Литература по истории нот

Литература по истории нот

Виртуальный Читальный Зал Golden Guitar Studio

КНИГИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ по игре на гитаре и музыке в целом

Чтение книг с перелистыванием страниц (откроется в новом окне)

Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала, и не желаете, чтобы данные распространялась без Вашего на то согласия, то мы будем рады оказать Вам содействие, удалив соответствующие материалы.
Для этого необходимо, чтобы вы прислали нам письмо (в электронном виде) в котором указали следующие данные:
1. Документальное доказательство ваших прав на материал, защищенный авторским правом: отсканированный документ с печатью, или e — mail с официального почтового домена компании правообладателя, или иная контактная информация, дающая однозначно распознать вас, как правообладателя определенного материала.
2. Прямые ссылки на страницы сайта, содержащие данные, которые необходимо удалить.
После этого, в течении нескольких дней, мы удалим интересующий Вас материал с сайта.

2009 — 2021 © D mitry T eslov © Golden Guitar Studio

Источник

Исследовательская работа учащихся «История нотной азбуки»

Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и детском саду, на танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки.Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматсья, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой. Для создания любого музыкального произведения нужны ноты. Поэтому, мы коротко расскажем историю создания нотного письма.Именно ноты, нотное письмо сохранило нам музыку тех великих композиторов, которые написали ее столетия тому назад. Нотные знаки сохранят для потомства и ту музыку, которую создают композиторы – наши современники.

Скачать:

Вложение Размер
notnaya_azbuka.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

«История музыкальной азбуки»

Бадила Арина – ученица 3 «И» класса,

Муштаев Максим – ученик 3 «И» класса.

г. Когалым, 2013г .

2 глава. Актуальность, цели, задачи, гипотеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4 стр

3 глава. Из истории музыкальной азбуки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . 5 стр

4 глава. Значение нот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 стр

5 глава. Анкетирование учащихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .8 стр

6 глава. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 9 стр

7 глава. Использованная литература. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .9 стр

Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и детском саду, на танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки.

С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной засыпает малыш. Под веселую музыку играют дети. Школьники разучивают песни, отрпавляются в поход под звуки марша. Молодежь любит танцевальную музыку.

Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматсья, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой.

Для создания любого музыкального произведения нужны ноты. Поэтому, мы коротко расскажем историю создания нотного письма.

Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает каждого ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

Тема исследования: „История нотной азбуки“

Цель: Изучить нотную азбуку и попытаться представить её в наглядной форме, в виде мультфильма.

  • разбор нотной азбуки,
  • изучить специальную литературу в доступной наглядной форме,
  • поделиться информацией со сверстниками в виде доклада.

Предмет исследования: нотная азбука.

Мы сами узнали и изучили историю написания нотной грамоты и представили это в презентации, которую можно использовать на уроках музыки или внеклассных мероприятиях.

Гипотеза: Если в доступной наглядной форме представить ребятам нотную азбуку, то может быть у них появится интерес к музыке.

Из истории музыкальной азбуки

Любая музыка исчезла бы с лица земли, если бы люди не научились записывать ее нотными знаками. Так оно и случилось: множество древних песен – тех, которые не записывались, — исчезло, будто их и вовсе не было, они словно бы растворились в воздухе…

Именно ноты, нотное письмо сохранило нам музыку тех великих композиторов, которые написали ее столетия тому назад. Нотные знаки сохранят для потомства и ту музыку, которую создают композиторы – наши современники.

Так же, как слова и буквы, ноты создавались постепенно, на протяжении многих веков.

На Руси в далекие времена ноты писались крюками. Их было более семидесяти, и употреблялось это нотное письмо для церковного пения. Каждый семидесяти крюков обозначал от одного до нескольких звуков. Это была трудная и сложная запись музыки.

На Западе были другие нотные знаки- черточки, точки, запятые. Они назывались – невмами. Это была тоже очень сложная и трудная звукозапись.

