Ламповый усилитель для бас гитары схема

Ламповый усилитель для бас гитары схема

Двухканальный Ламповый усилитель для бас-гитары. Секция предусиления — 4 х 6Н2П-ЕВ, секция усиления мощности — 1 х 6Н8С, 8 х 6П36С. Разрыв для подключения внешних эффектов 1 х 6Н9С.

Когда-то давно я хотел сделать ламповый усилитель для бас-гитары. Шасси у меня было такое же как и в копии усилителя Marshall. Не долго думая я по-быстрому разработал примерный план расположения элементов, взяв за основу схему басового Marshall JCM 800 модель 2001. Это двухканальный усилитель мощностью 375 Вт. Но не важно, от него осталась лишь концепция — а именно — двухканальность. Тогда же давно я все-таки собрал данный прибор, но начались всякого рода проблемы, связанные, скорее всего, с недостаточными моими знаниями.

И вот прошло пару лет, и я решил вернуться к данному проекту тем более что много работы выполнено. Есть корпус, есть кожезаменитель, только обтянуть да усилитель внутрь вставить.

Итак. Первым каналом решено было сделать подобие предусилителя от басовой головы Marshall VBA 400. Отмакетированная ранее схемка работала хорошо и мне нравилась, поэтому сомнений по поводу звука не было. Вторым же каналом я решил сделать вариант от Ampeg SVT-CL Preamp. Вот тут сомнения по работоспособности уже возникли. Во-первых схема немного урезанная — все-таки версия предусилителя, а ни взятая из контекста полного усилителя, во-вторых — качество самой схемы не очень, в-третьих, необходимо изготовить довольно специфическую катушку индуктивности. Но я решил рискнуть, скоро узнаем что из этого выйдет:). Теперь обо всём по-порядку.

В наличии был выходной трансформатор, который я делал ранее, а это уже почти весь успех 🙂

Читайте также:  Secret garden дуэт ноты для

Вкратце о нём. Выполнен на магнитопроводе от ТСА-270. Позволяет коммутировать сопротивление между анодами при пересчете на 4 параллельные лампы в плече 2,5 кОм и 5 кОм при 4,8 и 16 Омах нагрузки.

Выходные лампы я решил использовать 6П36С так как они довольно распространенные, да и мощность снять можно большую. Тем более что при экспериментах , эти лампы мне очень понравились. Если они новые, то ведут себя довольно хорошо — стабильно и предсказуемо. Но, нужно выбирать, конечно, т.к. параметры различаются сильно. Можно было, в принципе, приобрести 6L6 или 6550 или что-нибудь еще в таком духе, но я не смог найти доступных вменяемых керамических панелек под подобные ламы в нужном количестве. Проект мог повиснуть в воздухе надолго. поэтому решено было достать из чемодана 8 хороших гнезд для телевизионных ламп, что и было сделано.

Имеем шасси. Выглядело оно следующим образом.

Уже установлены панели под лампы выходного каскада и фазоинвертора. Фазоинвертор решено было сделать на октальном двойном триоде 6Н8С по причине наличия хорошей панельки для этой лампы 🙂 В другом случае я бы использовал 6Н1П, а какая разница если эти лампы по-сути почти аналоги. Да и 6Н8С у меня имеется с десяток, так что и с подбором проблем не было.

Начал я с того что изготовил новый силовой трансформатор. Железо и каркасы катушек — от промышленного сетевика ТС-270-2. Перемотал все полностью на нужные мне параметры. Только накальная обмотка дает 6,5 В при токе 20 (!) Ампер. Обмотки для двухполярного питания ОУ +/- 15 В, обмотки для отрицательного напряжения смещения, повышающая обмотка для высокого напряжения; и еще дополнительная обмотка в

200 В для возможности отдельного питания экранных сеток выходных ламп. И вот как это стало выглядеть.

Дальше. Развел накалы выходных ламп. Распаял резисторы вторых сеток, антизвонные резисторы в цепи управляющих сеток,катодные резисторы 1 Ом на которых при отладке можно будет мерять падение напряжения и настраивать токи выходных ламп.Установил силовой и выходной трансформаторы.

&nbsp&nbsp

Далее на панельках распаяны сеточные резисторы. Они ограничивают напряжение и ток на вторые сетки выходных ламп. Все элементы прочно закреплены и удерживаются монтажными стойками и непосредственно контактами панелек ламп.

Немаловажным звеном является входной сетевой фильтр. Это нехитрое устройство позволяет убирать помехи проникающие в звуковой тракт вместе с питанием. Схема этого узла не сложная и содержит несколько элементов. Резистор, 4 конденсатора и дроссель уничтожающий синфазные помехи а также высокочастотный мусор. На монтажной планке установлен дополнительный предохранитель на 6 А, на всякий случай. Он выручит, если вдруг случится что-либо непредвиденное.

Далее все что касается сетевого напряжения — предохранители, выключатели. Подключается силовой трансформатор.

На монтажной планке есть место для размещения выпрямителя отрицательного напряжения. Собираем там данный блок питания и регуляторы смещения. Я сделал общий потенциометр который служит для грубой регулировки напряжения, и затем отдельно точно подстраивается индивидуальным потенциометром каждое плечо.

