Линейка нот для гитары

Содержание
  1. Ноты для гитары для начинающих с нуля
  2. Таблица
  3. Классический строй
  4. Дополнительные знаки
  5. Нотный гриф гитары
  6. Уроки музыки
  7. Материалы по теме
  8. Как играть аккорд Fm
  9. Как играть аккорд Cm
  10. Как играть бой на гитаре
  11. Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
  12. Буквенное обозначение нот. Общая информация
  13. Таблица буквенных обозначений нот
  14. Правила буквенного обозначения нот
  15. B и H – обозначение ноты Си
  16. Разница между диезом и бемолем
  17. Буквенное обозначение тональностей
  18. Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
  19. Обозначение аккордов
  20. Нотная грамота для начинающих на гитаре
  21. Это минимум сведений, которые понадобятся Вам для первых уроков.
  22. Теперь разберемся с высотой звука
  23. Теория
  24. Практика Единственное, что надо крепко запомнить, так это следующее:
  25. Гаммы и аккорды
  26. Вся лестница очень длинная. Можно сказать, она бесконечная. Нота есть, а мы ее уже не слышим. Так бывает.
  27. Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.
  28. Аккорды
  29. Построение аккордов
  30. Трезвучия
  31. Септаккорды
  32. Нонаккорды

Ноты для гитары для начинающих с нуля

На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.

Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.

Таблица

Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.

Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.

  • C — До;
  • D — Ре;
  • E — Ми;
  • F — Фа;
  • G — Соль;
  • A — Ля;
  • B — Си.
Читайте также:  Андреев вальс бабочка ноты для домры

Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.

При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.

Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.

Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.

Классический строй

По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.

По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:

Дополнительные знаки

Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.

Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.

Нотный гриф гитары

Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.

Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.

Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.

Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.

Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.

Уроки музыки

Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!

Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.

Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.

Материалы по теме

Как играть аккорд Fm

Как играть аккорд Fm на гитаре. Схема четырех вариантов Фа минора.

Как играть аккорд Cm

Как играть аккорд Cm на гитаре. Схема четырех вариантов постановки руки.

Как играть бой на гитаре

Вы умеете играть на гитаре боем? Если у вас с этим есть проблемы, то наша статья для вас!

Источник

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Нотная грамота для начинающих на гитаре

Это минимум сведений, которые понадобятся Вам для первых уроков.

Музыкальные звуки различаются по:
· Высоте
· Длительности
· Силе
· Тембру

Тембр в нотах для гитары указывается редко, например, словами «играть у подставки», что означает более звонкий звук.

Сила звука может быть указана словами или знаками. Вот некоторые:
p – пиано – тихо,
f – фортэ – громко,
> – знак акцента.

Длительность нот обозначается так:

Целая нота звучит столько же времени, сколько два половинные, или четыре четвертные.

Понятно, что восьмая звучит столько же времени, что и две шестнадцатых. Нота с точкой – это длительность ноты плюс половина ее длительности, например, четвертушка с точкой длится три восьмых.

Отсутствие звука называется паузой. Паузы обозначаются так.

Целая, половинная, четвертная, восьмая и т. д. Пауза с точкой – полторы паузы.

Теперь разберемся с высотой звука

Теория

По высоте звуки расположены лесенкой. Величина ступеньки – полтона.
На гитаре это как раз один лад. От Ля первой октавы до Ля второй октавы – октава, 7 нот, 12 полутонов. На этом отрезке лесенки частота звука удваивается. Ля первой октавы 440 Гц, значит, Ля второй октавы это 880 Гц.

Дальше все просто. Есть нотный стан. На нем 5 линий. Ноты пишутся под, на или над линиями. Когда не хватает линий, рисуют добавочные. Если надо повысить ноту на полтона, рисуют диез, понизить – бемоль. Если надо отменить, пишут бекар. Вот До, вот Ля, вот Фа-диез, вот Си-бемоль.

А вот так выглядит весь нотный диапазон гитары.

Практика
Единственное, что надо крепко запомнить, так это следующее:

· между нотами Ми и Фа и между нотами Си и До – полутон (одна ступенька). Между остальными соседними – тон (2 ступеньки).
· В гитаре истинный звук на октаву ниже, чем написано. Просто для удобства записи. Пишется До первой октавы, а реально звучит До малой октавы.

Все остальное учится в процессе. Поглядывайте на ноты, привыкайте.
В упражнениях все ноты снабжены названиями и разъяснениями, и Вы постепенно привыкнете.

