты «Перикола или Птички певчие» (меццо-сопрано)

Дж. Пуччини Ария Де Грие « Ah! non v’avvicinate « из оперы «Манон Леско», 3 акт (тенор)

Н. А. Римский-Корсаков Песня Левко «Спи, моя красавица» из оперы «Майская ночь» (тенор)

Н. А. Римский-Корсаков Песнь Войславы из оперы-балета «Млада»

Дж. Россини Каватина Нинетты «Di piacer mi balza il cor» из оперы «Сорока-воровка» (сопрано)

Соколовский (Фомин) Ария Анюты «Кабы я млада» из оперы «Мельник-колдун, обманщик и сват» (сопрано)

Р. Фримль Песенка Сильвии «Улыбнись» из оперетты «Когда-нибудь»

Р. Фримль Ариетта Гюгетты из оперетты «Король бродяг»

П. И. Чайковский Ария Оксаны «Ишь ты, какая вьюга!» из оперы «Черевички» (сопрано)

П. И. Чайковский Ария Германа «Что наша жизнь» из оперы «Пиковая дама» (тенор)

П. И. Чайковский Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта» (сопрано)

П. И. Чайковский Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер» из оперы «Пиковая дама» (сопрано и меццо-сопрано)

П. И. Чайковский Ария Ленского «Куда, куда вы удалились» из оперы «Евгений Онегин» (тенор)

П. И. Чайковский Куплеты мсье Трике из оперы «Евгений Онегин» (тенор) — текст на фр. яз.

П. И. Чайковский Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом» из оперы «Евгений Онегин» (баритон)

П. И. Чайковский Ариозо Кумы «Глянуть с Нижнего» из оперы «Чародейка» (сопрано)

П. И. Чайковский Ария Кумы «Где же ты, мой желанный» из оперы «Чародейка» (сопрано)

П. И. Чайковский Ария Наташи «Соловушко в дубравушке» из оперы «Опричник» (сопрано)

П. И. Чайковский Ария Агнесы из оперы «Орлеанская дева» (сопрано)

П. И. Чайковский Колыбельная Марии из оперы «Мазепа» (сопрано)

В. Шебалин Ария Катарины из оперы «Укрощение строптивой» (сопрано)

Скачать ноты романсов и песен:

А. Вивальди « Piango, gemo » (passacaglia, e-moll), перевод

А. Глазунов Романс Нины из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

К. В. Глюк Ария Париса «O del mio dolce ardor» из оперы «Парис и Елена» — АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ!

Э. Григ «Sie ist so weiss» («Нежна, бела, как первый снег»)

С. Кардилло «Core’ngrato» («Неблагодарное сердце»)

В. ди Кьяра «Di Spagna sono la bella» («Гордая прелесть осанки»)

Дж. Перголези «Tre giorni son che Nina«,для высокого голоса, g-moll

Дж. Перголези «Tre giorni son che Nina«,для среднего голоса, e-moll

Н. А. Римский-Корсаков «Море» («Дробится и плещет…»)

Н. А. Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты» (Es-Dur, для среднего голоса)

Н. А. Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты» (F-Dur, для высокого голоса)

Дж. Россини «Испанская песня» (« Canzonetta spagnola «)

А. Скарлатти «Фиалки» «Le violette» (для среднего голоса)

П. И. Чайковский «Серенада» («Ты куда летишь, как птица») — Ре-мажор

П. И. Чайковский «Серенада» («Ты куда летишь, как птица») — Фа-мажор

Ф. Шопен «Желание» (сельская песня) — Соль-мажор (оригинал)

Ф. Шопен «Желание» — Ля-мажор

Скачать ноты народных песен:

Русская народная песня «Волга-реченька»

Русская народная песня «Тройка» («Вот мчится тройка почтовая»)

Русская народная песня «Уж ты, поле мое»

Русская народная песня «Эй, ухнем!»

Словацкая колыбельная «Спи, моя милая» в обр. Неедлы

Украинская народная песня «Гандзя»

Так же ищите ноты на сайте Vocal key от MusicaNeo

Читайте так же:

5 Комментарии

Дорогие разработчики сайта! Я как вокалист в полном восторге от вашего сайта. Вы проделали большую и хорошую работу над его развитием,но я бы хотела попросить добавить больше оперных арий и дуэтов.Не поймите меня неправильно, но если у вас будет достаточное количество данного материала, то ваш сайт будет ещё больше преуспевать, так как не на всех сайтах, можно найти такое внушительное и разборчивое количество информации как у вас, а если ко всему этому добавить ещё и хороший репертуар (Обширный выбор в нём), то будет просто фантастически. Благодарю за внимание и желаю удачи!

