Ломаная дека аккордеона что это

Ломаная дека

  • Сообщений: 22
  • Спасибо получено: 21

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Виталий Алексеев
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 1245
  • Спасибо получено: 451

Из Словаря терминов по язычковым инструментам
Дека ломаная или резонаторный канал — углубление по всей длине деки. В нем приглушается звучание голосовых язычков и преломляется поток звуковых волн, сочетаясь с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние приглушаются, а самые высокие, резкие ослабевают и таким образом смягчается и облагораживается тембр звука. Дека ступенчатая (то же, что и ломаная), но углубление по всей длине деки создается за счет уступа (ступеньки), закрытого сверху планкой.

Обзор гармони мастера Сизова с ломаной декой
Обзор многотембровой тульской заказной гармони с ломаной декой

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей .
  • Автор темы —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 22
  • Спасибо получено: 21

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Виталий Алексеев
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 1245
  • Спасибо получено: 451

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей .
  • Автор темы —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 22
  • Спасибо получено: 21

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Виталий Алексеев
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 1245
  • Спасибо получено: 451
Читайте также:  Гитара с регулируемым грифом зачем

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Устройство для изменения тембра и смягчения звука

Звукоизвлечение с помощью свободно проскакивающего металлического язычка, бесспорно, имеет много положительных качеств, но может давать некоторый дребезжащий оттенок, а при сильной подаче воздуха — крикливый и пронзительный звук. Над смягчением этого недостатка — в поисках разнообразия окраски звуков гармоники — талантливые русские музыкальные мастера работали еще в 70-х годах прошлого века (см. разделы «Белобородовская гармоника», «Ливенка» и другие), и весьма удачно.

В наше время для изменения тембра звука в аккордеонах и баянах употребляются три основные конструкции: ступенчатая дека, ломаная дека — за рубежом она известна под названием Cosotto (Resonanzkanal, Tonkammer) и тембровая камера.

Ступенчатая дека. Дека имеет в разрезе вид ступеньки. На нижней плоскости ее, как и на верхней, внутри инструмента смонтированы резонаторы. С наружной части деки над нижней ступенью укреплен плоский щиток, перекрывающий два ряда нижних клапанов и образующий дополнительную камеру в виде углубления, ограниченного с трех сторон стенками деки и щитком. Плоский щиток, преломляя поток звуковых волн, приглушает звучание голосовых язычков, укрепленных на резонаторах (расположенных на нижней ступени деки), и, выполняя роль сурдины, изменяет тембр звучания инструмента.

Преимуществами ступенчатой деки является ее технологичность в производстве и удобство при ремонте, связанном с деталями клавиатурной механики. При этой конструкции деки расположение резонаторов таково, что достаточно отделить правую часть инструмента от меховой рамки — и доступ к любому из них свободен, а голосовые планки легко обозреваются. На изобретение ступенчатой деки мастером экспериментального цеха фабрики «Красный партизан» П. А. Александровым получено в 1958 году авторское свидетельство (№ 116 962). С 1960 года аккордеоны со ступенчатой декой выпускаются этой фабрикой серийно.

Схема правой части аккордеона со ступенчатой декой: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — клавиатурные клапаны, 4 — резонаторы, 5 — голосовые планки, 6 — ступенчатая дека, 7 — плоский щиток, перекрывающий ряды клапанов, 8 — дополнительная воздушная камера (Cosotto)

Ломаная дека, или, правильнее, резонаторный канал. Это приспособление основано на тех же принципах, что и предыдущее. По своей конструкции оно буквально копирует подобного рода устройства, которые русские мастера применяли еще в прошлом веке на саратовских и ливенских гармониках (см. схемы соответствующих разделов).

В 30-х годах резонаторный канал начинают применять и в аккордеонах (особенно широко в послевоенные годы), а в последнее время — и на баянах.

Суть этого устройства в следующем: дека во всю свою длину имеет изгиб в виде углубления, в котором под углом в 90° к основным рядам клапанов расположены дополнительные. К внутренней стенке резонаторного канала крепятся резонаторы, которые перпендикулярны к резонаторам, установленным в обычном положении.

Такая конструкция деки помогает облагородить звучание: преломление звуковых волн сочетается с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние довольно сильно приглушаются, а самые высокие несколько ослабевают.

Создаваемый этим устройством приятный тембр получил широкое признание у исполнителей многих стран, и инструменты с резонаторным каналом выпускаются серийно в большом количестве.

