Лассо эхо ноты для детского хора
Русская народная песня, обработка А.Луканина, Среди долины ровныя pdf
Японская народная песня, Среди цветов pdf
Знаменный роспев XII-XIV вв, Степенна pdf
Английская народная песня, С тобой вдвоём pdf
Норвежская народная песня, Сумерки pdf
Л.ван Бетховен, Сурок pdf
Л.ван Бетховен, Тебя я прошу (трёхголосный канон) pdf
Немецкая народная песня, Тки, дочка pdf
В.А.Моцарт, Тоска по весне (переложение для хора В.Соколова) pdf
К.В.Глюк, Трио (из оперы «Орфей и Эвридика») pdf
Русская народная песня, Ты не стой, колодец pdf
А.Зацепин, Ты слышишь, море («из к/ф «Свистать всех наверх») pdf
Русская народная песня, У ворот, ворот (уличная) pdf
Русская народная песня, обработка А.Рудневой, У ворот-воротиков pdf
Венгерская народная песня, Угощение pdf
П.Чайковский, «Уж вечер», (дуэт Полины и Лизы из оперы «Пиковая дама») pdf
Русская народная песня, Уж как пал туман pdf
Русская народная песня, Уж ты, сад pdf
Русская народная песня, Уж я золото хороню pdf
Русская народная песня, гармонизация А.Новикова Укажи мне такую обитель pdf
А.Бородин, «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь») pdf
Персидская мелодия на стихи А.С.Пушкина, У Лукоморья pdf
Источник
Орландо Лассо — Ноты для хора
Нотные сборники с нотами для хора
Орландо Лассо
Хоровая музыка
для хора без сопровождения
составитель Н. Кузнецова
“Музыка”, 1977г.
номер 2154
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Орландо Лассо (род. в Монсе в 1520 или 1532 г.) — одни из титанов Возрождения, художник необычайно многогранный и по количеству созданных произведении, и по многообразию жанров (более 60 месс, 100 магнификатов, свыше 1000 мотетов, множество светских сочинений, которые, пожалуй, более всего прославили композитора и дали заслуженный повод современникам назвать его «князем музыкантов»). Окруженный почестями с юных лет, путешествуя по многим европейским странам и часто в них обосновываясь, О. Лассо глубоко вживался в национальную культуру того или иного народа. Эта редкая способность ярко выразилась в его многочисленных французских шансон (148), немецких песнях (94), итальянских вилланеллах и мадригалах (202).
В своих мессах О. Лассо в меньшей степени, чем итальянцы, подчинялся требованиям церкви. Хотя у него встречаются мессы на литургические темы (заупокойная «Рго defunctie» и праздничная «Perialli»), где он проявляет себя как пунктуальный нидерландец, большую часть этого наследия составляют мессы-пародии на мотеты, мадригалы, шансон, другие мессы. В этих случаях материал модели, изложенный в первом Kyrle, более свободно разрабатывается в последующих частях, Так, П. Вагнер в своей «Истории мессы» отмечает, что в мессе «Je пе mange point роге» течет подлинная кровь шансон. Есть мессы, в которых обнаруживаются смешанные источники — французская и немецкая песни, — такова «11 те ешШ» (иначе, cBeachaffenei Glflcb).
Включенные в настоящий сборник Kyrle из некоторых месс О. Лассо обращают на себя внимание структурой многоголосия, написанного в григорианских мелодических ладах с использованием различных контрапунктов (двойных, вертикально- к горизонтально-подвижных и т. д.), В большинстве приведенных образцов О, Лассо исходит из традиции caniui flrmui, помещая григорианский напев не только в теноре, но и в сопрано (качало «Ferlalla »ecunda»). Особенно интересным представляется стремление композитора к направленному развитию формы в ограниченных пределах небольших частей, которое выражается не только в традиционном варьировании основного напева во всех голосах, но и в нарастающем ритмическом дробления в юбиляциях-распевах слогов («Ferlalla»). Для стиля того многоголосия характерно также наличие элементов гармонии, особенно в кадаисовых построениях (обычно завершаемых мажорным трезвучием). Формирующаяся гармония проглядывает и в нередких обострениях вводнотоновости (mualca flcta), хроматизирующих диатоническую музыкальную ткань.
Самое крупное сочинение предлагаемого сборника — десятичастный псалом «Из глубины взываю» (Paalm 129, «De profundls clamavl»), шестой в собрании «7 покаянных псалмов» («Septem Paalmi poenlten-tlalea», 1664), о котором в официальном документе XVI века говорится: «Лассо выражает силу отдельных страстей изображая вещи так. что можно представить их себе перед глазами (. )», Находясь в тех же рамках строгого письма, что и Kyrle и Magnificat, Псалом обнаруживает большую свободу в хоровой «оркестровке». Основным тИпом хоровой фактуры здесь является 6-голосие при дивиэи теноровой партии. В этой фактуре написаны Nfc 1, 2, 3, б, 6, 9. Из остальных частей в 3-голосии написаны М 4 (альт, тенор II, бас), М 7 (сопрано, альт, тенор I); в 4-голосии написан Ni 8 (альт, тенор I, II, бас); наконец, венчает Псалом 8-голосный Nt 10 с дивизи сопрано и теиоров. Cantua flrmui (григорианская псалмодия) всюду помещен в тенор II, за исключением J* б (cantua flrmua в басу), ft в (в уеиоре 1), М» 7 (в сопрано), М 8-(в альте). В N* 2, 3 cantua flrmua дополнительно проведен в альте, наконец, в М 9 применена каноническая экспозиция основной интонации напева в нисходящем направлении (сопрано, тенор I, бас).