Алёна, благодарим за теплые слова! В настоящее время сайт немного перерабатывается, и обязательно будет дополняться. Обязательно учтем Ваше пожелание!

Источник

Ноты, Аккорды — песни и музыка Италии — фортепиано

популярные итальянские песни,
музыка из фильмов, народные мелодии

Композиторы Италии


The Best of Italian Music
лучшая итальянская музыка
ноты для голоса в сопровождении фортепиано
creatice concepts library №4
(pdf, 3.36 Мб)

  • Addio. by F. Paolo Tosti
  • Addio a Napoli. by Teodoro Cottreau
  • Ah! Marie. by Eduardo Di Capua
  • Carnivale Di Venezia. Italian Melody
  • Caro Mio Ben. by Giuseppe Giordani
  • Cam Nome (from «Rigoletto») by Giuseppe Verdi
  • Ciao Bella Ciao. Traditional
  • Ciribiribin. by Tiochet and A. Pestalozza
  • Funiculi Funicula. by Luigi Denza
  • Gesu Bambino. by Pietro A. Yon
  • II Bacio. by L. Arditi
  • Io Те Verria Vasa. by Russo and Di Capua
  • Italian National Anthem. by Emilio Novaro
  • Fte Vurria Vasa. by Russo and Di Capua
  • La Donna e Mobile. by Giuseppe Verdi
  • Luna Nova. by Salvatore Di Giacomo and P. Mario Costa
  • Mandolinata. by Emile Paladilhe
  • Marechiare. by Francesco Paolo Tosti
  • Mattinata by Ruggiero Leoncavallo
  • Nina by Gaetano Pergolese
  • Notte Di CareZZe (from «The Pearl Fishers») by Angelo Francesco and Georges Bizet
  • О Sole Mio by E. Di Capua
  • Piacer d’Amor by Giovanni Martini
  • Santa Lucia Neapolitan Song
  • Serenade by Enrico Toselli
  • Tarantella (Wedding Tarantella) Italian Wedding Dance
  • Toma A SunientO (Come Back To Sorrento) by Ernesto de Curtis
  • Un Bel Di \fedremo (One Fine Day) by Giacomo Puccini
  • Una Furtiva Laglima (from «L Elisir d’Amore») by Gaetano Donizetti
  • Vesti La Giubba (from «Pagliacci») by Ruggiero Leoncavallo
  • Vieni Sul Mar Traditional Italian Song

Скачать ноты


Песни любви
итальянские песни
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
итальянские и русские тексты (перевод)
«Государственное музыкальное издательство», 1958г.
номер м27440г

  • Ц. Биксио
    • Девушки, спешите на свиданье. La serenata.
    • Корабли. I naviganti sul bastimento
    • Лишь для тебя, Лючия. Solo per te, Lucia
    • Лунная серенада. Serenata malinconica
    • Что ж ты опустила глаза! Parlami d’amore, Mariщ. Л. Бискарди
    • Быть тебе только другом. Chello che tu me dice. Дж. Бонаволонта
    • Только одна. Sola nel mare
  • Д. Буратти. Баркетта. Barchetta
  • А. Буцци-Печчиа
    • Муки любви. Mal d’amore
    • Приметы любви. Torna amore
  • С. Гастольдони
    • Песня любви („Запретная мелодия»). Musica proibita Л. Денца
    • На качелях. Funiculi funicula
  • Д. Джиоффи. Дорога надежды. Scalinatella
  • Э. Капуа.
    • Моё солнышко! О sole mio!
    • О Мари! Maria, Mari!
    • Повесть любви моей. Io te vurria vasа
  • С. Кардилло (Д. Каролли). Катари. Core’ngrato
  • Т. Коттрау. Прощанье с Неаполем. Addio a Napoli
  • В. Крешендо. Откровенное признание. Tarantella sincera
  • Э. Куртис
    • Мне не забыть тебя. Non ti scordar di me
    • Ночная песня. Voce’e notte
    • Пой мне. Canta pe’me
  • П. Лабриола. Скоро, скоро. Voga, voga
  • Э. Миньоне. Первое письмо. Finestrella d’oro
  • B. Мельо.
    • Не светится оконце. Fenesta che lucivi
    • Оконце низко. Fenesta vascмa
    • Влюблённый моряк. Il marinalo innamorato
    • Тиритомба. Tiritуmba.
    • Утренняя песня. A prima matina (Mattinata)
    • Щеглёнок. Lu cardillo
  • C. Меркаданте. Роза. La rosa
  • Э. Нутиле. Море. Mamma mia, che vo sape?!
  • Э. Тальяферри. Золотые слова. Piscatore’e Pusilleco
  • Э. Тозелли. Сентиментальная серенада. La serenata sentimentale
  • П. Тости. Последняя серенада. L’ultima canzone
  • В. Чиара. Гордая прелесть осанки. La spagnola

