Ласточка моя ноты крылатов

Ласточка. Крылатов. Шаферан

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова И. Шаферана Музыка Е. Крылатова

Не прошла зима,
Снег еще лежит,
Но уже домой
Ласточка спешит

Припев:
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Нет порою сил,
Труден перелет,
Только как весна
Без нее придет?

Припев:
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Будь ее гнездо
Трижды золотым,
Тот далекий край
Не назвать родным.

Припев:
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Не прошла зима,
И земля бела,
Но уже вдали
Машут два крыла.

Припев:
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Источник

«Ласточка»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты песни Евгения Крылатова под названием «Ласточка» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этой песни на стихи Игоря Шаферана.

Ноты для фортепиано «Ласточка» ниже текста песни

Не прошла зима,
Снег еще лежит.
Но уже домой
Ласточка спешит.

На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Нет порою сил,
Труден перелет,
Только как весна
Без нее придет?

На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Будь ее гнездо
Трижды золотым,
Тот далекий край
Не назвать родным.

На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Не прошла зима,
И земля бела,
Но уже вдали
Машут два крыла.

На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

«Ласточка» : скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Евгения Крылатова для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора можно скачать абсолютно бесплатно с нашего сайта.

Евгений Павлович Крылатов — советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации (1994), лауреат Государственной премии СССР (1982). Написал музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Член Союза композиторов, Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей.

Источник

«Ласточка» (Евгений Крылатов) — ноты для фортепиано

Как звучит:


Текст песни:

Не прошла зима,
Снег еще лежит.
Но уже домой
Ласточка спешит.

На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Нет порою сил,
Труден перелет,
Только как весна
Без нее придет?

На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Будь ее гнездо
Трижды золотым,
Тот далекий край
Не назвать родным.

На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Не прошла зима,
И земля бела,
Но уже вдали
Машут два крыла.

На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!
На ее пути горы и моря,
Ты лети, лети, ласточка моя!

Источник

«Все сбывается на свете» (Евгений Крылатов) — ноты для фортепиано

Как звучит:


Текст песни:

Тучка хмурая растает,
Солнце выглянет опять,
Кто-то вредный добрым станет.
Если очень пожелать.
Можно песенку о лете
Со Снегурочкой пропеть.

Всё сбывается на свете,
Всё сбывается на свете,
Если очень захотеть.
Всё сбывается на свете,
Всё сбывается на свете,
Всё сбывается на свете,
Если очень захотеть.

Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К синим звёздам любят дети
В разноцветных снах летать.

Всё сбывается на свете,
Всё сбывается на свете,
Если очень захотеть.
Всё сбывается на свете,
Всё сбывается на свете,
Всё сбывается на свете,
Если очень захотеть.

Как воздушный лёгкий шарик,
Грусть умчится в облака,
То, что нам не разрешали,
Разрешат наверняка.
Можно сто друзей не встретить,
Сто мультфильмов посмотреть.

Всё сбывается на свете,
Всё сбывается на свете,
Если очень захотеть.
Всё сбывается на свете,
Всё сбывается на свете,
Всё сбывается на свете,
Если очень захотеть.

Источник

Аннотация хорового произведения «Ласточка»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ 02_аннотация_Мурашев(1).doc

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

Кафедра музыкального образования

Квалификация: Учитель музыки

Форма обучения : очная

Мурашев Юрий Игоревич

Е.П. КРЫЛАТОВ, И.Д. ШАФЕРАН

Аннотация хорового произведения по дисциплине

«Хоровой класс и практика работы с хором»

Диапазоны партий и хора………………………………………….

IV . Исполнительский анализ: приемы дирижирования ……………….

I . ОБЩИЙ ИСТОРИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Общие сведения о произведении

Точное название хорового произведения «Ласточка». Произведение в виде поэтического текста было написано в 60-е годы XX века известным советским поэтом – песенником И.Д. Шафераном в Москве. В середине 70-х этого же столетия Е.П. Крылатов написал музыку. Впервые произведение было исполнено в 1977 году Большим детским хором Центрального телевидения и Всесоюзного радио СССР под управлением В.С. Попова. Дирижером-хормейстером была Татьяна Владимировна Анофриева. Сольную партию исполнял Виталий Николаев.

