Лад для испанской гитары

Фламенко на гитаре. Приемы игры в стиле испанского фламенко с аккордами и упражнениями

Фламенко на гитаре. Общая информация

Фламенко – это стиль гитарной игры, который пришел к нам прямиком с родины гитары – Испании. Он заключается в очень четкой и быстрой игре пальцами, и в нем имеются элементы, не свойственные для обычного исполнения произведений на этом инструменте. Благодаря им фламенко приобретает тот самый испанский колорит и характерное звучание.

Разумеется, освоение этого стиля – опциональная вещь для гитариста. Если вы решили попробовать сделать это – то данная статья даст вам полное понимание того, из чего он состоит и как играть фламенко.

Уроки фламенко гитары. Тонкости обучения стилю

Стоит сразу оговориться, что данный стиль исполняется исключительно пальцами. Забудьте о медиаторах, поскольку так играть этот стиль невозможно. Поэтому первый совет, который можно дать – тренируйте координацию пальцев. Это касается не только правой, но и левой руки, поскольку внутри композиций имеется масса приемов, которые исполняются при помощи легато. Кроме того, в данном случае крайне важна скорость и атака ваших пальцев.

Читайте также:  Золотник рулевой рейки аккорд 7

Поэтому прежде всего тренируйтесь играть медленно и постепенно наращивать темп. Касательно правой руки – большая часть произведений жанра фламенко исполняются при помощи особого приема – расгеадо – веерным ударом четырьмя пальцами. Скорее всего, он не получится у вас сразу, и пальцы придется тренировать. Делайте это постепенно, один за другим.

Базовые приемы игры на гитаре фламенко

Ниже представлены классические приемы, из которых и состоит фламенко.

Расгеадо одним пальцем

В широком понимании, как уже было сказано выше, расгеадо – это веерный удар по струнам. Вы как бы поджимаете их и выстреливаете, проводя по всем струнам одновременно. На высоких скоростях происходит так, что когда мизинец только касается струны, ваш указательный палец уже готов к новому удару.

В самом начале вашего освоения фламенко вам надо научится делать эти удары. Начните только с одного пальца – просто бейте по струнам сверху вниз. После этого подключайте второй, и так далее.

Видео с примером (на английском языке, но знание языка не требуется, смотрите практические приемы и важные детали). Далее в статье будут другие видео из этого же цикла уроков.

Альтернадо

Данный прием представляет из себя простое чередование большого и указательного пальца в игре по струнам. Он используется для того, чтобы одновременно играть басовую и мелодическую партию на одном инструменте. Рука как бы наклоняется немного вперед, и вы последовательно дергаете басовую струну и струну текстуры.

Пульгар

Пульгар с испанского переводится как «большой палец». По сути, эта техника представляет из себя просто удар по струне при помощи большого пальца, достаточно сильного, чтобы выделять и акцентировать басовую составляющую мелодии.

Легато

Виды легато во фламенко никак не различаются с легато в обычной музыке. Они бывают восходящие – когда вы с ноты ниже переходите на ноту выше, и нисходящие – когда процесс происходит наоборот.

Арпеджио

Арпеджио – это перебор на гитаре нот от самой высокой к самой низкой, или наоборот. Виды арпеджио во фламенко также никак не отличаются от обычной музыки.

Гольпе

Гольпе – еще один способ игры, который свойственен только фламенко. Он состоит в ударе ногтями по деке гитары, для получения перкуссионного звука. Это значительно расширяет аккомпанирующие возможности гитары и позволяет ей использоваться в качестве шумового инструмента.

Техника тремоло в 5 ударов

Эта техника несколько отличается от классического тремоло на гитаре, поскольку вместо четырех стандартных ударов к ним добавляется пятый. Это несколько ломаный ритм, к которому надо привыкнуть, однако это придется сделать, поскольку данная техника – основа основ всего фламенко.

Испанская гитара фламенко

Виды и отличия от классической гитары

Главное ее отличие от классической гитары – в специальной пластинке гольпеадоре, которая защищает деку от ударов по ней во время исполнения приема гольпе. Кроме того, на гитаре фламенко чаще всего стоят нейлоновые струны, и по своей конструкции она максимально близка к классической гитаре.