Отлично все изложено у Носова в его самоучителе. Подробно и четко. Рекомендую.

Гаммы и аккорды

Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.

Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.

Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.

До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.

У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C. Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.

Вся лестница очень длинная. Можно сказать, она бесконечная. Нота есть, а мы ее уже не слышим. Так бывает.

Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.

Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.

Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.

Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.

Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные. И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.

Гамма мажорного лада

1 2 3 4 5 6 7

Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:

Гамма мажорного лада

Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор

Гамма мажорного лада

Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез. Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.

Гамма фригийского лада

Вот гребенка гаммы фригийского лада.

Гамма миксолидийского лада

Вот гребенка гаммы миксолидийского лада

Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.

Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.

В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.

Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.

Аккорды

Теоретически аккорд – это одновременное звучание нот, расположенных по терциям. На практике что написано, то и аккорд.

Вот гребенка Вашего первого аккорда, мажорного трезвучия. Первый звук (нижний) – главный. Обратите внимание: расстояния между зубьями гребенки разные. Между первой и третьей ступенью – больше, между третьей и пятой – меньше.

Гребенка мажорного трезвучия жестко связана с мажорной гаммой. В нее входит первый, третий и пятый звуки мажорной гаммы. Тоника, терция и квинта.

Приложим гребенку мажора к нашей большой таблице, например, к ноте соль. Получим соль-мажорный аккорд. Соль-си-ре.

Теперь, прикладывая гребенку к разным ступенькам хроматической лестницы, мы можем построить мажорный аккорд от любой ноты. Вы не поверите, но 50 лет назад некоторые хитрые люди делали такие модели из картона. И в продаже иногда они появлялись. В виде картонных или пластмассовых дисков с вращающимися стрелочками. По такой же схеме вычисляют аккорды современные компьютерные программы.

С мажором разобрались. Займемся минором.

Вот гребенка минорного трезвучия. Первый звук (нижний) – главный. Потом – третья и пятая ступени минорной гаммы. Здесь расстояние между первой и третьей ступенью – три полутона (малая терция), а между третьей и пятой – четыре полутона, большая терция.

Пример: приложили единичкой к ноте D (Ре). Получился ре-минор, или просто Dm. Состоит из Ре, Фа и Ля (Если бы приложили мажор, было бы ре – фа-диез – ля).

Теперь я покажу, как выглядят гребенки некоторых аккордов. Повторяю, это не теория, не учебник, не справочник, это попытка простого объяснения. Те аккорды, которые Вы будете играть на гитаре, Вы не скоро будете создавать по нотам.

Да, вот еще что. Если взять нижнюю ноту в аккорде и перенести ее вверх (заменить той же нотой следующей октавы), получится обращение аккорда. В гитарной практике чаще имеют дело не с классическими, а с обращенными аккордами.

Итак, вперед. Не старайтесь запоминать. Это только пример для понимания. Все аккорды здесь – от ноты до, приложите гребенку к другой ноте – будет аналогичный аккорд от другой ноты. Написано, например, C7, а приложили его гребенку первой нотой к ре – получился D7.

Расстояние между зубьями гребенок музыканты измеряют терциями. Они пишут Б3, большая терция, или М3, малая терция. На всякий случай я добавил расстояние и в полутонах.

Состав
в полутонах

Итак, подведем итог. Есть лестница, где каждая ступенька – это звук. Вся музыка в ней умещается. Разные народы отбирали для себя с этой лестницы наиболее подходящие звуки. Это лады. Мажорный лад, минорный, и т.д. Ноты в каждом ладу образуют гамму этого лада. Гаммы мы представляли в виде гребенок. Из гамм родились и простейшие аккорды. Всех аккордов никто не считал, но записывать их научились. Записать можно что угодно, была бы система. Посмотрим, как строится система записи аккордов.

Если бы классификацию аккордов доверили простому советскому инженеру с окладом 130 руб., он бы сразу смекнул, что раз для каждого аккорда интервалы между звуками отличаются, надо их расположить по интервалам. Тогда мажорное трезвучие получило бы номер”43″, так как первый интервал у него равен 4 полутонам, а второй – трем. Минор стал бы зваться “34”, доминантсептаккорд получил бы номер 433, большой мажорный – 434, малый минорный – 343 и так далее. Где-то через полчаса вся работа была бы закончена, и, сдав отчет начальству, наш инженер отправился бы в курилку рассказывать анекдоты. Но музыкальная жизнь планеты сложилась иначе.

