Лен мой лен родыгин ноты

Е.Родыгин — Песни — Ноты

ноты для голоса, фортепиано, баяна к песням композитора


Е.Родыгин
Избранные песни

составитель и редактор К.Акимов
«Советский композитор», 1958г.
номер с518к

Композитор Евгений Павлович Родыгин родился в 1925 г. в г. Чусовом Пермской области, в семье служащего.
Восьмилетним мальчиком Родыгин поступил в Лысьвенскую детскую музыкальную шкоду (по классу фортепьяно). Позднее, в г. Новая Салда, он активно участвует в художественной самодеятельности, свободно владея игрой на народных струнных инструментах и на баяне. В 1942 году в Новую Салду приехал на гастроли Московский профсоюзный ансамбль песни и пляски. На одном из отчетных самодеятельных концертов руководитель ансамбля, известный композитор Анатолий Новиков, заинтересовался игрой одаренного молодого музыканта и пригласил его в свой ансамбль в качестве баяниста. В ансамбле будущий композитор проработал до начала 1943 года, а затем ушел добровольцем на фронт.

На фронте 18-летний старший сержант, командир отделения Родыгин в часы отдыха не расставался с баяном, устраивал на привалах «летучие концерты» для солдат. В апреле 1945 года в бою под Берлином был тяжело ранен. Награжден медалью «За отвагу».
В августе 1945 года Е.П. Родыгин демобилизовался и поступил в Уральскую государственную консерваторию на композиторское отделение, которое и окончил в 1950 году. Затем в течение шести лет он заведовал музыкальной частью Уральского государственного русского народного хора. За время работы в хоре молодой композитор создал свои наиболее удачные песни. Вместе с хором Родыгин объездил Урал, побывал во всех союзных советских республиках, а также в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии и в Монгольской Народной Республике.

В своем музыкальном творчестве композитор тяготеет к песенному фольклору Урала. Именно отсюда берут истоки его лучшие, широко известные песни «Уральская рябинушка», «Небо темно-синее», «Куда бежишь, тропинка милая?», «Едут новоселы» и др. Многочисленные поездки по Уралу с концертами, живое общение с одаренными исполнителями народных песен обогащали композитора и оказали влияние на его творчество.
В последнее время Е.П. Родыгин наряду с песнями пишет музыку для театра и кино, а также концертно-оркестровые пьесы. Им написана музыка к пьесам «Чудесный сплав» В. Киршона и «Размолвка» Ю. Мячина, к художественному фильму Свердловской киностудии «Во власти золота» (по Мамину-Сибиряку) и документальному фильму «По Чусовой».

  • 1. Небо темно-синее. Стихи М. Пилипенко
  • 2. Кукушка. Стихи Е. Клюшниковой
  • 3. Уральская рябинушка. Стихи М. Пилипенко
  • 4. Куда бежишь, тропинка милая? Стихи А. Пришельца
  • 5. Едут новоселы. Стихи Н. Солохиной
  • 6. Грустная песенка. Стихи Г. Варшавского
  • 7. Колыбельная. Стихи К.Прокопенко
  • 8. Вперед, молодежь! Стихи И. Тарабукина
  • 9. Дорогою стальною. Стихи И. Волженина
  • 10. У границы. Стихи А. Карташова
  • Тексты песен

Скачать ноты

Источник

«Инструментовка для ансамбля народных инструментов «Лён, мой лён»

специалист в области арт-терапии

Департамент образования ЯНАО

Государственное бюджетное профессиональное

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

Инструментовка для ансамбля народных инструментов

Методическое пособие для преподавателей и студентов специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов)

Методическое пособие «Инструментовка для ансамбля русских народных инструментов «Лён, мой лён» предназначено для профессиональной работы со студентами средне — специальных образовательных учреждений и учениками ДШИ.

Методическое пособие адресовано для преподавателей инструментального исполнительства, а так же учащимся и студентам ДШИ, ССОУ.

Ширкин Вячеслав Владимирович, преподаватель первой квалификационной категории кафедры музыкальных дисциплин.

Методическое пособие составлено на основе установленного образца по разработке методического задания, утвержденных научно-методическим Советом колледжа и отвечает всем требованиями по освоению знаний, умений и навыков по программе «Инструментальное исполнительство». Приоритетным направлением в обучение музыканта-исполнителя является самопознание и выявление психологических аспектов в развитии творческой личности.

Пособие составлено на основе работ известных музыкантов — теоретиков (Н.Зряковский, А.Карс) и композиторов (Н.А.Римский-Корсаков).

Цель работы: представить готовую инструментовку сочинения с целью использования этого материала в образовательном процессе.

1)Формирование эстетического вкуса музыканта.

2) Воспитание музыканта — исполнителя.

3) Пополнение репертуара.

Введение

Такие понятия как оркестровка, инструментовка и аранжировка возникли в XVI столетии с возникновением оркестра. Эти явления в музыке были сильнейшими средствами художественной выразительности и двигались вместе с прогрессом в искусстве, технике композиции и усовершенствовании музыкальных инструментов. С возникновения «Великорусского оркестра» Василия Андреева, начинается новая страница в истории оркестрового письма. Василий Васильевич Андреев приложил огромные усилия к техническому усовершенствованию музыкальных инструментов. Он создавал первые образцы оркестровой музыки, написанной для русского народного оркестра. Весь накопленный опыт в области оркестрового письма был использован для нового вида оркестра и применён с учётом национального самосознания в музыке.