Скачать ноты


Итальянские песни
Для голоса в сопровождении фортепиано
Составитель В. Уваров
“Музыка”, 1986г.
номер 13371

  • Рассвет. Музыка Р. Леонкавалло, перевод А. Мертен Mattinata. Musica di R. Leoncavallo
  • На качелях. Музыка Л. Денца, слова К. Валькадоса, русский текст В. Крылова
    Funiculi, funicula. Musica di L. Denza, parole di C. Valcados
  • Дивные очи. Музыка Л. Денца, слова Р. Пальяра, перевод С. Уколова
    Occhi turchini. Musica L. Denza, parole di R. Pagiiar
  • Не люблю тебя. Музыка Ф. П. Тости, перевод А. Бердникова Non t’amo piu. Musica di F. P. Tosti
  • Что ж ты опустила глаза? Музыка Ч. Биксио, слова Э. Нери, русский текст М. Улицкого
  • Parlami d’amare, Mariu! Musica di С. Bixio, parole di E. Neri
  • Серенада. Музыка П. Масканьи, слова Л. Стеккетти Serenata. Musica di Р. Mascagni, parole di L.Stecchetti
  • О, Мари! Музыка Э. Капуа, слова В. Руссо, русский текст Пугачева и И. Назаренко
    Maria, Mari! Musica di E. Capua, parole di V. Russo
  • Мне не забыть тебя! Музыка Э. Куртиса Non ti scordar di me! Musica di E. Curtis
  • Вернись в Сорренто! Музыка Э. Куртиса, слова Дж. Куртиса, русский текст Эм. Александровой
    Torna a Surrientol Musica di E. Curtis, parole di G. Curtis
  • Хатар« (Жестокое сердце). Музыка С. Кардилло, слова Р. Кордиферро, перевод Б. Абрамовича
    Catari. (Core’ngrato). Musica di S. Cardillo, parole di R. Cordiferro
  • Душа и сердце. Музыка С. д’Эспозито, слова Т. Манлио, перевод М. Павловой
    Anema e core. Musica di S. d’Esposito, parole di T. Manlio
  • Ha старой танцплощадке. Слова и музыка С. Эндриго, русский текст А. Евдокимова
    Vecchia balera. Testo e musica di S. Endrigo
  • Мне нужна лишь ты. Слова и музыка С. Эндриго, русский текст А. Евдокимова
    Io che amo solo te. Testo e musica di S. Endrigo
  • Санта Лючия. Неаполитанская песня. Перевод A. Горчаковой Sunta Lucia. Canzone napolitana
  • Ямайка. Народная песня. Обработка А. Долуханяна, русский текст Л. Дербенева
    Giamaica. Canzone popolare
  • Moe солнышко! Неаполитанская песня. Музыка Э. Ди Капуа, слова Капуро, перевод Пугачева.
    О sole mio! Canzone napolitana. Musica di E. Di Capua, parole di Capuro

Скачать ноты


Итальянские песни
для голоса в сопровождении фортепиано
Составитель В. Миркотан
“Музыка”, 1994г.
номер 149999

Скоро заря взойдет. Музыка Ф. П. Тости, слова Г. Д.’Аннунцио, перевод А. Тарасовой
L’abla separa dalla luce l’ombra. Musica di F.P. Tosti, parole di G. D’Annunzio
Улыбка. Музыка Ф. П. Тости, слова Г. Д.’Аннунцио, перевод А. Тарасовой
‘A vucchella. Musica di F. P. Tosti, parole di G. D’Anmmzio
He плачь! Музыка Э. Куртиса, слова Л. Бовио, перевод Б. Абрамовича
Tu, со nun chiagne! Musica di E. Curtis, parole di L. Bovio
Пой мне. Музыка Э. Куртиса, слова Л. Бовио, перевод Н. Северского
Canta ре’ me. Musica di Е. Curtis, parole di L. Bovio

