Лекция концерт для фортепиано

Сценарий лекции — концерта фортепианной музыки «Души прекрасные порывы. »
материал на тему

Лекция — концерт рассчитана на школьную аудиторию. В концерте представлены известные фортепианные произведения, разные по жанрам, стилям.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_kontserta_fortepiannoy_muzyki_dushi_volshebnye_poryvy.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

концерта фортепианной музыки

«Души прекрасные порывы…»

Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья!

«Музыка – таинственная, неизбежная, ощущаемая и творимая человеком реальность. Исчерпать ее невозможно: в конце концов, все кончается музыкой, как и все начинается с нее. Музыка — это еще одна вселенная!». Так поэтично сказал об этом загадочном виде искусства австрийский пианист, педагог Артур Шнабель.

И вот такими прекрасными словами мы начинаем концерт фортепианной музыки «Души прекрасные порывы».

1. И. С. Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ми- бемоль мажор

2. Бетховен – художник, стоящий на грани двух эпох, 18 и 19 столетий. Его творчество опиралось на многовековой опыт и богатейшие национальные традиции, созданные поколениями немецких музыкантов. Бетховенское творчество – особая веха в истории фортепианной музыки. Его 32 сонаты – и по сей день альфа и омега для всех пианистов.

Л. В. Бетховен. Опус второй. Соната № 1 (фа минор, 1 часть)

Ведущая: Собеседник¸ оратор или проповедник…

Как назвать артиста, дающего сольный концерт?

Именно романтики, жаждущие всего личного, индивидуального, устремились к этой форме исполнительства.

Может быть, не каждый слушатель понимает, как много требуется от солиста, который выходит на эстраду, чтобы сыграть концерт. Он один будет весь вечер предметом внимания целого зала и в этом исключительность его положения. Им приходят восхищаться, и одновременно судить. Его стул у рояля – это и трон, и скамья подсудимого одновременно.

А публика чутка. Она понимает очень многое: легкое волнение вначале… и эмоциональную свободу, которая приходит к исполнителю с каждым следующим произведением. Она прощает, если чувствует за всем этим яркую артистическую личность.

3. Ф. Шопен. Опус 55. Ноктюрн № 1

4. «Арабеска» — такое причудливое название следующей пьесы. В переводе это слово означает «арабский». Эта пьеса французского композитора Клода Дебюсси — основоположника музыкального импрессионизма. Вообще, композиторы – импрессионисты «учились слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебания листвы, дуновение ветра.

Итак, звучит «Арабеска» (ми мажор) К. Дебюсси

5. Лучшая часть творческого наследия Ференца Листа – это его фортепианные произведения. В них гармонично сочетаются художественные индивидуальности и пианиста, и композитора. По меткому выражению Стасова «Лист обновил звучание фортепиано, сделав из него неведомую, неслыханную вещь – целый оркестр!»

Ф. Лист. Опус первый. Этюд № 1

6. Произведение, которое прозвучит сейчас под названием «Шутка» написано советским композитором Анатолием Александровым – учеником Игумнова и Танеева. Эта пьеса выдержана в духе произведений Сергея Прокофьева: те же пианистические приемы, стилистика, гармония, яркая образность и острота характеристик.

Ведущая: Особый раздел в творческой жизни пианиста занимает концертмейстерская практика. Это особая грань мастерства пианиста, особое умение играть не просто в дуэте с другим музыкантом или вокалистом — это умение слышать, предчувствовать сиюминутные интерпретаторские желания солиста и следовать за ним. Не «задавить» своим мощным рояльным звуком, а поддержать, облагородить звучание солирующего инструмента: вот в чем залог успеха!

Если привести сравнение, к примеру, солист – это драгоценный камень, алмаз, то концертмейстер – это дорогая ажурная и в тоже время очень прочная оправа.

7. Я, думаю, вы догадались, что сейчас рояль будет звучать в ансамбле.