Процесс создания оркестровой партитуры называется инструментовкой. Инструментовка очень важное выразительное средство музыки, которое глубоко индивидуально у каждого композитора. Н . А . Римский — Корсаков определил её как «одну из сторон души самого сочинения». Иногда слово инструментовка заменяют другим — оркестровка. Но оно имеет несколько другой оттенок. Чаще употребляют, когда речь идёт о переложении для оркестра произведения, написанного для какого-нибудь инструмента или другого состава инструментов. Оркестровка — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска ( клавираусцуга ) в нотный текст специального типа — партитуру . Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментовщика) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства. Чем глубже это знание, тем ярче и выразительней звучит оркестровая партитура. Аранжиро́вка — искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной. Отличается от оркестровки тем, что допускает применение различных способов развития первоначального материала – изменение гармонии, применение транспозиций и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и так далее.

I. Аннотация на произведение «Лён мой лён»

Песня «Лён мой лён» написана для женского состава хора. Музыка Е.Родыгина, слова В.Бокова. Оригинальное сопровождение написано для баяна.

Виктор Фёдорович Боков (1914-2009) — русский поэт, прозаик, собиратель фольклора. Студентом педагогического училища посещал литературный кружок, которым руководили М. М. Пришвин, А. В. Кожевников, С. Т. Григорьев. В 1934—1938 гг. учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. С 1938 несколько лет работал литературным консультантом при Всесоюзном Доме народного творчества. Член Союза Писателей СССР (1941). Был членом правления СП РСФСР (с 1985) и Центральной ревизионной комиссии СП СССР (1986—1991), редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (1986). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета», медалями. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2005). Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1 степени (1957), Всесоюзного конкурса на лучшую песню I степени (1960). Первое стихотворение опубликовал в 1930 в загорской газете «Вперед». Органичное используя поэтические возможности русского фольклора, Боков творчески развил традицию, заданную А. В. Кольцовым, Н. А. Некрасовым , Н. А. Клюевым, С. А. Есениным , А. Т. Твардовским и М. В. Исаковским . И недаром в 1950 г. Боков стал составителем антологии «Русская частушка».
Созданные на стихи В. Ф. Бокова песни («Выходил на поля молодой агроном», «Гляжу в поля просторные», «На побывку едет молодой моряк», «Оренбургский пуховый платок», «На Мамаевом кургане тишина», «Я назову тебя зоренькой» и др.) широко исполнялись в советское время и зачастую воспринимаются как фольклорное отражение эпохи 1950—1960-х годов.

Евгений Павлович Родыгин родился 16 февраля 1925 года в городе Чусовском Пермской области. В 16 — летнем возрасте с началом Великой Отечественной войны он возглавил ансамбль песни и пляски в Нижней Салде. Он много занимается с оркестром, выступает как солист-баянист. Именно в эти годы у юноши созревает решение стать музыкантом – профессионалом. В 1945 г. Е. П. Родыгин демобилизовался и поступил в Уральскую государственную консерваторию на композиторское отделение. После окончания консерватории в 1950 г. Родыгин занимает должность заведующего музыкальной частью Уральского государственного русского народного хора. Вместе с хором он объездил весь Урал, Сибирь, побывал во всех союзных республиках и за рубежом. Эти поездки оказали огромное влияние на композитора, обогатили его новыми темами и образами. Под сильным воздействием образов народно-песенного фольклора Урала складывался индивидуальный почерк композитора. В 1950 -1956 годах создаются лучшие песни этого периода — «Уральская рябинушка», «Небо темно-синее», «Куда бежишь, тропинка милая», «Белым снегом», «Песня о Свердловске», «Лен мой», которые получили признание во всем мире. Их можно услышать в исполнении не только отечественных, но и иностранных певцов на испанском, немецком, французских языках. Многие песни Евгения Родыгина стали народными.

Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором.

Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью.

Песня «Лён мой лён» рисует картину осенней страды – уборку льна в колхозе. И даже во время труда девушку не отпускают сильные чувства. А ответ на свою безответную любовь она спрашивает у льна.

Эта песня написана композитором во время работы заведующим музыкальной частью в Уральском государственном хоре. Известнейший коллектив, обладатель наград престижных международных конкурсов, неизменно становился исполнителем его первых песен. Если первые песни Евгения Родыгина для Уральского народного хора, такие, как “Встреча” и “Как у дедушки Петра”, соответствовали канонам фольклорного исполнительства, то дальше талантливый композитор шел своей дорогой первооткрывателя, создавая произведения с новыми, непривычными интонациями. А потому диссонанс в творческих взглядах с руководством хора становился все более резким, и в 1956 году Евгений Родыгин уволился из Уральского народного хора. Время все расставило по своим местам. В песенных кладовых хора богатыми самоцветами переливаются хороводные, обрядовые, игровые и другие песни, созданные на основе народного фольклора; настоящим украшением любой программы стали “Уральская рябинушка”, “Белым снегом”, “Едут новоселы”, “У границы”, “Лен мой”, “Куда бежишь, тропинка милая”, “Где ты раньше был” и многие другие песни известного композитора.

