Липа или катальпа для гитары

Гитарное дерево

Выбирая гитару, особое внимание обращайте на дерево корпуса – его порода может многое сказать о звучании инструмента в целом. Хотя гриф и накладка играют, безусловно, очень важную роль в звукообразовании, и им можно посвятить отдельную статью, всё же основа инструмента – его корпус, ведь именно он превращает механические колебания струны в бесчисленное множество частот и обертонов. Поэтому самое важное свойство древесины – его звучание, и нужно уметь разбираться во всех нюансах. Давайте рассмотрим четыре основные породы древесины для корпуса.

Липа (basswood)

Дерево гитары Липа – нетяжёлая древесина с однородной текстурой, материал для большинства гитар среднего уровня. Будучи относительно дешёвым и легко доступным материалом, липа по своим акустическим свойствам является прекрасной заменой такому “гитарному” дереву, как ольха. Мягкость липы влияет на тембр инструмента и его долговечность. Небольшой резонанс древесины несколько приглушает высокие частоты, звук становится теплее, плотнее в середине – это придаёт звучанию “мяса”, которое многим так нравится. Вес липы также выручает в случае установки на гитару тяжелого железа типа Floyd Rose. Типичная проблема мягкой древесины – сорванная резьба (решить это можно вставив зубочистку в разболтанное отверстие) или трещина. Поэтому в продаже редко встретишь липу в чистом виде (ещё и из-за невзрачной текстуры), обычно инструмент покрывают слоем полиуретана. Из известных мне гитар, липовый корпус стоит у Schecter Damien и большинства Ibanez серии RG.

Читайте также:  Ноты джазовых сонат для фортепиано

На интернет-форумах ведутся жаркие споры о пригодности липы, но, в конце концов, мнения сходятся – всё зависит от навыка, слуха и размера кошелька. Звучание готового инструмента во всём зависит от человека, который его создал. Вот вам пример: один известный гитарных дел мастер Боб Бенедетто однажды взял да и сделал из первого попавшегося куска сосны archtop. Несмотря на всевозможные сучки и изъяны, “Сучковатая сосна”, как её прозвали, звучала не хуже остальных шедевров Бендетто! Так что если вы не располагаете достаточными средствами, берите бюджетную модель проверенного производителя – они знают, что делают.

Ольха (alder)

Этот материал был излюбленным у производителей Fender в конце 50х – начале 60х. Так что если вы хотите себе Страт, неважно, Standard Stratocaster или Clapton Signature, корпус его будет, скорее всего, ольховым. Эту породу выбирают за небольшой вес и отличный звуковой баланс, хотя материал довольно мягкий. Уступая в звучности ясеню, ольха предпочтительнее липы на всём диапазоне частот. Вихревая текстура с красивыми мелкими порами отлично выглядит в любом конечном варианте – от винтажного нитроцеллюлозного покрытия до одноцветного полиуретанового. Насыщенность и чёткость – вот определяющие акустические свойства ольхи, что делает её прекрасным материалом и для бас-гитар. В общем, в ней есть всё, что необходимо гитарной древесине– акустика, равномерность звучания и универсальность.

Болотный ясень (swamp ash)

Разновидность ясеня, болотный ясень – легкое дерево с открытыми волокнами и большими порами, произрастает в болотистых местностях на юге США. Особенность дерева, растущего в столько влажных условиях, в том, что его древесина состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец. В результате дерево обладает отличной акустикой с широким динамическим диапазоном, а верхние частоты настолько выражены и чисты, что их прозвали “колокольными”. Известно, что одни из своих лучших телекастеров Fender произвёл в 50х годах именно из ясеня. Необыкновенная лёгкость материала придаёт этому определённо гитарному дереву певучести и звучности. Болотный ясень прекрасно звучит на всём диапазоне, включая глубокие басы, сочетая теплоту и резкость звучания.

Читайте также:  Walk the line ноты

Северный ясень (или просто ясень)

Это – более плотная и тяжёлая порода. Сустейн и даже звонкость у этого ясеня выше. Однако используют его реже из-за большого веса. Стоит упомянуть, что звучание корпуса сильно зависит от конкретно взятой заготовки, как у ясеня, так и у всех остальных гитарных пород. Главная причина тому в их широком видовом разнообразии по всему свету. Например, попадаются тяжелые гитары из болотного ясеня и совершенно глухие модели из обычно певучей ольхи. Так что, из какого бы материала не был сделан инструмент, обязательно поиграйте на нём перед покупкой.