Далее выпрямитель высокого напряжения. Я использовал диоды FR307. Они имеют малое веремя открытия/закрытия, что уменьшает помехи от питания, так же эти диоды довольно мощные. Электролиты фильтра я использовал отечественные герметичные К50. не помню 🙂 благополучно найденные на помойке одного из минских радиотехнических колледжей. Номинал 800 мкф 350 В. Включенные последовательно. Итого ёмкость выходит 400 мкф при потолке в 700 В что довольно кучеряво 🙂 Зашунтировано плёнкой К78-2 22 нф 1000 В. Далее питание можно проследить по

Конденсаторы фильтрации питания находятся локально в соответствующих каскадах. Этим реализуется принцип правильной разводки земли.

&nbsp&nbsp&nbsp

Делаем все что касается выходна на громкоговорители. Подключаем выходные гнезда — у меня это пара параллельных выходов типа «Джек» и один выход типа «Спикон», селектор нагрузки. Провода должны быть по-возможности толще — в пределах разумного, ведь в выходных цепях токи очень велики.

Далее, когда вся мощная часть собрана, можно перейти к фазоинвертору. Движение при сборке прибора происходит какбы с выхода ко входу. Это очень удобно с точки зрения грамотного соединения всех земляных выводов каскадов, а также можно сразуже проверять работоспособность устройства в процессе сборки.

Итак фазоинвертор. Всё собирается на контактах октальной панельки, используются выводы деталей и несколько опорных стоек.

&nbsp&nbsp

Фазоинвертор классический для гитарных аппаратов — самобалансирующийся. В качестве разделительных конденсаторов я выбирал из нескольких типов которые были у меня под рукой — К73, К78, МБГО, импортная плёнка, К41. Остановился на МБГО 0,250 мкф х 500В. Конденсаторы установлены без контакта с корпусом. Зашунтированы плёнкой К78-2 5n6 х 1600В. Далее введена цепь коррекции АЧХ — это подъем середины кнопкой BRIGHT — подключение шунтирующего конденсатора 220n впараллель катодному резистору 4,7 кОм. И кнопа Deep, на слух воспринимается как добавление низких частот, хотя просто формируется частотнозависимая ООС. Число пассивных элементов в обвязке лампы возрасло и вокруг стало заметно гуще 🙂

Идём дальше. Петля эффектов. Также октальная панель, лампа 6Н9С. Отключение реализуется парой реле. Петля эффектов переключается с последовательно типа на параллельный. Имеет ряд регуляторов — уровень посыла, уровень возвтара и регулятор «MIX» смешения чистого сигнала с обработанным в режиме параллельного разрыва.

&nbsp&nbsp&nbsp

Итак, усилитель мощности собран. Можно начать делать предусилитель. Первый канал с которого я начал — VBA-400. Схема:

Начинаем с выхода. Монтируем реле переключения каналов (реле крепятся к шасси с помощью пластиковых хомутов.), потенциометр громкости, обвязку второй лампы — последние два усилительных каскада, темброблок. Все детальки помещаются прямо на панельке, средний вывод панельки используется как общий — там собирается земля каскада. Фильтрующий конденсатор находится в непосредственной близости возле лампы, его минусовой вывод присоединяется в эту местную «Звезду». Отсюда минус идет на минус фазоинвертора. Детали темброблока — на выводах потенциометров, на контактах переключателя. Земля темброблока — отдельным проводом к общему контакту лампы.

&nbsp&nbsp&nbsp

Затем первую лампу, регулятор увствительности.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp

Переключатель каналов на входе, входные гнезда чувствительности 0 db и -15 db.

Вскоре канал предусиления собран. Можно приступить к сборке второго канала. Как было решено, это будет секция предусиления из Ampeg SVT-CL Preamp. Схема оригинала:

Сначала устанавливаем панельки 🙂 Затем снова с конца — двигаясь ко входу. Выходной повторитель, громкость, усилительный каскад, темброблок, кнопки Bright и Ultra Low.

&nbsp&nbsp&nbsp

Далее два первых каскада и реле переключения на входе.

&nbsp&nbsp

Затем добавляется необходимая переферия — коммутация каналов, индикация, проводов всё больше и больше. В итоге предусилитель приобретает следующий вид 🙂 🙂

И несколько фотографий снаружи:

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp

МАЙ 2007 г.

В процессе настройки и обкатки я всёже пришёл к выводу что установленный выходной трансформатор не совсем корректно работает, поэтому решился изготовить грамотный выходник. Для чего был приобретен промышленный транс ОСМ 0,4. Габаритная мощность 400 Вт что следует из маркировки. Но из хитрого справочника было вычитано что рассчетная мощность на 50 Гц составляет 690 Вт 🙂 Но это не суть. В любом случае габаритной мощности никогда не бывает много. Итак, вскоре примусь за намотку 😉

Вот фото этого транса

&nbsp &nbsp

ДЕКАБРЬ 2008 г.

Прошло немного времени 🙂 Достал усилитель из пыльного угла склада и подумал, что надо бы его всеже доводить до ума, пользуясь редкими свободными минутами. Почти все подготовил для намотки выходного трансформатора. Многое очень кажется нерациональным в конструкции усилителя и схемных решениях, но посмотрим. Уверен, что потенциал у него есть и в таком виде, а там будет видно. Начнем с катушки индуктивности в канал предусилителя по типу Ампега. Вот рассчеты на нее:

&nbsp &nbsp &nbsp

Источник

Оцените статью