Схема правой части аккордеона с ломаной декой — резонаторным каналом: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — клавиатурные клапаны, 4 — резонаторы, 5 — голосовые планки, 6 — ломаная дека (резонаторный канал — Cosotto)

Схема правой части баяна с ломаной декой — резонаторным каналом: 1 — гриф, 2 — кнопки правой клавиатуры, 3 — резонаторы, 4 — голосовые планки, 5 — клавиатурные клапаны, 6 — ломаная дека (резонаторный канал — Cosotto)

Тембровая камера. Это приспособление по сравнению с описанным выше более простое. При прямой деке, но с обязательным смещением грифа к середине корпуса, основные ряды клапанов размещаются на деке перед грифом, а остальные — сзади него (примерно как при двухсторонней механике), но в данном случае и задние, и передние ряды клапанов связаны со всеми тремя рядами кнопок (по аналогии с резонаторным каналом — см. схему). Правая сетка при этом делается только над передними клапанами, сзади грифа над дополнительными рядами клапанов сетки нет — они закрыты глухой крышкой. Таким образом, здесь также получается камера для изменения тембра звука, образованная задней частью деки и изогнутой глухой крышкой. При нажиме на одну кнопку также поднимаются два клапана, но не в разных плоскостях, как в предыдущих вариантах, а в одной (так как дека прямая). Ввиду особого расположения грифа (смещение к середине) применение этой конструкции возможно лишь на баянах с трехрядной клавиатурой.

На правой стороне инструментов применяются еще устройства для смягчения и приглушения звука, а именно: демпферные крышки, створки и шторки. Эти приспособления тем или иным способом закрывают плотно правую сетку, на которой (или под которой) они находятся. Здесь же, на сетке, обычно находится и ручка (или передвижная планка), при перемещении которой в сторону открываются или закрываются крышки и створки. Несколько сложнее устроена шторка, которая при передвижении планки, расположенной на сетке (или за грифом), с помощью капроновых нитей и блочной системы раздвигается или задвигается под всей плоскостью сетки (и не только приглушает силу, но несколько изменяет тембр).

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Ломаная дека аккордеона что это

В статье рассказано как устроены аккордеон, баян, гармонь внутри . Даны принципы звучания этих инструментов. Внутреннее устройство аккордеона, баяна, гармони одинаковое . Даны картинки аккордеона .

Язычковый музыкальный инструмент

Звучание аккордеона, баяна, гармони происходит за счет гудения металлических язычков голосовых планок. При прохождении воздуха через прорезь планки, металлический язычек вибрирует в прорези и раздается звук определенного тона. Воздух дуется мехом . У каждой планки два язычка , издающих один и тот же звук. Язычки расположены с разных строн.

Чтобы воздух проходил при разжимании меха через один язычок . А при сжимании меха через другой . Напротив каждой из двух прорезей голосовых планок крепят маленькую полоску кожи (на картинке не показаны) Одна полоска закрывает прорезь голосовой планки при сжимании меха. Другая при разжимании.

На каждый звук определенной высоты своя голосовая планка . В аккордеоне, баяне, гармони столько голосовых планок со звуками различной высоты, сколько инструмент может сыграть нот. Диапазон инструментов — от 3 до 7 октав . То есть примерно от 20 до 80 звуков. Для богатства звучания на каждую ноту октавы ставят по две голосовых планки . А регистры дают возможность звучать несколько разных голосов на одной ноте .

Нажал на клавишу — открыл воздушный клапан

Как же управлять таким огромным количеством голосов . Создавая из этих голосов музыку . Нажатием нужной клавиши играющий на инструменте открывает нужный воздушный клапан . Который направляет воздух от меха в нужную звуковую камеру . Воздух выходит через нужную голосовую планку .

Голосовые планки (голоса) устанавливаются в длинные полые деревянные конструкции, разделенные на звуковые камеры . Эти конструкции называются резонаторы . Снизу у резонаторов звуковые отверстия.

Для установки резонаторов, клапанных и других механизмов у инструмента есть две деки . У правой части правая дека . У левой части левая дека . Деки бывают деревянные или металлические. Деки имеют звуковые отверстия . Отверстия резонаторов совпадают с отверстиями дек. Звуковые отверстия дек закрывают и открывают клапаны при нажатии клавиш инструмента. Деки прилегают к корпусам сторон герметично . Чтобы весь воздух от мехов шел на извлечение звука

Аккордеон в разрезе

В ремонтных мастерских бережно относятся к музыкальным инструментам. На картинке отслуживший свой век аккордеон . Который используют на запчасти .

Видны

  • Меха, справа и слева приклеенные к рамкам
  • Правая и левая деки — перегородки, на которых закрепелены резонаторы
  • Резонаторы — два правых и два левых, на которых установлены голосовые планки
  • Между левой декой и левыми резонаторами установлены пластины басовых регистров с отверстиями
  • Правые клапаны и правые клавиши

Правая сторона

Видны

  • Правые клавиши, белые и черные
  • Клавиши правых регистров, рычаги правого регистрового механизма
  • Правые клапаны, у аккордеона по два на каждую правую клавишу, переключение басовым регистром
  • Правый резонатор (голосовых планок нет) со звуковыми отверстиями
  • Меха
  • Левые резонаторы с голосовыми планками, маленькие полоски кожи на каждой голосовой планке

Вид спереди

Видны

  • Правая клавиатура
  • Правые регистры
  • Правые резонаторы
  • Меха
  • Левые резонаторы
  • Левый механизм аккордов (с помощью системы тяг при нажатии на одну клавишу звучат одновременно три звука — трезвучие, аккорд)
  • Левая клавиатура
  • Клавиши левых (басовых) регистров

Ломанная дека Cassotto

На картинке в самом начале статьи изображен аккордеон другой модели . Он имеет ломанную деку — по итальянски cassotto . Правая дека имеет поперечный звуковой карман . Резонаторы и клапаны в cassotto стоят поперечно. Это более дорогая и профессиональная конструкция инструмента . Cassotto придает аккордеону или баяну более глубокий и насыщенный звук.

