Латышская полька назарова метнер ноты для фортепиано

Т.Назарова-Метнер Ноты для фортепиано

фортепианные пьесы для детей композитора Татьяны Назаровой-Метнер


Т.Назарова-Метнер
Детские пьесы

для фортепиано
«Музыка», 1987г.
номер 13735

Татьяна Борисовна Назарова-Метнер родилась в Москве, в семье с большими музыкальными традициями. Ее отец—Борис Александрович Метнер — был родным племянником выдающегося русского композитора Николая Карловича Метнера. Вся жизнь Назаровой-Метнер связана с «комбинатом» имени Гнесиных— школой, училищем, институтом, который она с отличием и с квалификацией концертного исполнителя окончила как пианистка и как композитор. Татьяна Борисовна плодотворно работает почти во всех жанрах — от оперы («Царь Фёдор Иоаннович» по А. К. Толстому), симфонии и кантаты до музыки к мультфильмам. Особой любовью композитора пользуется фортепиано. Здесь и сонаты, и концерты для фортепиано с оркестром, и детский концерт для двух фортепиано и ударных, и виртуозные концертные произведения — интродукция и токката, Былина и фуга-пляска, «Памяти Гарсии Лорки» и др.
Большое количество фортепианных пьес и этюдов написано для ДМШ, причем, что особенно ценно, значительная их часть — для младших классов. Особый интерес представляют два цикла полифонических вариаций на народные темы и пять циклов вариаций в диатонических ладах. Начиная преподавать сочинение в школе им. Гнесиных, Татьяна Борисовна столкнулась с досадным явлением: даже одаренные дети из старших классов были чрезвычайно неразвиты в ладово-гармоническом отношении. Именно тогда родилась идея обогащения педагогической литературы вариациями в особых диатонических ладах. Самые легкие не случайно названы «Калейдоскопами»: необходимость мгновенного образного и ладового переключения (каждая вариация очень коротка) —задача для ребенка новая, интересная и весьма полезная, воспитывающая творческого исполнителя.

В 1969 году издательством «Советский композитор» был опубликован сборник, который и сейчас пользуется большим успехом у педагогов и учащихся. В настоящем издании автор счел целесообразным обновить состав сборника. Многие пьесы (например, неоднократно переиздававшиеся Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я») заменены новыми.
Автор — талантливый композитор, пианистка и педагог — начала создавать этот сборник еще будучи студенткой музыкального училища им. Гнесиных, во время прохождения курса фортепианной методики. Сочинялись в основном примеры на те виды техники, над которыми велась работа непосредственно на уроках. Именно тогда появились легчайшие, исполняемые преимущественно одними третьими пальцами пьесы — «Сосульки тают», «Часы с кукушкой» — и оригинальная пьеска «Бабушка и внучек», где при минимальных (всего три строчки) размерах даны два яркоконтрастных образа. С этой точки зрения интересна и маленькая сонатина «Игра в жмурки».
Две пьески — «По лугам и холмам» и «Осенью унылой» — связаны со звукорядом, на котором основывается так называемая «шопеновская позиция». Это — клавиши ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си-бекар (си-диез). Длинные пальцы естественно ложатся на черные клавиши, короткие пальцы— на белые. Г. Нейгауз назвал эту позицию «гениальной формулой».

Читайте также:  Легкие риффы для гитары

Вторая, четырехручная часть сборника состоит в основном из обработок народных песен и танцев. Обе одинаковые по трудности партии должны играть сами ученики. Это действительно настоящие ансамбли, а не просто мелодии с аккомпанементом.
На своих многочисленных встречах с педагогами-пианистами в разных городах нашей страны, проводя семинары и открытые уроки, Назарова-Метнер не только делилась своим опытом, но старалась также побольше узнать о работе коллег. Нередко возникала переписка с педагогами. Татьяна Борисовна с удовлетворением узнавала о том, что показанные ею приемы приносят несомненную пользу.
То обстоятельство, что предлагаемый сборник создан не только композитором, много работающим в области детской музыки, но и педагогом по призванию, с большим опытом и настоящей любовью к педагогической работе, гарантирует публикуемым пьесам и этюдам долгую жизнь.
Сборнику предпослана краткая методическая записка автора.
А. АРТОБОЛЕВСКАЯ заслуженный учитель РСФСР

