Ленинградский завод по производству гитар

Советские электрогитары

Стремительное производство гитар в СССР началось с 1960-х годов. Значимость музыкального искусства достигла своих пределов, и это рождало огромный спрос на инструменты. Огромная страна, находившаяся в изоляции, уже не могла удерживать за железным занавесом интересы тысяч меломанов.

Первая советская электрогитара

Вопрос о преобразовании звука акустической гитары в более громкий возник еще в 1920 году. Решенный в европейских странах, он вторично появился на просторах нашей исторической родины спустя сорок лет.
Первая советская электрогитара была самобытна и сложно сказать, какая из существующих к тому времени гитар стала ее прототипом. Изготовлена она была в Ленинграде в 1964 году и носила название «Тоника».

Стоила гитара достаточно дорого. Ее стоимость превышала зарплату среднестатистического инженера.

В 1969 году «Тоника» была модернизирована до ЭГС-650. Эта модель электрической гитары производилась в Свердловске, Ростове и Орджоникидзе. Также производилась и бас-гитара под названием «Тоника».

Электрогитара Тоника

Постепенно «Тоника» была снята с производства, а каждым из трех основных заводов-производителей были разработаны собственные модели. Оставалось лишь заручиться одобрением правительства на их массовое производство.

Заводы по производству гитар

Самым первым производителем гитар был ленинградский завод народных музыкальных инструментов им. Луначарского. Лучшим его достижением считалась двенадцатиструнная акустическая гитара.

К 1970-му году ленинградским заводом стала выпускаться серия гитар «Мария», состоявшая из шестиструнной, двенадцатиструнной и бас-гитары. Корпус гитар был изготовлен из пластика, а внутри был полым, что обеспечивало низкое качество звучания инструмента. Гитары серии «Мария» были признаны худшими на просторах СССР.

Гитара Мария

В Москве изготовлением гитар занималась Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии. Гитары этой фабрики славились своей экзотичностью и были неплохи по звучанию. Они были выполнены в целом корпусе и носили название «Элгава». Выпущены они были в 2-х вариантах – с вибрато и без него.

Гитара Элгава

Московский завод, помимо производства неплохих электрогитар, занимался выпуском педалей к ним.

Особого внимания заслуживает свердловский завод по производству клавишных инструментов. Знаменитым этот завод стал благодаря производству модифицированной «Тоники», названной в народе «Уралом», а также уральской бас-гитары. Электрогитары уральского завода широко использовались во всевозможных ДК, а также были самыми ходовыми в школьных ВИА.

Электрогитара Урал

Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон» имела два музыкальных завода, один из которых был расположен в Ростове-на-Дону, а другой – в Орджоникидзе. Именно эта фабрика порадовала музыкантов СССР электрогитарой «Аэлита» и бас-гитарой, которую называли просто «Бас». Последней разработкой ростовской фабрики являлась электрогитара «Стелла». В этой гитаре было четыре звукоснимателя и стереофонический выход, однако акустическая ее сторона оставляла желать лучшего.

Электрогитара Стелла

Также электрические и бас-гитары производились во Львове, Одессе, Борисове и Ереване.

Зарубежные гитары на просторах СССР

В промежутке между 1970-м и 1980-м годом стал осуществляться импорт зарубежных гитар в СССР. Это были Musima из ГДР, Jolana из Чехии, Орфеус и Кремона из Болгарии и Дефол из Польши.

Лучшими из импортируемых гитар считались Musima, но стоили они чрезвычайно дорого. Цена их вдвое превышала зарплату среднестатистического советского инженера.

Электрогитара Musima

Движимые неутомимым желанием творить, советские музыканты пытались делать электрогитары своими руками, основываясь на схемах, описанных в радиолюбительских журналах. Гитары получались плохими по звучанию и не дотягивали по своим характеристикам даже до заводской «Тоники».
Сейчас советские электрогитары интересны разве что коллекционерам. Музыкальной ценности этот исторический артефакт не представляет, зато он является атрибутом истории нашей страны.

Звучание гитары Тоника

Звучание гитары Урал

Источник

Ленинградский завод по производству гитар

Начала фабрика производить электроинструменты с малосерийных полуакустик, довольно высокого качества — это были копии Gibson E-335, гитара и бас в форме скрипок, как у Маккартни. Чуть позже на ряду с полуакустиками начала выпускаться серия электро и бас-гитар ЭКО — копии популярных Итальянских гитар. По качеству все эти инструменты были значительно лучше, чем выпускающиеся позже модели, но сложность и дороговизна и маленький объем производства стал причиной того, что скоро им на смену пришли более дешевые модели — Джазовая полуакустика с декой из фанеры заменила деревянные полуакстики, а после деку стали делать из пластика. На смену ЭКО пришли гитары легендарного оригинального отечественного дизайна — первые Тоники (РИТМ-СОЛО и БАС), которые по качеству останутся выше всех последующих тоник, но они делались недолго — всего несколько лет. После всё производство электрогитар перенесли на МУЗДЕТАЛЬ, которая удовлетворяла нужды пролетариата серией гитар МАРИЯ

Форум, благодаря которому «всё это»:
Хорошо представленный тематический виртуальный музей

Если вы обладаете какой-либо информацией, можете дополнить или внести замечания по этой странице — обязательно напишите мне на почту — dor313@yandex.ru

Chapt’s Web @2009-2019

Материал на сайте создан благодаря не равнодушным людям. Спасибо им за это!

