Левая клавиатура баяна схема нот самоучитель

5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами
Алексей Александрович Тильков, 2018

Данное издание является учебно-методическим пособием по обучению детей 5-7 лет, начинающих освоение левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами для преподавателей музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Учебно-методическое пособие носит черты технологии, состоит из пяти последовательных шагов, представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений, и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры. Изучение рассчитано на первый-второй год обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим программам класса баяна и аккордеона в ДШИ и ДМШ.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Клавиатура с готовыми аккордами это изначально сконструированная левая клавиатура баяна и аккордеона. Сочетание баса и трехзвучных аккордов пришло от первых хроматических и диатонических гармоник. И первый баян был сконструирован мастером Петром Егоровичем Стерлиговым в 1904 году именно как инструмент с полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента. Готовая клавиатура баяна и аккордеона состоит из двух рядов басов, сдвинутых один относительно другого так, что интервал между ними составляет большую терцию и трех или четырех (в зависимости от конструкции) рядов аккордов. К басо-аккордовому аккомпанементу П. Стерлингова (мажорные, минорные трезвучия и септаккорды) часто добавляется еще один ряд уменьшенных трезвучий.

Ее освоение возможно как с самого начала освоения инструмента, так и после предварительного освоения выборной системы инструмента и является обязательным во всех программах обучения игре на баяне и аккордеоне. Неоспоримым преимуществом, облегчающим освоение готовой клавиатуры, является простота исполнения аккомпанемента и схожесть аппликатурных позиций при исполнении гамм.

Читайте также:  Un bel di vedremo ноты pdf

В то же время исполнитель осваивающий баян и аккордеон сталкивается со многими сложностями. Во-первых, готовая клавиатура закрыта для зрительного контроля и ее освоение учащийся может производить лишь тактильно. Во-вторых, ее освоение требует дополнительных теоретических знаний, например изучение нотации басового ключа. В-третьих, кварто-квинтовое расположение басов, упрощающее игру аккомпанемента, имеет свою обратную сторону: в отличие от зеркальной по отношению к правой руке выборной системы, непохожее на правую руку, свое расположение клавиш и необходимость отдельного изучения их расположения. Кварто-квинтовое расположение также создает сложности при исполнении мелодических линий, особенно в миноре. Эти сложности часто становятся достаточно серьезным препятствием на пути освоения инструмента для детей 6,5-8 лет, особенно если они не развиты физически. Как преодолеть недостатки и использовать достоинства левой клавиатуры с готовыми аккордами и показывает данное пособие.

Отличие процесса обучения детей дошкольного возраста (согласно ФГОС ДО 1 это дети от 3-х до 8 лет) от обучения детей более позднего возраста заключается в том, что большую часть новых навыков дети дошкольного возраста получают играя. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности 2 . Поэтому процесс проведения урока и процесс обучения учащихся дошкольного возраста в целом можно выстраивать как цепочку различных игр, что даст преподавателю возможность нивелировать негативные моменты, отмеченные ранее и успешно решать поставленные задачи.

Пособие «5 шагов» носит черты технологии и состоит из пяти последовательных шагов представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений на инструменте и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры.

Первый шаг, подготовительные упражнения, разделен на две части. Первая часть пальчиковые игры для развития координации, независимости, силы пальцев и первоначального формирования правильной постановки. Вторая это игровые упражнения на правильную постановку руки, ведение меха и выработку первоначальных игровых движений.

Последующие шаги направлены на изучение позиций левой руки вначале в мажоре, включая мажорную гамму, а затем в миноре, включая минорную гамму.

Последовательно шагов в целом построена от простого к сложному, но жестко не задана, и может корректироваться в соответствии со способностями и задачами обучения. Например, если у учащегося плохо развивается независимость пальцев и ему требуется дополнительное время для освоения игрового упражнения «Ракета» из 4-го щага, то параллельно можно начать изучение 5-го шага, игровое упражнение «Вальс “Детский”».

Система, описанная в этом пособии, позволяет за короткое время изучить все основные позиции левой готовой клавиатуры. Здесь следует сделать одно пояснение. Изучение одного упражнения рассчитано на 2-3 урока. Каждое последующее упражнение основано на предыдущих, но это не значит, что предыдущие упражнения не нужно повторять. Они повторяются несколько уроков и после движения вперед и доводятся до быстрого темпа. В итоговом варианте учащийся должен играть все части упражнений «Полька» и «Вальс» подряд, одну за другой. А, например, упражнение «Столбик» повторяется достаточно продолжительное время, по крайней мере, вплоть до изучения упражнения «Ракета» и минорной гаммы.

Каждое игровое упражнение снабжено подробными описаниями действий, рисунками расположения рук, черно-белыми иллюстрациями которые ученик может раскрасить и методическими рекомендациями. Критичные с точки зрения изучения моменты выделены рамкой и пометкой «Это важно!»

