Ламповый усилитель аудио ноте

Audio Note Cobra — детальный тест лампового усилителя

Нарушение запретов

Audio Note Cobra — детальный тест лампового усилителя

Нарушение запретов

Еще недавно Питер Квортруп ругал решения «все-в-одном», ненавидел USB-интерфейсы, не мыслил о создании комбайна (интегрального усилителя с цифро-аналоговым преобразователем на борту) и не допускал появления реально мощных аппаратов в нижней (для фирмы) ценовой категории. Лед тронулся сразу по всем фронтам – новенький ламповый усилитель Audio Note Cobra оснащается и встроенным ЦАП’ом с USB-входом, и развивает 27 Вт на канал, и стоит чуть менее, чем пять тысяч долларов. Фантастика? Нет, реальность – а вот то, как устройство покажет себя «в бою», мы сейчас и разберем.

Интегральный ламповый усилитель Audio Note Cobra приехал к нам на тест в традиционной для компании неброской картонной коробке – правда, в двойной и довольно плотной. Инструкция столь же аскетична – впрочем, сам усилитель кажется настолько простым и элегантным, что инсталлировать его сможет даже ребенок. Главное, что стоит помнить, аппарат довольно увесистый, как любой ламповый усилитель – при габаритах корпуса в 340 х 199 х 451 мм он весит 13,6 кг. Выходная мощность Audio Note Cobra при работе на нагрузку сопротивлением 8 Ом достигает 2 х 27-28 Вт (данные в инструкции по эксплуатации немного разнятся с официальным сайтом), погрешность во всем рабочем диапазоне частот укладывается в 0,3 дБ. Энергопотребление в 175 Вт недвусмысленно намекает на корректность параметров «силы» секции мощника.

Предварительный каскад усиления каждого канала Audio Note Cobra реализован на двойном триоде 5670 и пентоде 6AU6, усилитель мощности построен на паре пентодов EL34 американской компании Electro-Harmonix, изготовленных на заводе Sovtek в Саратове. Усилитель работает по двухтактной схеме, имеет входное сопротивление 100 КОм и входную чувствительность в 300 мВ. На задней панели можно найти три линейных аналоговых входа (на разъемах RCA) и три цифровых порта.

Читайте также:  Девчонка классно поет под гитару

Увы и ах, «печать зла», все же, лежит на самом распространенном на сегодня USB-входе – аппарат умеет принимать через него лишь сигналы до разрядности 16 бит / 48 кГц. Куда лучше обстоят дела у оптического входа – он работает с цифровыми потоками с разрешением вплоть до 24 бит /96 кГц, а самым лучшим способом цифрового подключения оказывается коаксиальный вход, который способен воспринять сигнал с разрешением вплоть до 24 бит / 176,4 кГц. Следует заметить, что сердцем цифро-аналогового преобразователя у Audio Note Cobra служит старая-добрая микросхема Philips TDA1543. Её реальные параметры разрешения – 16 бит, так что, вопрос в различиях по разрешению принимаемых на вход сигналов относится лишь к модулям преобразования и качеству интерфейсов, а не физической схеме матрицы. Так или иначе, чип все равно может функционировать лишь на 16 битах. Хотя, во время наших экспериментов именно коаксиальное подключение обеспечивало наилучшие результаты – опять же, из-за интерфейсных решений.

Из других особенностей следует отметить набор фирменных выходных трансформаторов с двойным С-сердечником – такой подход вместе с двухтактной схемой гарантирует достаточные «мускулы» для раскачки даже сложных акустических систем. Последний штрих – отделка. Аскетичный фирменный дизайн усилителя кажется безупречным, но лишь чёрное цветовое решение немного сокращает возможности по интеграции Audio Note Cobra в дизайн вашего помещения. При работе, как и вся ламповая техника, аппарат, конечно же, сильно нагревается – так что при установке стоит оставить вокруг усилителя достаточное свободное пространство. По части управления придраться не к чему, громкость регулируется плавно – точность регулятора позволяет выставить желаемый уровень, селектор входов здесь релейный, а качество коммутационных терминалов заслуживает аплодисментов. Ещё одной отличительной особенностью Audio Note Cobra стало наличие в комплекте пульта дистанционного управления, что для лампового усилителя нельзя назвать типичным. И пусть, судя по всему, это универсальный пульт, качество исполнения которого диссонирует с уровнем самого усилителя, возможность «сделать погромче», не вставая с любимого дивана, дорогого стоит.