Источник

Ленинградский завод по производству гитар

Важное примечание: Статья написана в начале 2000-х. С той поры много чего поменялось, иногда радикально. Читайте с поправкой за этот факт.

На пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от большинства старых фабрик остались только названия, а от других не осталось ничего. Как например от Ивановской гитарной фабрики, от которой не осталось даже стен корпусов — ВСЕ украли.

Мартиролог гитарных фабрик советского музпрома обширный, но чтение его не вызывает исключительно горьких чувств. Все уже было описано классиками в «Вишневом саде» и «Нравах Растеряевой слободы». Невозможно бесконечно всей деревней выкручивать гайки на ж/д полотне. Несмотря на относительную несложность технологий, производство гитар требует высокой квалификации рабочих и мастеров и точное соблюдение этих технологий. Обеспечить такой уровень точности советская промышленность могла только на ниве создания танков и спутников. Гитары проходили по разделу «местная промышленность» и т.п. Отсюда общий уровень оснащения таких фабрик — на уровне совхозной машинно-тракторной станции 50-х годов. В борьбе за рынок совхозы проиграли Гибсону мгновенно, еще до первого выстрела. И ладно бы только Гибсону. Даже дешевейшие китайские картонные гитары оказались востребованы больше, чем продукция уцелевших советских гитарных фабрик. По мере развития рынка процесс выдавливания этих фабрик проявляется все сильнее. В крупных городах магазины отказались от них вовсе, в провинции их гитары еще как-то продаются, но тенденция очевидна.

Судьба гитарного производства в России точно такая, как и у большинства других мелких отраслей. Ситуацию осложняет специфичность и ограниченность рынка музыкальных инструментов. Никто не хочет вкладывать серьезные деньги в их производство. Как ни странно, схожая ситуация на Западе, особенно в Европе, где многие музыкальные фабрики либо вовсе закрылись, либо перенесли производство в страны с дешевой и дисциплинированной рабочей силой — прежде всего в Китай. Нашим фабрикам переносить было нечего, оттого они просто тихо умерли.

Пока все известные нам попытки открыть новое производство гитар в России были либо неуспешными, либо очень малыми по масштабу. Мастерская Шарова в Улан-Удэ, гитары Wanderer из Ижевска, волгоградский Lorance — все это интересно по результату, конкурентно на рынке, но никак не сопоставимо по количеству с импортом. Возможно, так и будет. Т.е. будет как на Западе — местные гитары дорогие и качественные, а дешевые массовые гитары — китайские. Во всяком случае, это лучше, чем квазитабуреточное производство, компрометирующее саму идею качественной гитары из России.

Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов являлось подмосковное Шихово. В конце 90-х там наблюдалось некоторое оживление производства (не без нашего участия). Но потом география победила экономику — Шихово находится под Звенигородом, на берегу Моквы-реки, цена земли там нынче как в Швейцарии. Поэтому нет больше никакой Шиховской фабрики.

Бобровская фабрика. Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только с глубокого бодуна. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур».
Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки.

Ижевская фабрика. Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено.

Самарская фабрика. Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Одно время эта фабрика успешно развивалась и даже ввозила новое оборудование из Кореи. Самарская гитара С-2 была больше всех российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки. Но уже года три, как ничего про эту фабрику не слышно. Возможно, что и нет ее боле.

Кунгурская фабрика. Первоначально кунгурские гитары были страшнее и топорнее всех, хуже ижевских. Но в начале века на фабрике что-то случилось. Что именно, мы не знаем, может метеорит какой упал или кенсе начальство озарило. Но гитары резко поправились. На всех моделях теперь дека из массива, покрашены прилично. Технологически это конечно те самые советские гитары, но пожалуй — из наиболее основательно сделанных. Учитывая их невысокую цену, в провинции они вполне могут сосуществовать с китайскими гитарами и даже слегка теснить их.

Екатеринбургская фабрика «ЭТЮД-УРАЛ». На заре перестройки панки с Запада специально приезжали в СССР за электрогитарами УРАЛ. Акустические гитары там тоже делали, очень специфические гитары с электрогитарным креплением грифа. Но с конца 90-х никаких известий об этой фабрике нет.