Красное дерево (mahogany):

Махогани тяжелее ясеня и ольхи. Открытостью пор древесины и равномерностью текстуры эта порода схожа с ясенем. А благодаря большей плотности, древесина хорошо звучит на всех высотах – чёткие низы, плотные средние частоты и полный, яркий звук наверху. Ноты острее, но менее выразительны, а вес древесины даёт очень длительный сустейн. Если сравнить неподключенные Les Paul и Stratocoaster, то у первого густой, глубокий звук, у второго же– невыразительный и плоский. Если бы не кленовый топ, Les Paul звучал бы ещё глубже. Её основная цель – не придание благородности внешнему виду (что, конечно, тоже важно), а придание звучанию большей резкости благодаря твердости клёна. Поэтому SG, корпус которой целиком из красного дерева, звучит более плотно, не так звонко. Тому ещё способствует тонкость корпуса и его особая форма.

Как и ясень, махогани распространён на планете, существует африканский махогани, гондурасский (называют ещё подлинным махогани), низкого качества филиппинский, который собственно, к махогани вообще не имеет отношения – звучит он гораздо хуже, древесина намного мягче и легче. На ударной установке среднего класса всё дерево будет именно из этого “махогани”. Поэтому при возможности всегда узнавайте, откуда привезена древесина, иначе купите себе очередную лопату.

Есть ещё много пригодных для гитарного дела пород, например гавайская коа, орех, палисандр и другие, но чаще всего используют именно эти четыре. Да, сложно при выборе гитары держать в голове все нюансы не только дерева, но и звучков, электроники и прочего, прочего… Начните с простейшего – веса гитары. Звук махогани многим по нраву, но сможете ли вы таскать всё выступление этого пятикилограммового монстра? К тому же не всё зависит от дерева – многое от того, что на нём стоит. Всегда выбирайте гитару по звуку и удобству, остальное не так важно. Тем для разбора ещё очень много, так что до новых встреч!

Источник

Дерево для гитар – какое лучше?

На протяжении веков гитары создают из дерева, однако это не просто дань традициям или нежелание развивать технологическую сторону инструмента. Напротив, любые разновидности дерева для гитар являются наиболее выигрышным вариантом по множеству причин. Речь идет не только о звучании и звукоизвлечении, но и о технических аспектах производства и использования инструмента.

В случае с классическими и акустическими гитарами материал играет очень большую роль. Именно от правильности его выбора будет зависеть конечный звук, его сила, полнота, насыщенность. Конструкционно гитара устроена таким образом, что при щипке струны, звук сначала попадает во внутреннюю полость инструмента, там он резонирует о стенки корпуса и затем выходит наружу, набрав должную силу и богатство звучания.

Особенности звучания дерева и других материалов

Древесина позволяет добиваться лучшего эффекта звучания, ведь сам материал обладает определенной плотностью, но при этом имеет натуральную пористую структуру, характер которой неизменно отражается на звучании.

Совершенно неслучайно более дорогостоящие гитары от известных брендов звучат намного мощнее, богаче и глубже. Надо понимать, что их стоимость складывается не столько из популярного имени производителя, сколько из более дорогой породы и сложной технологии ее предварительной обработки.

С начала XX века было много экспериментов по созданию гитар из других материалов, начиная с металлов, и заканчивая синтетическим пластиком различного типа. К сожалению, ни один другой вариант, не может предоставить владельцу такого приятного и хорошо узнаваемого звучания, кроме самого дерева.

В то же время может показаться, что для электрогитар материал корпуса важен не так сильно. За звукоизвлечение здесь отвечают звукосниматели, и в каком-то смысле это правда. Однако корпус также участвует в процессе формирования звука, от него напрямую зависит сустейн и множество иных нюансов.

Не стоит забывать и о технических характеристиках дерева, значительно опережающих большинство своих конкурентов. Правильно обработанное и подготовленное дерево для гитар обладает достаточной прочностью и долговечностью, при этом оно имеет довольно комфортный вес. С ним намного легче и проще работать в плане подготовки и обработки. И это, не говоря уже о том, что чисто с эстетической и тактильной точки зрения древесина имеет привлекательный внешний вид и на ней просто приятно играть, касаясь пальцами теплой палисандровой, а не холодной металлической или пластиковой накладки на гриф.