Источник

Что такое «ломаная дека?»

Дека ломаная или резонаторный канал — углубление по всей длине деки. В нем приглушается звучание голосовых язычков и преломляется поток звуковых волн, сочетаясь с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние приглушаются, а самые высокие, резкие ослабевают и таким образом смягчается и облагораживается тембр звука. Дека ступенчатая (то же, что и ломаная) , но углубление по всей длине деки создается за счет уступа (ступеньки) , закрытого сверху планкой.

«Ломаная дека», обеспечивает наиболее рациональное использование внутреннего пространства инструмента и значительно расширяет исполнительские возможности.

У моего мужа тоже баян с ломаной декой.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Ломаная дека в язычковых инструментах, многотембровая гармонь: что это и зачем это нужно?

С момента создания гармони и до наших дней многие мастера пытаются различными способами и средствами улучшить её звуковые качества и исполнительские возможности. Одним из таких способов является применение такого конструктивного элемента, как ломаная дека. Давайте в этой небольшой статье разберемся, что это такое и какие преимущества имеет гармонь с ломаной декой перед обычными инструментами.

В чём разница между ломаной и обычной декой

Для начала напомню, что дека в гармони(и других язычковых инструментах) – это перегородка с отверстиями для подачи воздуха, отделяющая меховую камеру от внешней среды. Со стороны меховой камеры на этой перегородке установлены резонаторы с голосовыми планками, а с наружной стороны её находятся клапана, открывающиеся при нажатии кнопок(они прикрыты декоративной решёткой).

Посмотрим, как выглядит внутреннее устройство правого полукорпуса гармони с ломаной и с прямой декой в поперечном разрезе(вид сверху):

Как мы видим, гармонь с ломаной декой имеет излом – выступ под прямым углом к основной деке, уходящий в глубину корпуса. На этом самом выступе, также, как и на традиционно расположенном участке деки, установлены резонаторы с голосовыми планками. К этому участку деки также подведены рычаги с клапанами(каждый рычаг имеет специальный дополнительный отвод, открывающий клапан на «ломаном» участке одновременно с клапаном на «прямом» участке).

В случае, если гармонь четырёхголосая(а меньшую голосность нет смысла применять при такой конструкции), она имеет, четыре резонатора, два из которых стоят «как обычно», и два – под прямым углом к ним на «ломаном» участке деки. Таким образом, при нажатии одной кнопки, из четырёх звучащих в этот момент голосов, два – расположены в глубине корпуса и несколько приглушаются в дополнительном резонаторном канале, образованном ломаным участком деки и её крышкой.

К тому же, такое расположение создаёт другие условия для пересечения и взаимодействия звуковых волн от планок, расположенных под разными углами, да ещё и отделенных друг от друга препятствием, нежели в обычных инструментах.

Зачем нужна ломаная дека

Во–вторых, именно такая конструкция позволяет наиболее полноценно осуществить, если так можно выразиться, многотембровость, когда с помощью специальных регистровых переключателей можно отключать некоторые голоса и комбинировать их в различных сочетаниях, невероятно точно имитируя тембр различных музыкальных инструментов. Недаром некоторым таким сочетаниям голосов даны названия музыкальных инструментов: кларнет, фагот, гобой. Конструкция с обычной, прямой, декой не способна обеспечить такое многообразие тембров и настолько чёткое их отличие друг от друга.

Почему ломаная дека не делает из гармони баян

Такое конструктивное решение уже давно применяется в профессионально ориентированных баянах и аккордеонах.
Некоторые считают, что гармонь с ломаной декой это уже вовсе не гармонь, а почти баян, с чем я категорически не соглашусь по нижеописанным причинам.

Немногие, наверное, помнят, что почти такая же, только более простая, конструкция применялась задолго до появления не только многотембрового, но и «просто баяна», в саратовской и ливенской гармонях.

Некое подобие ломаной деки с резонаторным каналом видно на поперечном разрезе правого полукорпуса традиционной, пятиголосой, саратовской гармони:
Вероятно именно эта особенность делает её звучание столь характерным и узнаваемым. А вот часто встречающиеся сегодня дешёвые сувенирные саратовские, являются трёхголосыми(на кусковых планках), не имеют дополнительного резонаторного канала и лишь отдалённо напоминают те самые, традиционные…

Многотембровые гармони с ломаной декой сейчас делает на заказ фабрика «Тульская гармонь» и на подобных инструментах играют такие профессионалы, как Павел Уханов, Сергей Громов, Лия Брагина.

Московский мастер А.Сизов также изготовил немало инструментов подобной конструкции. На его гармонях играют Геннадий Калмыков, Дмитрий Панаскин(у него аж шестиголосая гармонь с расширенным звукорядом) и другие.

Послушать звучание многотембровой гармони с ломаной декой можно в обзоре от Павла Уханова:

Источник

Оцените статью