Лебедь камиль сен санс для фортепиано
Камиль Сен-Санс «Лебедь»
Лебедь. Эта гордая и благородная птица с её возвышенно-загадочной сущностью и гармоничной связью с природой всегда заставляла людей относиться к ней с особой трепетностью. Лебединая преданность и верность вдохновляли художников, поэтов, писателей и, несомненно, композиторов на создание прекрасных произведений. В классической музыке это выдающиеся творения Шуберта, Сибелиуса, Римского-Корсакова, Вагнера. Чайковского и, конечно же, Сен-Санса . Его знаменитая композиция «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» не только является визитной карточкой композитора, но и признана блистательным шедевром лирической музыки.
Историю создания «Лебедя» Сен-Санса, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История
История создания музыкальной миниатюры для виолончели и фортепиано «Лебедь» неделимо связана с сочинением Камилем Сен-Сансом его сюиты « Карнавал животных », появившейся в 1886 году. При этом важно отметить, что намерение написать это произведение возникло у композитора гораздо раньше. В 1861 году двадцатишестилетнего Камиля Сен-Санса, служившего органистом в храме св. Магдалены и уже признанного талантливого музыканта, попросили поработать преподавателем в известной в Париже музыкальной школе Луи Нидермейера. Неведомое ранее занятие Сен-Сансу весьма нравилось. У него сразу проявился педагогический дар.
Молодые воспитанники, наделённые замечательными музыкальными способностями, побуждали Камиля искать особый подход к работе. Он знакомил своих подопечных с сочинениями композиторов романтического направления, которые в то время во Франции были малоизвестны, а когда проверял задания учеников по композиции, то хорошие нахваливал так, словно перед ним творения великих мастеров. При разборе недостаточно удачных работ Сен-Санс не обижал, а ласково подбадривал юных музыкантов.
Кроме того, ученики не переставали восхищаться виртуозным исполнительством своего наставника и частенько наведывались в храм св. Магдалины, в котором Камиль, наряду с работой в школе, служил на должности органиста. Доброта и общие интересы сблизили преподавателя и воспитанников так, что между ними установились прекрасные отношения, которые навели Сен-Санса на мысль немного повеселить своих подопечных. Для этого он решил написать сатирическую драму. После успешной постановки спектакля, воспитанники попросили Камиля сочинить шуточную музыкальную композицию. Сен-Санс дал на это своё согласие.
В дальнейшем с некоторыми из подопечных маэстро сохранил дружбу до конца жизни, а они не уставали упоминать Камилю о его обещании. Минуло почти двадцать пять лет, на протяжении которых музыкант активно занимался не только композиторской, но и концертной деятельностью, и только начавшаяся в семидесятом году война вынудила Сен-Санса сделать паузу в его интенсивной творческой жизни. После вынужденного перерыва всё продолжилось как прежде. Так, в январе 1886 года Камиль поехал с концертами в Берлин, однако из-за того, что композитор препятствовал постановке вагнеровского «Лоэнгрина» в Париже, публика немецкой столицы встретила его весьма недоброжелательно. После такого провального турне Сен-Санс решил немного побыть один и отдохнуть. Для этого он уехал в живописную австрийскую деревеньку и там, наконец, осуществил данное ученикам давнее обещание: сочинить шутливое произведение. Музыку миниатюр маэстро сочинил быстро, всего за несколько дней. Однако стоит заметить, что Камиль всегда помнил о просьбе своих воспитанников, а поэтому иногда подумывал над образами и мысленно раскрашивал их музыкальными звуками.
Тринадцать миниатюр из сюиты, названной автором «Карнавал животных», а также «Большой зоологической фантазией», действительно были наполнены искрящимся юмором, и только одна контрастно отличалась от остальных. Её чарующая мелодия была необычайно задушевна, видимо оттого, что пьеса изображала лебедя — красивую гордую птицу. Необходимо также обязательно добавить, что «Лебедя» и всю сюиту Камиль задумал как сюрпризный подарок слушателям, которые должны были собраться 9 марта на салонный концерт виолончелиста Шарля Лебука. Премьера композиции состоялась с оглушительным успехом. «Лебедь» принёс славу и композитору, и исполнителю, который до этого считался ансамблевым музыкантом. Впоследствии, из всех пьес «Карнавала животных» издавать и исполнять на больших концертах Сен-Санс позволял только «Лебедя». Установленный запрет был снят после кончины композитора: Сен-Санс такое разрешение дал в своём предсмертном завещании.
