Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Musica Ricercata
Перевод: Лигети, Дьёрдь. музыка искали. Лигети — Музыка искать.
Перевод: Лигети, Дьёрдь. Лигети — Музыка Стремились.
Перевод: Лигети, Дьёрдь.
Перевод: Лигети, Дьёрдь. музыка искали.
Перевод: Лигети, Gyorgy. Лигети — Музыка Стремились.
Перевод: Лигети. Лигети — Музыка искать.
Перевод: Kerll, Иоганн Каспар. -Ms. from Staatsbibliothek zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz, Musikabteilung, Berlin -Athanasius Kirker.
Перевод: 9 Ricercatas from «Il Dolcimelo» for Treble Recorder in G composed by Aurelio Virgiliano. Альто-рекордер ноты. 1600 -. Это издание.
Перевод: Болонья 1687. Альто-рекордер ноты. Флейта ноты. Гобой ноты. Скрипка ноты. Болонья 1687. состоит Джованни Баттиста Антония. Для ВЧ Recorder.
Перевод: Музыка Стремились. Schott Music . Издатель Schott Music . Дьердь Лигети. Piano Solo ноты. Музыка Стремились. 1923-2006.
Перевод: Неаполь 1687. Регистратор ноты. Неаполь 1687. состоит Грегорио Строцци. За 4-рекордеры. SATB. Старинная музыка. Партитура и партии.
Перевод: Джованни Бенедетто Платти. Виолончель: ноты. Скрипка ноты. 1697-1763. Edited by Frohmut Dangel-Hofmann. Для скрипки и виолончели. Urtext.
Перевод: 12 Для ищете виолончели соло. Schott Music . Издатель Schott Music . Виолончели соло ноты. 12 Для ищете виолончели соло. Строка.
Перевод: Canzona унд Стремились. Иоганн Каспар Kerll. B-Flat Труба ноты. Хорн ноты. Тромбон ноты. Canzona унд Стремились. Вместо меди. 1627-1689.
Перевод: Стремились на колёсах. Болонья, 1687. Виолончель: ноты. Скрипка ноты. Стремились на колёсах. Болонья, 1687. Под редакцией Алессандро Барес.
Перевод: Поисковые запросы. I, Ricercata 1 und 2 composed by Giovanni Benedetto Platti. мех Violine унд Виолончель. Джованни Бенедетто Платти.
Перевод: Пианиста Книга Классические Сокровища. Опубликовано Нил А. Kjos Music Company. Джозеф Banowetz. Piano Solo ноты. Промежуточный.
Перевод: Барокко и классические пьесы для арфы. Различный. Педаль Арфа ноты. Продвинутый. Аранжировка Сэмюэл О. Pratt. Для педали арфы. Книга.
Источник
Ligeti musica ricercata ноты
RAMEAU — Pièces de clavecin — Suite En Sol
01. No. 1 Les tricotets. Rondeau
02. No. 2 L’indifferente
03. No. 3 Menuet — Deuxième menuet
04. No. 4 La poule
05. No. 5 Les triolets
06. No. 6 Les sauvages
07. No. 7 L’enharmonique
08. No. 8 L’égiptienne
LIGETI — Musica Ricercata (11 Stucke fur Klavier)
09. No. 1 Sostenuto — Misurato — Prestissimo
10. No. 2 Mesto, rigido e cerimoniale
11. No. 3 Allegro con spirito
12. No. 4 Tempo di valse — Poco vivace — «a l’orgue de Barbarie»
13. No. 5 Rubato. Lamentoso
14. No. 6 Allegro molto capriccioso
15. No. 7 Cantabile, molto legato
16. No. 8 Vivace. Energico
17. No. 9 Adagio. Mesto — Allegro maestoso (Béla Bartók in Memoriam)
18. No. 10 Vivace. Capriccioso
19. No. 11 Andante misurato e tranquillo (Omaggio a Girolamo Frescobaldi)
RAMEAU — Pièces de clavecin des Concerts
20. premier concert en ut mineur, CRT 7: No. 2, La livri
21. deuxième concert en sol majeur, CRT 8: No. 3, L’agacante
22. troisième concert an la majeur, CRT 9: No. 2, La timide
23. quatrième concert en si bémol majeur, CRT 10: No. 2, L’indiscrète
Источник
Ligeti musica ricercata ноты
Большое спасибо что подняли тему Лигети.
Я недавно услышал на фестивале его квартет(не помню номер)
в исполнении Keller -квартета и понял попросту,
что Лигети для меня — абсолютное (положительное) воплощение
того, каким должен быть современный композитор.
Спасибо за ссылки на названия произведений, попробую купить.
Есть ли где нибудь доступные ноты: для скрипки и струнного квартета?
Хотелось бы услышать больше комментарий о Лигети.
С уважением Heintz
ой.. разбирал я его этюды для фоно както.. кошмар. но музон класный.. но всеж лучше его слушать.. чем играть. так ни одного этюда «победить» и не смог!
А РЕквием у него какой. )
Лигети я люблю 🙂
Ноты второго квартета у меня будут со дня на день 🙂
А какой у него камерный концерт! И музыка, и ноты! Можно изучать и находить постоянно разные вещи. Или просто слушать 🙂
Недавно еще послушала его багатели в трех вариантах исполнения духового квинтета! Класс!
А какой у него камерный концерт! И музыка, и ноты! Можно изучать и находить постоянно разные вещи. Или просто слушать 🙂
Да,камерный концерт-замечательная вещь,но как ни странно двойной концерт для флейты и гобоя упоминается значительно реже.А на мой взгляд,он даже в чём-то интереснее камерного (ничего плохого не хочу про него сказать,сам и изучаю и просто слушаю!). Там есть совершенно потрясающие находки тембров, особенно меня поразило в первый раз звучание басовой флейты, что-то просто необыкновенное (конец 1й части).
Самого меня просто обворожила музыка Лигети с первого раза, когда я ее услышал. Это нечто великолепное. . И она очень не для всех.
Большое спасибо за начатое участниками обсуждение Лигети.
Я являюсь горячим энтузиастом, но не специалистом по Лигети.
Мне показалось однако что как раз в отличие от многих
других современных композиторов, Лигети апеллирует к чувствам,
а не к интеллекту испорченному теоретизированием и снобизмом.
Поэтому у него есть хорошие шансы стать популярным
современным композитором в самом положительном смысле этого слова.
Может кто нибудь из знающих людей
напишет списочек произведений Лигети,
(и исполнений), которые надо слушать
и приобретать в первую очередь.
Была бы большая польза. Заранее спасибо!
Может кто нибудь из знающих людей
напишет списочек произведений Лигети,
(и исполнений), которые надо слушать
и приобретать в первую очередь.
Была бы большая польза. Заранее спасибо!
Тут трудно сказать,что следует прослушать в первую,а что в последнюю очередь. но вот список основных сочинений :
Ранний период ( до эмиграции из Венгрии в 1956 г.)
Соната для виолончели соло (1948 )
1й квартет ( начало 50х)
Musica ricerkata для ф-но(1953г.) — *очень интересен вариант для аккордеона
Concert Romanesc (1953г.)
После эммиграции
Артикуляция ( электронная композиция,1957 г.,сочинена на Кёльнской студии, куда Штокхаузен пригласил Лигети)
Apparitions для оркестра (1959г.)
Атмосферы (1961г.) — просто один из столпов современной музыки, по значению то же самое,что и «Весна священная», экспрессионистские сочинения Шёнберга, «Молоток без мастера»(м.б.даже значительнее); действительно- просто открытие нового звукового мира, эстетики звука
Симфоническая поэма для 100 метрономов (1961г.)
Приключения (1962г.),Новые приключения(1965г.)- театр абсурда+новые вокальные приёмы.
Концерт для виолончели с оркестром(1966г.)-
Lontano -для оркестра( 1967г.) — вещь,которая сильно повлияла на композиторское мышление Шнитке (написал аналитическую статью) и Денисова (с присущим ему максимализмом считал самым значительным произведением Лигети).
2й квартет (1968г.)
Камерный концерт(1969-70гг.) — развитие предыдущих открытий;идея 3й части явно идёт от Симфонической поэмы для 100 метрономов
Разветвления для стр.оркестра (2 группы,настроенные в 1,4 тона)
Двойной концерт для флейты и гобоя (1972г.) — одна из вершин творчества Лигети
Далее — сочинение оперы «Великий мертвиарх» (1973-77гг.). Опера эта вызвала разочарование у некоторых почитателей Лигети — многим показалось,что композитор изменил своему стилю. Действительно — композитор повернул в сторону от своего нахождения в мире звуковых красок и ..написал оперу пародию на: апокалипсис, смерть, и..оперу. Достаточно назвать увертюру из автомобильных гудков ( причём с явным намёком на вступление к «Орфею» Монтеверди), вокальные партии, шаржирующие порой известные оперные шаблоны ..наконец Торжественное прибытие Некроцаря во дворец принца Го-Го — по сути пассакалия на бас из финала 3й симфонии Бетховена, на который накладываются совершенно различные пласты ( латиноамериканские наигрыши, маршевые ритмы..итд.). ((к сожалению знаком только с аудиовариантом, партитуру и видео до сих пор не нашёл)) В результате вышло (как всегда у Лигети) очень орининальное и необычное произведение.
