Лига ноты разной высоты

Музыкальный ритм, лига, нота с точкой

Музыкальный ритм — это чередование коротких и длинных звуков в определенной последовательности.

( Нажмите первую ноту на рисунке внизу и проанализируйте пример. )

Связующая лига — это лига, объединяющая смежные ноты одинаковой высоты в одно целое.

Фразировочная лига — это лига, объединяющая ноты разной высоты и указывает на связанную манеру их исполнения ( легато ).
Кроме того, фразировочная лига указывает начало и окончание музыкальной фразы.
( К фразировочной лиге мы вернёмся позднее.)

Связующая лига

два и три и раз и

( Связующая лига объединяет смежные ноты одинаковой высоты в одно целое. )

Нота с точкой

Точка — точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину,
то есть в полтора раза.
( это правило относится и к музыкальным паузам )

раз и два и три и

два и три и четыре и

Читайте также:  Первые шаги при обучении гитары

( Точка увеличивает длительность ровно наполовину )

Источник

Лига ноты разной высоты

Лига, это дугообразная линия, объединяющая две или более ноты, обозначающая что ноты должны играться слитно (legato). Если Вы хотите объединить две ноты одинаковой высоты, читайте Связующая лига

Инструкции

  1. Выйдите из Ввод нот , выделите первую ноту:

Нажав S поставьте лигу:

Shift + Вправо Передвигает конец лиги к следующей ноте:

X перевернуть лигу:

Escape Завершить редактирование лиги :

Ручки лиги (показанные выше, в шагах 2-4) можно подстроить и с помощью мыши. Внешние ручки управляют началом и концом лиги, а внутренними можно подстроить контур.

Лига может протянуться на несколько страниц. Начало и конец лиги привязывается к ноте, аккорду или паузе. Если нота позже изменит своё положение, длину или стиль, лига подстроится к новым изменениям.

Внимание: С помощью мышки невозможно изменить привязку начала и конца ноты. Для этого используйте Shift + клавиши «Влево» или «Вправо».

Пунктирная линия

Пунктирная лига иногда используется в песнях, где присутствие лиги варьируется между строфами. Щёлкните на лиге правой кнопкой мыши и выберите Свойства лиги. . В появившемся диалоге выберите между сплошной линией и пунктирной.

Источник

Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз

В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.

Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.

Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).

Как точки могут увеличить длительность ноты?

ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.

Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.

Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак.

ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.

Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.

Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.

Что такое фермата?

ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.

Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:

  1. В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
  2. В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.

Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.

Плюсующая лига

ЛИГА – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс» , она просто присоединяет и все.

Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?

Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.

Лига – это последнее из тех средств удлинения ноты, о которых мы хотели вам сегодня рассказать. Кстати, если точки и ферматы применяются как с нотами, так и с паузами , то лигой соединяются только длительности нот . Паузы лигами не соединяются, а просто при необходимости следуют подряд одна за другой или сразу укрупняются в одну более «жирную» паузу.

Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:

ЗНАК ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА
ТОЧКА удлиняет ноту или паузу наполовину
ДВЕ ТОЧКИ увеличивают длительность на 75%
ФЕРМАТА произвольное увеличение длительности
ЛИГА соединяет длительности, заменяет знак «плюс»

В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!

Дорогие друзья, свои вопросы вы можете оставлять в комментариях к данной статье. Если представленный материал вам понравился, расскажите о нем в социальных сетях, в этом вам помогут специальные кнопки, которые вы увидите ниже. Спасибо за внимание!

Источник

didi79

Я Леди.

Теория музыки — Длительности нот (2) — Точка, Паузы, Лиги (Связующая и Фразировочная)

Длительности нот (2)

Точка.
Точка увеличивает длительность ноты на половину. Ставится справа от ноты. Сразу перейдём к примерам:

Пример 1. Длительность этой ноты равна сумме длительностей нот и .
Проще говоря, длительность считается следующим образом: если нота звучит, например, секунду, то нота с точкой будет звучать полторы секунды.

Пример 2. Длительность ноты равна сумме следующих нот и

Молчание вашего инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется абсолютно также, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.. Давайте посмотрим обозначения пауз:

Эта пауза равна целой ноте:
Пауза целой ноты похожа на целое яблоко, которое висит себе на четвер­той линеечке

Эта пауза равна половинной ноте:
Пауза половинной — половинка яблока, она висеть не может и лежит на третьей линеечке

Эта пауза равна четвертной ноте:
Пауза четвертной ноты самая замысловатая, она как будто перечеркивает четверть, всем своим видом говоря: «Молчи!»

Паузы восьмушки, шестнадцатые и меньше даже внешне похожи на ноты, так как тоже имеют особый хвостик, и количество головок у них равно количеству флажков у паралельных им нот.

Эта пауза равна восьмой ноте:

Эта пауза равна шестнадцатой ноте:

Эта пауза равна тридцатьвторой ноте:

Эта пауза равна шестьдесятчетвёртой ноте:

Если нужно использовать паузу другой длительности, то также, как и в случае с нотами, используйте точки.

Связующая лига (הקשת הקטנה)

Это дуга, которая соединяет две соседние ноты одинаковой высоты (ля+ля, до+до и т.д).
Из соединенных лигой нот одинаковой высоты образуется одна более крупная длительность, которая равна их сумме. Извлекается звук в том месте, где встретилась первая нота (вторая нота не извлекается), длительность будет равна сумме длительностей обеих нот, связанных лигой.

Две ноты должны быть одной высоты, но могут быть разными по длительности (на примере сверху соединяются ноты с длительностью 1/4+1/8).

Обратите внимание на то, что связующая лига не применяется к паузам.

И еще очень важный момент по поводу правильности написания связующей лиги.
Если штили объединяемых лигой нот написаны вверх, то дуга ставится снизу и выгибается вниз, если штили написаны вниз, — дуга ставится сверху и выгибается вверх.

Такой метод увеличения длительности ноты используется, когда

  • для желаемой длительности не существует отдельного знака,
  • требуется связать ноты, разделённые тактовой чертой.

Фразировочная лига (קשת גדולה)

Существует также фразировочная дуга — , объединяющая ноты разной высоты и применяющаяся для указания на связную манеру их исполнения (легато).

Такая дуга означает, что все связанные ноты надо играть плавно, а не отрывисто.
Эта дуга не имеет отношения к длительностям, но мы ее привели тут, дабы не путать с маленькой дугой.

Источник

Знакомство с лигой и нотой с точкой

Совсем коротко, ибо подробнее Вы можете узнать из раздела «Теория» (увеличение длительности нот). Если две одинаковые по высоте ноты связаны лигой (на рисунке это дугообразная линия, выгнутая вверх или вниз), то их звучание объединяется. В этом случае лига связывает оба звука в один непрерывно тянущийся звук. Палец с клавиши не снимается и движение меха не прерывается.

Точка, стоящая с правой стороны ноты (или паузы), увеличивает ее длительность на половину. Рассмотрим внимательно первый такт нижеследующего упражнения.

Первая нота (половинная по длительности) по идее должна считаться на счет «раз, два», но точка прибаляет еще половинку половинки (немного «масляновато» звучит, хм. ), то есть четверть, и поэтому мы будем считать на счет «раз, два, три». Понятно? Ну, если все понятно, то поехали по степи?


Послушать

Источник

Оцените статью