GuitarLine.Ru
Как использовать луперы в занятиях на гитаре
Опубликовано: 22.11.2015, автор: sMiles
Для начала давайте определимся что скрывается под названием «лупер», это педаль/устройство, который позволяет воспроизводить ваши записанные петли(лупы, от английского loop) иногда с добавлением различных эффектов или программа, которая позволяет выполнять то же самое.
В этой статье я хочу немного поговорить на тему применимости луперов во время занятий на гитаре или живой работы.
Лупер позволяет записывать ваши фразы и воспроизводить их как непрерывно зацикленную петлю(loop). Вы можете использовать наложение отдельных петель друг на друга или работать с мультитреком, который позволяют управлять воспроизведением каждой петли в отдельности.
Луперы так и напрашиваются для занятий импровизацией, так как позволяют быстро записать петлю с аккордами или гармонией собранной из отдельных фраз.
Луперы бывают моно(Ditto Looper) или стерео (Ditto X2, Electro-Harmonix 2880). Стерео луперы позволяют одновременно записывать сразу пару инструментов, например, бас и гитару или писать стерео сигнал.
Давайте подробнее остановимся на использовании луперов во время занятий.
- Импровизация — запишите небольшую аккордовую последовательность и импровизируйте сколько вашей душе угодно. В некоторые луперы можно так же загружать свои минусовки, так что вы всегда сможете поработать над стандартами или идеями для вариаций ваших соло.На мой взгляд, лупер это самая нужная педель при работе над материалом из книг по импровизации или фразировке. Обычно упражнения/фразы там имеют длительность от 2 до 8 тактов и всегда поверх нотного стана указана гармония. Работая, над упражнениями по книге очень удобно быстро записать аккорды гармонии и тут же заняться самой фразой.
- Отработка игры ритм партий — если в вашем лупере есть драм-машинка или метроном, вы можете записать простой аккордовый подклад, а затем поиграть ваши ритм партии. Петля с аккордами и кликом позволит вам почувствовать движение и гармонии, и грува. Во многих песнях ритм строится на взаимодействии сразу нескольких партий друг с другом. Лупер позволяет быстро записать партию первой гитары и тут же поиграть партию второй гитары поверх.
- Сочинение музыки — с простыми луперами вы будете ограничены только одной фразой, но с такими комбайнами как Electro-Harmonix 2880 или Boss RC-300 вы можете писать несколько отдельных треков и управлять их воспроизведением. С лупером работа над вашими идеями может выполнятся гораздо быстрее чем с подключением к компьютеру.
- Отработка сложных пассажей — вы можете загрузить нужный вам фрагмент в лупер и играть его вместе с петлей. Или записать вашу игру фрагмента в медленном темпе и ускорить воспроизведение, постепенно пытаясь повышать свой темп. Трюк с ускоренным воспроизведением не сработает с EH2880, так как в нем при изменении скорости меняется высота фрагмента, а вот в Digitech Jamman такой вариант работы возможен. Конечно, в DAW на компьютере будет гораздо удобнее, но кому-то такой вариант может подойти.
- Игра под минус — вы так же можете загрузит несколько своих минусовок в лупер и заниматься отработкой песен целиком, без необходимости иметь под рукой компьютер или плеер.
Луперы так же можно использовать во время живой работы, это может быть one man band с каким-нибудь BOSS RC-50, или просто синхронизированный по Midi или со своим кликом лупер, который может добавить в ваш коллектив возможность игры наложений.
Для живой игры, кстати, не обязательно упираться только в педали, можно переключится на использование софта. В этом случае ваша цепочка должна будет включать звуковую карту и компьютер, но и возможностей тут может быть гораздо больше.
После обновления Amplitube 4 получил неплохой встроенный лупер, но если вам жалко 99 евро за плагин, можно использовать бесплатный Mobius 2 или искать бесплатную lite версию Ableton.
В общем, если у вас еще никогда не было в борде лупера, попробуйте начать с покупки самого простого, это тот случай, когда оборудование поможет в развитии вашей музыкальности.
