Й.Брамс Ноты для голоса
вокальные произведения Йоганнеса Брамса
Й. Брамс
Избранные песни
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1983г.
номер 12014
Верное сердце. Слова Р. Рейника, перевод Д. Усова / Liebestreu. Worte von R. Reinick
Радость жизни. Слова Р. Рейника, перевод Эм. Александровой / Juchhe! Worte von R. Reinick
Кузнец. Слова Л. Уланда, перевод Д. Усова / Der Schmied. Worte von L. Uhland
Тебя забыть навеки. Слова Г. Даумера, перевод В. Коломийцева / Nicht mehr zu dir zu gehen. Worte von G. Daumer
О вечной любви. Слова Й. Еенцига / Von ewiger Liebe. Worte von J. Wenzig
Утро. Слова П. Хейзе, перевод С. Свириденко / Am Sonntag Morgen. Worte von Р. Heyse
Колыбельная песня. Слова Г. Шерера, перевод Эм. Александровой / Wiegenlied. Worte von G. Scherer
Как же я уйду? Слова К. Лемке, перевод Эм, Александровой
Девушка. Сербская песня. Слова 3. Каппера, перевод Эм. Александровой / Das Mдdchen. Serbisches Lied. Worte von S. Kapper
Серенада. Слова Ф. Куглера, перевод Д. Усова / Stдndchen. Worte von F. Kugler
Странник. Слова К. Рейнгольда, перевод С. Свириденко / Ein Wanderer. Worte von С. Reinhold
Под дождем. Слова К. Грота, перевод С. Спасского / Regenlied. Worte von К. Groth
В зеленых ивах дом стоит. Немецкая народная песня. Перевод И. Миклашевской / Dort in den Weiden. Deutsches Volkslied
Скачать ноты
Й. Брамс
Романсы
из “Магелоны” Л. Тика
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1983г.
номер 2902
I. Нет, жалеть не будет тот / Keinen hat es noch gereut
II. Пусть доблестный меч / Traun! Bogen und Pfeil sind gut fьr den Feind
III. To ли радость, то ль страданье / Sind es Schmerzen, sind es Freuden
IV. Ах, любовь ко мне слетела / Liebe kam aus fernen Landen
V. Ужель в тебе милость / So willst du des Armen
VI. Сдержу ли восторга прилив / Wie soll ich die Freude, die Wonne denn tragen?
VII. Трепет милых губ / War es dir, dem diese Lippen bebten
VIII. Лютня, с тобою расстаться должен я / Wir mьssen uns trennen
IX. Спи, засыпай, дорогая / Ruhe, Sьssliebchen
X. Отчаяние / Verzweiflung
XI. Цвет нашей жизни / Wie schnell verschwindet so Licht als Glanz
XII. Можно ль горечью разлуки / Muss es eine Trennung geben
XIII. Зулима / Sulima
XIV. Как весел дух воскресший / Wie froh und frisch
XV. Кто любовью верной любит / Treue Liebe dauert lange
Скачать ноты
Й. Брамс
Детские народные песни
в обработке для голоса с фортепиано
“Музыка”, 1975г.
номер 8692
Тексты на немецком и русском. Перевод Эм.Александровой
СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА / DORNRÖSCHEN
СОЛОВЕЙ / DIE NACHTIGALL
ДОМОВОЙ / DER MANN
ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК / SANDMÄNNCHEN
НАСЕДКА / DIE HENNE
ДИКАЯ РОЗА / HEIDENRÖSLEIN
ЧУДЕСНАЯ СТРАНА / DAS SCHLARAFFENLAND
ИГРА В ЛОШАДКИ / BEIM RITT AUF DEM KNIE
ОХОТНИК В ЛЕСУ / DER JÄGER IM WALDE
КОЛЫБЕЛЬНАЯ / WIEGENLIED
ПАСТУШКА И ОРЕШИНА / DAS MÄDCHEN UND DIE HASEL
БОЖЬЯ КОРОВКА / MARIENWÜRMCHEN
Скачать ноты
Источник
Колыбельная
Немецкий композитор, пианист, дирижер, представитель музыкального романтизма. Брамс, обогащая созвучие нот классической музыки романтическим содержанием, развивал в ней классические традиции. Проникнутая порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом, его музыка воспевает мужество и нравственную стойкость. Опора на устойчивые ценности жизни человека, которые Брамс видел в народной песне, природе, искусстве великих мастеров прошлого. Композитор стремиться к гармонии, ощущая ее недостижимость, в то же время в его произведениях становиться все больше трагических противоречий. В отличие от многих композиторов-романиков, Брамс старался избегать открытой программности и достиг высот в проверенных временем классических жанрах, симфонии, квартета, концерта и т.д. Композитор видел в симфонии инструментальную драму, части которой объединены определенные поэтической идеей.
