Логоритмические распевки для детей ноты

Логоритмические распевки для детей ноты

Анастасия Трофимчук запись закреплена
ApeRock: музыкальные издания, самоучители, ноты

Л. Гавришева, Н. Нищева. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры

Автор: Л. Гавришева, Н. Нищева
Год: 2009
Издательство: Детство-пресс
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

Издание содержит занимательные распевки, музыкальные упражнения пальчиковой гимнастики и подвижные игры, созданные авторами для коррекционной работы с детьми в младших логопедических группах ДОУ. Использование в тесной связи движения, музыки и пения позволит развивать у ребенка просодическую сторону речи, тонкую и общую моторику, чувство ритма, а также творческие способности и воображение.
Адресовано педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями, студентам педагогических вузов и училищ.

Источник

Пропевание по нотам

Распевочки по нотам позволяют ребенку в игровой форме познакомиться с нотами, научиться им через звукоподражание. Это хороший старт для развития абсолютного слуха, музыкальных способностей в целом.

Когда и как заниматься пением по нотам

Начинать музыкальные занятия следует с простых песенок. Если это логопедические упражнения – с гласных букв. Дома занятия можно проводить ежедневно, в детском саду или развивающем центре – на каждом уроке чтения, письма. Если у ребенка возникают трудности с артикуляцией, преподаватель может беззвучно демонстрировать правильное положение губ во время выполнения упражнений. Для большей включенности можно добавить к песням различные действия (хлопки, притопывания, щелчки).

Читайте также:  Выпишите несклоняемые имена существительные пианино сито шоссе солнце небо

Что такое логопедические распевочки

Короткие и задорные песенки для маленьких детей учат их правильному произношению звуков, ставят речь. Исполненные с чёткой дикцией и спокойным музыкальным сопровождением они отлично подходят для занятий дома или с логопедом. Просто пропевайте вместе с ребенком громко несколько понравившихся песен каждый день по настроению. Совет: если ребенок не хочет подпевать, просто продолжайте пропевать периодически 1-2 песни, со временем малыш к вам присоединится.

Жук (слова) текст

Жук, жук, где твой дом
Жук, жук, где твой дом
Мой дом под кустом
Под берёзовым листом
Зайчики бежали
Домик поломали
Жу-жу-жу-жу
Я на веточке сижу

Жук (ноты) текст

Фа Фа Фа Фа Фа
Фа Фа Фа Фа Фа
Ре Ре Ре Ре Ре
Ре Ре Ре Ре Ре Ре Ре
Ре Ре Ре Ре Ре Ре
Ре Ре Ре Ре Ре Ре
Фа Фа Фа Фа
Фа Фа Фа Фа Фа Фа Фа

Петушок (слова) текст

Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шёлкова бородушка
Что ты рано встаёшь
Громко песни поёшь
Громко песни поёшь
Детям спать не даёшь

Петушок (ноты) текст

Ля Ля Соль Ля Ля Ми
Ля Ля Соль Ля Ля Ми
Ля Ля Соль Соль Ля Ми Ми
Ля Ля Соль Соль Ля Ми Ми
Ля Ля Соль Ля Ля Ми
Ля Ля Соль Ля Ля Ми
Ля Ля Соль Ля Ля Ми
Ля Ля Соль Ля Ля Ми

Два кота (слова) текст

Та-та, два кота
Два ободранных хвоста
Первый кот в чулане
Все усы в сметане
Кот второй полез в подвал
И мышонка там поймал

Два кота (ноты) текст

Соль Ми Соль Соль Ми
Соль Соль Ми Ми Соль Ми
Соль Соль Ми Ми Соль Ми
Соль Соль Ми Ми Соль Ми
Соль Соль Ми Ми Соль Соль Ми
Соль Соль Ми Ми Соль Соль Ми

Гуси (слова) текст

Гуси, гуси
Га-га-га
Есть хотите
Да, да, да
Кашу с маслом
Нет, нет, нет
А чего вам
Нам конфет

Гуси (ноты) текст

Ре Фа Соль Соль
Соль Ми Ре
Ре Фа Соль Соль
Соль Ми Ре
Ре Фа Соль Соль
Соль Ми Ре
Ре Фа Соль Соль
Соль Ми Ре

Дождик (слова) текст

Дождик, дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей
На меня по крошечке
На людей по ложекчке
А на бабушку Ягу
Лей по целому ведру

Дождик (ноты) текст

Ля Ля Соль Ми Ля Ми Соль
Ля Ля Соль Ми Ля Ля Соль
Ля Ля Соль Ми Ля Ми Соль
Ля Ля Соль Ми Ля Ля Соль
Ля Ля Соль Ми Ля Ми Соль
Ля Ля Соль Ми Ля Ля Соль

Киса (слова) текст

Киса подходила
Молочка просила
Мяу
Мяу
Мяу

Киса (ноты) текст

Си Си Си До Си Соль
Си Си Си До Си Соль
Си Соль
Си Соль
Си Соль

Кукла (слова) текст

Открывает кукла рот
Громко песенку поёт
Эта песенка моя
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Кукла (ноты) текст

Ля Ля Ми Ми Ля Ля Фа
Ля Ля Ми Ми Фа Фа Ми
Ля Ля Ми Ми Ля Ля Фа
Ля Ля Ля Ля Ля Ля Ля

Рано утром (слова) текст

Рано утром вечерком
Поздно на рассвете
Кошка ехала верхом
В шёлковой карете

А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами

Рано утром (ноты) текст

Соль Соль Ре Ре Ми Ми Ре
Соль Соль Ре Ре Ми Ре
Соль Соль Ре Ре Ми Ми Ре
Соль Соль Ре Ре Ми Ре

Соль Соль Ре Ре Ми Ми Ре
Соль Соль Ре Ре Ми Ре
Соль Соль Ре Ре Ми Ми Ре
Соль Соль Ре Ре Ми Ре

