Легкий вальс ноты для гитары

Техника исполнения вальса на гитаре — подборка табов для начинающих и примеры исполнения

Культура игры вальса на гитаре получила распространение с того момента, когда этот жанр был изобретен. В современных школах произведения такого характера даются ученикам уже на первых порах. Несложные переложения помогают развить чувство ритма, общую музыкальность. Поэтому любой гитарист рано или поздно добавляет себе в копилку одну или несколько мелодий.

Кратко о технике исполнения

Если спросить человека, далекого от музыки, о том, что такое вальс, он, скорее всего, ответит: «Песня на один-два-три». По сути это будет верно. Только «один» заменяем на «раз» и делаем ритмический акцент на эту долю. Обычно этот «раз» является басом в гармонической последовательности. Его линия создает мелодию, которую требуется разучить отдельно.

После извлечения опорной ноты мы исполняем остальные звуки. Обычно они расположены на опорных ступенях. Это тоника, доминанта или третья ступень. Первая, вторая и третья струны чаще играются одними и теми же пальцами.

Читайте также:  Гриф скрипки с нотами

Прием, который здесь используется, – апояндо. То есть после движения вверх (как бы пытаясь сдвинуть к себе), подушечка опирается на струну, расположенную выше (если играем 2, то опора на 3 и так далее).

Характерные черты вальса

Так как вальс изначально предназначался для танцевальных вечеров дворянского сословия, его музыка была с одной стороны элегантна и витиевата, с другой – доступна и не перегружена.

Для развлекательных мероприятий необходимо было писать легкие и понятные произведения. Классические композиторы добавляли интересные гармонические последовательности, украшали мелодии мелизмами. Страной, в которой написали первые вальсы, считается Австрия. Оттуда жанр ушел на балы Франции, Германии и остальной Европы.

Характерные черты вальса:

  1. Трехдольный размер.
  2. Общая воздушность и возвышенность.
  3. Танцевальный характер.

Неизменным оставался ритм «1-2-3». В его составе всегда три доли. В зависимости от скорости, произведение может быть написано как в более известном (3/4), так и в 6/8 или даже 3/8 – эти размеры прибавляют танцу темпа и более «игривого» настроения.

Еще одна характерная черта – мелодия, которая становится отдельной частью. За ней можно следить, даже не танцуя. Она красива, воздушна и романтичная. Чаще прослеживается ее волнообразный характер, но неизменны стремление ввысь и желание закончиться на красивой верхней ноте.

Вальс на гитаре для начинающих. Табы двух простых этюдов Ф. Карулли

Самыми распространенными произведениями для приобретения навыков в исполнении этого жанра на гитаре являются этюды классических композиторов. Их наследие позволяет нам не только наслаждаться музыкой той эпохи, но и перенять музыкальный опыт, который пригодится современным исполнителям. Одним из таких творцов стал Фердинандо Карулли.

Ferdinando Carulli – Warltz #1

Пьеса хорошо подойдет для начинающих учиться играть на гитаре. Она основана на аккорде D и его обращении, поэтому все нотки находятся рядом. Традиционно пальцы располагаются таким образом:

  • указательный на третьей струне;
  • средний на второй;
  • безымянный на первой.

Сначала идет затакт – извлекаем вверх второй лад на третьей струне. В других произведениях это пригодится, т. к. техника исполнения примерно одинаковая.

Теперь большим пальцем дергаем открытую 4 одновременно с той самой «ля» (2 лад на 3), и в темпе подряд 2-1-2 струны. Затем начинается первое обращение с добавлением мелодии (3-2 на второй струне). Не забывайте о смене баса на открытой пятой. Теперь 3-0 на первой (безымянным).

В этой пьесе главное – просчитать ритм. Например, во 2 такте в первой доле две восьмые, а в третьем – только четверти. Поиграйте их по очереди, чтобы развить это ритмическое чувство.

