Связное исполнение мелодий (Легато)
Ноты, объединенные лигой, надо играть связно, не отрывая руки от клавиши. Связное исполнение называется LEGATO (ЛЕГАТО).
Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. Вместе с тем кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. Полезно учиться этому навыку на упражнениях:
При исполнении двух звуков legato первый из них извлекается при плавном опускании руки и «погружении» пальца в клавишу, а второй — при небольшом подъеме кисти, уменьшающем вес руки и, следовательно, силу ее давления на клавишу. Такого же плавного движения надо добиваться и при игре нескольких слигованных звуков и целых фраз.
Послушайте
Послушайте
Маленький совет для исполнения legato. Как бы немного увеличивайте длительность нот. Еще звучит предыдущая нота (по-крайней мере, заканчивает звучать), а Вы уже нажимаете следующую ноту.
Продолжаем работу над звуком, соблюдая все динамические оттенки (громче-тише). Представьте, как «коровушка» идет домой, сытая, усталая, ноги заплетаются. шутка, конечно, но все равно мелодию исполняйте связно (legato). Напоминаю, что при ключе стоит си-бемоль, других знаков не наблюдается. Следим за осанкой и за аппликатурой.
Неполный такт в начале пьесы называется затактом. Желающие могут подробнее просмотреть этот материал в разделе «Теория музыки». Затакт вместе с последним тактом пьесы составляет полный такт (то есть в последнем такте до указанного при ключе размера не хватает именно столько длительностей, сколько находится в первом такте). Посмотрите внимательно на следующий музыкальный пример, и Вы увидите. Долго его не разглядывайте (чего на него любоваться!), а давайте разучим. Как обычно, обращаю Ваше внимание на ключевой знак (фа-диез). Ну, а про аппликатуру я на этот раз промолчу, надеюсь, что Вы это и так запомнили (да-да, за аппликатурой надо следить).
Послушаем
Пора понемногу начинать играть одновременно двумя руками. Если возникнут трудности (а это в общем-то бывает, и ничего страшного в этом нет), сыграйте сначала раздельно правой и левой рукой, а потом пробуйте соединять. Упражнение совсем легкое, должно получиться. Только просьба не забывать играть legato, соблюдать динимические оттенки.
Послушать
Возьму на себя смелость утверждать, что ни один начинающий музыкант не прошел мимо этой польки. Легкая приятная пьеска. Легко усваивается на слух. Рекомендую не просто разучить, а и пропеть названиями нот. Следите за левой рукой. Конечно, поначалу непривычно: все-таки приходится исполнять (вести) основную мелодию. Сначала послушайте. Правая рука выделяет слабую долю такта, поэтому прошу не переусердствовать.
Источник
Блокфлейта. Школа Игры.
На этом уроке я не даю новых нот. Нам предстоит закрепить уже пройденный материал и пополнить репертуар. Так же Вы познакомитесь с новым штрихом исполнения. Начнем с изучения нового для вас штриха – Legato (легато) связно. Для обозначения legato используется символ “скобка” называемый лигой. В нотном письме это выглядит так:
или так:
В первом случае залигованы ноты разной высоты, они исполняются без атаки языком (кроме первой в залигованной группе, об этом немного ниже). Второй случай, когда залигованы ноты одной высоты, в этом случае длительности залигованных нот складываются.
Ни когда не играется легато: первая нота произведения, первая нота начала музыкальной фразы, нота, идущая после паузы или после взятия дыхания. Эти ноты всегда играются с атакой языком.
Вот маленькое упражнение, которое поможет Вам освоить этот прием: Рассмотрим первый такт. Возьмите первую ноту с атакой, это «ля» первой октавы, затем просто откройте второе отверстие, не прерывая дыхания, что бы получилась нота «си» первой октавы. Обратите внимание, что язык в извлечении «си» не участвует. Извлекайте первую ноту каждого такта с атакой, вторую ноту играйте легато. Каждый такт повторяйте несколько раз, добиваясь чистой игры.
