Как компрессировать бас.
Применение компрессии редко происходит по принципу «настроил и забыл». Компрессия для баса – именно тот случай, когда одно решение не подходит под все ситуации. Согласованное звучание в области низких частот действительно важно для вашего микса. Человеческое ухо воспринимаетвысокие частоты громче, чем низкие, но аудитория быстро заметит, если низ торчит и трясет их сиденья.
Бас может быть очень привередливым инструментом, у него часто можно встретить на грифе как мертвые зоны, так и области избыточного резонанса. Ваш басист может играть открытое А на второй струне, и чувствовать инструмент мощным и наполненным, но когда он перемещается вверх по грифу, чтобы взять D на пятом ладу, он чувствует бас пустым. Противоположная проблема так же нехороша: одна нота на грифе резонирует в помещении и торчит по сравнению с остальными басовыми нотами. Применение компрессии на подобном проблемном инструменте может быть спасением. Применение компрессии на хорошо звучащем инструменте может перевести его из категории «хороший» в категорию «отличный».
Давайте посмотрим несколько ситуаций и подходы к применению компрессии на бас-гитаре.
Для большинства исполняемых на материалов идеальной является ситуация, когда бас-гитарист имеет уверенное и последовательное звучание. Компрессия в этом сценарии, как правило, требуется минимальная. Вам нужно всего лишь слегка уплотнить то, что уже есть. Компрессор в данном случае — клей, который держит уровень низких частот ровно, и немного сглаживает или подчеркивает атаку в момент касания струны. Первоначальный переходный процесс громкий и наполненный, затем звук медленно затухает. В зависимости от песни и исполнения естественное затухание ноты может изменяться.
Одна из целей компрессирования баса — сделать затухание медленнее, так чтобы бас был слышен и чувствовался дольше, чем он звучит естественно. Для этой цели используется соотношение (ratio) 6:1 и медленная атака. Но вы можете установить атаку так, чтобы компрессия начиналась сразу после первоначального касания струны. Когда басист играет, начните медленно регулировать порог компрессии (threshold), и вы услышите, что бас звучит более «длинно» и наполнено по мере отпускания порога. Не отпускайте порог слишком далеко, потому что, если вы установили большой уровень компрессии, то с определенной точки бас начнет звучать «мелко» и менее динамично. Такой способ «дробления» звука не очень-то хорош в этой ситуации. Смотрите на индикатор количества компрессии (gain reduction) – желательно, чтобы он начинал срабатывать сразу после первоначального касания струны. Таким образом, компрессор помогает басовой ноте звучать дольше, до следующей ноты, создавая наполненное звучание.
Я, как правило, начинаю настройку с медленным возвратом (release), который могу изменить в процессе настройки. Индикатор gain reduction только-только начинает уменьшаться до начала следующей ноты. Весь этот процесс — больше искусство, чем наука. Начните с атаки, возврата и порога в данной точке, а затем настраивайте и экспериментируйте.
Проблемы с басом
Если я пытаюсь исправить неровный звук бас-гитары, то я должен быть очень внимательным к исполнению. Иногда вы можете иметь только одну или две ноты, которые должны быть выделены, исходя из контекста песни. Если вы на саундчеке просите вашего басиста поиграть самостоятельно, а он начинает исполнять слэп, который не имеет никакого отношения к песне, которую будет играть, вы мало чем поможете вашему миксу. Работая с басом, когда группа репетирует, вы можете слышать, что ваши изменения будут делать для вашего микса. Обычно я попрошу бас и барабаны играть припев снова и снова, пока я не буду счастлив.
В ситуации с проблемным инструментом я применяю более высокий ratio — 10:1, это хорошая точка для начала, а атаку и восстановление я ставлю в средние значения. Тогда компрессия будет начинаться только после того, как нота начинает «высовываться». Если компрессор включается слишком быстро, и вы замечаете компрессию, что это не проблема. Установите порог так, чтобы компрессор просто слегка «касался» звука в ходе нормального исполнения, может быть, поджимая на 1 или 2 дБ. Следует заметить, что после того, как играется проблемная нота, количество компрессии усиливается, чтобы уменьшить проблемную частоту.
