Латинские буквы как ноты

Теория

Обозначения нот на письме:

Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.

RU * EN Lat ES I F D NL DK S FI
До c C do do ut C c c c c
До-диез c-sharp Cis do sostenido do diesis ut dièse Cis cis cis ciss cis
Ре-бемоль d-flat Des re bemol re bemolle ré bémol Des des des dess des
Ре d D re re D d d d d
Ре-диез d-sharp Dis re sostenido re diesis re dièse Dis dis dis diss dis
Ми-бемоль e-flat Es mi bemol mi bemolle mi bémol Es es es ess es
Ми e E mi mi mi E e e e e
Фа-бемоль=Ми f-flat=e Fes fa bemol fa bemolle fa bémol Fes fes fes fess fes
Фа f F fa fa fa F f f f f
Ми-диез=Фа e-sharp=f Eis mi sostenido mi diesis mi dièse Eis eis eis eiss eis
Фа-диез f-sharp Fis fa sostenido fa diesis fa dièse Fis fis fis fiss fis
Соль-бемоль g-flat Ges sol bemol sol bemolle sol bémol Ges ges ges gess ges
Соль g G sol sol sol G g g g g
Соль-диез g-sharp Gis sol sostenido sol diesis sol dièse Gis gis gis giss gis
Ля-бемоль a-flat As la bemol la bemolle la bémol As as as ass as
Ля a A la la la A a a a a
Ля-диез a-sharp Ais la sostenido la diesis la dièse Ais ais ais aiss ais
Си-бемоль b-flat B si bemol si bemolle si bémol B bes b b b
Си b H si si si H b h h h
Читайте также:  Гитара минусы для романсов

* Обозначенные языки:

  • RU — Русский (Russian)
  • En — Английский (English)
  • Lat — Латынь (Latina)
  • Es — Испанский (Spanish)
  • I — Итальянский (Italian)
  • F — Французский (French)
  • D — Немецкий (German)
  • NL — Нидерландский (Dutch)
  • DK — Датский (Danish)
  • S — Шведский (Swedish)
  • FI — Финский (Finnish)

Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как [ха]). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).
Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).

Сокращения

Часто используются сокращения:

Например для записи на английском:

  • вместо -flat -> -f
  • вместо -sharp -> -s
  • вместо -flatflat -> -ff
  • вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)

Для записи на испанском:

  • вместо -sostenido -> -s
  • вместо -bemol -> -b
  • Дубль-диез -ss
  • Дубль-бемоль -bb

Сокращёная запись для некоторых языков:

Rus До Ре Ми Фа Соль Ля Си-бемоль Си
nederlands c d e f g a bes b
arabic do re mi fa sol la sib si
catalan do re mi fa sol la sib si
deutsch c d e f g a b h
english c d e f g a bf b
espanol do re mi fa sol la sib si
italiano do re mi fa sol la sib si
norsk c d e f g a b h
portugues do re mi fa sol la sib si
suomi c d e f g a b h
svenska c d e f g a b h
vlaams do re mi fa sol la sib si

Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты

Rus Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
nederlands -is -isis -es -eses
arabic -d -dd -b -bb
catalan -d/-s -dd/-ss -b -bb
deutsch -is -isis -es -eses
english -s/-sharp -ss/-x/-sharpsharp -f/-flat -ff/-flatflat
espanol -s -ss -b -bb
italiano -d -dd -b -bb
norsk -iss/-is -ississ/-isis -ess/-es -essess/-eses
portugues -s -ss -b -bb
suomi -is -isis -es -eses
svenska -iss -ississ -ess -essess
vlaams -k -kk -b -bb
Читайте также:  Знаешь ли ты максим ноты для аккордеона

В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.

Источник

Чем отличаются ноты H и B в музыке?

Давайте уже разберемся и расставим над словами все H и B,
как правильно писать и откуда взялись две си?

Буквенные обозначения нот появились где-то в раннем Средневнковье. До появления записи нот на нотном стане. Тогда в употреблении минор был больше фригийский (со 2й низкой, это позже он «опопсел» до натурального (эолийского), а позже и гармонического), так эти ноты и пронумеровали, начиная с ноты ля буквами — ля — А, си — Н, до — С, ре — D, ми — Е, фа — F, соль — G.