Лиса текст

Са-са-са
Это хитрая лиса
Су-су-су
И живёт она в лесу
Сы-сы-сы
Много дела у лисы
Со-со-со
Она крутит колесо

Караси текст

Си-си-си-си-си-си
В водоёме караси
Ся-ся-ся, ся-ся-ся
Вот поймать бы карася
Се-се-се-се-се-се
Карасей ловили все
Ся-ся-ся, ся-ся-ся
Не поймали карася

Щука текст

Рыба плавает без звука
Щука, щука, щука, щука
Осторожно — это злая
Щука, щука, щука, щука
Щука, щука, щука, щука
Щука, щука, щука, щука
Ох, какая это злая
Щука, щука, щука, щука
Щука, щука, щука, щука
Щука, щука, щука, щука
Щука, щука, щука, щука
Щука, щука, щука, щука

Печка текст

Ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча
Печка очень горяча
Чи-чи-чи-чи, чи-чи-чи-чи Печёт печка калачи
Чу-чу-чу-чу, чу-чу-чу-чу
Будет всем по калачу
Чо-чо-чо-чо, чо-чо-чо-чо
Осторожно — горячо

Коза текст

За-за-за-за-за
Примбежала к нам коза
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой, беда у той козы
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята «Зо»
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу

Оса текст

Са-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой, летит оса
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Не боимся мы осы
Су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мы не видели осы
Са-са-са, са-са-са
Отгадайте, где оса

Песок текст

Сыпется, сыпется
Сыпется, сыпется песок
Слышится, слышится
Слышится сыпучий голосок
Ветер песню напевает
С-с-с
И песочек насыпает
С-с-с
С-с-с
С-с-с
С-с-с
С-с-с
С-с-с

Жуки текст

Мы жуки, мы жуки
Мы живём у реки
Жу-жу-жу-жу-жу
Мы летаем и жужжим
Соблюдаем свой режим
Жу-жу-жу-жу-жу

Мы жуки, мы жуки
Мы живём у реки
Жу-жу-жу-жу-жу
Мы летаем и жужжим
Соблюдаем свой режим
Жу-жу-жу-жу-жу

Змея текст

Шуршит змея
Ш-ш-ш
Шипит змея
Ш-ш-ш
Ползёт, ползёт, старается
Ш-ш-ш
Опасная
Ш-ш-ш
Ужасная
Ш-ш-ш
Пружиной извивается

Обманчив тихий шорох и покой
Напасть она готова в миг любой
Не принимай змеиный комплимент
Змея тебя предаст в любой момент

Обманчив тихий шорох и покой
Напасть она готова в миг любой
Не принимай змеиный комплимент
Змея тебя предаст в любой момент

Источник

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РАСПЕВКИ

2 Т. С. ОВЧИННИКОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РАСПЕВКИ ИЗДАТЕЛЬСТВО т Санкт-Петербург 2009

3 УДК 376 ББК 74.3 О 35 ВВЕДЕНИЕ Овчинникова Т. С. О 35 Логопедические распевки. СПб.: КАРО, е.: илл. ISBN В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными — [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются. Именно в этом порядке автор предлагает осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации и содержанию и речевому материалу песнями. Каждый музыкальный раздел завершается стихотворениями для проговаривания, которые автор рекомендует как своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции. Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями. Книга может быть полезна логопедам, дефектологам, музыкальным руководителям в детских садах, в коррекционных образовательных учреждениях, в хоровых и театральных студиях, а также родителям. Полезным для занятий с детьми будет музыкальное приложение к книге, записанное на компакт-диске. ISBN УДК 376 ББК 74.3 Овчинникова Т. С., 2006 К А Р О, Все права защищены. Сейчас вы откроете эту книжку и увидите ноты забавных песенок, описание упражнений и иллюстрации к ним. Вы спросите, зачем мне такая книжка? Разве вы не помните, дорогие взрослые, какое удовольствие можно испытать, когда, подпрыгивая с ноги на ногу, держа крепко за руку маму или папу, на весь лес распеваешь, а может быть, «раскрикиваешь»: Куда идем мы с Пятачком? Большой, большой секрет. И не расскажем мы о нем, О нет, о нет, о нет! Разве вы не знаете, какое блаженство доставляет малышам проговаривание «дикой абракадабры», непонятной для взрослых. Малышу кажется, что он сочинил свой собственный язык. Он ходит по комнате и таинственно бормочет что-то вроде: Карамба, морамба, Фирите, жмурите, Троль-коле, траль-врале, Бум! В сочетании этих звуков маленьких детей привлекает, с одной стороны, удивительная ритмичность, четкость, чередование слов-слогов, под которые можно прыгать, ходить, играть в мяч, кричать и выплескивать эмоции. С другой стороны, в этом занятии ребенка привлекает возможность насладиться музыкой звуков, испытать радость победы над трудными для чередования и для быстрого произношения звуками, над плохо слушающимся языком. з

4 «Шла Саша по шоссе и сосала сушку. », «Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак. », «Карл у Клары украл кораллы. » это скороговорки, они нужны для того, чтобы научить язык «скоро» говорить. Чистоговорки учат людей говорить «чисто», поэтому в их основе лежат повторяющиеся слоги. 4 ПРО ТАНЮ Ша-ша-ша-ша, Наша Таня хороша. Шо-шо-шо-шо, И поет хорошо. Шу-шу-шу-шу, Поет песню малышу. Ши-ши-ши-ши, Любят песни малыши. ЕЖИК Жа-жа-жа-жа, Есть иголки у ежа. Жи-жи-жи-жи, Но не шьют, увы, ежи. Жу-жу-жу-жу, Нитки не нужны ежу. Же-же-же-же, Это песня о еже. СВЕЧА Ча-ча-ча-ча, На столе горит свеча. Чо-чо-чо-чо, Ой, как свечке горячо. Чу-чу-чу-чу, Я подую на свечу. Чи-чи-чи-чи, Пламя сдую у свечи. В ДОЖДИК Ща-ща-ща, В дождь я мокну без плаща. Щу-щу-щу, Зонтик я себе ищу. Ще-ще-ще, Буду я ходить в плаще. Щё-щё-щё, И в сапожках ещё. ПЕСНЯ МАЛЫШУ Ша-ша-ша, Пойте с нами не спеша. Шу-шу-шу, Поем песню малышу. Ши-ши-ши, С нами пели камыши. Шо-шо-шо, Получилось хорошо. Н. Гридчина Именно такие чистоговорки используют в логопедии, чтобы автоматизировать звук, или научить язык выполнять правильные движения. Чистоговорки, переложенные на музыку, и составляют основное содержание книги. В логопедии есть особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными — [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [JI], [Р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются. В этом порядке автор предлагает осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации и речевому материалу песнями. Каждый раздел книги завершают стихи для проговаривания, которые автор рекомендует как своего рода речевой экзамен для оценки достижений логопедической коррекции. 5