Симфонизм Брамса продолжил традиции Бетховена и Шуберта. Брамс не был любителем шумных компаний. Впечатления интроверта и эгоцентрика он оставлял, будучи еще юношей.
Не новые знакомства, а мир творчества безмерно увлекал его и в более поздние годы. Долгое время Брамс жил в доме у Шумана, где был принят учеником. В семье Шумана к нему относились с отеческой привязанностью. Брамс, очень уважая Шумана, увлекся утонченной и красивой именитой пианисткой, а также матерью шестерых детей, супругой Шумана — Кларой. Брамс обращался к жанрам баховской эпохи, в том числе к мессе (Немецкий реквием). Проект этого реквиема занимал его больше десятилетия, в особенности, он возвращался к нему после смерти Шумана, а завершил реквием после кончины матери. На титульном листе нот написано посвящение «В память о матери».
По художественной значимости к его симфониям примыкают инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами (два фортепианных концерта, скрипичный, двойной – для скрипки и виолончели). Неповторимым образом, содержанием и глубиной отмечены многочисленные сочинения для камерно-инструментальных ансамблей и для фортепиано. В них строгость соединяется с доверительностью, изысканность – с напевностью и простотой письма. Известны обработки немецких народных песен, а также Венгерские танцы Брамса. В его оригинальных песнях также часто звучат народные интонации – чешские, словацкие, сербские.
И этим сочинениям присуща глубина лиричности, которая является главной «тональностью» музыки Брамса.
Источник
Лесной покой брамс ноты
Русская народная песня, обработка А.Луканина Казачья колыбельная pdf
Русская народная песня, Как за речкою pdf
Русская народная песня, Как по лугу, лугу (канон) pdf
Русская народная песня, Как по морю, морю pdf
Русская народная песня, Как по морю синему pdf
Русская народная песня, Как у нас во садочке pdf
Русская народная песня, Как у нас-то козёл pdf
Русская народная песня, Как у наших у ворот pdf
Н.Афанасьев, хоровая редакция А.Луканина, Калистрат pdf
Норвежская народная песня, Камертон pdf
В.Одоевский, М.Вильегорский, Канон Глинке pdf
В.А.Моцарт, Когда сияет солнце утром (терцет из оперы «Волшебная флейта») pdf
Французский канон, Ко-ко-да pdf
Русская народная песня, гармонизация А.Новикова Колодники pdf
Русская народная песня, Колыбельная pdf
Русская народная песня, Комарочек pdf
Норвежская народная песня, Коричневый орех pdf
В.Самарин, Когда тебя родная мать. (из цикла «Несколько вредных советов») pdf
Польская народная песня, Кукушка pdf
Русская народная песня, Лён зеленой (обработка М.Анцева) pdf
Русская народная песня, Лён зеленой (канцонетта, обработка И.Пономарькова) pdf
Русская народная песня, Лён мой, лён pdf
Русская народная песня, Лучинушка pdf
Старинная детская песня, Лягушка pdf
Ф.Шуберт, Мельник (В путь) переложение для хора С.Благообразова pdf
Немецкая народная песня, Милый Генрих pdf
Русская народная песня, Милый мой хоровод pdf
Д.Бортнянский, Многая лета (переложение Н.Авериной) pdf
Источник
И. Брамс. «Колыбельная»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты произведения И. Брамса из цикла «Пять песен. Op. 49» под названием «Колыбельная» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения.
Ноты для фортепиано «Колыбельной» И. Брамса ниже текста песни
Тихий сумрак ночной
Всех зовёт на покой
И тебе спать пора,
Мой малыш, до утра.