Артисты старшего поколения полагают, что именно песни Евгения Родыгина вознесли в пятидесятые — шестидесятые годы Уральский хор на такой пик славы, что просто дух захватывало: зрители переполняли залы, с огромным трудом можно было достать билеты на концерт. А такие песни как “Уральская рябинушка”, «Лён мой лён» звучали на радио, ее полюбили во всех уголках Советского Союза. Китайские и монгольские профессиональные ансамбли исполняли их на русском языке. Их пели и на польском, и на немецком, и на французском языках.

II. Нотное приложение

Источник

Уральские песни — Ноты для хора

Поющее сердце Урала Творчество гармониста И.Плешивцева

Сборник песен уральских композиторов на стихи современных поэтов


Уральские песни
составитель и музыкальный редактор Е.П. Родыгин
«Средне-Уральское книжное издательство», 1981г.

Песни, составившие сборник, написаны уральскими композиторами на стихи современных поэтов. Они обращены к славной истории нашей страны и ее сегодняшнему дню, отражают широкий диапазон чувств — от высокого пафоса до теплого лиризма.
Книга адресована самому широкому кругу любителей песни.

  • Земля родная. Музыка Г. Топоркова, слова Д. Лившица
  • Я с тобой, мой комсомол! Музука Е. Родыгина, слова В. Радкевича
  • Я — сын России. Муз. К. Кацман, сл. Л. Сорокина
  • Родная граница. Муз. Л. Гуревича, сл. Б. Кежуна
  • Песня о Неизвестном солдате. Муз. Л. Гуревича, сл. Н. Доризо
  • Деревню нашу обошла война. Муз. С. Сиротина, сл. И. Лепина
  • Белые слезы черемух. Муз. В. Горячих, сл. И. Тарабукина
  • Провожала сокола. Муз. В. Горячих, сл. Е. Хоринской
  • Солдатская дорожная. Муз. К. Кацман, сл. Ф. Предтеченской
  • Лишь в России. Муз. Б. Гибалина, сл. А. Мартынова.
  • Марш свердловских строителей. Муз. Л. Никольской, сл. В. Елисеева
  • Под русскую гармошку. Муз. В. Лаптева, сл. А. Столковского
  • Ты и я. Муз. К. Кацман, сл. М. Найдича
  • Что ты тускнеешь, звездочка? Муз. С. Сиротина, сл. М. Матусовского
  • Серенада. Муз. Е. Родыгина, сл. В. Харитонова
  • Черемуха. Муз. В. Бибергана, сл. Д. Лившица.
  • У седого тополя. Муз. Е. Щекалева, сл. Э. Вериго.
  • Любава. Муз. Г. Топоркова, сл. Э. Вериго.
  • Шумит зеленый луг. Муз. В. Пестова, сл. Н. Михеева
  • Серебряная свадьба. Муз. С. Сиротина, сл. Э. Вериго.
  • Любовь — беда. Муз. Л. Гуревича, сл. М. Геттуева.
  • На полянке. Муз. М. Кесаревой, сл. Г. Сюнькова.
  • Над быстрой речкою. Муз. В. Пестова, сл. Ю. Клюшникова
  • То не ветка к земле клонится. Муз. М. Кесаревой, сл. народные
  • Звездочка тучку задела. Муз. Е. Родыгина, сл. М. Караваева, перевод В. Радкевича
  • Эх, бубенчики, звон серебряный! Музыка В. Горячих, слова В. Елисеева
  • Тексты песен

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Не один казак гулял
Фольклорный ансамбль уральских казаков
Уральск, 1991г.

Составление, предисловие, примечание, тексты кандидата исторических наук Е. И. КОРОТИНА.
Нотация песен кандидата искусствоведения В. М. ЩУРОВА.

Фольклорный ансамбль уральских казаков
Вот, как нонче же на киян-море
Как не ясные соколики солетался
Во бурочке, вэ черкасочке
Вот как шли-прошли наши батюшки казаченьки
Ох, раздольице мое широкое
Не один казак гулял, гулял со Товарищем
Вы прощайте, отец с матерью родные
Полынушка, только горька травушка
Ты гуляй, гуляй, гуляньице мое
Вот спасибо вам, хозяин со хозяюшкой
Тошно рыбушке сидеть, милой, в0 сетке
Урал наш быстротечный
Прослужил казак три года
Собирались, ой да, хорошеньки
Ой ты Лиза, Лизавета
Встала, проснулася зоренька алая
За Уралом, за рекой казаки гуляли
Молодцам казакам весело нам жить
Поехал казак на чужбину далекую
Скажем, лошади готовы
Молодка, молодка, молоденькая
А барыня гулять хочет
Багринные припевки
Примечания

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Всероссийское музыкальное общество
От Урала до Сибири
составитель Н.Савинцева
1990г.