Из более позднего мне известны:
Трио для скрипки,валторны и фортепиано (с посвящением Брамсу,1981г.)
Этюды для фортепиано.
2 концерта очень во многом схожих друг с другом: фортепианный(1985г.)и скрипичный(1992г.),оба имеющие по две версии — 3 частные, и 5 частные.
Последнее произведение Лигети — Гамбургский концерт для валторны, 4х облигатных натуральных валторн и камерного оркестра.
Вот такой список получился.
Вы еще забыли про Реквием и Lux aeterna. Собственно, вышел почти полный список сочинений.
Совершенно верно, я упустил из виду эти два сочинения..конечно , Реквием Лигети один из самых значимых произведений в данном жанре на протяжении 20 века.
Спасибо,что дополнили список! Совершенно из головы вылетело..
Из дисков я сам слушал почти все произведения Лигети, но к сожалению каждое только в одних исполнениях. Могу сказать, что вышла серия дисков на teldec- там есть и Атмосферы ( Берлинский фил.оркестр — дир.Джонатан Нотт), Приключения, Реквием..
Камерный концерт слушал не в этой серии ( DG, Intercontemporain/ Boulez).
Пока всё..больше нечем вас обрадовать..
Спасибо за список «почти» всех сочинений Лигети и за комметарии,
Но всё же хотелось чтобы участники представили
свои пристрастия: что кажется самым важным,
скажем в размере 3 CD дисков.
Я же в магазин собираюсь пойти!
наверное, для начала лучше всего купить второй диск из Лигети-проекта покойной фирмы Тельдек:
Еще очень хороши (уровень исполнения и подбор) диски из неоконченного полного собрания записей, начатых SONY в 90-е. Там есть много хороших малоизвестных вещей, какая-нибудь симфоническая поэма для ста метрономов, или, из известных, те же инструментальные концерты (лучший, из которых, по-моему — скрипичный, несмотря на явную эклектику) Там же много хорошей хоровой музыки, наряду с упомянутыми приключениями и lux Aeterna имеются нонсенс-мадригалы и немножко странных венгерских хоров с непроизносимыми названиями. Вот оно:
Короче, материал есть.
А как вы думаете, есть что общее между Лигети и Курехиным? (Прошу прощения за дилетантский вопрос)
Есть. Интерес к флюксусу и концепт-арту, вообще эксцентрическое начало в музыке. подробнее- сегодня вечером.
У меня опять разговорчивое настроение. Да, не к добру это.
Посоветую еще фортепианные этюды. Есть там ну ОЧЕНь хорошие вещи. От Arc-en-ciel я просто без ума.
У меня опять разговорчивое настроение. Да, не к добру это.
Посоветую еще фортепианные этюды. Есть там ну ОЧЕНь хорошие вещи. От Arc-en-ciel я просто без ума.
немножко двухмерная музыка, такой пьяный Барток получается, но слушать можно. Тем более — играть (а кого еще играть хорошим филармоническим пианистам? Литературы-то раз, два и обчелся) Присоединяюсь к рекомендации. Георга.
такой пьяный Барток получается
Дык в этом весь и класс! Что вроде еще браток, а уже того, шиза пошла изнутри.
А если серьезно, то конкретно про Arc-en-ciel не согласен. Просто очень хорошая музыка.
В позднем творчестве Лигети вновь фольклорные элементы возникают..но он трактует их несколько по иному, чем Барток. Иногда, на мой взгляд, даже с некоторой иронией. Вот поэтому и может возникнуть такой образ, как «пьяный Барток»! ( :alcohol:
Думаю, что Лигети не обиделся бы на такое сравнение, у него с юмором всё БОЛЕЕ, чем в порядке:-D
Сравнение нисколько не уничижительно. Просто мне всегда было немного жаль, что Лигети в восьмидесятые годы немного задвинул параметр тембра, увлекшись своими африканскими ритмами. Сам он об этом говорил, так: «Открыв в «Атмосферах» пустыню, я понял, что сколько в нее не углубляйся, все равно ничего нового не увидишь, один песок». Вот и вернулся к своим попевкам. И в общем, конечно, стало повеселей, а то писал бы всю жизнь как Денисов: а-b-gis-a-gаgаgаgаgаgаgаgаgаgаgаgаgаgа. (это трель была:lol: ).
кстати , из кого цитата про четвертую симфонию?
Скажите, «спецы», кто на ваш взгляд лучше играет
скрипичный концерт Лигети:
Гаврилов (на DGM )или Циммерман (na TELDEC)
Вопрос чисто практический, какое исполнение покупать ?
мне всегда было немного жаль, что Лигети в восьмидесятые годы немного задвинул параметр тембра, увлекшись своими африканскими ритмами.
[/quote]
Согласен. Мне, кстати, нравится выражение про «пьяного Бартока» (правда, не в случае с конкретно Arc-en-ciel, но это уже не так важно). Дело в том, что квантитативная ритмика — она что на Балканах, что на Волге-Урале, что в Африке — квантитативная ритмика. 🙂
Сравнение нисколько не уничижительно. Просто мне всегда было немного жаль, что Лигети в восьмидесятые годы немного задвинул параметр тембра, увлекшись своими африканскими ритмами. Сам он об этом говорил, так: «Открыв в «Атмосферах» пустыню, я понял, что сколько в нее не углубляйся, все равно ничего нового не увидишь, один песок». Вот и вернулся к своим попевкам. И в общем, конечно, стало повеселей, а то писал бы всю жизнь как Денисов: а-b-gis-a-gаgаgаgаgаgаgаgаgаgаgаgаgаgа. (это трель была:lol: ).
кстати , из кого цитата про четвертую симфонию?
Лигети действительно решил избежать самоповтора, не захотел потерять свою оригинальность, которая несомненно бы поблекла,
останься он в своих «Атмосферах» на всю жизнь.
Скажите, «спецы», кто на ваш взгляд лучше играет
скрипичный концерт Лигети:
Гаврилов (на DGM )или Циммерман (na TELDEC)
Вопрос чисто практический, какое исполнение покупать ?
м. б. Гаврилофф, все-таки, для него писали?
Скажите, «спецы», кто на ваш взгляд лучше играет
скрипичный концерт Лигети:
Гаврилов (на DGM )или Циммерман (na TELDEC)
Вопрос чисто практический, какое исполнение покупать ?
Кто лучше, кто хуже — дело вкуса. Предпочитаю Sashko Gavriloff с Булезом..тем более, что World premier recording:solution:
Его(Лигети)виолончельный концерт меня просто потряс-одновременным действием несовместимых вещей-глубокого трагизма и затаенного смеха(это,разумеется,мой эмоцональный бред)но я лишь хочу сказать,что Лигети драматичен,в общем,в традиционном смысле этого слова.
Я тоже его обожаю! Причем удивительно, что само название виолончельного концерта оправдывается, пожалуй, только заключительной каденцией 🙂
Еще недавно прочитала работы Лигети «Форма в новой музыке» и «Превращения музыкальной формы». Хотя это им было написано уже почти 50 лет назад, меня не покидало ощущение, что я читаю о современной музыке чуть ли не сегодняшнего дня. Или я не чувствую сегодняшнее время и поэтому у меня такие ассоциации?
Оригинальные издания:
— Ligeti Gyorgy. Wandlungen der musikalischen Form. — Die Reihe, VII, Wien, 1960, S. 5-17
— Form in der Neuen Musik. — Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik, X, Mainz, 1966. S.23-35.
Я читала перевод, опубликованный в Москве в сборнике «Лигети. Жизнь и творчество», 1994 год.
Мне нравится слушать фортепианные этюды, особенно которые любимые, но играть их далеко не так уж и просто. В 4-м, например, нужна просто-таки железная выдержка! Знакомый пианист играл его на конкурсе во Франции 🙂
Оригинальные издания:
— Ligeti Gyorgy. Wandlungen der musikalischen Form. — Die Reihe, VII, Wien, 1960, S. 5-17
— Form in der Neuen Musik. — Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik, X, Mainz, 1966. S.23-35.
Я читала перевод, опубликованный в Москве в сборнике «Лигети. Жизнь и творчество», 1994 год.
🙂
Что ж, надо будет поискать. Спасибо ! Это может быть только разве что в букинистических отделах.
Кстати , как вам его хоровая музыка?
Что ж, надо будет поискать. Спасибо ! Это может быть только разве что в букинистических отделах.
Кстати , как вам его хоровая музыка?
