Лекция для общее фортепиано

лекция -концерт «Его величество Фортепиано»
презентация по теме

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО»

Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.

Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов в мире, кроме того существуют также похожие на него музыкальные инструменты, в частности рояль, клавесин и прочие. Только мало кто знает, когда впервые появились эти инструменты. Сегодня мы узнаем как произошло фортепиано, и кто был его предшественниками. (Слайд №1)

Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию.(Слайд №2)

Одним из старейших клавишных инструментов является КЛАВИКОРД. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году. (Слайд №3)

Рассказ о клавикорде. Остраухова Соня 1 кл.

Клавикорд

Перевести названиеКлавикорд можно так — «клавишеструнник». История первого клавишеструнника началась в одиннадцатом веке. Это был инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным серебристым звучанием

Услышать клавикорд сегодня, увы, невозможно. Увидеть его можно только в музее, но там, сами понимаете, не только играть на нем, но и прикасаться к нему нельзя. Пока для нас этот инструмент только история. (Слайд №4)

Устройство клавикорда было очень простым. К каждой клавише на противоположном от музыканта конце крепился вертикально стоящий латунный стержень — тангент. Верхний конец тангента был чуть расплющен. Когда музыкант нажимал клавишу, тангент поднимался, ударял струну снизу и оставался прижатым к ней все время, пока клавиша была нажата. Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение. (Слайд№5)

От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался главным образом своим звучанием, которого не было ни в каком другом инструменте. Может быть, и жив был бы клавикорд до сих пор, если бы не его слишком тихий звук. Тут он не выдерживал конкуренции ни с клавесином, ни тем более с фортепиано, хотя довольно долго еще продолжал существовать бок о бок со своими более молодыми собратьями.

Выпадет возможность побывать в каком-нибудь из музыкальных музеев — обязательно найдите там клавикорд.

Рассказ о клавесине. Судаков Тимофей 1 кл.

КЛАВЕСИН это клавишный музыкальный инструмент. Его изобрели примерно в 1511 году в Италии. Из всех типов клавишно-струнных щипковых инструментов клавесин самый большой и самый сложный.

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника.

Одно из самых ранних изображений клавесина мы можем увидеть в «Веймарской книге чудес» (1440). (Слайд №7)

Струны клавесина расположены горизонтально, параллельно клавишам. Звук извлекается при помощи перышка. (Слайд №8)

Клавесин издает яркие звуки, которые в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и звука, используются специальные ручные и ножные переключатели.

Типичный клавесин имеет 2 клавиатуры, которые называются мануалами. Они расположены одна сверху другой. К началу XVII века клавесин стал иной формы. Он приобрел треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трех клавиатур, которые были расположены одна сверху другой. Клавесин украшали с помощью красивых изображений, резьбой. (Слайд №9, №10)

Написанием музыки для клавесина занимались такие замечательные личности тех времен как Франсуа Куперен. Себастьян Бах, Доменико Скарлатти,Ванда Ландовска. (Слайд №11)

Во 2-й половине XVШ в. клавесин стал вытесняться фортепиано. Но необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. (Слайд №12)

Учитель: А сейчас мы с вами услышим как звучит Клавесин. В исполнении Юшковой С 2 кл. прозвучит произведение В.А.Моцарта «Рондо» (ученица исполняла Рондо на синтезаторе используя инструмент клавесин) (Слайд №13)

Гайдн «Менуэт» исполняет Захаров Евгений (Используем синтезатор) (Слайд №14)

(Слайд №15) Учитель: Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы

Рассказ о фортепиано. Светозарова Виктория 5 кл.

В 1709 итальянский мастер — Бартоломео Кристофори,(Слайд №16) изобрел совершенно новый клавишный инструмент. Инструмент который способен вызвать у слушателя поток эмоций.», (Слайд №17) Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение такgravicembalo col piano e forteчто означало «Клавишный инструмент, играющий нежно и громко» Это название затем было сокращено, и появилось слово ФОРТЕПИАНО.

Звук в инструменте извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком.Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук. (Слайд № 18)

В 1709 году клавиатура фортепиано состояла всего из 4 октав, к 19 веку количество октав было доведено до семи, с самой низкой нотой, Ля. Измененная версия инструмента с 88 клавишами – это тот инструмент, который мы знаем как современное фортепьяно.

