Легато для гитары табы

Легато на гитаре

Легато – это особый прием игры на музыкальных инструментах. При этом сыгранные ноты должны звучать связанно, как бы одной единой плавной фразой. Между ними не должно быть ни единой паузы. В нотной записи этот прием обозначается дугой (лигой). Лига изображается над теми нотами, которые нужно сыграть связанно. Ноты могут быть разной длительности.

Обозначение приема легато

Применительно для гитары термин легато также обозначает слитное звучание нот. Многие известные гитаристы используют этот прием для исполнения скоростных сольных партий. Здесь нужно отдельно отметить технику звукоизвлечения. Существуют несколько видов техники:

  1. Восходящее легато – ноты играются с повышением тона. У гитаристов этот прием более известен под названием hammer (хаммер).
  2. Низходящее легато – ноты играются с повышением тона. Для гитаристов более ходовым является термин pull (пул).
  3. Смешанное легато – совмещаются восходящие и низходящие пассажи.

О приемах легато на гитаре Вы можете подробнее прочитать в статье под названием «Хаммер и пул». Там мы довольно подробно разбирали эти приемы и показывали само звукоизвлечение. Я надеюсь Вам будет легко понять, как играть легато.

Теперь предлагаю Вам упражнения для развития техники легато. Внимательно посмотрите какие ноты залигованы, как их лучше сыграть. И дальше пробуйте сыграть, постепенно изменяйте скорость игры, добивайтесь чистого звучания.

Читайте также:  Как записать барабанные ноты

Упражнения легато

Итак, легато в музыке – это важный элемент красивой, быстрой и эффектной игры на гитаре. Этот прием надо развивать и часто тренироваться для беглости и независимости пальцев. В итоге Вы сможете исполнять классные трюки на гитаре в стиле знаменитых гитаристов, ваши сольные партии будут яркими и запоминающимися.

Источник

Песни под гитару Упражнение для левой руки. Легато. Видео.

Аккорды песен под гитару, видео

Упражнение для левой руки. Легато. Видео.

Прием «легато». Упражнения.

Легато — плавный переход от одного звука к следующему.

Еще одно эффективное упражнение, которое очень хорошо развивает независимость каждого пальца левой руки.

Будем учиться играть без участия правой руки. Выглядит легато так:

Бьем указательным пальцем по первой струне на первом ладу, как будто молоточком. У нас появляется некое звучание струны.
После легкого удара по струне не покидая ее, сдергиваем палец вниз, тем самым появляется дополнительный звук струны. Это и есть «легато».
Во время исполнения старайтесь следить за тем, чтобы громкость звука от удара был равен громкости звука от соскальзывания пальца со струны.

Потренировав указательный палец, оставляем его на первом ладу и переходим на средний, только уже на втором ладу. Тренируем его.
Переходим на безымянный палец. Добиваемся от него уверенного легато на третьем ладу. Указательный и средний при этом стоят на своих местах.

И замыкает всю цепочку безымянный палец на четвертом ладу. Его тренировка проходит посложнее.

В итоге делаем так:

Сначала ставим по очереди все пальцы с достаточной скоростью и с равным интервалом времени, каждый на свой лад, а затем в обратном порядке сдергиваем (также по очереди) все пальцы, тем самым извлекая легато.

Если вы достаточно усердно тренировали каждый палец, то упражнение не станет сложным.

Источник

Как играть легато. Добиваемся динамической точности

ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Как играть легато на гитаре. Добиваемся динамической ровности»

В этом уроке мы вновь обратимся к левой руке и обсудим вопрос: почему проседают по динамике ноты при игре легатных пассажей?

Условие динамической ровности справедливо для выполнения пассажей picking и пассажей легато. Естественно, динамика пассажей может быть плавающей. Но в любом случае она должна быть контролируемая. С этим у людей, начинающих играть на электрогитаре, возникают проблемы.

То есть человек пытается извлекать ноты левой рукой, а в легато именно левая рука является источником звукоизвлечения. При этом у него какие-то ноты тише или громче. Люди начинают бороться с этой проблемой разными способами. Кто-то пытается поставить струны пониже к грифу, чтобы было якобы проще их зажимать при игре легато. Кто-то увеличивает усилие нажатия. Начинают практически давить гриф. Можно выпустить целую брошюру по решению этой проблемы.

В этом уроке я расскажу про два параметра, которые влияют на динамическую ровность. Зная эти параметры, осознавая их физический принцип и смысл, я уверен, вы сможете более продуктивно выстроить свои занятия. У кого есть такая проблема при игре легато я уверен, что благодаря этим знаниям сможете ее решить.