Гениальный «Вокализ» Сергея Рахманинова можно назвать русской «песней без слов». Сейчас прозвучит это произведение в переложении для виолончели и фортепиано.

8. И еще одно произведение мы исполним вместе с Машей. «Аллегро аппассионато» французского композитора Камиля Сен – Санса.

Это произведение было написано композитором для виолончели и оркестра. Партия оркестра переложена для фортепиано и совсем непростая перед пианистом — концертмейстером встает задача — передать всю прелесть и сложность оркестровой палитры.

9. Родина Эдварда Грига – страна, богатая народным искусством и крестьянским художественным мастерством: Норвегия. И музыка Грига вскормлена народными песнями и танцами. Сейчас прозвучит пьеса «Свадебный марш в Трольдхаугене». Трольдхауген – это сельский дом Грига, близ города Бергена, сейчас это дом – музей композитора.

Эта пьеса вошла в восьмую тетрадь под названием «Лирические пьесы». В этой задорной музыке всё яркое: свет, радость, веселье, изумрудный колорит зелени лугов горного пейзажа.

Итак, звучит «Свадебный марш в Трольдхаугене» Эдварда Грига.

10. Творчество Александра Скрябина освещает яркой вспышкой два рубежных десятилетия 19 и 20 веков. Он поистине яркий новатор в области средств музыкальной выразительности.

Его могучая фантазия создала совершенно неповторимый мир звучания рояля.

А. Скрябин. Этюд ми мажор

11. Этюды 10 опуса Фредерика Шопена можно назвать энциклопедией фортепиано. Музыка этого цикла заставляет нас поверить, что у фортепиано есть душа и Шопен умеет к ней прикоснуться.

Ф. Шопен. Этюд № 3 (ми мажор)

12. Романс Глинки «Жаворонок» на слова Кукольника был столь популярен при жизни композитора, что стал предметом для всевозможных переложений. И Милий Балакирев — пианист – виртуоз, композитор, основатель музыкального кружка «Могучей кучки», продолжатель традиций Глинки, сделал переложение для фортепиано.

М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок»

13. И в завершение концерта прозвучит произведение в легком жанре в исполнении дуэта пианистов. Это будет Фантазия на тему «В лесу родилась елочка» Даниила Крамера.

И не удивляйтесь! Ведь по восточному календарю Новый год наступает только 14 февраля, а также празднуют День всех влюбленных. Так, что сегодняшнее поздравление с этим праздниками совершенно уместно.

Дорогие друзья! Концерт наш подошел к концу!

Источник

лекция -концерт «Его величество Фортепиано»
презентация по теме

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО»

Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.

Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов в мире, кроме того существуют также похожие на него музыкальные инструменты, в частности рояль, клавесин и прочие. Только мало кто знает, когда впервые появились эти инструменты. Сегодня мы узнаем как произошло фортепиано, и кто был его предшественниками. (Слайд №1)

Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию.(Слайд №2)

Одним из старейших клавишных инструментов является КЛАВИКОРД. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году. (Слайд №3)

Рассказ о клавикорде. Остраухова Соня 1 кл.

Клавикорд

Перевести названиеКлавикорд можно так — «клавишеструнник». История первого клавишеструнника началась в одиннадцатом веке. Это был инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным серебристым звучанием

Услышать клавикорд сегодня, увы, невозможно. Увидеть его можно только в музее, но там, сами понимаете, не только играть на нем, но и прикасаться к нему нельзя. Пока для нас этот инструмент только история. (Слайд №4)

Устройство клавикорда было очень простым. К каждой клавише на противоположном от музыканта конце крепился вертикально стоящий латунный стержень — тангент. Верхний конец тангента был чуть расплющен. Когда музыкант нажимал клавишу, тангент поднимался, ударял струну снизу и оставался прижатым к ней все время, пока клавиша была нажата. Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение. (Слайд№5)

От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался главным образом своим звучанием, которого не было ни в каком другом инструменте. Может быть, и жив был бы клавикорд до сих пор, если бы не его слишком тихий звук. Тут он не выдерживал конкуренции ни с клавесином, ни тем более с фортепиано, хотя довольно долго еще продолжал существовать бок о бок со своими более молодыми собратьями.