К 19 веку появилось первое вертикальное фортепиано. (Слайд №19)

Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и его большой динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Очень многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

Сейчас мы предлагаем послушать как звучит этот волшебный инструмент.

(Концерт учащихся преп.Воробьёвой Е.В.)

Рассказ о рояле. (Слайд №30,31) Ульшина Юля 7 кл.

Фортепиано или как его иначе называют пианино вы, можете встретится с ним в школе или клубе, у некоторых из вас оно есть дома. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. РОЯЛЯ. Конечно вы знакомы с этим инструментом. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе. Его вы видите на экранах телевизоров. Он, большой и важный (по-французски royal — королевский) с корпусом в виде крыла. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Иногда у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.

В исполнении преподавателя вокального отделения Будюкиной Л.Л. прозвучит песня «Рояль» (Слайд №32)

Учитель:Очевидно, что появление фортепиано — казалось бы такое незначительное событие — стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач — у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката. (Слайд №33)

Источник

Методы и формы работы на уроках общего фортепиано

Общее фортепиано — очень важный предмет в системе музыкального образования. Он является дополнительным в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Но в отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение требований. Цель обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям. Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детских музыкальных школах и школах искусств. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения.

Скачать:

Вложение Размер
metody_i_formy_raboty_na_urokah_obshchego_fortepiano.doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы работы на уроках общего фортепиано.

  1. Роль предмета «общее фортепиано» в музыкальном образовании учащихся.
  2. Причины отсутствия интереса учащихся к занятиям общего фортепиано.
  3. Методы и формы работы с учащимися в классе общего фортепиано.

Общее фортепиано — очень важный предмет в системе музыкального образования. Он является дополнительным в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Но в отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение требований. Цель обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям. Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детских музыкальных школах и школах искусств. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Преподаватель должен убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано как условия профессионального роста музыканта. Учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствие дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания. Ученик должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям.

Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся. Быстрое пополнение репертуара новыми произведениями повышает интерес учащихся к занятиям фортепиано, стимулирует их самостоятельную деятельность. Занятия в классе общего фортепиано помогают сформировать навык чтения нот с листа, умение быстро ориентироваться в музыкальном тексте.

Цели и задачи, которые призваны решить курс общего фортепиано:

Основное положение общей педагогики – связь обучения, воспитания и развития – находит естественное отражение в принципах первоначального фортепианного обучения.
Искусство всего обучения заключается в умении найти на каждом этапе необходимый комплекс средств для гармонически целостного развития ученика и предмет «общее фортепиано» является тому подтверждением.

В основные цели и задачи в обучении предмету входят:
— использование преимущества инструмента для развития гармонического и полифонического слуха учащихся;
— научить чтению с листа и самостоятельному музицированию, цель которых расширить музыкальные возможности ученика и его кругозор;
— призвать общее фортепиано в посредники между специальностью, сольфеджио, музыкальной литературой и хором;

— исполнение произведений различных стилей и фактуры;

— приобретение навыков игры в ансамбле;

— развитие фортепианной техники.

Формы и методы работы на уроке.

Наиболее трудным является первый период обучения, где происходит знакомство с инструментом. Трудность вызвана, прежде всего, работой над звукоизвлечением. Ребенок привыкает к инструменту, учится извлекать из него звуки, играть небольшие пьесы. И чтобы этот период прошел для ученика незаметно, не вызывая особых затруднений, необходимо увлечь его с первой минуты, рассказать о преимуществах и возможностях фортепиано.

Подбор по слуху и транспонирование несложных мелодий .

На первоначальном этапе музыкальное обучение должно начинаться с формирования понятия музыкальной высотности на основе воспитания элементарных слуховых навыков в классе общего фортепиано. Работу можно начать с подбора по слуху и транспонирования несложных мелодий.

Сложная своим гармоническим и интонационным содержанием современная музыка требует особого акцента на развитие слуховых данных маленьких пианистов. Начиная с первых занятий, ученику следует давать небольшие, легко запоминающиеся мотивы, которые он должен спеть или подобрать на инструменте после показа педагогом. Желательно, чтобы мелодии были с поэтическим текстом. Это способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии.

Систематическая тренировка в этом направлении будет способствовать развитию у детей слуховых представлений, так называемого внутреннего слуха. Для подбирания на инструменте следует использовать простые примеры (короткие отрывки из детских и народных песен), а затем, после приобретения необходимых навыков, более сложные.