5 Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями. Вот несколько правил, выполнение которых облегчит малышам задачу запоминания смешных «распевалок», сделают их повторение не столь однообразным и внесут элемент игры в занятие. Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных, труднопроизносимых звуков. Правило второе. Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием, щелканием и другими ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики, помощницы логопедии, которая учит координировать движения и речь, а также говорить без запинок. Правило третье. «Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят. Ведь так трудно выполнить все требования воспитателей: прижать спину к спинке стула, поставить ноги вместе, а руки положить на колени. Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки. В логопедии работа над просодикой (выразительностью речи) включает умение правильно расставлять ударения в словах и логические акценты во фразах, изменять интонацию в зависимости от содержания произносимого текста. Следует отметить, что это очень сложная работа для ребенка, поскольку его слуховой контроль не совершенен. Работа над просодикой в единстве с разнообразными движениями рук наиболее эффективна при активном зрительном контроле. Рука дирижера приковывает взгляд поющего, подсказывает ему, когда взять дыхание, как интонировать фразу, т. е. как сделать ее более выразительной. Согласова- 6 ние дирижерского жеста и пения позволяет добиваться мышечной раскрепощенности детей в звукоизвлечении и в движении рук (кистей и пальцев), воспитывает вокальные навыки. Дети учатся «петь» руками. При этом тело, руки, артикуляционный аппарат и голос становятся единым, хорошо слаженным инструментом. Глаза всех поющих внимательно следят за движениями рук дирижера: по знаку педагога дети сосредоточиваются перед началом музыкальной фразы, правильно берут дыхание и своевременно завершают произведение. Этот прием особенно важен в работе с малышами, особенно расторможенными, неспособными длительно концентрировать внимание, потому что пение превращается в игру с пальчиками и руками, движение помогает запомнить мелодию, ее динамику и музыкальные нюансы. Координация дыхания, силы и тембра голоса легче осуществляется под контролем зрения, если вокальную речь превратить в видимую с помощью «дирижерских» движений. «Танцующие» руки помогут добиться интонационной выразительности и внутренней свободы самовыражения, которых так часто не хватает при исполнении маленьким детям. Правило четвертое. «Веселый оркестр». Желательно, чтобы все распевки ребенок воспринимал в объемном оркестровом исполнении. Такое исполнение учит детей элементарным правилам ансамбля: слушай соседа, не солируй, если тебя не просят, подчиняйся воле дирижера. Для того чтобы дети чувствовали себя частичкой целого, необходимо воспроизводить мелодии на простейших музыкальных инструментах, например, дудках, триолах, бубнах, трещотках и любых других инструментах, которые будут под руками. Правило пятое. «Музыкальный карандаш». Для того чтобы ребенок лучше сосредоточивался и был максимально активен при слушании музыки, полезно использовать такой прием, как рисование музыки. Можно рисовать только мелодию, не отрывая карандаш от бумаги, повторяя карандашом все «изгибы» мелодии. 7

6 Такой прием называется линеограмма. Он очень полезен, чтобы подготовить ребенка к сольфеджированию. Можно разными значками обозначать ритмический рисунок, например, четверти палочками (I I I I), а восьмые «воротиками» (П, П, П,). Этот прием называется ритмограмма. Рисование музыки цветными карандашами помогает ребенку «увидеть» настроение и характер музыки. Так, минорная (грустная) музыка обычно рисуется темными красками, а мажорная (веселая) — яркими. И, наконец, самый простой вид рисования музыки это творческое рисование образа, возникшего после прослушивания произведения. Итак, пение в сопровождении с дирижированием, или с рисованием, или с музицированием вызывает интерес у ребенка и помогает заучивать песни без утомительного и однообразного повторения. Восприятие музыки у малыша будет более продуктивным, если в момент прослушивания он выполняет какое-либо задание. Активное слушание музыки, т. е. выполнение дополнительного задания, способствует концентрации внимания малыша, а следовательно, и большей эффективности занятий. ПОЕМ ГЛАСНЫЕ Пение это удивительное занятие, при котором развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Исполнение песен позволяет малышу не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие. Обучение пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, сравнивать свое пение с пением других, оценивать качество исполнения. Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой средством коррекции голоса, артикуляции, дыхания, несмотря на то, что «уложить» голос в знаковую систему вокальной педагогики довольно непросто. Певческая деятельность это сложный процесс звукообразования, в котором наиболее важной считается вокально-слуховая координация, т. е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Исследователи природы детского пения подчеркивают особое значение развития слуха для правильной вокальной интонации. Причинами несовершенного пения детей являются нарушения слухового и голосового аппаратов, отсутствие связи между ними. Чтобы добиться устойчивых правильных певческих навыков, необходимо научить детей, в первую очередь, различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса, т. е. сформировать у них 9

