Лигети концерт для фортепиано с оркестром

Концерт для фортепиано с оркестром (Лигети) — Piano Concerto (Ligeti)

Концерт для фортепиано с оркестром
по Дьердь Лигети
Форма Концерт для фортепиано Составлен 1980–1988 Преданность Марио ди Бонавентура Продолжительность около 23 минут Движения Пять Премьера Дата 29 февраля 1988 г. Место расположения Вена Дирижер Марио ди Бонавентура Исполнители Энтони ди Бонавентура (фортепиано)
Симфонический оркестр Австрийского радио

Концерт для фортепиано с оркестром на Дьёрдь Лигети является пяти- движением концерта для фортепиано . Лигети писал:

В Фортепианном концерте я представляю свое художественное кредо : демонстрирую независимость от критериев традиционного авангарда , а также модного постмодернизма . Музыкальные иллюзии, которые я считаю очень важными, для меня не самоцель, а основа моей эстетической позиции. Я предпочитаю музыкальные формы, которые имеют скорее объектный, чем процессуальный характер. Музыка как «замороженное» время, как объект в воображаемом пространстве, вызываемый музыкой в ​​нашем воображении, как творение, которое действительно развивается во времени, но в воображении оно существует одновременно во все его моменты. Заклинание времени, выдерживание его прохождения, закрытие его моментом настоящего — вот мое главное намерение как композитора.

Он посвящен американскому дирижеру Марио ди Бонавентура , премьера которого состоялась.

Содержание

История

Первые наброски Концерта начались в 1980 году, но только в 1985 году он нашел путь вперед, и работа пошла быстрее. В своей книге о Лигети Ричард Стейниц документирует многочисленные попытки композитора начать произведение, отмечая, что только после двадцать первой попытки, датированной 1985–1986 гг., Он получил первую страницу правильно.

Читайте также:  Шуберт сонатина ля минор для скрипки ноты

Премьера первых трех частей состоялась в Граце , Австрия, 23 октября 1986 года пианистом Энтони ди Бонавентурой и Венской филармонией под управлением Марио ди Бонавентура. В следующем году Лигети добавил еще две части, четвертую и пятую, и последний автограф последней части был готов в январе 1988 года. Лигети писал, что «[а] после того, как услышал эту работу дважды [в 1986 году], я пришел к вывод, что третья часть не является адекватным финалом; мое чувство формы требовало продолжения, дополнения ». Премьера пятичастного концерта состоялась 29 февраля 1988 года с участием Энтони ди Бонавентуры и Симфонического оркестра Австрийского радио под управлением Марио ди Бонавентура в Венском Концертхаусе .

Приборы

Концерт написан для фортепиано соло и оркестра, состоящего из флейты (двойной пикколо ), гобоя , кларнета (двойная альтовая окарина ), фагота , валторны , трубы , тенорового тромбона , ударных и струнных . Для баланса Лигети рекомендует использовать следующие струны: 6-8 скрипок I, 6-8 скрипок II, 4-6 альтов , 4-6 виолончелей и 3-4 контрабаса .

Музыка

Пять движений финальной версии:

  1. Vivace molto ritmico e Preciso
  2. Lento e deserto
  3. Vivace cantabile
  4. Allegro risoluto
  5. Presto luminoso

Во время его сочинения Лигети работал над своей первой книгой фортепианных этюдов , и в концерте можно услышать наложенные африканские ритмы, смещение акцентов и изменение темпа, столь характерные для этих пьес.

Первый механизм похож на полиметрическую концепцию, использованную в первом этюде Лигети, Дезордре . Ритмически сложный во всем, он использует два размера , 4
4 и 12
8 , одновременно, а также сложные аксак- ритмы. Кроме того, левая и правая руки играют две дополняющие друг друга гаммы из шести нот. Вторая часть, единственная медленная часть пьесы, начинается без пауз ( attacca subito ). В нем использован мотив плача из последней части Хорн-трио Лигети и его шестого фортепианного этюда, Automne à Varsovie. Этот мотив также лежит в основе третьей части, еще одной быстрой части. По словам самого Лигети, четвертого движения, более фрагментарный , чем окружающие движения, вдохновляется машинно-генерируемых изображений фракталов (как множества Жюлиа и Мандельброта ) , что он видел. Пятая часть, как и первая, использует одновременно три связанных размера.

Источник

Лигети концерт для фортепиано с оркестром

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Д. Лигети — Концерт для фортепиано с оркестром (Х. Нагано — М. Пинчер)

Редко доводится слушать музыку из второй половины 20 века в силу ее большой сложности. Но все же есть композиторы, обращаясь к которым, можешь рассчитывать на определенное понимание их произведений. Лигети входит для меня в число таких авторов. Вот и пятичастный Фортепианный концерт (условно говоря, быстро / медленно / быстро / медленно / быстро) прослушал с большим интересом.

