- Легато на гитаре
- Обозначение приема легато
- Упражнения легато
- Песни под гитару Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
- Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
- Прием «легато». Упражнения.
- Скоростная медиаторная техника >Техника легато в творчестве современных гитаристов
- Постановка левой руки при игре легатной техникой
- Движения правой руки при использовании легато
- Глушение струн при легатной технике
- Упражнения на легатную технику
- Легатная техника в соло
- Как научиться играть на электрогитаре?
- Правильно настраиваем электрогитару
- Выбираем медиатор для игры на электрогитаре
- Работаем над ловкостью рук
- Учимся играть на электрогитаре ритмично
- Учимся играть при помощи программы Guitar Pro
- Памятка начинающему гитаристу
Легато на гитаре
Легато – это особый прием игры на музыкальных инструментах. При этом сыгранные ноты должны звучать связанно, как бы одной единой плавной фразой. Между ними не должно быть ни единой паузы. В нотной записи этот прием обозначается дугой (лигой). Лига изображается над теми нотами, которые нужно сыграть связанно. Ноты могут быть разной длительности.
Обозначение приема легато
Применительно для гитары термин легато также обозначает слитное звучание нот. Многие известные гитаристы используют этот прием для исполнения скоростных сольных партий. Здесь нужно отдельно отметить технику звукоизвлечения. Существуют несколько видов техники:
- Восходящее легато – ноты играются с повышением тона. У гитаристов этот прием более известен под названием hammer (хаммер).
- Низходящее легато – ноты играются с повышением тона. Для гитаристов более ходовым является термин pull (пул).
- Смешанное легато – совмещаются восходящие и низходящие пассажи.
О приемах легато на гитаре Вы можете подробнее прочитать в статье под названием «Хаммер и пул». Там мы довольно подробно разбирали эти приемы и показывали само звукоизвлечение. Я надеюсь Вам будет легко понять, как играть легато.
Теперь предлагаю Вам упражнения для развития техники легато. Внимательно посмотрите какие ноты залигованы, как их лучше сыграть. И дальше пробуйте сыграть, постепенно изменяйте скорость игры, добивайтесь чистого звучания.
Упражнения легато
Итак, легато в музыке – это важный элемент красивой, быстрой и эффектной игры на гитаре. Этот прием надо развивать и часто тренироваться для беглости и независимости пальцев. В итоге Вы сможете исполнять классные трюки на гитаре в стиле знаменитых гитаристов, ваши сольные партии будут яркими и запоминающимися.
Источник
Песни под гитару Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
Аккорды песен под гитару, видео
Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
Прием «легато». Упражнения.
Легато — плавный переход от одного звука к следующему.
Еще одно эффективное упражнение, которое очень хорошо развивает независимость каждого пальца левой руки.
Будем учиться играть без участия правой руки. Выглядит легато так:
Бьем указательным пальцем по первой струне на первом ладу, как будто молоточком. У нас появляется некое звучание струны.
После легкого удара по струне не покидая ее, сдергиваем палец вниз, тем самым появляется дополнительный звук струны. Это и есть «легато».
Во время исполнения старайтесь следить за тем, чтобы громкость звука от удара был равен громкости звука от соскальзывания пальца со струны.
Потренировав указательный палец, оставляем его на первом ладу и переходим на средний, только уже на втором ладу. Тренируем его.
Переходим на безымянный палец. Добиваемся от него уверенного легато на третьем ладу. Указательный и средний при этом стоят на своих местах.
И замыкает всю цепочку безымянный палец на четвертом ладу. Его тренировка проходит посложнее.
В итоге делаем так:
Сначала ставим по очереди все пальцы с достаточной скоростью и с равным интервалом времени, каждый на свой лад, а затем в обратном порядке сдергиваем (также по очереди) все пальцы, тем самым извлекая легато.
Если вы достаточно усердно тренировали каждый палец, то упражнение не станет сложным.