7 эталон правильного голосоведения и интонирования. Кроме того, слуховое восприятие, дополненное тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями поможет дошкольникам выработать навыки самоконтроля над голосом. Пение в детском саду традиционно сводится к обучению ребенка основным вокально-певческим навыкам, воспитанию красивого, однородно звучащего по всему диапазону голоса. Расширяя рамки музыкальных занятий путем включения в них сольфеджио, ритмического движения, дирижирования, активного слушания, бесед о музыке, пение можно использовать как коррекционное средство для развития чувства ритма, голоса, для формирования выразительной интонации (просодики) и правильной артикуляции при произнесении звуков речи. Любой музыкальный руководитель, работающий с дошкольниками, соблюдает основные правила работы с голосом. 1. Начинать работу педагогу необходимо с трех-пяти звуков в примерной зоне звучания голосового аппарата. Диапазон голоса вверх и вниз в работе с детьми расширяется постепенно, без торопливости. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения и утомления голосового аппарата (это звуки ми 1 ля 1 ). 2. Диапазон в этой возрастной группе ре 1 до 2. При пении используется мягкая атака (смыкание связок происходит одновременно с возникновением звука). 3. Главной педагогической задачей является выработка кантилены. Особое внимание уделяется выравниванию, округлению звучания гласных, работа по округлению «белого» звука. Характер звука должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения и форсирования при головном звучании (фальцетном). Основное внимание необходимо уделять выработке чистого унисона. 4. Обучать детей навыку пения a capella на материале простейших попевок. 5. Вся вокальная работа ведется в негромкой динамике (тр). ю 6. Главный метод вокальной работы заключается в демонстрации пения и устном объяснении. Педагог всегда обязан точно сформулировать певческую задачу перед началом пения детей. 7. Не разрешать детям петь a capella плохо выученный материал и дозировать длительность пения без сопровождения. 8. Дети поют более собранно и эмоционально, если они стоят, а не сидят, и руки их при этом тоже «поют». 9. Внепевческое (жизненное) дыхание у детей этого возраста обычно совпадает с певческим. Если ребенок научился делать короткий вдох и распределять выдох на всю музыкальную или речевую фразу, можно считать, что полдела сделано. 10. Нельзя пропустить этап работы над пропеванием гласных, потому что именно тогда осуществляется работа над тембром и силой голоса ребенок начинает осваивать навыки управления интонацией и высотой своего голоса. 11. Следует помнить, что\дети верней и чище интонируют разновысотные звуки, когда они не связываются, а исполняются staccato и поп legato. Для закрепления навыков пения legato целесообразно чередовать упражнения на staccato и legato. Упражнения Для координации дыхания и голосообразования можно рекомендовать пропевание гласных звуков, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staccato и legato:

8 STACCATO ПЕТЬ ОТРЫВИСТО После получения полноценного устойчивого звука голоса можно переходить к пропеванию слогов, затем музыкальных фраз и маленьких песенок. При пении попевок педагог должен помочь ребенку правильно распределить дыхание. При освоении пения кантилены детям рассказывают о том, что звуки бывают длинные и короткие. Долго и протяжно петь один звук маленьким детям очень сложно. Поэтому, используя прием зрительного контроля, можно предложить детям «рисовать» звук. Карандаш будет двигаться по бумаге столько, сколько будет звучать нота. Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Детям объясняют, что на письме над нотами ставят точки, и тогда все певцы знают, что петь надо отрывисто (staccato). Жестом тоже можно показать такую точку-«капельку», как будто стряхнуть воду с мокрых рук. Необходимо объяснить детям, что legato такое пение, когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой. Звуки можно ласково «погладить» руками и всю цепочку гласных звуков при этом спеть на одном движении руки: 12 Также петь все последующие цепочки звуков, не забывая «брать дыхание»: ооооооооооооо иииииииииииии ээээээээээээээээ УУУУУУУУУУУУУУУ аааааэээээ аааааиииии иииииааааа аааааииииииооооо иииииээээээааааа аааааиииииэээээоооооо и т. д. Необходимо следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным, а артикуляция активной и четкой. Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения: пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом; пропевание слов и словосочетаний на crescendo и diminuendo (с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания) по восходящим и нисходящим секвенциям; пение glissando помогает работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звуков показывать руками; пропевание звуков и слогов с акцентом на одном из них; пропевание staccato, legato, поп legato в разных ритмических рисунках; 13

9 пропевание текстов в разных характерах (грустно, весело, мрачно, ласково и т. д.).; При слабом голосе полезно петь с разной динамикой (силой звука): f (громко) или р (тихо), одновременно дирижируя. Мажорные энергичные песни с соответствующим дирижерским жестом поднимают настроение, повышают мышечный тонус, активизируют голос. Осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками: Звук [А] показать ладонь с широко расставленными напряженными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. Звук [О] все пальцы собраны в кольцо. Имитация артикуляции при звуке [О]. Звук [У] кисть сильно сжата в кулак. Имитация очень маленького ротового отверстия. Звук [И] «Улыбка». Большой палец и мизинец выставлены, тогда как остальные пальцы сжаты в кулак. 14 Звук [Э] мягкие свободные руки показать ладошками вверх. Имитация открытого, но не столь напряженного рта как при звуке [А]. 15

10 Гуси медленно идут, Вперевалочку бредут. Гуси га-га-га гогочут, Будто весело хохочут. (2 раза) Га-га-га, га-га-га, С перепонками нога. (2 раза) Дети хлопают в ритм слов в ладоши (расслабленно, активно, громко, тихо). Пропевают только последнюю строчку. Следить, чтобы дети активно открывали рот при пропевании га-га-га. Курочка кудахчет: «Ко-ко-ко». Слышен ее голос далеко: «Ко-ко-ко-ко». (20 раз) Учить выделять слоги на сильной доле голосом, хлопками или каким-либо ударным инструментом. Учить распределять дыхание в музыкальной фразе. Учить петь с ускорением и замедлением