Параметры, влияющие на звукоизвлечение:

1. Скорость, то есть насколько быстро летит палец при выполнении приема hammer-on.
2. Точность, или насколько точно прижимная поверхность падает на струну. Здесь точность является важнейшим фактором.
3. Pull off или срывы.
Как правильно делать pull-off, мы уже говорили на предыдущем уроке. Когда обсуждали, что такое псевдо-hammer и как с ним бороться. Напомню, что pull-off — это сдергивание струны. Мы не просто снимаем палец, а сдергиваем его немножко в направлении в низ. Естественно, пальцы делают небольшое сдергивающее движение. Это и есть pull-off. То есть мы сдергиваем струну в направлении вниз.

Параметры скорость и точность касаются приема hammer-on. Как показывает практика, проблема зачастую кроется именно в них. Давайте разбираться по порядку с каждым из этих параметров.

Скорость

Сразу напоминаю, что мы про скорость в похожем контексте говорили в видеоуроке о том, как играть импульсивно. Урок был посвящен импульсивности атаки правой руки.

Импульсивность — произведение массы на скорость. Мы сошлись на том, что масса у нас участвовала в атаке (масса предплечья и масса кисти). Эта масса встречалась со струнами и получался хлесткий звук.

Здесь мы будем говорить о том же самом, но в миниатюре. Что здесь является массой? Массой является палец, его фаланги, которые участвуют в выполнении приема hammer-on. Подчеркиваю, что именно масса фаланги, не масса кисти или предплечья. При игре легато работают только фаланги пальцев. Кисть и предплечье выполняют функцию транспортировки. Если просто пробежаться по грифу, видно, что работают только фаланги пальцев, а кисть их только переносит в нужное место на грифе. Поэтому массой мы здесь манипулировать не можем. Она здесь — константа. Мы можем манипулировать скоростью, и нужно сделать так, чтобы скорость была максимальной. Понятное дело, что необходимым условием является наличие замаха. Если у пальца нет замаха, то скорость он не наберет, ему некогда это делать. Он вдавится в гриф, и нормального звука не получится, звук просядет по динамике. Поэтому необходим замах.

В легато замах больше, чем при игре методом picking, поскольку в легато источником звукоизвлечения является левая рука. Тем более есть такой прием как pull-off. Делая его, пальцы уходят от струны во время сдергивания. Поэтому замах получается автоматический. И, как правило, с ним не возникает проблем. Остается вопрос, как добиться максимальной скорости, если есть замах.

Если расслабить левую руку, и резко дернуть пальцами, будет движение, как будто человек дернулся во сне, похожее на рефлекторное движение. На мой взгляд это самое быстрое движение, которое можно сделать фалангами пальцев. Движение выполняется в точке поворота пальцев. Движение в третьем суставе позволяет набрать максимальную скорость. Поэтому для получения необходимого звука палец нужно отгибать в этом суставе. Палец ударяет по грифу, а не жмет. Аналогию можно привести со стуком по столу. Вы можете слышать, как пальцы стучат по дереву. Это нормальное явление, но при этом нет никакого усилия и нажатия. Такое усилие для нас роли не играет. Оно будет минимальное. В действительности нужно набрать большую скорость за счет движения в суставе пальца.

Точность

Чем меньше площадь прижимной поверхности, тем меньше вероятность того, что мы на большой скорости попадем на струну гитары. Почему уменьшается площадь прижимной поверхности? Если пальцы немного скрючить, то у меня уменьшается площадь. И я не могу так попадать, как попадал раньше в более комфортном для меня положении. Конечно, это не значит, что делаем площадь максимальной. Если прижимать струну большей площадью пальца, то при извлечении hammer-on я буду делать двухструнное баре, а это ошибка. Поэтому прижимная поверхность должна быть соразмеренная.

Позиция пальцев левой руки

При игре пальцы занимают позицию расслабленной руки. Стоит учесть, что если уменьшить прижимную поверхность, то переносить палец я буду не только за счет третьего сустава, но и с использованием остальных его суставов. В таком случае его движение будет будет похоже на выпад, и процент попадания уменьшится в разы. Мало того, что площадь прижимной поверхности меньше, чем должна быть, так еще и сам палец трудно контролируемым образом будет приходить к струне. Вместо одного сустава будет работать три, и какой из них сработает больше или меньше не понятно. Проконтролировать это невозможно. Каждый раз он будет приходить в разные точки, из-за чего мы получим разные по динамике ноты. Где-то они нормальные, где-то проседают. Все зависит от того, каким образом вы шевелите пальцами. Я стараюсь шевелить только третьими суставами. Изначально выбираю такое положение руки, чтобы пальцы располагаясь в аппликатуре, имели максимально естественный вид. Я могу посмотреть и проконтролировать, каким образом они шевелятся. Я вижу, что они работают за счет третьих суставов.