О. Лассо отдал дань жанру мотета в его нидерландской традиции, а также в многохорном венецианском стиле (8-, 12-голосный склад). В своих 6-голосных мотетах О. Лассо уже в полной мере обнаруживает гармоническую и ритмическую свободу, живую мелодическую декламацию, во многом предваряющую драматический речитативный стиль XVII века, Представленные в настоящем сборнике 2-, 4-, б-, б-голосные мотеты, по интонационному материалу находятся дальше от григорианской традиции (за исключением «Regina coell», где cantua Ilrmue проведен в басу); свобода ритмических группировок и разнообразные мелодические скачхн пронизывают все голоса, которые npi «том сохраняют интонационное единство, благодаря все тому же методу варьирования. Среди виртуозных мотетов выделяется лаконичное, напоминающее инвенции Баха, 2-голоснов дидактическое сочинение-вокализ, имеющее в некоторых изданиях подзаголовок Rlcercar. По свободе обращения с материалом н по форме подачи слова мотеты находятся между сочинениями на духовные и светские тексты. Последние представлены мадригалами и песнями.
О, Лассо начал свою композиторскую деятельность с сочинения книг итальянских мадригалов (с 1666 г.); оказавшись в ряду пионеров «того жанра. Разнообразный музыкальный язык мадригалов говорит о глубочайшем прочувствовании композитором замечательных стихов поэтов Ренессанса — Ариосто, Бембо, Тассо, Гуидиччони, и особенно —Петрарки, любимого поэта О. Лассо. Наряду со светской, влегичесхой стороной в поэзии Петрарки, О. Лассо привлекают н ее религиозные черты, этим 6-голосным мадригалам свойственна большая сдержанность в применении внешних колористических средств, высокий внутренний драматизм.
По словам биографа О. Лассо А. Зандбергера — «если бы Лассо родился пятьюдесятью годами позже, то он, разумеется, стал бы значительным оперным композитором. Недаром так часто верхние голоса у него приобретают декламационную рельефность». Эта декламационное» еще более выпукла в вилланеллах и моресках (комических танцевальных песнях), впитавших в себя мелодический неаполитанский стиль (подчеркивание квинты, верхнего голоса). Превосходно перелагая на музыку поэзию Дю Белле, Ронсара и других великих мастеров «Плеяды», композитор приобрел огромную славу во Франции и других странах. Несмотря на нередкое влияние итальянского диалога и мадригальных приемов, в шансон все же больше грациозности и изящества, присущих французскому духу. Блестящий юмор и шутка расцветают а этом жанре у О, Лассо особенно широко. Это позволяет использовать интересные драматургические приемы, такие, как соединение светского стиля с церковным («Выла одна монашка»).
Немецкую песню О. Лассо отличает с одной стороны влияние протестантского хорала и религиозных философских образов (Лютер), а с другой стороны — простота народно-бытовой тематики (Сакс). Обращение католика к протестантскому хоралу в пору религиозных смут и движения контрреформации середины XVI века весьма любопытно. Оба вероисповедания были «примирены гармонией Лассо», выражаясь словами его современника И. Заделера.
Под пером Лассо оформились основные музыкальные жанры его времени, их характерный язык, типы; творения Лассо продолжают жить как яркие памятники «той великой гуманистической апохи к до сих пор оказывают непосредственное эстетическое воздействие.
В конце сборника даны переводы светских текстов, за исключением непереводимых с неаполитанского диалекта текстов вилланелл к морески, изобилующих игрой слов, междометиями, восклицаниями, звукоподражаниями. В подтекстовках сохранен язык оригинала.
Н. Кузнецова
Missa Ferialis (Kyrie)
Missa Ferialis secunda (Kyrie I)
Missa Pro defunctis (Kyrie I)
Missa П me suffit de tour mes maulx
(Kyrie I)
Missa Je ne mange point pore (Kyrie)
Missa Puisque j’ai perdu (Et incarnates est)
Missa Entre vous filles de quinze ans
(Kyrie)
Magnificat
Septem Psalmi № 6 (Psalm 129. De prolundis poenitentiales clamavi)
Motetus Alme Deus
Motetus Sicut rosa
Motetus
Motetus Salve Regina
Motetus Angelus pastores.