Теперь самый важный момент. После первого включения Audio Note Cobra не сможет продемонстрировать ничего вразумительного – устройству требуется прогрев. У нас в тестовой комнате аппарат работал несколько дней напролет – и его качество звучания постоянно улучшалось. Сразу же после включения новый усилитель выдавал лишь колкий и плоский саунд, который не имел ничего общего с «фирменным» стилем.

На второй день Audio Note Cobra начал проявлять «родовые черты». Сцена получила объем и голографию, бас стал детальным и фактурным. Важный момент – низкие ноты в исполнении Audio Note Cobra никогда не проявляли «бухания», напротив, характер подачи был сухим, точным и не доминирующим. Усилитель с легкостью управлялся с нашим набором спикеров – что Klipsch, что Sonus Faber, колонки были ему по плечу. В дальнейшем, звучание аппарата улучшалось уже не так драматично – и стало возможным сделать основные выводы о его подаче и характере.

Конечно же, Audio Note Cobra силен по части воспроизведения вокала. Голоса исполнителей буквально материализовывались в комнате, раскрывали всю гамму эмоций и богатство оттенков. Что Луи Армстронг, что Лана Дель Рей – фактура авторской подачи казалась безупречной, а тембральные характеристики не вызывали и повода для критики. Аппарат также прекрасно эшелонировал сцену, образы не наслаивались друг на друга и формировали должную (пусть и не слишком масштабную) панораму. Да, по масштабу есть куда расти – но обратим внимание на ценник усилителя.

Стоит отметить, что у Audio Note Cobra чуть темноватая подача материала, искрометности и яркости ВЧ тут нет – так что, любители «яркого» звука могут остаться не сильно удовлетворенными. С другой стороны, приглушенные верха вместе с исключительной микродинамикой и достойной макродинамикой гарантируют тот самый пластичный британский звук, проникновенный и западающий в самое сердце. Короче говоря, почерк Питера Квортрупа, за который компания заслужила культовый статус.

Как ни странно, но данная схема и набор ламп отлично управляются не только с джазом и легкой классикой – не пасует усилитель и на роке, отлично отыгрывая что Led Zeppelin, что Dire Straits. Нужно лишь подобрать к усилителю не слишком «тяжелых» в плане входных параметров партнеров с достаточной чувствительностью и без драматических падений сопротивления. Разве что на Metallica нам показалось, что аппарат начинает звучать менее прозрачно и точно. Зато, исключительно силен Audio Note Cobra на небольших уровнях громкости – его характер воспроизведения при этом вообще не меняется.

Тип – интегральный усилитель со встроенным ЦАП’ом | Название – Audio Note Cobra | Выходная мощность, Вт – 2 х 27 на 8 Ом | Набор ламп – 2x 5670, 2x 6AU6, 4x EL34 | Входное сопротивление, кОм – 100 | Входная чувствительность, мВ – 300 | Максимальное разрешение цифровых сигналов – коаксиальный вход – 24 бит / 176 кГц, оптический вход – 24 бит / 96 кГц, порт USB-B – 16 бит / 48 кГц | Линейные аналоговые входы – 3 x RCA | Энергопотребление, Вт – 175 | Вес, кг – 13,6 | Размеры, см – 34,0 х 19,9 х 45,1 | Источник ТТХ – Audio Note

Источник

Ламповый усилитель Audio Note Ongaku

По удачному стечению обстоятельств за месяц до этого теста мне довелось пообщаться в Англии с Питером Квортрупом, философом аудио, чьи идеи положены в основу всех современных изделий Audio Note. О философии и о способах её реализации в железе обещаю рассказать в следующем номере, здесь лишь коснусь моментов, имеющих непосредственное отношение к сегодняшнему прослушиванию.

Когда мы были в Брайтоне, Питер пригласил послушать свою домашнюю систему, состоящую из транспорта SDT Six, конвертора DAC Six, двух моноблоков Gaku-On и акустики AN-E Sogon. Вопреки ожиданиям вместо оперы и камерного джаза — а именно на таких жанрах обычно демонстрируются однотактные усилители — Питер включал предельно жёсткую музыку, причём иногда выкручивал громкость до оглушительного уровня. Никакой компрессии не замечалось, а драйву и динамике позавидовали бы и транзисторные оконечники.