Ferdinando Carulli – Warltz #2

Здесь есть два варианта исполнения на гитаре. Если играть бас, как написано в нотах, тогда необходима растяжка до пятого лада. Этот способ больше подходит профессионалам или тем, кто уже имеет опыт в игре на широких позициях. Новичкам лучше попробовать второй метод.

Вместо 5 лада на пятой струне сыграйте на гитаре открытую четвертую. В мелодии мы меняем первый лад второй на этот же лад первой струны. При этом 1 и 2 остаются открытыми (см. ноты).

Табы вальса на гитаре GTP

Если вы загорелись темой вальсов на гитаре, то для вас ниже представлено несколько разных произведений. Они отличаются по темпу, уровню сложности. Среди них есть как классические пьесы, так и более современные переложения для кино или эстрадных номеров.

Фридерик Шопен

Великий композитор, один из основоположников жанра вальс. Его произведения разучивают как в музыкальных школах, так и в консерваториях. Одной из его лучших пьес является Вальс №6.

Упражнение полезно для развития растяжки мизинца – им необходимо доставать 4 лад шестой струны. Для этого следует хорошо выучить классическую постановку левой руки, когда фаланга большого пальца является опорой для остальной кисти и стоит примерно посередине грифа.

Фердинандо Карулли

Итальянский композитор, два этюда которого мы уже рассматривали выше. В его произведениях для гитары ученик может отработать технику и скорость исполнения.

Разберем Вальс Аллегретто на гитаре. Здесь основная задача – научиться поддерживать темп 120 bpm. Начинать, разумеется, следует в два раза медленнее. Нам нужно одновременно сыграть бас с мелодией, а затем быстрое арпеджио. В первом случае:

  • 3 – указательным;
  • 2 – средним;
  • 1 – безымянным.

В тактах «3-4» сменим пальцовку и 1 извлечем указательным, а 2 – средним.

Петр Ильич Чайковский – «Вальс Цветов»

Знаменитое произведение великого русского композитора, которое угадывается по первым звукам. Вступление основано на двух аккордах – C и Fm, причем от «фа минора» играем только верхние звуки, поэтому не нужно брать баррэ. Главное – расположить пальцы, согласно аппликатуре, которую можно взять из предыдущего «Аллегретто» Ф. Карулли.

Евгений Дмитриевич Дога – «Мой ласковый и нежный зверь»

Один из самых нежных и пронзительных вальсов советского кинематографа. Эта тема позволяет максимально погрузиться в романтическую драму, которая уже несколько десятилетий является одной из лучших.

Партия аккомпанемента состоит из нескольких гармоний. Сначала ставим средний палец на 2 лад четвертой струны, чередуем с указательным (2 лад пятой). На второй раз добавим мизинец на 3 лад первой.

Правой играем средним (струна B) и безымянным (A). В 7 такте мелодические ходы «3-5», «1-5» на первой выполняем указательным и мизинцем. 2 – (на g) дергаем отдельно средним.

«Перуанский вальс»

Произведение для гитары с латиноамериканским акцентом. Для него опять же характерны интервалы из аккордов. Например, 1-3 играем указательным плюс безымянным, а 0-2 – средним. Затем малое барре на Am с пятой позиции, потом с первой.

Френкель Ян – «Вальс Расставания»

Знаменитый «Забытый вальсок», который был написан для советского фильма «Женщины». Он основан на аккорде Dm, который нужно щипать тремя пальцами. В 5-6 тактах используем также открытую первую струну гитары.

Далее мы видим обозначения «B» + римская цифра – это значит, что следует аккорд с баррэ на указанном ладу. Ноты на 6 ладу достаем мизинцем.

Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»

Трогательное произведение, которое знакомо каждому с детства. Сцена погони стала культовой в этом фильме. На наш взгляд, это исполнение одно из лучших.

Музыка из кинофильма «Берегись автомобиля» на гитаре в видео.

«Киевский вальс»

Основан на знакомых аккордах – сначала идет Am с добавлением баса C, и повисает E7. Далее мы обыгрываем созвучия с вкраплением в них мелодии. Основная задача – научиться одновременно дергать бас плюс первую струну, соблюдая при этом темп вальса.