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Цель сборника — пополнить репертуар учащихся I—IV классов ДМШ пьесами и этюдами на развитие тех пианистических навыков, которым, по мнению автора, уделено недостаточное внимание в имеющейся педагогической литературе.
В методической записке автор касается нескольких моментов, существенных для первых лет обучения.
Пианисты располагают единственным приемом, дающим возможность достижения настоящего певучего легато, когда создается полная иллюзия «переливания» одного звука в другой. Этот прием состоит в том, что при достаточно плотном нажатии на клавишу предыдущий звук следует едва заметно передержать. На какой-то миг будут слышны обе ноты одновременно.
В начале своей педагогической деятельности я показывала это не раньше, чем на втором году обучения. Несколько позже, уже работая в Институте им. Гнесиных, я затронула эту проблему в разговоре с Г. Г. Нейгаузом. Генрих Густавович высказался категорично; прием передержки предыдущего звука надо показывать уже на начальном этапе обучения» когда ученик только начинает связывать два звука третьим и вторым пальцами.

Читайте также:  Доктор кто тема для пианино

Весьма распространено среди педагогов мнение, что маленьким детям опасно показывать плотный нажим на клавишу, что это вызывает напряжение, зажатость всей руки. Да, на первых порах действительно вызывает напряжение. Но оно постепенно проходит. Здесь все зависит от внимания педагога. Важно научиться полностью освобождать руки и в то же время в самом начале выработать ценнейшее пианистическое качество — активность кончиков пальцев, их контакт с клавиатурой, ощущение упругой и, вместе с тем, свободной кисти. Кстати, чем меньше разговоров с маленьким учеником о приемах — тем лучше. Дети обладают великолепной способностью копировать. Поэтому основным в начале обучения является метод показа.
Ученик должен физически ощутить, что «чувствует клавиша», когда из инструмента извлекается глубокий, полный звук. Именно так ребенок скорее освоится с профессиональным звукоизвлечением. Надо только на каждом уроке возвращаться к этому.
Что касается певучего, выразительного легато, с полной ответственностью могу сказать, что здесь ни возраст, ни строение рук, ни сила пальцев решающей роли не играют. Все дело в правильности приемов, показанных педагогом, в желании учителя и ученика услышать настоящую кантилену, в их обоюдной нетерпимости к игре равнодушными пальцами. Воспитывать надо прежде всего разборчивый слух.
Ощутить упругость мягкого и певучего звукоизвлечения помогает такое упражнение: связывая два звука третьим и вторым пальцами, выполнять это как «вдох» и «выдох».
Следует объединить момент плотного прикосновения третьего пальца к клавише с небольшим движением правой руки вправо и вверх (левой — влево и вверх). При этом как бы возникает «кистевая рессора» (кисть упруга и свободна). Второй палец легко снимается — «выдох».

В настоящем издании добавлены новые пьесы на аккорды — задание, которое, насколько мне известно, никогда еще не предлагалось в печати начинающим (имеются в виду первые три-четыре месяца обучения, а для ребят с профессиональными данными —и меньший срок). Практика подтвердила, что правильная организация руки на клавиатуре легче удается на трехзвучных аккордах» где заняты первый, второй и пятый пальцы, а не на пустых квинтах и секстах. Для правой руки это секстаккорды, для левой — квартсекстаккорды. Работа с такими аккордами ведет к хорошей постановке свода руки, к активности первого и пятого пальцев, которые прикасаются к смежным (внутри сексты) клавишам. Это понадобится потом для крупной техники, и одновременно вырабатывается необходимое ощущение пальцевой цепкости.

Разумеется, прежде чем разучивать этюды и пьесы на такое задание, следует поиграть упражнения на аккорды; поиграть их от всех нот, перенося через октаву и обратно. Не бояться черных клавиш!
Во всех аккордовых пьесах указана педаль (по желанию).
Е. Ф. Гнесина — педагог, абсолютно нетерпимо относившийся к малейшим проявлениям дилетантизма, — разрешала даже совсем маленьким своим ученикам в некоторых случаях педализировать, играя почти стоя, так как ноги еще не дотягивались до педали даже при низкой посадке (разумеется, если дети умели себя слушать и были по-настоящему музыкальны). Получаемое учениками эстетическое наслаждение от педальной звучности компенсирует эпизодические нарушения в посадке. Вполне можно разрешить и левую педаль.
Известную трудность представляет освоение пунктирного
ритма. Для того, чтобы ритмическая фигура не превращалась в триоль, можно рекомендовать довольно забавный, но многократно оправдавший себя способ: берется четырехсложное слово с одинаковым количеством букв во всех четырех слогах и с ударением на первом слоге. Автор ничего лучшего за всю свою педагогическую жизнь, чем «пу-го-ви-ца» и «лу-ко-ви-ца», придумать не смог. Распределение слогов, естественно, такое:

