Легкие джазовые этюды для фортепиано

Джаз на фортепиано: ноты

Джаз — музыкальный жанр, появившийся на рубеже 19 и 20 веков в США (Новый Орлеан). Он родился в результате объединения сельского и городского афроамериканского фольклора с европейской музыкальной традицией и представляет собой сочетание народной, художественной и развлекательной музыки.

Джаз характеризуется синкопированным ритмом, также с большой свободой интерпретации и аранжировки и склонностью к импровизации. Начальная стадия развития джаза связана с Новым Орлеаном, откуда приехал один из самых узнаваемых музыкантов этого жанра, который популяризировал джаз во всем мире: вокалист и трубач Луи Армстронг. Джазовая музыка из штата Миссисипи также важна для развития джаза.

В принципе можно выделить несколько основных стилистических периодов в истории джаза, в том числе: Чикагский джаз, диксиленд, свинг, крутой джаз и свободный джаз.

Джаз — это идеальная музыка для людей, которые чувствуют себя настоящими артистами и любят свободно интерпретировать многие песни.

В этом разделе собраны популярные джазовые пьесы, этюды и другие произведения для фортепиано, скачать которые можно бесплатно.

Источник

Джазовые этюды, пьесы для фортепиано

Нотные сборники для фортепиано


Николай Капустин
Даниил Крамер
Джазовые этюды для фортепиано

«Советский композитор», 1987г.
номер с7814к

НИКОЛАЙ КАПУСТИН. ВОСЕМЬ КОНЦЕРТНЫХ ЭТЮДОВ:
1. Прелюдия
2. Мечта
3. Токкатина
4. Воспоминание
5. Шутка
6. Пастораль
7. Интермеццо
8. Финал
ДАНИИЛ КРАМЕР. ШЕСТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЭТЮДОВ:
1. Автострада
2. Вдохновение
3. Этюд-юмореска («Чертик»)
4. Стремление
5. Весеннее настроение
6. Движение

Скачать ноты


И. Гурник
Джаз-пикколо

легкие пьесы для фортепиано
«Музична Украiна», 1987г.
(pdf 10 Мб)


Ирина Бойко
Джазовые акварели

для фортепиано
редакция Э. Бабасяна
«Музыка», 2001г.
(pdf 1.26 Мб)

Предисловие автора
«Джазовые акварели»— сборник фортепианных пьес для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных студий и школ искусств. Этот материал возник в процессе педагогической практики автора.
Пьесы разнообразны как в стилистическом, так и в характеристическом отношении. Сборник состоит из 23 пьес разной трудности. Условно их можно разделить на три группы.
В первую группу входят пьесы с № 1 по № 10. Эти пьесы вырабатывают у начинающих пианистов первоначальные навыки джазового исполнительства. Первые три пьесы можно исполнять достаточно свободно, с чувством свинга (с раскачкой; с полетностью). Однако это вовсе не означает, что нужно отойти от основной метрической канвы, лежащей в основе любого джазового произведения. Можно лишь ритмически «раскрасить » музыкальную ткань путем предвосхищения, опережения тактовых долей либо, наоборот, путем запаздывания, «оттяжки». В джазе подобный прием получил название «off-beat», («оф-бит «, то есть — буквально — «мимо доли » «не в долю «) ; это один из важнейших признаков свинга. С описанным приемом тесно связаны встречающиеся в сборнике артикуляционные обозначения: > (акцент) и _ (tenuto). Если не предполагаются характерные для свинга ритмические отступления от записи, то рядом с темповым обозначением дается указание (в пьесе «Шаг за шагом»). Следует обратить внимание на специфическое туше, применяемое джазовыми пианистами; его можно назвать «неполным legato» (или quasi legato — «как бы legato » «почти legato «).

