Лигети этюд для фортепиано

О чем этюды Лигети?

В основном про этюды Лигети музыканты знают одно: это самые сложные этюды для пианиста. Если вы сыграли этюды Лигети, то все, вы — мастер. Однако больше никто ничего не знает. Музыка это сложная, как подступиться к ней — не понятно, да и нужно ли?

Мы попросили композитора Алису Духовлинову написать, что она слышит в этой странной музыке, чтобы понять Лигети и пополнить этюдами свой плей-лист. Она нам все рассказала и нарисовала к каждому этюду иллюстрацию.

После того, как мы почитали ее текст, слушая этюды на фоне, стало в разы понятнее. Рекомендуем делать так же.

Первая тетрадь этюдов

Лигети умер совсем недавно, в 2006-м году, прожив долгую и интересную жизнь. Он успел написать музыку, которую Кубрик использовал в «Космической Одиссее», поэкспериментировать с электроникой и вернуться к акустическим инструментам. Все это время он увлекался авангардными музыкальными техниками.

Лигети — волшебник. С помощью его музыки можно увидеть необычные миры и оказаться в зазеркалье.

Лигети написал две тетради фортепианных этюдов и начал третью (незаконченную). Обычно словом “этюд” музыканты называют технически сложное произведение, на котором студенты учатся беглости пальцев. Но эти этюды — другие. Это яркая концертная музыка, необыкновенно сложная. Такие этюды появились у композиторов-романтиков — Шопена, Листа. Лигети продолжает традицию.

Его этюды — одни из самых сложных в мире. Не только для пальцев. Нужно потратить много сил, чтобы выучить их наизусть.

В первой тетради шесть этюдов. Их не просто так именно шесть: они образуют симметричную конструкцию (из моторных и созерцательных). Из них каждый имеет свою логику и затею. Лигети увлекался фракталами и работал с ними в музыке — создавал сложные структуры.

Читайте также:  Мастер по изготовлению акустических гитар

Его произведения часто ощущаются как графика, потому что эта структурность слышна.

I. Désordre

(Беспорядок)

(Включите первый этюд и читайте, пока звучит музыка. Это поможет погрузиться в нее. Будьте готовы, что звуки покажутся странными. Представьте, что Вы оказались в темной комнате, и постепенно Ваши глаза начинают видеть. Начнем?)

Мы слышим много мелких звуков, среди которых возникают резкие, неравномерные акценты. Лигети нравились африканские ритмы, и он часто их использовал. Как раз сейчас они звучат — поток коротких длительностей, на который наслаивается неравномерная пульсация сильных ударов. Африканские барабанщики любят такой прием. Можно почувствовать, как хочется двигаться под эти ритмы. Какие они стихийные и заводные.

Движение захватывает и идет кругами. То ближе, то дальше — выскакивают существа в ритуальных масках. Кажется, мы попали в вихрь, который крутит какой-то непонятный дух. Воронка становится шире, а гул все сильнее. Звуки сливаются. Делается это так — одной рукой исполнитель играет по черным клавишам, а другой — по белым. Участвуют все ноты, и получается гул, похожий на белый шум.

Лигети заложил в этюд ловушку-секрет. Ритмы правой и левой руки сначала были синхронными. Но потом одна рука стала опаздывать — сначала на одну ноту, потом на две, на три и т.д. В итоге рисунок ритма менялся, становился интенсивнее. Получился «эффект бабочки». Последствия незначительного сбоя нарастают, как снежный ком. Этот «сбой» запланировал композитор. Беспорядок — часть плана. У танцев дикого племени свои законы, которые можно обнаружить. Напряжение постепенно растет и переходит на новый уровень, кружится голова (1:22).

Заканчивается этюд взлетом в верхнем регистре — резким, стремительным. Будто вылетаем с карусели на полном ходу.

Источник

Études (Лигети) — Études (Ligeti)

Венгерский композитор Дьёрдь Лигети в период с 1985 по 2001 год написал цикл из 18 этюдов для фортепиано соло. Они считаются одним из главных творческих достижений его последних десятилетий и одним из самых значительных наборов фортепианных этюдов ХХ века, сочетающих виртуозное мастерство. технические проблемы с выразительным содержанием, следуя линии этюдов Фредерика Шопена , Ференца Листа , Клода Дебюсси и Александра Скрябина, но обращаясь к новым техническим идеям как к сборнику концепций, которые Лигети разработал в других своих работах с 1950-х годов. Пианист Джереми Денк писал, что они «венец его карьеры и фортепианной литературы; хоть и новые, но уже классические».