Вальс Грибоедова

Это произведение «для продвинутых» виртуозов гитары. Необходимо постоянно зажимать баррэ и обыгрывать мелодию мизинцем и безымянным. Самым сложным моментом является здесь тот, когда указательный палец остается без поддержки среднего. Например, когда необходимо извлечь ноту «до» на 8 ладу первой струны.

Иоганн Штраус

Вы сразу узнаете эту мелодию! Она из разряда тех, которые знакомы нам с детства, но мы просто были не в курсе, кто ее автор. Пьеса хорошо подойдет для начинающих играть на гитаре, т. к. здесь используются аппликатуры в пределах трех ладов (только пару раз нам необходимо взять интервал на 5-6 ладах на первой-второй струне).

Antonio Lauro

Нежный вальс этого композитора с легким налетом классической латины подойдет для тех, кто желает значительно усовершенствовать свой исполнительский уровень на гитаре. В первую очередь здесь часто применяется прием «слайд».

Дилермандо Рейс

Легендарный бразильский композитор, писавший для гитары, и исполнитель, который оставил большое наследие различных пьес и вальсов. Задумчивый «Se Ela Perguntar» сразу погружает нас в меланхолию о путешествии в Латинскую Америку.

Франсиско Таррега

Классик испанской гитары – его произведения до сих пор исполняются как в музыкальных школах, так и в консерваториях по всему миру. «Adelita» играется в неспешном темпе. Главная ее задача – научить студента перемещаться по всему грифу и брать аккорды в разных позициях.

Франц Шуберт

Вальс №2 (опус 64) также знаком каждому. Эта пьеса отличается своей легкостью при прослушивании, но виртуозностью при исполнении на гитаре. Основной прием – скоростное чередование пальцев правой руки в «припевной» части.

Людвиг ван Бетховен

Имя великого композитора не нуждается в представлении. А его культовый вальс «К Элизе» занимает достойное место среди произведений всех времен.

Мауро Джулиани

Джулиани – классика для детских музыкальных школ и высших заведений. Его играют гитаристы по всей планете – репертуар, который никогда не устаревает. Рекомендуем насладиться звучанием этого успокаивающего вальса.

Никколо Паганини

Композитор приобрел мировую славу как скрипач. Но Николо написал много ярких произведений для ученической гитары. Итальянец и сам любил этот горячий инструмент.

Австралийская народная песня

Произведение для гитары, которое стало народным. Оно горячо любимо населением Австралии наравне с государственным гимном. В тексте описываются скитания странствующего солдата.

Венесуэльский вальс

Порхающие по струнам гитары пальцы исполнительницы вновь уносят нас в Латинскую Америку, которая кажется туристам раем на земле. Несмотря на кажущуюся простоту, пьеса нелегка в техническом плане.

Вальс – универсальное произведение, которое будет уместно исполнить практически в любой компании и на любом инструменте.

Надеемся, что вам понравились разборы и примеры исполнения вальсов на гитаре. Будем рады вашим комментариям, распространению статьи в социальных сетях. Добавляйте страницу в закладки!

Источник

Урок 17

Продолжительность урока 3 часа; самостоятельная работа 6 часов.

Кто нот не знал, по табам бацал.

Лет 30 назад передавали по телевизору выступление аргентинского ансамбля “Los Brilliantes“. Я запомнил этот вальс. Нот у меня нет. Наверняка в моих табах что-нибудь не так, это мой первый опыт, но уж больно хорош вальс. Для новичков, по крайней мере. Действуйте.

Нужно играть этот вальс и обычным звуком, и коротким, стаккато. Играть стаккато на гитаре очень трудно. Вовремя прекратить звучание струны – большое искусство. Если я начну рассказывать все свои соображения на этот счет, сайт опустеет. Просто молча играйте стаккато, и все. Я специально написал отвратительную музыкальную иллюстрацию, чтобы хоть где-нибудь у Вас прозвучало стаккато. Музыка звучит быстро, но это не повод устраивать истерические гонки. Разучите медленно и громко, отработайте медленно и громко, а потом ускоряйте. Постарайтесь заметить, как от преждевременного ускорения падает громкость и четкость. Маленький фокус: когда играете медленно, больше выделяйте сильные ноты. Тогда при ускорении они становятся якорями, которые держат ритм.

