Лады для гитары про

Выбираем лады для гитары

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Завсегдатаи Jablog помнят, что у меня есть вялотекущий страт-проект. Я уже давно заказал себе тушку от MJT, потом от недостатка финансов и из спортивного интереса – китайский гриф. Гриф приехал еще в начале зимы, я его убрал на антресоль и забыл до недавнего времени.

С приходом тепла я решил, что пора бы им заняться. Достал, посмотрел и без удивления обнаружил, что лады немного повылезали – обычное дело. То есть, гриф немного усох, что, в общем-то, неплохо. Взял надфиль, подравнял лады, но заметил, что китайцы в не доконца забили некоторые из них. С помощью молотка и такой-то матери, мне не удалось их вставить на место. После недолгих раздумий и советов знающих людей было решено лады заменить.

Казалось бы, чего проще? Взял, да и купил! Однако, ладов на рынке огромное количество и отличаются все они как по размеру, так и по составу сплава. Давайте сначала разберемся со сплавом.

Из чего делают лады?

Да из чего только не делают… Лично я решил, что будет классика, т.е. никакой бронзы, латуни, нержавейки и прочих изысков. Брать будем нейзильбер.

Так вот, обычно лады делают из нейзильбера с содержанием никеля 12% и 18%. 12% — это, вроде как, классика. И, считается, что именно такие лады устанавливались на всех винтажных инструментах (с другой стороны, мне не удалось подробную инфу по этому вопросу).

18% никеля – это более износостойкие лады. К слову, практически все современные производители ладов используют именно такой сплав. Dunlop в том числе.

Из какого сплава сейчас делают лады для стоковых Fender, Gibson и иже с ними мне выяснить не удалось.

Можно долго рассуждать о влиянии материала ладов на звук, но факт в том, что если вы не хотите экспериментов, то выбирать нужно, как раз из этих двух – 12% и 18%. Причем, если вы будите покупать брэндовые иностранные лады (тот же Dunlop), то в 95% случаев – это будет нейзильбер с 18% содержанием никеля, так что 12% сплав нужно еще постараться найти. Хотя это, на самом деле, несложно. Например, белорусская фирма Синтомс выпускает, в том числе, и такие.

Ладно, теперь давайте перейдем к геометрическим размерам ладов.

Размеры ладов

Тут наблюдаются огромное разнообразие и путаница. Вместе с тем, есть и общие соображения, которые работают в независимости от конкретных размеров.

Сначала разберемся с теми размерами, которые влияют непосредственно на ощущения от игры на гитаре – это ширина и высота головки лада (B и E на картинке).

Например, на Gibson в 60х устанавливались довольно низкие и плоские (низкие лады), что давало чувство скольжения и соприкосновения с накладкой. На винтажных Fender можно найти неширокие и низкие лады. А вот на современных «быстрых» гитарах лады, обычно, довольно высокие, причем настолько высокие, что, зажимая струну, пальцы могут почти не касаться накладки.

Если немного подумать, то можно понять, что тут к чему.

Например, если лад невысокий, то скользить по накладке довольно приятно, однако, зажимать струны будет несколько сложнее. Так же несколько сложнее делать бэнды на низких ладах, т.к. прижимая струну вы будите пальцем касаться накладки грифа. Ну а на высоких ладах брать отдельные ноты легче, легче делать бэнды. Если же лады очень высоки, то ощущение почти как от скаллопированного грифа. Легче играть легато, легче играть тэппингом. С другой стороны, тут придется следить за силой нажатия, т.к. если переборщить, то получится микро-бэнд.

Высота головки лада может варьироваться от 0.7mm до 1.48mm (0.029″ – 0.058″).

Теперь давайте про ширину лада. Широкие лады дают более гладкое чувство при игре, тогда как узкие – наоборот. Так же, широкие лады изнашиваются несколько медленнее узких, но при износе они становятся еще более плоскими и широкими, что, в конечном итоге, может привести к проблемам с интонированием инструмента и дребезгом.

Ширина головки лада может варьироваться от 1mm до 3mm (0.047″ – 0.118″).

На самом деле, в крайности вдаваться никто не любит, поэтому на большинстве гитар устанавливаются, как раз, не слишком широкие и не слишком низкие лады.

Вот тут-то и начинается неразбериха. Обычно, в спецификациях гитар не пишут конкретные размеры ладов, а пишут просто “jumbo”, “medium”, “small” или очень часто “medium jumbo”. Самое забавное, все производители под этими словами подразумевают несколько разное. И если, например, производители ладов все-таки пишут геометрические размеры лада, то вот какие именно лады стоят на стоковых инструментах решительно непонятно. Поэтому может получиться так, что medium jumbo на Fender Telecaster и medium jumbo на ESP Eclipse – это, как говорят, в Одессе «две большие разницы».