Давать детям нужно хорошо запоминающиеся мелодии. После того, как пример точно воспроизведён, целесообразно транспонировать его, проигрывать в разных тональностях.

Раннему развитию музыкальной памяти способствует игра наизусть примеров, построенных на простейших звуковых и ритмических соотношениях.

В предисловии к своему пятитомному сборнику «Детская музыка» известный немецкий композитор К.Орф советует начинать развитие памяти с мотивов, в основе которых лежат наиболее яркие и доступные для детей интонации (например, призыв кукушки). Накопление у детей новых музыкальных впечатлений и образов имеет большое значение, поэтому ученик должен слушать как можно больше музыки и запоминать её. Это стимулирует звуковое воображение и развитие внутреннего слуха.

Целесообразно применение метода варьирования (например, замена гармонической фигурации одновременным аккордовым звучанием). Сложность подобных заданий зависит от степени подготовки и природных данных ученика.

Когда ребёнок приходит на урок , у него сразу возникает желание поскорее сыграть песенку, исполнить что-либо на инструменте. Большое удовольствие испытывают дети, когда учитель удовлетворяет его желание. Уже на первых уроках следует предложить ребёнку сыграть по показу преподавателя ту или иную песенку.

Играя по показу, ребёнок получает радость от воспроизведения на фортепиано лёгких попевок. Одновременно с этим, приём игры по показу заменяет заучивание скучных (по мнению ребёнка) технических упражнений и даёт возможность поработать над развитием пианистических навыков.

Пассивное и активное слушание музыки.

С первого же урока педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию её. Музыкальный материал должен подбираться педагогом таким образом, чтобы ученик мог сопоставить, сравнить произведения контрастного характера или, наоборот, найти отличительные черты в близких по содержанию пьесах. Рекомендуемый примерный список произведений для слушания можно найти в сборнике «Малыш за роялем» авторы И.М. Лещинская, В.Б. Пороцкий. Эти произведения помогут детям познакомится с жанрами песни, танца, марша, играми, музыкальными сказками, картинками природы, музыкальными портретами и др.

Один из самых верных методов воспитания у детей любви и интереса к музыке является движение под музыку (такую форму работы получается провести с маленькими детьми 7-9 лет ). На естественных движениях: шагах, подскоках, на различных перестроениях под музыку легко воспитываются начальные музыкально-слуховые навыки. Ребёнок привыкает вслушиваться в различные формы музыкального произведения, отмечает начало и конец фразы. В основе музыкально – ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умение отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребёнок воспринимает звуковысотное движение, то есть мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения. Реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Он передаёт эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменение темпа, динамики, регистров и.т.д.). Музыкально-ритмические движения являются средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

Занимательные игры, упражнения, ребусы, кроссворды, сказки. Дидактические пособия.

Разнообразные музыкальные игры и задания имеют преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для пения, несложные расслабляющие упражнения, игровые ситуации на уроке – всё это способствует живому восприятию учебного материала. Игра вплетается в самые разные виды работ, превращая урок в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний по сольфеджио и музыкальной грамоте.

Педагогу приходится мобилизовать всё своё мастерство, воображение, свою способность изобретать ассоциации между музыкой и внешним миром, придумывать сравнения между музыкой и жизнью ребёнка, его любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не засушить свой предмет, не превратить его в череду нудных заданий и упражнений.

Особенности игры – коммуникативность и конкурентность. Ребёнок легко вступает в контакт, он проявляет инициативу, готов к общению. В игре развивается позитивное самоощущение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, формированием положительной самооценки.

Отличительной чертой современности является сознательное введение игровых форм в педагогическую деятельность с целью придания ей большей эффективности. Среди музыкальных игр есть специальные игры, направленные на отработку конкретных навыков, а также игры- комплексы, в которых отрабатываются сразу несколько навыков.

1 .Гимнастика, для освобождения тела и игрового аппарата. Лепка руки, упражнения для правильной постановки рук – «Шалтай-болтай», «Маятник», «Мост», «Поникшее дерево», упражнения «Колобок», «Колечко», «Молодой и старенький крабик», «Радуга», «Кузнечик» и многие другие. (А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», Л.Баренбойм «Путь к музыке», упражнения Г.Нейгауза и другие издания)

2 .Занимательные сказки, стихи, загадки, ребусы и кроссворды, направленные на осознание и усвоение теоретических понятий (М.Белованова «Музыкальный учебник для детей», Э.Тургенева, А.Малюков «Пианист-фантазёр» и другие издания).

