Лебедев женщина с гитарой

Биография и картины Владимира Лебедева

Лебедев Владимир Васильевич (1891 – 1967)

Владимир Васильевич Лебедев – русский и советский живописец, график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, оказавший большое влияние на формирование ленинградской школы книжной графики. На протяжении всей своей жизни работал как художник детской книги.

Учился в частной студии А. И. Титова и мастерской батальной живописи Ф. А. Рубо при Академии художеств. В качестве вольнослушателя посещал занятия в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств. Одновременно учился в Школе живописи, рисования и скульптуры М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда

Член Союза художников СССР. Народный художник РСФСР (1966). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).

Владимир Лебедев родился 14 мая 1891 года в семье механика. Первоначальное художественное образование получил в частной студии А. И. Титова. С 1910 по 1911 учился в мастерской батальной живописи Ф.А. Рубо в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, а в 1912 в частной мастерской М.Д. Берштейна, которую окончил в 1914. После этого несколько лет преподавал в Петроградских художественных мастерских.

В начале Первой мировой войны призван на военную службу, в 1917 демобилизован. С 1917 до 1918 года работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», создал множество политических карикатур на большевиков.

В 1918 Лебедев был назначен на должность профессора Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. В том же году оформил постановку пьесы «Весна» в артистическом кабаре «Привал комедиантов». Принял участие в выставке современной живописи и рисунка в Петрограде.

Читайте также:  Гренадер марш ноты для трубы

В начале 1920-х художник обратился к политическому плакату, стал одним из организаторов и руководителей петроградских «Окон РОСТа». Лебедев создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.

В 1923 году Владимир Васильевич познакомился с поэтом Самуилом Яковлевичем Маршаком. Оба они стали работать в детском журнале «Воробей», вокруг которого объединилась небольшая группа молодых писателей и художников.

В 1925 году при Государственном издательстве были образована редакция детской литературы, которую возглавили Маршак и Лебедев. Как редактор и как художник, Лебедев внёс огромный вклад в разработку и создание художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и создал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги.

В сентябре 1933 года на базе детского отдела Госиздата и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство), его редакторами также стали Самуил Маршак и Владимир Лебедев.

В 1936 году несколько работ Лебедева подверглись резкой несправедливой критике в официозной печати, а позже он, вместе со своим коллегой Владимиром Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье «О художниках-пачкунах» в журнале «Правда». Статья послужила сигналом к травле ленинградских художников детской книги и стала частью широкой идеологической кампании, направленной против некоторых художников Ленинграда. Эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома.

В годы Великой Отечественной войны Лебедев жил и работал в Москве, где участвовал в выпуске знаменитых «Окон ТАСС», иллюстрировал и оформлял книги. В 1945 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1950 вернулся в Ленинград, где продолжил работу в книжной графике. В 1954 награжден серебряной медалью на выставке «Искусство книги» в Лейпциге, а в 1960 — большой серебряной медалью ВДНХ. В 1966 Лебедев был удостоен звания народного художника РСФСР, в 1967 избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В том же году в ГМИИ им. А. С. Пушкина состоялась последняя персональная выставка художника «Натурщицы».

С конца 1950-х Лебедев вел уединенный образ жизни, почти не появляясь на публике и общаясь лишь с узким кругом друзей.

Владимир Лебедев скончался 21 ноября 1967 года в Ленинграде. Похоронили художника на Богословском кладбище.

Работа в издательстве и работа над книгами не помешали Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ. У него был собственный, ни на кого не похожий живописный и графический стиль. С конца 1920-х и до 1957 года художник создал множество женских портретов, в том числе «Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (1927), портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко).

На одной из наиболее известных живописных работ Лебедева «Женщина с гитарой» (1930) изображена натурщица Елена Николаева, которая долгое время была предметом увлечения Лебедева, как и художница О. Н. Гильдебрандт-Арбенина.

В конце своего жизненного пути мастер утверждал:

«Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее то, что меня сформировала духовная атмосфера того времени. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь».

Произведения, созданные Лебедевым в эту пору расцвета, бесспорно, принадлежат к числу важнейших достижений русского авангарда.

Сегодня работы Владимира Лебедева находятся во многих музеях и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Источник

Владимир Васильевич Лебедев — замечательный живописец и блестящий мастер рисунка

Замечательный живописец и блестящий мастер рисунка Владимир Васильевич Лебедев родился в 1891 г. в простой семье механика.

Детские книги.

На протяжении всей своей жизни работал как художник детской книги. Его первые книги с рисунками вышли в издательстве «Радуга»,которому принадлежит немаловажная роль в создании детской книги 1920-х годов. Именно в этом издательстве вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р.Киплинга,переведенная К.Чуковским с иллюстрациями В.В.Лебедева

В 1924 году в Петрограде, в издательстве Госиздат был создан Детский отдел,который возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Как редактор и как художник, Лебедев внёс огромный вклад в разработку и создание хкдожественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и создал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги.

В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилов Маршаком : «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга»,«Двенадцать месяцев», «Багаж».Позже создал в двадцатые-тридцатые годы свою собственную «лебедевскую школу».

Иллюстрации к книге «Цирк»

Иллюстрации к книге «Цирк»

Иллюстрации к книге «Цирк»

Иллюстрации к книге «Цирк»

Иллюстрации к книге «Усатый-полосатый»

Иллюстрации к книге «Усатый-полосатый»

Иллюстрации к книге «Усатый-полосатый»

иллюстрация к книге » 12 месяцев»

Агитационные плакаты.