СОДЕРЖАНИЕ

Объем работ

18 этюдов, разделенных на три книги, или ливры : шесть этюдов в книге 1 (1985), восемь в книге 2 (1988–1994), четыре в книге 3 (1995–2001). Первоначальное намерение Лигети состояло в том, чтобы составить только двенадцать этюдов, в двух книгах по шесть в каждой, по образцу этюдов Дебюсси, но объем работы вырос, потому что ему очень нравилось писать эти пьесы. Хотя четыре этюда Книги 3 образуют удовлетворительное завершение цикла, Книга 3 на самом деле незакончена, поскольку Лигети определенно намеревался добавить больше, но не смог этого сделать в последние годы, когда его продуктивность сильно снизилась из-за болезнь. Этюды из Книги 3, как правило, спокойнее, проще и изощреннее по технике, чем в Книгах 1 и 2.

Титулы

Названия различных этюдов представляют собой смесь технических терминов и поэтических описаний. Лигети составлял списки возможных названий, и названия отдельных номеров часто менялись между созданием и публикацией. Часто Лигети не присваивал титул до тех пор, пока работа не была завершена.

18 этюдов

Книга 1

  1. Дезордр . Molto vivace, vigoroso, molto ritmico, = 63

Этюд в быстрых полиритмах с движением вверх и вниз по клавиатуре. Правая рука использует только белые клавиши, а левая рука — только черные клавиши. Это разделяет руки на два поля питч-класса; музыка для правой руки — диатоническая , музыка для левой руки — пентатоническая . Этот этюд посвящен Пьеру Булезу .

  1. Cordes à vide . Андантино рубато , molto tenero, = 96

Простые, почти в стиле Сати аккорды становятся все более сложными. Эти аккорды построены в основном из квинт , напоминающих открытые струны, отсюда и название. Этот этюд также посвящен Пьеру Булезу.

  1. Умиляет bloquées . Vivacissimo, semper molto ritmico — Feroce, impetuoso, molto meno vivace — Feroce, estrepitoso — Tempo I

Сцепляются два разных ритмических рисунка. Одна рука играет быстрые, даже мелодичные паттерны, в то время как другая рука «блокирует» некоторые клавиши, бесшумно нажимая на них. Это последний этюд Лигети, посвященный Булезу.

  1. Фанфары . Vivacissimo, molto ritmico, = 63, con alegria e slancio

Мелодия и аккомпанемент часто меняются ролями в этом полиритмическом этюде, в котором присутствуют ритмы с влиянием аксака и остинато в 8
8 раз, разделив такт 8 восьмых нот на 3 + 2 + 3 . Это остинато также используется во второй части трио валторн Лигети . Этот этюд посвящен Фолькеру Банфилду .

  1. Arc-en-ciel . Andante con eleganza, с качелями , ок. 84

Музыка поднимается и опускается по дугам, которые, кажется, вызывают радугу. Этот этюд посвящен Луизе Сибур.

  1. Automne à Varsovie . Presto cantabile, molto ritmico e flessibile, = 132

Название « Осень в Варшаве» отсылает к ежегодному фестивалю современной музыки « Варшавская осень» . Лигети назвал этот этюд «темповой фугой ». Исследование в политемпо , оно состоит из непрерывного преобразования исходной нисходящей фигуры — « мотива ламенто », как назвал его Лигети, — с участием перекрывающихся групп из 3, 4, 5, 6, 7, 8, заканчивающихся в нижней части клавиатура. Этот этюд посвящен польским друзьям Лигети.

Книга 2

  1. Галамб Боронг . Vivacissimo luminoso, возможно легато , = 40 или быстрее — semplice, da lontano

Название звучит по-явански, что отражает вдохновение произведения в музыке гамелана , но на самом деле оба слова на самом деле венгерские и означают примерно «меланхоличный голубь». Как и в Дезордре , обе руки играют дополнительные гаммы; в этом случае каждый из них играет одну из двух полных шкал тонов . Этот этюд посвящен Ульриху Экхардту.