Поэтому и в нынешнем тесте я решил не делать скидок на однотактность и подобрал музыку посложнее. Правда, в Ongaku, который мы собираемся слушать, на выходе всего один 211-й триод, в то время как у Gaku-On по два в параллель, и ему было намного легче справиться с таким бесчеловечным саундом, как у Noisia на «Split the Atom». Этот диск, подаренный Питером, тоже будет инструментом в нынешнем исследовании. Но сначала несколько слов о самой системе.

Необычность транспорта CDT-Five в том, что у него ламповый трансформаторный выход с кенотронным питанием. Редкое решение для цифрового аппарата, но за счёт него достигается выходное сопротивление порядка 2 Ом, поэтому, как считает Энди Грув, главный инженер Audio Note, повышается точность передачи данных, а качество кабеля не играет большой роли. Модифицированный привод Philips CD Pro2LF с верхней загрузкой подвешен на пружинных амортизаторах. Как и во всех компонентах пятого уровня, внутренняя проводка выполнена серебряным кабелем AN Pallas, электролитические конденсаторы — исключительно Black Gate. Весит CDT-Five порядка 22 кг.

Цифро-аналоговый конвертор DAC5 Special, известный также как Super DAC, тоже построен на трансформаторах — первый, с серебряными обмотками, принимает входной сигнал, второй, на сердечнике «Супер Мю», работает как преобразователь ток/напряжения, и ещё один, серебряный — в аноде выходной лампы 5687. В аналоговом фильтре используются дроссели, тоже серебряные, и фирменные конденсаторы «бумага — медь — масло». Собственно преобразование осуществляется тщательно отобранными чипами AD1865 (18 бит, 44,1/48/96 кГц). Ни передискретизации, ни цифровых фильтров в тракте нет, он предельно лаконичен, основной упор сделан на качество комплектующих. Звуковые трансформаторы, к примеру, имеют полосу пропускания 5 Гц — 200 кГц.

Обновлённая и более доступная версия Ongaku — тоже детище Энди Грува. С коммутатора входов (пять пар серебряных разъёмов RCA сбоку) сигнал поступает на половинку триода CV4068, после чего разгоняется драйвером на Telefunken 6463, а уже с него, через межкаскадный трансформатор 1:1 с пермаллоевым сердечником и серебряными обмотками — на сетки выходных ламп. Как и в старой, классической версии Ongaku, это прямонакальные триоды 211 с фиксированным смещением. Питается аппарат от двух кенотронов 5R4WGB.

Регулятор громкости ступенчатый, состоит из качественного переключателя и набора танталовых резисторов. Они же применяются и в усилительных каскадах вкупе с электролитическими конденсаторами Black Gate. Монтаж выполнен навесным способом, сборка и пайка ручная.

Audio Note — единственный производитель, выпускающий одну и ту же модель акустики в таком разнообразии вариантов. На сегодняшний день существует одиннадцать разновидностей систем AN-E с разными драйверами, внутренней проводкой, клеммами и кроссоверами. В версии AN-E Sec Signature, которую вы видите на фото, установлены 8-дюймовые НЧ-драйверы с диффузорами из конопляного волокна, магнитами Алнико и серебряными звуковыми катушками. Твитеры отличаются массивными фланцами и шёлковыми куполами с особой пропиткой. Для правой и левой колонок головки подбираются попарно, а уже под них вручную подгоняются элементы фильтра. Поскольку медные конденсаторы и катушки «на воздухе» чрезвычайно громоздки, кроссоверы выполнены в виде выносных блоков, которые соединяются с колонками тремя многожильными кабелями Sogon. Солидный объём корпуса в сочетании с фазоинвертором (его порт направлен назад) позволили получить бас порядка 18 — 23 Гц (-6 дБ). При чувствительности 95 дБ эти системы способны работать и с 8-ваттными усилителями, а уж с 27-ваттными Ongaku звуковое давление можно довести до максимального заявленного уровня в 108 дБ.

Напомню, что специалисты Audio Note настоятельно рекомендуют ставить колонки в углах комнаты, что мы и сделали. Такое позиционирование сказалось на характере баса — он получился глубоким, энергичным, но немного затянутым, «резиновым», как у сабвуфера. Хотя, должен сказать, что к концу прослушивания столь необычный для Audio Note характер проявлялся уже не так заметно — то ли колонки разыгрались, то ли слух адаптировался.