Я думаю, что в русском варианте тот сборник вполне может быть, например, в московской консерватории 🙂
Из хоровых больше всего люблю Lux aeterna 🙂
Просто все его мысли и утверждения той поры до сих пор не потеряли своей актуальности (заметим, что не только у нас!).
Но ведь с тех пор прошло столько лет! И насколько хорошо вы знаете ситуацию, что у нас и не у нас актуально? Я бы хотела это знать более ли менее объективно, честное слово 🙂
Я думаю, что в русском варианте тот сборник вполне может быть, например, в московской консерватории
100 % он имеется в библиотеке!
Но ведь с тех пор прошло столько лет! И насколько хорошо вы знаете ситуацию, что у нас и не у нас актуально? Я бы хотела это знать более ли менее объективно, честное слово 🙂
Не настолько хорошо, как хотелось бы, но фактически принципы , которые Лигети изложил в вышеупомянутой статье, характерны едва ли не для подавляющего большинства европейских композиторов( и композиторских школ); взять тех-же «спектральных» композиторов, или даже . Лахенмана! Просто Лигети изложил там не столько свою личную,субъективную точку зрения, сколько обобщил ( хотел он этого, или нет — другой вопрос) . многие характерные тенденции ( в данном случае в отношении формы) новой музыки. :solution:
Другое дело, что у нас всё это и сейчас воспринимается как нечто очень новое, как м.б. даже » из последних новостей». А «не у нас» это уже, образно говоря, изобретённый велосипед ( правда, поправлюсь
, не так давно изобретённый!). Но это велосипед, на котором в данный момент с успехом можно ездить и сегодня, да ещё м.б. и завтра! А что случиться послезавтра. это уже открытый вопрос остающийся без ответа, т.к. даже на вопрос » о сегодня» вразумительно ответить практически никто и не может. Впрочем .. о прошедших периодах всегда говорить вроде как проще.
Не настолько хорошо, как хотелось бы, но фактически принципы , которые Лигети изложил в вышеупомянутой статье, характерны едва ли не для подавляющего большинства европейских композиторов( и композиторских школ); взять тех-же «спектральных» композиторов, или даже . Лахенмана! Просто Лигети изложил там не столько свою личную,субъективную точку зрения, сколько обобщил ( хотел он этого, или нет — другой вопрос) . многие характерные тенденции ( в данном случае в отношении формы) новой музыки. :solution:
Я тоже подумала о спектралистах и о Лахенмане 🙂 Только подумала скорее со знаком вопроса 🙂
Лигети, по-моему, не ставил цели предвидеть что-либо, а обобщал «гущу исторического процесса». Удивительно, что его статья (а точнее, две эти статьи о форме) воспринимаются как нечто объективное (за исключением, пожалуй, тех моментов, когда он слишком заостряет внимание на «больных» для него вопросах), тогда как, например, статья Булеза о форме, претендующая на всеобщность, больше, как мне кажется, отражает его видение и восприятие формы.
У меня провокационный вопрос — полностью согласна с «недавно изобретенным велосипедом», но тогда что сейчас является актуальным и сравнительно новым?
Очень хотелось бы найти запись «Атмосфер», Реквиема и Lux. Подскажите, пожалуйста, где?
Если будете в Санкт-Петербурге, то можно купить в «Открытом мире». А если что-то сильно заинтересует, чего там нет, то при желании можно взять у меня 🙂 (если у меня, конечно, это есть) 🙂 Больше, к сожалению, ничем помочь не могу.
Если будете в Санкт-Петербурге, то можно купить в «Открытом мире». А если что-то сильно заинтересует, чего там нет, то при желании можно взять у меня 🙂 (если у меня, конечно, это есть) 🙂 Больше, к сожалению, ничем помочь не могу.
Никак не причисляю себя к специалистам в Лигети.
Скорее к новоиспеченным энтузиастам.
Первый раз ( не считая киномузыки) слышал его прошлым летом с
Келлер -квартетом.
Впечатление было простое i jasnoe,
что именно такой должна быть хорошая современная музыка.
Купил наконец на днях первый CD — с тремя концертами:
для ф-но, виолончели и для скрипки.
Первоначальные впечатления укреплились.
Надо срочно (пока не пропали) заказывать остальные существующие диски.
A в Петербурге Лигети регулярно есть в продаже?
Я просто собираюсь там быть в начале июля, может есть смысл подождать
с истерическими закупками дорогих CD?
Если кто-нибудь объяснит мне в двух словах, как выкладывать записи в Интернет (сама не нашла информации), я могу поделиться Камерным концертом для 13, Рамификациями (в двух версиях), Lux aeterna и Атмосферами 🙂 Все записи немецкие. Да здраствует солидарность!
Очень хотелось бы послушать всё упомянутое, и вообще всего Лигети.
До сих пор слышал только 2ой квартет ( в концерте) и купленную на днях пластинку Булеза с тремя концертами: ф-но, виолончель, скрипка.
Лигети — абсолютно потрясающий композитор, откровением для меня явилось, что в ТАКОМ жанре можно писать гениально.
К сожалению сижу сейчас за компьютером с Linux, поэтому
не в состоянии написать названий программ в Windows которые надо использовать
для перекодирования содержания CD в mp3 или какой нибудь другой формат.
Наверное эта тема где то на форуме описана лучше кем нибудь другим.
Коротко напишу сам: очень хочется получить вышеупомянутые сочинения.
Технология выкладывания следующая:
1. Вставляете Ваш CD в компютер.
Как правило при этом автоматически вызывается программа
типа Windows Media Center или что нибудь в этом духе
которая предлагает слушать диск или записать его
в библиотеку вашей музыки на компьютере. Выбираете опцию записать в библиотеу
и возможно формат, скорее всего по умолчанию это будет mp3.
Появляется окно со списком треков, где вы выбираете треки которые Вы
хотите копировать, или по умолчанию если подождать немного, компютер
начинает копировать все треки, в директорию Моя Музыка в каталог,
который сама и создает или Вы задаете.
2. Когда треки скопированы в нужном формате, программой WinRar, или другим упаковщиком создаете запакованные файлы разумного размера в пределах 70 -100 Мб
с выбранными произведениями, дав им понятные имена.
3. Выкладываете это файлы в интернете. Процедура выкладывания состоит
в том что Вы входите на сайт http://www.sendspace.com или сайт
http://rapidshare.de/ и там следуете очень простым инструкциям которые
предлагают Вам выбрать выкладываемый файл на вашем диске.
Вы должны иметь быстрый интернет, чтобы эта процедура была не бесконечной, или некоторое терпение.
Далее когда выкладывание состоялось, программа высвечивает адрес
по которому ваш файл лежит. Адрес Вы сообщаете желающим списать выложенный файл.
Жду с нетерпением музыку Лигети!
Недавно скачал саундреки к «Широко закрытым глазам» Кубрика и был очень удивлен, когда обнаружилось, что главная фортепьянная музыка в фильме это Musica Ricercata Лигети, потому что музыка-то эта очень простая, как будто специально написанная для фильма. Очень забавно.
У меня из Лигети есть вот это:
Cello concerto
Clocks and Clouds
Violin concerto
Sippal, Dobbal, Nadihegeduvel
Melodien
Chamber concerto
Piano concerto
Mysteries of the Macabre
Lontano
Atmospheres
Apparitions
San Francisco polyphony
Concert Romanesc
Это все из Ligeti Project. Могу что-нибудь выложить, только вот что?
Сам я еще не слушал. И где лучше выкладывать на http://www.sendspace.com или http://rapidshare.de/ ? На каком из этих двух поддерживается докачка? И в каком формате-битрейте?
Недавно скачал саундреки к «Широко закрытым глазам» Кубрика и был очень удивлен, когда обнаружилось, что главная фортепьянная музыка в фильме это Musica Ricercata Лигети, потому что музыка-то эта очень простая, как будто специально написанная для фильма. Очень забавно.
У меня из Лигети есть вот это:
Cello concerto
Clocks and Clouds
Violin concerto
Sippal, Dobbal, Nadihegeduvel
Melodien
Chamber concerto
Piano concerto
Mysteries of the Macabre
Lontano
Atmospheres
Apparitions
San Francisco polyphony
Concert Romanesc
Это все из Ligeti Project. Могу что-нибудь выложить, только вот что?
Сам я еще не слушал. И где лучше выкладывать на http://www.sendspace.com или http://rapidshare.de/ ? На каком из этих двух поддерживается докачка? И в каком формате-битрейте?
Здорово, завидую!
Проще для всех наверное mp3 формат. Вид упаковки неважен.
Трудно зная только понаслышке просить что-то.
в Порядке предпочтения:
Atmospheres
Chamber concerto
Apparitions
Mysteries of the Macabre
Cello concerto
( у меня другое исполнение, у Вас играет Siegfried Palm,
это вероятно интереснее)
Piano concerto
Violin concerto
Этот список отражает мои личные предпочтения, поскольку у меня
есть диск Булеза с тремя концертами.