11 Припев: Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой! За мною волк погнался, От злости весь дрожал. Но я не испугался, А взял да убежал. Припев: Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой! Теперь гулять без папы, Без мамы не пойду, А то однажды в лапы Я к волку попаду. Дети поют [у], а педагог все остальные слова. Работать над дыханием: короткий вдох носом и длинный выдох при произнесении звука [у]. Следить, чтобы плечи при вдохе не поднимались. Уметь петь попевку построчно в разных подгруппах. Сделать инструментовку, где [у] тянут духовые, а ритмический рисунок остального текста выстукивают ударные инструменты. Петь все куплеты в разных характерах: 1-й весело, 2-й испуганно, 3-й горделиво. Работать над staccato. Добиваться звучания согласного после гласного в ОЙ. Прохлопать по коленям ритмический рисунок на ОЙ. 18 «У», гудит пароход. «У», по речке плывет. «У», ребят он зовет, «У», в далекий поход. У-У-У-У! Тянет песню волк в лесу. У-У-У-У! Про луну, ее красу. Волку скучно одному. Песню слышно, но кому? Не догадывался волк Песню слышал Светлячок. Следить за интонацией и чистотой звукоизвлечения. Петь, показывая высоту звука [у] руками. 19

12 «Бе-бе-бе», проблею я тебе. Невысок овечий голосок. И его я не жалею: Блею, блею, блею, блею. Работать над дыханием: короткий вдох носом и длинный выдох на «блею». Есть приятель у меня, И зовут его Иа, Иа, Иа, Иа, Иа! Рано утром он встает, Заразительно поет: «Иа, иа, иа, иа!» А когда ложится спать, Не устанет повторять: «Иа, иа, иа, иа, иа, иа, иа, иа!» Дети поют только ИА. Работать над затактом. Звук [и] петь отрывисто, [а] протяжно. Работать над динамикой и выразительностью: первая фраза спокойно mf, вторая фраза звонко, заразительно /, третья фраза ласкою р

13 Ю-ю-ю, ю-ю-ю, Колыбельную пою. (2 раза) «Баюшки баю», деточке пою. (2 раза) Работать над legato. Добиваться ласковых, нежных интонаций на р. Игривые лошадки, красивые лошадки Играют, будто в прятки, пасутся на лугу. Любезные лошадки, К вам подкрадусь украдкой. И лучшую лошадку я быстро запрягу. Резвый конь молодой, мы поскачем с тобой По полям, по степям, по дремучим лесам. Будет ветер свистеть, будем быстро лететь. Через луг, через сад мы вернемся назад. Эй-эй-эй-эй-эй. (4 раза) Работать над staccato/ Добиваться звучания согласного после гласного в ЭЙ. Прохлопать по коленям ритмический рисунок на ЭЙ. Стихи для проговаривания 22 Ребенок произносит только гласные, при этом педагог постоянно усложняет речевую задачу и добивается, чтобы гласные были произнесены: слитно, отрывисто, громко, тихо, в разном темпе (ласково, сердито, энергично и пр.). Ребенок. а-а-а, а-а-а, а-а-а а-а-а, а-а-а, а-а-а а-а-а, а-а-а, а-а-а а-а-а, а-а-а, а-а-а КОЛЫБЕЛЬНАЯ НА [А] Педагог, Уж давно взошла луна: Моей дочке спать пора, Засыпай, моя краса, Спи спокойно до утра. 23

14 Ребенок. о-о-о-о о.о.о. о-о-о-о о.о.о. о-о-о-о о.о.о. о-о-о-о о.о.о. ПЕСЕНКА НА [О] ПЕСЕНКА НА [Э] Педагог, Ах, как солнце высоко, А идти так далеко, И устали мы давно, Идти в гору нелегко. Ребенок: Педагог: э, э, э, э, э, э, э Я скачу на коне, э, э, э, э, э, э, э Хорошо с лошадкой мне э, э, э, э, э, э, э Конь при новом седле, э, э, э, э, э, э, э Скачем мы по траве. ПОЕМ СЛОГИ И СЛОВА СО СВИСТЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ Условием освоения помещенных в этом разделе песенок и чистоговорок является наличие у ребенка поставленного звука [с]. Тогда малыш свободно справляется с упражнениями артикуляционной гимнастики, формирующими этот звук. Ребенок. уа, уа уа, уа уа, уа уа, уа ПЛАЧ [У], [А] Педагог. Ах, как девочка мала, Любит петь она с утра. Подпеваю ей сама, Говорить с ней нам пора Так же, как распевали гласные, пропевать слоги СА-СО- СУ-СИ-СЭ с использованием артикуляторных жестов. Петь с разной динамикой. Петь слоги с мягким звуком [с’] СЯ-СЁ-СЮ-СИЧЖ. Петь с разными штрихами (слитно, отрывисто). 25

15 Ас-ас-ас-ас, Ах, как весело у нас. Ус-ус-ус-ус, Выбирай игру на вкус. Ос-ос-ос-ос, Мчится быстрый паровоз. Ис-ис-ис-ис, А теперь поем на бис. Работать над исполнением в разных темпах. Использовать различные шумовые инструменты для оркестровки. Сыплется (с. ), сыплется (с. ), Сыплется, сыплется песок (с. ). Слышится (с. ), слышится (с. ), Слышится сыпучий голосок (с. ). Ветер песню напевает (с. ), И песочек рассыпает (с. ). Следить, чтобы звук [с] был произнесен правильно, «на улыбке», а кончик языка упирался в нижние зубы

16 Много дел у лисы. Со-со-со-со, Она крутит колесо. Следить, чтобы звучало СА, а не смягченное СЯ (выполнять с артикуляторными жестами). Простучать ритмоблоки. За-за-за-за, Прибежала к нам коза. Зы-зы-зы-зы, Ой, беда у козы. Зо-зо-зо-зо, Не поют козлята «Зо». Зу-зу-зу-зу, Надо выручить козу. Учить петь выразительно: свободно, широко, с гибкой музыкальной фразой. Са-са-са, са-са-са, Ой-ой-ой! Летит оса! Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Не боимся мы осы! Су-су-су, су-су-су, Видел кто из вас осу? Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Мы не видели осы. Са-са-са, са-са-са, Отгадайте, где оса. Прохлопать следующий ритм: П I, одновременно пропевая мелодию. Протопать этот же ритм