Источник
Скоростная медиаторная техника >Техника легато в творчестве современных гитаристов
Сегодняшняя статья посвящена технике легато. Легато включает в себя хаммер-оны, пулл-оффы и слайды, которые позволяют делать переходы от ноты к ноте плавными. Многие гитаристы активно пользуются этой техникой. Аллан Холдсворт (Allan Holdsworth), Бретт Гарсед (Brett Garsed), Джо Сатриани (Joe Satriani), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и другие разработали собственные подходы к приему легато. Они часто играют быстрые и необычные последовательности нот без привязки к какому-либо конкретному ритму, что производит эффект игры «вне размера». Послушайте фразы с легато в классической композиции группы Ван Хален “Drop Dead Legs”.
Джо Сатриани и Ричи Котцен (Richie Kotzen) играют диатонические пассажи по схеме «три ноты на струну«, встраивая в них легато. Сатриани известен своими короткими легатными «взрывами», играя которые, он удерживает некоторые ноты. Несколько отличных примеров можно услышать в его композиции “Flying in a Blue Dream”. У Котцена очень сильная левая рука, и в дополнение к пассажам, основанным на гаммах, он пользуется техникой легато, чтобы играть фразы и арпеджио, выходящие за рамки той или иной тональности.
Но я считаю, что самым искусным гитаристом в плане техники легато можно назвать Бретта Гарседа. Он довел эту технику практически до совершенства. В комбинации с гибридным звукоизвлечением, легато в его исполнении дает очень плотное и жирное звучание. Такое мастерство требует большого опыта и многих лет тренировки. Посмотрите видеоролик к этой статье, где показан отрывок выступления Гарседа в 1986 году. Тогда ему было всего 23 года!
Постановка левой руки при игре легатной техникой
Для техники легато особенно важно положение левой руки на грифе . Расположите большой палец на задней стороне грифа, чуть ниже края. Не обхватывайте пальцем гриф, как если бы вы играли фразы в рамках пентатоники. Разведите в стороны рабочие пальцы левой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец), расположив их прямо над ладами. Извлекать ноты вы будете кончиками пальцев. Также важно, чтобы пальцы были как можно ближе к накладке грифа. Так вы сможете обеспечить большую степень контроля. Это значительно повысит эффективность левой руки. Кроме того, рука будет меньше уставать.
Движения правой руки при использовании легато
Но нельзя забывать и о правой (звукоизвлекающей) руке, ведь некоторые ноты в легатных пассажах все же извлекаются именно ей. Следите за тем, чтобы атака была мягкой. При жесткой атаке будет слышна разница между нотами, извлекаемыми легато, и нотами, извлекаемыми медиатором. Старайтесь, чтобы все они звучали одинаково. Скоординированная работа левой и правой рук имеет огромное значение для техники легато.
Глушение струн при легатной технике
Еще один важный момент — глушение открытых струн. Играя на верхних струнах, глушите свободные нижние струны ладонью (подушечкой ладони, расположенной под большим пальцем). Сдвигаясь в направлении нижних струн, постепенно передавайте функцию глушения указательному пальцу левой руки.
Теперь займемся практическими упражнениями. Они помогут вам развить технику легато, а также обогатят ваш арсенал интересных фраз в стилях разных гитаристов.
Упражнения на легатную технику
- Упр. 1 — это основа, способствующая развитию выносливости и независимости пальцев. Оно построено на идее хаммер-онов и пулл-оффов. Первый палец располагается на пятом ладу.
- Упр. 2 также необходимо для тренировки независимости пальцев. Это не самый простой пассаж, поэтому начинайте в медленном темпе. Попробуйте сыграть его по всем струнам.
- Упр. 3 представляет собой восходящий и нисходящий пассаж секстолями. Повторяйте эту фразу несколько раз без перерыва для тренировки выносливости. Настоятельно рекомендую играть ее с метрономом. Вы быстро заметите эффект!