Для тех у кого нет ничего, три первые места среди Ваших записей
наверное должны занимать:
Piano concerto
Cello concerto
Chamber concerto
——————————————————
К этому надо бы добавить ещё этюды для ф-но, 2-ой квартет
и сольную сонату для виолончели.
Жду с нетерпением музыку Лигети!
Слушайте, кажется, жестокий облом. roll: CD, судя по всему, защищен от копирования.. kто знает, как это обойти?!
У меня есть запись фортепианных этюдов Лигети (1 тетрадь 1985 год), восемь пьес в исполнении Pierre-Laurent AIMARD.
Компакт-диск фирмы ERATO.
Там же TRIO POUR VIOLON, COR ET PIANO (1982).
Если кого-то заинтересуют эти записи, готов заняться
их оцифровкой и выкладыванием в сеть.
Чрезвычайно интересно. Выложите, пожалуйста.
Проще для всех наверное mp3 формат. Вид упаковки неважен.
Трудно зная только понаслышке просить что-то.
в Порядке предпочтения:
Atmospheres
Chamber concerto
Apparitions
Mysteries of the Macabre
Этюды для ф-но
Cello concerto
( у меня другое исполнение, у Вас играет Siegfried Palm,
это вероятно интереснее)
Piano concerto
Violin concerto
Этот список отражает мои личные предпочтения, поскольку у меня
есть диск Булеза с тремя концертами.
Для тех у кого нет ничего, три первые места среди Ваших записей
наверное должны занимать:
Piano concerto
Cello concerto
Chamber concerto
——————————————————
К этому надо бы добавить ещё этюды для ф-но, 2-ой квартет
и сольную сонату для виолончели. Выкладываю для затравки CD Булеза на DG,
с тремя концертами: для ф-но, виолончели и для скрипки.
Призываю владеющих другими записями тоже поделиться.
— Violin concert —
http://www.sendspace.com/file/xeyxzr
солист — Sashko Gavriloff
http://www.sendspace.com/file/jrt2oc
солист — Pierre-Laurent AIMARD
Подозреваю, что запись последнего на TELDEC лучше
поскольку там играет настоящий эксперт — Siegfried Palm
Таким образом — Лигети всю жизнь является композитором оригиналом, стремящийся избежать болезнь самоповтора и не боящийся пойти «наперерез» собственному стилю (обратите внимание на кавычки: мнимый перерез!!).
С этим высказыванием можно и поспорить. Дело в том, что весь поздний, так сказать, период творчесва Лигети — это повтор, так или иначе, уже найденного. Это не нужно расценивать в категориях «хорошо» и «плохо». Просто так есть.
L’organiste, я пользуюсь программой Easy CD-DA Extractor и вроде копировалось все, что только можно. Попробуйте и вы. Можно скачать тут (http://rapidshare.de/files/21353343/Easy.CD-DA.Extractor.Pro.v9.1.1.Build.2.rar) Потом два файла в папке Crack скопируете в Program Files/Easy CD-DA Extractor.
Дорогой Moz’art,
Я только успел загрузить Clouds, как Вы всё остальное удалили!
Жаль, хотелось сравнить исполнения с теми что у меня.
Я только успел загрузить Clouds, как Вы всё остальное удалили!
Жаль, хотелось сравнить исполнения с теми что у меня.
Немного терпения. Во всем виновато мое стремление к совершенству.
Скоро все будет.
Браво!
Снимаю перед Вами шляпу, Moz-art.
Ligeti Project 5:
Nouvelles aventures (http://www.sendspace.com/file/c66geu)
Musica ricercata (http://www.sendspace.com/file/ub44vz)
Sonata for Cello solo (http://www.sendspace.com/file/fpu1bs)
The Big Turtle (http://www.sendspace.com/file/oqgb1d)
Ballad and Dance (http://www.sendspace.com/file/2qxm9c)
Old Hungarian Parlor Dances (http://www.sendspace.com/file/pajb6v)
P.S. А теперь можно пойти напиться.
Moz-art, дорогой, спасибо за первые 4 Ligeti Projects,
прекрасное звучание, замечательная музыка, наслаждаюсь!
Пятый скачаю завтра.
Жаль, не выпить сейчас вместе!
Пойду налью кальвадоса, выпью за Ваше и Лигети здоровье.
Пока это, думаю на первое время хватит. Всё в mp3 320 кб/с.
Ligeti Project 1:
Melodien for orchestra (http://www.sendspace.com/file/wtfkuj)
Chamber Concerto for 13 instrumentalists (http://www.sendspace.com/file/84ewgr)
Piano concerto (http://www.sendspace.com/file/bl9kr6)
Mysteries of the Macabre for solo trumpet and chamber orchestra (http://www.sendspace.com/file/6ibzzw)
Ligeti Project 2:
San Francisco Polyphony (http://www.sendspace.com/file/2an2l2)
Concert Romanesc (http://www.sendspace.com/file/ebf8c7)
Ligeti Project 3:
Cello concerto (http://www.sendspace.com/file/21r8m5)
Clocks and clouds for 12 female voices and orchestra (http://www.sendspace.com/file/8jsmi7)
Violin Concerto (1992) (http://www.sendspace.com/file/92qf4u)
Sippal, dobbal, nаdihegeduvel (http://www.sendspace.com/file/mm8t3o)
Ligeti Project 4:
Hamburg Concerto (http://www.sendspace.com/file/50oj9e)
Double Concerto (http://www.sendspace.com/file/odl8v9)
Ramifications For 12 Solo Strings (http://www.sendspace.com/file/b4o6t9)
Requiem (http://www.sendspace.com/file/ik6j92)
Уважаемый Moz-art,
В Chamber concerto (Ligeti Poject 1)
плохо запаковалась вторая часть
(не распаковывается).
Не могли бы Вы выложить Chamber concerto ещё раз.
Итак, вот все Ligeti Project’s:
Ligeti Project 1:
Melodien for orchestra (http://www.sendspace.com/file/wtfkuj)
Chamber concerto (http://www.sendspace.com/file/27tzgo)
Piano concerto (http://www.sendspace.com/file/bl9kr6)
Mysteries of the Macabre for solo trumpet and chamber orchestra (http://www.sendspace.com/file/6ibzzw)
Ligeti Project 2:
San Francisco Polyphony (http://www.sendspace.com/file/2an2l2)
Concert Romanesc (http://www.sendspace.com/file/ebf8c7)
Ligeti Project 3:
Cello concerto (http://www.sendspace.com/file/21r8m5)
Clocks and clouds for 12 female voices and orchestra (http://www.sendspace.com/file/8jsmi7)
Violin Concerto (1992) (http://www.sendspace.com/file/92qf4u)
Sippal, dobbal, nаdihegeduvel (http://www.sendspace.com/file/mm8t3o)
Ligeti Project 4:
Hamburg Concerto (http://www.sendspace.com/file/50oj9e)
Double Concerto (http://www.sendspace.com/file/odl8v9)
Ramifications For 12 Solo Strings (http://www.sendspace.com/file/b4o6t9)
Ligeti Project 5:
Nouvelles aventures (http://www.sendspace.com/file/c66geu)
Musica ricercata (http://www.sendspace.com/file/ub44vz)
Sonata for Cello solo (http://www.sendspace.com/file/fpu1bs)
The Big Turtle (http://www.sendspace.com/file/oqgb1d)
Ballad and Dance (http://www.sendspace.com/file/2qxm9c)
Old Hungarian Parlor Dances (http://www.sendspace.com/file/pajb6v)
Chamber concerto скачался нормально. Спасибо большое !
Теперь . можно перейти к аналогичной серии на Sony.
Во всяком случае следующие два диска очень интересны:
György Ligeti Edition 1: String Quartets and Duets — Arditti String Quartet
György Ligeti Edition 3: Works for Piano (Etudes, Musica Ricercata) — Pierre-Laurent Aimard
Второй квартет я слышал на концерте, это очень хорошо.
Ligeti Edition 1:
String Quartet 1 (http://www.sendspace.com/file/3bynnj)
String Quartet 2 (http://www.sendspace.com/file/cy7ofc)
Hommage a Hilding Rosenberg (http://www.sendspace.com/file/x4qk3x)
Ballade and Dance (http://www.sendspace.com/file/z7iyes)
Andante and Allegretto (http://www.sendspace.com/file/vl0voy)
Ligeti Edition 3:
Etudes Book 1 (http://www.sendspace.com/file/w7awrn)
Etudes Book 2 (http://www.sendspace.com/file/tmnqun)
Musica Ricercata (http://www.sendspace.com/file/8ulyya)
Ligeti Edition 5:
Continuum etc (http://www.sendspace.com/file/sxw8ch)
Poeme Symphonique for 100 Metronomes (http://www.sendspace.com/file/4pjtzp)
Musica Ricercata (http://www.sendspace.com/file/7uv16f)
И будет прибавляться!
