Легкие ноты для губной гармошки

Легкие ноты для губной гармошки

Одиночные ноты на губной гармошке

В этой статье (ниже) вы найдёте все необходимые материалы для того, чтобы научиться играть на губной гармошке: с детальными аудио примерами, заданиями и упражнениями.


Как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:
  • Правильное звукоизвлечение (три правила хорошего звука: мышцы, камера, дыхание)
  • Округлое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
  • Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной (как при выдувании и всасывании воздуха)

Критические ошибки при обучении игре одиночными нотами:
  • Отверстие губ не округлое а продолговатое.
  • Мышцы лица и, в особенности, губы чересчур напряжены.
  • Выдувание и всасывание воздуха вместо правильного дыхания.
Совет!

Если у Вас до сих пор не выходит играть одиночными нотами, попробуйте немного наклонить губную гармонику вверх. Каким-то чудесным образом многим студентам этот совет помогает.

Упражнения

Упражнение 1.

Научиться играть одиночными нотами так, чтобы не задевать соседние отверстия, а также плавно передвигаться с одного отверстия к другому, не отводя губную гармошку от губ.

Задание:

Играть одиночными нотами на указанных отверстиях:

Гамма «до мажор»: +4-4+5-5+6-6-7+7

Упражнение 2.

Научиться применять 3 фундаментальных правила красивого звука в контексте игры именно одиночными нотами и играть максимально красиво и нежно каждую ноту «от тихого к среднему» звуку.

Задание:

Играть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 , используя 3 правила качественного звука и выводя каждую ноту «от тихого к среднему».

Упражнение 3.

Сфокусироваться на мелодии, но при этом стараться каждую ноту сыграть идеально «чисто», без задевания соседних отверстий.

Задание:

Сыграть одну или несколько мелодий из списка (ниже), играя очень медленно (в 2, а то и в 3 раза медленнее, чем аудио пример).

Упражнение 4.

начать применять 3 базовых правила красивого звука в контексте игры выученной Вами мелодии.

Задание:

Играть выученную вами мелодию очень медленно длинными нотами, каждую ноту выводя от тихого к громкому, фокусируя внимание на правильном выполнении трёх базовых правил.

Мелодии

Маленькой ёлочке холодно зимой

+6 +5 +5 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4
-6 +7 -6 +6 +5 +5
+6 -5 +5 -4 +4

Жили у бабуси (Гуси)

-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 +5 -4 +4 +6 +6
-5 -6 -6 -5 +5 +6 +6 +5
-4 -5 +5 -4 +4 +4

Ода к Радости (9 симфония Бетховена)

+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 +5 -4 -4

+5 +5 -5 +6 +6 -5 +5 -4 +4 +4 -4 +5 -4 +4 +4

Горіла сосна, палала

+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4
+5 +5 -5 +6 +5 +6 -5 +5
-4 -4 +5 -5 -4- 5 +5 -4
+4 +4 -4 +5 +5 -4 -4 +4

Миленький ты мой

+6 +5 -5 +5 -4 +4
-6 -6 -5 +4 -6 -6 +6
-6 -5 +4 -6 -6 +6
+5 -4 +5 -5 -3 +4

Подробное описание

Начать играть одиночными нотами на губной гармошке, не задевая соседние отверстия – это первый серьезный вызов для любого начинающего гармониста. Поверьте – любой среднестатистический человек без подготовки может овладеть игрой одиночными нотами, в среднем, за неделю. Причем, скорее всего, начнет получаться сразу, а за неделю можно этот навык довести до стабильности. Критерием хорошего результата будет сыгранная вами простенькая мелодия на губной гармонике от начала и до конца без задевания соседних нот.

У кого обычно не получается? У тех, кто не занимается. А у тех, кто занимается – получается всегда! Нет навыков, которым нельзя научиться, есть ленивые исполнители!

В будущем вы будете достаточно глубоко держать губную гармонику во рту и играть одиночными нотами. Вы научитесь управлять потоком воздуха так, что во рту будет несколько отверстий (2 или даже 3), а звучать будет только то, которое вы задумали. Не верите? Проверьте на себе – овладейте этим инструментом! Но убедиться вы сможете в этом немного позже, а начинать надо с малого. И мы вам в этом поможем.

Возможно, вы встречали информацию на других интернет-ресурсах, что есть несколько способов игры одиночными нотами на губной гармошке:

1) Свисток (блокировка губами)
2) Блокировка языком
3) U-блок

Ни в коем случае вам не нужно учиться играть на губной гармонике с помощью «техники» (если ее можно так вообще назвать) U-блок – это когда язык нужно сворачивать в трубочку. Сразу забудьте об этом способе, хоть некоторым он может показаться действительно очень простым. Играя таким образом, ваш язык будет постоянно занят, а он вам понадобится для приобретения всех последующих необходимых навыков игры на губной гармошке, в том числе для того, чтобы научиться играть бенды на губной гармонике.