Проблемы с басистом
Предположим, у вас есть молодой бас-гитарист, который временами играет довольно неровно по динамике, а может быть, он играет неровно все время. В обоих случаях вы будете иметь очень динамичное звучание и много атаки. Если басист играет так все время, то вы обнаружите, что в звуке не хватает низких частот. В этом случае, вместо того, чтобы пытаться улучшить сустейн, лучше снизить начальные переходные процессы. Для исправления данной ситуации устанавливаются быстрая атака и быстрое восстановление, чтобы компрессор сразу реагировал на быстрые переходные процессы. Ratio устанавливается в соответствии с неровностью исполнения. Начать можно с 4:1, и, используя уши, попытаться скорректировать звучание. Внимательно отнеситесь к установке порога компрессии.
Если басист играет медиатором, лучше компрессор привлечь сразу. Для динамичного музыканта компрессор должен включаться на сложных для него нотах. Если компрессор не реагирует на легкие прикосновения бас-гитариста, наверное порог слишком высок и его нужно вернуть немного назад. Когда эта техника используется должным образом, не должно быть потери на краю басового диапазона, и бас лучше сидит в миксе.
Компрессия для характера звука
Описанные методы применения компрессии помогают расширить звучание баса, или исправить некоторые проблемы. Если вы используете плагины, или у вас имеется несколько вариантов внешних приборов, то вы можете попробовать использовать компрессию баса еще в одном ключе. Как определенная педаль у гитариста, в комбинации с конкретным инструментом и усилителем дает определенный характер звучания, таким же образом конкретный компрессор будет иметь свое влияние на звук бас-гитары.
Компрессор 1176 (Blue Stripe ) добавляет немного «песка» и немного «разбивает» звук в момент восстановления. Это нравится некоторым людям, которые хотят, чтобы бас воспринимался немного перегруженным. Компрессор LA-2A имеет «круглый» и теплый звук, который хорошо подходит бас-гитаре. Это классический звук, который вы слышите на бесчисленном количестве записей.
Вы можете не иметь этих приборов в своем распоряжении, но у вас может быть несколько различных внешних компрессоров, из которых вы можете выбирать, с помощью методик, описанных выше, и пониманием того, что один компрессор может быть лучше для бас-гитары, чем другой. Лучшее, что можно сделать — экспериментировать, и пусть ваши уши будут вам судьей.
При работе с этими методиками имейте в виду, что компрессия редко работает по принципу «настроил и забыл». Однажды найденные настройки для баса — это не волшебный сет для всех басов во все времена, не один размер для всех. Если есть сомнения, помните правило — чем меньше, тем лучше. Единственная вещь, которая хуже, чем плохой звук баса – это компрессия, убивающая в нем все остатки жизни.
@Нолан Росси микс-инженер и владелец компании RF Productions.
Дубликаты не найдены
Звукорежиссура
114 постов 1.2K подписчиков
Правила сообщества
— в сообществе запрещены оскорбления (граждане хейтеры будут уходить в бан);
— посты, не соответствующие тематике сообщества, будут переноситься в ленту;
— в сообществе отключена премодерация, поэтому, добавляя посты, убедитесь, что они наполнены качественным контентом, а так же, не повторяют предыдущие посты;
Открытое Ля берётся на третьей струне, если только у вас строй не спущен ниже колен.
15 ПРАВИЛ ЗВУКОРЕЖИССЕРА
1) Каждому отдельному звуку или инструменту нужно место в спектре частот — разбивайте звуки на отдельные группы и фокусируйте их на определенной частоте, вы сделаете каждый отдельный звук настолько громким и акцентированным, насколько вам нужно.
2) Убавление уродливых частот более эффективно, чем усиление приятных.