Чтобы помочь вам определится с выбором, почитайте обзоры луперов, постепенно будут добавляться новые, так что оставайтесь на связи
Источник
Обзор луперов до $200
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Если вы никогда не использовали педаль лупера, то вы многое упустили. Лупер может быть, как отличным инструментом для практики — улучшения ритма и чувства времени, для расширения ваших творческих границ, так и просто забавы ради.
Более десяти лет назад вышел революционный дилей Line 6 DL4, в который был встроен 14ти секундный лупер, которого было достаточно для коротких музыкальных фраз. С этого момента луперы стали развиваться, предлагая гитаристам большую функциональность, время записи и качество звучания. Многие из этих педалей-луперов были большими, некоторые – достаточно сложными, а большинство совсем недешёвыми. В последние пару лет увеличился спрос на небольшие, доступные и простые в обращении устройства.
Последним большим событием в Луперграде был TC Electronic Ditto – маленькая, очень простая педаль, в которой было 5 минут времени на лупы, неограниченное ничем количество записей поверх и несжатый звук CD-качества. На этой педали была всего одна кнопка, которая управляла запуском и остановкой записи, записью поверх и удалением петель. И все это за $129 (сейчас педаль продается за $99).
Как бы не был хорош оригинальный Ditto, его функциональная ограниченность заставляла пользователей жаждать большего – мы никогда не бываем полностью удовлетворены! В этой статье мы сравним различные педали-луперы представленные на рынке, которые стоят меньше $200. Сравнивая различные функции устройств, мы посмотрим на еще один немаловажный аспект – качество звучания. На первые версии Boss RC-2 и Digitech JamMan были нарекания — некоторые владельцы жаловались, что педали «жрут звук», причем не ясно был ли это результат работы буфера или цифро-аналогового преобразования сигнала. В общем, я хотел узнать – есть с этим проблемы в данный момент? И хочу вас обрадовать, что во всех тестируемых педалей с этим все хорошо, независимо от того, как именно происходит процесс преобразования аналог-цифра и обратно. Я включал гитару напрямую в лупер, а лупер – в усилитель, и не было никакого заметного ухудшения качества звучания. Затем поставил лупер последней педалью в цепи, чтобы посмотреть, как она поведет себя в этом случае – и снова все было в порядке. Я так же использовал измеритель звукового давления (SPL meter), чтобы удостовериться, что громкость у педали выставлена верно.
Сегодня мы рассмотри Boss RC-1, Boss RC-3, Digitech JamMan Express XT, Digitech JamMan Solo XT, Electro-Harmonix 360 Nano и обновлённую версию TC Electronic Ditto X2. В конце статьи приведена сравнительная таблица характеристик всех педалей для вашего удобства.
Boss RC-3 — это обновленная версия Boss RC-2 – первой компактной лупер-педали, появившейся на рынке. В модернизированной RC-3 установлен высокопроизводительный чипсет ESC2. Тут так же есть поддержка USB 2.0, для того, чтобы вы могли заменять и управлять .wav лупами с компьютера. В Boss RC-3 больше всего внутреннего пространства для записи лупов – до 3х часов, также только в этой педали и Digitech JamMan XT Solo есть драм-машинка с различными паттернами и тап-тэмпо. Это отличная штука, когда занимаешься в одиночестве. В отличии от JamMan с этой педалью довольно легко разобраться без постоянного заглядывания в инструкцию по эксплуатации. Если в оригинальном RC-3 у некоторых были проблемы с «жором звука», то RC-3 звучит ярко и чисто без слышимых потерь в звуке.
Boss RC-1 – это младшая модель в линейке луперов Boss. В ней вы не найдете большого пространства под лупы, возможности задавать пресете или драм-машинке, но у неё есть уникальная «фича», которая выделяет этот лупер среди всех остальных. Тут есть большой 24х сегментный LED дисплей, который показывает сколько времени осталось до конца петли, таким образом вы можете нагляднее определять время для своих записей поверх, а также точно остановить текущую петлю. Возможно для некоторых эта «фича» покажется бесполезным рекламным трюком, но мне она показалось полезной, особенно для тех, кто только начинает знакомиться с луперами.