Песни композиторов Урала и Сибири

  • КРАЯ УРАЛЬСКИЕ. Музыка и слова Э. Захарова
  • ЭХ, БУБЕНЧИКИ-КОЛОКОЛЬЧИКИ. Музыка В. Горячих, слова В. Елисеева
  • ДОРОЖЕНЬКА. Уральская народная песня. Обработка В. Горячих
  • РАССКАЖИ, СЕДОЙ УРАЛ. Музыка В. Лаптева, слова В. Юферева и И. Сычева
  • ЛИРИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ. Музыка В. Лаптева, слова народные.
  • КРУЖЕВО ЕЛЕЦКОЕ. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова Г. Заволокина и И. Батракова
  • ЗЕЛЕНАЯ ВЕСНА. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова В. Бокова
  • ПОКЛОНИТЕСЬ ХЛЕБУ РУССКОМУ. Музыка М. Апарнева, слова Э. Вериго
  • ЗАШУМЕЛИ СОСНЫ ЗА РЕКОЮ. Музыка М. Апарнева, слова П. Дариенко, перевод П. Градова
  • ЛЮБОВЬ И ПЕСНЯ ХОДЯТ РЯДОМ. Музыка В. Пестова, слова С. Красикова.
  • ПРОЩАЛЬНАЯ. Музыка Е. Щекалева, слова Н. Тряпкина.
  • ЗЕМЛЯ МОЯ, СИБИРЬ. Музыка О. Иванова, слова Ю. Колоколова
  • ЗОРИ ВЕШНИЕ. Музыка О. Иванова, слова А. Дементьева и Л. Ошанина
  • ВАСИЛЬКИ НА КРАСНОМ ФОНЕ. Музыка С. Сиротина, слова Г. Георгиева.
  • СТАРОЕ КИНО. Музыка В. Веккера, слова Ю. Друниной.
  • УРАЛЬСКАЯ РЯБИНУШКА. Музыка Е. Родыгина, слова М. Пилипенко
  • КУДА БЕЖИШЬ, ТРОПИНКА МИЛАЯ? Музыка Е. Родыгина, слова А. Пришельца
  • В УРАЛЕ РУСЬ ОТРАЖЕНА. Музыка Е. Гудкова, слова Л. Татьяничевой
  • НАСТУПИЛА ПОРА. Музыка Б. Гибалина, слова Л. Татьяничевой.
  • ЗИМНЯЯ НОЧЬ. Музыка М. Кесаревой, слова Ю. Шесталова, перевод П. Кустова
  • НА РАССВЕТЕ. Музыка К. Кацман, слова И. Олениной
  • ЗАБЫТЫЙ ВОКАЛИЗ. Музыка И. Бершадского
  • БАБЬИ ПЕСНИ. Музыка Ю. Гальперина, слова А. Еранцева
  • ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН. Обработка С. Эйдинова, слова И. Козлова
  • ТРОИЦЫНО УТРО. Музыка С. Сиротина, слова С. Есенина
  • ГОЙ ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ. Музыка С. Сиротина, слова С. Есенина.

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


В Урале Русь отражена
Песни конкурсные, о городах и народные
составление сборника, запись народных песен и комментарии В.Хоменко
Южно-Уральское книжное издательство, 1971г.

Сборник «В Урале Русь отражена» знакомит с вокальными и хоровыми произведениями профессиональных и самодеятельных композиторов Челябинска и области, а также с народным творчеством ряда сел и районных центров.
В него вошли песни, отмененные премиями на конкурсах, посвященных 50-летию Советской власти и 100-летию со дня рождения В.И.Ленина; песни о городах, написанные членами областной секции самодеятельных композиторов, народные песни, собранные в различных районах Челябинской области. В разделе народных песен представлены обработки для хоров, выполненные преподавателем музыкального училища С. С. Поляковым.
Краткие зарисовки помогут читателю познакомиться с людьми, пишущими музыку, с лабораторией их творчества.
Сборник предназначается для любителей музыки и участников художественной самодеятельности.

Конкурсные песни
В Урале Русь отражена. Сл. Татьяничевой. Муз. Е. Гудкова
В этот день родился Ленин. Сл. В. Сопртена. Муз. Е. Гудкова
Гордость. Сл. Л. Чернышева. Муз. М. Смирнова
Русские просторы Сл. Л. Кузнецова. Муз. И. Шутова
Наша Родина — Урал. Сл.В Радкевича. Муз.И. Шутова
Песня о Ленине. Сл. Б. Дворного и В. Полосина. Муз. В. Мысливца
Ленин. Сл. Э. Межелайтиса. Муз. Г Любовицкого
Помни. Сл. С. Соложенкиной. Муз. Г. Любовицкого
Ровесники. Сл. В. Юферева. Муз. Г. Любовицкого
Я еду родной стороной. Сл. В. Юферева Муз. Г Любовицкого
У памятника неизвестному солдату. Сл. М. Джалиля. Муз. М. Капланского
Дала ему крылья Магнитка. Сл. В. Юферева. Муз. В. Рябчича
Мы — уральцы молодые. Сл. В. Юферева. Муз. В. Лекарчука