Дремлет сад, всюду тишь,
Спи и ты, мой малыш.
Дремлет сад, всюду тишь,
Спи и ты, мой малыш.
Будет месяц ночной
К нам в окошко глядеть,
Будет моря прибой
Для тебя песню петь.
Дремлет сад, всюду тишь,
Спи и ты, мой малыш.
Дремлет сад, всюду тишь,
Спи и ты, мой малыш.
Спи, дитя, сладким сном,
Всё уснуло кругом.
Тишина и покой…
Крепко глазки закрой.
Ночь пришла, спать пора,
Спи, усни до утра.
Ночь пришла, спать пора,
Спи, усни до утра.
Спи, дитя, сладким сном,
Всё уснуло кругом.
Тишина и покой…
Крепко глазки закрой.
Ночь пройдёт, и опять
Станет солнце сиять.
Ночь пройдёт, и опять
Станет солнце сиять.
«Колыбельная»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Надеемся, вам пришлись по вкусу представленные выше ноты «Колыбельной» Иоганнеса Брамса. Другие ноты колыбельных песен для фортепиано вы можете найти здесь.
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Иоганнеса Брамса для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.
Иоганнес Брамс – немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма. Брамсом написано более 80-ти крупных произведений, как то: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта и многие другие. Но особенную славу композитору доставили его симфонии.
Источник
Детская музыкальная школа № 8 города Костромы
Контакты
«Обучение в музыкальной школе — гарантия гармоничного развития личности»
Форма обратной связи
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
Предметная область: ПО.01.Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету: ПО.01.УП.03.Концертмейстерский класс
Рассмотрена Методическим советом образовательного учреждения 26.04.2013 г.
Утверждена Директором ДМШ №8 31.05.2013 г.
Содержание
Структура учебного процесса и содержание учебного предмета.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Формы и методы контроля, система оценок.
Примерный репертуарный список
Рекомендуемая литература и репертуарные сборники
Пояснительная записка.
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Важнейшим видом практической деятельности музыканта – пианиста является концертмейстерское исполнительство. В связи с этим предмет «Концертмейстерский класс» занимает особое место в цикле исполнительских дисциплин. Специфика его направленности заключается в совмещении различных музыкально-исполнительских действий. Концертмейстерство воспитывает в человеке стремление вперед, к совершенству. По своей удивительной способности будить в человеке творческую фантазию оно занимает одно из первых мест среди разнообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Все виды художественной деятельности – восприятия произведений искусства, их оценки, попытки исполнять и импровизировать – возникают уже на раннем этапе развития аккомпаниаторских навыков.
Данный учебный предмет рассчитан на 1,5 года: 7 класс и первое полугодие 8 класса музыкальной школы (дети 13-15 лет). К этому времени учащиеся имеют определенный багаж пианистических навыков, опыт игры в фортепианном ансамбле. Новый предмет означает то, что старшеклассникам пора научиться аккомпанировать солирующим инструментам.
Максимальная учебная нагрузка по предмету составляет 122, 5 часа, в том числе, 73.5 часа — самостоятельные занятия и 49 часов – аудиторные.
Аудиторные занятия проходят в форме индивидуального урока. VII класс – 1 час в неделю, VIII класс — 1 час в неделю первое полугодие. Самостоятельная работа обучающихся планируется в объеме 1,5 часа в неделю.
Цель данного предмета – создание необходимых условий для развития творческих способностей обучающихся, формирования навыков концертмейстерства как средства художественного выражения, одной из составляющих исполнительского мастерства музыканта – пианиста. Для этого педагог решает задачи гармоничного развития концертмейстерских навыков исполнения разных произведений на основе базовых педагогических принципов обучения. Это единство технического и художественно-эстетического развития учащегося, постепенное последовательное овладение материалом, индивидуальный подход, доброжелательная атмосфера на занятиях.
Кроме образовательных задач, предмет также решает развивающие задачи — расширение кругозора учащихся, повышение самооценки, приобщение к вокальной и инструментальной музыке и
воспитательные – организацию самостоятельной работы, развитие памяти, внимания, мышления, воспитание трудолюбия, воспитание эмоционально-волевых качеств, вкуса и интеллекта.
Структура учебного процесса и содержание учебного предмета.