2. Общие сведения об авторах произведения

Евгений Павлович Крылатов родился 23-го февраля 1934 г. в г. Лысьва, Пермской области, в рабочей семье. Детство и юношеские годы Е. Крылатова прошли в рабочем районе г. Перми – Мотовилихе, где его родители работали на Мотовилихинском заводе.

В 1953 г., окончив Пермское музыкальное училище, Е. Крылатов поступил в Московскую консерваторию, которую закончил в 1959 г. по классу композиции и фортепиано.

С 1959 г. и до настоящего времени Е. Крылатов проживает в г. Москве. За эти годы композитором создано большое количество сочинений в разных жанрах: симфоническая, камерная, эстрадная музыка, музыка ко многим спектаклям в Московских театрах, произведения для Радио и Телевидения. Но, особенно плодотворно творчество Е. Крылатова – в кинематографе. Им написана музыка более чем к 120-ти фильмам и мультфильмам. Среди них такие, как: «Умка», «Трилогия – Простоквашино», «Достояние Республики», «Ох уж, эта Настя», «Русалочка», «И это всё о нём», «Приключения Электроника», «Чародеи», «Гостья из будущего» и другие замечательные фильмы.

Особое место в творчестве Е. Крылатова занимает музыка для детей. Это и балет «Цветик – семицветик» (шёл на сцене ГАБТ в 1965- 1970 г.г.), и музыка к спектаклям в МТЮЗЕ, и к радиопостановкам, и, наконец, песни. Уже не одно поколение наших детей растёт на замечательных песнях композитора Е. Крылатова – таких как: «Колыбельная медведицы», «Лесной олень», «Ласточка», «Крылатые качели», «Прекрасное далёко», «Три белых коня» и других замечательных песнях.

Практически, нет ни одного хорового коллектива, ансамбля, в репертуаре которого не было бы произведений Е. Крылатова. Композитор, по-прежнему, много работает в жанре детской музыки. В частности, много работает с хоровым коллективом БДХ СССР. Его произведения входят в золотой фонд записей, созданный коллективом, который насчитывает более тысячи произведений [3].

Игорь Давыдович Шаферан родился 13 февраля 1932 года в Одессе. Стихи начал писать ещё в школе. Механиком плавал на китобойной флотилии «Слава». Окончил Литературный институт имени Горького в 1960 году (Москва). Учась в институте, написал вместе с композитором Э. Колмановским свою первую песню «Береговые огоньки».

Многие песни на стихи Шаферана («Мальчишки», «Для тебя», «Эх, сколько видано», «И всё-таки море», «Журавлёнок», «Наши мамы», «Ромашки спрятались», «Белый танец», «Красно солнышко» и др.) настолько полюбились, что как бы утратили авторство и стали народными. Их охотно поют и исполняют с эстрады, на радио и телевидении почти все ведущие и начинающие отечественные певцы. Песня «Гляжу в озера синие» предлагалась даже как вариант государственного гимна.

Шаферан – автор сборников «Слушай сердце!» (1971), «Красно солнышко» (1973), «Для тебя» (1985) и др.

Лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов песни. Умер поэт 14 марта 1994 года.

«Гарольд Давидович Шаферман появился на свет 13 февраля 1932 г. в Одессе. Согласно справки ЗАГС Правительства Москвы, в мае 1960 г. фамилия и имя изменены на Игорь Шаферан (запись № 26 от 17.05.1960 г.)» [9].

II . МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Жанр хорового произведения

Жанр хорового произведения – хоровая песня. Жанр произведения близок к «пасторальному», так как явно присутствует тема природы. Пасторальная музыка, к которой относятся как большие, так и малые произведения, посвящена изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8 (данное произведение написано в размере 6/8), присутствует плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию (также часто встречается при вступлении хора). Хотя при прослушивании возникает двойственное ощущение – «пасторальной радости» и томной «русской печали». Можно, наверное, сказать, что в песне прослушивается «русская тема» природы, на что указывает тональность (е- moll ). Хотя минорные тональности и не являются доминирующими в данном жанре, но е- moll относится по звучанию все – таки к «светлым» тональностям. Вообще, в творчестве И. Шаферана достаточно много стихов, положенных на музыку, приобрели статус «народных». По видам формы жанра этот вид произведения можно отнести к хоровой песне [5].