- Цель Упр. 4 — научиться повторять одну и ту же фразу, сохраняя при этом ровное звучание и не выбиваясь из ритма. Восходящий пассаж играйте первым и вторым пальцами, а на нисходящем оставайтесь в той же позиции, но играйте четвертым и вторым пальцами. Это довольно сложно, но через какое-то время вы почувствуете, что ваши пальцы стали более независимыми и подвижными.
- В Упр. 5 мы переходим к гаммам по схеме «три ноты на струну». Гаммы обычно играются именно по этой схеме, поэтому чтобы четко сыграть ритмический рисунок из шестнадцатых нот, потребуется тренировка. В восходящей части следите за тем, чтобы первый удар по каждой струне был даунстроком. В нисходящей части первую ноту на каждой струне можно играть «хаммер-оном из ниоткуда» — так называет этот прием Грэг Хоу (Greg Howe).
- Упр. 6 также играется по схеме «три ноты на струну». Оно включает в себя две позиции G-дорийского лада (G-A-Bb-C-D-E-F). Здесь мы вновь встречаемся с секстольным ритмом и хаммер-онами из ниоткуда в нисходящей части.
Легатная техника в соло
- Отработав основы, можете переходить к упражнениям, больше напоминающим фразы из настоящих соло. Упр. 7 можно услышать в исполнении Ричи Котцена. Фраза основана на нотах А-эолийского лада (A-B-C-D-E-F-G) и играется на третьей струне. Это самое настоящее испытание для левой руки!
- Упр. 8 тоже взято из арсенала Котцена, но на этот раз мы работаем с Е-эолийским ладом (E-F#-G-A-B-C-D). Фраза начинается в восьмой позиции, сдвигается к пятой и завершается в третьей позиции с разрешением к открытой шестой струне.
- Как вы могли заметить, просматривая видеоролики к этой статье, Джо Сатриани — настоящий мастер легато. Эта техника — неотъемлемая часть его уникального стиля. Упр. 9 очень напоминает отрывок из “Flying in a Blue Dream”. Здесь мы играем ноты С-лидийского лада (C-D-E-F#-G-A-B). Обратите внимание на быстрые последовательности нот, смены позиций и неожиданные задержки на некоторых нотах для большей выразительности.
- Упр. 10 — фраза в стиле Джона Петруччи (John Petrucci), основанная на Е-эолийском ладу. Этот пассаж потребует от вас нескольких смен позиций. Он растянут практически по всему грифу.
- Упр. 11 — комбинация арпеджио и пентатоники А минор. Обратите внимание на растяжки. На большой скорости эта фраза звучит очень здорово!
- А теперь вернемся к Бретту Гарседу. Упр. 12 написано в его стиле. Мы играем ноты А-эолийского лада на двух верхних струнах. Это непростое упражнение, поэтому наберитесь терпения!
- Упр. 13 — нечто среднее между стилями Гарседа и Хоу. Эта фраза включает игру по схеме «три ноты на струну», игру через струну и пентатонические ходы в Е миноре. Разбейте фразу на части и проработайте каждую в отдельности, постепенно повышая темп.
Если Вы нашли неточности в уроке или просто хотите дополнить, пишите в комментарии ниже.
На Вашем сайте я встречал уже много уроков про легато. Но они все отличаются, в зависимости от инструмента и стиля игры. Этот урок на легатную технику, пожалуй, самый интересный и полезный. Большое спасибо за подробное описание и табулатуры упражнений.
Источник
Как научиться играть на электрогитаре?
Чтобы научиться играть на электрогитаре, вам не обязательно брать частные уроки у опытных музыкантов или ходить в музыкальную школу. Освоить базовые навыки, необходимые для игры большинства композиций начального и среднего уровня сложности, можно даже в домашних условиях. Но необходимо понимать: для успешного обучения требуется упорство, желание и готовность ежедневно тратить по 1-2 часа (минимум) своего времени на репетиции, а если становится профи — то 3-5 часов/день, но мы так далеко заходить не будем. В данной статье мы рассмотрим наиболее значимые моменты, которым следует уделять максимум внимания в процессе обучения.