Песни о городах
Город моей мечты. Сл. Л. Кузнецова. Муз. М. Смирнова
Над вечерним Челябинском. Сл. и муз. Сл. Кульдяева
Люблю тебя. Магнитогорск. Муз. и сл. В. Рябчича
Вечерний Златоуст. Сл. В Черноземцева. Муз. А. Танцырева
Песня о Златоусте. Сл. 3. Яковлевой. Муз. С. Антропова
Троичанка. Сл. О. Кульдяева. Муз. Ю. Полякова
Песня о Миассе. Сл. С. Эпштейна. Муз. Ю. Пастухова
Песня о Копейске. Сл. Ю. Кормильцева. Муз. А. Пыжова
Песня о Кусе. Сл. А. Ершова. Муз. А. Пыжова
Сердцу дорог наш Катав. Сл. В. Сидорова. Муз. А. Швидя
Песня о Еманжелинске. Сл. Л. Кузнецова. Муз. И. Шутова
Песня о Кыштыме. Сл. В. Власова. Муз. В. Акимова

Народные песни
Из-за гор-то, гор да вылетал орел
Не сказать ли вам, братцы
Серебрит луна листочки
Букет сирени
На горе-то виноград растет
Посылает Ваню мать
Над рекой, над водой
Скучно пташке
Подуй ветер со горы
Из-под камешка
Из-за гор крутых Карпатских
Конь боевой с походным вьюком
Стлала, стлала полковница
За Уралом, за рекой
Деревушка да небольшая
Ой, вы гости, званые мои
Когда, я была млада
Молодка, молодка
Золотые вы песочки
Ой, ты, орлик сизокрылый
Ой, я дивка богатого роду
По лугам по зэлэнэнькым
А вгороди й озэрэчко
Посияла огирочкы
На вгорода вэрба рясна
Плыве, плыве, лэбэдэньку
Тексты и примечания

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Поет Урал
Песни уральских композиторов, народные песни, частушки, страдания
Средне-Уральское книжное издательство, 1968г.

Предлагаемый нами сборник составлен из произведений уральских композиторов, уральских народных тесен различных жанров, а также частушек и припевок.
Сюда вошли лучшие произведения уральских авторов, созданные в последние два-три года.
Это песни свердловских композиторов: М. Гальперина, Б. Гибалина Е. Гиммельфарба, В. Горячих, М. Кесаревой, В. Казенина, Л. Никольской, Н. Пузея, В. Пестова, Е. Родыгина, Г. Топоркова, оренбургского композитора В. Лаптева, челябинского композитора И. Шутова.
Уральские народные песни представляют собой лучшие образцы народного творчества, собранные и записанные в последние годы в Пермской, Свердловской и Челябинской областях. Некоторые циклы частушек и припевок записаны от самодеятельных вокальных коллективов. Например, усть-кемольские частушки записаны от группы молодых участников хора, их исполнителей, а возможно и создателей.
Тексты большинства авторских песен созданы как поэтами-профессионалами, так и любителями. Имена многих поэтов широко известны на Урале, среди них Г. Варшавский, Б. Елисеев, Е. Клюшникова, Д. Лившиц, М. Найдич, А.Новосельский, И.Тарабукин.

Основная часть авторских и народных песен исполнялась или исполняется Уральским государственным русским народным хором, записана в его (исполнении на магнитофонную ленту, издана в грампластинках. Многие из этих песен приобрели шире кую популярность, например, песни Е. Родыгина «Краснотал», «Песня о Свердловске», «Весенняя»; песни Г. Топоркова «Тополек», «Баллада о девушке», «Таежный городок»; песни М. Гальперина, В. Казенина, В. Лаптева, Н. Пузея, Л. Никольской, И. Шутова, Б. Гибалина. Большим успехом пользуются «Калиновские частушки», записанные в селе Калиновка, Чернушинского района, Пермской области, частушечный цикл Е. Долиновой «У прясла» и многие другие.
Диапазоны тем и образов в предлагаемых песнях довольно велики — от патриотических песен о Родине, о родном крае, до лирических и веселых шуточных. Есть песни для академических хоров и народных, для небольших групп исполнителей и для отдельных певцов. Некоторые песни могут исполнять и хор и солисты. Например, «Тополек», «Таежный городок» Г. Топоркова, «Березонька» И. Шутова. Хоровое изложение голосов может быть переделано руководителями в соответствии с возможностями данного коллектива, то есть вместо четырехголосного звучания возможно двухголосие.
Сборник песен сможет быть ценным подспорьем для многочисленных хоровых и вокальных коллективов.
Мы надеемся, что многие произведения прочно войдут в их репертуар и будут способствовать развитию художественной самодеятельности Урала.