Иногда возникают проблемы с тем что в названиях
запакованных файлов используются русские буквы тима слово «из» .
которые превратно трактуются играющей программой.
Такие проблемы возникли с Ligeti Edition 1 и Ligeti Edition 3:
Не сразу до этого догадался, сначала послал истерическое письмо,
что файлы плохо запакованы.
Приходится их переименовывать чтобы можно было пользоваться.
Лучше в дальнейшем использовать латинские буквы в названиях файлов.
Спасибо большое за последние Ligeti editions от Sony.
Касательно «игралки». Скачайте foobar2000 0.8.3 — special. Она бесплатная, у них есть свой сайт. Читает, ну, наверное, чуть ли не все форматы, что есть. И cue читает!
Спасибо за ссылку!
Отправил семейство в гости,
лежу на ковре, слушаю Лигети!
Касательно «игралки». Скачайте foobar2000 0.8.3 — special. Она бесплатная, у них есть свой сайт. Читает, ну, наверное, чуть ли не все форматы, что есть. И cue читает!
foobar2000 0.8.3 — special установил, работает!
Mогу теперь слушать Шнабеля от Чатланина в ape формате.
А есть ли эта программа под LINUX — ом ?
Отправил семейство в гости,
лежу на ковре, слушаю Лигети!
А как семейство относиться к Лигети? В восторге? У меня мать обо всем, что я слушаю, говорит: «Похоронная музыка». Лигети, правда, при ней не слушал. Жалею.
foobar2000 0.8.3 — special установил, работает!
А есть ли эта программа под LINUX — ом ?
Скорее всего нет.
Вот все Ligeti Edition’s:
Ligeti Edition 1 — String Quartets and Duets:
String Quartet 1 (http://www.sendspace.com/file/3bynnj)
String Quartet 2 (http://www.sendspace.com/file/cy7ofc)
Hommage a Hilding Rosenberg (http://www.sendspace.com/file/x4qk3x)
Ballade and Dance (http://www.sendspace.com/file/z7iyes)
Andante and Allegretto (http://www.sendspace.com/file/vl0voy)
Ligeti Edition 2 — A Cappella Choral Works:
Part 1 (http://www.sendspace.com/file/qrlrkg)
Part 2 (http://www.sendspace.com/file/jhnojv)
Part 3 (http://www.sendspace.com/file/3r77e6)
Ligeti Edition 3 — Works for Piano:
Etudes Book 1 (http://www.sendspace.com/file/w7awrn)
Etudes Book 2 (http://www.sendspace.com/file/tmnqun)
Musica Ricercata (http://www.sendspace.com/file/8ulyya)
Ligeti Edition 4 — Vocal Works:
Part 1 (http://www.sendspace.com/file/ucuyop)
Part 2 (http://www.sendspace.com/file/ogdkyv)
Part 3 (http://www.sendspace.com/file/culqyr)
Part 4 (http://www.sendspace.com/file/um0rbv)
Ligeti Edition 5 — Mechanical Music:
Continuum etc (http://www.sendspace.com/file/sxw8ch)
Poeme Symphonique for 100 Metronomes (http://www.sendspace.com/file/4pjtzp)
Musica Ricercata (http://www.sendspace.com/file/7uv16f)
Ligeti Edition 6 — Keyboard Works:
Part 1 (http://www.sendspace.com/file/ypan2t)
Part 2 (http://www.sendspace.com/file/0yi3ok)
Part 3 (http://www.sendspace.com/file/g3u1sz)
Ligeti Edition 7 — Chamber Music:
Trio for Violin, Horn, and Piano (http://www.sendspace.com/file/t0i3yo)
Ten Pieces for Wind Quintet (http://www.sendspace.com/file/auxa4d)
Six Bagatelles for Wind Quintet (http://www.sendspace.com/file/enq4nw)
Sonata for Solo Viola (http://www.sendspace.com/file/0uxhdp)
Ligeti Edition 8 — Le Grand Macabre:
Scene 1 (http://www.sendspace.com/file/hw8j2m)
Scene 2 (http://www.sendspace.com/file/km8d48)
Scene 3(1)
(http://www.sendspace.com/file/4me9ix)
Scene 3(2) (http://www.sendspace.com/file/v2b8h2)
Scene 4 (http://www.sendspace.com/file/lcovld)
(Внимание. Edition 2,4,6 распаковываем только при наличии всех частей в одной папке).
Касательно «игралки». Скачайте foobar2000 0.8.3 — special. Она бесплатная, у них есть свой сайт. Читает, ну, наверное, чуть ли не все форматы, что есть. И cue читает!
А foobar2000 9.1 не лучше?
Компъютер на службе просто дымится скачивая
«полное собрание записей Лигети»!
Сейчас залягу на диван и начну слушать очередные 3 новые диска,
больше за ночь не осилить!
Кто ещё не стал членом клуба фанов Лигети, приобщайтесь!
Heintz, а вам нравиться музыка Лютославского?
Heintz, соглашайтесь! Лютославский — замечательный композитор. Имела счастье видеть и слышать его на Варшавской осени. Он спросил, на каком языке ему говорить? Мог на многих, в том числе, на русском, еще бы! «Я русский бы выучил только за то». А между тем, отца расстреляли русские, по приказу Дзержинского.
На той Варшавской осени исполнялась 4 симфония. Утром была генеральная репетиция, собственно, как концерт, даже платный, лишь оркестранты были не в парадных костюмах. А вечером весь концерт, это было закрытие Осени, транслировался по радио, и мы могли еще раз услышать эту симфонию в автобусе, который вез нас в Краков (а там нам предложили . Риголетто:makedon:, смешно и нелепо).
Кроме симфоний, у него для Вас, дорогой Heintz, есть скрипичные произведения Partita for Violin and Orchestra, Dialogue for Violine and Orchestra. Успеха!
Компъютер на службе просто дымится скачивая
«полное собрание записей Лигети»!
Сейчас залягу на диван и начну слушать очередные 3 новые диска,
больше за ночь не осилить!
Кто ещё не стал членом клуба фанов Лигети, приобщайтесь!
Я бы с радостью приобщилась, но, увы, не позволяют «компьютерные технологии» (у меня 20 Мб «качаются» ну о-о-о-о-чень долго). Как думаете, долго это «собрание сочинений» будет ещё здесь висеть. Может успею поменять ин-т на более скоростной?
Послушала на днях Melidien с партитурой (рукописный ксерокс) — впечатляюще! Даже не знаю, что меня впечатлило больше — нотная запись или звучание 🙂
Это произведение было написано практически сразу после Камерного концерта и можно сказать, что что-то от него есть, но в то же время материал другой. Мелодические аллюзии 🙂
Оригинальные издания:
— Ligeti Gyorgy. Wandlungen der musikalischen Form. — Die Reihe, VII, Wien, 1960, S. 5-17
— Form in der Neuen Musik. — Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik, X, Mainz, 1966. S.23-35.
Я читала перевод, опубликованный в Москве в сборнике «Лигети. Жизнь и творчество», 1994 год.
А нет ли у кого-нибудь возможности отсканировать и выложить эти статьи? Была бы очень благодарна.
А нет ли у кого-нибудь возможности отсканировать и выложить эти статьи? Была бы очень благодарна.
Отсканировать могу, а вот выложить врядли. хотя если я файлы к себе домой в Калининград привезу, то оттуда выложу без проблем, но это где-то 5-6 июля, не раньше.
Простите пожалуйста, но может быть кто-нибудь сможет помочь?
Давно хотел найти либретто к Le Grand Macabre Лигети. Если есть возможность — можно просто скан или ссылку на сетевой ресурс, сам найти ничего не смог. Заранее огромное спасибо 🙂
Дьердь Лигети умер сегодня.
Дьердь Лигети умер сегодня.
Дьердь Лигети умер сегодня.
. о, мир и он – все было так едино:
озера и ущелья, и равнина
его лица и составляли суть.
Эти дни, похоже, приносят только дурные новости. Requiescat in pace.
Заодно я хотел бы поблагодарить за щедрость авторов этого потока, благодаря которым я довел свою лигетиевскую фонотеку, кажется, до мыслимой полноты, и присоединиться к просьбе относительно либретто Большого мертвяка — у меня есть подлинные диски, но один раз, как говорится, «дал послушать», а назад получил коробку без буклета.