Нет
Мама. Музыка Ч. А. Биксио, слова Б. Керубини, перевод Эм. Александровой
Mamma. Musica di С. A. Bixio, parole di В. Cherubini
Утренняя песня. Слова и музыка Э. А. Марио, перевод М. Павловой
Buongiorno a Maria. Parole е musica di Е. A. Mario

Ночная голубка. Музыка Дж. Ф. Буонджованни, слова С. Ди Джакомо, перевод М. Павловой
Palomma ‘е notte. Musica di G. F. Buongiovanni, parole di S. Di Giacomo
О, пощади! Музыка Э. Нутиле, слова Ф. Руссо, перевод Эм. Александровой
Mamma mia, che vo’sape?! Musica di E. Nutile, parole di F. Russo
Влюбленный солдат. Музыка Э. Каннио, слова А. Калифано
О surdato ‘nnamurato. Musica di E. Cannio, parole di Califano

Скачать ноты


Неаполитанские песни
составитель В. Миркотан
“Музична Украiна”, 1969г.

Тексты на русском и украинском языках

Дивные очи. Слова Р. Пальяра, русский текст С. Уколова, музыка Л. Денца
Санта Лючия. Русский текст А. Горчаковой
Мое солнце. Слова народные, русский текст С. Смирягина, музыка Е. Капуа
Тоска. Слова А. Дженизе, русский текст Д. Седых, музыка Э. Куртиса
Ласточка. Русский текст Филина
О, Мари! Русский текст Пугачева, музыка Е. Капуа
Идеал. Русский текст Н. Тимофеевской, музыка П. Тост и Сорренто. Русский текст Пугачева, музыка Э. Куртиса
Зачем? Музыка А. Пенино
Цветы из Ниццы. Русский текст Л. Гладковой, музыка Будей
Вернись в Сорренто. Русский текст Э. Александровой, музыка Э. Куртиса
Что спешишь ты, красавица, мимо? Русский текст И. Савича, обработка Д. Кастанья
Я не могу забыть. Слова Р. Марвази, русский текст Е. Аксельрод, музыка Р. Бартелеми
Воспоминание. Слова Р. Пальяра, русский текст Э. Орловой, музыка Ф. Тости
Серенада. Русский текст А. Горчаковой, музыка П. Тости
Ах, если бы путь найти к былому. Русский текст С. Ильичевского, музыка Л. Гордижиани

Скачать ноты


Хоровые произведения
Итальянские хоры

“МУЗГИЗ”, 1956г.
номер м25870г

Д. Палестрина. В синем небе. Перевод М.Улицкого
Л. Маренцио. Сумерки. Русский текст Д.Тонского
Л. Маренцио. Весна. Русский текст А.Машистова
О. Лассо. Тик-так
А. Стеффани. Кукушка
Л. Пигарелли. Колечко
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Модильянская колыбельная
Выйду к морю
Волны плещут. Обработка С.Танеева.
В путь. Обработка А. Свешникова
Санта Лючия. Обработка, А. Свешникова
Прощание. Обработка А. Свешникова
На лодке. Обработка А. Свешникова.
Д. Палестрина. Ave regina coelorum.
К. Монтеверди. Lasciate mi morire
К. Монтеверди. Ann giro sol de bell’occhi lucenti
A. Лотти. Crucifixus

Скачать ноты

Итальянская музыка

Среди всех европейских стран Италия всегда была особенно любима художниками, поэтами, музыкантами.* Туда стремились со всех концов Европы. Римская премия — право жить три года в Риме — была высшей наградой в Парижской консерватории. Юный Моцарт гордился званием академика музыки, полученным в Болонье. Туда же посылала своих стипендиатов российская Академия художеств. В Италии прожил три года Глинка, памятью о поездке туда Чайковского остались «Итальянское каприччио» и струнный секстет «Воспоминание о Флоренции».
Что же так влекло всех в Италию? Не только ее прекрасная природа, сады и рощи на берегу теплого, лазурного моря. Но прежде всего ее искусство. Каждый город Италии — это глава или главы ее истории, запечатленные в архитектурных памятниках, статуях, фресках и живописных полотнах.
Неотделима от истории страны и история ее музыки, на страницах которой мы читаем великие имена Палестрины, Монтеверди, Вивальди, Корелли, Россини, Верди.
От древности — от музыкальной культуры античного Рима — сохранилось немногое. Мы знаем, что музыка Рима была под стать всему укладу жизни мощной военной державы; она сопровождала бои гладиаторов, шествия римских легионов, украшала пиршества императоров и патрициев. Памятью об этом остались, например, изображения громогласных военных труб на барельефах римских триумфальных арок.