Можно ли играть в таком стиле на обычной акустической гитаре

Да – можно. Но стоит учитывать, что это более сложно, поскольку струны на акустической гитаре более жесткие, и атака по ним должна быть сильнее. Кроме того, не стоит забывать и о гольпеадоре, который отсутствует на акустических гитарах.

Аккорды фламенко

Чаще всего аккорды фламенко играются в открытом виде, и ниже указано, как они ставятся. Обратите внимание на то, что они располагаются не совсем так, как на стандартной гитаре.

Испанские аккорды от E (ми-мажор)

Это классический испанский аккорд. Для того, чтобы поставить его, поместите свой указательный палец на второй лад третьей струны, безымянный на третий лад четвертой струны, а указательный – над ним, на третий лад пятой струны. Освоив этот стандартный аккорд, и изучив игру гамм на гитаре, вы сможете без проблем поставить все вариации от него.

Вариации аккорда на 3-ем и 5-ом ладу

Испанские аккорды от A (ля-мажор)

Стандартный испанский мажорный аккорд от ноты Ля ставится таким образом:

— Указательный палец ставится на третий лад четвертой струны;

— Средний палец ставится на третий лад третьей струны;

— Безымянный палец ставится на третий лад второй струны.

Вариации на 3-ем и 5-ом ладу

Испанские аккорды от D (ре-мажор)

Опять, же в данном случае классическая форма аккорда D меняется, сдвигаясь на один лад. Выглядит это так:

— Указательный палец на третьем ладу четвертой струны;

— Средний палец на третьем ладу первой струны;

— Безымянный на четвертом ладу второй струны.

Вариации на 3-ем и 5-ом ладу

Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками

Это классическая аккордовая испанская прогрессия. Ее исполнение потребует техники баррэ, поэтому позаботьтесь о развитии техники игры на гитаре. При этом их можно изменять и модулировать – благодаря тому, что вы используете техники фингерстайла. Попробуйте добавить дополнительную тонику в привычную аккордовую схему – например, в Am добавить тонику F, чтобы плавно перейти в следующую позицию. Экспериментируйте с этой прогрессией – обязательно опираясь на классические гаммы.

Пример стандартной прогрессии

Пример прогрессии с надстройками

Простые упражнения

В целом, упражнения не различаются с теми, которые используются во время обучения игре фингерстайлом. Тренируйте свои переборы и левую руку, чтобы она не отставала от правой, а также старайтесь, чтобы все звучало ровно и без призвуков.

Кроме того, существует упражнение на отработку расгеадо. Ваша задача в том, чтобы поочередно разгонять свои пальцы, привыкая к координации. Сначала вы ровно и четко проводите указательным пальцем по всем струнам снизу-вверх, после чего подключаете второй палец, и так далее. Это делается медленно, пока вы не привыкните к движениям.

Отрабатывайте отдельные приемы и элементы, потихоньку соединяя их. Используйте гитару как перкуссионный инструмент, медленно добавляя к музыке удары гольпе.

Источник

Классическая гитара >Гармонии фламенко

Звучание гитары фламенко всегда привлекало меня. Возможно, причина этому — мое испанское происхождение. Мне очень нравится особая окраска аккордов этого стиля. Долгое время я думал, что гармонии фламенко это что-то очень сложное и доступное только избранным.

Так было до тех пор, пока я не начал слушать и изучать творчество джаз— и рок-гитаристов, которые использовали аккорды фламенко в своих композициях. Около 15 лет я активно занимался разбором произведений Эла Ди Меолы (Al Di Meola), и это буквально раскрыло мне глаза. Я понял, что для того, чтобы овладеть этим стилем, совсем необязательно уметь играть традиционное фламенко. Конечно, чтобы стать настоящим мастером в этой области, нужно учиться всю жизнь, ведь это нечто очень необычное, но вы всегда можете хотя бы познакомиться с фламенко и сделать свою музыку еще разнообразнее. Оно придаст вашему звучанию новый характер и даст вам возможность поднять свой уровень игры.