3) Каждый звук должен иметь назначение. Не выбирайте много семплов с целью набрать больше 50-ти звуков в треке, если вам действительно нужны лишь 25. Минималистичная работа позволяет избежать грязи в финальном миксе.
4) При работе уделяйте внимание качественным семплам — делать грубые звуки из чистых просто, обратное же почти невозможно.
5) Обрабатывайте звуки по отдельности. Плагины помогут вашему звуку быть неповторимым в общем миксе.
6) Ресемплинг ваших синтов и доработка их до последнего — вот в чем секрет. В обработке нет пределов.
7) Тренируйте ваши уши: если вы слушаете музыку, уделяйте внимание отдельным инструментам в отношении громкости, эквалайзинга, использования фильтров, и т.д. звучит поверхностно, но это не так: если вы постигните принцип музыкальной функциональности, вы получите абсолютное преимущество в продюсинге.
8) Если можете, работайте быстро. Чаще всего проще закончить проект, если вы работаете над ним в один или несколько подходов. Иначе, это может быть дорогостоящая победа, включающая множество потраченных часов и пошатнувшуюся мотивацию.
9) Пытайтесь закончить один звук, прежде чем приступить к другому, концентрируйтесь на одной теме и не прыгайте на другие, после переключения между темами вы больше не сможете обнаружить ошибки. Акцентрируйтесь на вашей идее
10) Эффективность дать некоторым проектам отдохнуть и переработать их впоследствии со свежими идеями, но делайте так, только если вас устраивает столь глубокая работа. Продвигайтесь детскими шажками, но заканчивайте их.
11) Не работайте на очень большой громкости. Ваши уши очень быстро устанут и не смогут «сказать» вам правду о ваших идеях. Работайте на постоянной громкости в течении сессии.
12) Не делайте детальную аранжировку или эквализацию под влиянием чего-либо
13) Некоторые конкретные элементы необходимо делать моно (кик, снэр, бас), 90% клубных систем — моно, так что убедитесь, что ваш драм энд бейс звучит громко на любой колонке.
14) Помогает спектральный анализ. Люди несовершенны в работе ушами, но профессиональны в работе глазами. Вы можете увидеть то, что не можете услышать.
15) Безопасность прежде всего. 50 или больше файлов в проекте — это нормально — сохраняйтесь до и после каждого серьезного изменения.
Создание глубины в миксе
Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в феврале 2009 года.
Перевод: Бережной Вячеслав
В реальной жизни мы слышим звук в трёх измерениях, и хотя в стереозаписи все источники, очевидно, размещены перед слушателем (в диапазоне слева – справа звуковой сцены), но существуют определённые методы, позволяющие получить ощущение того, что они находятся также и ближе – дальше (то есть, вглубь звуковой сцены). К примеру, близкие звуки имеют тенденцию быть громче, чем дальние – и это очень легко воссоздать в миксе. Но кроме этого, имеется много других факторов. Таким образом, используя их, Вы сможете добиться намного больших результатов, чем если будете полагаться только лишь на фейдеры, управляющие громкостью. В этой статье я расскажу о многих путях, которыми Вы можете управлять этим аспектом своего микса.
Эквализация для создания расстояния
Если Вы хотите поместить кое-что на задний план микса, это должно быть не только тише фронтальных звуков. В этой партии должно быть меньше и высоких частот, чтобы подражать тому способу, которым их поглощает воздух. Чтобы усилить иллюзию расстояния, Вы можете также срезать и низкие частоты (ниже 150 – 200Гц). Если рассматриваемый инструмент записывается через микрофон, то размещение его дальше от инструмента (на стадии записи) поможет ещё больше укрепить иллюзию.
Срез высоких и низких частот поможет заставить звуки казаться более отдалёнными.