Вторую группу составляют пьесы с № 11 по М 15. Они отличаются ориентацией на мелодико-ритмические интонации джаз-рока, музыки кантри и другие интонации фольклорного происхождения.
Третья группа пьес (начиная с № 16) рассчитана на более подвинутых учащихся.
Трехдольность в джазе — с 50-х годов XX века — занимает достаточно прочные позиции. Не случайно в настоящий сборник вошли три вальса (№ 16, № 19, № 22).
Произведение известного американского композитора Джорджа Гершвина «Summertime» («Летняя пора»— Колыбельная из оперы «Порги и Бесс») интерпретировано автором сборника для старшеклассников.
Пьесы № 20, № 21, № 23 требуют определенной технической подготовки. Они примыкают к жанрам буги-вуги (№ 21), рэгтайма (№ 23), современной джазовой баллады (N2 20).
Сборник дает некоторое представление о специфике джазового исполнительства и о стилях джазовой музыки. Сходные задачи (правда, в основном с расчетом на более высокий уровень подвинутости) ставит получивший широкую известность «Джазовый альбом» И. Якушенко.

Скачать ноты


Джазовые нотки

импровизации и пьесы для фортепиано
составление и обработка Л. Кочетова
«Арт -alliance», 1997г.
(pdf 14.2 Мб)

Сборник «Джазовые нотки» включает 7 мелодий, импровизаций и упражнений для начинающих пианистов. Простые джазовые пьесы, обработки известных произведений могут стать предметом изучения в ДМШ на уроках импровизации и композиции, а также на уроках общего фортепиано в средних и высших музыкальных заведениях.

1. Импровизация на тему М.Красева «Ёлочка»
2. Д.Мехиган, Minor scene
3. Импровизация на тему Г. Фиртича «Песня капитана Врунгеля»
4. Регтайм из коллекции Брейнарда
5. Л.Кочетов, Джазовые нотки
6. Импровизация на тему М.Иорданского «У дороги чибис»
7. Упражнение-импровизация

Скачать ноты

Источник

Джазовые этюды – хрестоматия пианиста

Юные пианисты, прежде чем войти в мир большой музыки, учатся виртуозной игре в стиле «би-боп», «соул», «свинг» с помощью джазовых этюдов. И часто именно с их помощью мы наблюдаем, как на сцене появляется новое поколение джаза

Джазовые нотки этюда говорят со слушателями на особом языке – языке непростой ритмики, гармонических сочинений лучших джазовых исполнителей. Джазовые этюды – первый шаг на пути постижения джазовой импровизации. Легкие этюдные гармонии использовали такие великолепные музыканты, как Милан Дворжак, Оскар Питерсон, Боб Минцер и другие.

Юные пианисты, прежде чем войти в мир большой музыки, учатся виртуозной игре в стиле «би-боп», «соул», «свинг» с помощью джазовых этюдов.

И часто именно с их помощью мы наблюдаем, как на сцене появляется новое поколение джаза.

Джазовые этюды

Усовершенствование техники исполнения

Ах, эти чудные уроки джаза! Часто мы думаем, что этюды созданы всего лишь для того, чтобы усовершенствовать технику исполнителя, помочь развить слух. Но ведь в них есть особая прелесть, которую ценители просто не замечают.

Джазовые этюды насыщены богатством идей, неповторимыми фантазиями композиторов, красотой мелодики и гармонии, а также простотой запоминания, что, позволяет экспериментировать, обогащать свой мелодический потенциал.

Милан Дворжак – «Джазовые фортепианные этюды»

Этюд – это смешение особых мелодических «фраз», из которых создается единая картина. Такой прием помогает запоминать сотни ритмических оборотов.

Джазовые этюды обогащают мелодический потенциал

Нельзя не отметить одного из выдающихся чешских композиторов XX века Милана Дворжака, издавшего знаменитый двухтомник «Джазовых фортепианных этюдов». Педагог и прекрасный композитор сочетает легкость ритмики и темпа с характерной энергичностью исполнения в джазовой манере. Элегантность и практичность пьес Дворжака составляют основу для начинающих в джазовой грамоте.

Оскар Питерсон – «Джазовые этюды и пьесы для фортепиано»

Этюд – это смешение особых мелодических «фраз», из которых создается единая картина.