Вот, например, что поэтому поводу думают парни из Warmoth.

А вот, что написано в табличке от Dunlop (однако, картинка древняя, может уже сейчас все по-другому).

А вот просто картинка из инета.

Отличная сводная таблица размеров ладов тут.

Теперь вернемся к самому популярному “medium jumbo”. Обычно, medium jumbo – имеет размер примерно 2.7mm x 0.91mm (0.106″ x 0.036″). Смотрите, 2,7 мм – это довольно много, т.е. близко к верхнему диапазону ширины лада, именно отсюда – jumbo. А вот высота 0,91 мм – это, если грубо, примерно середина диапазона высот, отсюда – medium.

Вот, кстати, с человек на форуме Fender взял штангельциркуль и измерил фендеровский medium jumbo:

Ширина — 2.83mm / 0.1115″
Высота — 1.01mm / 0.040″

Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать ориентироваться именно на геометрические размеры ладов, а не на что-либо другое.

Ок, поговорили про размер головки лада, давайте теперь про его ножку (размеры D и (A-E)). Этой характеристикой стоит озаботиться, если вы собрались, например, менять лад. Чтобы лад хорошо сидел в накладке ширина его ножки должна быть соразмерно пропилу. А чтобы забить лад полностью, высота его ножки должна быть не больше паза в накладке.

Вот представьте, вы купили лады на замену, а получилось так, что лад слишком высокий. Хорошо, когда можно углубить паз в накладке, а если нет? Если накладка сама по себе довольно тонкая? То-то и оно…

Еще немного про толщину ножки. Например, Синтомс выпускает специальную серию ремонтных ладов, где ножка несколько толще, чем на обычных. Если подумать, то это правильно, т.к. при извлечении старого лада, паз волей-неволей расширяется и теряет свой первоначальный размер.

Хотя про эти ремонтные лады на форумах пишут, что мол, после них установить что-то другое довольно проблематично, т.к. у них, мол, зверское крепление и их довольно сложно вытаскивать из накладки.

Фух, надеюсь, эта статья поможет сделать вам правильный выбор, если что.

Что касается меня, то я, пожалуй, куплю белорусские Синтомс REF280140. Потому как, отзывы о них неплохие, они всё-таки наши, да и дешевле практически в 3 раза, чем те же Dunlop.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов:

  • • ионийский
  • • дорийский
  • • фригийский
  • • лидийский
  • • миксолидийский
  • • эолийский
  • • локрийский

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • лидийский
  • • ионийский
  • • миксолидийский
  • • дорийский
  • • эолийский
  • • фригийский
  • • локрийский

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2. Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3. Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4. Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5. Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6. Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Отличный(как и все остальные)урок!

Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?

все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать

вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.

В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:

иди-учи матчасть патом бирись за лады

И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?

Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон

Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.

Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.

Намешано в кучу 7 тональностей,12тональностей, мажор, минор, лады, а как их совмещать не написано, разбирайтесь сами. статья мягко говоря больше вопросов дает чем ответов.

Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.

Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .

У меня вопрос, апликатура пеового по вашей программе лидийского лада с какой ноты начинаеться F#?

Первая нота будет зависеть от того, в какой тональности Вы играете. Если Вы выбрали тональность F# мажор, первая нота будет F#.

Соль диез это 4й лад шестой струны

Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.

Я пианистка, искала материал, как быстро освоить Лады. Материал дан прекрасно! Спасибо. Могу добавить ещё один способ запоминания дорийского: взять мажорную гамму тоном ниже и сыграть ее от заданного тона. Например: нужно сыграть до дорийский: берёте мажорную гамму Bb и играете ее от до : С D Eb F G A Bb C ; кому непонятно, значит вам рано ещё этот материал осваивать, гаммы нужно знать прекрасно, чтобы подойти к Ладам и импровизации.
Лидийский: если знаете порядок появления следующего диеза, то очень просто: к ионийскому ( то есть мажорной вашей гамме) прибавляйте один диез, и в лидийском: D majeur ( F#C#) следущий G# , итак в вашем ре лидийском 3 диеза, или считайте 4 повышенную , тоже не сложно .

Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.

А просто с нуля — это по CAGED системе.

И тут мы приходим к пониманию, что «золотой таблетки» не существует и для изучения и понимания музыкальной теории нужны жопачасы.

Источник

Оцените статью