Метод блокировки языком – очень хорошая техника игры на гармонике, но она вам будет нужна немного позже.

Сейчас вам необходимо научиться самому обычному, базовому способу игры на губной гармошке – блокировке губами, или как его еще называют «свисток».

Свистеть умеете? Не громко, и без двух пальцев во рту, а обычным свистом, когда губы «трубочкой»? Так еще свистит вокалист группы Scorpions в своей известной композиции Wind of change (Ветер перемен). Кстати, наверняка вы и сами начали замечать, что с губной гармошкой ваша жизнь уже начала меняться в сторону «интересней».

Заметьте, что когда вы свистите именно таким свистом, губы формируют небольшое круглое отверстие, хоть сами губы не напряжены и мягкие, более того все мимические мышцы тоже расслаблены. Именно эти 3 основные фактора нам надо перенести в контекст игры одиночными нотами на губной гармонике.

Итак, три правила, как научиться играть на губной гармошке одиночными нотами:

  • Правильное звукоизвлечение (3 фундаментальных правила красивого звучания)
  • Оруглое отверстие, сформированное губами, в противоположность продолговатому.
  • Формирование расслабленной и направленной воздушной струи (как при проговаривании буквы «О»), в противоположность сильной и рассеянной, как при выдувании и всасывании воздуха («всасывать» – это не о нас и, надеемся, не о вас)

Начните с четвертого отверстия. Прежде всего, следует запомнить правильное звучание чистой одиночной ноты, которую вы собираетесь извлечь на губной гармошке. (Если вы подписались на бесплатную рассылку, то получили детальные аудио примеры для каждого отверстия и задания для развития одиночных нот на губной гармошке) Для этого вы можете закрыть указательными пальцами обеих рук все лишние отверстия, кроме того, над которым будете работать. Затем мягко подышите на вдох и на выдох через оставшуюся дырку, привыкая к необходимому звуку. Только после этого переходите к попыткам извлечь одиночную ноту на губной гармошке уже без помощи пальцев. Старайтесь найти чистый звук при игре, как на вдох, так и на выдох. Не переходите к другим отверстиям до тех пор пока не найдете чистый звук одиночной ноты на четвертом отверстии губной гармошки.

Будьте терпеливы. Если у вас всё же не получается, подойдите к зеркалу, проверьте не опущена ли гармошка во время игры и попробуйте опять извлечь одиночную ноту, скажем, на выдох. После этого заберите губную гармошку от губ, сохраняя положение самих губ и убедитесь, что губы формируют круглое отверстие. Скорее всего, именно тут вы делали ошибку, а ваши губы формируют продолговатое отверстие. Перед зеркалом сделайте еще раз форму губ как при свисте (с небольшой круглой дырочкой) и пробуйте опять найти одиночную ноту на четвертом отверстии губной гармошки. Должно получиться. Если все же не получается – попробуйте немного приподнять губную гармошку и слегка направить ее вверх. Это не запрещено. Только следите, чтобы нижняя губа не перекрывала само отверстие.

Когда у вас все получится с четвертым отверстием — переходите на пятое отверстие губной гармошки. После отработки одиночных нот на пятой дырке, мы рекомендуем сразу же отработать сам переход с четвертого отверстия на пятое. Для этого используйте схему обычной гаммы «до мажор» (если у вас губная гармошка в тональности «до мажор»).

Название всех нот этой гаммы вы наверняка знаете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. А на губной гармошке она играется так: +4-4+5-5+6-6-7+7, где «+» означает выдох, а «-» — вдох. Ниже мы представим пример возможного порядка отработки одиночных нот на губной гармошке.

Начинайте отрабатывать одиночные ноты с четвертого отверстия, добавляя по одной дополнительной дырке. Не спешите, этот навык следует отрабатывать очень медленно (кто спешит – соседей насмешит). Ноты должны быть протяжными, а не короткими, чтобы вы могли во время игры каждой отдельной ноты исправиться, даже если услышите, что зацепили соседнее отверстие.

Ваш порядок отработки одиночных нот на гамме может выглядеть так:

1) +4-4 и в обратном порядке (-4+4). Если отработали и всё хорошо звучит — переходите к следующему пункту.
2) +4-4+5-5, -5+5-4+4
3) +4-4+5-5+6-6, -6+6-5+5-4+4
4) +4-4+5-5+6-6-7+7, +7-7-6+6-5+5-4+4.

Вот вы и сыграли гамму «до мажор» на губной гармонике.

В районе шестого и седьмого отверстия, скорее всего вы начнете опять немного цеплять соседние ноты, но будьте внимательны и напористы — старайтесь добиться более точного чистого звучания и не забывайте о правильном дыхании. Все время напоминайте себе о нем. Дыхание – это наше всё!