Обе боссовские педали RC-1 и RC-3 оборудованы стерео-входом и выходом, а также возможностью подключения дополнительного футсвитча Boss FS-5U (также подходят FS-7 и FS-6), на который вынесена функция стоп/стереть. Без этого футсвитча у боссовских луперов, также, как и в оригинальном Ditto есть одна раздражающая особенность: когда вы хотите стереть петлю, то примерно в течении секунды перед удалением звучит эта петля. Это большой минус при работе вживую, но дополнительный футсвитч решает эту проблему.
Boss RC-1 Video
Boss RC-3 Video
Digitech
У меня была первая версия Digitech JamMan несколько лет назад. В использовании мне он показался несколько более сложным, чем, по идее, должен был быть. Также тогда я думал, что это одна из тех педалей, которая поджирает высокие частоты в звуке, хотя не факт, что была виновата именно педаль, а не что-то другое. Тогда я не придавал этому значения, и всё же педаль была несколько более сложной, чем должны бы быть. Нужно было постоянно заглядывать в инструкцию, особенно, если было нужно запрограммировать различные барабанные трэки и пресеты в памяти. Педаль довольно навороченная, но это отнюдь не типа «включил и играй».
Педаль к тому же была довольно прожорливой – ей было нужно 350 мА, но в комплекте шёл блок питания с кучей адаптеров, для использование в любой стране. Внутренняя память JamMan не рассчитана на большое количество лупов и/или время записи, как, например, Boss RC-3, однако с помощью дополнительной SD-карты память можно расширить для записи внушительных 16 часов аудио материала.
Новый лупер от Digitech – это Express XT. Функционально тут все так же, как в Boss RC-1, в том смысле, что тут тоже нет ничего кроме стерео входа/выхода. Но вот что я скажу, мне эта педаль показалась очень простой в использовании, да и звучала она отлично. Довольно забавно, что в этой примочке характеристики цифро-аналогового преобразования лучше, чем у её старшей сестры.
Ещё мне понравилось в Express XT — это то, как тут реализована функция стирания петель – нужно просто зажать кнопку и петли нет, без какого бы то ни было её воспроизведения, как на Boss. Ещё мне тоже понравился футсвитч – он нажимается мягко, но в то же время ощущается довольно крепким. Если вам нужна простая педаль лупера со стерео входами/выходами дешевле $100, то Express XT – может быть как раз тем, что нужно. Кстати, обе педали от Digitech могут быть синхронизированы между собой при помощь отдельного кабеля, что ещё больше повышает гибкость использования.
DigiTech JamMan Solo XT Demo
JamMan Express XT Demo
Electro-Harmonix
До недавнего времени, из луперов от EHX был доступен разносторонне одарённый 45000 с раздельным футсвитчем, но при этом к тому же довольно громоздкий и дорогой. Всё поменялось после недавнего релиза EHX 360 Nano. Как в Boss RC-1 или Digitech Express XT, в 360м всё довольно просто – одна кнопка для включения, записи петель поверх, выключения и удаления петель.
EHX 360 – это единственный лупер из рассматриваемых нами, который не работает в стерео-режиме, но зато он может предложить нечто другое. Он может сохранять до 11 пресетов с 6 минутами общего времени. Пресеты, к тому же, можно программировать – это делает этот лупер идеальным для небольших выступлений, где вы будете исполнять короткий плей-лист. Чтобы достичь такой же громкости, как у других педалей, мне пришлось немного увеличить громкость, но запаса по максимальной громкости тут предостаточно. Не удивлюсь, если в скором времени EHX представят более навороченные версии 360, с большим количеством функций и большим количеством памяти для записи петель.
EHX Nano Looper 360 Demo
TC Electronic
Также X2 теперь работает у стерео режиме, а входные и выходные джеки находятся сверху педали, и, в этом смысле, она одна такая, если брать только те педали, о которых мы сегодня говорим. Еще в X2 есть отдельная кнопка Stop, что довольно полезно, и снова – это уникальная функция среди сегодняшних героев. Тут есть еще пара интересных «фишек». Например, если вам не нужна отдельная кнопка Stop, то вы можете поменять её режим работы специальным переключателем, который делает так, что кнопка включает воспроизведение петли в обратном направлении, либо может проиграть петлю в два раза медленнее оригинала. Мне, как ни странно, понравилось то, как звучат некоторые лупы, проигранные в обратном направлении – довольно прикольный и странный эффект. Режим половинной скорости несколько необычен для меня. Это не та вещь, которой я бы часто пользовался, однако для кого-то это может быть полезно. Так же тут есть возможность импорта и экспорта петель на компьютер. Причем множество примеров можно загрузить из огромной цифровой библиотеки TC Electronics и сохранить их на X2. Очень жаль, что нельзя сохранить больше 5 минут звучания петель, что, как по мне, довольно скупо, учитывая то, сколько предлагают другие педали.