Произнесение слова в пугови- ца раз-и нужном темпе получается само собой.
Знакомство с различными диатоническими ладами обогащает слуховые представления ученика. Прежде, чем давать вариации «Калейдоскоп» (III—IV кл.), желательно познакомить ученика с ладовым своеобразием народной музыки и наиграть примеры из музыкальной литературы. Показать, например, лидийский лад в некоторых мазурках Шопена, все диатонические лады в до-мажорной фуге Шостаковича и др.
Возможно, «микросонатина» «Игра в жмурки» будет первой сонатиной в репертуаре ученика. Предварительно имеет смысл в самых общих чертах познакомить ребенка с сонатной формой, проиграть ему несколько легких сонатин или сонат. Вообще, как мне кажется, любую новую пьесу всегда стоит проанализировать с точки зрения ее формы: это ускоряет запоминание, делает работу более осмысленной. Если у ребенка есть композиторские задатки — такой анализ будет полезен вдвойне.
Татьяна НАЗАРОВА-МЕТНЕР

  • Пьесы и этюды
    • Сосульки тают
    • Часы с кукушкой
    • Потанцуем!
    • Тихая игра
    • Аккордовый этюд № 1
    • Бабушка и внучек
    • Петушок (Латышская народная мелодия)
    • Колыбельная
    • Идем в поход
    • В заколдованном лесу
    • Осенью унылой
    • Полька
    • Легато
    • Танец
    • Грустная латышская песня
    • Капельки
    • Спор
    • Летний дождик
    • Деревья облетели
    • Аккордовый этюд № 2
    • Бабочка
    • Латышская плясовая
    • По лугам и холмам
    • Первые листочки
    • В детском саду
    • Рассказ
    • Мама заболела
    • Полифонические вариации на татарскую народную мелодию
    • Пляска
    • Игра в жмурки (Маленькая сонатина)
    • Вариации на тему латышской народной песни
    • Музыкальный калейдоскоп № 1 на одну тему (Вариации в диатонических ладах)
    • Цыплята танцуют
    • Золотые рыбки
    • Жонглер
    • Сонатина № 1 (на темы русских народных мелодий)
    • Сонатина № 2
    • Сонатина № 3 (на темы русских народных мелодий)
    • Веселые струйки (Этюд).
  • Ансамбли
    • Латышская песенка.
    • Протяжная латышская песня
    • Монгольская песня
    • Татарская народная песня
    • Немецкая народная шуточная песня
    • Осенью
    • Русская песня
    • Песенка дождевых капель.
    • Вариации и тема (Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем»)
    • Кабардинские наигрыши.
    • Танец снежинок
    • Полифонический танец
    • Две полифонические пьесы на темы хакасских народных мелодий
    • В кукольном театре

Скачать ноты

Источник

Латышская полька назарова метнер ноты для фортепиано

Т. Тераевич. Веселится детвора. Песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Автор: А. Паутов
Год: 2014
Издательство: Вологда: б.и.

В сборник включены популярные и новые сочинения вологодского композитора, музыканта-педагога, поэта Татьяны Тераевич, посвященные миру детства. Т. Тераевич — автор двух нотных сборников: «Дом, в котором музыка живет» (2007) и «И вот сложилась песенка» (2011). Издание будет интересно музыкальным руководителям и педагогам образовательных учреждений, а также всем любителям музыки.

Ёлка
Гномики
Венок из васильков
Самый главный праздник
Снеговушка
Веселится детвора
Веснушки
Кто же, как не мы?
Песня о России
Что такое День Победы?

Автор: Т. Тераевич
Год: 2011
Издательство: Вологда: ИЦ ВИРО

Первое знакомство с автором состоялось в 2007 году, когда вышел сборник «Дом, в котором музыка живет». Издание «И вот сложилась песенка» тоже посвящено юным исполнителям и может быть востребовано музыкантами и педагогами, работающими с детьми.