2.Форма хорового произведения

Форму данного произведения в контексте структурного соотношения можно охарактеризовать как куплетную с вариационным развитием и припева.

Данной музыкальной формой композитор хотел подчеркнуть простоту и ясность эмоционально-художественного образа, созданного поэтом, близость к народному звучанию.

Темповое указание «с движением» (ит. – con moto ) подразумевает некое постоянное внутреннее динамическое движение вперед, имитирующее полет ласточки, передающее ее беспокойство и взволнованность, образ, который создается при помощи пунктирного ритма. Динамический нюанс « mp » плавно вводит нас во внутренний мир пасторальных оттенков произведения. Динамический оттенок « mf » в начале 2-го куплета «нет порою сил, труден перелет», указывает на начало динамического и эмоционального развития песни, которое выражено в более активном дыхании, артикуляции и вступлении хора. Обозначения «знак» ( ит. – « il segno »), в тексте «от знака» (ит. – « dal segno »),«до знака» (ит. – « al segno ») и «фонарь» ( ) используются для сокращения письма нотного текста. При сокращении, таким образом, применяются два «фонаря» и два знака « segno ». Цезуры между музыкальными фразами, периодами, частями произведения исполнены посредством выдержанных звуков в мелодии и хоровом аккомпанементе, либо при помощи пауз.

Схематично куплетную тему можно определить как период (8 тактов), однако структурно она находится в некоем подчинении от темы припева (8 тактов). В купе они образовывают относительно законченную музыкальную мысль и укладываются в схему: вопрос – ответ. Далее идет небольшое вариационное развитие с добавлением хоровых партий во 2-ом куплете и кульминационным насыщением в 3-ем куплете.

Кульминации. Частные кульминации начало 1-го предложения припева (повторяющаяся часть в песне). Наиболее ярким кульминационным моментом можно отметить повторение запева после 4-го куплета. Вторым по эмоциональному напряжению моментом можно отметить 3-ий куплет, хотя можно очень хорошо почувствовать сквозное эмоциональное развитие произведения, проходящее через все куплеты посредством обогащения и увеличения количества голосов, уплотнения гармонической вертикали.

В произведении есть вступление (8 тактов), далее куплетная часть (8 тактов) + припевная (повторяющаяся) часть (8 тактов), далее вариантная тема развития куплетов (3) + двойное повторение припева с расширением в повторяющемся припеве второго предложения (+ 2 такта) посредством полного гармонического оборота ( T – S – D – T ) для утверждения тоники произведения [7].

3. Разбор музыкально-тематического материала

В мелодии присутствуют как скачки (терция, секста – куплет), что, как правило, передает состояние беспокойства, взволнованной порывистости, эмоциональной заостренности, взвинченности, так и плавные нисходящие движения (припев), что может соответствовать образной сфере покоя или созерцательности в произведениях пасторального характера. Возникает ощущение некоего равновесия при прослушивании двух частей (куплет + припев) и их объединение в относительно законченную музыкальную мысль.

Принципы музыкального развития: варьирование, повторяемость (начало тем 1-го и 4-го куплетов)

Метроритм и его особенности: наиболее употребляемой ритмической группировкой является пунктирный ритм (мелодия, аккомпанемент, хоровые партии). Во вступлении и коде используется триольная пульсация. Размер произведения сложный (6/8) – состоит из двух простых размеров (3/4 +3/4).

4. Характеристика фактуры

а) общий тип фактуры гомофонно-гармонический;

б) состав хора: однородный (детский, женский), двухголосие с divisi в партии сопрано;

в) наличие солиста;

г) передача изложения отдельными группами, передача мелодии из одной партии в другую (солист → партия альтов), использование выдержанных звуков.

В фактуре аккомпанемента (вступление и далее по тексту) используется верхний регистр, имитируя голоса птиц, что настраивает на некую беззаботность и вместе с тем, взволнованность и обеспокоенность в тонкой связи с содержанием произведения. Использование детского хора и солиста (мальчик) также обусловлено желанием передать непосредственность, полетность, сентиментальную насыщенность при возвращении домой, при виде живописных картин родной природы, которая присутствует в детях, а также показать их неподдельную грусть.