Ditto X2 Looper Demo
В заключении, хочу сказать, что в каждом лупере есть что-то особенное. Сравнительная табличка поможет вам сравнить все эти педали «в лоб» и сфокусироваться на тех функциях, которые нужны именно вам. А теперь давайте делать лупы!
Источник
Работаем с лупером вживую. Часть 1: Основы лупинга
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Зацикливание (looping) для разных музыкантов означает разные вещи. Для одних, лупер – это удобный инструмент для сочинительства, отлично подходящий для придумывания музыкальных фраз, которые хороши звучат друг с другом. Другие же используют лупер-педали для структурного разнообразия в противовес незацикленной композиции. Третьи же, самые амбициозные, создают целые самодостаточные концерты из лупов.
На сегодняшний день, устройства для зацикливания отражают все возможные сферы их применения. Начнем с простого. Существуют простые «однозарядные» луперы, на которые можно записать все лишь одну дорожку. Это, например, TC Electronics Ditto и Hotone Wally. Также, такие простые луперы зачастую встречаются в цифровых мульти-эффектах, таких как, Line 6 DL4 и TC Electronics Flashback 4. На противоположенной (сложной) стороне – сложные продуманные многодорожечные луперы, такие, как, например, Boomerang III, Electro-Harmonix 45000 и Boss RC-300. Между этими двумя крайностями есть устройства типа Pigtronix Infinity Looper и Vox Lil Looper. Оба эти устройства предлагают две дорожки для лупов, что ненамного больше, чем на однодорожечных моделях.
Характеристики устройств сильно меняются в зависимости от модели. Некоторые лупер запоминают то, что вы записывали в прошлый раз до выключения устройства, другие же – не помнят этого. В некоторых есть встроенные эффекты. Другие же, как например, Line 6 JM4 предлагают встроенные ритмовые рисунки, что довольно удобно для джэма и занятий. В общем, определенно стоит сначала сформировать свои требования, а затем выяснить что умеет тот или иной лупер.
(Я пользуюсь термином «однозарядный» в том плане, что лупер может хранить всего лишь одну петлю, поверх которой вы может записывать столько лупов, сколько хотите. Другие же модели позволяют вам записывать и воспроизводить множество петель, но я не называю их «многодорожечными), если только они не позволяют сочетать разные петли между собой и/или переключаться между ними, чтобы выстроить сложную композицию с несколькими частями.
Все же, я надеюсь, что в этом материале вы найдете полезную информацию, даже несмотря на то, что не все тут будет свойственно вашему оборудованию, потребностям и вкусам. Для начала пара слов о том, как эта статья организована:
Основы лупинга
Тут мы говорим о фишках и приемах характерных для всех устройств, умеющих записывать петли, даже простейших однозарядных однодорожечных моделей.
Мультитрековая техника
Тут мы сфокусируемся на работе с продвинутыми многодорожечными луперами. На аранжировке и выступлениях с вставкой или исключением определенных петель.
Цифровые возможности
Тут мы исследуем чего можно натворить, когда вы делаете лупы в цифровых системах, будь то системы на основе компьютера или отдельное оборудование.
Мы будем говорить про спонтанный лупинг в реальном времени, т.е. игра вживую. Мы не будем говорить про то, как интегрировать заранее записанные петли в ваши выступления, синхронизацию петель по времени с другими музыкальными устройствами, или про то, как использовать лупер в своих занятиях.
Часть 1: Основы лупинга
Найдите хорошую опору. У вас постоянные проблемы с созданием тугих, ритмически аккуратных петель? Возможно это просто страх перед неудачей. Многие из нас склонны ускоряться и напрягаться к концу петли. Если мы ускоряемся к концу фразы, то луп ощущается валким и нечетким. Если же мы берем ноту, которая должна следовать сразу за лупом, несколько раньше, то мы получаем накладку – преждевременная атака накладывается на начало петли.