В средние века, точнее в 986 году монастыре Ареццо, недалеко от итальянского городка Тосканы, жил монах, которого звали Гвидо. В монастырской школе он руководил детским хором. И руководя хором, он понял, что детям очень трудно усвоить те нотные знаки – невмы, которыми тогда записывались музыкальные произведения.

До каких пор музыканты будут страдать!

Ре шительно произнёс он-

Ми риться с этим более невозможно:

Фа льшивые звуки, разнобой и разноголосица.

Соль ные партии еще ничего, но ансамбли.

Ля псус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.

Си л больше нет никаких…

И уверенным жестом Гвидо в место одной линейки начертил в тетради для нот несколько линеек. Так появились известные нам До- ре—ми- фа- соль -ля- си.

Правда, поначалу некоторые ноты назывались по другому. Например До называлась ТУ. Но это слово плохо поется, и его заменили на более удобное и звонкое До . А нота Си появилась позже остальных. Ее название связано с той же молитвой и составлено из инициалов – С (вятой) И (оанн).

Гвидо д Ареццо- такое имя у него осталось на все времена. Он был великим реформатором нотного письма, но, вероятно он не знал и не ведал, что оно станет почти таким, каким мы теперь пользуемся.

Язык нот — это единственный на земле международный язык. Его понимают все музыканты мира. Нам сегодня понятна запечатленная в нотах музыкальная речь композиторов, которые жили три, четыре, пять столетий назад в самых разных городах и странах.

Нотные значки — это как бы рисунок музыки, ее чертеж и музыкант, бросив даже беглый взгляд на нотную строку, сразу видит, как эта мелодия движется. Некоторые музыканты видят даже на страницу вперед: окинут взглядом все нотное поле и, еще даже не начав играть, знают, как и куда стремятся звуки. Само начертание современных нот подсказывает движение мелодии.

Композиторы всего мира записывают свою музыку с помощью одних и тех же значков — нот, и их язык понятен музыкантам всех стран и народов без переводчика.

Без удобной и понятной нотной записи музыкантам было бы трудно обойтись. А оркестр и вовсе не мог бы существовать без нот.

Именно в нотах обозначено, сколько каких инструментов должно появиться на концертной площадке, чтобы сыграть увертюру или симфонию.

Дирижер из одной страны может приехать к музыкантам- оркестрантам другой страны, чтобы вместе с ними исполнить сочинение композитора из третьей страны. Их общению помогают ноты.

Чтение нот делает ребенка коммуникабельнее, потому что, читая ноты, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. Читая ноты, ребенок приучается к ежедневному труду, терпению, силу воли, усидчивости, совершенству эмоции.

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное- и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка- правая рука, нижняя-левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как « вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а следовательно, уберут ошибки в письме.

Мы провела опрос-анкету среди своих сверсников, учащихся третьих классов. В анкете участвовало 38 учащихся. Анкета состояла из трех несложных вопросов.

  1. Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
  2. Назови великих композиторов.
  3. Назови знакомые ноты.

Гитару назвали – 18%, фортепьяно написали – 17%, трубу и барабан – 15%, скрипку знают – 12%, балалайку и дудочку – 10%, пианино и флейту всего – 8%, рояль – 5%, саксофон, кларнет написали по одному человеку.

По второму вопросу, из великих композиторов Иоганна Баха назвали 22 учащихся. Петра Ильича Чайковского написали 15 человек. Моцарта смогли назвать 11 учащихся. Штрауса и Римского-Корсака знают только пять учеников.

Ноты правильно назвали 29 учащихся.

Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы: те учащиеся, которые не занимаются в музыкальной школе мало знают о музыкальных инструментах и великих композиторах.

Поэтому, когда мы исследовали как появились ноты и как ими пользуются музыканты в настоящее время, мы решили доступно и понятно для всех детей представить в презентации наше исследование.

И если, познакомившись с нашей работой, кому-то захочется заниматься музыкой, значит наш труд был не зря. Мы очень много интересного узнаем о композиторах и их произведениях на уроках музыки. И нас всегда интересовал вопрос: почему в музыке существует только семь нот, а сколько замечательных и чудесных мелодий нас окружает. А пока мы работами над проектом, то поняли, сколько еще интересного можно узнать, изучая этот музыкальный мир.