Послушать интервью (http://www.bbc.co.uk/radio3/johntusainterview/ram/ajtligeti.ram)
Transcript of the John Tusa Interview with Gyorgy Ligeti
Gyorgy Ligeti is one of the seminal figures in contemporary music. A composer who has been at the forefront of the avant-garde for over 40 years, he escaped to Vienna after the Hungarian revolution of 1956 and became closely involved with some of the leading experimental figures, like Boulez, Stockhausen and Eimert. But then as now Ligeti resisted becoming drawn into the rigid rules of any movement. In the 1960s he began writing a series of textural orchestral works and choral works such as the Requiem and Lux Aeterna, pieces which brought him to a wider audience. His musical terms of reference are incredibly broad — from Renaissance polyphony to American individualists such as Nancarrow and Harry Partch. For himself Ligeti says he composes because he has to — yet his music speaks to a large and admiring audience. Now in his late 70s, Ligeti remains busy with new projects. In the last decade they’ve included an ongoing series of Etudes, one of the most important additions to the piano repertoire, which has now reached a Third Book. Most recently he has written a Horn Concerto and a piece for a typically novel combination, for solo voice and 4 percussionists, With Pipes Drums and Fiddles. The latter is lyrical and sensuous, the Horn Concerto lean and epigrammatic.
__________________________________________________ __
Gyorgy Ligeti as examples of current work they’re fascinatingly different. Now they were written at more or less the same time, weren’t they?
No, the Horn Concerto is older. I wrote it late ’98 and early ’99, so it’s ready since long time. And the seven Hungarian poems, I made last year.
Now, these poems are by a Hungarian poet who you hugely admire, Sandor Weores. What is it about his work that has such a strong attraction?
Well, to say that he was one of the greatest poets in Hungarian literature, for all times. It’s of course a very subjective judgement. I also am influenced by the fact that I knew him very well. I set three poems of him for song and piano without knowing him in the year ’46. And in the year ’47 I met him. He was interested to listen to these pieces. And he is one of my deep favourites both as poet and as a person. It’s very difficult to judge his poetry from the small verses which I used in my pieces, both wartime in Hungary and several times I came back to him, because his great poetry, which is absolutely known and adored in Hungarian intellectual circles, are very different. He created new kind of words — mythologies — whole descriptions of non-existent universes, more like Borges, but in poetry. And in the introduction for this performance I wrote he was Hungary ‘s Mozart, in a way of extreme virtuosity . Nobody used, in the whole Hungarian literature history, with this kind of virtuosity.
Does that fact that the Horn Concerto is terse, epigrammatic and then this lyrical style of the seven poems, does that reflect a distinct progression on your part, or if not progression, at least a development?
I don’t think so. You see, the Horn Concerto was something special because I was very much interested in new kind of harmonic spectra, a new kind of sound combination using overtones, partials in a non-harmonic way. So it’s more or less an experiment for myself. Whether the experiment was a success, it’s not me to judge.When I finish a piece, I always have new ideas. And it’s very similar like work in science, when you solve the problem, there are a hundred new problems. So when I finish the piece, especially when I could listen to the piece, then I have a lot of new ideas for the next piece. This was not in this case, because the Horn Concerto was premiered a couple of months after the Seven Songs.
And what have you learned from the fact that you have now heard both the Concerto and the Seven Songs in fairly close proximity to one another? What sort of suggestions has it made to you about the next direction that you go in?
They are more practical questions. I am just now writing a next piano study.
That’s Etude Eighteen?
. which will be number eighteen, which will be premiered in May by Pierre Laurent Aimard, my favourite pianist. This has nothing to do neither with the songs nor with the Horn Concerto.
Is it important that you have a good response at a premiere or from an audience?
For me, the most important is to have good players and singers. Then, the moment when the performers are high quality, the audience is always responding. So the whole idea about new music which cannot be understood is because no time to rehearse, or not good enough performers. Becoming an old composer, I am today, I can have the luxury possibility to choose between the really good performers. And in this case, in both pieces, in the songs and Horn Concerto, they were excellent performers
Well a great conductor of modern music, Hans Rosbaud, always used to say ‘modern music isn’t difficult, it’s just badly played’.
And he said that thirty or forty years ago and I suppose the situation is still the case.
The same. By the way, you mentioned Rosbaud; I’m very happy, because my second orchestral piece, Atmospheres, was premiered by him and I met him very, very shortly just in the general rehearsal. I never met him before. I knew that he is a great, great conductor — In the general rehearsal he performed a piece, but he had no understanding, because in Atmospheres it’s important that it is one piece. There has no sections. But if you don’t know this kind of requirement of the composer, there will be sections. I was totally astonished how intelligent Rosbaud was. A wonderful musician, and wonderful thinking person. I just told him «Would you please do it again and no cut in it? One piece.» And he spoke about ten minutes with the orchestra, what he told I have no idea, and then he played again and it was perfect.
You are born in Hungary . People think of you, misleadingly, as a Hungarian composer, though you are a European composer, world composer. But, what does the Hungarian element mean in your musical compositions?
The language. Think on Bartok. For Bartok, folk songs meant so very much. But basically, both in Bartok and Janacek — Janacek is the Czech language in Moravian dialect, is the language, not so much the folk music. And for me, also. Hungarian language, which is my language when I was a child. I even didn’t know that other languages exist. Then I became aware that there is Romanian which is different, because I cannot understand, when I heard from policemen and soldiers. I am deeply connected with this way of thinking in Hungarian language.
Do you think that affects your approach to rhythm, that the innate rhythms of the Hungarian language then show through?
Yes. Hungarian language is extremely practical for poetry, because you can use the rhythmic, metrical structure in different way.
But you think this affects the sounds of your music, even when you’re not setting Hungarian words?
Yes, I think, yes.
I want to go back, now, to your earliest beginnings. Your parents were middle-class, Jewish, only very, very amateur music; I mean, not what we’d call a real musical background in your family and your father didn’t even want you to learn the violin, did he?
No, no, no. He didn’t permit me. I should be a scientist. We had in the family a very famous musician who was Leopold Auer, a famous violin teacher. He was in St Petersburg . Tchaikovsky dedicated him his violin concerto and Auer said this is not good music; he refused and Tchaikovsky became furious and dedicated it to somebody else. But I never met Auer. He died in the ’30’s when I was still. but he died in Dresden , in Germany .
But this was never part of the family background. Nobody said «My boy, you must remember that you come from a family which has Leopold Auer in it»?
Yes. My father always taught it was the uncle of my father, so the brother of my grandfather. Coming from a small town in Hungary , near the [unclear] Sea and the whole family of my father comes from this area. But we had no instrument at home. The only instrument was a gramophone player and so my background in music is absolute bad to be a musician and it was wonderful to be a scientist and in fact, I wanted to study physics and mathematics and I wanted to find about life is, which is more a question of physics than of biology. I’m still extremely interested in sciences, not only natural science but very much in history and politics and if I have a hobby outside of music, this is mathematics. But I don’t use mathematics in my composition. However, I am very close friend with Benno ? Mandelbrod ? and with [unclear] who work in fractal-geometry and this is part of mathematics where I’m very deeply attracted.
Just going back, though, to your very earliest origins, you heard a lot of opera, didn’t you?
I was seven years, first time, because I was born in a very small town. There were absolutely no concerts and. It was a cinema, This was the only cultural centre. And when I was six years old, my parents, together with me and my brother, we moved to Kluge , Hungarian [unclear] or German Klausenburg , which is the main city of Transylvania with university, opera house, theatre and symphonic concerts. The first opera I heard was Boris Godunov.
Is it still one of your favourites?
One of my favourites. Mr John Tusa:, you have a Czech or Slovak name.
Czech. So you should know that beside of Bartok and Stravinsky, my
favourite composer is Leos Janacek. from Brno .
Quite right. What excellent judgement. When did you become aware that you were part of the Hungarian musical tradition — Bartok, Kodaly and their intimate links with Hungarian folk music. Was that something that was almost instinctive from the moment you started to be interested in music?
I’m not aware that I was especially interested in music in childhood. I always imagine music, but I thought every child is doing the same. In the small town, everybody spoke Hungarian and we were part of Romania , but the population were Hungarian speaking, mainly. And I heard a lot of Hungarian folks songs, where peasant ladies who came in the small town to work in the kitchens and in this kind of housework, they just sang folk tunes. And then I heard a lot of also Romanian folk tunes, there were some Romanian villages nearby. And then in this small town, were a lot of gypsies, so they played gypsy music. Of course, gypsy music is not gypsy music, this is a special music of Hungarian small aristocrats, gentries, which the gypsies did to serve their marriages and funerals and so on and so on. So the home was full with gypsy music and I didn’t like gypsy music.
What didn’t you like about it? What worried you about it?
It’s very difficult to analyse. I don’t know. I heard on gramophone records, for instance, operettas, like Lehar . I hated it instinctively. And I heard Mozart and Beethoven and Wagner and I adored. So, I don’t think that I had a judgement as a child.
But you must have had a judgement, because clearly nobody taught you to hate Lehar and to feel uncomfortable with the gypsy music.
No, nobody taught me.
It must be instinctive.
It’s instinctive. Something in this kind of serving the aristocrats, is something subdued, something which is dishonest.
Servile. And I’m very, very, very sensitive both against domination and servility.