Произведение довольно трудное для восприятия, полиритмическое, может утомить в силу своих многочисленных шумовых эффектов и экстремального использования верхних регистров. Но все же задор первой, третьей и пятой частей, а также «ночная» вторая часть не могут не захватывать. Вторая часть мне нравится особенно: благодаря духовым инструментам композитор здорово имитирует таинственные звуки природы. Кажется даже, будто это перекличка каких-то зверей в темном лесу. Потом все это ненадолго сливается в единую протяжную линию в верхнем регистре, вдруг появляется свист словно из милицейского свистка. В общем, каких только эффектов нет. В токкатной третьей части запоминается красивый фрагмент с возникновением скрипичной темы при поддержке валторны и гобоя. И, конечно, удивляет неожиданный конец — внезапно по щелчку.

В общем, Концерт довольно яркий и необычный, хотя, конечно, весьма сложный. Думаю, не будет преувеличением сказать, что это переосмысление Лигети стиля Б. Бартока в разрезе второй половины XX века и собственной авангардной манеры письма. Не нашел на Тюбике запись, которую слушал, но есть там и другие исполнения, достаточные для ознакомления.

  • Current Mood: sleepy

Comments

Самое интересное в этом концерте — наслоение друг на друга ритмических сеток. Есть любопытный материал по теме Руслана Разгуляева:
«Таким образом, создание цикла фортепианных этюдов стало важнейшим событием как в творческой жизни Лигети, так и в кругах пианистов, заинтересованных в появлении новых сочинений для их любимого инструмента. Между тем параллельно с первой тетрадью этого цикла композитор создавал другое произведение, которое в силу своей умопомрачительной сложности в плане исполнения пока не получило такого распространения, как отдельные этюды. Речь идёт о пятичастном Фортепианном концерте, создававшемся с 1980 по 1988 год, то есть одновременно с первой тетрадью этюдов. Проведение параллелей между этими сочинениями является несложной задачей: строение фактуры, концентричность строения цикла, тематический материал (lamento-мотив в «Осени в Варшаве» и во второй и третьей частях Концерта), новая концепция ритма – все эти черты объединяют поздние фортепианные сочинения Лигети. В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на четвертой части этого сочинения, в которой воплощена уникальная идея — бесконечность графического изображения фракталов. В конце ХХ века нашлось весьма солидное количество людей, чья креативная мысль нашла во фракталах новый источник для своего вдохновения. Среди них одним из первых художников, оценивших всю мощь и красоту самоподобных изображений, был Лигети. В 1985 году он прочёл книгу Бенуа Мандельброта «Фрактальная геометрия природы», а на следующий год Мандельброт и Лигети встретились в Бремене, и с этого времени началось тесное сотрудничество учёного и музыканта.
В четвёртой части Концерта можно выделить два основных «фрактальных» принципа, на которых строится вся конструкция формы:
1. Самоподобие. При этом самоподобие в данном случае является конвариантным, т.е. в музыке нет ни одного буквального повтора: всё узнаваемо, но всё непрерывно изменяется.
2. Непрерывное уменьшение формата используемых элементов. Если на фрактальных картинах бесконечная делимость изображена в виде отдельных геометрических фигур, уходящих в абстрактную даль, то в качестве музыкального эквивалента этого эффекта Лигети использовал непрерывное уменьшение используемых длительностей с прогрессирующей плотностью музыкальной фактуры.
Результатом применения этих принципов стала чрезвычайно оригинальная музыка, аналогов которой нет даже в творчестве самого Лигети. Отдельные элементы фактуры очень просты; особенно это заметно в самом начале части, где музыка главным образом состоит из пауз, которые в дальнейшем начнут постепенно заполняться. Первичные элементы начинают изменяться, однако чёткого алгоритма изменения каждого элемента не существует: перед слушателем развёртывается чрезвычайно необычная модель хаоса, хаоса как разновидности порядка, сложной структуры. Вся фактура подчинена одной общей идее – соединить ломтики времени в прихотливый, бесконечно разнообразный узор. Эта часть является центральной в Концерте и здесь наступает весьма своеобразная кульминация – кульминация экспериментирования над временем: создавая музыкальное фрактальное изображение, Лигети создаёт уникальную модель бесконечно сужающейся Вселенной, используя при этом довольно традиционные оркестровые средства. Перекликаясь с новейшими исследованиями в области математики, четвёртая часть Концерта Лигети является одной из наиболее ярких и интересных страниц музыки ХХ века.»

Источник

Оцените статью