Когда Джими Хендрикс поджег свой Fender Stratocaster на концерте в Монтерее, он объяснил свой поступок актом любви. «Жертвуйте то, что вы любите, — объявил он.- Я люблю свою гитару». Стиви Рэй Воэн называл гитару своей «первой женой». Ниже мы собрали 20 самых известных инструментов в истории рок-музыки.
Эрик Клэптон, «Blackie»
Эта гитара собрана из трех инструментов, выпущенных в 50-х годах и купленных Эриком в Нэшвилле в середине 70-х. В середине 90-х Клэптон практически перестал играть на любимой гитаре, а в 2004 году ее выкупил за 959 500 долларов реабилитационный центр Crossroads.
Нил Янг, «Old Black»
Почти все гитарные треки Янга были записаны на выпущенном в 50-х годах Gibson Les Paul Goldtop, который Нил приобрел в 1969 году. За годы этот инструмент претерпел массу усовершенствований.
Брюс Спрингстин, Fender Esquire
Чаще всего эту модель Fender называют Telecaster, однако инструмент, который висит на плече музыканта на обложке диска 1975 года «Born To Run», на самом деле является выпущенной в 50-х годах бюджетной моделью Esquire, которую Спрингстин переделал под себя и усовершенствовал.
Вилли Нельсон, «Trigger»
Вот уже 40 лет Вилли Нельсон играет на акустической гитаре Martin N-20 с нейлоновыми струнами. Инструмент получил название «Trigger» («курок») в честь лошади Роя Роджерса. Поскольку на классической гитаре нет пикгарда, защищающего корпус от ударов медиатором, на деке со временем образовалась приличных размеров дыра. «Когда «Trigger» развалится, я перестану выступать», — заявил как-то Нельсон.
Инструмент Принса, появившийся в фильме «Пурпурный дождь» («Purple Rain»), был изготовлен в небольшой частной мастерской в Миннеаполисе, и позже растиражирован компанией Schecter guitars, однако с более простыми вариантами коммутации звукоснимателей.
Джимми Пейдж, двухгрифовый Gibson Jimmy Page Signature Double Neck EDS-1275
Этот не слишком удобный, зато весьма функциональный благодаря наличию 6-ти и 12-струнного грифов инструмент, специально разработанный для Джимми Пейджа, получил широкую популярность благодаря концертной версии песни Led Zeppelin «Stairway To Heaven».
Джордж Харрисон, 12-струнный Rickenbacker
Гитарист The Beatles играл обычно на Gretsch, но эта гитара являлась особенной — она была подарена Джорджу владельцем компании Rickenbacker Адольфом Рикенбеккером во время первого американского турне группы.
Пол Маккартни, Hofner Violin Bass
По легенде, прозорливый бас-гитарист The Beatles счел, что такой инструмент сделает сценический образ группы более запоминающимся. Хотя позже Маккартни признавался, что выбрал Violin Bass из-за симметричной формы корпуса, что позволило ему переставить струны под левую руку.
Би Би Кинг, «Lucille»
Вытащив купленный за 30 долларов Gibson ES-355 из горящего здания танц-клуба в Арканзасе, блюзмен узнал, что поджог совершили два мужчины, не поделившие между собой женщину по имени Люсиль. С тех пор Кинг называл любую из своих гитар этим именем. В 1980 году компания Gibson начала выпускать подписную серию гитар Кинга «Lucille» ES-355 в полуакустическом варианте.
Лес Пол, Gibson Les Paul
Обладающий характерным «жирным», столь любимым рок-гитаристами звуком инструмент Лес Пол производил совместно с компанией Gibson долгие годы. В просторечии музыканты величали эту гитару «the log» («бревно») из-за того, что датчики и струны крепились к толстому центральному монолитному куску дерева, к которому доклеивались нижняя и верхняя части корпуса.
Fender Stratocaster Стиви Рея Воэна
Ободранный до голого дерева инструмент блюзмен называл «первой женой». Страт собран из двух частей — корпус 1963 года выпуска, а гриф — от аналогичной гитары, произведенной в 1962 году.
Эдди Ван Хален, «Frankenstrat»
Гитаристу Van Halen удалось добиться от своего «фендера» звучания гитары марки Gibson. На деку нанесен рисунок в духе художника-авангардиста Джексона Поллока.
Джерри Гарсиа, «Tiger»
Лидер Grateful Dead играл на этом инструменте с прозвищем «Tiger» десять лет, начиная с 1979. Весящая около 9 кг из-за использования массива красного дерева, ореха и коа, гитара была сделана жителем графства Сонома Дугом Ирвином по технологии «сэндвич» — из плоских щитов различных сортов древесины, склеенных между собой. На «тигре» Гарсиа играл и во время своего последнего концерта.
Лонни Мак, Gibson Flying V
Потомок американских индейцев и крестный отец гитарного соло рассказал, что приобрел этот инструмент прямо на заводе Gibson в 1958 году, потому что форма гитары напомнила ему летящую стрелу.
Пит Тауншенд, Gibson Les Paul #5
Долгие годы гитарист The Who играл на моделях Les Paul, нумеруя инструменты от 1 до 9. Красный #5, попавший в кадр в фильме «The Kids Are Alright» — самая известная из гитар Пита.
Джими Хендрикс, «Monterey Stratocaster»
Разрисованный вручную «страт», на котором Хендрикс играл на фестивале в Монтерее, прожил недолгую, но яркую жизнь: гитару сожгли на сцене. Точные копии инструмента пользуются спросом до сих пор. На одном из них играет Джон Майер.