5. Динамика. Фразировка

Динамический рисунок очень разнообразен. Хотя в тексте отображено только три динамических оттенка ( mp – начало второго куплета (солист), mf – начало второго куплета (вступление хора), sf – кода, на самом деле динамический диапазон представлен намного шире (от mezz o- piano до fortissimo ) : оркестровое вступление звучит на forte , 1-ый куплет – mp , 2-ой куплет – mf , 3-ий куплет – forte , 4-ый куплет – схож с 1-ым, однако, звучит уже на mf , и наконец, 4-ый припев (2-е предложение) звучит на fortissimo ( forte хора + forte оркестра благодаря литаврам). То есть, динамическое развитие пронизывает все произведение, за счет чего ощущается постоянный эмоциональный подъем.

В хоровом исполнительстве фразировка зависит не только от строения музыкального, но и от строения поэтического текста. В куплете, благодаря периодическому совпадению акцентов метрических и поэтических, происходит укрупнение структурных единиц.

«`Не про^шла зи`ма, `^снег ещё ле`жит,

`Но уже до`^мой `^ласточка спе`шит».

То есть, поэтические фразы, организованные как двутакты, в результате укрупнения образуют 4–х тактовые единицы и, как следствие, исчезает механистичность и однообразность музыкально – поэтической ткани. Фразы звучат намного шире. В припеве же метрические акценты (сильные доли тактов) очень точно совпадают с поэтической ритмической пульсацией, благодаря чему припев звучит ярче куплета, можно даже сказать мажорно, призывно.

«`На её пу`^ти `^горы и мо`^ря,

Ты ле`^ти, лети, `^ласточка мо`^я».

В произведении не указана абсолютная скорость исполнения, хотя темповой нюанс «с движением» говорит, скорее всего, о подвижном темпе. Прослушав произведение можно с уверенностью сказать, что основное движение происходит в темпе « Allegretto » (оживленно). По метроному Мельцеля можно определить темп как 108 – 112 ударов в минуту.

В хоре «Ласточка» встречаются агогические отклонения. Вступление можно охарактеризовать как a piacere – ощущение свободы в темпе. Ritenuto в повторяющейся части запева после 4-го куплета. Ritenuto в конце произведения. Ощущение Accellerando при вступлении во 2-ой куплет. Даже, скорее – Rinforzando . A tempo – 4-ый куплет.

В тексте хора встречаются детали, влияющие на отклонение от основного темпа, которые отражают желание композитора передать внутреннее эмоциональное состояние, возвращение, повторение схожего музыкального материала.

Данный темп обусловлен внутренним содержанием текста. Он очень точно передает динамику «полета», настроение при возвращении домой, внутреннее состояние и эмоционально – образные краски музыкального произведения.

7. Гармонический анализ хорового произведения.
Ладотональные особенности хорового произведения

Гармонический язык данного произведения достаточно разнообразный. Композитор использует аккорды с задержанием, с добавлением сексты, обращения трезвучий как натуральных, так и гармонических. Во вступлении на протяжении 8 тактов происходит показ характера произведения: широта и распевность мелодии, так ярко показанная оркестром народных инструментов, настраивает на глубину и «русскую» задушевность произведения, присутствует тема одиночества, хотя и в светлых тонах. Вступление как бы настраивает на повествовательный рассказ. Далее в куплетах гармония держится преимущественно на классическом гармоническом обороте ( t – s – D 7 – t ). В припеве происходит отклонение в ля минор, в результате чего t становится мажорным септаккордом, т.е. доминантой для временной тоники. Далее – возвращение в тонику. Здесь же используется мелодический оборот с использованием высокой шестой и седьмой ступеней (мелодический лад), придавая особую выразительность и яркую окраску звучанию. В конце произведения происходит фактурное уплотнение аккомпанемента. В припеве тоника, которая используется как доминанта (в отклонении для ля минор), звучит с задержанием четвертой ступени ( t → D 7 sus ),→ D 7 , далее временная тоника a – moll c секстой, t e moll → T 7 sus = D 7 sus → D 7 → t +6 a moll → d 6→ d 6/4→ D 7 e moll → t → s +6 → D 7 → t . Как итог, как завершение – оркестровое заключение проводит тему, перекликающуюся с темой из вступления, как бы подводя итоги, говоря об окончании рассказа.