В целом пособие построено так, что начальном этапе не требует у ученика знания нотных обозначений, однако изучение первоначальных игровых упражнений, конечно, должно идти параллельно с изучением нотной нотации и схемы расположения клавиш на клавиатуре.

Источник

Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения

Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.

Комплект видео упражнений для левой руки

Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.

После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.

  • В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.

  • Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

    Для кого подготовлены эти упражнения?

    — Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.

    — Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

    Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:

  • В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.

    Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:

  • Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:

    Цена 300 рублей

    По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru

    Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.

    Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.

  • Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.

    Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.

    На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура

    При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.

    По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.

    Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.

    Источник

    Самоучители игры на баяне, аккордеоне, гармони

    самоучители, книги, литература,
    ноты для начинающих
    пособия для ДМШ

    Процесс формирования профессиональной исполнительской техники — длительный процесс, требующий ежедневной работы над развитием различных элементов ее. Поэтому каждый баянист — как профессионал, так и ученик — должен ввести для себя ежедневный «час техники», доводя свои руки до состояния «хорошей разыгранности», т.е. полной технической свободы и подвижности. Он должен включать )В себя прежде всего работу над гаммами, арпеджио и упражнениями, а также повторение этюдов и технически трудных мест из музыкальных произведений.

    Ноты для начинающих

    Нотные сборники для начинающих баянистов и аккордеонистов

    • Этюды
    • Пьесы
    • Полифонические пьесы
    • Сонаты
    • .
    • Педагогический репертуар
    • Азбука мелодий для молодого аккордеониста
    • Альбом для детей
    • Альбом для юношества
    • Аккордеон в музыкальной школе (Пьесы)
    • Баян (Учебный репертуар ДМШ)
    • Баян в музыкальной школе
    • Баян в музыкальном училище (начинающим профессионалам)
    • Готово-выборный баян в музыкальном училище (начинающим виртуозам)
    • Готово-выборный баян в музыкальной школе
    • Легкие пьесы для чтения с листа
    • Концерты в переложении для баяна (ДМШ)
    • Хрестоматия для баяна
    • Хрестоматия для аккордеона
    • Хрестоматия по аккомпаниаторской практике
    • Радость начинающих


    Самоучитель игры на баяне
    В. Алехин, П. Шашкин
    «Советский композитор», 1977г.
    номер с2283к

    Предлагаемый самоучитель является начальным пособием для желающих самостоятельно, без педагога научиться играть по нотам на баяне.
    Основы обучения игре на баяне излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики. Применяется новая аппликатура, одобренная ведущими педагогами-исполнителями на методическом совещании, которое было созвано в 1968 г. по инициативе изд-ва «Советский композитор» и Московского методического кабинета.
    Самоучитель состоит из двух частей. 1-я часть содержит необходимые сведения по теории музыки, методические указания и нотный материал, включающий упражнения, гаммы, арпеджио, этюды и пьесы. Особый раздел посвящен чтению нот с листа. 2-я часть представляет собой нотное приложение, соответствующее разделам 1-й части; в него входят популярные народные песни и танцы, пьесы советских композиторов и произведения русской и зарубежной классики.
    Музыкальный материал пособия может быть использован в музыкальных школах и кружках художественной самодеятельности.

    • I
      • Устройство баяна
      • Музыкальные звуки
      • Правая клавиатура
      • Левая клавиатура
      • Посадка
      • Постановка правой руки
      • Постановка левой руки
      • Запись звуков
      • Скрипичный ключ
      • Длительность музыкальных звуков
      • Такт и тактовые размеры
      • Знаки альтерации
      • Паузы
    • II
      • Басовый ключ
        Ряд основных басов
        Ряд вспомогательных басов
        Игра двумя руками
        Акцент
        Шестнадцатые и тридцатьвторые ноты
        Штрихи и техника ведения меха
        Динамические оттенки
        Темп
        Знаки сокращения нотного письма
        Фермата
        Нота с точкой
        Затакт
        Тактовые размеры
    • III
      • Интервалы и построение трезвучий
        Аккорды и арпеджио
        Обращения трезвучий
        Двухштильная запись нот
        Синкопа
        Триоль
        Квннтоль и секстоль
    • IV
      • Мелизмы
        Форшлаг
        Мордент
        Группетто
        Трель
        Тремоло
        Тремоло мехом
        Глиссандо
        Репетиция
        Смешанные и переменные размеры
    • V
      • Гаммы и их построение
        (Лад)
        Мажорные гаммы
        Минорные гаммы
        Гаммы, арпеджио, аккорды
    • VI
      • Чтение нот с листа
      • Советы учащимся
    • Нотное приложение I
      • Русская частушка
      • Стоит орешина кудрявая. Русская народная песня
      • Летал голубь. Русская народная песня
      • Ан. Александров. А кто у нас умный
      • Ай Настасья, ай Настасья. Русская народная песня
      • За речушкой яр хмель. Русская народная песня
      • Калач. Украинская народная песня
      • Ах ты, хмель мой, хмелек. Русская народная песня
      • Н. Чайкин. Пьеса
      • Д. Кабалевский. Песенка
      • Эстонская народная мелодия
      • Д. Васнльев-Буглай. Осенняя песенка
      • Птичья колядка. Польская народная песня
      • Соловьем залетным. Русская народная песня
      • М. Красев. Елочка
      • Д. Кабалевский. Колыбельная
      • Ехал казак за Дунай. Русская народная песня
      • Не плач, дсвчино. Украинская народная песня
      • Ах ты, зимушка-зима. Русская народная песня
      • Как на горе калина. Русская народная песня
      • М. Магиденко. Петушок
      • При долинушке калинушка стоит. Русская народная песня
      • Т. Хренников. Песня девушек из оперы «В бурю»
      • М. Глинка. Хор крестьянок из оперы «Иван Сусанин»
      • Самара-городок. Русская народная песня
      • Ф. Шуберт. Форель
      • То не ветер ветку клонит. Русская народная песня
      • Гопак. Украинский народный танец
      • Полосынька. Русская народная песня
      • Страдания. Обработка В. Алехина
      • Я пойду ли, молоденько. Русская народная песня
      • С. Туликов. Ленин всегда с тобой
    • III
      • А. Жилинский. С удочкой
        Л. Моцарт. Юмореска
        С. Гулак-Артемовский. Мкяцю ясный. Ария Оксаны из оперы «Запорожец за Дунаем»
        Латышская народная полька
        Пересохни, Волга-речка. Волжские страдания Веселый сапожник. Польская народная песня. Обработка В. Бухвостова
        Л. Бекман. Елочка
        М. Мусоргский. Поздно вечером сидела. Хор девушек из оперы «Хованщина»
        Н. Римскнй-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
        Г. Петерсбургский. Синий платочек
        Во саду ли, в огороде. Русская народная плясовая песня. Обработка П. Шашкина
        К. Мясков. Прелюд
        Калинка. Русская народная песня. Обработка Ан. Александрова
        Сиротинушка. Русский народный танец. Обработка П. Шашкина
        В. Сидоров. Тайна. Танго
    • IV
      • B. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера
        Д. Шостакович. Танец-скакалка
        Р. Глиэр. Монгольская песенка
        C. Дешкин. Марш юных пионеров
        Уж ты, поле мое. Русская народная Песня. Обработка В. Накапкина
        B. Белый. Орленок
        C. Гулак-Артемовский. Казачок из оперы «Запорожец за Дунаем»
        М. Обычайко. Тоска. Вальс
        По морям, по волнам. Обработка В. Накапкина
        Цыганская венгерка. Обработка В. Алехина
        С. Туликов. Любите Россию!

    Скачать самоучитель


    А.Кудрявцев и П.Полуянов
    Самоучитель игры на аккордеоне
    «Государственное музыкальное издательство», 1949г. 1950г.
    «Советский композитор», 1963г.
    номер м19979г м20988г

    Из самоучителя:
    § 40. Гаммы в левой руке
    Клавиши левой клавиатуры расположены так, что достаточно выучить одну мажорную, одну мелодическую и одну гармоническую — минорные гаммы, чтобы тем самым научиться играть любую гамму в любой тональности левой рукой. Надо только начинать то же доследование клавишей с соответствующей тоники.
    Нет страницы 7-8.

    1. Русская плясовая «Из-под дуба, из-под вяза»
    2. Детская песенка «Солнышко»
    3. Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла»
    4. Д. Шостакович. Отрывок из танца
    5. В. Неедлы. Будь со мной (чешская песня)
    6. Д. Кабалевский. Маленькая полька
    7. А. Гедике. Пьеса на 4-х нотах
    8. А. Гедике. Пьеса на 3-х нотах
    9. С. Аксюк. Этюд
    10. А. Гедике. Этюд
    11. А. Кудрявцев. Этюд для левой руки
    12. А. Гедике. Прелюдия
    13. Т. Хренников. Колыбельная
    14. А. Гедике. Заинька (русская народная песня)
    15. А. Гедике. Мазурка
    16. П. Триодин. Степь да степь кругом (русская народная песня)
    17. Б. Мокроусов. Одинокая гармонь
    18. Л. Книппер. Полюшко, поле
    19. Д. Кабалевский. Вроде вальса
    20. Д. Кабалевский. Шуточная
    21. Д. Кабалевский. Этюд (правая рука)
    22. Н. Ризоль. Тропотянка (закарпатский танец)
    23. Я. Медынь. Я девчонка — словно роза (латышская народная песня)
    24. Народная песня «При долинушке калинушка» (из репертуара хора имени Пятницкого)
    25. А. Лепин. Не грусти, дорогая
    26. Б. Мокроусов. Всегда ты хороша
    27. Д. Кабалевский. Токкатина
    28. Н. Леонтович. Над речкой бережком (украинская народная песня)
    29. Д. Шостакович. «Молодежная» из к/ф «Первый эшелон»
    30. Р. Глиэр. Вальс-бостон из балета «Красный цветок»
    31. Г. Тихомиров. Этюд
    32. Народная песня «Полно, полно вам, ребята» (из репертуара хора им. Пятницкого)
    33. В. Захаров. Зелеными просторами
    34. С. Туликов. Мы за мир
    35. А. Новиков. Застава Ильича
    36. А. Новиков. Родина моя
    37. Б. Мокроусов. Жди солдата
    38. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии
    39. Ю. Милютин. Синеглазая
    40. Т. Хренников. Песня о Москве