I ПЕСНИ УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Родина. Музыка В. Горячих, слова Е. Клюшниковой
Родина-песня. Музыка Н. Пузея, слова А. Прокофьева
Песня о Свердловске. Музыка Е. Родыгина, слова Г. Варшавского
Гора моя Думная. Музыка В. Горячих, слова Ю. Клюшникова
У нас на селе. Музыка В. Пестова, слова И. Тарабукина
Тополек. Музыка Г. Топоркова, слова В. Елисеева
Солдаты. Музыка М. Гальперина, слова Л. Сорокина
Баллада о девушке. Музыка Г. Топоркова, слова Е. Клюшниковой
Там, где юность проходит. Музыка М. Гальперина, слова Л. Сорокина.
Снова в путь, комсомольцы Урала! Музыка В. Казенина, слова И. Чуфарова
Чуть выйдешь в поле. Музыка Б. Гибалина, слова Н. Рыленкова
Лирика и героика. Музыка М. Гальперина, слова Л. Сорокина
Таежный городок. Музыка Г. Топоркова, слова И. Тарабукина
Гудки вечерние. Музыка Н. Пузея, слова М. Пилипенко
Весенняя. Музыка Е. Родыгина, слова Г. Варшавского
Мальчишки нашего двора. Музыка М. Кесаревой, слова М. Найдича
Над рекою — краснотал. Музыка Е. Родыгина, слова Д. Лившица
Заряночка. Музыка В. Лаптева, слова А. Новосельского
Вечер. Музыка Л. Никольской, слова М. Смирновой
Свердловчаночка. Музыка В. Горячих, слова Р. Некрасовой
Жду с тобой я встречи. Музыка Л. Никольской, слова В. Захарова
Черемуха. Музыка В. Пестова, слова Ю. Трифонова
Девчонка. Музыка В. Горячих, слова А. Никольского
Песня об Азине. Музыка Л. Никольской, слова Ю. Клюшникова
В эти дни. Музыка М. Кесаревой, слова И. Озерова
Березонька. Музыка И. Шутова, слова Н. Палькина
Песня партизан. Музыка В. Казенина, слова В. Ступина
Ожидание. Музыка Г. Топоркова, слова Н. Доризо
Счастье наше. Музыка Г Топоркова, слова Г. Варшавского
Ох, не до шуток. Музыка В. Казенина, слова И. Риф
В горы. Музыка В. Казенина, слова Г. Дробиза

II. УРАЛЬСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Ты, взойди-ко, красно солнышко (проголосная)
Ой, заря, ты заря. (проголосная).
Выходили красны девушки. (хороводная)
Посеяли мы. (хороводная)
Перевейся, хмелько (игровая)
Горе мое (проголосная)
Не зеленая груша. (свадебная)
По мосту было, мосточку. (хороводная)
Была я у ключика (плясовая)
Иван да Марья. Слова И. Тарабукина
Вечор я с милым разбранилась (шуточная)
Ходит Ваня. Слова Е. Клюшниковой

III. ЧАСТУШКИ, СТРАДАНИЯ
Частушки уралочек. Слова А. Новосельского
У прясла. Музыка М. Максимова, слова Е. Долиновой
Примирение. Музыка М. Максимова, слова А. Будниковой
Усть-кемольские лирические частушки
Сплетницы. Музыка М. Максимова, слова Л. Петуховой
Меня любит паренек. Музыка М. Максимова, слова Л. Петуховой
Запоем, так сердцу легче
Калиновские частушки
Тексты песен

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Песни композиторов Урала
составитель Н.Пузей
для голоса или хора с фортепиано (баяном)
«Музыка», 1964г.
номер 2026

1. Парни из России. Музыка Б. Гибалина. Слова В. Федорова
2. Поле русской славы. Музыка Л. Никольской. Слова Е. Клюшниковой
3. Куба-да! Музыка А. Фридлендера. Слова О. Богданова
4. Девичья вечерняя. Музыка Е. Родыгина. Слова В. Русакова
5. Куда бежит- течет река? Музыка Е. Родыгина. Слова В. Семернина
6. Лен мой. Музыка Е. Родыгина. Слова В. Бокова.
7. Утро встает. Музыка О. Моралева. Слова И. Тарабукина
8. Затуманились озера. Музыка Н. Пузея. Слова В. Дружинина
9. Ой вы, девичьи мечты. Музыка Г. Селезнева. Слова И. Чуфарова
10. Вместе с песней. Музыка Г. Селезнева. Слова И. Пальмова
11. Дальние дали. Музыка Г. Куриной. Слова Д. Герстле
Тексты песен

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Песни композиторов Урала
составитель Ж.А.Сокольская
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
«Советский композитор», 1985г.
номер с7060к

ПЕСНИ УРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал,
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.

Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые
И люди, что плавят металл.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Строки эти из стихотворения известной поэтессы Людмилы Татьяничевой, дают возможность воссоздать в воображении картины Урала. Край несметных богатств, редких минералов, суровых и мужественных людей — такова эта древняя земля, растянувшаяся широкой полосой вдоль горных хребтов с севера на юг, восточными своими отрогами приветствуя Азию, а западными — прощаясь с Европой. Прославлен Урал, и своим искусством, своеобразием песенной культуры.

Сложный этнический состав края наложил отпечаток на специфику интонационного строя местного музыкального песнетворчества. Русские былины, лирические и хороводные напевы не только славянского происхождения, но и украинские,
татарские, башкирские, взаимовлияя друг на друга, определили своеобразие уральского фольклора, ставшего одним
из истоков профессионального творчества, песенного в том числе.