Средневековый Рим — резиденция главы католической церкви — распространил свое влияние, в частности музыкальное, на все страны Западной Европы (см. «Средневековая музыка»). Но в культовом пении, жестко регламентированном католическим Римом, не было, по существу, ничего национально-итальянского, народные влияния проникали туда с большим трудом. И лишь в эпоху Возрождения, осознавшую великую ценность человеческой личности и земного бытия, музыканты услышали красоту народных песен и претворили некоторые их особенности в «ученой», профессиональной музыке. Услышали музыканты и красоту родного языка, родной поэзии. Звучные стихи Тассо и Петрарки вдохновляли Палестрину и других композиторов позднего Возрождения (XVI век).
Музыкальная слава Италии началась с рождения оперы. Этот новый жанр возник на рубеже XVI и XVII веков во Флоренции, в кружке просвещенных любителей искусства, поэтов и музыкантов. Они стремились возродить античную трагедию, представлявшуюся им идеальным слиянием музыки и драмы (см. «Опера»), «Драма с музыкой» — так называли они свои сочинения, слово «опера» стало применяться позднее. Одной из первых итальянских опер была «Эвридика» Я. Пери на текст поэта О. Ринуччини (1600).
Миф об Орфее и Эвридике (см. «Античная музыка») лег в основу «Орфея» Клаудио Монтеверди, одного из одареннейших композиторов той эпохи.
Постепенно опера переросла рамки камерного представления в аристократических домах для кружка немногих знатоков и ценителей. Открылись публичные театры в Риме, Венеции, Неаполе. Опера стала любимейшим видом искусства, тем более что Италия исстари славилась великолепными певцами.

Уже в конце XVII века начинается триумфальное шествие итальянской оперы по другим странам. В XVIII веке итальянские оперы ставятся во всех театрах Европы, обычно силами итальянских же певцов, обучавшихся своему искусству в консерваториях (в Италии они выросли на основе школ-приютов для сирот). Итальянская серьезная опера (так называемая сериа), а потом и комическая (буффа) становятся моделью для оперного творчества композиторов самых различных национальностей.
Но не только опера составила музыкальную славу Италии. XVI— XVIII века — это пора расцвета инструментальной музыки: для скрипки, клавесина, органа и различных ансамблей. Развитие музыкально-исполнительского искусства послужило стимулом для усовершенствования самих инструментов. В городе Кремоне несколько семейств мастеров — Амати, Гварнери, Страдивари — посвятили себя трудному делу создания совершенных смычковых инструментов. И пока еще никто не смог превзойти их.
В большинстве случаев композиторы были и сами блестящими исполнителями на каком-либо инструменте, а то и на нескольких. До сих пор остаются мерилом виртуозности скрипичные концерты А. Вивальди, А. Корелли, клавирные сонаты Д. Скарлатти. Реже удается слышать сочинения Дж. Фрескобальди, хотя его токкаты и фантазии — это целая эпоха в истории органной музыки. Завершилась эта золотая пора инструментальной музыки Италии уже в XIX веке, в творчестве Н. Паганини, композитора и гениального скрипача, феноменальная виртуозность которого даже породила легенды о сверхъестественном, «дьявольском» происхождении его дарования.
В XIX веке у итальянской оперы, занимавшей до того монопольное положение, появляются соперники: складываются национальные школы в России, Франции, Германии и других странах. Но и в самой Италии на оперном горизонте восходят новые светила. В оперу проникают новые веяния. Большая часть XIX века проходит под знаком романтизма (см. «Романтизм»), Одна из самых характерных его черт — глубокий интерес к национальному прошлому. Вся читающая Европа увлекалась тогда романами Вальтера Скотта, возрождавшими страницы из истории Шотландии.