Интересные факты
- «Лебедь» создан Сен-Сансом для исполнения на виолончели и фортепиано, поэтому все солирующие виолончелисты обязательно включают его в свой репертуар и концертные программы. Сегодня записи композиции можно услышать в исполнении таких выдающихся исполнителей, как М. Ростропович, Г. Пятигорский, К. Лециан, А. Загоринский, Йо Йо Ма.
- «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса пользуется такой большой популярностью как у слушателей, так и исполнителей, что сегодня трудно найти инструмент для которого не сделано переложение этой музыкальной миниатюры.
- Впервые вокальная версия «Лебедя» Сен-Санса была записана выдающейся испанской оперной певицей Монтсеррат Кабалье, которая прославилась своей великолепной техникой бельканто.
- В 1905 году хореограф Михаил Фокин на музыку Камиля Сен-Санса поставил миниатюрный балет, которому дал название «Умирающий лебедь». Эту хореографическую композицию впервые исполнила великая русская балерина Анна Павлова. Премьера состоялась в Санкт-Петербурге 22 декабря 1907 года в Зале Дворянского собрания. Впоследствии, объехав со знаменитым балетным соло весь мир, Павлова станцевала его около четырёх тысяч раз.
- Увидев хореографическую композицию, названную Михаилом Фокиным «Умирающий лебедь», Сен-Санс удивился такому прочтению своего произведения, однако этому не возражал.
- «Умирающий лебедь» впоследствии исполнялся многими выдающимися балеринами, среди которых Иветт Шовире, Наталья Макарова, Галина Уланова, Майя Плисецкая.
- О популярности «Лебедя» Сен-Санса говорит тот факт, что режиссёры часто вставляют эту композицию в саундтреки своих кинофильмов. Вот некоторые из них: «Примадонна» (2016), «Воспитательница» (2014), «Квартет» (2012), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008), «Моё лето любви» (2004), «Ковбой и Балерина»» (1984).
Содержание «Лебедя» Сен-Санса
«Лебедь». Эта композиция, входящая в сюиту Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» под номером тринадцать, контрастно отличается от тех сатирических образов, которыми наполнена «Большая зоологическая фантазия». Это единственная серьезная пьеса. В комической сюите французского композитора она отображает светлый символ любви и верности – гордую, величественную птицу.
Миниатюра, написанная в тональности Соль мажор и трёхдольном размере, заключена автором в простую трёхчастную форму, состоящую из трёх периодов, каждый из которых включает в себя два предложения. Периоды первой и второй части имеют восьмитактовое квадратное строение, а последний из-за заключительной каденции немного расширен.
Произведение начинается с небольшого фортепианного вступления, в котором ломаные арпеджио мягкой пульсацией шестнадцатых длительностей изображают лёгкий плеск и рябь, возникающую на поверхности воды. Далее такое плавное арпеджированное покачивание будет продолжаться до конца композиции, однако уже во втором такте на его фоне начинает звучать необычайной красоты вдохновенная мелодия, в которой звук за звуком бархатный голос виолончели вырисовывает образ величественной грациозной птицы. Благодаря спокойному темпу и выразительным динамическим оттенкам музыка звучит ласково и нежно.
«Лебедь». Это вдохновенное лирическое произведение Сен-Санса можно назвать лучшим творением композитора и поставить в ряд гениальных музыкальных шедевров. Созданный в произведении образ настолько совершенен в своей красоте, что время ему оказалось просто неподвластно.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Лебедь» Сен-Санса
Источник
К. Сен-Санс. «Лебедь»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты классического произведения Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных» под названием «Лебедь» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем прослушать данное произведение и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.
Слушайте Лебедь — Louise Jones на Яндекс.Музыке
«Лебедь»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
«Лебедь»: переложение для фортепиано
«Лебедь»: переложение для фортепиано. Вариант 2
«Лебедь»: легкое переложение для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Камиля Сен-Санса для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора можно скачать абсолютно бесплатно с нашего сайта.
Шарль-Камиль Сен-Санс (1835-1921-) – французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог. Сен-Санс сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах. Среди наиболее часто исполняемых сочинений: сюита «Карнавал животных» (1887), Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром (1863), Второй фортепианный концерт (1868), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), опера «Самсон и Далила» (1877).