Как видите, точность попадания пальцем по струне и скорость его движения тесно связаны. Отработать одно без другого не удастся. Связь заключается именно в этих суставах и механизме шевеления пальцами. Положите руку на стол в расслабленном положении и постучите пальцами. Обратите внимание, каким образом вы стучите и какие суставы задействуете. Поймайте это ощущение расслабления. При игре легато на гитаре ощущения похожи, и напряжения здесь больше становиться не должно.

Как видите, тема достаточно сложная, и не только для понимания. Сложна она тем, что ее трудно контролировать осознанно. Отслеживать мелкую моторику, наличие движения в одном суставе и отсутствие в другом, тяжело. Я предлагаю не мерить транспортиром углы при игре на гитаре или фотографировать форму своего пальца до или после извлечения hammer-on. Я предлагаю принять информацию к сведению и пользоваться ею через состояние расслабления. Ловите руку в расслабленном положении. Посмотрите на пальцы, попробуйте пошевелить, постучать по столу. Запомните ощущение и дальше при игре простейшего легатного упражнения на гитаре пытайтесь поймать эти ощущения. Дальше можно усложнить задание, добавив одну или две струны, пытаясь сохранить это ощущение. Я призываю заниматься не геометрией, а искать чувство расслабленности руки, как было описано выше.

Источник

Скоростная медиаторная техника >Техника легато в творчестве современных гитаристов

Сегодняшняя статья посвящена технике легато. Легато включает в себя хаммер-оны, пулл-оффы и слайды, которые позволяют делать переходы от ноты к ноте плавными. Многие гитаристы активно пользуются этой техникой. Аллан Холдсворт (Allan Holdsworth), Бретт Гарсед (Brett Garsed), Джо Сатриани (Joe Satriani), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и другие разработали собственные подходы к приему легато. Они часто играют быстрые и необычные последовательности нот без привязки к какому-либо конкретному ритму, что производит эффект игры «вне размера». Послушайте фразы с легато в классической композиции группы Ван Хален “Drop Dead Legs”.

Джо Сатриани и Ричи Котцен (Richie Kotzen) играют диатонические пассажи по схеме «три ноты на струну«, встраивая в них легато. Сатриани известен своими короткими легатными «взрывами», играя которые, он удерживает некоторые ноты. Несколько отличных примеров можно услышать в его композиции “Flying in a Blue Dream”. У Котцена очень сильная левая рука, и в дополнение к пассажам, основанным на гаммах, он пользуется техникой легато, чтобы играть фразы и арпеджио, выходящие за рамки той или иной тональности.

Но я считаю, что самым искусным гитаристом в плане техники легато можно назвать Бретта Гарседа. Он довел эту технику практически до совершенства. В комбинации с гибридным звукоизвлечением, легато в его исполнении дает очень плотное и жирное звучание. Такое мастерство требует большого опыта и многих лет тренировки. Посмотрите видеоролик к этой статье, где показан отрывок выступления Гарседа в 1986 году. Тогда ему было всего 23 года!

Постановка левой руки при игре легатной техникой

Для техники легато особенно важно положение левой руки на грифе . Расположите большой палец на задней стороне грифа, чуть ниже края. Не обхватывайте пальцем гриф, как если бы вы играли фразы в рамках пентатоники. Разведите в стороны рабочие пальцы левой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец), расположив их прямо над ладами. Извлекать ноты вы будете кончиками пальцев. Также важно, чтобы пальцы были как можно ближе к накладке грифа. Так вы сможете обеспечить большую степень контроля. Это значительно повысит эффективность левой руки. Кроме того, рука будет меньше уставать.

Движения правой руки при использовании легато

Но нельзя забывать и о правой (звукоизвлекающей) руке, ведь некоторые ноты в легатных пассажах все же извлекаются именно ей. Следите за тем, чтобы атака была мягкой. При жесткой атаке будет слышна разница между нотами, извлекаемыми легато, и нотами, извлекаемыми медиатором. Старайтесь, чтобы все они звучали одинаково. Скоординированная работа левой и правой рук имеет огромное значение для техники легато.

