Гитарные лады
Опубликовано: 2016-01-18 / Автор: Сергей Хмарук
Кто-то их называет гитарные лады, кто-то — металлические порожки, но по большому счету сути это не меняет. Благодаря им мы берем нужные нам ноты и аккорды во время исполнения на гитаре какой-нибудь песни или мелодии. Какими они бывают и из каких материалов их изготавливают, чуть ниже и подробно.
Гитарные лады. Теория
Лады – это детали, расположенные по всей длине накладки на грифе гитары, представляющие собой выпирающие поперечные металлические полоски, которые служат для того, чтобы можно было изменять звучание струны на один полутон и соответственно изменять ноту.
Под ладом еще иногда подразумевают расстояние между двумя порожками, и поэтому в основном говорят так: «прижать струну на 3-м ладу», а не «прижать между 2 и 3 ладами», при этом подразумевают, что вы прижимаете струну к накладке грифа, а не к самому металлическому порожку.
Когда мы зажимаем струну, то мы укорачиваем ее длину, вследствие чего повышается ее тон. Звучит при этом лишь тот отрезок струны, который расположен от зажатого лада до нижнего порожка и в этом случае ее колебания не будут распространяться выше этого лада.
Одним из главных достоинств ладов является то, что благодаря им намного проще достигнуть нужного нам звучания, потому что положения нот уже ими обозначены. К тому же, играть аккорды на грифе с ладами значительно легче, чем на безладовом.
Ограничение в диапазоне звучания, которое предварительно уже задано ладами, иногда является недостатком при их использовании. Но некоторые варианты высоты тона все же возможны, например, если взять струну и оттянуть ее вверх или вниз. Такая техника исполнения применяется джаз- и рок-гитаристами, которая очень важна во время игры на гитаре.
Высота звука на гитарах, у которых лады тонкие, меняется в зависимости от того, как вы будете прижимать пальцем струну за ладом. Но такие приемы игры больше всего подойдут для безладовых гитар, в основном это бас-гитары. В таком исполнении они больше напоминают контрабас, у которого лады вообще отсутствуют.
Для такой гитары характерно то, что вы можете извлечь звук произвольной тональности, а также можете плавно изменять высоту этого звука. Бывают, конечно, и гитары классические без ладов, но это довольно большая редкость и делаются такие инструменты в основном вручную.
Многие спрашивают: «А сколько ладов на гитаре бывает?». Количество ладов на разных гитарах может быть от 19-ти на классической гитаре до 27-ми ладов на электрогитаре. На сегодняшний день наиболее распространены электро- и бас-гитары, у которых на грифе имеется 21, 22 или 24 лада (две октавы).
Размер ладов
Этот параметр, как ни странно может сильно влиять на высоту струн гитары. Более низкие лады позволяют прижать струну прямо к накладке, что даже подушечками пальцев можно к ней прикоснуться, соответственно при этом уже остается очень мало пространства под струной, что значительно усложняет нам делать обычные бэнды (подтяжки) на гитаре. У сильно высоких ладов все наоборот – прижимать струны сложнее, но бэнды делать значительно легче.
Ширина ладов
Ширина гитарных ладов определяет то, насколько долго они прослужат, и как долго будут изнашиваться, соответственно можно примерно знать через какое время будет необходима шлифовка ладов или даже их замена. Если вкратце, то узкие лады изнашиваются быстрее, а широкие наиболее долговечны.
Материалы при изготовлении ладов
Самые популярные материалы, из которых делают лады это: нержавейка, серебро и никель. Но чем же они отличаются друг от друга? Какое преимущество того или другого металла? На эту тему по сей день ведется достаточно много дебатов, как среди гитаристов, так и среди производителей.
Одни утверждают, что лады из серебра/никеля изнашиваются намного быстрее и требуют регулярного обслуживания, а вот из нержавейки нет. Другие же говорят о том, что лады из нержавеющей стали, не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.
Мое мнение на этот счет немного другое, потому что я считаю, что любой из этих материалов, применяемых для изготовления ладов, имеет право на свое существование. Будь то гитара с ладами из нержавейки или же из серебра/никеля, все равно она будет отлично работать.
Тут уже вопрос в другом, исходить нужно в первую очередь из личных нужд и требований к инструменту. Как ни странно еще и то, что стальные лады в отличие от серебряно-никелевых более дорогие по цене.
Профиль и форма гитарных ладов
Вот теперь мы подошли, пожалуй, к самому главному. Давайте же теперь посмотрим, какие лады бывают по форме и размерам.