Основная тональность произведения ми минор – светлая тональность с оттенком грусти. В процессе развития не меняется, однако, появление соль диез (17 цифра) говорит об отклонении в a – moll ( s ). Тональность ля минор можно охарактеризовать как легкую, воздушную, что в связи с поэтическим текстом «на ее пути горы и моря, ты лети, лети, ласточка моя» можно представить в виде образа светлой надежды, предвосхищения долгожданной встречи. В конце периода (припев) возвращение в главную тональность. Обе тональности представлены гармоническим минором, где тяготение седьмой повышенной ступени в тонику как бы отождествляется с возвращением домой. Гармоническая доминанта имеет более диссонирующие и яркие краски, помогает выразить палитру чувств наиболее полно.

III . ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ

Тип хора: однородный женский или детский.

Двухголосный хор. Применение divisi в партии сопрано используется для гармонического насыщения хорового изложения и создания эмоциональных и кульминационных моментов. В партитуре используется партия солиста.

3. Диапазоны партий и хора

Значительная часть партитуры хорового произведения расположена в средней, наиболее удобной для исполнения тесситуре. Однако, в 3-ем куплете партия первых сопрано «подбирается» к верхнему пределу своего диапазона. Исходя из этого, можно сделать вывод, что по замыслу композитора 3-ий куплет является кульминационным, наиболее насыщенным по эмоциональному напряжению моментом, раскрывающим поэтическое содержание произведения.

5. Характеристика звука

В хоровых партиях и в партии солиста используется мягкая атака для обеспечения наилучшего тембра и плавности звука, что позволяет ярче раскрыть образно-содержательный строй произведения. Со 2-го куплета дыхание и атаку можно охарактеризовать как более «активные». Звуковедение и атака звука неразрывно связаны с певческим дыханием . Используется как цепное дыхание (партии хора), так и дыхание по фразам (партия солиста).

6. Исполнительские штрихи

В данном произведении используется штрих « legato ». Начиная со 2-го куплета, в партии солиста используется штрих и « legato » и « non legato » (в начале фраз происходит как бы подчеркивание « marcato »). Штрихи, используемые в партиях хора начиная с 3-го куплета, можно также определить как совмещение « legato » и « non legato ».

7. Хоровой ансамбль

Хоровой ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов хорового звучания, которое предполагает слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и хор в целом. Ансамбль, строй и нюансы являются главнейшими и непременными элементами хоровой звучности. Уравновешенность, в данном случае – это основное требование ансамбля. Между солистом и сопровождающим его хором надо устанавливать относительный ансамбль. Хор по силе звука должен быть на известном, всегда определенном расстоянии от солиста. Но эта разница в силе звука не должна слишком расширяться, чтобы связующие солиста и хор «нити ансамбля» не порвались между собой и не возникло бы разобщенности, разъединенности. Поэтому хор по отношению к солисту должен петь одним нюансом тише, т.е. если у солиста (f), то у хора должно быть (mf); если у солиста (mf), то у хора (р) и т. д. Таким образом, хор всегда будет на определенном расстоянии от солиста, поддерживая его в «сильных» местах, или, создавая мягкий фон для его тихого пения. Следуя так за солистом, хор «не порвет нитей» относительного ансамбля и будет составлять с ним одно целое [8].

Тип хорового ансамбля – дифференцированный.

В данной партитуре можно выделить следующие виды ансамблей:

Динамический: здесь нужно выявить роль каждой партии в хоровом звучании, т.е. выстроить динамический ансамбль между партиями, а также динамическое звучание внутри каждой из партий.

2. Ритмический: необходимо точно пропевать пунктирный ритм, не сокращая короткую долю и не удлиняя ноту с точкой.

3. Тембровый: звук женских (детских) партий должен быть легким, светлым, но вместе с тем объемным и округлым. Вторым условием должно быть некоторое затушевывание тембра той хоровой партии, к которой принадлежит солист, чтобы тембр солиста не казался бледным.

4. Интонационный: основная трудность в интонировании партий будут составлять скачки. Здесь недопустимы «подъезды» к ноте, необходимо напоминать хористам, что при «скачках» звук должен браться прикрыто, а не крикливо, в высокой певческой позиции.