Используйте правильную реверберацию
Обрабатывая ревербератором отдалённые звуки, выбирайте диффузный (рассеянный) тип реверберации – то есть, другими словами, без слишком большого количества деталей. Кроме того, уберите на ней некоторые высокие частоты (так же, как и на источнике). Отдалённые звуки обычно сталкиваются с большим количеством отражающих поверхностей, чем близкие, поэтому Вы можете позволить себе добавить к этим звукам больше реверберации. Тем не менее, не слишком переусердствуйте с этим эффектом, если у Вас нет художественной потребности в нём – современные записи имеют тенденцию быть очень сухими по сравнению с миксами, сделанными в 70 – 80-х годах. Как правило, чем более просторна и разрежена аранжировка, тем больше реверберации Вы можете использовать, не опасаясь затопить всё содержимое. Миксы с плотными аранжировками обычно извлекают выгоду или из меньшего количества реверберации, или из использования так называемой «окружающей» реверберации – то есть такого эффекта, где присутствуют только ранние отражения.
Комбинирование повторяющегося эха и реверберации является отличным способом создания расстояния, особенно если у Вас есть ленточный дилэй (или его виртуальная эмуляция). По сравнению со стандартными цифровыми задержками, их повторы менее стерильны и однородны. Однако, если в наличии только обычный цифровой дилэй,попытайтесь срезать частоты ниже 200Гц и выше 4кГц. Также стоит поэкспериментировать с аналоговой задержкой (или её эмуляцией), потому что она имеет довольно тусклые и неясные повторы.
Чтобы создать впечатление от расстояния, могут использоваться плагины-эмуляторы ленточного эха, такие, как Universal Audio RE201 Space Echo. Если у Вас нет доступа к такому процессору, Вы можете попытаться использовать цифровую задержку, при этом срезав частоты ниже 200Гц и выше 4кГц.
Такие эффекты, как хорус, имеют тенденцию отодвигать звуки назад, заставляя их казаться менее сфокусированными. Таким образом, вы можете использовать его (или подобный ему эффект) на клавишных подкладах, которые предназначены для того, чтобы сидеть позади микса. Вы также можете достичь подобного результата, используя двухканальный питч-шифтер, чтобы создать два дополнительных слоя – один, смещённый на 7 центов вверх, а другой – на такое же количество вниз. Roland Dimension D (или эквивалентный ему плагин) может создать подобное хорусу пространственное распространение, но не давая слишком очевидного ощущения своего присутствия. Если Вы должны использовать хорус на звуке, который должен находиться во фронте микса (как например гитара), то держите этот звук ярким и свободным от чрезмерной реверберации. Обычно это приводит к хорошим результатам.
Модуляционные эффекты, такие, как хорус Roland Dimension D (или его виртуальная версия от UAD), могут помочь расфокусировать звук, убирая его с фронта звуковой сцены и оставляя место для других звуков, которые требуется выдвинуть вперёд. В качестве альтернативы, Вы можете использовать питч-шифтер, немного расстроив каналы и панорамировав их в противоположные стороны.
Вся перспектива – в контрасте: если какие-то звуки убраны назад, и сделаны менее яркими и более реверберирующими, то они должны быть уравновешены более яркими и сухими звуками, находящимися впереди микса. Не делайте ошибку, пытаясь полностью сохранить исходные звуковые качества каждого инструмента. В итоге Вы можете обнаружить, что задник звуковой сцены пуст, а фронт – переполнен (или наоборот).
Ведущий вокал будет казаться очень близким к слушателю, если на нём будет мало (или вообще не будет) реверберации. Вы можете создать очень драматичные эффекты, если сделаете некоторые вокальные элементы абсолютно сухими и добавите «воздуха», подняв частоты между 7 и 10кГц. Вероятно, такую вещь не стоит использовать для всего вокала, звучащего на протяжении всей песни, но для некоторых особенных фраз, которые должны звучать прямо в лицо слушателю, это может быть очень эффективно. Компрессор может усилить дыхание в таких близких вокальных партиях, заставляя их приблизиться ещё больше.