17 Си-си-си, си-си-си, В водоеме караси. Ся-ся-ся, ся-ся-ся, Вот поймать бы карася! Се-се-се, се-се-се, Карасей ловили все. Ся-ся-ся, ся-ся-ся, Не поймали карася. Соня очень любит спать. Соню «соней» стали звать. Соня-«соня» спит весь день, Погулять ей даже лень. Посмотри-ка, Сонюшка: На дворе-то солнышко. Работать над динамикой. Учить петь legato, тихо и ласково. Чередовать пение и хлопки. Придумать оркестровку, используя хлопки и шлепки

18 Все ослы всегда упрямы, Все не слушаются мамы. Не хватает в мире слов Уговаривать ослов! Сам летает самолет, Ну а ты, приятель, сам, Что умеешь делать сам? Учить петь громко, но при этом без твердой атаки, не кричать и не скандировать. Следить, чтобы дети допевали согласные в конце фраз. Работать над интонацией и мимикой. Варит сам самовар, Валит сам самосвал, Ходит сам самоход, В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок, я несу. Зеленая шишка под елкой лежит, Зеленая музыка где-то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне. Объяснить детям, что такое вальс на примере этой песенки. Простучать метр и определить музыкальный размер. Подобрать инструменты для аккомпанемента

19 Петь по ролям. Петь каноном. Цып-цып-цып, цыплятки, Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся Натки. Возле кадки блюдце, Все они напьются. Ца-ца-ца-ца, Нет у Олечки кольца. Цо-цо-цо-цо, Укатилось под крыльцо. Цу-цу-цу-цу, цу-цу-цу, Надо Ване молодцу. Цо-цо-цо-цо, цо-цо-цо, Достать Олечке кольцо. Работать над характером исполнения. Стихи для проговаривания звонок З-з-з-з! — звенит звонок! Зь-зь-зь-зь! — звенит звено. Зв-зв-зв-зв! — звучит задвижка. С-с-с-с-! — листаем книжку. Не откроем двери Никакому зверю! Т. Зеленская СПЯЩАЯ СОНЯ Соня спит она устала. Но давно уж солнце встало. Соня, Сонечка, проснись. Солнцу, Соня, улыбнись. МЯЧИК Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать: Скачет, скачет, скачет, скачет, 34

20 Скачет, скачет, скачет, скачет, Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. JI. Керн ЗАВТРАК КОЗЫ Блестит на солнышке лоза, На листве ее роса. Только капельки росы Не помеха для козы Будет съедена козой Вся лоза вместе с росой. Н. Гридчина На звонкий согласный хлопнуть в ладоши. На глухой топнуть ногой. ПОЕМ СЛОГИ И СЛОВА С ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ МУЗЫКАЛЬНАЯ СКОРОГОВОРКА Спеть ША, ЖА, ЧА, ЩА с артикуляторными жестами, пусть дети почувствуют разницу в ощущениях. Проанализируйте их с малышами. Петь с разной динамикой тихо, громко, увеличивая и уменьшая звук. Следить, чтобы шипящие произносились так же, как и свистящие, только язык упирался в верхние зубы. 37

21 Рыба плавает без звука. Щука, щука, щука, щука (шепот). Осторожно, это злая щука. (Щука 12 раз) Ох, какая это злая щука. (Щука 20 раз) Шуршит змея (ш. ). Шипит змея (ш. ). Ползет, ползет, старается (ш. ). Опасная, ужасная. Пружиной извивается. Обманчив тихий шорох и покой. Напасть она готова в миг любой. Не принимай змеиный комплимент Змея тебя предаст в любой момент. Учить детей говорить шепотом, но при этом хорошо артикулировать. Следить за правильной артикуляцией и произнесением звука [Щ]. Следить за правильной артикуляцией и произнесением звука [ш]. Прошуршать ладошками, озвучивая и инсценируя песню. Ча-ча-ча, ча-ча-ча, Печка очень горяча. Чи-чи-чи, чи-чи-чи, Печет печка калачи. Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Будет всем по калачу. 39

22 Чо-чо-чо, чо-чо-чо, Осторожно горячо. Петь в диалоге: дети строчку с слогами, педагог со словами. По мере освоения диалога так же петь в подгруппах. Петь с дирижерским жестом: игриво, весело, задиристо. Мишка милый, мишка славный, Неуклюжий и забавный, Весь из плюша мишка сшит, Ватой пышною набит. Учиться петь portato, тяжело и степенно. Нарисовать мишку цветными карандашами и объяснить, почему использованы именно такие, а не другие цвета. Мы жуки, мы жуки, Мы живем у реки. Жу-жу-жу-жу-жу. Мы летаем и жужжим, Соблюдая свой режим. Жу-жу-жу-жу-жу. Мы летаем и жужжим, Мы здоровьем дорожим. Жу-жу-жу-жу-жу. Сделать оркестровку. Работать над метром и ритмическим рисунком

23 Чтоб жираф не был простужен, В стужу шарф жирафу нужен, И жена жирафу вяжет Шесть шарфов из рыжей пряжи. Нарисовать «ритмические шарфики», например, II II I I или I I II II. Исполнять песенку, отстукивая ритм («аккомпанируя» себе) по схеме «шарфика». Работать над ансамблем: одна группа ударных изображает ручные часы, выстукивая метр восьмушками, другая группа изображает будильник, выстукивая ритмический рисунок, а третья, изображая настенные часы, отбивает метр четвертями. Работать над изменениями темпа: ritenuto, achellerando. Работать над изменением динамики: diminuando, creshendo. 42 Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, Но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы висят на месте. Черная ночь, черная грязь, черная тень. Из-под земли черный торчит кряжистый пень. 43