Многозвучная гармоничность джазовой музыки Оскара Питерсона навевает на мысль, что великий пианист специально постарался создать «лестницу учения» композиций для юных учеников мира музыки. Его сборник «Джазовые этюды и пьесы для фортепиано» имеет особый подход к азам классического воспитания музыкантов.

Насыщенная импровизация канадского пианиста отличается ненавязчивостью с толикой драйва и звучностью. Рояль заполняется сочностью ярких сольных пассажей Питерсона, и этюды говорят слушателю о великолепной технике исполнителя.

Даниил Крамер – «14 джазовых этюдов»

Джаз нужно не только слушать, но и слышать. Чувственность, которую впитывают в себя композиции Даниила Крамера в сборнике «14 джазовых этюдов», позволяет исполнителю воспроизвести эпоху «блюзового» времени.

Прекрасный сборник для пополнения музыкальной шкатулки пианиста, отходящий от повседневной джазовой музыки.

Наш современник Крамер расширил ремесленное мастерство джазовых этюдов и показал разноликость мелодики, ритмической структуры пьес. Каждый студент найдет благодаря композиторской находке неповторимые ритмические движения исполнителя, которые дают большую свободу для импровизаций, и глубину хрестоматии джаза.

Джаз нужно не только слушать, но и слышать

Зачем нужно играть этюды

Можно долго спорить, являются ли этюды элементом познания начинающих или же они будут полезны и настоящим виртуозам, но мы придерживаемся того факта, что пьесы развивают как и технику исполнителя, так и являются интересными для совершенствования техники профессионалов, причем, в особенности это касается расширения ценного репертуара музыканта.

Дэйв Брубек

Безумно популярный и интересный музыкант Дэйв Брубек, внесший неоценимый вклад в джазовую музыку. Брубек уделял внимание ритмическим рисункам, экзотическим размерам композиций с традиционными стилями джаза, что сделало его пьесы невероятными.

В 1959 году он записал композицию Take Five в размере 5/4, и это была удачная запись пластинки инструментальной джазовой пьесы. Масса этюдов и пьес джазмена сейчас превосходно показывает неповторимую индивидуальность стилей пианиста.

Джазовые этюды всегда вдохновляют как начинающих джазистов, так и мастеров этого ремесла на создание шедевров мирового уровня.

Источник

Методическая разработка М. Дворжак «24 джазовых этюда»

В статье рассматривается сборник М. Дворжака «24 джазовых этюда», подробно описываются их стилевые принадлежности, особенности исполнения и работы над ними.

Скачать:

Вложение Размер
dvorzhak.docx 23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Милан Дворжак. 24 элегантных этюда. Методические рекомендации по исполнению фортепианных джазовых этюдов М. Дворжака.

В последнее время педагогический репертуар для ДМШ стал гораздо обширнее, разнообразнее, и педагоги все чаще используют в работе произведения, написанные в джазовом стиле. Самые распространенные фортепианные джазовые стили: страйд-пиано, рэгтайм, блюз, а так же буги-вуги.

На протяжении всей истории джаза фортепиано играло существенную роль в эволюции направлений, а пианисты становились инициаторами обновления стилей, открывателями новых путей.