Let’s move forward to this dreadful, appalling period of the wartime. You and your family ended up in concentration camp; your father and brother were murdered, your mother survived. You escaped from labour camp. How much is that a time and a period that you think about constantly?
All the time, I think. I cannot accept that my brother was killed. He was five years younger than me. He lived exactly 17 years. I saw him last time, when he was 16, then I was in the Hungarian army in labour service which was very, very difficult, but not as difficult as concentration camp. So, by chance I survived. The hate against the Hitler regime and the Hungarian regime which was allied with Hitler is. I cannot forget it and it never diminished. Emotions, with time which is going on, these emotions of hate and disgust become stronger.
So the idea of forgiveness and reconciliation with that regime and those years is impossible?
Impossible. I think it will only happen that people who survived this horrible time of the early ’40’s will die, me too, and then there’ll be nobody there with the emotions of hate. Or we don’t know the future. Think of Africa today, the Tutsi/Hutu murders was very similar.
Yes. Well, if it’s taken us fifty years to approach the end of that Nazi experience, it will probably take fifty years in Central Africa as well. You have said that the experience of extreme terror doesn’t lead to the creation of art. Has the experiences of the Second World War, have they had any place in your music?
Maybe, yes, but I’m not aware. You have to look at this in the following way. I survived Hitler terror and then came the next terror, the Stalin terror, then I was in Budapest as a student. And we just slipped from one dictatorship into the next. The two gangsters of the 20th century, Stalin and Hitler, they were allied against the
rest of the world, against England .
In the period from 1945 to 1948, it must have been a period of extraordinary optimism, when you thought fascism is defeated — fascism, freedom, liberation.
Yes. The Soviet army conquered the eastern part of Europe , but we had no information about Communist Soviet Union; this was some abstract far-away country. And the first three years, until ’47, the beginning of ’48, it was no dictatorship. It was a free government, elected government in Hungary . It was harsh time. We didn’t know that secretly the police became already part of the Communist dictatorship which was in the making.
So the depression, when the Communist dictatorship came and you realised that you’d had three years of illusory freedom and now there was another dictatorship.
It’s impossible to imagine what that sense of let down was.
It was total desperation. And this happened very quickly. So the installation, what the Germans called Gleichautung — to follow the rulers, to obey — was very gradual in the Hitler time, because Hungary was not totally Nazi, but it became Nazi. But with the Soviet occupation, the change from a democratic regime to the total Communist dictatorship was extremely quickly in late summer ’48. And in a couple of months, the industry and commerce was destroyed; no more shops.
State controlled everything?
Everything. Imagine concrete things — there was no shoe repair, no repair of water supplies. Nothing. The bureaucracy didn’t function — nothing functioned — so it was a very dramatic change. So I left Hungary in December ’56, that meant in winter we had to survive, somehow in several layers of coats.
The other appalling thing in that time, up to ’56, was what you didn’t know about what was happening in the west. Now, as a musician, because you were at the Liszt Academy by then, had you by 1956, had you any idea of the 2nd Viennese School ?
Very little. I would say, until ’55, very little and then some. there were smuggled some books and scores. I could see the Lyric Suite of Alban Berg. But I could not hear the music, I just saw it.
You only knew the six Bartok Quartets by the time you left Hungary in 1956.
Not the six. Numbers three and four were strictly prohibited. Also number five, but number five I could hear it once.
And you only heard Stockhausen in 1956 as the Hungarian uprising was deemed.
. Destroyed by the Red Army?
No, no, no. In the moment when the uprising was not destroyed, in the Communist time, the western radio stations were jammed. All the German, American, British, French, possible to listen to radio, but not understanding. And also the music was jammed. So I had a very vague impression. I knew that every Thursday, 11 o’clock, there is one hour of new music in WDR from Cologne . So I had some information about electronic music, but I couldn’t really hear. But the Stockhausen Gesange der Junglinge and Kontrapunkte, for instance, I could clearly hear on 7th November ’56, because during the Revolution and immediately after the jam station did not work.
And it was to Stockhausen that you went in Cologne and the studios of West Deutscher Rundfunk when you fled from Hungary ?
But the day before I had no idea that I would be in Cologne .
Of course. So there’s this extraordinary process of discovery for two to three years in and around Cologne and Darmstadt with Stockhausen, with Boulez, with all the other great names of the 20th century?
And what did you learn there?
I learned that there is a total different music. This was the music of Messiaen, Boulez, Stockhausen and a couple of other composers. But I think that Boulez and Stockhausen were most important for me — that there is a way which is so different and I was influenced. However, not totally influenced, because I rejected this idea to write Serial music. I am a constructivist, but not a dogmatic person.
What was it about Serial music that you found alien to the sort of music you wanted to write?
I was extremely interested in a piece which is not orthodox serial which is Le Marteau Sans Maitre, everybody was deeply impressed by this piece of Boulez. Today, I also think this is a masterpiece. And in Cologne I could see the score and I wanted to analyse it, but I couldn’t understand how it’s made. And then I chose Structures 1A, because this is very simple to understand and I made — I wonder whether this is known — I made a very, very deep-going analysis to describe everything — like police researcher who goes on criminal.
To the scene of a crime?
Yes, scene of a crime. So, in fact, I analysed everything. I didn’t know Boulez at the time, I just knew the score and heard a piece. And Boulez was not happy, knowing about it.
What, that you had analysed it so deeply?
Yes, and I discovered some mistakes and Boulez didn’t like that somebody see that he did some.
Well, errors. in this kind of constructivity, you always have errors, because.
. who could be that consistent? Nobody can be that consistent, can they? Even within the terms of their own system.
And in the process of doing that, did you decide ‘I don’t want to write music like this’ or ‘this is not true to me’?
No, I decided nothing. I’m extremely curious in many, many things. I want to know so many things and this was one; I wanted to see how this would work. It does not mean that I decide to do it similarly or not to do. Neither nor. Just. like interested in ‘what is life?’
But you finally fell out with the whole of that school, Stockhausen, etc, because first of all you said it was too dogmatic and you weren’t interested in dogma and that there was a huge amount of factional in-fighting; you either had to be pro-somebody and against somebody.
Yes, this was difficult in Cologne . I lived more or less three years in Cologne , working in electronic studio and there were a lot of political fighting because different people, like Stockhausen, like Kagel wanted to be first. And I, personally, have no ambition to be first or to be important. I’m not totally honest; if I would say I’m totally honest, then I would lie. But I’m not interested in these power struggles. I’m not interested in power at all.
Each one of them wanted you to be part of their school, part of their team. Was that it?
Stockhausen wanted it. With Boulez I didn’t speak about this question. By the way, today and since the 70’s, Boulez is deeply friendly towards me. He conducts a lot of my music. And the fact that I became quite well known in France is due to Boulez. He was nicer to me than I was to him.
Why were you unpleasant to him? Because you were critical of his work?
Yes. I criticised Structures 1A. I thought this was serial music, of course it was a stupid, naive mistake because this is not the typical Boulez music. It was just one moment in his work.
But you’ve never made friends again with Stockhausen?
I never was a non-friend of Stockhausen, also today I have nothing against him.
But you don’t have anything in common?
So you then, having broken with this most influential, most powerful of Western schools, you then had to make your own way?
No, but things are not like this. I never declared that I break with it. There were journalists pretended that I broke and I’m reading. It does not happen this way. It was a company of, more or less, good friends with a lot of intrigues inside, of rivalry, power games, which never interested me. But I still was good friend with Stockhausen, with Kagel, and very, very close friend with Bruno Maderna, whom as human I liked. Everybody liked Maderna.
But still, I accept that that is what happened, but you then chose your own path in your own way which would be the path of Gyorgy Ligeti, rather than the path of any particular musical or intellectual school.
That’s true, but I never thought in this way. I’m not thinking in general philosophical or ideological methods or patterns or strategies. I have no strategy at all. It’s about writing a composition and then I am concentrating on a composition and I have certain constructive ideas. It’s not only naïve, it has to be consistent — not consistent as mathematics, consistent as a natural language. And this applies for a certain piece and then I am ready with the piece, and then comes the next piece where I revise my working method. I’m not thinking in party politics.
I’m glad you raised composition, because it’s time we spoke about how you compose. Do you start with a sound in your inner ear and then find ways of translating that sound into symbols on the page?
Yes, but this is an over-simplification.
I can explain it more historical when I was a child without learning music, before. I had a kind of game which I played. Going to school took less than twenty minutes on foot and I always imagined. it was some Beethoven symphony or Schumann. what I heard from the radio and. of course, Beethoven was the centre. And, I always imagined I listened to a concert, I imagined this music naively and I heard it. And from this kind of listening to inner fantasy, which were not original, which were full with influence.
I very gradually developed a kind of possibility to not only imagine music, but to compose it on paper, on page. When I began — it was very late when my father accepted that I can have piano lessons; I was 14, pretty late, . so I’m a very bad pianist, technically. And then I just went in a shop, bought music paper, had a pencil
and rubber and began to write a piece when I could play a little bit piano. And it was in Grieg’s style, because I played some simple Valse of Lyrische Stucke of Grieg, so this was my first attempt to compose.