Теперь вам важно закрепить навык игры на губной гармошке одиночными нотами. Постарайтесь играть каждый день, хотя бы по 25-30 минут и через неделю у вас будет очень хороший результат. После этого вы сможете переходить к дальнейшему овладению приемов игры на губной гармонике при помощи нашего самоучителя по губной гармошке.

Отрабатывать навык игры одиночными нотами на губной гармошке лучше всего на простых, хорошо известных вам мелодиях. Т.е. на тех мелодиях, которые вы без труда можете напеть или насвистеть или воспроизвести у себя в голове. Примерами таких мелодий могут служить детские песенки, народные, праздничные или новогодние мотивы, отрывки известных классических произведений и т.д. Не пытайтесь начать разучивать сразу что-то масштабное. Помните, путь от простого к сложному наиболее продуктивный.

Источник

Легкие ноты для губной гармошки

Табы для губной гармошки. ТОП5 самых популярных композиций

Мы проанализировали статистику посещений страниц нашего самоучителя и хотим поделиться с вами списком самых популярных табулатур для губной гармошки.

А перед этим расскажем несколько интересных фактов.

Факт 1: каждый месяц приблизительно 3000 человек в поисковых системах ищут не «табы для губной гармошки», а загадочное «табу губной гармошки» 🙂

Факт 2: Как вы думаете, сколько человек вписывает правильный запрос «табы для губной гармошки»? Вы не поверите, но их меньше — всего 2000 человек.

Напоминаем, что все табулатуры с детальными аудиопримерами на губной гармонике и минусами для репетиций находятся здесь. А в верхнем меню сайта вы можете выбирать, какие табы (табулатуры) вас интересуют: для начинающих, для продолжающих, или для продвинутых.

А вот и ТОП 5 табулатур (табов) для губной гармоники:

5 место: Summertime

Напоминаем, что в нашем самоучителе вы найдёте более 60-ти композиций с табулатурами.

К каждой композиции нами детально подготовлены:

1) аудиопримеры, сыгранные на губной гармошке,
2) табы (табулатуры) — это упрощенный способ записывания нот для губной гармошки, который понятен даже людям, не владеющими музыкальной грамотой.
3) А также минусы (аудиофонограммы) для того, чтобы каждую композицию, разучивая, вы могли играть под аккомпанемент.

А если вы хотите научиться играть без табулатур, создавать собственные композиции, импровизировать и уверенно играть под аккомпанемент, то приглашаем вас на наш Полный 5-шаговый онлайн курс по игре и импровизации на губной гармошке.

Табы для губной гармошки

Что же такое табы для губной гармошки и с чем их едят? Зачем они нужны? Как по ним играть? Чем табы для губной гармошки отличаются от табулатур для других музыкальных инструментов? С чего начинать, если вы новичок? На что обращать внимание? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Итак. Табы для губной гармошки — ещё их называют табулатуры — это упрощённый способ записывания нот, композиций, мелодий в виде указания вдохов и выдохов на заданных отверстиях губной гармошки.

Чем они удобны? Чтобы играть по табам на губной гармошке не нужно знать нот. Всё, что надо, это понимать, где на гармошке первое отверстие, а где десятое. Благо, на инструменте это обычно указано.

Какие бывают табы для губной гармошки и как они обозначаются?

Чаще всего встречается способ записывания с плюсом и минусом перед цифрой. Цифра в данном случае номер отверстия на губной гармошке. Плюс — это выдох на этом отверстии. Минус — вдох.

Например гамма До мажор в таком виде записывается так:

+4 -4 +5 -5 +6 -6 -7 +7

Второй частый вид табов на губной гармошке пишется с круглыми скобками вместо минуса. Плюс в нём не пишут.

4 (4) 5 (5) 6 (6) (7) 7

Здесь 4 — это четвёртое отверстие на выдох,

а (4) — оно же на вдох.

Ещё часто можно встретить такой вариант:

Здесь 4 — это вдох, +4 — выдох.

Используют также способ, где вдоховая нота берётся в кружок:

Иногда табы для губной гармошки обозначаются в виде стрелок под цифрами. Цифры — всё те же отверстия. Стрелка вверх — это выдох. Стрелка вниз — вдох. Для большего понимания можно провести аналогию: при вдохе воздух идёт по груди вниз, при выдохе поднимается из лёгких вверх.

Важный момент! В одной композиции никогда не смешивают разные способы написания табулатур. Если она написана в виде 4 (4), то там не может быть обозначения -4 +4. Это стоит учитывать и при самостоятельном записывании мелодии с помощью табулатуры для губной гармошки.

Более продвинутые музыканты добавляют к цифровым обозначениям ноты.