Ритмы фламенко

Ритмический аспект фламенко — тема весьма интересная, но сегодня мы сконцентрируемся в первую очередь на левой руке (гармонии и аккорды), упомянув о звукоизвлечении лишь вкратце.

Я считаю, что характер фламенко лучше всего передается мажорным аккордом b9. Это может быть аккорд баррэ с тоникой на шестой или на пятой струне. В первом случае просто возьмите аппликатуру аккорда F и поднимите тонику средней октавы на полтона (обычно эта нота зажимается мизинцем). Эту аппликатуру можно применять по всему грифу. Во втором случае зажмите аккорд Bb и вновь поднимите тонику средней октавы на полтона. Это потребует некоторой перестановки пальцев (см. Примеры 1 и 2 ).

Чтобы понять, как применять эти аккорды и выжать из них как можно больше, важно разобраться в том, как они вписываются в гармонический контекст. Пример 3 — простая прогрессия в тональности А минор, включающая два аккорда вне тональности. Это аккорды G и F.

Следующая прогрессия (см. Пример 4 ) основана на фригийском ладу с аккордом bII (Db) в тональности С.

Аккорд maj(b9), о котором мы говорили выше, может играть роль аккорда V (как в Примере 3) и аккорда I (как в Примере 4). В Примере 3 аккорд V выполняет функцию доминанты, так как он разрешается в тонику. Это напоминает джазовые гармонии, и такой аккорд можно заменить на любой аккорд V, разрешающийся в аккорд I.

Пример 5 — традиционная нисходящая прогрессия, включающая аккорд maj(b9).

Пример 6 — отличный вариант прогрессии D минор в джазовом контексте ii-V-I.

Пример 7 немного отличается от того, о чем мы говорили выше, потому что в данном случае особенным, нестабильным аккордом является тоника. Тоническое движение между I и bII слегка напоминает металлическое звучание, что очень интересно и необычно.

Фламенко на электроакустике

Если вы хорошо отработали новые аппликатуры и привыкли к звучанию, приступайте к Примеру 8 . Не забывайте о глушении струн там, где это требуется, чтобы добиться максимального эффекта.

Аккордам maj(b9) можно придать еще больше напряжения. Важную роль в этом играет аппликатура аккорда. Начнем с аппликатуры с тоникой на шестой струне. Добавим к ней одиннадцатую ступень, чтобы сделать звучание еще плотнее (см. Пример 9 ).

Что касается аппликатуры с тоникой на пятой струне, можно, конечно, просто добавить одиннадцатую ступень к нашему аккорду maj(b9), а можно пойти другим путем и добавить к нему пониженную седьмую ступень в качестве самой высокой ноты (см. Пример 10 ).

Поэкспериментируйте со всеми этими вариантами и выберите для себя те, которые больше нравятся именно вам. Не следует зацикливаться на одном и том же. Просто положитесь на свой слух и вкус. Аккорды можно играть боем, арпеджио или применять комбинации этих способов, как в Примере 11 .

Табы и ноты к этому упражнению можно скачать по ссылке:

И в заключение коснемся техники звукоизвлечения, близкой к традиционному фламенко. Она разработана специально для гитаристов, играющих на акустических и электрогитарах приемом «флэтпикинг» («flatpicking»), поэтому подчеркну, что эта техника — скорее просто попытка передать звучание фламенко. Истинные фламенко-гитаристы обычно играют несколько по-другому.

С ее помощью вы сможете сделать свое звучание объемнее и необычнее. Зажмите аккорд на грифе левой рукой. Правой (звукоизвлекающей) рукой играйте вниз и вверх быстрым свипом. В момент, когда вы меняете направление, нужно вновь ударить как по первой, так и по шестой струне. Не выбивайтесь из ритма — это очень важно. Совет: старайтесь извлекать самую нижнюю ноту на сильной доле.

Конечно, этот урок нельзя назвать подробным разбором гитары фламенко, но я надеюсь, что он поможет вам открыть для себя новые горизонты и вдохновит вас на дальнейшие эксперименты с этой красивейшей музыкой.

Источник

Оцените статью