  1. С. Могилевская. «У лиры семь струн», Москва, «Детская литература», 1981 год.
  2. Н.В. Чудакова, А.В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир» — Музыка. Москва, ТКО «Аст», 1997г.
  3. Л.И. Жук. Музыкальный калейдоскоп, Минск ИООО «Красико-Принт», 2006г.

Источник

История возникновения НОТ в Европе и России

Главная > Реферат >Маркетинг

1.История возникновения НОТ в Европе и России. 5

2. Сущность, понятие и задачи научной организации труда 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Любой труд — производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях.

Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесторонний, комплексный подход к решению проблем организации труда на предприятии, более четко представить механизм воздействия НОТ на работника и само производство

Изменения техники и технологии производства требуют соответствующего изменения или совершенствования организации труда. Кроме того, наука об организации труда обогащается новыми данными, возникает передовой опыт новых организационных решений.

Если производство четко реагирует на все новое, что появляется в области организации труда, и систематически внедряет его в свою практику, то мы вправе говорить о научной организации труда (НОТ). Научный подход к организации труда позволяет наилучшим образом соединить в процессе производства технику и людей, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение трудоемкости и рост производительности труда. Он направлен на сохранение здоровья работников, обогащение содержания их труда.

К основным направлениям улучшения организации труда относятся

научная организация труда, нормирование трудовых процессов и стимулирование работников.

Целью данной контрольной работы является изучение понятие, сущность и история возникновения НОТ.

В процессе изучения ставятся следующие задачи: система управления Тейлора в НОТ, рассмотрения истории возникновения Нот в Европе и России, определить сущность и понятие НОТ.

История возникновения НОТ в Европе и России.

Первые работы по НОТ были сделаны на Западе и в Америке в первое-второе десятилетие 19 века и связано с системой Тейлора — хронометраж времени вопросы организации труда.

Родоначальником научного нормирования в капиталистическом обществе считают американского инженера Ф.У. Тейлора (1856-1915), который первым разработал основы аналитического метода нормирования затрат рабочего времени при помощи хронометражных наблюдений. Определяя нормы выработки, он осуществлял хронометраж работы физически наиболее сильного, специально обученного рациональным приемам труда, высококвалифицированного рабочего.

В начале XX века в России аграрное население преобладало над индустриальным. На Западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше, чем в России.

Проблемами организации труда и профессионализации отдельные российские специалисты начали заниматься в начале XX века и независимо от Тейлора. Так. Л.Крживицкий разработал учение о профессиональных типах и даже пытался построить карту “размещения в обществе способностей”. На рубеже XX века усиливается интерес к социальным прогнозам, изучению различных форм профессиональной ориентации и социальной организации. Такой интерес во многом стимулировали экспериментальные исследования всемирно известного русского физиолога И.М.Сеченова, послужившие основой для созданного им позже теоретического учения о трудовых движениях человека. Таким образом, теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе. Их практическим осуществлением занялся в начале XX века Велавенцев, идеи которого, согласно оценкам Гастева, по методической стройности оставляют позади работы Гилбретта.

Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже XIX- XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. В России разработка научных основ менеджмента велась в рамках научной организации труда – НОТ. В период становления менеджмента как науки она имела несколько терминологических обозначений. Родоначальник этой отрасли знания американский инженер Ф. У. Тейлор дал её название “научный менеджмент”, что при переводе на русский язык значит “научное управление” (management — управление). В свою очередь, толкователь принципов Ф. Тейлора французский ученый де Шателье перевел это название на французский язык как “научная организация труда”. В Германии же эта новая область науки быстро распространилась под обозначением “рационализация”. В России все эти обозначения обычно употреблялись как синонимы, а развитие научного менеджмента долгое время шло под флагом “НОТ” (научная организация труда). Разделение же научного управления и собственно НОТ произошло гораздо позднее.

Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и менеджмента. Первые упоминания о тейлоризме появились в 1908-1909 гг. в узкоспециализированных журналах “Металлист” и “Записки Русского технического общества”. Пик интереса к творчеству Ф.Тейлора приходится на предвоенные годы, когда в ряде петербургских и московских организаций проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Ф.Тейлора, Ф.Гилбрета, Г.Гантта, и др.

Пик популярности идей Тейлора в России следует пришелся на 1913 год, когда появился журнал “Фабрично-заводское дело”, где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе научного менеджмента. Мало где в мире самому Тейлору и его системе уделялось столь широкое внимание на всех уровнях общества — начиная со студенческих аудиторий и кончая профсоюзами, научными обществами, министерскими кабинетами и залами заседания Государственной Думы. В обсуждении приняли участие такие известные русские ученые, публицисты, политики как В.И.Ленин, И.Озеров, П.Маслов, А.Богданов.

До революции мнения о системе Тейлора разделились на два противоположных лагеря — ее сторонников и противников. После революции, а именно в 20-е годы, общественное мнение по-прежнему выражали два лагеря — тейлористы и антитейлористы.

Критиков тейлоризма (В.Воронцов, П.Маслов, И.Поплавский, Г.Алексинский) можно назвать приверженцами популистской ориентации. Они полагали, что в России при низком уровне организации производства и жизни населения, произволе предпринимателей и отсутствии законодательных гарантий внедрение системы Тейлора на принесет выгоды только бизнесменам. Российские предприниматели, полагали антитейлористы, позаимствуют у Тейлора то, что выгодно им, а не рабочим — “форсированный труд”. Наиболее ярко выражает подобные устремления статья В.И.Ленина “Система Тейлора — порабощение человека машиной”, написанная до революции.

Отношение Ленина к Тейлору изменилось с приходом большевиков к власти. В 1918 году он заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма. Ленин призывает молодежь изучать, преподавать и распространять тейлоризм по всей России. Именно Ленин в 1921 г., вопреки ожесточенной критике недругов А.Гастева, прозванного “русским Тейлором”, поддержал его начинания и выделил миллионы рублей золотом на создание Центрального Института Труда — те миллионы, которые советники Ленина предлагали употребить на решение других, более насущных проблем. Нигде в мире глава государства не ставил судьбу страны в зависимость от системы управления.

Сторонники технократической ориентации (“тейлористы”), в их числе Р.Поляков, Н.Сарровский, В.Железнов и И.Озеров, видели в этой системе символ научно-технического прогресса: тейлоризм победит старую систему управления и бескультурье, как в свое время паровая машина победила ремесленный традиционализм. Система Тейлора — проявление общемировых тенденций производства, и рост безработицы связан именно с ними, а не с тейлоризмом. Сторонники Тейлора указывали, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника. Напротив, без НОТ такой процесс протекал бы как раз быстрее. Одновременно они предостерегали против механического переноса чужих идей: надо искать новые пути, учитывая исторический опыт нации и трудовую этику народа.

Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. Одни считали его приемлемым почти без оговорок, а другие почти целиком отвергали идеи Тейлора. Если антитейлористы умалчивали о достижениях западной теории рационализации, то тейлористы, которых было много среди инженеров и технических специалистов, напротив, некритически превозносили американские и европейские методы НОТ. Распространенным течением был и “файолизм”

Важными этапами в развитии научного менеджмента в России стали две конференции по научной организации труда, проведенные в 1921 и 1924 годах. На первой из них было дано следующее определение НОТ: “Под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами. Основным методом при этом является измерение с натуры затрат времени, материалов и механической работы, анализ всех полученных данных и синтез, дающий стройный, наиболее выгодный план производства”.

На второй были определены главные задачи в области НОТ: переработка достижений западных теоретиков и практиков и обмен опытом с ними; увязка научно-исследовательской работы с потребностями производства; установление тесной связи между институтами и лабораториями НОТ и их специализация; опытное изучение труда в производстве и управлении, а также отдельных трудовых процессов; организация школ для подготовки инструкторов, способных к внедрению лучших методов работы; внедрение в труд и изучение на всех ступенях и во всех типах школ принципов НОТ.