5. Артикуляционный: в хоре должна быть единая манера произнесения текста. Крепкое, активное произнесение сонорных согласных (м, н, л, р), звонких согласных (б, в, г, д). Распетые гласные должны звучать ясно и чисто.

6. Ансамбль хора и солистов : главенствующее положение, несомненно, будет занимать партия солиста, поэтому динамика между партией солиста и партией хора должна быть уравновешена.

IV . ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ:
ПРИЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ

Амплитуда дирижерского жеста должна быть выстроена не только в соответствии с динамикой, указанной в произведении, но и с учетом особенностей произведения, связанной с использованием таких хоровых соотношений как: солист + хор, хор + оркестр, Исполнение произведения требует от хора определенных принципов звукоизвлечения. Дирижеру следует объяснить хористам основные характеристики относительно качества звука. Он должен быть светлым, близким, полетным, насыщенным.

Также необходимо напомнить, что, несмотря на мягкую атаку, которая часто применяется, нужно петь активно, подчеркнуто, особенно это касается пунктирного ритма.

С начала работы над текстом необходимо прочитать хористам текст, чтобы участники хора осознанно подходили к его исполнению. Исполнительский штрих – legato должно быть активным, а не вялым и пассивным, что может спровоцировать данный штрих. Non legato не должен превратиться в staccato .

Дирижирование данным произведением производится по двухдольной схеме, которая сохраняется на протяжении всего произведения. Жест должен быть очень выразительным в показе динамических изменений, как внутри фразы, так и при подходе к кульминации. Необходимо четко и определенно показывать ауфтакт к вступлениям (жест должен соответствовать динамическому нюансу, который относится к началу построения) и снятию.

Жест в общей кульминации должен быть более крупным, активным.

При работе над произведением дирижеру необходимо уделить особое внимание следующим моментам:

В ансамбле: ритмический (пунктирный ритм) и тембровый виды, ансамбль хора и солиста (уравновешенность)

В интонировании: скачки, звукообразование при скачках.

В динамике: уравновешенность внутри партий и между партиями.

В дикции: ясное формирование гласных, четкое и ясное произношение согласных в подвижном темпе, синхронное произношение текста в агогике, окончание слов.

Все дирижерские приемы, жесты и показы должны соответствовать характеру произведения и помогать хору раскрыть основной музыкальный образ. Нужно напомнить, что дирижер сам должен находиться в состоянии определенного эмоционального подъема. Бывают моменты, когда не хватает самого дирижера, его художественной воли, его таланта, проявляемого во вдохновенном подъеме. Только тогда, когда воля дирижера сплотит индивидуальные устремления певцов, соединит и «спаяет» их в одно целое, вдохновенным подъемом захватит и подчинит их себе, только тогда будет достигнут тот совершенный ансамбль, который можно было бы назвать художественно-органическим [8].

Необходимо добавить, что и певцы, вдохновляемые дирижером в момент его художественного подъема, активно участвуют в создании художественно –органического ансамбля. Дирижер силою своего таланта вовлекает хор в процесс художественного творчества и, только взяв от хора все и, отдав ему всего себя, он совместно с хором достигает истинного вдохновения.

Анисимов, А.И. Дирижер – хормейстер [Текст]: Творческо-методические записки. / А.И. Анисимов.: Издательство «Музыка»., Ленинградское отделение, 1976. – 158 с.

Крылатов, Е.П. Хоровые произведения [ноты]: нотное издание / Е.П. Крылатов. – Москва: Музыка, 1975. – 54 с.

Крылатов, Евгений: биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krylatov.ru/biografija/

Позднякова, Т.И. Хоровое дирижирование и чтение хоровых партитур [Текст] / Т.И. Позднякова, Н.В. Липкань. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. – 92 с.

Романовский, Н.В. Хоровой словарь [Текст] / Н.В. Романовский. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1972. – 142 с.

Способин, И.В. Музыкальная форма [Текст] / И.В. Способин. – Москва: Музыка, 1984. – 400 с.

Чесноков, П.Г. Хор и управление им [Текст] / Пособие для хоровых дирижеров., 3-е изд., М.: Гос. муз. изд-во, 1961. – 240 с.

Источник

Оцените статью