А вот середина и верх — именно то, за что меломаны любят технику этой фирмы и готовы платить за неё такие деньги. Вроде ничего особенного, но, прислушавшись, вдруг замечаешь удивительную правдивость в передаче события, происходившего перед микрофонами. Особенно если это запись симфонического оркестра, сделанная за один заход, как, например, Carmina Burana. Это действительно захватывающее действо, а не скучная трансляция концерта. Мне неоднократно приходилось общаться с техникой Audio Note самого разного уровня, и каждый раз создавалось впечатление, что система играет только для тебя, а знакомая запись звучит немного непривычно, но её хочется слушать и слушать. Питер считает, что всё дело в трансформаторах, которые передают не ток или напряжение, а саму энергию. Поэтому он используют их везде, включая CD-транспорт и DAC. Похоже, в этом что-то есть.

Конечно, подобные ощущения не могут возникнуть, если сцена выстроена неправильно. Несмотря на приличное расстояние между колонками, виртуальные источники к ним не притягивались, панорама заполнялась целиком, солирующие инструменты выходили на переднюю линию, а вполне осязаемый задний план создавал ощущение глубины.

Ещё одна интересная особенность системы — уникальная разборчивость в среднем и верхнем диапазонах. Уникальная в том смысле, что при желании можно услышать все нюансы, малейшие тембральные оттенки, но всё это подаётся неназойливо, нет ощущения излишне высокой контрастности. Причём баланс не зависит от громкости, даже на больших уровнях подробности не выпячиваются и не замыливаются. Который раз убеждаюсь, что высокая чувствительность акустики — большой плюс, вне зависимости от мощности усилителя. В её звучании подкупают лёгкость, микродинамика, прекрасное чувство ритма. Но в соответствующем тракте, разумеется.

Однако я бы не сказал, что все жанры удаются системе одинаково хорошо. Всё-таки для Single End на одной выходной лампе динамические контрасты слегка нивелируются, особенно это заметно на симфонических тутти и резких всплесках Noisia с перенасыщенным спектром. Но при этом, повторюсь, не теряется разборчивость, нет и намёка на жёсткость.

Самая же привлекательная черта системы в том, что её не хочется выключать, она буквально гипнотизирует звучанием, какой диск ни поставь. Уже который раз замечаю, что техника Audio Note не воспроизводит музыку, а исполняет её, немного по-своему, но делает это мастерски, легко и непринуждённо, с филигранно отточенными интонациями и идеальной ритмической структурой.

Audio Note Ongaku

Суммарная номинальная выходная мощность: 27 Вт RMS || Входная чувствительность: 450 мВ || Входное сопротивление: 100 кОм || Разбаланс каналов: ±0,3 дБ || Габариты: 300 х 640 х 300 мм || Масса: 48 кг

  • CD-транспорт AN CDT-5 (2028600 руб.)
  • Конвертер AN DAC-5 Special (1987200 руб.)
  • Интегральный усилитель Ongaku (4545720 руб.)
  • Акустические системы AN-E SEC Signature (2732400 руб./пара)
  • Кабели:
  • — цифровой AN-Vx 1 м (32214 руб.)
  • — межблочные Sogon 1 м (131000 руб.)
  • — акустические AN-SPX Bi-Wire 2 x 2,5 м (610000 руб.)

Привод Philips CD Pro2LF с верхней загрузкой отличается высокой точностью считывания данных и высочайшей надёжностью. Поэтому применялся в проигрывателях класса High End и музыкальных автоматах

В тракте DAC5 Special используются уникальные согласующие трансформаторы с широкой полосой пропускания. Питер Квортруп считает, что только таким способом можно передать энергетику звучания

AN-E SEC Signature

Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот (-6 дБ): 18 — 23000 Гц || Чувствительность: 95 дБ || Максимальное звуковое давление: 108 дБ || Рекомендованная мощность усилителя: 8 — 80 Вт || Габариты: 790 х 360 х 270 мм || Масса: 18,5 кг

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1. Carl Orff, «Carmina Burana». Mariinsky Records, 2011. Бескомпромиссная запись, сделанная российской компанией Burcev Audio в Мариинском театре

2. «Naim Sampler #8». Naim Label, 2013

3. Huey and the NewYorkers, «Say It To My Face». Naim Label, 2013

4. Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012

Кроссоверы у акустики AN-E Sec Signature выносные. Конденсаторы «медь-бумага-масло» и катушки на воздухе в корпусе колонки заняли бы слишком много места

Источник

Оцените статью