Если у вас есть эта проблема, то постарайтесь расслабиться и глубоко вдохните, и выдохните, перед тем как нажать кнопку записи. Некоторые фотографы, перед тем как нажать на кнопку спуска затвора камеры, рекомендуют выдохнуть, чтобы повысить стабильность камеры. И эта техника часто работает и с лупами. Кажется, мы становимся более собранными, когда мы выдыхаем.
При всей нашей цифровой ловкости, мы гитаристы можем быть ужасно корявыми. Это может звучать глупо, но вы можете постоянно топать ногой в такт, даже тогда, когда ваша партия не играется на сильную долю? Можете вы сделать тоже самое другой ногой? Тут может помочь только практика.
Если ваш лупер живет на педалборде, убедитесь, что он находится у удобном вам месте. Чем меньшее расстояние придется преодолеть вашей ноге, тем больше вероятность получение плотного правильного лупа. Тоже самое относится и к высоте: чем ближе кнопка к земле, тем больше вероятность правильно топнуть, чтобы получить хорошую петлю. Так что, если у вас двухъярусный педалборд и лупер стоит наверху, то попробуйте переместить его вниз в первый ряд, поближе к вашей ноге.
Так же, стоит учесть, что сила нажатия, нужная для вкл/выкл будет меняться от лупера к луперу. На некоторых используются тугие механические кнопки, тогда, как в других, — довольно мягко переключающиеся кнопки. На некоотрых – маленькие кнопки, тогда как на других – большие. Гораздо менее очевидным является тот факт, что на разных луперах используются разные алгоритмы при переходе между точками конца одного лупа и начала следующего, поэтому некоторые устройства могут ощущаться более натуральными, нежели другие. Да-да, только плохие мастера винят во всем свои инструменты, однако же знание инструментов помогает понять, какой из них лучше всего подойдет для вас. Если ничего не получается, то попробуйте другое устройство.
Пространственное мышление. При аранжировке и микшировании композиций представленных ниже требуется техника оркестровки. Важные части аранжировки нужно разнести с другими частями, которые могут конкурировать между собой в звуке. Постарайтесь оставлять ритмические «дыры» в ваших лупах, т.е. место куда можно будет поместить другие части. (Это как «вопрос-ответная» структура фраз в блюзе, например). Перед добавлением нового слоя, остановитесь и определите те места, которые еще можно дополнить. Постарайтесь избежать склонности на автомате что-то играть в сильную долю прямо в начале лупа. Ели вы привыкли солировать в своей небольшой команде, то сначала может показаться странным оставлять столько пропусков. Но как только петля зациклена, вы же больше не солист.
Тоже самое относится и подбору играемых нот. Хорошо, когда слои занимают разные регистры. Например, если вы только что наложили низкую глухую партию шестиструнного баса, а затем хотите перейти к аккордам, то, возможно, лучшим выбором будет играть их на тонких струнах, вместо того, чтобы брать жирные аккорды с баррэ, которые могут затмить басовую линию. Если вы придумали прикольную партию, которая не вписывается в существующую структуру композиции, то можно подумать на тем, чтобы её транспонировать на октаву вверх или вниз. Также старайтесь оставлять место внутри аккордов. Например, вместо того, чтобы ударить по всем шести струнам, ударьте по нескольким из них.
Ex. 1. В этом примере представление ритмические паузы и разные регистры, которые помогают каждому слою отчетливо звучать.
Высококонтрастные звуки. Мы пытаемся сделать наш гитарный звук жирным и насыщенным насколько это, вообще, но для лупинга это не всегда лучшее решение. Обычно более важно сделать каждый звук более различимым, что может подразумевать использование звуков, которых вы обычно избегаете. Тут дело не столько в том, чтобы мыслить малым, а в том, чтобы мыслить сфокусировано. Даже если вы не любитель крутить ручки тона, попробуйте прибрать высокие для басовой партии. Поначалу она может казаться глухой и тусклой, но она даст звуковое пространство для других партий в других регистрах. Например, пронзительный звук сингла с квакушкой сам по себе звучит довольно противно, но он может отлично подойти для синкопированного акцента в четвертом слое наложений.