Хотя композиторская уральская школа еще очень молода— она насчитывает немногим более сорока лет, — авторами, живущими «далеко от Москвы», создано немало сочинений, известность которых уже давно перешагнула не только границы своего края, но и вообще рубежи Родины. Как здесь не вспомнить «Уральскую, рябинушку» Е. Родыгина на стихи М. Пилипенко, которая, родившись более четверти века тому назад, продолжает и сегодня постоянно звучать в Чехословакии, ГДР, Италии, Франции, Финляндии, Японии?! Истинными «полпредами» советского искусства за рубежом выступали не раз песни Б. Гибалина, В. Горячих, В. Лаптева, Е. Родыгина, М. Смирнова, Е. Щекалева во время зарубежных гастролей Уральского народного хора в Италии, Югославии, ГДР, Чехословакии, КНДР, Монголии, ПНР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Франции, ФРГ. С каждым годом все более широкой и полноводной становится река уральской профессиональной песни. Все более обширным — круг её почитателей.

Лучшие уральские песни Б. Гибалина, В. Горячих, Л. Гуревича, К. Кацман, Н. Пузея и других не раз исполнялись народными хорами и академическими капеллами, эстрадными оркестрами и ансамблями, записаны в «золотой фонд» Всесоюзного радио.
Сборник «Песни композиторов Урала», объединивший произведения разных лет, созданные несколькими поколениями авторов, может дать достаточно широкое представление о многообразии поисков в самом массовом жанре творчества. Жизнь народа, его свершения, устремленность к высоким идеалам, борьба за светлое будущее Родины, мир современника, его размышления о жизни, радости и надежды — таков образный диапазон этих сочинений, отразивший широкий круг настроений и чувств — от высоко- патетики до теплого лиризма, от пафоса до светлой радости.
Несомненным вкладом в советскую песенную Лениниану является песня «Ленин» Е. Родыгина на стихи И. Дремова, открывающая сборник. Продолжая линию торжественно-гимнических высказываний о великом вожде пролетариата всего мира С. Туликова и А. Холминова, в воплощении темы, достаточно разносторонне развитой советскими композиторами, Родыгин находит свой ракурс, свою сокровенную интонацию.
События Великой Отечественной войны, воспоминания о годах, опаленных пожарищами, подвиг славных сынов Отчизны — все эти страницы героической летописи, преломляясь сквозь призму восприятий сегодняшнего дня, побуждает советских композиторов к высказываниям сокровенным.

Продолжают жить и развиваться в современной уральской песне образы труда, борьбы с суровой природой края. По-прежнему активной жизнью в исполнительском и слушательском опыте живет ритмически упругая по своему мелодическому рисунку, полная внутренней активности песня «Зовет гора Магнитная» Б. Гибалина на стихи И. Тарабукина и сочетающая в себе одновременно маршевую четкость и лирическую теплоту «Едут новосела» Е. Родыгина. Привлекает своим романтически-мечтательным тоном, словно подернутая легкой грустной дымкой, песня «Самотлор» Е. Гудкова на стихи В. Туркина.
При всей многогранности творческих интересов уральских композиторов, при всем разнообразии тем, широте образной амплитуды, совершенно явно прослеживается в их творчестве особо «своя» тема. Прошлое Урала, сегодняшний день его, мир земляков, их свершений — таковы лишь некоторые ракурсы воплощения местной темы в песнях, родившихся в сердце Каменного пояса.
Хочется верить, что песни, рожденные на Урале, созданные известными мастерами и молодыми авторами, сумеют найти дорогу к слушателям. Думается, что любители музыки и профессионалы-исполнители во всех концах страны, встретившись с песнями, родившимися «в глубине России, в краю озер и рудных скал», найдут в них верных друзей и спутников в своей жизни.
Ж. Сокольская

  • ЛЕНИН. Музыка Е. Родыгина, слова И. Дремова
  • РОДИНА. Музыка С. Сиротина, слова Г. Сюнькова
  • Я—СЫН РОССИИ. Музыка К. Кацман, слова Л. Сорокина
  • ЕДУТ НОВОСЕЛЫ. Музыка Е. Родыгина, слова Н. Солохиной
  • КОГДА ГОВОРЯТ О РОССИИ. Музыка Е. Щекалева, слова Л. Татьяничевой
  • ТРИ ГОРОДА. Музыка Е. Гудкова, слова И. Тарабукина
  • САМОТЛОР. Музыка Е. Гудкова, слова В.Туркина
  • ЗОВЕТ ГОРА МАГНИТНАЯ. Музыка Б.Гибалина, слова И. Тарабукина
  • ЕСТЬ НА УРАЛЕ ДЕРЕВНЯ. Музыка Н. Пузей, слова Г. Сюнькова.
  • НЕЛЕГКО СОЛДАТУ СЛУЖИТСЯ. Музыке К. Кацман слова Л. Сорокина.
  • МАТЬ СОЛДАТА. Музыка М. Смирнова, слова Г. Суздалева
  • ТОПОЛЕК. Музыка Г.Топоркова, слова В.Елисеева
  • БЕЛЫЕ СЛЕЗЫ ЧЕРЕМУХ. Музыка В. Горячих, слова И. Тарабукина.
  • БЕЛЫЙ СНЕГ. Музыка Н. Пузей, слова Г. Сюнькова
  • ТОЛЬКО ЛЕБЕДИ ПРОЛЕТАЛИ. Музыка В. Пестова, слова Е. Долматовского
  • УРАЛЬСКАЯ РЯБИНУШКА. Музыка Е. Родыгина, слова М. Пилипенко
  • ЛЮБАВА. Музыка Г. Топоркова, слова Э. Вериго
  • НЕ СТАРЕТЬ МОЛОДЫМ. (Серебряная свадьба.) Музыка С. Сиротина, слова Э. Вериго
  • СКАЖИ МНЕ ЧТО-НИБУДЬ ХОРОШЕЕ. Музыка В. Веккера, слова Р. Рождественского
  • ДВЕ БЕРЕЗКИ. Музыка Е. Гиммельфарба, слова Д.Лившица
  • КАК ПОЙДУ Я НА ГУЛЯНЬЕ. Музыка М. Кесаревой, слова Г. Сюнькова
  • ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСНЯ. Музыка Л. Гуревича, слова Н. Грибачева,
  • УТРО В НОВЕНЬКОЙ СПЕЦОВКЕ. Музыка Е. Щекалева, слова Л. Ладейщиковой
  • Тексты песен