И вот сложилась песенка
Тучка и Жучка
Котенок-Темнота
Шуршавая песенка
Хорошо, когда есть друзья
Улыбки для друзей

Н. Ветлугина. Гусята. Зарубежные песни для детей младшего возраста. Для пения с фортепьяно. Выпуск 1
Год: 1959
Издательство: Музгиз

Времена года. Немецкая народная песня
Хохлатка. Немецкая народная песня
Гусята. Немецкая песня
Ну-ка, кони! Чешская народная песня
Новый год. Польская народная песня
Танец. В. Благ (Чехословакия)
Чудак. В. Благ (Чехословакия)
Болтушки. Ш. Решевский (Венгрия)
Угощение. Ш. Решевский (Венгрия)
Мишка с куклой пляшут полечку. М. Качурбина (Польша)
Колыбельная. М. Качурбина (Польша)

О. Теплякова, О. Козлова. Мир младенца. Песенки. Для детей 2-3 лет
Год: 2004
Издательство: Нева

Книга, которую вы держите в руках, не совсем обычная, ведь ее можно не только читать и рассматривать. Эта книга — настоящая «музыкальная шкатулка». На ее страницах вы найдете веселые песенки, которые можно петь вместе с малышом. Рядом с текстом песен мы поместили ноты, чтобы ваш малыш начал осваивать музыкальную грамоту.
Играйте, пойте и танцуйте вместе с малышом!

`Веселые песенки для малышей круглый год` станет надежным помощником в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений. В сборник вошли песни, пляски для детей от 3 до 7 лет, а также некоторые песни сказочных персонажей, исполняемых взрослыми на детских праздниках.
Автор: Е. Гомонова Год: 2001 Издательство: Академия развития

Танец снежинок
Игра в снежки
Новогодние частушки
Много солнышку работы
Танец «конфеток»
Песня Бабы-Яги
Песня с клубочками
Здравствуй, Веснушка-Весна!
Веселые жучки
Березка
Солнышкино платьице
Пляска с цветами к празднику 8 марта
Девчонка хоть куда!
Солнышко
Частушки внучат
Мамочке любимой
Подарки маме
Танец капелек
Бабушка моя
Бабушка хворает
Иголка
Край родной
Наследники России
Пляска лесных зверят
Танец озорных петушков
Улитка
Пингвиненок
Песня ежика
Песня Колорадского Жука
Танец «Игра в лошадки»
Частушки про ребят и зверят
Праздник-безобразник
Доброта
Песенка Бастинды
Что такое семья?
Моя семья
Осень в гости к нам идет
Листики
Осень
Разноцветные листы
Танец с осенними листочками
Песенка про Непогодицу
Только в школу!
Прощальный вальс

«Разноцветная планета»
В сборник вошли песни для дошкольников и школьников для голоса или хора в сопровождении фортепиано и буквенно-цифровым обозначением аккордов. Для использования в репертуаре детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ, колледжей.
Автор: Н. Смирнова
Год: 2014
Издательство: Ростов-на-Дону: Альтаир

ПЕСНИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Бычок
2. Мышка-норушка
3. Волк и зайчик
4. Елка
5. Жил на свете человек
6. Мы с Кешкой
7. Бабушкин пирог
8. Наша с папой песенка
9. Летом на лугу
10. Колыбельная
11. Наш детский сад
12. Лесная болтушка
13. Песенка бесстрашного светлячка
14. Песенка вороны

ПЕСНИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

15. Береза
16. Снегурочка
17. Песенка весны
18. Что такое лето
19. Песенка про книжку
20. Что хорошо кончается
21. Рыжий кокер-спаниель
22. Весенний перезвон
23. Любопытный дождик
24. Как ты удивительна, природа
25. Сказка
26. Разноцветная планета
27. Потому что друга рядом нет
28. Детская ладошка
29. Радость
30. Мой рисунок
31. Спорт требует сноровки
32. Мир музыки
33. Котята
34. Первое свидание
35. Песня о синей птице
36. Песня о матери
37. Песня о Ростове
38. Песня о Ростове-на-Дону
39. С днем рождения, Ростов
40. Не смейте забывать учителей
41. Я могу тебя очень ждать
42. Дарите добро

Были и небылицы
Песни для детей. Составитель Павлова Т.В.
Издательство «Книжица», г. Новосибирск
Содержание