  1. Fém . Vivace risoluto, кон VIGORE, = 30 ( = 180, . = 120)

Название на венгерском означает металл. Основан на аккордах открытой квинты с переливанием коротких, неправильных, асимметрично сгруппированных мелодических фрагментов. Этюд посвящен пианисту Фолькеру Банфилду .

  1. Головокружение . Prestissimo semper molto legato, = 48

Широко разнесенные стрелки используют хроматические шкалы для создания эффекта бесконечного падающего движения. Этюд посвящен композитору Маурисио Кагелю . Лигети не закончил еще один этюд в течение трех лет после окончания Vertige .

  1. Der Zauberlehrling ( Ученик чародея ). Prestissimo, staccatissimo , leggierissimo

Танцевальную мелодичную линию держат в вечном движении неравномерно разбросанные стаккато акценты. Этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару .

  1. En Suspens . Andante con moto, = 98

Шесть ударов на такт в правой руке, четыре в левой, неправильная длина фраз и акценты в обеих — плетут неземную и, скорее, джазовую паутину гармонии. Этот этюд посвящен композитору Дьёрдю Куртагу .

  1. Entrelacs . Vivacissimo molto ritmico, = 100 ( = 65)

Пересекающиеся ритмические паттерны, увеличивающиеся в динамике при перемещении по клавиатуре слева направо, создавая до семи различных метрических слоев. Этюд посвящен пианисту Пьеру-Лорану Эмару.

  1. L’escalier du diable ( Лестница дьявола ). Престо легато, ma leggiero, = 30

Жесткая токката, которая полиметрически перемещается вверх и вниз по клавиатуре с восходящим мотивом хроматической гаммы, а затем превращается в впечатление колокольчиков, звенящих в разных регистрах и в разное время. Это самый длинный этюд в сете продолжительностью более пяти минут. Он посвящен пианисту Фолькеру Банфилду.

  1. «Coloana infinită» ( Бесконечная колонна ). Возможно Presto, tempestoso con fuoco, = 105

Этюды назван в честь Константина Бранкузи «s скульптуры того же имени , повторяющейся серии расширяться и сжиматься пирамидальные формы и особенности громко, восходящий аккорд-последовательности , которые перекрываются , дающие ощущение постоянного движения вверх. Этот этюд посвящен Винсенту Мейеру. Это произведение представляет собой переработанную версию этюда, позже опубликованного под № 14A: «Coloana fără sfârşit» (см. « Связанные работы» ниже).

Книга 3

  1. Белое на белом . Andante con tenerezza, = 52

Этюд с белым ключом, за исключением самого конца, начиная с безмятежного канона и с быстро кружащейся средней части. Этот этюд посвящен Этьену Куранту.

  1. Налить Ирину . Andante con espressione, rubato, molto legato, = 72 — Allegro con moto, semper legato, = 152 — Allegro vivace — Molto vivace

Еще один этюд с мягким началом, становящийся все более и более неистовым из-за введения все более коротких нот и дополнительных высот. Этюд посвящен Ирине Катаевой.

  1. À bout de souffle ( Запыхавшись ). Presto con bravura

Маниакальный двухголосный канон, который резко заканчивается медленными аккордами пианиссимо . Этот этюд посвящен математику Хайнцу-Отто Пайтгену .

  1. Canon . Vivace poco rubato — Престиссимо

Короткий канон между руками, сыгранный один раз в вивасе, а затем второй раз, что невозможно , с медленным тихим аккордовым каноном в конце. Этот этюд посвящен Фабьен Вайлер.

Сопутствующие работы

Этюд № 14A: «Coloana fără sfârşit» ( Столбец без конца ) был первой версией Этюда 14, но был сочтен слишком физически сложным для человека-исполнителя, поэтому Лигети переделал его, изменив гармоническую структуру, уменьшив количество шагов в каждая рука. Впоследствии первоначальная форма была аранжирована как отдельный этюд для пианиста Юргена Хокера , но некоторые пианисты фактически играли на нем.

Единственная фортепианная пьеса L’arrache-coeur (1994), по-видимому, изначально задумывалась как Этюд № 11, но не стала частью цикла.

Источник

Оцените статью