Запись нот слогами берет свое начало в средневековой Италии. Первым, кто начал записывать так ноты, был монах-музыкант Гвидо, который обучал мальчиков церковному пению. Занятия с хором проводились ежедневно, в качестве распевки Гвидо использовал гимн Святому Иоанну — покровителю пения. Именно эта песня и стала основой первой нотной записи. Как это произошло? Можно сказать, что абсолютно случайно. Мелодия гимна была построена так, что каждая последующая строчка пелась чуть выше предыдущей. Мальчики путались, иногда фальшивили, забывали текст. И тогда учитель перед каждой строчкой пропевал первый слог на нужной высоте. Затем, чтобы ускорить обучение, Гвидо решил графически изобразить высоту звуков на бумаге в виде четырех линеек, на которых, как на ступеньках, расположились значки в виде маленьких квадратов – это и были первые ноты. Со временем в записи музыки добавилась пятая линейка, а ноты стали круглыми – так их было удобнее переписывать.

Итак ноты получили такие названия:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.

Что обозначает: UT — до, REsonare — ре, MIra — ми, FAmuli — фа, SOLve — соль, LAbi — ля.

Однако ноту «Ут» было сложно пропевать, так как, в отличие от других, она оканчивалась на согласный звук. И тогда «Ут» заменили на «До» — предположительно, свое название она получила от первого слога «Dominis» — «Господь».

Звук «Си» стал обозначаться позднее. Его название произошло от первых букв последней строчки гимна «Святой Иоанн» — Sancte Ioannes.

С записью ноты «Си» – отдельная история: до сих пор при записи этой ноты буквами она обозначается двояко: как В и как Н. В англоязычной записи нот буквами звук «си» обозначается буквой В, «си-бемоль» же — Вb. Но в русской теории музыки «си» обозначается буквой Н, а «си-бемоль» — В.
Но всё же H — считается немецким обозначением, которые использовал ещё И. Бах.
Итак, обозначать ноты буквами музыканты стали намного раньше, чем записывать их на линейках.

Изначально для записи нот использовались буквы греческого алфавита; позже их заменили на латинские. Сегодня обозначение семи основных нот буквами латинского алфавита (латинская система записи нот) выглядит так:

С – до;
D – ре;
E – ми;
F – фа;
G – соль;
A – ля;

H (в англоязычных странах B) – си.
Кроме того, буквенная система записи нот удобна еще и тем, что с ее помощью можно записывать не только отдельные звуки, но и лады, тональности, аккорды.

Источник

Как обозначаются ноты и откуда взялись эти обозначения?

Слоговое обозначение
Всем нам известное «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Обозначение ввёл в XI веке Гвидо д’Ареццо, монах-бенедиктинец, впоследствии известный теоретик музыки. Ноты названы по первым слогам акростиха молитвы к Иоанну Крестителю «Ut queant laxis», исполнявшегося прихожанами в качестве распевки:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.

Несмотря на то, что в гимне 7 строчек и есть известное нам «си», у Гвидо нот было 6. Си ввели в 1574 году и назвали по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки гимна. Позже вместо Ut появилось «до» — для удобства пения. Приписывается замена музыканту Дж. Дони, который по одной версии назвал ее в честь Господа (Dominus), по другой — взял первые буквы своей фамилии.

Буквенное обозначение нот, по разным упоминаниям, появилось раньше слогового. Используются буквы латинского алфавита: C соответствует «до», D — ре, E — ми, F — фа, G — соль, A — ля, B или H — си. Достаточно запомнить, что A — это «ля» и дальше ряд легко выстраивается.

На звуке «си» нужно заострить внимание, поскольку есть две традиции записи. В немецкой, которая повсеместно использовалась в Советском союзе, звук си обозначался буквой «H», а букву «B» используют для звука си-бемоль.

С появлением интернета стало доступно много зарубежной литературы из США и Англии, поэтому важно запомнить и английскую традицию записи. У них «B» как си и «Bb» как си-бемоль. Но не пугайтесь раньше времени, если не разобрались, — чаще всего в сборниках даётся уточнение о буквенных обозначениях.

Источник

Буквенное обозначение нот и тональностей

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха) .

Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе

Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:

Таблица буквенных обозначений звуков

Нота Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
ДО c cis cisis ces ceses
РЕ d dis disis des deses
МИ e eis eisis es eses
ФА f fis fisis fes feses
СОЛЬ g gis gisis ges geses
ЛЯ a ais aisis as ases
СИ h his hisis b heses

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

  1. Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
  2. Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
  3. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
  4. Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Источник

Оцените статью