Чем табы для губной гармошки отличаются от, например, табулатур для гитары? В гитарных табах ноты обозначаются буквами, а аккорды набором этих букв. Например Am, Dm.

В случае губной гармошки вам надо знать только номера отверстий и не заучивать никаких обозначений. Аккорды на вдох пишутся в круглых скобках, на выдох — в квадратных:

(123) — одновременный вдох на отверстиях 1,2 и 3

[234] — одновременный выдох в отверстиях 2,3 и 4

(45) — одновременный вдох на отверстиях 4 и 5

(14) — октава на вдох на отверстиях 1 и 4

[56] — одновременный выдох в отверстиях 5 и 6

Часто в композициях на губной гармошке используются бенды. То есть понижение ноты на полтона, тон или полтора тона. Используются они на вдоховых нотах. С бендами табы на губной гармошке выглядят так:

Самый распространённый способ с апострофом над цифрой

-2 -2′ -2» — где один апостроф понижает ноту на полтона, два на тон.

-3 -3′ -3» -3»’ — где три апострофа — полтора тона. Бывает только на третьем отверстии губной гармошки.

Бывает и такое обозначение:

Как вы видите, интуитивно становится понятно, где полтона, где тон и т.д.

Повышение ноты на полтона называется овербендом и обозначается следующими способами:

+1о +4о — ноты на выдох

-7о — ноты на вдох,

или с кружком над цифрой

Встречаются и другие табы для губной гармошки. Но они редки и в них тоже всё обычно понятно. Главное разобраться, где вдох, а где выдох.

Но если с написанием табов для губной гармошки всё ясно, то с тем, как по ним играть чуть сложнее. Дело в том, что в табулатуре для гармошки не указываются паузы и длительности нот. И для того, чтобы сыграть композицию, её нужно услышать в аудиопримере. Однако, сегодня в интернете полно этих записей, поэтому сложности сыграть знакомую или незнакомую мелодию на самом деле нет.

На нашем сайте есть раздел «Табы для губной гармошки», который в верхнем меню нашего самоучителя обозначен, как «Композиции. (Табы)». В нём вы найдёте не только множество табулатур известных композиций, которые мы постоянно пополняем. Но также вы найдёте аудиопримеры этих композиций в оригинальном исполнении и в исполнении на губной гармошке. Ещё мы подготовили для вас минусовые записи, чтобы вы могли с удовольствием и радостью репетировать под них. И записи в плюсе, для более удобного прослушивания сложных моментов. В них минус не мешает сосредоточиться на губной гармошке.

С каких табулатур лучше начинать играть?

Мы советуем начинать с простых композиций, без бендов. Лучше всего вообще не играть бенды как можно дольше. Пусть ваши губы привыкнут держать только одно отверстие, не задевая соседние. Пусть ваше дыхание станет свободней и расслабленней, а игра мягче и нежнее. Постепенно берите композиции посложнее, где будет больше нот. Скоро вы станете чувствовать себя по-настоящему уверенно в игре одиночными нотами. Теперь можете найти табы для губной гармошки, где есть бенды, и можете пробовать играть по ним.

Итак, допустим вы нашли табулатуру для губной гармошки. Выбрали несложную композицию без бендов. Взяли в руки свою губную гармошку и готовы начинать.

Как же играть по табам на губной гармошке?

Мы дадим алгоритм, которым можно смело пользоваться.

  1. Прослушайте мелодию много раз. Пусть она засядет у вас в голове. Привыкните к ней. Слушайте её до тех пор, пока не сможете полностью повторить про себя.
  2. Сначала запомните последовательность нот. Играйте глядя на табы и запоминайте, на каком отверстии вдох, а когда выдох.
  3. Теперь поиграйте её под плюс (под аудиопример с губной гармошкой). Ваше тело уже помнит, как играть. Теперь слух поможет ему расставить паузы и длину нот. Играйте под плюс, пока не станете точно попадать во все ноты.
  4. Теперь поиграйте под минус. Почувствуйте мелодию, пустите музыку в вашу жизнь и играйте. Вы уже всё выучили, освободите голову, расслабьтесь и играйте.
  5. Когда нет возможности сыграть под минус, играйте самостоятельно. Только вы и губная гармошка. Поймайте ритм и вперёд.
  6. Когда вы запомнили табулатуру и все цифры как будто перед глазами, забудьте о них. Играйте без табов. Если забыли ноту, вспоминайте её на слух, ищите её на губной гармошке. Вы всегда можете сыграть знакомую мелодию с листа. Глядя на табы для губной гармошки. Но лучше, запомнив один раз, больше к ним не возвращайтесь. Так быстрее разовьётся ваш музыкальный слух и так вы быстрее привыкнете к своему инструменту.

Надеемся, что эта статья была вам полезна и верим в ваш успех. Удачи!

Источник

Читайте также:  Грин дэй бульвар аккорд
Оцените статью