Из какого дерева делают гитары?

Дерево для музыкальных инструментов может очень сильно отличаться, и обычно стоимость инструмента как раз и зависит от выбранной породы. Настоящие профессионалы всегда имеют несколько любимых сортов и без проблем различают их на слух.

Для того чтобы узнать, какое лучше дерево для гитар, стоит более детально рассмотреть самые популярные породы, используемые для создания инструментов. Все они имеют какие-то свои особенности, не говоря уже о способах обработки и подготовки, так что необходимо всегда иметь в виду, что гитары из одной и той же породы у разных производителей могут иметь несколько разные оттенки звучания.

Ольха (Alder)

Ольха совсем неспроста пользуется такой большой популярностью, ведь ее применяют повсеместно, как при производстве бюджетных, так и более дорогих гитар. Среди преимуществ ольхи выделяют:

  • довольно небольшой вес, что особенно важно для деки, однако это никак не влияет на ее плотность и жесткость;
  • множество жестких прожилок, придающих древесине плотность, а звуку насыщенность;
  • отсутствие ярко выраженного звукоизвлечения, возможность хорошо передавать как высокие, так и низкие частоты.

Это значит, что при должном мастерстве, музыкант сможет играть на ней музыку в диаметрально противоположных стилях с одинаковой глубиной и сочностью. За такую универсальность породу очень любят мастера из Ibanez и Washburn.

Плюсом является еще и то, что ольха имеет очень светлый и яркий оттенок, который великолепно смотрится под прозрачным глянцевым лаком. Эту породу можно назвать одной из самых сбалансированных и универсальных.

Липа (Basswood)

Липа практически также универсальна, как и ольха, она обеспечивает хороший сбалансированный звук, а сама древесина еще и хорошо поддается обработке. Это довольно легкая порода, достаточно пористая и в каком-то смысле даже мягкая, из-за чего ее необходимо покрывать толстым слоем качественного лака.

В плане звука липа особенно характерно выделяет основной тон, из-за чего инструменты из нее выбирают соло гитаристы. Сама древесина имеет преимущественно бежевый тон с резкими прожилками, так что для получения красивой текстуры мастерам приходиться приложить немало усилий.

Болотный ясень (Swamp Ash)

Болотный ясень является прекрасным примером постоянного творческого поиска производителей лучших гитарных брендов. На протяжении многих лет при создании гитар активно использовался северный ясень. Однако его южный болотный собрат быстро доказал свою уникальность и удобство в плане обработки, из-за чего сейчас почти повсеместно используют именно эту разновидность породы.

Сорт болотного ясеня произрастает в болотистой местности на юге США и является более легким и пористым по сравнению со своими видовыми аналогами. С ним легче работать, но при этом из-за уникальной структуры он еще и восхитительно резонирует по всему диапазону.

Это значит, что гитара с такой декой подарит вам очень теплый, чистый и в некотором смысле даже пронзительный звук. При этом болотный ясень позволяет очень хорошо раскрывать и читать басы, из-за чего его часто используют именно для создания бас-гитар.

Одной из важных деталей, связанный с болотным ясенем является тот факт, что древесина этого дерева очень неравномерна, а ее плотность и пористость часто не позволяют выбрать однородные части даже для одной гитары. У крупных производителей имеются свои особенности выдержки и обработки породы, но выбирая подобный инструмент, стоит послушать несколько вариантов, так как каждый из них может иметь ощутимо разный звук.

Красное дерево (Mahogany)

Красное дерево для гитар совершенно не случайно является лучшим решением для музыкантов, предпочитающих играть в действительно тяжелых стилях. Ведь из-за своей высокой плотности они способно подарить вам очень плотный и сочный звук без провисаний.

С помощью подобных гитар можно добиться извлечения плотной и мощной звуковой стены, что в целом не отменяет общего разнообразия звучания. В итоге гитары с декой из красного дерева ценятся за хорошую атаку и теплый, в каких-то моментах даже бархатистый обволакивающий звук.