Практически каждый педагог практик, используя в своей работе репертуар джазового направления, сталкивался с произведениями чешского композитора Милана Дворжака. Композитор, пианист, педагог, Милан Дворжак родился в декабре 1934 года в городе Простеёв, на востоке Чехии. С 1944 по 1952 год посещал местную музыкальную школу имени Леоша Яначека, где обучался игре на фортепиано, и показывал блестящий результат. Но, несмотря на это, по окончании школы, он поступил на электротехнический факультет Чешского Гос. Университета, который закончил в 1958году. Однако, после окончания университета он предпочел устраиваться пианистом в различные музыкальные коллективы, например, такие, как Пражский театральный оркестр, потом присоединился к популярному оркестру «Семафор», впоследствии став его руководителем. Работал Дворжак и на Чешском телевидении и радио, где был музыкальным редактором. А с 1993 года он работал в Пражской консерватории им. Ярослава Ежека преподавателем по классу композиции. Дворжак написал музыку к десяткам кинофильмам, театральным постановкам, является автором мюзиклов, а также, его перу принадлежат несколько педагогических трудов, среди которых 2х томник фортепианных этюдов. Многолетняя педагогическая практика показывает, что проблема дефицита учебных пособий и нотной литературы остается актуальной и сегодня. За те двадцать лет, что прошли с момента открытия в нашей стране эстрадно-джазовых отделений — сначала в училищах, а затем и в институтах и музыкальных школах — положение несколько изменилось к лучшему — стали издаваться пособия, книги, ноты, появились пластинки, кассеты, компакт-диски джазовой музыки. Но проблема осталась. Это особенно заметно в области джазовой музыкальной литературы для различных инструментов, в том числе и для фортепиано. Если в классической музыке существует огромное количество этюдов различных авторов, то джаз может похвастаться лишь этюдами Н. Капустина (высшей трудности), Шмитца и сборником О. Питерсона и Д. Крамера. Говоря о Милане Дворжаке, нельзя не сказать о его фортепианном творчестве, в частности об этюдах, которые пользуются неизменной популярностью у пианистов. Несмотря на то, что в России сборники никогда не издавались, первое издание этюдов было в Чехословакии, затем тем в 80х годах они были выпущены издательством «Музычна Украина» в Киеве, так вот, несмотря на малое количество изданий, они очень востребованны в фортепианной музыкальной педагогике. Педагог и прекрасный композитор сочетает легкость ритмики и темпа с характерной энергичностью исполнения в джазовой манере. Элегантность и практичность пьес Дворжака составляют основу для начинающих в джазовой грамоте. Многозвучная гармоничность джазовых этюдов навевает на мысль, что великий пианист специально постарался создать «лестницу учения» композиций для юных учеников мира музыки. Фортепианные этюды — прекрасный сборник для пополнения музыкальной шкатулки пианиста. Джазовые этюды — жанр популярный и настолько же необходимый для обучения основам джаза, насколько без инструктивных этюдов невозможно представить обучение инструменталиста в области классической музыки.

Далее будут даны практические рекомендации по исполнению некоторых этюдов, наиболее популярных, и часто включаемых в репертуар учащихся.

Предлагаемые этюды М. Дворжака постепенно вводят юных пианистов в мир джазовой ритмики, мелодики и гармонии. Более сорока этюдов (2 части) представляют из себя произведения в рамках стилей «свинг», «би-боп» и «соул». Остальные этюды большей частью написаны в форме блюза, регтайма. В каждом этюде преследуются определенные цели, которые изложены в двух словах перед этюдом. В некоторых этюдах присутствуют элементарные полифонические приемы, например: неточная имитация, более развитая партия левой руки. В этюдах представлены различные виды ритмики: свинговая триольность, ритм «четверть с точкой». 8/8, различные виды синкоп, несложные полиритмические сочетания.
Кроме чисто технических задач, присутствующих в каждом из этюдов, они могут послужить и в качестве материала для гармоническою анализа.
Этюды адресованы учащимся детских музыкальных школ (эстрадно-джазовые отделения).
Джазовые этюды написаны Дворжаком по простой и понятной традиционной причине — сам автор был преподаватель, и эти этюды требовались его ученикам. На этих несложных, но дающих начинающему исполнителю основы джазовой гармонии и ритмики этюдах учились и учатся многие будущие джазмены, импровизаторы и просто любители джазовой музыки. Сборники состоят из элегантных (это определение им дал сам автор) этюдов в джазовом стиле, и предназначены для учащихся средних и старших классов музыкальной школы, и для учащихся музыкальных училищ. Но прежде необходимо пояснить значение некоторых специфических понятий, присущих джазовой музыке, и которые будут встречаться далее, в рекомендациях. Таких, как – синкопа и свинг.

Синкопа – это смещение акцента с сильной доли на слабую. Свинг (англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.

Так же, необходимо отметить, что итальянские обозначения, принятые в классической музыке, в джазе встречаются крайне редко, также как и метрономические указания.

Вместо них введены английские: fast — быстро, medium — умеренно, slow — медленно, double time— в два раза быстрее, half time —в два раза медленнее. Все этюды, находящиеся в двух тетрадях, можно поделить по принадлежности к основным стилям джаза.