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Дорогая моя глубинка
сборник песен
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
Челябинск, 2002г.
Только описание.

«Дорогая моя глубинка» — первый сборник произведений самодеятельных композиторов Южного Урала. Авторы представляют различные уголки нашего края — Верхнеуральск, Кыштым, Миасс. Всех их объединяет большая любовь к своей малой родине и желание поделиться ею с другими.
Мы надеемся, что песни этого сборника заинтересуют певческие коллективы города и области, и они найдут своих слушателей.

Сегодня мы предлагаем Вам первый сборник самодеятельных композиторов Южного Урала. Не случайно он называется «Дорогая моя глубинка»: авторы его живут в Кусе и Бредах, поселке Рощино и Верхнеуральске, Кыштыме и Миассе. Всех их объединяет большая любовь к своей малой родине: там, где поет душа, и рождаются глубокие и искренние слова и мелодии.
Песня — праздник. Песня — экзамен. И для молодых, и для опытных композиторов. Песня — друг. Она остается верной до тех пор, пока ей верны мы сами.
Самое большое счастье для автора — не знать равнодушной аудитории, в глазах слушателей находить подтверждение своей необходимости, близости, ожидание радости.
Из большой и самоотверженной работы, из высокой ответственности перед людьми и временем, из счастливых мгновений духовной близости композитора и слушателя и рождается живое чудо песни. А потом песня начинает жить самостоятельно.
Мы надеемся, что песни из этого сборника войдут в репертуар наших певческих коллективов и солистов, а их исполнители будут благодарны нашим самодеятельным композиторам-дебютантам.
В.А. ТОПТУНОВ, директор Челябинского государственного областного центра народного творчества, президент Ассоциации центров народного творчества Уральского федерального округа, заслуженный работник культуры России

УРАЛЬСКИЙ ВАЛЬС (муз. В. Елинека, сл. В. Толокнова)
РОДНОМУ ГОРОДУ (муз. В. Елинека, сл. В. Щербакова)
РОЩИНСКИЙ ВАЛЬС (сл. и муз. Т. Белобородовой)
БРЕДИНСКАЯ ЗАЗДРАВНАЯ (муз. М. Муканова, сл. Л. Парваткиной)
ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ (муз. А. Ахмадовой, сл. Н. Кудряшова)
ОСЕНЬ (муз. В. Блинова, сл. С. Есенина)
ТАНКОГРАД (муз. В. Вишнивецкого, сл. А. Терентъева)
НАД ЧЕЛЯБИНСКОМ ДОЖДЬ (муз. Г. Вишнивецкого, сл. В. Сорокина)
ЛЕГЕНДА О КУСЕ (муз. В. Пахтусова, сл. Н. Галкина)
МИЛЕЕ НЕТ КУСЫ (муз. В. Пахтусова, сл. А. Симонова)
УЙСКАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ (муз. Н. Григорьева, сл. А. Захарова)
ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЙ ВАЛЬС (муз. и сл. С. Ларина)
ПЕТРОПАВЛОВСК НА УРАЛЕ (муз. и сл. С. Ларина)
КАРАГАЙСКИЙ БОР (муз. и сл. С. Ларина)
СЛЮДЯНСКИЙ ВАЛЬС (муз. и сл. В. Черепко)
ПЕСНЯ-ВИЗИТКА АНСАМБЛЯ «СЛЮДЯНСКИЕ РОССЫПИ» (хоровая партитура) (муз. и сл. В. Черепко)
ПЕСНЯ О КЫШТЫМЕ (муз. и сл. В. Черепко)
МОЯ КУСА — РОМАШКА (муз. Е. Аксеновой, сл. С. Галкиной)
МОЙ ГОРОД (муз. и сл. В. Сотникова)
ДОРОГАЯ МОЯ ГЛУБИНКА (муз. В. Романова, сл. В. Савченкова)
ПЕСНЯ О МИАССЕ (муз. П. Хлыздвой и О. Балановской, сл. Т. Адомайтиса и С. Хлызовой)

Источник

Оцените статью