Теперь попробуйте сыграть еще одно упражнение. Первую ноту вы извлекаете как обычно, а последующие легато, только открывая или закрывая отверстия.
Послушайте
В этом упражнении с атакой играются только первые ноты каждого такта. Остальные ноты исполняются легато. Я акцентирую на этом внимание, потому, что Вы видите группу из четырех залигованных нот, но следует понимать, что первая нота в любой залигованной группе играется с атакой. Обратите внимание, знаки лиги могут располагаться как, под нотами так и над ними.
Вот ущу одно упражнение, которое поможет Вам овладеть этим исполнительским приемом. Очень полезны упражнения на основе гаммы:
Послушайте
Исполнение легато звуков, аппликатура которых отличается не сильно, обычно не вызывает трудностей. Другое дело если разница в аппликатуре значительна. Рассмотрим пример: После исполнения ноты «фа» или «ре» необходимо открыть целых пять отверстий, что бы взять «си». Ваши пальцы должны двигаться синхронно, иначе между «фа» и «си» появятся лишние паразитные звуки. Вот упражнения на игру интервалов легато.
Послушайте
Начало четвертого такта я пометил звездочкой. Такой знак используют пианисты, для обозначения того места, где нужно снять(отпустить) педаль. Я же пометил им четвертый такт для того, что бы рассказать Вам одну хитрость. У Вас интервал фа-си легато может не получаться чистым довольно долго. Для того они и упражнения, что бы нарабатывать навыки. Ну а если Вы разучиваете произведение и всё хорошо, но вот какой либо интервал легато чисто сыграть не получается. Играйте его нон легато. Конечно очень мягким языком, едва ощутимым. Скорее всего, этого ни кто не заметит. Но! Упражнения играйте честно и когда-нибудь он получится.
Теперь давайте вспомним материал прошлого урока — стаккато. Сыграем еще одно упражнение, и теперь будем чередовать стаккато и легато.
Послушайте
На прошлом уроке я дал совсем простую мелодию. Сделал я это специально, поскольку сложности с аппликатурой ноты «ми» второй октавы требуют много времени для ее освоения. Надеюсь, что Вы освоили этот звук и готовы использовать полученные навыки. На этом уроке я предлагаю Вам разучить очень известное произведение Л. Бетховена «Сурок».
Послушайте
На следующем уроке нота фа второй октавы. Игра под аккомпанемент.
Успехов.
Источник
Легато
Легато – это прием игры на гитаре, при котором звучание определенной ноты переходит в другой по высоте звук без использования правой руки. В нотной грамоте такой прием обозначается лигой или дугой, которая включает в себя несколько нот. При исполнении части произведения в стиле легато первый звук под лигой нужно извлекать как обычно правой рукой, а уже следующие звуки — пальцами левой руки. Чтобы лучше освоить легато, разберемся на наглядном примере.
Даны четыре ноты, все они могут быть сыграны на первой струне. Первая нота «ми» извлекается как обычно правой рукой на открытой. Следующая нота «фа-диез» (II лад), так как она идет после первой ноты под лигой, играется пальцем левой руки — в данном случае вторым. Чтобы правильно ее сыграть, средним пальцем необходимо быстро и точно прижать струну на втором ладу.
Для того чтобы звук получился более ярким, прижимать струну нужно во время звучания первой ноты. Представьте, что прибиваете струну к ладу, как гвоздь к стене. Движение должно быть предельно резким, а главное точным. Чем резче и сильнее вы прижмете струну к ладу, тем ярче и громче получится извлекаемый звук. Вы наверняка заметили, что в примере ноты охвачены не одной лигой, а двумя. Это значит что прием легато после ноты «фа-диез» нужно начинать заново, то есть первую ноту под второй дугой снова нужно извлекать как обычно – правой рукой, а следующую (соль на III ладу) уже пальцем левой руки (третьим).
В нотном примере чуть ниже под одной лигой теперь находятся все четыре ноты. Это значит, что извлечь правой рукой нужно только первую ноту «ми», а остальные необходимо извлекать уже левой. Все движения выполняются абсолютно также как и в предыдущем примере. Отличие состоит только в том, что вам придется использовать три пальца левой руки, чтобы извлечь звуки. Просто по очереди опускайте их на нужные лады первой струны, не забывая о быстроте и точности исполнения данного приема.