Уровень программы базовый. Для каждого учащегося составляется индивидуальный репертуарный план, в котором указываются музыкальные произведения и намечаются формы их изучения.
Работа в концертмейстерском классе включает:
— изучение различных типов фортепианного сопровождения (фактуры);
— самостоятельный или с помощью преподавателя разбор музыкального произведения;
— выучивание партии сопровождения;
— определение концертмейстерских задач и выявление технических трудностей в аккомпанементе;
— работу с солистом над звуком и текстом;
— создание музыкально – художественного образа в ансамбле;
На первом году обучения ведется работа над аккомпанементом к инструментальным произведениям. Поскольку программа разрабатывается применительно к условиям данной школы, то иллюстраторами могут быть преподаватель домры и преподаватель скрипки. В начале работы над произведением учащемуся даются сведения об инструменте, которому ему предстоит аккомпанировать. Это – строй, тембр, диапазон, технические возможности инструмента. На втором году обучения возможна замена иллюстратора (иной инструмент, голос). Происходит закрепление навыков, полученных на первом году обучения. Учащиеся гораздо больше могут делать самостоятельно.
Работа на уроке ведется по следующим этапам:
1. Знакомство с произведением. Преподаватель с иллюстратором исполняют выбранное для изучения произведение – состоится знакомство учащегося с музыкой, ее характером, образным строем, эмоциональной наполненностью. Несомненно, это станет толчком к азартному включению в работу, так как увлеченные своим делом преподаватель-концертмейстер и иллюстратор-педагог смогут заразить своим энтузиазмом учащегося.
2. Изучение верхней строчки – партии солиста. Необходимо тщательно проанализировать особенности партии партнера, изучить ее мелодическую линию, смысл и динамику развития, фразировку. Преподаватель рассказывает учащемуся, что концертмейстер помогает преодолевать все трудности, возникающие у партнера по ансамблю: проблемы дыхания, фразировки, звуковедения, ритмических особенностей.
3. Работа над фортепианным сопровождением. Что включает разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приемов, соблюдение «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, удержание темпа (не исключая выразительность агогики), динамику, туше.
4. Работа над трехстрочной партитурой. Учащемуся следует предложить поиграть строчку солиста одновременно с басовым голосом фортепианной партии (левая рука), затем с голосом « правой руки». Такая работа решает задачу охвата всей партитуры произведения, а также активизации слуховых представлений в результате пристального изучения сочетания разных голосов.
5. Работа с солистом. При первых проигрываниях возможны более сдержанные темпы. Важную роль играет быстрота реакции, включающая умение слушать партнера при совместном музицировании.
На этом этапе исполнители приходят к общему мнению в плане штрихов, темпа, динамики, агогики, цезур, образно-смыслового содержания произведения, баланса звучания.
6. Рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком.Основной целью является создание единого музыкально-художественного образа на основе собственной трактовки произведения. После каждого проигрывания – обсуждение. Новая репетиция – устранение ранее замеченных «нестыковок», либо воплощение «находок». На этом этапе необходимо добиваться ритмической согласованности и устойчивости, равновесия динамики, единства фразировки, в итоге создающих полный контакт исполнителей, ведущий к целостному воплощению исполнительского замысла.
7. Концертное исполнение. Это итог и кульминационный момент всей проделанной работы учащегося-концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместное с солистом раскрытие музыкально-художественного замысла произведения при соответствующей культуре исполнения. Для успешного выступления концертмейстеру нужен артистизм, мобилизация духовных и физических сил, верный внутренний настрой, умение держаться на сцене. Преподавателю очень важно воспитывать в сознании учащихся чувство огромной радости от общения с публикой.
Начиная работу над вокальными произведениями, следует объяснить учащемуся, что голос-это уникальный инструмент. Сложности в сопровождении голоса обусловлены тем, что живое дыхание певца отличается от инструментального дыхания своей широтой, свободой. К тому же голос связан с общим психологическим состоянием и настроем певца. Отсюда возникает необходимость в более детальном изучении партии солиста, в поиске баланса звучания. Можно рекомендовать такие формы работы, наряду с теми, что были предложены при изучении инструментальных произведений:
— Преподаватель исполняет партию вокалиста, а учащийся – аккомпанирует. Задача учащегося предугадать пропевания, оттяжки, смену дыхания солиста. Преподаватель играет вариативно (что допускает трактовка любого произведения). Тем самым, не создается штамп исполнения, и учащийся всегда начеку. Это воспитывает творческое отношение к прочтению музыки, смелость музыканта, готового к любым ситуациям.