Правильно настраиваем электрогитару
В первую очередь после покупки электрогитары необходимо правильно ее настроить. Существует множество различных способов это сделать:
- Через компьютер. Если у вас уже имеется специальный кабель для подключения электрогитары к внешнему оборудованию, можно воспользоваться им для настройки инструмента через ПК. Для этого нужно заблаговременно установить на компьютер специальную программу-тюнер. Далее необходимо подключить инструмент к ПК через кабель. Поскольку гитарные кабели имеют два Jack-штекера на обоих концах, а микрофонный вход ПК рассчитан на подключение MiniJack-штекеров, вам потребуется специальный переходник. Приобрести его можно либо в магазине музыкальных инструментов, либо в магазине радиотехники.
- При помощи карманного тюнера. В магазинах музыкальных инструментов продаются небольшие карманные тюнеры, при помощи которых можно настраивать и акустические гитары, и электрические. Такие устройства очень удобны, поскольку ими можно пользоваться даже в «полевых» условиях — например, если вы в будущем будете брать электрогитару с портативным комбо-усилителем на пикники или вылазки на природу.
- При помощи специального приложения на смартфоне. Для смартфонов, работающих на базе ОС Android, Windows Mobile, iOS и др. разработано огромное количество приложений, предназначенный для настройки музыкальных инструментов. Одним из самых популярных является Guitar Tuner. Необходимо лишь установить приложение на свой смартфон, запустить его и поднести электрогитару поближе к гаджету. Извлеките звук из какой-либо струны — и приложение покажет, насколько извлеченная нота близка к «эталону».
Выбираем медиатор для игры на электрогитаре
Рекомендуется начинать обучение с освоения медиаторной техники звукоизвлечения, поскольку игра пальцами («перебор») на электрогитаре практикуется достаточно редко. Для начала вам нужно правильно подобрать медиатор по форме и толщине. Выбор этого приспособления — дело сугубо индивидуальное. Одни музыканты предпочитают играть тонкими медиаторами толщиной до 0.3-0.4 мм. Другим же удобнее использовать более толстые (до 0.8 мм). Главное — не покупайте металлические медиаторы, т.к. они быстро портят струны.
Существуют медиаторы с плоской и вогнутой поверхностью. Все они по-своему хороши. Плоские медиаторы лучше подходят для игры скоростных пассажей и комфортно лежат в руке. Но в жаркое время, когда пальцы потеют, такие медиаторы часто выскальзывают, поэтому их приходится крепче держать. Вогнутые медиаторы удобны тем, что не выскальзывают из вспотевших пальцев. Но, как правило, они толще, чем обыкновенные плоские изделия. Из-за большой толщины они могут показаться вам неудобными.
Про выбор метиатора и ввод в начало обучения игре на электрогитаре смотрите в этом видео, молодой человек довольно подробно все рассказывает и вы сразу станете на ступеньку выше:
Работаем над ловкостью рук
Новичкам рекомендуется практиковать базовое упражнение игры медиатором — гаммы. Они бывают разные — минорные, мажорные, хроматические, блюзовые и др. Начинать следует именно с хроматических. Простые и понятные схематические изображения этих и других гамм можно легко найти в интернете. Ваша задача — добиться плавности и непрерывности в своих движениях .
Не исключено, что гаммы покажутся вам скучными и неинтересными. Вам непременно захочется сыграть что-нибудь мелодичное, тяжелое. Но не стоит хвататься за всё сразу. Мастерство не придет к вам из ниоткуда — его можно обрести только путем долгих и упорных репетиций, регулярно отрабатывая гаммы.
Есть два основных способа звукоизвлечения медиатором — удары по струнам только вниз, а также переменный штрих, при котором медиатор поочередно задевает струны и снизу вверх, и сверху вниз. Вы должны отработать обе эти техники, играя гаммы каждым из двух способов. Звукоизвлечение ударами вниз рекомендуется использовать во время игры в медленном, размеренном темпе. После освоения переменного штриха вы сможете играть сольные композиции в более высоком темпе.