    Д. Шостакович. «Песня мира» из к/ф «Встреча на Эльбе»
    А. Новиков. У кого мне узнать
    С. Туликов. Цвети и здравствуй, молодость!
    И. Дунаевский. «Спой нам, ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта»
    С. Василенко. По сеничкам Дуняшенька гуляла (вариации на русскую народную песню)
    С. Прокофьев. Вальс
    Д. Кабалевский. Побочная партия из первой части концерта для скрипки
    С. Прокофьев. Танец антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»
    А. Цфасман. Веселый вечер (фокстрот).
    В. Рунов. В полночь (танго)

    Приложение ко II части
    Гимн Советского Союза
    Песня о Сталине. Музыка М. Блантера
    Гимн Международного союза студентов. Музыка В. Мурадели
    Ой туманы мои. Музыка В. Захарова
    Песня из оперы „Рафаэль». Музыка А. Аренского.
    Вальс из оп. „Елка*. Музыка В. Ребикова
    Отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем». Музыка Гулак-Артемовского

    Скачать пособие


    И.Иванов-Зверев
    Начальный курс игры на баяне
    задания четвертое, пятое, шестое
    Москва, 1968г.

    РЕПЕРТУАР Нотное приложение
    Ах вы, сени мои, сени
    Ах ты, зимушка, зима
    А я сам
    Бандура
    Белорусская народная песня
    Бульба
    Виноград в саду цветет,
    Вдоль по Питерской.
    Волга-реченька глубока
    Во поле береза стояла
    Во саду ли, в огороде **
    Вот мчится тройка почтовая
    Выйду ль я на реченьку
    Гопак.
    Доброй ночи
    Дощик, дощик
    За окном черемуха колышется
    Из-за острова на стрежень.
    Как на горке калина.
    Картули.
    Лявониха.
    Мазурка.
    Меж крутых бережков
    Не слышно шума городского
    Ой, за гаем, гаем.
    Ой, полна, полна коробушка
    Плещут холодные волны
    По долинам и по взгорьям.
    По Дону гуляет казак молодой.
    По диким степям Забайкалья
    Пойду ль я, выйду ль я
    Раскинулось море широко
    Родина
    Русская плясовая
    Санта Лючия.
    Светит месяц.
    Смело, товарищи, в ногу.
    Среди долины ровныя.
    Степь да степь кругом.
    Там вдали, за рекой.
    Там за речкой, там за перевалом
    То не ветер ветку клонит
    Тропинка.
    Тирольский вальс
    Черные брови.
    Что ты жадко глядишь на дорогу
    Я вечор млада
    Я на горку шла*
    Я встретил вас*
    Брамс И. Колыбельная*
    Глинка М. Ты, соловушко, умолкни
    Джойс А. Осенний сон
    Качурбина М. Мишка с куклой танцуют полечку
    Книппер Л. Полюшко, поле***
    Левидова Д. Этюд*.
    Легар Ф. Вальс из оперетты «Граф Люксембург»*
    Моцарт В. Вальс*
    Пахмутова А. Отчего гармонь поет*
    Петров А. Песня о голубых городах*
    Родыгин Е. Уральская рябинушка
    Спадавеккия А. Полька*.
    Черни К. Этюд, соч. 823, № 10*
    Черни К. Этюд, соч. 823, № 8.
    Черни К. Этюд. соч. 599, № 13*
    Черни К. Этюд, соч. 599, № 39*
    Черни К. Этюд, соч. Ш9, № 13*
    Черни К. Этюд, соч. 599, № 60*
    Штраус И. Вальс из оперетты «Цыганский барон»*

    * Переложение для баяна И. Иваноша-Зверева. ** Переложение Аз. Иванова. *** Переложение В. Мотова.

    Скачать пособие

    Источник

  • Оцените статью