24 У всех коней в черной ночи черная масть. Очень легко в черной ночи с виду пропасть. Припев: А за рекой черная степь и черный лес. Черный в ночи купол небес. Черная ночь, черная грусть, черная пыль, Черная даль, черная боль, черная быль. Черной горит черной тоской в небе луна. Рыбы плывут в черной воде с черного дна. Припев Работать над мимикой и характером исполнения. Обсудить с детьми эмоции, вызванные образами песенки. Нарисовать песню. Стихи и чистоговорка для проговаривания Восемь окон восемь кошек. Просят у проводника Восемь плошек молока. Проводник Гав-гав смущен: Вход собакам запрещен! МЕШОК СМЕХА А. Стройло Шел медведь, косматый мех, Нес в мешке веселый смех, Зацепил мешком за сук Смех и высыпался вдруг. Раскатились по тропинке Тридцать три смешинки, А за ними из мешка Тридцать три смешка. М. Вайнилайтис КАМЫШИ Ши-ши-ши, ши-ши-ши, Что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше, Это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Выходи из камыша! Ше-ше-ше, ше-ше-ше, Нет уж утки в камыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что же шепчут камыши? КОШКИН ВАГОН Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек, НАША БАБУШКА Бабушка наша Очень добра, Бабушка наша Стала стара. Если на лбу Появляется шишка, Пуговки нет, Изорвется пальтишко Или другая Какая беда, Бабушка нам Помогает всегда. Е. Трутнева

25 мышонок Шмыг мышонок в капюшон, Словно в свой шалаш зашел! Только б Кеша не нашел! Кеша это кот. Вот! Т. Зеленская ЖУК ПОЕМ СЛОГИ И СЛОВА С ТРУДНЫМИ ДЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫМИ Жук жужжал: Ужасно жаль мне: Женя с Жанной убежали! Мы бы вместе пожужжали, Я ж не шмель я не ужалю, Пожужжу и пожужжалю, После крылышки сложу И тихонько посижу. Т. Зеленская ЛЕТО Ручеек спешит, бежит, Травка на ветру шуршит. Рвать цветки очень ЖАль: Напоминают они ШАль. А от ветерка едва дрожа, Поют листки у камыша. Любят лето зайки, белки и ежи, Еще больше его любят малыши. Н. Гридчина На звонкий согласный звук хлопнуть в ладоши. На глухой топнуть ногой. Лы-лы-лы, лы-лы-лы, Забивали мы голы. Лу-лу-лу, лу-лу-лу, Возле окон на полу. Лу-лу-лу, лу-лу-лу, Мы не били по стеклу. Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Только нет в окне стекла. 47

26 Петь в диалоге: дети строчку с слогами, педагог со словами. По мере освоения так же петь в подгруппах. Петь с дирижерским жестом: игриво, весело, задиристо. Петь и играть в воображаемый мяч, ударяя его об землю. Носит мама-кенгуру В теплой сумке детвору. А ребятки-кенгурятки Целый день играют в прятки (2 раза). Работать над ферматой, кантиленой, выразительностью. 1 Продирижировать в разных динамических нюансах: р и /. Pa-pa-pa, pa-pa-pa, На дворе у нас гора. Ру-ру-ру, РУ-РУ-РУ» Собирайте детвору. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, Покатаемся с горы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, Очень рада детвора. Исполнять в характере плясовой: бодро, жизнерадостно, энергично. Простучать метр. Исполнять в разных темпах. Чередовать пение и хлопки. Придумать оркестровку, используя хлопки и шлепки. 49

27 Крабу невежливым кажется тот, Кто подойти не отважится. Краб с удовольствием руку пожмет И от ноги не откажется. Простучать ритм триолями. Протопать метр четвертями. Одновременно стучать и топать. Жили в долине Нила Три больших крокодила. Первый просто большой, Второй с прекрасной душой, А третий ну просто милый. Но все их зовут крокодилы. Нарисовать крокодилов, о которых поется в этой песне. Попробовать голосом передать характер каждого из крокодилов. Прозрачный красный шарик На нитке я держу, Через прозрачный шарик На все вокруг гляжу. Я вижу речку красную, И красный солнца шар, И много-много красного, Как будто все пожар. Нарисовать шарики, соответствующие характеру мелодии, и в каждом из них свое заветное желание. 51

28 Стихи для проговаривания ВЕЗЕТ НАС ЛОШАДКА Везет нас лошадка, Лошадка, лошадка Ни шатко, ни валко, Ни валко, ни шатко. Стегнуть бы Кнутом бы Лошадку, Да жалко. А. Шибаев МОШКИ Облепили лампу мошки, Греют тоненькие ножки. Осторожно, мошки! Обожжете ножки! В. Лунин 52 Зиму всю мели метели Клены, липы поседели. А весной повеселели, Зацвели, зазеленели: Птицы с юга прилетели Ветки лапками согрели! ЧУДАКИ Живет на нашем чердаке Невиданный чудак. Все говорят о чудаке, Что он живет не так. Все говорят о чудаке, Что он живет не так. Зачем живет на чердаке Невиданный чудак? Л. Мезинов 53

29 ЖАДИНА Жадину я ни о чем Не прошу. В гости я жадину Не приглашу. Не выйдет из жадины Друга хорошего. Даже приятелем не назовешь его. СОСЧИТАЙ Я. Аким На базаре ежик Накупил сапожек. Сапожки по ножке себе, Поменьше немножко жене, С пряжками сыну, С застежками дочке, И все уложил в мешочке. чижик Вот какой невежда чижик Не читает чудных книжек! Научить его хочу, Но никак не научу! Скачет он и днем, и ночью, И о чашку ключик точит. Ну и чиж! Такой чудак! Я читаю, он никак! ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: «Ха-ха-ха Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бух-бух! Бу-бу-бу Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да трюх-трюх!» Раз,увидя паука, Страшно испугался, Но,схватившись за бока, Громко рассмеялся: «Хи-хи-хи Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо Да гуль-гуль! Ги-ги-ги Да га-га-га, Го-го-го Да буль-буль!» А увидя стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился: «Гы-гы-гы Да гу-гу-гу, Го-го-го Да бах-бах! Ой, ребята, Не могу! Ой, ребята, Ах, ах!» Д. Хармс