Задержка для глубины
Примите во внимание, что использование задержек вместо реверберации добавляет вокалам больше свободного места. Альтернативно, Вы можете скомбинировать задержку с небольшим количеством реверберации, или использовать реверберацию с большой пред-задержкой (в районе 90 – 110 мс). Как Вы уже знаете, близкие звуки обычно более яркие, чем отдалённые. Поэтому, обрабатывая ведущий вокал, Вы часто сможете позволить себе использовать более яркую реверберацию с яркими ранними отражениями. Зачастую, полезно настраивать два ревербератора: один с искусственным звуком, типа пластины, другой – с ранними отражениями или образцом окружения. Этим путём Вы сможете сбалансировать характер ранних отражений с более очевидным характером листовой реверберации. Также, задержка может быть замечательной для того, чтобы создать звук гитарного соло на большом рок-стадионе, но при этом не отдалить его от слушателя.
Распланируйте свою аранжировку так, чтобы выбранные Вами звуки не входили в противоречие с концепцией микса. Например, яркие подклады гораздо труднее поместить на задний план звуковой сцены, чем более тусклые. Точно так же, если подпевки будут более яркими, чем ведущие вокалы, то они вряд ли усядутся позади его. Есть, конечно, и исключения, где бэки нарочно выдвинуты вперёд (как например в «Video Killed the Radio Star»), но, как правило, ведущий вокал должен быть всегда на первом месте. Чтобы было легче поместить подпевки назад, добавьте к ним большое количество реверберации или сделайте к каждой из партий несколько дабл-треков (по сути дела – это естественный хорус).
Если Вы используете барабанные сэмплы, попытайтесь не очень сильно обрабатывать их эквалайзером – даже если перед Вами стоит искушение сделать их ещё более яркими и большими. Если музыкальный жанр не требует, чтобы барабаны сидели впереди микса, то выбрав для них более естественный звук, Вы облегчите задачу построения правильной перспективы.
Освобождая место для вокалов, Вы можете использовать не только автоматизацию громкости, «наклоняя» такие вещи, как гитары и подклады, но и автоматизацию эквалайзеров, аккуратно срезая в нужных местах высокие частоты. Обычно применяется low pass фильтр с крутизной 12 или 18dB/октава. Он должен сделать аккомпанирующие партии менее яркими в тех местах, где они играют вместе с вокалами. Вы можете использовать эту технику как самостоятельно, так и в комбинации с автоматизацией громкости. Но не слишком переусердствуйте с уменьшением высоких частот, иначе это станет заметным для слушателя – а Вы вряд ли этого хотите. Проверьте свои субъективные ощущения, слушая микс снаружи студии (с открытой дверью). Если Вам удалось создать чувство глубины в миксе, то это будет слышно и здесь. И, заодно, Вы проверите общий баланс всех элементов.
Настройка в контексте
Всегда имеется искушение включать в соло разные индивидуальные элементы и решать, какую же обработку применить к ним. Но если у Вас мало опыта, это может привести к большому количеству больших и ярких звуков, борющихся друг с другом за место во фронте Вашего микса. Поэтому, основное решение о той или иной обработке индивидуальных партий следует принимать с учётом общего контекста микса. В большинстве поп-миксов вокалы находятся ближе всего к слушателю, гитары и основные клавишные партии – немного позади их, примерно рядом с барабанами. Дополнительные элементы, такие, как подклады и бэк-вокалы, могут быть отодвинуты ещё дальше. Послушайте вещь «Won’t Get Fooled Again» группы The Who. Вы заметите, что мощные гитарные и барабанные партии не настолько ярки, как Вы могли бы себе вообразить, и реально помогают вокалу проникнуть в самое сердце слушателя. Таким образом, современная тенденция эквализовывать всё до хрустального блеска не всегда является хорошей стратегией!
Тренируйте свой профессиональный слух – слушайте свои любимые коммерческие записи и пытайтесь определить, какие из описанных методик в них применялись. Скоро Вам легко будет это сделать, и Вы сможете применить эти знания и в своём музыкальном производстве.
Источник