You said that you could only explain this historically; how does that compositional process occur now?
In a similar way. I take the music paper and I write. Not always music paper. For instance, in my pieces Aventures, Nouvelles Aventures, there is no music paper because there are a lot of.
Spoken word, sound.
Yes, yes. Then, I had to make like a picture of the score. Or, I have an organ piece, Volumina which is not in music. It is music, but I had to develop a special notation, but this was the early 60’s, was the time of musical graphic. I thought musical graphic, as such, is a quite stupid idea.
But you went through the period?
I went through the period. I did all crazy, stupid things to try. I even wrote a piece without knowing the Cage piece, 4 minutes 33 seconds — a piece which consisted from one sound and then nothing, silence. I should know better John Cage, then I would not do it.
You said you take a pencil — you still write in pencil? Are your manuscripts tidy or is there an enormous amount of crossing out?
Enormous amount of crossing out. For my piano concerto there are many hundred first pages.
You had twenty attempts to start it, is that right?
Much more. Much more. Maybe more than 100. I never counted, I am not aware. It takes time until. it’s something which I cannot explain, because it’s just a feeling. There is a screw which has to be adjusted very exactly. The cogs have to.
To mesh, exactly. There is a description of Yeats, in English, about a puzzle which you try, you try. in a certain moment, you succeeded. And I think this is a wonderful image for this kind of work. It’s not only the free fantasy of the composer or of the artist in general. There is something where things have to have a certain consistency, but don’t ask me what this consistency is. In a mathematical deduction, I can exactly show what is consistency. In art there is no such consistency.
But you just have that sense that you have reached the point when it fits, when it meshes?
Yes. So, why I’m so slow in composing and revising all the time and re-writing pieces; until I have the feeling, it’s like a mathematical structure, but it’s never a mathematical structure, in fact.
A sense of the mathematical may validate it, but it doesn’t drive it in the first instance?
Yes. And it’s an emotional validation, not an intellectual one and when I imagine music, it’s naïve first. But then I am very interested to have a . like in a school where the teacher gives you a certain problem, solve this problem.
But that does make it sound an intellectually driven process, and of course in a way it is. But it’s clearly much more than that.
I think that emotion and intellect are not separate. In our brain, the cortex and the limbical .. well, I know it from Scientific America, some articles. If you make intelligent, intellectual judgements, it’s emotion. The judges who put in prison people, or even condemn to death, they are not rational, totally.
They say they are administering the law, but they are driven by emotion?
By hate or by complaint. I think to do art work is very similar. Also to do science is similar, because it’s not true that science is without emotions.
Yes, we are fed this completely mendacious dichotomy between emotion and intellect.
Yes, which is false, this dichotomy does not exist. There are many naive people saying ‘we don’t understand modern music because it’s so intellectual’. This is simply not true.
I thought, when I was listening to ‘Aventures’ and Nouvelle Aventures recently, I thought the audience should be laughing more. And they were laughing a little; there’s some very funny things. It’s extremely witty. But we sit there as if we’re in some temple listening to something where humour couldn’t be part of it if it was a serious piece of music.
Well, two days ago I heard here in Hamburg Aventures and Nouvelles Aventures and very, very good performance and people laughed.
[overtalking], should they?
I cannot, I cannot propose to people, please, to push a button ‘now you have to laugh’. No, there is a tradition that so-called high-culture music concert is a serious something. I personally deeply like Charlie Chaplin films and Marx Brothers — more Marx Brothers than Karl Marx. And this black humour, British films, with Alec Guinness, a lot of people — Agatha Christie. All this murder and funny at the same time.
I want to talk a bit about the past and your connection with the past, because you say ‘I like all good music’ — Gesualdo, The Renaissance; Monteverdi, of course, one of your great loves; the first Viennese school. Now there are many composers who say they’re not interested in the past, they’re only interested in what is being written now and indeed, they would be happy if there was no knowledge of the past. What do you feel about those people who say ‘I am not interested in 500 years of music that has been written before I came to writing’? What is your reaction?
I think this is extremely egocentrical idea, thinking the self-importance and thinking in the future. Wagner began this foolish way of thinking he’s the most important composer. He accepted Beethoven’s 9th Symphony, but now he will create a music of the future. What he created was a contribution to the Nazi Germany, in fact. I’m against it. And also Schonberg . Schonberg who taught with the method of 12 tone rows — «I made sure the domination of German music for the next 100 years», well this is extremely pretentious and stupid.
But the point is that your engagement with the past, your living in the great musical tradition, it hasn’t prevented you from writing the most contemporary, the most personal music?
You say this, but I have no judgement about myself. Anyway, I am deeply linked to tradition. I think we don’t discover from zero point new styles. Always continuing, whether we want or not.
We’ve all lived through the totalitarian ideology of Nazism and of Communism; they’re both dead, gone, swept away.
No, not in England .
Well, yes, but we have to engage with the world which was coloured by these totalitarianisms. What ‘ism’ do we live in now? Maybe consumerism? And if so, what is it like for a composer living in whatever the world scene is, that we have now?
Clearly, you’re not dictated to be ideology, but you live in a world almost of perfect freedom, don’t you?
Almost, but somehow we live in this total communication, too much information world with Internet where everybody is connected to everybody. I think it’s not very good for art.
We are in a structure of the big capitalist. I’m an anti-communist, but also anti-capitalist because look what happens just in these days in Congo ; manipulated by international companies who want diamonds and all this. it’s business. Business, to a certain amount is important, because we cannot produce all products. Adam and Eve, in paradise, did not need different kind of production systems. But since humanity is producing tools and products, which is different from animal life, it’s necessary. industry and commerce. But when industry and commerce becomes a huge bureaucratic system and everything is based on money and power, this is very bad for science and arts.
But you see, an advocate of the market system, because we don’t talk about capitalism nowadays we talk about market systems
[overtalking] so Mrs Thatcher and Mr Hayek
certainly, and everybody now, they would say to you, and in my position they’d say to me as well, ‘you may say what you like about the market, but only because the market and the disciplines and business create a surplus — is there any money for art and the money to commission your compositions.
If I look in this way, I have to agree with this sentence. But, at the same time, the pressure of the market competition is not very benevolent for art, because the corruption of artists to do Hollywood-style music is very, very heavy.
You see that among your colleagues, just in order to make money they. write something popular.
Yes. I see it. Nothing against popular. high-level popular music I very much appreciate. But to be in a hurry and to produce something which they please to managers, I’m against.
How do you justify, though, if one of these managers said to you «What does your music contribute to the good of society?»
Nobody asks this question.
That’s probably because you don’t talk to these people. [overtalking]
That is what they would say to you.
I met a lot of agents and managing people. They are interested to sell their artists or their products. There are benevolent ones.
Yes, but supposing the head of the steel firm comes to you, or an electronics company comes to you and says «Out of my taxation and out of the wealth that I create, you, Gyorgy Ligeti, are allowed to write music. What does your music contribute to society?»
I don’t ask myself this question. It has no function. People who make no compromise, who don’t write symphony for global companies, they write what they want. I write what I want. If they give me a commission and pay something, it’s ok, I have to live. But I never will adjust my output to what agents or industry wants.
I think you’re absolutely right to say that you cannot say what the contribution is, because either what you do exists in absolute terms and either society accepts that there are some activities like yours which exist in absolute terms, but you can’t define what you do in terms that the market would understand.
But would it be right, looking at your extraordinary complex political and composition life, that what you do is you pursue an individual path, a path where you feel you are being true to your own musical instincts, and that if you are an example and you’ve always said that you’re not a guru and not an evangelist, but if you are an example it is as a person who is prepared to take individual responsibility for their actions?
Yes. I have an idea. My father was a very honest, straightforward man and of course, I’m very deeply influenced by the attitudes and character of my father. I want to be as honest as possible. I cannot always afford to be totally honest, because sometimes people ask certain questions or there are conversations where everybody sometimes has to hide something. But I hate to lie. And this is maybe now a very prestigious sentence: In all my life, I try to be as honest as circumstances allowed. I was dishonest with the Communist dictatorship, for instance, I went illegally through the border of Hungary to Austria , which was considered criminal. It succeeded. So, because my feeling for personal liberty was much more important than obey to law. So I don’t respect all this. My hero, by chance he was British, is Winston Churchill. In the very critical days of end of May ’40 when Lord Halifax and other people from British government and establishment made pressure on Churchill to make arrangement with Hitler. If Churchill would not insist in his famous speech, ‘We don’t give in. We destroy Hitler’, then today the world would be very different and any case, we would not have this conversation here today.
All our lives would be different.
So, it was better. And I’m extremely, extremely thankful for this funny person — Churchill.
Источник