— Учащийся играет партию солиста, а преподаватель аккомпанирует.
Большую помощь в поиске выразительных средств при исполнении вокальной музыки оказывает текст. Слово в музыкальном произведении не только регулирует, но иногда и диктует интонационные и ритмические акценты.
В данной программе для изучения аккомпанемента в вокальных произведениях предложен репертуар учащихся вокального отделения школы. После проработки с преподавателем – иллюстратором возможно исполнение с учащимся-вокалистом. Номер, представленный в шефском концерте, станет хорошей сценической практикой для обоих учащихся.
Особая роль в концертмейстерском классе принадлежит выработке навыков чтения нотного текста с листа. Для развития этих навыков учащемуся необходимо выработать умение безостановочного исполнения, научиться воспринимать музыкальный материал в целом, а не отдельными нотными знаками.
При чтении с листа очень важны навыки упрощения композиторского текста и отбор самого главного. Для этого надо развивать навык мгновенно находить гармонические основы, удобную аппликатуру для воспроизведения технических пассажей, превращать гармонические фигурации в аккорды. Работу нужно начинать с сочинений, написанных в медленном темпе, с небольшим количеством случайных знаков, с однотипной фактурой аккомпанемента. Большое значение при чтении с листа приобретает выработка умения, не глядя на клавиатуру, забегать глазами вперед, что создает основу свободной ориентировки на клавиатуре.
Овладение навыками транспонирования возможно лишь на основании взаимосвязи теоретических знаний и практических навыков учащегося: гармонических последовательностей, аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов. В первую очередь надо следить за линией баса. Для транспонирования используются наиболее легкие произведения, которые транспонируют на полутон.
Методические рекомендации.
Успех концертмейстера будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.
На начальном этапе работы над фортепианной партией разбирается тональный план, фактура изложения аккомпанемента, размер, темп, музыкальная форма, осознается идейный замысел произведения. Рекомендуется начинать с наиболее простых по фактуре типов аккомпанементов, например, «гармоническая поддержка», «чередование баса и аккорда». Знакомство с творчеством композитора будет способствовать пониманию стиля и специфики жанра изучаемого произведения.
На этапе воспроизведения на фортепиано намечаются элементы фразировки и кульминации сочинения, создаются представления о темпе и динамике. Сначала необходимо проиграть произведение целиком, а потом уже учить его по частям. Правильный выбор аппликатуры позволит концертмейстеру исполнить партию аккомпанемента ровно и связно. Необходимо следить за педализацией. Огромную роль сыграют навыки в подчеркивании тембровой окраски партии сопровождения, что даст ощутимый эффект выразительности музыкального сочинения в целом. Фактура аккомпанемента может быть упрощена в зависимости от врожденных или приобретенных музыкальных способностей учащегося- концертмейстера. Чаще всего в музыкальной практике пользуются такими вариантами упрощения фактуры аккомпанемента, как, например, снятие подголосков, украшений, удвоений, отказ от каких-либо сложных фигураций.
Несмотря на то, что разговор идет о партии аккомпанемента, а не соло, мелодия как выразительное средство имеет для концертмейстера важнейшее значение. Мелодия обладает огромными возможностями интонационной выразительности.
Не следует забывать о выразительном значении цезур в вокальных произведениях, ведь дыхание для певца важнейшая составляющая исполнительского мастерства. Соблюдение пауз обеспечит солисту свободное и беспрепятственное взятие дыхания, что в свою очередь даст ощутимый эффект в исполнении.
При правильной подаче гармонического пласта музыка приобретет еще более яркую окраску.
Ощущение счетной единицы поможет выдержать темп на протяжении всего сочинения. Единство темпа не исключает и возможных отклонений от него. Интонационная выразительность музыки потеряет весь смысл, если не придерживаться правил агогики.