В данных до этого момента примерах все ноты шли от низкого к более высокому по высоте звуку. В таких случаях прием игры приобретает специальное название – восходящее легато. Если же звуки под лигой, наоборот, спускаются от высокого к более низкому, то название приема дополняется словом – нисходящее. Нисходящее легато имеет немного другую схему игры, поэтому разберем его на примере.
Первую ноту «соль» нужно извлечь правой рукой как обычно. Извлекается данная нота на первой струне, III ладу (прижимается лад вторым пальцем). Во время ее извлечения первый палец уже должен быть готов сыграть ноту «фа-диез», то есть во время звучания первой ноты он уже должен прижимать струну на втором ладу. После окончания длительности ноты «соль», необходимо резко снять второй палец с лада, то есть выполнить движение прямо-противоположное при восходящем легато.
При снятии постарайтесь поддеть или зацепить подушечкой пальца струну. Если совершите это движение довольно быстро и правильно, то услышите звучание ноты «фа-диез», так как прижимаете струну на втором ладу. Ноты под второй лигой играются точно также. В следующем примере нисходящим легато охвачены все четыре ноты.
Исполняется такое нисходящее легато также как и в предыдущем примере с двумя нотами. Правой рукой играется только первая нота, остальные извлекаются последовательным снятием пальцев левой руки со струны. Не забывайте предварительно ставить пальцы на нужные лады, чтобы в итоге прозвучала правильная нота.
При игре приемом легато всегда старайтесь выдерживать правильную длительность нот. Также помните, что все звуки под лигой должны быть примерно одинаковой громкости. Кроме отдельных звуков, данным приемом можно играть целые последовательности созвучных нот. При этом в нотной записи указывается лишь одна лига для всех нот созвучия, а не для каждой в отдельности. Попробуйте самостоятельно разобраться в следующем примере.
Источник
Легато пример с нотами
Данный приём исполнения подразумевает связное исполнение звуков (один звук как бы плавно «перетекает» в другой). Классическое обозначение легато — дуга: . Знак ставится либо над нотами (которые надо исполнить связно), либо — под нотами.
Легато
Рисунок 1. Пример обозначения легато
Дальше информация будет больше интересна музыкантам, играющим на струнных инструментах. В связи со спецификой инструмента, приём легато делят на четыре вида:
- Восходящее легато
- Нисходящее легато
- Смешанное легато
- Легато на разных струнах
Рассмотрим каждый вариант легато.
Восходящее легато
Это случай, когда каждый следующий звук, попадающий под действие знака легато, выше предыдущего:
Восходящее легато
Рисунок 2. Пример восходящего легато
Музыканты струнных инструментов исполняют данный приём следующим образом: правая рука извлекает только первый звук. Остальные звуки извлекает левая рука, с силой ударяя по струне пальцем. Если звуков несколько, то всё равно правая рука извлекает только первый звук, а остальные — левая рука. Гитаристы такой приём игры называют «Hammer On» и обозначают «H»
Нисходящее легато
Это случай, когда каждый следующий звук, попадающий под действие знака легато, ниже предыдущего:
Нисходящее легато
Рисунок 3. Пример нисходящего легато
Всё получается по аналогии с восходящим легато: музыканты струнных инструметов исполняют нисходящее легато так: правая рука опять извлекает только первый звук, а остальные звуки извлекает левая рука, с силой снимая пальцы со струны. Гитаристы такой приём игры называют «Pull Off» и обозначают «P».
Смешанное легато
Данный вид легато содержит в себе оба направления музыкального движения: восходящее и нисходящее. Иногда такой вид легато называют комбинированным.
Смешанное легато
Рисунок 4. Пример смешанного легато
Легато на разных струнах
В этом случае направление музыкального движения не важно. Правая рука извлекает первый звук, а остальные звуки извлекает левая рука, с силой опускаясь на другую струну.
Источник