3 . Игры, способствующие развитию метроритмических навыков – прохлопывание ритма сначала простого, затем усложнить затактом, пунктирным ритмом, синкопированным ритмическим рисунком и т.д…

Графическое изображение ритма – сначала для одного ребёнка, затем можно в ансамбле (Л.Баренбойм «Фортепианная педагогика»)

4 . Игры и упражнения для тренировки чтения нот «устное чтение» всех нот подряд в предложенном тексте или быстрое нахождение отдельных звуков (устроить соревнование между детьми, кто быстрее и точнее).

5 . Упражнения для развития реакции пальцев непосредственно на высотных рисунках без осознания нот. Знакомим ребенка с номерами пальцев и усваиваем несколько упражнений на “немой клавиатуре” или крышке стола (такие упражнения можно проводить и с взрослыми детьми, если есть затруднения в выучивании аппликатуры).

6 . Дидактические пособия способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Дидактические пособия «Лото» для закрепления полученных знаний и усвоение новых понятий (А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой»). Чтобы ребёнок лучше научился различить звуки по высоте, рекомендуется пособие «Передвижка» — очень простое по виду, но незаменимая помощь ребёнку в самом начале обучения. Создала это пособие Ольга Васильевна Солоникова из Санкт-Петербурга. В 6-7 лет ребёнок только начинает обучаться грамоте. Записать нотами своё наблюдение над высотным соотношением звуков – задача непосильная для маленьких детей. Работа по этому пособию даёт возможность избежать трудностей письма: передвинул пуговицы соответственно услышанным звукам и получил изображение слышимого на пособии («Первые шаги» пособие для начинающих изд. Паритет Ростов-на-Дону 1992 г.)

Дидактические пособия можно придумать самим, нарисовать или приклеить картинки для объяснения и закрепления нужного нам в работе материала, можно принести иллюстрации картин для лучшего понятия характера пьесы.

Чтение нот с листа.

Любой музыкант – исполнитель, преподаватель фортепиано или обучающийся играть на каком-либо музыкальном инструменте сталкивается с необходимостью чтения с листа музыкальных произведений. Чем быстрее музыкант читает с листа, тем скорее и легче формируется у него идеальный музыкальный образ, создание которого является конечным результатом музыкального исполнения.

Чтение с листа является важнейшим условием развития музыкального кругозора, ибо даёт возможность непосредственного творческого знакомства с народной музыкой, произведениями классики и современных композиторов.

Чтение нот – запоминание в представлении, игра без нот – высшая точка развития слухового мышления. Такой метод работы предполагает хорошее развитие внутреннего слуха, быструю ориентировку в нотном тексте, достаточный объём теоретических знаний и способность к внутреннему сосредоточению. Для запоминания и представления надо обладать способностью слышать нотную картину внутренним слухом почти так, как будто звуковая реализация этой картины протекает вне нас, на каком-нибудь инструменте. Эту способность можно воспитать планомерной специальной тренировкой у детей, обладающих хорошим внешним слухом.

К обучению навыкам чтения нотного текста нужно приступать с первых месяцев обучения ребёнка. Выполнения каждого задания требует всего несколько минут. Эти минуты, систематически потраченные на каждом уроке, очень скоро начинают окупать себя. Они сказываются на всей работе ученика: на точности прочтения текста при разборе, на быстроте овладения нотными произведениями, так как они помогают ученику экономить время на уроке и самостоятельно выполнить домашнюю работу.

При подборе произведения для чтения нот с листа надо учитывать, что дети, особенно младшие школьники, эмоциональны, впечатлительны, любознательны и подвижны, быстро устают от однообразной работы. Их музыкально слуховые проявления отличаются конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакции на вокальное звучание мелодии, активностью восприятия ритмики, сосредоточением внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре и ритмо-интонациям музыкальным произведениям.

Развитие навыков игры в ансамбле.