Итак, есть табы, мерзкий звук и анимашка. Привыкайте к табам. Струны, на них цифры, лады. Вот и все. Делайте что хотите, но учитесь играть стаккато. Кстати, можете поиграть с точками. Во втором такте – барре на трех струнах.

Анимашки – это только помощь. Учите вальс по табам. Аккорды играйте ударом тирандо, а соло – апояндо. Чередуйте пальцы.

Играйте на здоровье, только помните следующее. Я ведь недаром все время призываю Вас играть медленно. Наиболее догадливые уже сообразили, что будут уроки (в самом конце сайта), на которых Вы будете играть быстро. Очень быстро. В том числе этот вальс. И те, кто ради сиюминутного удовольствия поскорее и похуже сыграть испортил руки, окажутся у разбитого корыта. Чтоб потом без обид. Еще раз говорю и буду говорить неустанно: следите за точностью, ритмом, звуком, свободой рук. Скорость придет не с той стороны, откуда Вы ее ждете. Я Вас предупредил.

Моцарт сказал: “Талант – это терпение”. Фотографироваться для иллюстраций первых уроков я попросил не детей, которые учатся играть на гитаре, а девочку, которая умеет работать. Она гитару сроду в руки не брала и, возможно, не возьмет больше, но она надежна и сделает то, что надо. Она чемпионка России по акробатике.

А некоторые посетители моего сайта, по размерам гораздо крупнее, задумчиво бродят по страницам, прикидывая, что стоит играть, а что – нет. Вдруг произведут лишнюю работу. И от этого устанут, чего доброго.

Раз уж Вы играете вальс, да к тому же у Вас случайно оказалась плохонькая звуковая иллюстрация, почему бы не поиграть с ней вместе? Мы в совершенстве изучили аккорды, пора ими пользоваться. Нарисуем последовательность аккордов. Вальс – не единое целое, он состоит из музыкальных фраз. Итак, фразы есть. Но нет слов.

Может, придумать слова? Я предлагаю свой вариант, и к нему сразу припишу аккорды. А Вы придумайте свой, а то все музыка да музыка, поэзии недостаточно. Вальс аккомпанируют так: Бас – это РАЗ, потом два аккорда ДВА и ТРИ. Получается Раз – два – три, раз – два – три, и так без остановки до конца пьесы. Басы и аккорды, конечно, разные. Мыслями в скобках я заполняю паузы, когда звука нет. Аккомпанемент начинается от “Ля” (это я Ля минор так зову для краткости), это начало такта, а все перед ним, называется затакт, неполный такт. В первой строчке табулатуры, во втором такте звучит пример того, как аккомпанировать. Именно здесь Вы вступите, тоже басом Ля. А вот аккорды у Вас будут другие.

Сей вальс написан в Ля, (вот как, Ля), но мы с него на Ре перейдем,

Потренькаем в Ми Семь (два, три, Семь), оттуда снова в Ля приползем.

Сыграем мы в Ля Семь вам всем, совсем в Ля Семь вам всем, оттуда – в Ре нам

Потом, конечно, в Ля и здесь через Ми Семь дадим мы кругаЛя, тарам – тарам – тарам.

Поэзия так себе, но бывало и похуже. Не надо так резко критиковать, просто когда Вам предложат почитать мои стихи, скажите, что уже читали. Согласитесь, что сама идея не писать аккорды над строкой, а как бы вплести их внутрь лирического повествования, была неплоха. Запомните, я был первым. Первому труднее всех.

Хорошо, хорошо, больше не буду. Напишу аккордами без стихов, сами подбирайте. Итак, снова первая часть: каждая позиция в строке – это раз – два – три. Бас и два аккорда.

Источник

Оцените статью