Всеобщее увлечение отразилось и в итальянской опере: в «Пуританах» В. Беллини, «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти. Оба эти композитора обладали чудесным мелодическим даром, мелодии их сочетают красоту и благородство с доступностью, запоминаемостью. Знаменитый гимн богине из «Нормы» Беллини («Каста дива») стал своего рода символом красоты мелодии. (Он упоминается, между прочим, в романе И. А. Гончарова «Обломов».)

Но имена Беллини и Доницетти меркнут в свете всемирной славы Джоакино Россини (1792—1868), которого Пушкин назвал

…упоительный Россини,
Европы баловень, Орфей.

Ничего случайного не было в этой славе, и лучше всего это доказывает судьба оперы «Севильский цирюльник», продолжающей блистать на оперных сценах всего мира. Сюжет, взятый из комедии Бомарше, весел, занимателен, но главная привлекательность этой оперы — неистощимый каскад мелодий, красивых, разнообразных, метко рисующих характеры действующих лиц: мастера на все руки Фигаро, очаровательной плутовки Розины, святоши дона Базилио.
И Россини и другим итальянским композиторам его времени не были чужды героические мотивы, диктовавшиеся самой действительностью. Это был период борьбы за национальное единство и независимость Италии (так называемое Рисорджименто — Воссоединение). То и дело вспыхивали восстания против австрийских Габсбургов и французских Бурбонов, под властью которых находились государства Италии, лишь формально называвшиеся Сардинским королевством, Неаполитанским королевством и пр. А итальянцы хотели быть итальянцами, а не миланцами, неаполитанцами или венецианцами.
Неудивительно, что итальянская театральная публика жадно ловила каждый намек, обращенный к ее патриотическим чувствам. Героические арии и, особенно, хоры из опер Россини «Танкред», «Моисей», «Магомет II» вызывали бурю оваций. Эту линию творчества Россини завершает «Вильгельм Телль» (на сюжет драмы Ф. Шиллера), где уже не намеком, а во весь голос звучит тема национально-освободительного движения. В знаменитой сцене в долине Рютли, в Швейцарии, где собираются участники готовящегося восстания, в качестве пароля звучит слово «свобода».

«Вильгельм Телль» стал лебединой песней Россини, он не создал больше ни единой оперы, хотя прожил еще сорок лет. Устал? Не хотел повторяться? Мы можем только строить предположения. Но кончил он на высшей точке своего пути. Написанная для Парижа, его последняя опера оказала огромное влияние на последующее развитие этого жанра и в Италии, и в других странах.

Патриотические идеи итальянского Рисорджименто ярче всего выразил Джузеппе Верди в своих ранних операх. В дальнейшем его творчество, оставаясь национальным, поднялось на уровень вершин общечеловеческого мирового искусства.

Наследниками традиций Верди стали композиторы, называвшие себя веристами. Это были П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини (1858— 1924). Веризм (от итальянского «веро» — правда) — течение в итальянской литературе и музыке, поставившее себе целью изображать неприкрашенную правду жизни, страдания и радости простых, ничем не выделяющихся людей. Это ясно видно на примере известных веристских опер. Герои «Паяцев» Леонкавалло — бродячие комедианты, «Сельской чести» Масканьи — крестьяне, «Богемы» Пуччини — парижские студенты.
Веристов иногда упрекали в преувеличенности эмоций, в нарочитом нагнетании драматизма, «игре на нервах» зрителей-слушателей. Это не лишено оснований. В «Тоске» Пуччини, например, почти подряд следуют сцены убийства, расстрела и самоубийства. Но многое можно простить этим операм, действие которых омыто такой щедрой и горячей волной мелодий, что именно она и остается в сознании. Через нее воспринимается и все остальное.

Последняя, незаконченная опера Пуччини («Турандот») была поставлена уже после смерти композитора, в 1926 году. Она и до сих пор остается последней значительной итальянской оперой. Интересы большинства итальянских композиторов XX века сосредоточились на симфонизме (А. Казелла, О. Респиги). Красочные симфонические программные пьесы Респиги «Пинии Рима» и «Фонтаны Рима» вошли в программы многих дирижеров. Но музыкальной эмблемой Италии все же остается ее оперное искусство, представленное и в творчестве, и в высочайшей культуре пения.

Источник

Читайте также:  Все виды музыкальных нот
Оцените статью