В рассматриваемый период прикладные исследования доминировали над теоретико-методологическими. Методологические исследования не были прекращены, просто их удельный вес в общем объеме организационно-управленческой тематики относительно сократился. Как бы закрепляя указанную тенденцию в развитии отечественной мысли происходит смена названий: НОТовское движение все чаще именуется рационализаторским, а термины “НОТ”, “управление”, “научное управление” хотя и продолжают употребляться, но все чаще заменяются словом “рационализация”, которые употреблялось как синоним.

Работа по внедрению научной организации труда была развернута в нашей стране уже в первые годы Советской власти по инициативе В.И. Ленина, который еще в апреле 1918 г. писал: «.. для Советской власти именно организация труда в отдельных крупнейших предприятиях и в отдельных деревенских общинах является самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни».

В.И. Ленин рекомендовал тщательно изучать зарубежный опыт в области организации труда, анализировать его и отбирать все ценное для использования в интересах социалистического производства.

В 1921 г. состоялась первая Всероссийская конференция по НОТ, положившая начало развертыванию работы в этой области. На промышленных предприятиях стали создаваться технико-нормировочные бюро (ТНБ) и секции научной организации труда.

В 1923 г. при коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) был создан Совет научной организации труда, производства и управления (СовНОТ) под председательством В.В. Куйбышева. Его основная задача — координировать работу имевшихся в стране организаций и учреждений, занимавшихся вопросами организации и нормирования труда.

Вторая Всесоюзная конференция по НОТ состоялась в марте 1924 г. Под руководством В.В. Куйбышева. Тезисы его доклада положены в основу принятых решений. В них давалось определение научной организации труда, подводились итоги проведенной работы, намечались пути дальнейшего совершенствования организации труда в отраслях материального производства, в сфере обслуживания и в государственном аппарате.

Послевоенные годы ознаменовались дальнейшим развитием научно-исследовательской и методической работы по организации труда. В мае 1955г. был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы для руководства всей работой по организации, нормированию труда и заработной плате. В 1956 г. при Госкомитете по труду был сформирован Научно-исследовательский институт труда (НИИ груда).

Чтобы обобщить накопленный опыт и наметить пути дальнейшего развития работы в области НОТ, по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР в Москве в июне 1967 г. было проведено Всесоюзное совещание по организации труда. В том же году состоялось Всесоюзное совещание по организации труда, в котором приняли участие 5,5 тыс. партийных, хозяйственных, профсоюзных, комсомольских работников, инженеров, техников и других специалистов, рабочих — новаторов производства, деятелей науки. В рекомендациях совещания были четко определены содержание, основные социально-экономические задачи и направления работы по научной организации труда. Были намечены меры по реализации курса на широкое внедрение НОТ, а именно: создание четкой системы планирования внедрения НОТ; усиление ответственности научных и проектных организаций за результаты внедрения научных исследований и передового опыта организации труда, направление их усилий на разработку актуальных проблем НОТ; повышение роли всех подразделений управления производством в совершенствовании организации труда; формирование специализированных служб НОТ там, где это необходимо; улучшение подготовки и повышение квалификации инженерно-технических работников, рабочих и служащих в области НОТ; создание действенной системы пропаганды НОТ; усиление роли и лучшее использование материального и морального стимулирования для успешного внедрения НОТ. Много внимания совещание уделило вопросам развития инициативы рабочих и служащих в совершенствовании организации труда, определив наиболее целесообразные формы сочетания административных ‘ и общественных начал в работе по НОТ.

С 1971 г. раздел «Внедрение важнейших мероприятий по НОТ» стал основной частью народнохозяйственного плана страны, что дало возможность управлять процессом внедрения НОТ, вносить в него необходимые направленность и динамизм.

Планы HОT разрабатывались на всех уровнях управления: в масштабе народного хозяйства, в отраслях, объединениях и на предприятиях. Такой подход к планированию внедрения НОТ стал основой системы более организованного распространения достижений науки и передового опыта в области организации труда. Планы, утверждаемые Госпланом СССР и Госкомтрудом СССР, содержали мероприятия по внедрению НОТ, имевшие межотраслевое значение, а планы министерств и ведомств — мероприятия отраслевого значения.