30 ПРОВЕРЬ, ЧЕМУ ТЫ НАУЧИЛСЯ Предложить ребенку сочинить чистоговорку. «Я начну, а ты продолжай!» Ча-ча-ча сидит зайчик у. (врача). Жа-жа-жа я нашел в лесу. (ежа). Цы-цы-цы есть хотят. (птенцы). Ли-ли-ли суп соленый не. (соли). Ко-ко-ко кошка любит. (молоко). Ом-ом-ом мы построим новый. (дом). Аф-аф-аф мы поставим в угол. (шкаф). Ра-ра-ра мы поем с. (утра). Бы-бы-бы идет дым из. (трубы). ОЙ-ОЙ-ОЙ зайке холодно. (зимой). ЗУ-ЗУ-ЗУ зайку моем мы в. (тазу). ТРУБАЧ Муз. и сл. М. Лазарева Трубач играет, трубач играет. Па-па-ра, па-па-па. Па-па-ра, па-па-па. Всех собирает. Всех собирает. Па-па-ра, па-па. Па-па-ра, па-па-па. Пусть будут радостными лица. Давайте петь и веселиться. Давайте в танце все кружиться. Па-па-ра-па, па-па-ра-па. С бедой и грустью распростимся, В веселом смехе растворимся, В страну здоровья устремимся. Па-па-ра-па, па-па-ра-па

31 А рядом, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык, Козявка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык. Кузнечик, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык, С улыбкой, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык, Играет, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык, На скрипке, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык. Кузнечик, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык. Кузнечик, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык, Стрекочет, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык, Он будто, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык, Хохочет, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык. Кузнечик, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык, На травке, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цы-ка, цык, 58 59

32 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Есть сладкое слово конфета, Есть быстрое слово ракета, Есть кислое слово лимон, Есть слово с окошком вагон, Есть слово колючее ежик, Есть слово промокшее дождик, Есть слово упрямое цель, Есть слово колючее ель, Есть книжное слово страница, Есть слово лесное синица, Есть слово пушистое снег, Есть слово веселое смех. Ура! Я могу теперь спеть и проговорить любые слова в любой песне ПОЕМ ГЛАСНЫЕ 9 Упражнения 11 «Музыкальная голосилка» 15 Гуси 15 Курочка 16 Заяц 17 Пароход 18 Песня волка 19 Песня ослика Иа 20 Овечка 21 Колыбельная 21 Лошадки 22 Стихи для проговаривания 23 Колыбельная на [а] 23 Песенка на [о] 24 Песенка на [э] 24 Плач-[у], [а] 24 ПОЕМ СЛОГИ И СЛОВА СО СВИСТЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ 25 Музыкальная скороговорка 25 Песок 26 Игра 27 Лиса 27 Коза 28 Оса 29 Караси 30 Соня-соня 30 Ослы 31 Сам 32 Зеленая песенка 33 Кольцо 34 Цыплятки 34 Стихи для проговаривания 35 Звонок 35 Спящая Соня 35 61

33 Мячик 35 Завтрак Козы 36 ПОЕМ СЛОГИ И СЛОВА С ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ 37 Музыкальная скороговорка 37 Змея 37 Щука 38 Печка 39 Жуки 40 Мишка 41 Жираф 41 Часы 42 Черная песенка 43 Стихи и чистоговорка для проговаривания 44 Камыши 44 Кошкин вагон 44 Мешок смеха 45 Наша бабушка 45 Мышонок 46 Жук 46 Лето 46 ПОЕМ СЛОГИ И СЛОВА С ТРУДНЫМИ СОГЛАСНЫМИ 47 Гол в окне 47 Гора 48 Кенгуру 49 Краб 49 Три крокодила 50 Прозрачный шарик 51 Зиму всю мели метели 52 Стихи для проговаривания 53 Везет нас лошадка 53 Мошки 53 Чудаки 53 Жадина 54 Сосчитай 54 Чижик 54 Веселый старичок 55 ПРОВЕРЬ, ЧЕМУ ТЫ НАУЧИЛСЯ 56 Трубач 56 Кузнечик 58 Какие бывают слова 59 Книги издательства «КАРО» можно приобрести: Оптовая торговля: в Санкт-Петербурге: в Москве: ул. Бронницкая, 44 ул. Краснобогатырская, 31 тел./факс: (812) , тел./факс: (495) , Магазин полного ассортимента в Санкт-Петербурге «Книжный двор», ул. Мира, 11, Тел.: (812) в Санкт-Петербурге: «Азбука», пр. Обуховской обороны, д. 103 Тел.: (812) Санкт-Петербургский Дом Книги, Невский пр., 28 Тел.: (812) Сеть книжных магазинов «Буквоед» Магазин в помещении ЛОИРО, Чкаловский пр. 25А Рознигная Овчинникова Татьяна Сергеевна торговля: в Москве: «Библио-Глобус» Торговый дом Тел.: (495) , «Московский дом книги» Тел.: (495) «Молодая гвардия» Дом книги Тел.: (495) , Торговый дом книги «Москва» Тел.: (495) «Дом книги» Медведково Тел.: (495) «Дом книги на Ладожской» Тел.: (495) ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РАСПЕВКИ Ответственный редактор М. О. Вайполина Технический редактор М. Г. Столярова Корректор Н. С. Соломина Иллюстрация на обложке Д. Г. Майстренко Издательство «КАРО», JIP , Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 60, (812) Гигиенический сертификат П от Подписано в печать Формат 60 х 88 У16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4. Тираж 3000 экз. Заказ Отпечатано в ООО «Профпринт» , Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул.ломоносова, д. 113

Источник

Оцените статью