Ш – ширина; В – высота; W – wide; XJ – extra jumbo; J – jumbo; T – tall; S – standard; V – vintage
Вот собственно и все на тему гитарных ладов. Теперь вы достаточно знаете, какими они бывают и что собой представляют. Обязательно посмотрите очень интересное видео на эту тему.
Источник
Лады для гитары обзор
Лады — это одна из основных деталей музыкального инструмента. Состав сплава, из которого они сделаны, размер самого лада и, главное, установка его в гриф гитары очень важны.
Обычно лады являются расходным материалом, но для каждого музыканта это индивидуально. Некоторые очень сильно прижимают струны к грифу, что приводит к усиленному износу ладовых пластин, а некоторые — наоборот. Как раз из этого и вытекает такое разнообразие материалов и размеров. Для начала давайте разберемся с основными: нейзильбер, нержавеющая сталь и бронза.
Нейзильбер — это самый распространенный материал для ладов, сплав цинка, никеля и меди, большинство гитар идут с такими ладами. Для среднестатистического пользователя или любителя их вполне хватит, если не используются агрессивные методы звукоизвлечения, то все будет работать долго и хорошо. У этого типа ладов наиболее сбалансированное звучание и тембр.
Стальные лады намного прочнее, и их уже рекомендуют для музыкантов с необузданной атакой и дикими стилями. Звучание ладов данного типа не сбалансировано, и высокие частоты намного четче и активнее читаются в миксе, нежели низ и бархат в звучании. Такие лады ставят с завода на гитары Parker, и недостаток верхнего и среднего регистра компенсируется именно таким звуком. Отличить их можно по несравнимому с нейзильбером скольжению струны по ладу, многим это нравится и является решающим фактором в пользу установки именно стальных ладов.
Бронза — наименее распространенный тип ладов, с завода их, например, ставят на гитары Warwick. Такие пластины, в отличие от стальных, поднимают низ и объём инструмента, но губят верхние частоты. В итоге получаем пробивной звук, который занимает все пространство вокруг. Но минусом является самая низкая износостойкость ладов данного типа.
С размером ладов все просто – чем толще лад, тем больше мощности звука и меньше четкости, и наоборот. Выбрав размер лада, вы можете более тщательно выбрать звук вашего инструмента, откорректировать звучание.
Вне зависимости от ценовой категории инструмента лады требуют обслуживания. Частый случай, с которым сталкиваются музыканты, когда лады начитают выступать за боковую поверхность грифа. Это — результат естественной усушки грифа, его сужения на доли миллиметра. Так как лады не имеют таких коэффициентов, их длина не меняется и они выходят за границы грифа. Ничего криминального в этом нет, на гитарах и за 200$, и за 20000$ будет происходить все именно в данном порядке. Так что не бойтесь ходить к мастерам с данным вопросам, это всего лишь рутинное обслуживание инструмента.
Источник
Что такое лады, и как я могу их использовать?
В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.
Лады можно выведести из мажорной гаммы.
В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.
Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.
Как работают лады?
Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада — это теоретический способ ее обозначения:
C ионийский лад (= C мажорная гамма)
Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.
D дорийский лад
1 2 b 3 4 5 6 b 7
Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.
E фригийский лад
1 b 2 b 3 4 5 b 6 b 7
Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.
Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.
Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.
Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.
Далее находится обзор 7-ми гармонических ладов C мажорной гаммы, их формулы и соответствующий им аккорд:
I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7
II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7
III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7
IV Лидийский 1 2 3 #4 5 6 7 F G A B C D E Fmaj7
V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7
VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7
VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5
Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:
I Don’t Play Like My Aunt Lucy ( я не играю как моя тетя Люси ).
Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.
Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.
Черным кругом обозначены прочие ноты лада.
Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.
1. C ионийский лад
Формула: 1 2 3 4 5 6 7
Родственный аккорд: Cmaj7
Используется поверх мажорных аккордов
В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.
2. D дорийский лад
Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7
Родственный аккорд: Dm7
Используется поверх минорных аккордов
Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.
3. E фригийский лад
Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7
Родственный аккорд: Em7
Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)
Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.
4. F лидийский лад
Формула: 1 2 3 #4 5 6 7
Родственный аккорд: Fmaj7
Используется поверх мажорных аккордов
Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.
5. G миксолидийский лад
Формула: 1 2 3 4 5 6 b7
Родственный аккорд: G7
Используется поверх доминантных аккордов
Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.
Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.
6. A эолийский лад
Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7
Родственный аккорд: Am7
Используется поверх минорных аккордов
Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.
7. B локрийский лад
Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7
Родственный аккорд: Bm7b5
Используется поверх полууменьшенных аккордов
Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.
Источник