В середине 1918г. был издан декрет СНК РСФСР «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов)», регламентировавший порядок установления норм труда и ставок заработной платы. Этим документом вводилось разграничение между понятиями «нормирование рабочего времени» и «нормирование труда».

Большую роль в развитии технического нормирования сыграл М.М. «Протодьяков (1874-1930). Он разработал теорию факторов, методику опытно- статистического нормирования труда в горной промышленности и высказал идею о возможности создания единых норм, учитывающих важнейшие факторы производства.

В 1955 г. был образован Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы (Госкомтруд) и подчиненный ему научно-исследовательский институт труда (НИИ труда).

В составе Госкомтруда был создан научный совет, сразу взявшийся за налаживание работы по нормированию труда.

В первые годы работы НИИ труда, особенно в годы создания Центрального бюро промыитленных нормативов по труду (ЦБПНТ), усилия его сотрудников были направлены на разработку методологических, нормативных материалов по труду нормативов, единых и типовых норм.

К началу 60-х годов в народном хозяйстве накопился опыт в области нормирования, проводилась интенсивная работа по созданию необходимой нормативной базы, разработаны отраслевые методические руководства. Однако эта работа в каждой отрасли проводилась обособленно, что не обеспечивало единого подхода к установлению норм труда и как следствие приводило к разной их напряженности. В таких условиях одной их центральных задач стало обеспечение методического единства в нормировании.

В 70-е годы нормирование все в большей степени распространяется на работы по обслуживанию и управлению производством. Если в 50-е годы охват работающих нормированием в промышленности составлял не более 30 — 35% их общего состава (в основном это были производственные рабочие), то к концу 70-х годов данный показатель достиг 80 — 85%. Стал нормироваться труд не только основных рабочих-сдельщиков, но и вспомогательных и обслуживающих рабочих с повременной оплатой, а также служащих, занятых обслуживанием и управлением производством.

Появилось новое направление в нормировании труда, основанное на косвенном изучении ею затрат по результатам математико-статистических исследований, анализа и определения (во многих случаях многофакторных) зависимостей между количественными и качественными факторами и затратами труда, выраженных косвенно через численность работающих, количество обслуживаемых объектов или с помощью других показателей, характеризующих общие затраты времени на выполнение нестабильных процессов.

Однако, несмотря на накопленный богатый опыт в теории и практике нормирования труда, предпринимаемые в 70 — 80-е гг. попытки его развить не приносили долговременных положительных результатов.

Сущность, понятие и задачи научной организации труда

Эффективный производственный менеджмент невозможен без научной организации труда. Научная организация труда является составляющей цикла производственного менеджмента на оперативном уровне. Организация труда должна базироваться на достижениях науки и передовом опыте, обеспечивать повышение производительности труда и сохранение здоровья человека.

Важным признаком НОТ является ее направленность на решение взаимосвязанных групп задач:

1. Экономические задачи состоят в обеспечении наиболее рационального использования трудовых и материальных ресурсов и повышении эффективности производства. Экономическая эффективность выражается в снижении затрат труда, денежных и материальных средств на производство единицы или объема выполненных работ, увеличении объема производства за счет роста производительности труда, повышении фондоотдачи основных производственных фондов в результате более полного использования овеществленного труда, воплощенного в орудиях производства.

2. Психофизиологические задачи заключаются в создании условий для сохранения в процессе труда здоровья и устойчивой работоспособности человека на длительный период времени на основе внедрения рациональных режимов труда и отдыха, повышения культуры труда.

3. Социальными задачами являются обеспечение содержательности труда, всесторонне развитие человека в труде.

Отметим, что научная организация труда имеет четко определенный круг задач. Однако ее нельзя рассматривать изолированно от организации производства в целом. Между НОТ (научной организацией труда) и совершенствованием других элементов организации производства существует взаимодействие. Особенно это проявляется при организации рабочих мест. Организация труда связана с такими элементами производства, как техника и технология. При внедрении НОТ возникает необходимость в соответствующих технических решениях, изменении технологического процесса, оборудования и др. На организацию труда влияют тип и характер производства

Важнейшими составляющими научной организации труда являются разделение и кооперация труда. Разделение труда – разграничение деятельности людей в процессе совместного труда.