Утята
Веселые медвежата
Кастрюля-хитрюля
Сороконожки
Как лечили бегемота
Мастер дятел
Веселый мельник
Сонная песенка
Снег, снег
Чёртик, чёртик, поиграй
Песенка Пегги
Весёлый лягушатник
Важная леди
Собака-забияка
Ква-ква
Тысяча чудес
Фонарики дружбы

В сборник вошли разнообразные по характеру и тематике детские песенки отечественных композиторов. Среди них: «Голубые санки» и «Выпал беленький снежок» М. Иорданского, «Ёлочка» М. Красева и «Ёлочка» Л. Бекмана, «Красные маки» М. Раухвергера, «Спят усталые игрушки» А. Островского, «Весёлые путешественники» М. Старокадомского и многие другие, широко известные и любимые малышами.
Издание адресовано педагогам и музыкальным руководителям детских садов, подготовительных групп начальной школы, лицеев, студий, любых детских образовательных организаций.

ДЕТСКИЙ САД. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
ВЕСЕЛАЯ ЗИМА. Музыка М. Черемухина, слова Н. Владимирского
ГОЛУБЫЕ САНКИ. Музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой
ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА. Музыка В. Залесского, слова Г. Ладонщикова
УЖ ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА. Музыка Ан. Александрова, слова народные
ВЫПАЛ БЕЛЕНЬКИЙ СНЕЖОК. Музыка М. Иорданского, слова Т. Сикорской
ЕЛОЧКА. Музыка М. Красева, слова Э. Александровой
ЗИМУШКА-ЗИМА. Музыка Е. Жарковского, слова Л. Некрасовой
УДИВИТЕЛЬНЫЕ САНКИ. Музыка В. Герчик, слова Л. Дымовой
ЕЛОЧКА. Музыка Л. Бекман, слова Р. Кудашевой
ПРАЗДНИЧНАЯ ПЕСЕНКА. Музыка Т. Назаровой-Метнер, слова Е. Благининой
БЕЛЫЕ ФОНАРИКИ. Музыка М. Иорданского, слова Н. Найденовой
МЫ ЗАПЕЛИ ПЕСЕНКУ. Музыка Р. Рустамова, слова Л. Мироновой
МАМЕ В ДЕНЬ 8 МАРТА. Музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен
НАША МАМА. Музыка Ю. Слонова, слова О. Высотской
МЫ ТЕБЕ ПОМОЖЕМ. Музыка В. Иванникова, слова Т. Башмаковой
СПАСИБО. Музыка И. Арсеева, слова З. Петровой
ЛЕТНЯЯ. Музыка М. Иорданского, слова С. Михалкова ,
ВЕСЕЛАЯ ДУДОЧКА. Музыка М. Красева, слова Н. Френкель
С УДОЧКОЙ. Музыка А. Жилинского, слова П. Сила, перевод с латышского В. Лифшица
ПО МАЛИНУ В САД ПОЙДЕМ. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
КТО ТАМ ПРЯЧЕТСЯ В ЛЕСУ. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова В. Викторова
КРАСНЫЕ МАКИ. Музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской
Я НА ФЕРМЕ ПОБЫВАЛА. Музыка А. Лепина, слова Э. Александровой
САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева и Л. Кондрашенко
ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЕТ. Музыка З. Левиной, слова Л. Некрасовой
ГРИБНИКИ. Музыка А. Жилинского, слова О. Римкуле-Земзаре, перевод с латышского В. Викторова
КАПУСТА. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова И. Мазнина
СПАТЬ ПОРА. Музыка Е. Жарковского, слова Г. Сапгира
БАЮ-БАЮ. Музыка М. Красева, слова М. Чарной
БАИНЬКИ. Музыка М. Ройтерштейна, слова И. Токмаковой
СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ. Музыка А. Островского, слова З. Петровой
СОЛНЦЕ ВСТАЛО. Музыка М. Старокадомского, слова А. Кузнецовой
ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова
НЕВАЛЯШКИ. Музыка З. Левиной, слова 3. Петровой
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова З. Петровой
ПОСКОРЕЙ! Музыка М. Магиденко, слова Н. Найденовой
ХОЧУ УЧИТЬСЯ. Музыка А. Долуханяна, слова З. Петровой
ДО СВИДАНЬЯ, ДО СВИДАНЬЯ. Музыка И. Арсеева, слова В. Орлова

Источник

Оцените статью