Motetus Regina coeli
Madrigale Ardo, si, ma поп t’amo.
Madrigale La vita fugge
Madrigale Spesso in poveri alberghi.
Madrigale Prendi l’aurata lira
Villanelle Ad altre le voi dare
Villanelle O, occhi manza mia.
Moresca О Lucia (I parte).
Chanson Fuyons tous d’amour le jeu
Chanson Celebrons
Chanson Ce faux amour d’arc et de fleches s’arme
Chanson Bonjour mon coeur
Chanson Si vous n’estes
Chanson И estoit une religieuse
Chanson Le temps peut bien.
Lied Vatter unser
Lied Wohl kommt der Mai
Lied Ein Korbelmacher
Тексты светских произведений
Переводы текстов «Wohl kommt der Mai» и «Ein Korbelmacher» сделаны П.Низковским; остальные тексты перевела Е.Гвоздева
Скачать ноты
Источник
Известнейшие произведения для хора a’capella
«Эхо»
Орландо ди Лассо
Одним из самых ярких произведений для хора является «Эхо» Орландо ди Лассо , написанного на собственные тексты.
Хор написан в форме канона, и содержит в себе два гомофонно-гармонических пласта – это основной хор и ансамбль солистов, с помощью чего композитор и добивается эффекта эхо. Хор поёт в громкой динамике, а солисты повторяют концовки фраз на пиано, создавая этим очень красочный и яркий образ. Короткие фразы имеют разные интонации – повелительные, вопросительные и даже просительные, а также очень выразительно показано звуковое замирание в конце произведения.
Несмотря на то, что это произведение написано много столетий назад, музыка безоговорочно покоряет современного слушателя своей свежестью и лёгкостью.
Цикл «Четыре хора на стихи А.Твардовского» Р. Щедрина
Цикл «Четыре хора на стихи А.Твардовского» Р. Щедрина является особенным. В нём затрагивается очень болезненная тема для многих. Хор написан на стихи о Великой Отечественной войне, в нём раскрываются темы скорби и печали, героизма и патриотизма, а также всенародного почтения и гордости. Сам автор посвятил это произведение своему брату, который не вернулся с войны.
Цикл образуют четыре части – четыре хора:
- Первый хор «Как дорог друг» выступает прологом и имеет суровый и повествовательный характер.
- Второй – «Прошла война» пронизан болью о невозвратимых утратах, лирическими раздумьями о тяжёлых последствиях войны.
- Третий хор «Я убит подо Ржевом» – рассказ солдата, который погиб в бою, несёт драматический характер.
- Четвёртый – «К вам павшие» можно назвать гимном, он пропитан торжественностью и глубоким почтением перед героями войны.
П. Чайковский
«Ночевала тучка золотая»
Ещё одним известным произведением для хора является миниатюра П. Чайковского «Ночевала тучка золотая» , написанная на стихотворение М. Лермонтова «Утёс». Композитор намеренно использовал не название стиха, а первую строку, чем поменял смысл и центральный образ.
Чайковский очень мастерски в таком миниатюрном произведении с помощью гармоний и динамики показывает разные образы и состояния. Используя хоровое изложение, автор выделяет хору роль рассказчика. Здесь присутствуют состояния лёгкой грусти, печали, задумчивости и созерцания. В таком на первый взгляд коротком и простом произведении содержится очень глубокий смысл, который может уловить только тонкий и утончённый слушатель.
«Херувимская песнь»
В. Каллиникова
«Херувимскую» В. Каллиникова можно найти в репертуаре многих как профессиональных хоров, так и церковно-приходских. Это происходит по той причине, что каждый, кто слышит этот хор, не может остаться равнодушным, настолько она с первых аккордов завораживает своей красотой и глубиной.
Херувимская является частью православной Литургии, и имеет очень важное значение, так как с этого момента на богослужении могут присутствовать только крещёные христиане.
Это произведение для хора универсально тем, что может исполняться как часть Божественной литургии, так и как самостоятельное концертное произведение, в обоих случаях покоряя молящихся и слушателей. Хор наполнен какой-то возвышенной красотой, простотой и лёгкостью, возникает желание слушать его много раз, постоянно находя в этой музыке что-то новое.
«Всенощное бдение»
С. Рахманинова
«Всенощное бдение» Рахманинова можно считать шедевром русской хоровой музыки. Написано в 1915 году на основе церковных обиходных песнопений.
Всенощное бдение – это православное богослужение, которое при соблюдении церковного устава должно продолжаться с вечера до рассвета.
Хотя композитор и взял за основу обиходные мелодии, эту музыку нельзя исполнять на службе. Потому что она масштабная и пафосная. Слушая произведение, очень тяжело сохранять молитвенное состояние. Музыка вызывает восхищение, восторг и вводит в какое-то неземное состояние. Неожиданные гармонические обороты создают эффект калейдоскопа, постоянно открывая новые краски. Эту необычную музыку должен пропустить через себя каждый человек, который живёт на этой планете.
Источник