Необходимо отметить некоторые особенности автора применительно к этим этюдам. Во — первых, Дворжак указывает достаточно спокойные темпы, доступные для исполнения этюдов учащимися разного уровня подготовки. Во — вторых, он не дает точное определение джазовых стилей для свох композиций, и все этюды написаны лишь с некоторыми элементами, характерными для определенных джазовых стилей.

В стиле «Буги вуги» написано большее количество этюдов, такие, как №1,2,8,11,12,21 из первой тетради. И этюды 2,4,7,11,15 из второй тетради. Надо сказать, что буги-вуги – фортепианный стиль, отличительной особенностью которой являются характерные покачивания в левой руке на басах главных трезвучий, чередуя то квинту, то сексту , чередуя тонику и доминанту, доминанту и субдоминанту . Классический блюз. Период расцвета относиться к 1925 — 1935 годам. К этому времени окончательно определились важнейшие характерные особенности блюза как самостоятельного художественного явления: классическая 12-тактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики, система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный и инструментальный блюз; лирический и драматический, хот и свинг-блюз). Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих стилей и направлений традиционного джаза, например таких, как новоорлеанский стиль, баррел-хаус, буги-вуги и другие.

Всем этюдам, написанным в стиле «Буги вуги» характерен подвижный темп, остинатное звучание аккомпанемента. К особенностям этюдов, написанных в данном стиле, можно отнести обилие синкоп, пунктирного ритма, акцентов на слабую долю. Эти этюды не стоит играть примитивно, простым текстом, здесь можно позволить с большей свободой обыграть все неровности. И мелодия, и аккомпанемент предполагают хорошую артикуляцию, чуткое ощущение клавиатуры.

В Блюзовом стиле написаны следующие этюды: №№ 19,22,23 (первая тетрадь) и №1, 3,9 из второй. Они написаны в спокойных темпах (slow), но в данном случае, играть их слишком медленно, было бы ошибкой. Здесь необходимо придать исполнению движение, при этом с оттяжкой каждой доли. Манера исполнения данной джазовой композиции должна отличаться легкостью и изяществом. В гармоническом плане эти этюды отличают blue notes , т.е. наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию.

В стиле Регтайм (рваный ритм) написаны этюды №№4,6,7,9, (первая тетрадь) и этюды 12 и 14 из второй. Регтайм как музыкальное направление сложился окончательно в начале XX века. Данный стиль популярен был совсем недолгое время – немногим более двадцати лет (в период с 1900 по 1918 год), но стал основой для музыкальных направлений, которые существуют и по сегодняшний день в джазовой музыке. Именно от регтайма импровизации позаимствовали разнородный ритм, некую «разорванность», «обрывочность» мелодий. Его играют исключительно на фортепиано, но ранее не исключены были и оркестровые трактовки. Из всего разнообразия музыкальных инструментов именно пианино стало источником этого музыкального направления. Однако эта игра была далека от традиционных романтических мелодий, она была построена на иных принципах. Регтайм – это жесткое фортепианное звучание. Он отличается особыми ритмическими акцентами, быстрым темпом. В аккомпанементе этюдов выражен бас, но при этом можно услышать характерную гармонию. Эти композиции обычно играются в быстром темпе и аккорды в них меняются каждые пол такта. Именно это обычно и представляет определенную трудность в обыгрывании. Поэтому полезно послушать все эти линии в медленном темпе, так как можно отчётливо услышать переходы от одного аккорда к другому, от одного оборота к следующему.

Можно долго спорить, являются ли фортепианные этюды Дворжака элементом познания начинающих или же они будут полезны и настоящим виртуозам, но мы придерживаемся того факта, что пьесы развивают как и технику исполнителя, так и являются интересными для совершенствования техники профессионалов, причем, в особенности это касается расширения ценного репертуара музыканта. Джазовые этюды всегда вдохновляют как начинающих джазистов, так и мастеров этого ремесла на создание шедевров мирового уровня.

Источник

Оцените статью