Разделение труда на предприятии означает обособление отдельных частичных трудовых процессов с целью сокращения производственного цикла за счет одновременного выполнения различных работ и повышения производительности труда. Последнее достигается за счет приобретения производственных навыков рабочими благодаря специализации работ.

Научной организацией считают такую организацию труда, которая базируется на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека.

Рассмотрим краткое содержание проблем НОТ по указан­ным направлениям с учетом необходимости повышения эффектив­ности НОТ.

Разработка и внедрение рациональных форм разделения и ко­операции труда включает: совершенствование технологического и профессионально-квалификационного разделения труда, внедрение рациональных форм функционирования разделения труда в основных и вспомогатель­ных процессах; расстановка кадров; совмещение профессий, многостаночное и многоагрегатное обслу­живание; внедрение эффективных коллективных форм организа­ции труда, бригадного подряда.

Совершенствование организации подбора, подготовки и по­вышения квалификации кадров обеспечивает улучшение профес­сиональной ориентации и профотбора, подготовку кадров в соот­ветствии с потребностями предприятий; повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня работников; совершенствова­ние форм и методов повышения квалификации.

Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест включает планировку рабочих мест, внедрение наиболее рацио­нальной оснастки и производственной мебели, соответствующих эргономическим требованиям; внедрение наиболее эффективных систем обслуживания рабочих мест, обеспечивающих устранение потерь рабочего времени.

Рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда предусматривает проектирование и внед­рение наиболее рационального трудового процесса, обеспечиваю­щего высокую производительность труда и нормальные нагрузки на организм работников с учетом психофизиологических норм; изу­чение, отбор и распространение передовых приемов и методов труда.

Совершенствование нормирования труда охватывает расшире­ние сферы нормирования труда, распространения его на все ка­тегории работающих; повышение качества норм, внедрение тех­нически обоснованных норм, улучшение организации работы по нормированию труда и пере­смотру действующих норм.

Улучшение условий труда предусматривает осуществление мер по облегчению труда, механизации тяжелых и ручных работ; совершенствование трудовых процессов с учетом психофизиологи­ческих требований; создание оптимальных климатических (тем­пература, влажность воздуха) и санитарно-гигиенических условий; внедрение рациональных режимов труда и отдыха.

В этой связи можно отметить, что под научной организацией труда понимают такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека.

Планы HОT разрабатываются на всех уровня управления: в масштабе народного хозяйства, в отраслях, объединениях и на предприятиях. Такой подход к планированию внедрения НОТ стал основой системы более организованного распространения достижений науки и передового опыта в области организации труда.

При разработке данной контрольной работы были раскрыты следующие цели: понятие, сущность и история возникновения НОТ.

Так же были рассмотрены основные задачи:

экономических (экономия ресурсов, повышение качества продукции, рост результативности производства);

психофизиологических (оздоровление производственной среды, гармонизация психофизиологических нагрузок на человека, снижение тяжести и нервно-психической напряженности труда);

социальных (повышение разнообразия труда, его содержательности,

престижности, обеспечение полноценной оплаты труда).

В целом можно сказать, что научная организация труда должна широко применяться на предприятиях, чтобы достичь улучшения результатов их деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимов В.Е., Пантина Н.С. Методологические вопросы разработки модели специалиста // Советская педагогика. — 1987. — # 3.

Архангельский С.М. Учебный процесс в высшей школе. Бго закономерные основы и методы. — М., 1980.

Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. — Л., 1990.

Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2001. – 300 с.

Научная организация и нормирование труда: Учебник для студентов специальностей вузов/С. М. Семенов, Н. А. Сероштан, А. А. Афанасьев и др.; Под общ. ред. С. М. Семенова. – М.: Машиностроение, 2002. – 240 с.

Источник

Читайте также:  Мир нот тверской бульвар часы работы
Оцените статью