Не менее важным моментом в обучении общего фортепиано является развитие навыков игры в ансамбле. Дети обычно любят играть несложные пьесы в ансамбле с педагогом или с другим учеником. Игра в четыре руки, несложный аккомпанемент товарищам – инструменталистам обогащают музыкальные впечатления ребёнка, расширяют его художественный кругозор, содействуют формированию вкуса. Обучение ансамблевой игре с самого начала обучения развивает «чувство локтя», активизирует музыкальное развитие ученика, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности и конечно доставляет ребёнку ни с чем несравнимое удовольствие. Это обучение позволяет объяснять функции мелодии и аккомпанемента, обозначать главное и второстепенное, умение чередовать партии: первую со второй и наоборот.

Все чаще на уроках общего фортепиано большое внимание уделяется развитию навыков творческого музицирования. Ученик должен уметь не только грамотно воспроизводить нотный текст, но и подбирать на слух мелодию, делать простейшую гармонизацию, знать основные виды фактуры и умело использовать это на практике.

С появлением во многих музыкальных школах синтезатора стало возможным использовать новые методы для развития творческого потенциала начинающих музыкантов-пианистов. Синтезатор – с одной стороны, такой же клавишный инструмент, как и фортепиано, но с другой стороны – это «инструмент-оркестр» или иначе «большая творческая лаборатория». Привлечение синтезатора в качестве помощника расширяет возможности преподавания фортепиано, способствует активизации внимания ученика и музыкального мышления в целом. С помощью синтезатора можно воспитывать чувство темпа и ритма. Изучая полифонию или пьесы с элементами полифонии, возможно представить в какую эпоху они были написаны, какие в то время звучали инструменты, синтезатор предоставляет возможность услышать и воспроизвести тембры клавесина, органа, струнного оркестра, скрипки, духовых инструментов и множество других тембров. Это развивает слуховой контроль, пробуждает воображение.

При помощи синтезатора можно научить ребёнка гармонизовать мелодию и записать аккорды буквенным обозначением или подобрать к мелодии определённый стиль, вспомнить композитора и эпоху, в которой была написана пьеса.

Любое музыкальное творчество полезно для развития интеллекта учащихся. Привлечение клавишного синтезатора как дополнительного средства обучения детей способствует развитию их музыкальных способностей, логики, пианистического аппарата, музыкального вкуса.

Изучение национальной музыки.

К подбору репертуара для ребёнка надо подходить строго индивидуально, учитывая в первую очередь возрастные особенности и физические данные каждого ребенка, способность и одаренность, его национальную принадлежность. Изучая произведения композиторов Татарстана, Удмуртии, Башкирии и других республик, расширяется художественное мировоззрение, углубляется работа по воспитанию любви к Родине. Одна из важнейших задач национального педагогического репертуара – его органическая связь с народным музыкальным творчеством. Такой репертуар воспитывает в детях уважение к родному языку, дружбу, интернационализм. Ребёнок лучше чувствует поэзию и красоту природы.

Без изучения курса общего фортепиано – «обязательного», как считал А.Г.Рубинштейн, — немыслимо воспитание профессионального музыканта любой специальности. Именно посредством знакомства и освоения игры на этом инструменте происходит расширение кругозора, формируется музыкальное мышление, осуществляется непосредственная связь с профессиональной деятельностью.

Успешность обучения учащихся в овладении предметом «общее фортепиано» зависит от правильно выстроенной методики. Огромную роль играет подбор музыкального репертуара для обучения, который должен включать, помимо классической, также популярную и национальную музыку. Большое внимание необходимо уделять межпредметным связям с теоретическими дисциплинами.

1.Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Издательство «Сфера» Москва 2010

2.Баренбойм Л.А. «Фортепианная педагогика». Издательство «Классика – 21» Москва 2007

3.Нейгауз Г.Г «Об искусстве фортепианной игры». Издательство «Музыка»

4.Варламова С.П. «Формирование умения чтения нот с листа на уроках фортепиано. Казань 2002

5.Белованова М.Е. «Музыкальный учебник для детей. Издательство «Феникс» Ростов-на — Дону 2004

6. Автор не известен «Первые шаги. Пособие для начинающих». Методические пояснения. Издательство РИО Ростов-на — Дону 1992

7.Лещинская И.М., Пороцкий В.Б. «Малыш за роялем». Методические пояснения. Издательство « Советский композитор» Москва 1989

8.Милич Б. «Фортепиано маленькому пианисту». Методические пояснения. Издательство «Кифара» Москва 2002

9.Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. «Современный пианист». Методические пояснения. Издательство «Музыка» Москва 1970

10.Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Методические пояснения. Издательство «Советский композитор» Москва 1988

Источник

Оцените статью