Источник
Лебедь (Сен-Санс)
andantino grazioso, 6/4
в исполнении Джона Мичела
«Лебедь» (фр. Le Cygne ) — пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», созданной в феврале 1886 года, и хореографическая миниатюра Михаила Фокина на эту музыку, более известная под названием «Умирающий лебедь» (фр. La Mort du Cygne ).
Содержание
Музыка Сен-Санса
Камиль Сен-Санс был наделён чудесным мелодическим даром, творил без видимых усилий и обладал виртуозной техникой, как пианист и органист:
«Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки. Я живу в музыке, как рыба в воде» [1] .
Сен-Санс был человеком разносторонне одарённым, он интересовался математикой, астрономией, ботаникой и археологией. Будучи дирижёром, драматургом, поэтом и философом в одном лице, Сен-Санс создал элитарное произведение, с ясной музыкальной формой и гармонической структурой.
Музыка «Лебедя», в отличие от других саркастических номеров «Карнавала животных», написана в настроении прохладной и чистой поэзии, как великолепное торжество лирики.
Музыкальный Лебедь получил блистательную судьбу, он быстро выделился из Карнавала животных и зажил собственной жизнью.
Инструментальные составы
Пьеса была написана для виолончели и двух фортепиано, исполнялась в камерных музыкальных концертах. Существуют различные инструментальные составы: Виолончель и фортепиано; скрипка и фортепиано; виолончель в сопровождении арфы. Среди исполнителей «Лебедя»: Мстислав Ростропович, Криштоф Лециан [2] , Григорий Пятигорский
«В 1947 году Пятигорский сыграл самого себя в фильме „Карнеги Холл“ (Carnegie Hall). На сцене знаменитого концертного зала он исполнил „Лебедя“ Сен-Санса в сопровождении арф. Он вспоминал, что предварительная запись этой пьесы включала его собственную игру под аккомпанемент лишь одной арфистки. На съёмках авторы фильма посадили на сцену позади виолончелиста чуть ли не дюжину арфисток, игравших, якобы, в унисон…» — Юрий Серпер [3]
Партия виолончели «Лебедя» переложена для сопрано, в вокальном исполнении может быть на октаву выше — лирико-колоратурное сопрано. На русском языке текст написан Б.Ронгинским [4] .
В 1987 году был издан CD диск Клары Рокмор «Искусство терменвокса» (Clara Rockmore «The Art of the Theremin») [5] , состоящий из 12 вещей, среди которых «The Swan» (2:56)
Жизнь в балете
В 1907 году Михаил Фокин поставил балетный номер для Анны Павловой, и «Лебедь» стал знаменитым.
Премьера миниатюры «Лебедь» состоялась на благотворительном концерте в Мариинском театре 22 декабря 1907 года [6] .
«Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты [7] и в последующих редакциях хореографическую зарисовку с драматургией целого балета Фокин назвал «Умирающий лебедь» [8] , хотя в финале музыкального произведения Сен-Санса не было трагического конца. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой: в его пьесе лебедь не умирает, и музыка написана в мажорной тональности (G-dur).
Возможно, образ Анны Павловой [9] , её печальный взгляд и пластика, которую она изучала, глядя на живого лебедя явились основой для драматургической линии номера, который не может исполнить балерина без духовного наполнения. В этой миниатюре важна актёрская индивидуальность, печальный «Лебедь» может бороться за жизнь или смиренно сложить свои крылья перед неизбежной кончиной.
Кантиленная мелодия виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а руки балерины, словно крылья, широким и пластичным взмахом пропевают эту мелодию. Pas de bourres suivi в ногах — это арпеджио фортепиано в размере 6/8, изображающие рябь воды на озере.
Для многих балерин «Умирающий лебедь» стал визитной карточкой в концертах, наиболее прекрасными исполнительницами были Иветт Шовире [10] (фр. Yvette Chauviré ) [11] [12] [13] , которая выступала в балете Монте-Карло и Наталия Макарова [14] [15] .
В 1924 году в Голливуде был снят фильм «Бессмертный Лебедь» об Анне Павловой, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие её с лебедями.
В мире известна также постановка 1948 года балетмейстера Сержа Лифаря на музыку Фредерика Шопена (10 декабря 1948, Гранд Опера) [16] .
М. М. Плисецкая исполняла номер на музыку Сен-Санса в редакции Суламифь Мессерер [17] . Известна также современная постановка Мишеля Дискомби на артиста кубинского балета Алехандро Вирельес (исп. Alejandro Virelles )
Источник