Выпадет возможность побывать в каком-нибудь из музыкальных музеев — обязательно найдите там клавикорд.

Рассказ о клавесине. Судаков Тимофей 1 кл.

КЛАВЕСИН это клавишный музыкальный инструмент. Его изобрели примерно в 1511 году в Италии. Из всех типов клавишно-струнных щипковых инструментов клавесин самый большой и самый сложный.

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника.

Одно из самых ранних изображений клавесина мы можем увидеть в «Веймарской книге чудес» (1440). (Слайд №7)

Струны клавесина расположены горизонтально, параллельно клавишам. Звук извлекается при помощи перышка. (Слайд №8)

Клавесин издает яркие звуки, которые в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и звука, используются специальные ручные и ножные переключатели.

Типичный клавесин имеет 2 клавиатуры, которые называются мануалами. Они расположены одна сверху другой. К началу XVII века клавесин стал иной формы. Он приобрел треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трех клавиатур, которые были расположены одна сверху другой. Клавесин украшали с помощью красивых изображений, резьбой. (Слайд №9, №10)

Написанием музыки для клавесина занимались такие замечательные личности тех времен как Франсуа Куперен. Себастьян Бах, Доменико Скарлатти,Ванда Ландовска. (Слайд №11)

Во 2-й половине XVШ в. клавесин стал вытесняться фортепиано. Но необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. (Слайд №12)

Учитель: А сейчас мы с вами услышим как звучит Клавесин. В исполнении Юшковой С 2 кл. прозвучит произведение В.А.Моцарта «Рондо» (ученица исполняла Рондо на синтезаторе используя инструмент клавесин) (Слайд №13)

Гайдн «Менуэт» исполняет Захаров Евгений (Используем синтезатор) (Слайд №14)

(Слайд №15) Учитель: Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы

Рассказ о фортепиано. Светозарова Виктория 5 кл.

В 1709 итальянский мастер — Бартоломео Кристофори,(Слайд №16) изобрел совершенно новый клавишный инструмент. Инструмент который способен вызвать у слушателя поток эмоций.», (Слайд №17) Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение такgravicembalo col piano e forteчто означало «Клавишный инструмент, играющий нежно и громко» Это название затем было сокращено, и появилось слово ФОРТЕПИАНО.

Звук в инструменте извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком.Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук. (Слайд № 18)

В 1709 году клавиатура фортепиано состояла всего из 4 октав, к 19 веку количество октав было доведено до семи, с самой низкой нотой, Ля. Измененная версия инструмента с 88 клавишами – это тот инструмент, который мы знаем как современное фортепьяно.

К 19 веку появилось первое вертикальное фортепиано. (Слайд №19)

Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и его большой динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Очень многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

Сейчас мы предлагаем послушать как звучит этот волшебный инструмент.

(Концерт учащихся преп.Воробьёвой Е.В.)

Рассказ о рояле. (Слайд №30,31) Ульшина Юля 7 кл.

Фортепиано или как его иначе называют пианино вы, можете встретится с ним в школе или клубе, у некоторых из вас оно есть дома. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. РОЯЛЯ. Конечно вы знакомы с этим инструментом. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе. Его вы видите на экранах телевизоров. Он, большой и важный (по-французски royal — королевский) с корпусом в виде крыла. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Иногда у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.

В исполнении преподавателя вокального отделения Будюкиной Л.Л. прозвучит песня «Рояль» (Слайд №32)

Учитель:Очевидно, что появление фортепиано — казалось бы такое незначительное событие — стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач — у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката. (Слайд №33)

Источник

Читайте также:  Миди процессор для гитары
Оцените статью