Глушение струн при легатной технике

Еще один важный момент — глушение открытых струн. Играя на верхних струнах, глушите свободные нижние струны ладонью (подушечкой ладони, расположенной под большим пальцем). Сдвигаясь в направлении нижних струн, постепенно передавайте функцию глушения указательному пальцу левой руки.

Теперь займемся практическими упражнениями. Они помогут вам развить технику легато, а также обогатят ваш арсенал интересных фраз в стилях разных гитаристов.

Упражнения на легатную технику

  • Упр. 1 — это основа, способствующая развитию выносливости и независимости пальцев. Оно построено на идее хаммер-онов и пулл-оффов. Первый палец располагается на пятом ладу.

  • Упр. 2 также необходимо для тренировки независимости пальцев. Это не самый простой пассаж, поэтому начинайте в медленном темпе. Попробуйте сыграть его по всем струнам.

  • Упр. 3 представляет собой восходящий и нисходящий пассаж секстолями. Повторяйте эту фразу несколько раз без перерыва для тренировки выносливости. Настоятельно рекомендую играть ее с метрономом. Вы быстро заметите эффект!

  • Цель Упр. 4 — научиться повторять одну и ту же фразу, сохраняя при этом ровное звучание и не выбиваясь из ритма. Восходящий пассаж играйте первым и вторым пальцами, а на нисходящем оставайтесь в той же позиции, но играйте четвертым и вторым пальцами. Это довольно сложно, но через какое-то время вы почувствуете, что ваши пальцы стали более независимыми и подвижными.

  • В Упр. 5 мы переходим к гаммам по схеме «три ноты на струну». Гаммы обычно играются именно по этой схеме, поэтому чтобы четко сыграть ритмический рисунок из шестнадцатых нот, потребуется тренировка. В восходящей части следите за тем, чтобы первый удар по каждой струне был даунстроком. В нисходящей части первую ноту на каждой струне можно играть «хаммер-оном из ниоткуда» — так называет этот прием Грэг Хоу (Greg Howe).

  • Упр. 6 также играется по схеме «три ноты на струну». Оно включает в себя две позиции G-дорийского лада (G-A-Bb-C-D-E-F). Здесь мы вновь встречаемся с секстольным ритмом и хаммер-онами из ниоткуда в нисходящей части.

Легатная техника в соло

  • Отработав основы, можете переходить к упражнениям, больше напоминающим фразы из настоящих соло. Упр. 7 можно услышать в исполнении Ричи Котцена. Фраза основана на нотах А-эолийского лада (A-B-C-D-E-F-G) и играется на третьей струне. Это самое настоящее испытание для левой руки!

  • Упр. 8 тоже взято из арсенала Котцена, но на этот раз мы работаем с Е-эолийским ладом (E-F#-G-A-B-C-D). Фраза начинается в восьмой позиции, сдвигается к пятой и завершается в третьей позиции с разрешением к открытой шестой струне.

  • Как вы могли заметить, просматривая видеоролики к этой статье, Джо Сатриани — настоящий мастер легато. Эта техника — неотъемлемая часть его уникального стиля. Упр. 9 очень напоминает отрывок из “Flying in a Blue Dream”. Здесь мы играем ноты С-лидийского лада (C-D-E-F#-G-A-B). Обратите внимание на быстрые последовательности нот, смены позиций и неожиданные задержки на некоторых нотах для большей выразительности.

  • Упр. 10 — фраза в стиле Джона Петруччи (John Petrucci), основанная на Е-эолийском ладу. Этот пассаж потребует от вас нескольких смен позиций. Он растянут практически по всему грифу.

  • Упр. 11 — комбинация арпеджио и пентатоники А минор. Обратите внимание на растяжки. На большой скорости эта фраза звучит очень здорово!

  • А теперь вернемся к Бретту Гарседу. Упр. 12 написано в его стиле. Мы играем ноты А-эолийского лада на двух верхних струнах. Это непростое упражнение, поэтому наберитесь терпения!

  • Упр. 13 — нечто среднее между стилями Гарседа и Хоу. Эта фраза включает игру по схеме «три ноты на струну», игру через струну и пентатонические ходы в Е миноре. Разбейте фразу на части и проработайте каждую в отдельности, постепенно повышая темп.

Если Вы нашли неточности в уроке или просто хотите дополнить, пишите в комментарии ниже.

На Вашем сайте я встречал уже много уроков про легато. Но они все отличаются, в зависимости от инструмента и стиля игры. Этот урок на легатную технику, пожалуй, самый интересный и полезный. Большое спасибо за подробное описание и табулатуры упражнений.

Источник

Оцените статью