Ex. 2. В этом примере показано, как разнородные звуки создают богатую композиционную текстуру.
Ваши примочки могут помочь выделиться каждой отдельной партии. (Это одна из причин, почему луперы обычно ставят в конце цепи эффектов.) Тут неожиданно можно обнаружить новые грани использования примочек, вы будите крутить ручки совершенно не так, как обычно. Экстремальные настройки, которых вы обычно избегаете, могут отлично вписаться в звуковой паззл. С количеством дисторшна нужно быть поаккуратней, он может сделать воду мутной. То же самое относится и к дилею, который может звучать после того, как вы прекратили играть, или фейзеру и флэнжеру с сильной обратной связью, у которых точки свипа не совпадают с зацикленными фразами. Тут могут помочь эффект с тап-темпо.
Удвоение проблем. На самом деле удвоение партий может быть не лучшей идеей, если, конечно, вы не используете панорамирование (это вопрос мы рассмотрим ниже). Т.к. обе партии будут сведены вы одну цифровую дорожку, прямое удвоение парии будет не столько увеличивать вес и значимость самой партии, сколько производить неинтересную размытую и туманную звуковую текстуру. С другой стороны, удвоение партии с переносом на октаву или её гармонизация к другим интервалам может звучать очень интересно.
Ex. 3. На этом примере я сыграл брутальный и рваный риф, но вместо того, чтобы его просто удвоить, пусть и с другим звуком, я сыграл его на октаву выше.
Будьте непредсказуемым. В следующем большом разделе этой статьи мы сфокусируемся на том, чтобы делать петли менее предсказуемыми, используя мультитрековые устройства. Тут же я говорю просто про различные ритмические вариации, которые можно делать даже на самых простых луперах. Сделайте петлю с нечетным количеством тактов, а затем на эту петлю сыграйте фразу с четным количеством тактов.
Ex. 4. В этом примере я сделал фразу с трехтактовым паттерном и с ритмовой вариацией в третьем такте, а затем на эту петлю сыграл фразу на четыре такта. Альтернативный ритм попадает на третий такт первой фразу и на первый такт из четерехтактовой фразы, затем на второй такт этой же фразы, а потом и на третий. Вуаля! Даже в такая статичная петля дает ощущения сдвига.
Отклонитесь от нее. Зачастую хорошим решением будет начать петлю, которая не начинается с акцента на сильную долю. Это особенно актуально, если таким способом вы можете запутать слушателя и он не поймет, где же, собственно, сильная доля.
Ex. 5. В этом примере я начинаю играть рифф в стиле регги на слабую долю. Однако, пока не начинается басовый грув, кажется что регги-рифф играется на сильную долю.
Варьируйте атаку. Добавить вариативности и связанности в луп можно используя различную силу удара для снятия нот (атаку). Например, можно попробовать поиграться ручкой громкости на гитаре или использовать отдельную педаль громкости, или, например, EBow, для продолжительных струнных текстур, как на примере Ex. 6 ниже.
Исследуйте пространство. Еще один способ разнообразить ваши партии – это смешивать сухие близкие звуки с отдаленными пространственными. Если говорить в терминах трехмерной звуковой сцены, то некоторые партии будут ближе к слушателю, некоторые дальше, как в примере Ex. 7.
Остановите, этот чертов лупер. Бывает так, что самой эффективным при лупинге будет выключить лупер и немного поиграть вживую в реальном времени, что в итоге может дать так необходимую динамику. Например, придумайте огромную петлю, а затем неожиданно остановите её и поимпровизируйте на чистом звуке, которая создаст постепенный переход к кульминации и возвращении на большую петлю, как в примере Ex. 8.
Или попроще. Просто выключите петлю на четверть такта или пол, или такт, и разбавьте звуковую текстуру прежде, чем включить петлю, как на примере Ex. 9. Отлично получится, если вы заполните паузу неожиданным новым звуком.
Еще забавный трюк. Если ваша петля начинается с мощного риффа, попробуйте отключить петлю, играя соло, а затем неожиданно включите петлю, чтобы на соло наложился стабилизирующий аккор, как в примере Ex. 10. Это особенно неожиданно для слушателя, когда вы делаете акцент не на сильной доле.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник