Левая клавиатура
На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.
БАСОВЫЙ КЛЮЧ
Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:
Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;
АППЛИКАТУРА
На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.
При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)
1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.
БАСОВЫЕ ЗВУКИ
Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.
Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:
Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:
Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.
Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.
ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ
Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.
Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:
АККОРДЫ
Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.
Аккорды записываются следующими нотами:
Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:
Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).
Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):
Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.
Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.
Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.
Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.
При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:
Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.
Упражнения
При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.
Источник
Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом
На левой стороне обычных аккордеона и баяна находится так называемая стандартная клавиатура басов и готовых аккордов — для ведения партии аккомпанемента.
Впервые идея применения готового аккордового аккомпанемента на ручной гармонике принадлежит Кириллу Демиану, создавшему такую гармонику в Вене в 1829 году и назвавшему ее аккордеоном (Accordion).
В России (при массовом изготовлении в кустарных мастерских и на домашних фабриках гармоник в 30 — 60-х годах прошлого столетия) на левой стороне инструментов употреблялся стандартный аккомпанемент, состоящий из двух кнопок (клапанов): баса и аккорда. При смене движения меха звуки были разные: бас, как и аккорд, звучал в одну сторону движения меха — тоника, в другую – доминанта. В этот же период стали выпускаться гармоники и с четырьмя кнопками (клапанами): две кнопки — басы, две — аккорды.
Вслед за аккордовым аккомпанементом, состоящим из мажорных аккордов, появляется минорный; кроме одного ряда басов (основного), появился и второй, вспомогательный. Наиболее ярко и полно развитие клавиатуры с басо-аккордовым готовым аккомпанементом происходило еще до появления баяна у елецкой рояльной гармоники, прямой предшественницы современного аккордеона. Русские народные умельцы довели левую клавиатуру на этой гармонике от простого мажорного аккомпанемента в 4 баса и 4 аккорда (70-е годы) до полного кварто-квинтового круга басов (основного и вспомогательного рядов) — и к ним мажорные, минорные и доминантсептаккорды всех тональностей (в начале XX века).
С появлением трехрядных и четырехрядных хроматических гармоник в России в начале XX века (получивших название баян — 1907 г.) левая клавиатура насчитывала сначала 36 кнопок (басы, мажорные и минорные аккорды). К концу первого десятилетия XX века клавиатура готового аккомпанемента была доведена до 100 кнопок (стандарт и принцип расположения сохранены и теперь).
За рубежом расширение комплекса готового аккомпанемента на кнопочном аккордеоне (баяне) происходило в 90-е годы прошлого и начале XX века, причем ведущая роль принадлежала итальянским и немецким мастерам.
Левая клавиатура с готовым аккомпанементом на современных аккордеонах и баянах по своему строению и расположению кнопок одинакова.
Схема расположения басов и аккордов на левой клавиатуре с готовым аккомпанементом
Счет рядов ведется от меха инструмента. 1 -й ряд — вспомогательные басы (чтобы «взять» бас, находящийся далеко в основном ряду); 2-й ряд, главный, — основные басы, основа для построения аккордов, находящихся в этом же поперечном ряду); 3-й ряд — мажорные трезвучия в различных обращениях; 4-й ряд – минорные трезвучия в различных обращениях; 5-й ряд — септаккорды, чаще всего в полном четырехзвучном изложении (на большинстве советских и итальянских инструментов септаккорды звучат с пропущенной квинтой, а на немецких – полностью), но в записи их принято обозначать тремя нотами (с пропущенной квинтой); б-й ряд — уменьшенные септаккорды (или трезвучия); в нотной записи принято их обозначать тремя звуками.
Чтобы облегчить прочтение аккордов при исполнении на аккордеоне или баяне, быстро ориентироваться, где брать те или иные аккорды, в нотах ставятся условные обозначения: буква «Б» обозначает, что данный аккорд находится в третьем вертикальном ряду — мажорных аккордов; буква «М» указывает на четвертый ряд — минорных аккордов; цифрой «7» обозначаются септаккорды (пятый ряд); буквой «У» — уменьшенные септаккорды (шестой ряд). Буква «В» ставится под (или над) нотой басов — значит, кнопка находится во вспомогательном ряду басов. На инструментах с такими клавиатурами в начальном периоде обучения употребляют четыре пальца (кроме большого), обозначение которых на баяне — 1, 2, 3, 4 (1 — указательный), на аккордеоне — 2, 3, 4, 5 (1 — большой). Однако при больших клавиатурах (120 кнопок и более) в профессиональной практике употребляются при игре все пять пальцев левой руки, как и правой. Пятипальцевое обозначение более удобно.
Эти обозначения только указывают, в каком вертикальном ряду находится та или иная кнопка аккордов или басов. Место же аккорда в поперечном ряду (по горизонтали) указывает бас, стоящий перед аккордом. Например, над аккордом буква «Б», а перед аккордом — бас соль, следовательно, нужно взять мажорный аккорд, находящийся в том же поперечном ряду, что и бас соль. Если аккорд берется не в том поперечном ряду, в котором находится обозначенный впереди него бас, около аккорда маленькой ноткой в скобках помечается, от какого именно баса основного ряда надо взять данный аккорд. Например:
Таковы расположение и система записи партии левой руки с готовым басо-аккордовым аккомпанементом. Практическое звучание басов и аккордов имеет различие с нотной записью.
На левой клавиатуре аккордеона и баяна, в отличие от правой, нет деления звукоряда на октавы.
И хотя на клавиатурах с большим количеством кнопок имеется несколько кнопок до, соль, ре, ля и т. д., при нажиме звучат они одинаково. Для создания сочного звучания басовых звуков нажим одной кнопки с помощью наборной левой механики вызывает одновременное звучание трех, чаще четырех или пяти звуков одного и того же названия, но в различных октавах. Звучание всех басовых звуков выглядит в нотах следующим образом:
Самой низкой нотой бывает фа или соль. При извлечении одновременно четырехзвучия отсутствуют верхние звуки.
Фактическое звучание аккордов, например соль-мажорный аккорд:
Устройство левой стороны баяна и аккордеона видно из приведенных схем здесь и здесь и объяснений к ним.
В начале XX века существовала и иная система. Принципиальная формула соотношения басов и аккордов была такая же, как и на общепризнанной системе, но расположены все кнопки басов и аккордов были в обратном порядке.
Такая система была предложена в Туле В. П. Хегстремом в 1901 году и долгое время имела распространение под названием «хегстремовской» (или «тульской») системы готового аккомпанемента. За рубежом она была известна как бельгийская система готового аккомпанемента — в отличие от общепризнанной, которая называлась итальянской.
Схема расположения звуков на левой клавиатуре по системе Хегстрема
По этой же системе ранее строился готовый басо-аккордовый аккомпанемент на русских рояльных елецких гармониках.
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.
Источник
5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами
Алексей Александрович Тильков, 2018
Данное издание является учебно-методическим пособием по обучению детей 5-7 лет, начинающих освоение левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами для преподавателей музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Учебно-методическое пособие носит черты технологии, состоит из пяти последовательных шагов, представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений, и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры. Изучение рассчитано на первый-второй год обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим программам класса баяна и аккордеона в ДШИ и ДМШ.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Клавиатура с готовыми аккордами это изначально сконструированная левая клавиатура баяна и аккордеона. Сочетание баса и трехзвучных аккордов пришло от первых хроматических и диатонических гармоник. И первый баян был сконструирован мастером Петром Егоровичем Стерлиговым в 1904 году именно как инструмент с полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента. Готовая клавиатура баяна и аккордеона состоит из двух рядов басов, сдвинутых один относительно другого так, что интервал между ними составляет большую терцию и трех или четырех (в зависимости от конструкции) рядов аккордов. К басо-аккордовому аккомпанементу П. Стерлингова (мажорные, минорные трезвучия и септаккорды) часто добавляется еще один ряд уменьшенных трезвучий.