Так же Лебедев был известным плакатистом,он создал свой собственный стиль агитационного плаката,ставший в дальнейшем эталоном для многих художников того времени. Одной из первых серий плакатов его исполнения были заказные Российским Телеграфным Агенством «Петроградские окна РОСТа»,которую он выполнил вместе с В.И.Козлинским в 1919-1920 гг.

Плакат : «Работать надо — винтовка рядом»

плакат:» Не ленись»

Живопись и графика

Работа в издательстве и работа над книгами не помешали В. В. Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ. У него был собственный,ни на кого не похожий живописный и графический стиль .

С конца 1920-х гг. и до 1957 года художник создал значительное количество женских портретов, в их числе: «Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (Мальвина Штерн; 1927),одна из наиболее известных живописных работ Лебедева «Женщина с гитарой».

«Женщина с гитарой»

«Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927)

«Девушка с кувшином» (1928)

Его произведения выставлялись на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. Наибо лее интересные оригинальные работы находятся в Русском музее, Третьяковской галерее и в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В конце своего жизненного пути мастер утверждал:»чтобы понять мое творчество,нужно знать и помнить,что я художник двадцатых годов.Говорю так не только потому,что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы.Еще важнее и существенннее то,что меня сформировала духовная атмосфера того времени.Туда уходят корни всех моих идей и замыслов.Дух двадцатых годов я стремился пронусти скозь всю мою жизнь». Произведения,созданные Лебедевым в эту пору расцвета,бесспорно,принадлежат к числу важнейших достижений русского авангарда.

Источник

Владимир
Васильевич Лебедев

Живописец и график, нар. худ. РСФСР (1966), чл.-корр. АХ СССР (1967). В 1912-16 учился в худ. школе М.Бернштейна и Л.Шервуда в Петербурге. Жил и работал в Петрограде — Ленинграде и в Москве. С 1909 участник выставок. Сотрудничал в ж. «Сатирикон», «Аргус» и др. В 1920-22 работал в плакатном отд. Петрогр. РОСТА, создал более 500 плакатов. В 1918-21 преподавал в петрогр. СВОМАСе. Один из создателей искусства илл. детской книги, в 1922-34 художник и худ. ред. Детского отдела ГИЗа в Ленинграде. В 1942-45 сотрудничал в «Окнах ТАСС», ж. «Красноармеец». Живописные композиции и портреты («Портрет Т.В.Шишмаревой», 1935), станковая графика (циклы «Прачки», 1920-25; «Панель революции», 1922; «НЭП», 1925-27), илл. к детским кн («Слоненок» Киплинга, 1921; «Цирк» Маршака, 1925; «Мистер Твистер» Маршака, 1933) и др. работы.

В. В. Лебедев рано стал профессионалом — уже с 1911 г. он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться в различных частных студиях Петербурга. Главной школой для него всегда оставалась собственная творческая практика, подгоняемая ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на протяжении почти всей жизни.

Даже будучи профессором петроградских ГСХМ (1918-21), он настойчиво постигал принципы живописи кубизма, реализовав свои поиски в графической серии «Прачки» (1920-25), а также в политических плакатах «Окон РОСТА» (1920-21)

Смелое упрощение и уплощение формы, резкие сопоставления немногих ярких цветов придавали его композициям своеобразную монументальность. Как прямое продолжение плакатов была выполнена серия сатирических рисунков «Панель революции» (1922), принесшая художнику известность.

Наиболее сильно и плодотворно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к «Слоненку» Р. Киплинга (1921), открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, — «Вчера и сегодня», «Мороженое», «О глупом мышонке», «Цирк» (все 1925), «Багаж» (1926), «Как рубанок сделал рубанок» (1927) и др.

Лебедев возглавлял в 1924-33 гг. художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения — В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых — А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будогоского и др.

Напряженная издательская деятельность нисколько не мешала его творчеству. В середине 1920-х гг. он представил острые сатирические серии «НЭП», «Новый быт», «Любовь шпаны». Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков «Акробатки», «Балерины», «Гитаристки» и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством.

В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных «Натюрмортов с гитарой» и небольшую серию натюрмортов «Фрукты в корзине». Позднее, после иронической серии «Девушки с букетом» (1933), он написал ряд отличных женских портретов — Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), в которых, двигаясь от холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической живописи.

Сходные изменения наметились в начале 1930-х гг. и в его книжной графике, которая постепенно начала приобретать черты импровизационной легкости и непосредственности. Книжки «Зима — лето — попугай» О. Ф. Берггольц, «Мистер Твистер», «Усатый-полосатый» и «Сказки, песни, загадки» С. Я. Маршака обозначили собою наступление нового этапа в творчестве художника.

Но уже в 1931 г. несколько его работ подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В. М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье «О художниках-пачкунах» («Правда», 1936, 1 марта).

Статья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников детской книги, была частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда. Эти события произвели разрушительное действие на растерявшегося художника.

В годы войны Лебедев жил в Москве, где сотрудничал в плакатной мастерской «Окон ТАСС», иллюстрировал книги. Книжной графикой он продолжал заниматься и вернувшись в Ленинград (1950).

Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку — «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948) и др. Они действительно свидетельствовали о его мастерстве, но в них все возрастали натуралистичность и слащавость. То же самое происходило и с новыми вариантами его прежних иллюстраций, и даже с живописью. Смягчение идеологической обстановки в 1950- 60-х гг., позволившее художникам немного воспрянуть, ничего не принесло Лебедеву, и последние годы жизни стали затянувшейся творческой агонией этого некогда блистательного мастера и сильного человека.

Источник

Оцените статью