Учимся играть на электрогитаре ритмично
Поначалу следует играть гаммы и отрабатывать различные ритмические фигуры без метронома, стараясь извлекать звуки в одинаковом темпе. По мере совершенствования своих навыков начинайте использовать метроном, выставляя его сначала на небольшой темп (около 40-60 bpm). К примеру, при темпе 60 bpm метроном издает 60 звуков за минуту (то есть, удары звучат ежесекундно). В промежуток времени между двумя последовательными ударами вы должны «уложить» две ноты — то есть, сделать два звукоизвлечения за секунду. Постепенно увеличивайте темп — главное, чтобы вы не «выбивались» из ритма, заданного метрономом.
Важно: если вы хотите добиться желаемых результатов в игре на электрогитаре , необходимо уделять много времени упражнениям на ловкость рук и соблюдения ритма. Если у вас есть возможность играть в течение 3-х часов в день, то большую часть этого времени (хотя бы 2 часа) тратьте именно на упражнения, а остальное — на изучение музыкальных композиций. На этапе обучения для вас важно не разучить как можно больше мелодий, риффов и соло, а научиться правильно и технично играть. Пополнять свой репертуар новыми композициями нужно уже после того, как вы освоите базовые приемы игры и научитесь играть ритмично и ровно.
Учимся играть при помощи программы Guitar Pro
Для более простого и эффективного изучения музыкальных произведений на электрогитаре рекомендуется использовать специальную программу для ПК, которая называется Guitar Pro. Она идеально подходит для начинающих гитаристов по многим причинам:
- Во-первых, обыкновенные текстовые табулатуры не показывают длительность звучания нот, поэтому с ними сложно работать (приходится сначала внимательно прослушивать оригинал аудиозаписи, и затем воспроизводить ее на электрогитаре по текстовым табулатурам).
- Во-вторых, в программе можно задать удобный темп воспроизведения композиции. Например, если в оригинале песня играется в темпе 90 bpm, но вы еще не готовы играть ее с такой скоростью, можно скачать ее табулатуру в формате .gpx, открыть в Guitar Pro и задать темп 50-60 bpm, при котором вы сможете ровно, без рывков и «выпадения нот», сыграть всю композицию.
- В-третьих, если у вас есть желание увидеть сразу и нотную грамоту, можно в настройках программы включить отображение нот. Они будут показываться в отдельной строке, над табулатурой.
- В-четвертых, в программе Guitar Pro имеется встроенный метроном, что существенно облегчает процесс обучения. С ним вам будет намного проще соблюдать темп игры.
Памятка начинающему гитаристу
На начальных этапах обучения не следует увлекаться различными звуковыми эффектами, которые может выдавать электрогитара при подключении к комбо-усилителю, «педалям» и другим устройствам. Звук, искаженный эффектом «distortion» или его всевозможными вариациями, не позволит вам четко слышать звучание отдельных нот. Гораздо лучше, если вы будете обучаться, играя с «чистым» звучанием (режим «clean»), при котором струны электрогитары звучат так, как и при игре на обыкновенном акустическом инструменте. Это даст вам возможность с самого начала развивать музыкальный слух, что обязательно пригодится в будущем. Если же вы будете часто играть со включенным эффектом «distortion», вам будет сложнее распознавать отдельные ноты.
Кроме того, для достижения быстрого результата при обучении игре на электрогитере рекомендуется взять несколько уроков у опытного музыканта. Найти хорошего гитариста будет несложно. Например, вы можете посетить ближайший магазин музыкальных инструментов (в качестве продавцов там, как правило, работают весьма талантливые и опытные музыканты) и поинтересоваться, даёт ли продавец частные уроки. Он поможет вам освоить базовые навыки и приемы игры, изучить азы нотной грамоты и устранить типичные ошибки, которые допускают начинающие гитаристы на начальных этапах обучения.
Смотрите в нашем интернет-магазине:
Источник