Питерская фабрика «АРФА». Бывшая «Луначарка», где делали те самые «ленинградские гитары» — их по сию пору автоматически спрашивают покупатели во всех магазинах страны. Агония этой фабрики была долгой и особенно мучительной. Это была единственная фабрика, где до последнего сохранялись мастера и определенные традиции. Серийные гитары конечно были ужасны. Но процесс пропивания мастерства и проедания наследства занял почти 15 лет. И продолжался бы по сию пору, кабы не расположение фабрики в центре Петербурга. В итоге фабрику ликвидировали. Остатки производства известны под именем «Форест», у них даже сайт есть.

Питерская фабрика «МУЗА». Бывший завод «Муздеталь». Мы это название присвоили, когда фабрика совсем лежала на боку и вроде как не собиралась подниматься. Но потом нашлись добрые люди: подобрали, обогрели, обобрали. т.е. наоборот, инвестировали, извиняюсь за выражение. Даже название сменили, так что мы вроде ничего и не украли.
Исторически на этой фабрике делали гитары с электрогитарным грифом и пластиковым корпусом из полистирола, что-то вроде «овейшна», только явно попроще. Качество этих непотопляемых инструментов прежде было очень хорошее (для той эпохи, разумеется). В начале века фабрика снова легла набок. Но недавно оборудование взяли в аренду некие энтузиасты. И делают там теперь вполне приличные гитары под маркой GMD.

Питерская фабрика «ЛАДА». Появилась как лайт-версия Музы в конце 90-х. Делала похожие гитары с корпусом из АБС. С переменным успехом. Потом начала загибаться. В итоге оборудование отдали в Пензу и теперь Ладу делают там.

Борисовская фабрика. Упоминается для статистики, поскольку белорусских гитар в Москве нет уже очень давно. Была у них всего одна модель, сопоставимая с Самарой, но гриф пожирнее и покривее. По слухам, батька фабрику пока не закрыл.

Львовская фабрика ТРЕМБИТА. Львовские гитары всегда отличались определенной продвинутостью, так что в СССР с ними могла потягаться только «Луначарка». Там делали «вестерны» и вполне приличные 12-струнки. ТРЕМБИТА существует и поныне, ассортиментный ряд у нее обширный. Основу по-прежнему составляют «вестерны» и «джамбо» разного рода, есть и «классика». Несколько лет назад все модели были с резонансной декой, что приводило к огромному проценту брака, ибо дека лопалась там в течение 1-2 месяцев. Сейчас на большинстве гитар на деке стоит еловый ламинат, да и резонансную деку начали сушить несколько лучше. Поэтому в целом качество этих гитар не хуже, чем у АРФЫ или Самары, а внешний вид заметно интереснее. Некоторые модели покрашены в разные кислотные цвета — зеленый, красный, синий. Это особенно популярно в провинции, как и мексиканские сериалы. В целом ТРЕМБИТА — это старая советская фабрика, хотя и с несколько подновленным интерфейсом, она (опять же — в целом) лучше большинства российских фабрик, но ожидать от ее продукции европейского качества нет смысла.

Львовская фабрика РЕНОМЕ. Эта фабрика появилась в 90-е годы и одно время располагалась в старом помещении львовского цирка. Отсюда вероятно и кульбиты судьбы. Первоначально гитары Реноме поразили всех сочетанием очень приличного качества, «западного» дизайна и реальной цены. В середине 90-х это было пожалуй наиболее интересное предложение на русском рынке любительских гитар (куда Реноме просачивались через границу, минуя таможню и прочие условности). Но развить первоначальный успех львовские хлопци не сумели: качество стало падать, нормальные поставки наладить так и не смогли. А к концу 90-х навалился вал китайских гитар, которым Реноме уступали по всем параметрам. Поэтому с начала века встретить эти гитары в продаже в России почти невозможно. В общем жаль.

Черниговская фабрика. В Россию эти гитары совсем не попадают, что очень хорошо. Ибо от Кунгурских или Ижевских эти гитары отличаются незначительно. Очень самостийная конструкция и дизайн, фанера ядреная, весит, как бас-гитара Фендер. Короче, маешь — вещь.

Изяславская фабрика. Есть, есть и такая фабрика. Всего одну гитару видели, выпросили на свою голову у наших киевских партнеров. Потом пришлось ее продать какому-то алкашу за 200 руб. Даже даром на витрину никто не хотел брать. А запах, а цвет.

В заключение следует упомянуть о гитарах с маркой МУЗДЕТАЛЬ. Это сугубо «отверточное» производство, поскольку все наши гитары собираются из комплектующих, сделанных на других фабриках. Однако это немало. Большинство претензий к дешевым гитарам возникает именно из-за неправильной сборки. Плюс возможность фильтрации бракованных комплектующих, что не маловажно.

Источник

Читайте также:  Зеленою весной ноты для
Оцените статью