На заключительном этапе работы над фортепианной партией большое значение имеет выбор выразительных средств и окраски звучания, в частности динамики, тембра.
При работе над художественным образом необходимо, чтобы учащийся не только тщательно изучил произведение, но и внутренне пережил его, глубоко сроднился с ним и почувствовал его красоту. Чем выше культура человека, тем больше у него возможностей для воплощения идейно – образного содержания во время исполнения сочинения. Преподавателю следует уделять больше внимания интеллектуальному развитию учащегося, т. к. низкий уровень эстетического воспитания исполнителя может пагубно отразиться на его творчестве.
Внутренняя взаимосвязь уроков, образующих единую систему занятий, позволит учащимся последовательно освоить содержание учебного материала. Эффективность уроков в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Это рассказ, в котором сочетаются приемы повествования, описания, рассуждения, например о творчестве композитора, стиле, жанре произведения. Активность учащегося можно вызвать беседой, суть которой в диалоге. Можно побеседовать об идейно-образном содержании произведения, обсудить колористические краски аккомпанемента, да и любые вопросы, тем самым побуждая учащегося высказывать свое мнение. Преподаватель в это самое время сможет проверить, как идет процесс освоения материала. Метод показа эффективен на уроке концертмейстерского класса, он возбуждает мысль ученика, помогает ему отыскать нужный прием, тембр, расстановку цезур. На уроках концертмейстерского класса преподавателям следует оперировать профессиональной терминологией.
Самостоятельная работа учащегося предусматривает не только домашние занятия, но и посещение концертов, где можно наблюдать за концертирующими концертмейстерами, участие в творческой и культурно-просветительской жизни музыкальной школы.
Предмет «Концертмейстерский класс» станет первой ступенькой в овладении такой востребованной во все времена специальностью для выпускника, решившего продолжить свое обучение в профильном учреждении. Ведь концертмейстер от английского leader.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Предмет концертмейстерский класс призван сформировать комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию.
Результаты учебного процесса:
— знание учащимися основных принципов аккомпанирования солисту;
— умение прочитать с листа несложный аккомпанемент;
— умение транспонировать на полтона несложный аккомпанемент (с подготовкой);
— умение аккомпанировать несложные музыкальные произведения;
— умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения;
— иметь первичный практический опыт репетиционно — концертной деятельности в качестве концертмейстера.
Кроме того, программа обеспечит выработку у учащихся таких личностных качеств, как
умение планировать свою домашнюю работу,
умение давать объективную оценку своему труду,
уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
понимание причин успеха и неуспеха собственной учебной деятельности, стремление к познанию нового.
Выступления на сцене разовьют артистичность, свободу держаться на публике, укрепят эмоционально — волевые качества.
Формы и методы контроля, система оценок.
Виды аттестации по предмету: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая – в форме контрольных уроков с целью контроля за качеством освоения какого-либо этапа работы над произведением. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. Основными формами промежуточной аттестации являются зачет, экзамен.
Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на концертмейстерский класс. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий, в рамках экзаменационной аттестации.
В течение учебного года учащимся VII — VIII класса нужно пройти 5-6 разнохарактерных произведений различного жанра, различных видов фактур. Под руководством преподавателя заниматься чтением с листа и транспонированием.
В конце 13 полугодия – зачет в классе (1-2 произведения).
В конце 14 полугодия – зачет в формате концерта (2 разнохарактерных произведения).
В конце 15 полугодия – Выпускной экзамен (выступление на сцене).
Примерные программы концерта
Глинка М. Чувство
Бакланова Н. Хоровод
Монюшко С. Багатель
Косенко В. Скерцино
Римский-Корсаков Н. Песня Левко из оперы «Майская ночь»
Русская народная песня «Уж ты, поле мое», обр. Сапожникова В.
Примерные программы выпускного экзамена
Перголези Дж. Сицилиана
Дженкинсон Э. Танец
Боккерини Л. Менуэт
Рафф Д. Каватина
Котельников В. Степь да степь кругом
Андреев В. Вальс «Звезды блестят»
Богословский Н. Песня старого извозчика
Аренский А. «Расскажи, мотылек», сл. Л. Модзалевского
Тиличеева Е. «Березка», сл. А. Абрамова
Брамс Й. «Лесной покой», сл. Й. Эйхендорфа
Красев М. «Летний вальс», сл. Н. Саконской
Качество подготовки оценивается по пятибалльной шкале. Итоговая отметка за второй год обучения идет в документ об окончании школы.
Критерии оценки — это качество ансамблевого исполнения:
— баланс аккомпанемента и солирующей партии;
— в аккомпанементе достижение верного распределения звучности и соотношения голосов: выразительное исполнение мелодической линии, ощущение гармонической основы баса, дифференцированного звучания гармонических фигураций;
— роль концертмейстера в передаче идейно-образного содержания произведения;
— свобода и артистизм исполнения.
Примерный репертуарный список
Бакланова Н. Хоровод
Гедике А. Медленный вальс
Гендель Г. Менуэт
Глинка М. Мазурка
Глинка М. Мелодический вальс
Глинка М. Простодушие
Глинка М. Прощальный вальс
Глинка М. Чувство
Кабалевский Д. Вежливый вальс
Косенко В. Скерцино
Мари Г. Ария в старинном стиле
Мартини Дж. Гавот
Монюшко С. Багатель
Моцарт А. Андантино
Моцарт В. Вечерняя песня
Моцарт В. Игра детей
Моцарт В. Менуэт
Чайковский П. Вальс
Чайковский П. Мазурка
Шостакович Д. Гавот
Шуберт Ф. Экосез
Шуман Р. Веселый крестьянин
Шуман Р. Марш солдатиков
Дербенко Е. Шарманщик Карло из сюиты «Приключения Буратино»
Дербенко Е. Пьеро из сюиты «Приключения Буратино»
Забутов Ю. Полька обр. Петуховой
Копанева С. Мазурка
Локтев В. Топотушки
Римский-Корсаков Н. Песня Левко из оперы «Майская ночь»
Русская народная песня «Уж ты, поле мое», обр. Сапожникова В.
Украинский народный танец «Ой гоп, тай ни, ни», обр. Фурмина С.
Хачатурян К. Строительство домика тыквы из балета «Чипполино»
Хачатурян К. Танец из балета «Чипполино»
Чайковский П. Вальс
Бакланова Н. Мазурка
Бетховен Л. Багатель
Боккерини Л. Менуэт
Брамс И. Колыбельная
Гречанинов А. Весельчак
Глинка М. Танец из оперы « Иван Сусанин»
Дженкинсон Э. Танец
Леви Н. Тарантелла
Обер Л. Тамбурин
Перголези Дж. Сицилиана
Рафф Д. Каватина
Чайковский П. Неаполитанская песенка
Чайковский П. Сентиментальный вальс
Шебалин В. Прелюдия
Шуман Р. Пьеса из «Альбома для юношества»
Андреев В. Вальс «Грезы»
Андреев В. Вальс «Звезды блестят»
Богословский Н. Песня старого извозчика
Калинников В. Журавель
Каччини Д. Ave Maria
Котельников В. Степь да степь кругом
Котельников В. Под горою калина
Котельников В. Ах вы, сени
Русская народная песня «Белолица, круглолица».
Русская народная песня «Вдоль да по речке», обр. Давидовича
Рустамов. Р. Листики
Вокальные произведения русских и зарубежных композиторов
Абаза В. «Утро туманное», сл. И. Тургенева
Аренский А. «Расскажи, мотылек», сл. Л. Модзалевского
Брамс Й. «Лесной покой», сл. Й. Эйхендорфа
Варламов А. «На заре ты ее не буди», сл. А. Фета
Греческая народная песня «Где ты, колечко», обр. М Рейниш, русский текст А. Александровой
Григ Э. «Лесная песнь», сл Ш. Винтера
Красев М. «Летний вальс», сл. Н. Саконской
Кюи Ц. «Весенняя песенка», сл. И. Белоусова
Левина З. «Неваляшки», сл. З. Петровой
Парцхаладзе М. «Мамина песенка», сл. Пляцковского
Попатенко Т. «Скворушка прощается», сл. М. Ивенсен
Тиличеева Е. «Березка», сл. А. Абрамова
Чайковский П. «Осень», сл. А. Плещеева
Примерный репертуарный список для чтения нот с листа и транспонирования
Белорусская народная песня «Савка и Гришка»
Белорусская песня «Янка», обр. Полонского С.
Бетховен Л. Сурок
Вебер К. Виваче Глинка М. Полька
Глиэр Р. Монгольская песенка
Диварнаускас А. Литовский народный танец
Калинников В. Киска
Козловский И. Вальс
Моцарт В. Майская песня
Моцарт В. Пастушья песня
Невельштейн С. Машенька-Маша
Польская народная песня «Два кота», обр. Сибирского В.
Русская народная песня «У ворот, ворот», обр. Гедике А.
Русская народная песня « Во саду ли, в огороде»
«Спи, малыш», обр. Локтева В.
Украинская народная песня «Хохлатка», обр. Черепнина Ю.
Произведения из сборника «Домра с азов», Санкт-Петербург, Советский композитор, 2003.
Произведения из сборника «Гусельки», М, : Советский композитор, 1989.
Рекомендуемая литература и репертуарные сборники
Времена года. Тетрадь №4. Жуковский. Дека, 2001.
Котельников В. Пьесы, этюды, ансамбли. – Ярославль, 2009.
Легкие пьесы для скрипки. — М.: Кифара, 2009.
Народные песни разных стран. Жуковский. Дека,2001.
Пение в школе. 1-3 классы. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1972.
Пьесы и произведения крупной формы. — М.: Музыка, 1982.
Скрипка. 5-7 классы детской музыкальной школы. – М.: Кифара. 2005.
Старинные русские романсы. – Киев, Музична Украина, 1988.
Хрестоматия для скрипки и фортепиано. 1-2 классы. – М.: Музыка, 1979.
Хрестоматия для скрипки и фортепиано. 4-5 классы. – М.: Музыка, 1984.
Хрестоматия для скрипки и фортепиано. 5-6 классы. – М.: Музыка, 1987.
Юный домрист. М.: Музыка, 1997.
Юный скрипач. Выпуск 1. – М.: Советский композитор, 1982.
Юный скрипач. Выпуск 2. – М.: Советский композитор, 1985.
Этот удивительный мир. Тетрадь №5. – Жуковский. Дека, 2001.
Якубовская В. Вверх по ступенькам. – Л.: Музыка, 1981.
Методическая литература для преподавателя:
Кубанцева Е.И. «Концертмейстерский класс», М.: Академия, 2002.
Аккомпанемент – музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту и углубляющее художественное содержание произведения. Характер и роль аккомпанемента зависят от эпохи, национальной принадлежности музыки и ее стиля. Нередко из простого сопровождения аккомпанемент превращается в равноправную партию ансамбля. В инструментальной музыке XIX – XX века аккомпанемент часто выполняет новые выразительные функции: «договаривает» невысказанное солистом, подчеркивает и углубляет драматическое содержание музыки, создает выразительный и иллюстративный фон.
Классификация типов аккомпанемента:
· чередование баса и аккорда
· аккомпанемент смешанного типа
Жанр – многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.
Интерпретация – художественное истолкование музыкального произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного содержания музыки выразительными и техническими средствами исполнительского искусства.
Концертмейстер – (от немецкого konzertmeister, английского leader, французского viol on solo).
1-первый скрипач, иногда заменяет дирижера;
2-музыкант, возглавляющий каждую из групп струнных инструментов;
3-пианист, помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах.
Стиль – система средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания.
Творчество – это создание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Элементы творчества находят место в любой человеческой деятельности.
Фактура – в переводе с латинского означает изготовление, обработка, строение. В широком смысле – это одна из сторон музыкальной формы, в более узком – конкретное оформление музыкальной ткани, музыкальное изложение. Существенна формообразующая роль фактуры. Связь фактуры с формой выражается в том, что сохранение данного рисунка фактуры способствует слитности построения, а его смена – расчлененности. Фактура служит важнейшим преобразующим средством, она способна решительно изменить облик и суть музыкального образа.
Форма – музыкальное воплощение содержания: целостная организация мелодических мотивов, гармонии, метра, многоголосной ткани и других элементов музыки.
Фразировка – художественно-смысловое разграничение, отчетливое выделение музыкальных фраз при исполнении произведения.
Источник