Построение аккордов

Основой для любого аккорда является трезвучие. Оно состоит из первой, третьей и пятой ступени гаммы. Мы уже знаем, что трезвучий всего четыре: мажор, минор, увеличенное и уменьшенное. В нашей таблице все они расписаны и разрисованы. Так что база для построения аккордов у нас есть. Поскольку в аккорде звуки расположены по терциям, добавляем к нашим трезвучиям терцию (три или четыре полутона), т.е. седьмую ступень гаммы, и получаем септаккорд. Затем добавляем еще терцию, получаем нонаккорд. Еще добавляем – ундецимаккорд, потом – терцдецимаккорд. В качестве примера приведены аккорды, построенные от ноты До.

Трезвучия

Мажорное трезвучие, C = первая, третья и пятая ступени мажорной гаммы. До – ми – соль.

Минорное трезвучие, Cm = первая, третья и пятая ступени минорной гаммы. До – ми-бемоль – соль

Мажорное трезвучие с повышенным квинтовым тоном, Увеличенное трезвучие, C + , C +5 = первая, третья и повышенная пятая ступени мажорной гаммы. До – ми- соль-диез.

Минорное трезвучие с пониженным квинтовым тоном, уменьшенное трезвучие, Cm -5 , C -5 = первая, третья и пониженная пятая ступени минорной гаммы. До – ми-бемоль – соль бемоль.

Септаккорды

Большой мажорный септаккорд, C +7 = мажор + большая терция. До – ми – соль – си.

Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд), C7 = мажор + малая терция. До – ми – соль – си-бемоль.

Большой минорный септаккорд, Cm +7 = минор + большая терция. До – ми-бемоль – соль – си.

Малый минорный септаккорд, Cm 7 = минор + малая терция. До – ми-бемоль – соль – си-бемоль.

Увеличенный септаккорд, C +7+5 = увеличенное трезвучие + малая терция, До – ми – соль-диез – си.

Полууменьшенный (малый вводный) септаккорд, Cm 7-5 = уменьшенное трезвучие + большая терция. До – ми-бемоль – соль-бемоль – си-бемоль.

Уменьшенный (уменьшенный вводный) септаккорд, Cdim = уменьш.трезвучие+малая терция. До – ми-бемоль – соль-бемоль – си-дубльбемоль.

Доминантсептаккорд сам по себе тоже является базой для аккордотворчества:

Доминантсептаккорд с повышенным квинтовым тоном (с повышенной квинтой), C 7+5 , До – ми – соль-диез – си-бемоль.

Доминантсептаккорд с пониженным квинтовым тоном (с пониженной квинтой), C 7-5 , До – ми – соль-бемоль – си-бемоль.

Перебрав все возможные септаккорды, добавляют следующую, девятую ступень гаммы. Получаются нонаккорды.

Нонаккорды

Большой нонаккорд, C 9 = доминантсептаккорд+ большая терция, До – ми – соль – си-бемоль – ре

Малый нонаккорд, C -9 = доминантсептаккорд+ малая терция. До – ми – соль – си-бемоль – ре-бемоль.

Затем можно добавить одиннадцатую, тринадцатую ступень и т.д. Получим ундецим- и терцдецимаккорды.

Ну, принцип понятен. А если надо добавить не терцию, а другой звук?

Добавляя шестую ступень, получим мажорное и минорное трезвучия с секстой

Мажорное трезвучие с секстой, C 6 , До – ми- соль – ля.

Минорное трезвучие с секстой, Cm 6 , До – ми-бемоль – соль – ля.

Ну и наконец, добавляя к любому аккорду любую ноту, получают аккорд с любой добавленной нотой.

Ну, хватит, хотя здесь далеко не все. Повторяю, это не справочник, а попытка объяснения новичкам принципов записи аккорда. Если у Вас появится свой собственный аккорд, и Вы не сможете его записать по этим принципам, распишите его нотами или рисуйте таб.

У меня огромная просьба: если увидите на этой страничке ошибки (а ошибки есть, я уверен), сообщите.

Это сайт – гитарный самоучитель, восстановленный нами из архива. По непонятным причинам сам автор его закрыл и перестал поддерживать, мы решили продолжить жизнь данному проекту, тк он правда полезен людям! Не ругайтесь за рекламу, она приносит копейки на то, чтобы сайт жил и мы стараемся ей не перегружать сайт! Если кто-то хочет помочь или готов использовать сайт в проф деятельности – просим писать в контакты.

Источник

Оцените статью