При этом сама порода имеет превосходный внешний вид и при обычном покрытии матовым или глянцевым лаком смотрится очень дорого и оригинально. Красноватый оттенок в сочетании с темными полосами создает должный визуальный эффект. Такой внешний вид как раз неплохо соответствует подходящим тяжелым стилям и пониженным гитарным строям. Также стоит отметить, что красное дерево в целом оказывается тяжелее большинства аналогов и это также стоит учитывать при выборе.

Орех (Walnut)

Если вы ищите теплый глубокий звук с ярко выраженными средними и высокими частотами, тогда вам стоит присмотреть для себя инструмент из ореха. Они встречаются не слишком часто, но обладают определенными преимуществами.

В частности, орех имеет:

  • свой уникальный оттенок,
  • хорошую долговечность благодаря общей плотности древесины.

Правда за это придется расплачиваться довольно большим весом самой деки.

Клен (Maple)

Клен весьма разнообразен, но в качестве дерева для гитар обычно используют две его основные разновидности.

  • Более мягкий европейский клен. Он встречается чаще и делает звук очень глубоким, обволакивающим и насыщенным. Благодаря большим открытым порам древесина радует владельца богатыми обертонами.
  • Американский hard maple, который обладает более жесткой структурой и довольно норовистым характером. Он выдает резкий звук с хорошей атакой, однако поскольку он сложен в плане обработки, деки из него делают крайне редко.

Грифы из клена пользуются большой популярностью из-за своей жесткости, красивого внешнего вида, хорошего сопротивления любым нагрузкам и высокого уровня защиты от влаги или температурных факторов.

Тополь (Poplar)

Довольно распространенная и недорогая древесная порода, из которой производят достаточно недорогие гитары. Среди важных отличительных особенностей тополя можно выделить довольно небольшой вес и простоту обработки.

Тем не менее, дерево довольно плотное, с большими порами и универсальным звуком. Оно не порадует вас какими-то выдающимися особенностями, но в то же время не будет провисать. Тополь хорошо передает бас, имеет очень светлый древесный оттенок, и редко встречается в чистом виде без цветного лака.

Палисандр (Rosewood)

Довольно дорогое, красивое и сложное в обработке дерево, крайне редко выступающее материалом для деки. Сама древесина имеет насыщенный шоколадный оттенок с множеством тонких темных прожилок. Палисандр отличается высокой плотностью и некоторой маслянистостью, из-за чего звук получается немного приглушенным с бархатистыми обволакивающими плотными низами.

Обычно только деки дорогих и эксклюзивных моделей выполнены из этой породы, а вот в качестве накладки или материала для грифа ее используют повсеместно по двух причинам:

  • Палисандр отлично выдерживает постоянное трение и очень приятен на ощупь.
  • Такая древесина придает звучанию дополнительный сустейн.

Подведем итоги

Детально разобрав основные виды дерева для музыкальных инструментов, мы выяснили их главные особенности, на основании которых вы сможете сформировать список собственных предпочтений. Зная, как выбрать дерево для гитар, вам все равно стоит потратить определенное время на прослушивание приглянувшихся моделей, особенно с учетом того, что некоторые породы могут довольно сильно отличаться даже в рамках одной гитарой серии.

Также при выборе стоит уделить внимание материалу грифа, притом в электрогитарах это даже важнее, чем в акустиках. Два основных варианта тут это красное дерево и клен.

Клен встречается чаще, имеет очень равномерную плотную структуру и хорошо переживает все негативные факторы окружающей среды. Он не боится высокой влажности, повышенных и низких температур, а также выдерживает впечатляющие статические и динамические нагрузки. С точки зрения звука, клен практически никак не влияет на него, добавляя лишь небольшой приятный звон и не искажая тон, что очень важно.

Что же касается красного дерева, то оно в целом немного более долговечно, по сравнению с кленом, и имеет свой яркий характер. С ним вы сможете добиться большего сустейна, а все звуки будут более мягкими, не слишком резкими, размеренными.

Мы перечислили далеко не все возможное виды дерева, так как в серийном производстве оказываются, задействованы даже довольно редкие и экзотические породы, такие как венге, зирикот, эбеновое дерево, падук, либа, коа, и многие другие. Теперь вы будете знать с чего начать свой выбор, а поэкспериментировав с различными инструментами сами составите свои личные впечатления и обзаведетесь фаворитами, с которыми ваше звучание будет безупречным.

Источник

Оцените статью