Ее освоение возможно как с самого начала освоения инструмента, так и после предварительного освоения выборной системы инструмента и является обязательным во всех программах обучения игре на баяне и аккордеоне. Неоспоримым преимуществом, облегчающим освоение готовой клавиатуры, является простота исполнения аккомпанемента и схожесть аппликатурных позиций при исполнении гамм.
В то же время исполнитель осваивающий баян и аккордеон сталкивается со многими сложностями. Во-первых, готовая клавиатура закрыта для зрительного контроля и ее освоение учащийся может производить лишь тактильно. Во-вторых, ее освоение требует дополнительных теоретических знаний, например изучение нотации басового ключа. В-третьих, кварто-квинтовое расположение басов, упрощающее игру аккомпанемента, имеет свою обратную сторону: в отличие от зеркальной по отношению к правой руке выборной системы, непохожее на правую руку, свое расположение клавиш и необходимость отдельного изучения их расположения. Кварто-квинтовое расположение также создает сложности при исполнении мелодических линий, особенно в миноре. Эти сложности часто становятся достаточно серьезным препятствием на пути освоения инструмента для детей 6,5-8 лет, особенно если они не развиты физически. Как преодолеть недостатки и использовать достоинства левой клавиатуры с готовыми аккордами и показывает данное пособие.
Отличие процесса обучения детей дошкольного возраста (согласно ФГОС ДО 1 это дети от 3-х до 8 лет) от обучения детей более позднего возраста заключается в том, что большую часть новых навыков дети дошкольного возраста получают играя. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности 2 . Поэтому процесс проведения урока и процесс обучения учащихся дошкольного возраста в целом можно выстраивать как цепочку различных игр, что даст преподавателю возможность нивелировать негативные моменты, отмеченные ранее и успешно решать поставленные задачи.
Пособие «5 шагов» носит черты технологии и состоит из пяти последовательных шагов представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений на инструменте и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры.
Первый шаг, подготовительные упражнения, разделен на две части. Первая часть пальчиковые игры для развития координации, независимости, силы пальцев и первоначального формирования правильной постановки. Вторая это игровые упражнения на правильную постановку руки, ведение меха и выработку первоначальных игровых движений.
Последующие шаги направлены на изучение позиций левой руки вначале в мажоре, включая мажорную гамму, а затем в миноре, включая минорную гамму.
Последовательно шагов в целом построена от простого к сложному, но жестко не задана, и может корректироваться в соответствии со способностями и задачами обучения. Например, если у учащегося плохо развивается независимость пальцев и ему требуется дополнительное время для освоения игрового упражнения «Ракета» из 4-го щага, то параллельно можно начать изучение 5-го шага, игровое упражнение «Вальс “Детский”».
Система, описанная в этом пособии, позволяет за короткое время изучить все основные позиции левой готовой клавиатуры. Здесь следует сделать одно пояснение. Изучение одного упражнения рассчитано на 2-3 урока. Каждое последующее упражнение основано на предыдущих, но это не значит, что предыдущие упражнения не нужно повторять. Они повторяются несколько уроков и после движения вперед и доводятся до быстрого темпа. В итоговом варианте учащийся должен играть все части упражнений «Полька» и «Вальс» подряд, одну за другой. А, например, упражнение «Столбик» повторяется достаточно продолжительное время, по крайней мере, вплоть до изучения упражнения «Ракета» и минорной гаммы.
Каждое игровое упражнение снабжено подробными описаниями действий, рисунками расположения рук, черно-белыми иллюстрациями которые ученик может раскрасить и методическими рекомендациями. Критичные с точки зрения изучения моменты выделены рамкой и пометкой «Это важно!»
В целом пособие построено так, что начальном этапе не требует у ученика знания нотных обозначений, однако изучение первоначальных игровых упражнений, конечно, должно идти параллельно с изучением нотной нотации и схемы расположения клавиш на клавиатуре.
Источник