Лигети дьердь ноты для

Études (Лигети) — Études (Ligeti)

Венгерский композитор Дьёрдь Лигети в период с 1985 по 2001 год написал цикл из 18 этюдов для фортепиано соло. Они считаются одним из главных творческих достижений его последних десятилетий и одним из самых значительных наборов фортепианных этюдов ХХ века, сочетающих виртуозное мастерство. технические проблемы с выразительным содержанием, следуя линии этюдов Фредерика Шопена , Ференца Листа , Клода Дебюсси и Александра Скрябина, но обращаясь к новым техническим идеям как к сборнику концепций, которые Лигети разработал в других своих работах с 1950-х годов. Пианист Джереми Денк писал, что они «венец его карьеры и фортепианной литературы; хоть и новые, но уже классические».

СОДЕРЖАНИЕ

Объем работ

18 этюдов, разделенных на три книги, или ливры : шесть этюдов в книге 1 (1985), восемь в книге 2 (1988–1994), четыре в книге 3 (1995–2001). Первоначальное намерение Лигети состояло в том, чтобы составить только двенадцать этюдов, в двух книгах по шесть в каждой, по образцу этюдов Дебюсси, но объем работы вырос, потому что ему очень нравилось писать эти пьесы. Хотя четыре этюда Книги 3 образуют удовлетворительное завершение цикла, Книга 3 на самом деле незакончена, поскольку Лигети определенно намеревался добавить больше, но не смог этого сделать в последние годы, когда его продуктивность сильно снизилась из-за болезнь. Этюды из Книги 3, как правило, спокойнее, проще и изощреннее по технике, чем в Книгах 1 и 2.

Титулы

Названия различных этюдов представляют собой смесь технических терминов и поэтических описаний. Лигети составлял списки возможных названий, и названия отдельных номеров часто менялись между созданием и публикацией. Часто Лигети не присваивал титул до тех пор, пока работа не была завершена.

Читайте также:  Как взять любую ноту

18 этюдов

Книга 1

  1. Дезордр . Molto vivace, vigoroso, molto ritmico, = 63

Этюд в быстрых полиритмах с движением вверх и вниз по клавиатуре. Правая рука использует только белые клавиши, а левая рука — только черные клавиши. Это разделяет руки на два поля питч-класса; музыка для правой руки — диатоническая , музыка для левой руки — пентатоническая . Этот этюд посвящен Пьеру Булезу .

  1. Cordes à vide . Андантино рубато , molto tenero, = 96

Простые, почти в стиле Сати аккорды становятся все более сложными. Эти аккорды построены в основном из квинт , напоминающих открытые струны, отсюда и название. Этот этюд также посвящен Пьеру Булезу.

  1. Умиляет bloquées . Vivacissimo, semper molto ritmico — Feroce, impetuoso, molto meno vivace — Feroce, estrepitoso — Tempo I

Сцепляются два разных ритмических рисунка. Одна рука играет быстрые, даже мелодичные паттерны, в то время как другая рука «блокирует» некоторые клавиши, бесшумно нажимая на них. Это последний этюд Лигети, посвященный Булезу.

  1. Фанфары . Vivacissimo, molto ritmico, = 63, con alegria e slancio

Мелодия и аккомпанемент часто меняются ролями в этом полиритмическом этюде, в котором присутствуют ритмы с влиянием аксака и остинато в 8
8 раз, разделив такт 8 восьмых нот на 3 + 2 + 3 . Это остинато также используется во второй части трио валторн Лигети . Этот этюд посвящен Фолькеру Банфилду .

  1. Arc-en-ciel . Andante con eleganza, с качелями , ок. 84

Музыка поднимается и опускается по дугам, которые, кажется, вызывают радугу. Этот этюд посвящен Луизе Сибур.

  1. Automne à Varsovie . Presto cantabile, molto ritmico e flessibile, = 132

Название « Осень в Варшаве» отсылает к ежегодному фестивалю современной музыки « Варшавская осень» . Лигети назвал этот этюд «темповой фугой ». Исследование в политемпо , оно состоит из непрерывного преобразования исходной нисходящей фигуры — « мотива ламенто », как назвал его Лигети, — с участием перекрывающихся групп из 3, 4, 5, 6, 7, 8, заканчивающихся в нижней части клавиатура. Этот этюд посвящен польским друзьям Лигети.

Книга 2

  1. Галамб Боронг . Vivacissimo luminoso, возможно легато , = 40 или быстрее — semplice, da lontano

Название звучит по-явански, что отражает вдохновение произведения в музыке гамелана , но на самом деле оба слова на самом деле венгерские и означают примерно «меланхоличный голубь». Как и в Дезордре , обе руки играют дополнительные гаммы; в этом случае каждый из них играет одну из двух полных шкал тонов . Этот этюд посвящен Ульриху Экхардту.

  1. Fém . Vivace risoluto, кон VIGORE, = 30 ( = 180, . = 120)

Название на венгерском означает металл. Основан на аккордах открытой квинты с переливанием коротких, неправильных, асимметрично сгруппированных мелодических фрагментов. Этюд посвящен пианисту Фолькеру Банфилду .

  1. Головокружение . Prestissimo semper molto legato, = 48

Широко разнесенные стрелки используют хроматические шкалы для создания эффекта бесконечного падающего движения. Этюд посвящен композитору Маурисио Кагелю . Лигети не закончил еще один этюд в течение трех лет после окончания Vertige .

  1. Der Zauberlehrling ( Ученик чародея ). Prestissimo, staccatissimo , leggierissimo

Танцевальную мелодичную линию держат в вечном движении неравномерно разбросанные стаккато акценты. Этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару .

  1. En Suspens . Andante con moto, = 98

Шесть ударов на такт в правой руке, четыре в левой, неправильная длина фраз и акценты в обеих — плетут неземную и, скорее, джазовую паутину гармонии. Этот этюд посвящен композитору Дьёрдю Куртагу .

  1. Entrelacs . Vivacissimo molto ritmico, = 100 ( = 65)

Пересекающиеся ритмические паттерны, увеличивающиеся в динамике при перемещении по клавиатуре слева направо, создавая до семи различных метрических слоев. Этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару.

  1. L’escalier du diable ( Лестница дьявола ). Престо легато, ma leggiero, = 30

Жесткая токката, которая полиметрически перемещается вверх и вниз по клавиатуре с восходящим мотивом хроматической гаммы, а затем превращается в впечатление колокольчиков, звенящих в разных регистрах и в разное время. Это самый длинный этюд в сете продолжительностью более пяти минут. Он посвящен пианисту Фолькеру Банфилду.

  1. «Coloana infinită» ( Бесконечная колонна ). Возможно Presto, tempestoso con fuoco, = 105

Этюды назван в честь Константина Бранкузи «s скульптуры того же имени , повторяющейся серии расширяться и сжиматься пирамидальные формы и особенности громко, восходящий аккорд-последовательности , которые перекрываются , дающие ощущение постоянного движения вверх. Этот этюд посвящен Винсенту Мейеру. Это произведение представляет собой переработанную версию этюда, позже опубликованного под № 14A: «Coloana fără sfârşit» (см. « Связанные работы» ниже).

Книга 3

  1. Белое на белом . Andante con tenerezza, = 52

Этюд с белым ключом, за исключением самого конца, начиная с безмятежного канона и с быстро кружащейся средней части. Этот этюд посвящен Этьену Куранту.

  1. Налить Ирину . Andante con espressione, rubato, molto legato, = 72 — Allegro con moto, semper legato, = 152 — Allegro vivace — Molto vivace

Еще один этюд с мягким началом, становящийся все более и более неистовым из-за введения все более коротких нот и дополнительных высот. Этюд посвящен Ирине Катаевой.

  1. À bout de souffle ( Запыхавшись ). Presto con bravura

Маниакальный двухголосный канон, который резко заканчивается медленными аккордами пианиссимо . Этот этюд посвящен математику Хайнцу-Отто Пайтгену .

  1. Canon . Vivace poco rubato — Престиссимо

Короткий канон между руками, сыгранный один раз в вивасе, а затем второй раз, что невозможно , с медленным тихим аккордовым каноном в конце. Этот этюд посвящен Фабьен Вайлер.

Сопутствующие работы

Этюд № 14A: «Coloana fără sfârşit» ( Столбец без конца ) был первой версией Этюда 14, но был сочтен слишком физически сложным для человека-исполнителя, поэтому Лигети переделал его, изменив гармоническую структуру, уменьшив количество шагов в каждая рука. Впоследствии первоначальная форма была аранжирована как отдельный этюд для пианиста Юргена Хокера , но некоторые пианисты фактически играли на нем.

Единственная фортепианная пьеса L’arrache-coeur (1994), по-видимому, изначально задумывалась как Этюд № 11, но не стала частью цикла.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Дьердь Лигети (1923 — 2006)

Понедельник, 04 Февраля 2013 г. 12:03 + в цитатник

это мой первый пост в этом сообществе.

Я бы хотела посвятить его композитору, который не имеет такую широкую известность как, например, Шнитке или Шёнберг, но по моему мнению, заслуживает ее не меньше. Я сейчас говорю о Дьёрде Лигети.

Дьёрдь Шандор Лигети (венг. Gyorgy) Sandor Ligeti, 1923, Румыния — 2006, Австрия) — австрийский композитор-авангардист, изобретатель микрополифонии, педагог. Широкой публике он стал известен благодаря использованию его музыки в фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея».

я же перейду непосредственно к музыке.

хочется сразу сделать уточнение. Если Вы только открываете для себя классическую музыку. творчество данного композитора вряд ли придется Вам по вкусу.

но если Вас интересует додекафония или атональная музыка. смело читайте дальше!

Мое знакомство с творчеством этого композитора началось с оркестрового произведения Lontano, что на русском означает «далеко», либо «отдаление». Слушала я это произведение непосредственно на концерте без всякой предварительной подготовки. Но, как вы знаете, музыка современных композиторов, она ммм.. несколько странная, лично мне никогда не удавалось ее почувствовать и понять, по крайней мере с первого раза. а тут. это просто волшебство. Удивительная атмосфера произведения просто проникает в душу, оставляя желание познакомиться с произведением поближе. Произведение просто сказочное! Но, говорить о музыке все равно, что танцевать об архитектуре (с), поэтому приятного прослушивания.

для любителей следить по нотам прилагаю партитуру

если после прослушивания «Lontano», Вы все еще хотите продолжить знакомство с музыкой Лигети.

могу посоветовать Вам уже вышеупомянутое произведение «Атмосферы»

  • фортепианное произведение Musica ricercata

(ощущения невообразимые! просто холод по спине!)

  • Двойной концерт для флейты и гобоя (ноты)

и, как альтитстка, не могу не посоветовать

P.s.:
было бы очень интересно услышать Ваши впечатления об этой музыке.

и, если я, по вашему мнению, вдруг незаслуженно не упомянула любимые Вами произведения Лигети, буду рада увидеть их в комментариях. )

Спасибо за внимание.

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Музыка/Духовная
Музыка/Фортепианная
Музыка/Камерная
Композиторы

Метки: современная музыка Дьердь Лигети

Процитировано 5 раз
Понравилось: 10 пользователям

Источник

Оцените статью