Рэнди Роудс, Jackson Randy Rhoads
Подписная модель гитариста, который называл инструмент «Конкордом» в честь реактивного сверхзвукового лайнера. Необычная форма гитар и характерный пронзительный звук сделали компанию Jackson популярной у металлистов, среди которых был Кирк Хэмметт из Metallica.
Кит Ричардс, «Micawber»
Самая известная гитара гитариста The Rolling Stones — построенный в 1950-х годах Butterscotch Fender Telecaster без шестой струны, настроенный в тональности «соль мажор». Гитара названа в честь одного из героев Чарльза Диккенса.
Бо Диддли, Gretsch Cigar Box
До того, как компания Gretsch начала производить подписные гитары Бо Диддли, музыкант делал себе инструменты сам, используя в качестве корпуса и резонатора ящики из-под сигар. Один из инструментов Бо достался Дику Кларку, ведущему телешоу «American Bandstand».
Источник
Двадцать Лучших Гитаристов XX Века
Как встретишь Новый Год, так его и проведешь. К счастью, про новое тысячелетие в народной мудрости ничего не сказано — и это правильно. Вряд ли кто сможет забыть, как Великий и Ужасный Миллениум плавно перетек на следующее утро в не менее ужасный опохмиллениум и прочие малоприятные дела, составляющие обратную сторону любого праздника. Тем не менее, уже можно смело заявлять: все прошло хорошо. Настолько хорошо, что пришедший в себя народ срочно бросился подводить итоги прошедшего столетия во всех без исключения областях искусства, науки и техники. Короче говоря: для того, чтобы не отстать от прогресса, мы решили также заняться обобщениями… Список, предлагаемый вашему вниманию, ни в коей мере не претендует на полноту охвата необъятной рок-н-ролльной истории, которая к тому же продолжает писаться до сих пор — и, разумеется, авторские оценки могут не вполне совпадать с читательскими. Но составитель смеет надеяться, что настоящие краткие заметки окажутся небесполезными кое для кого в полезном деле расставления всех точек над «ё» в собственной голове. Итак,
1. Би Би Кинг. Выдающийся блюзовый музыкант, один из отцов современного ритм-н-блюза (его настоящее имя — Райли Би Кинг), в конце сороковых годов потрясший Америку своими композициями и виртуозной техникой. Проявил себя не только как музыкант, но и как общественный деятель, став одним из первых чернокожих исполнителей, концерты которого стали посещать белые. Несмотря на преклонный возраст, Би Би Кинг продолжает играть блюз и по сей день, пользуясь огромным уважением фэнов и записывая пластинки с множеством первоклассных музыкантов (например, с Эриком Клэптоном).
2. Чак Берри. «Би Би Кинг рок-н-ролла». Его песни — это мелодика, динамика и потрясающий драйв. Чак Берри заложил основы не только классического рок-н-ролла, но и современного рок-шоу, начав активно двигаться по сцене во время исполнения знаменитой «утиной походкой» (его прекрасным учеником во всех отношениях стал Ангус Янг). Это стало прописной истиной рока: «Остерегайтесь играть с парнями, которые не знают, как играть Чака Берри»…
3. Джордж Харрисон. Лидер-гитарист THE BEATLES — вряд ли в истории рока можно отыскать более почетную «должность». Харрисон — создатель множества великолепных музыкальных работ, записанных как сольно («Аll Things Must Pass»), так и в содружестве с другими звёздами мирового рока («The Concert For Bangladesh»).
4. Кит Ричардс. После распада THE BEATLES супергруппой №1 в мире стали ROLLING STONES. Немалая заслуга в конструировании фирменного звучания группы принадлежала Киту Ричардсу, строившему в композициях «Роллингов» жесткие мускулистые блюзовые риффы, создающие неповторимый колорит. Переработав наследие королей блюза Мадди Уотерса, Би Би Кинга и Джона Ли Хукера, Ричардс стал новатором в перенесении и рекультивации корней черного ритм-н-блюза на новой почве. От полученных результатов фэнов прет уже тридцать с лишним лет!
Джимми Хендрикс занимает в этом списке особое место, которому тяжело присвоить какой-либо номер — и в этом нет необходимости, ибо по сей день он был и остается некоронованным Королем гитары, Номером Один. Джеймс Маршалл Хендрикс, индеец-самоучка и левша, создал неповторимый и новаторский стиль игры, равному которому не было создано ничего — ни до, ни после, сочетая в своей музыке виртуозную технику, эквилибристическую точность и кристально ясное звучание. Своей музыкой Хендрикс показал новые горизонты мастерства и тем самым открыл дорогу множеству молодых гитаристов. К несчастью, жизнь его закончилась рано и трагически — Джимми Хендрикс умер от передозировки наркотиков в 1970 году в возрасте 28 лет.
5. Ричи Блэкмор. Семидесятые годы XX века были отмечены появлением новой музыки — хард-рока, логически пришедшего на смену старой манере игры. Разумеется, у него сразу же появились свои законодатели, и прежде всего — единственные и неповторимые DEEP PURPLE, мастерство которых до сих пор подавляет воображение. Отличительными чертами нового звучания стали возросшая скорость исполнения, взрывная ритм-секция и жесткая, техничная и агрессивная гитара. Ричи Блэкмор играл именно так, продолжая славные традиции Джимми Хендрикса и одновременно создавая собственную уникальную стилистику, названную много лет спустя «медиаторная школа Блэкмора». Кроме выдающегося гитарного таланта Блэкмор также успел прославиться в музыкальном мире своим скверным характером — то состав разгонит, то гитарой камеру разобьет…
6. Тони Айомми. Если творчество Ричи Блэкмора и компании заложило прочный фундамент под еврометалл восьмидесятых, то Тони Айомми из BLACK SABBATH можно без преувеличения назвать дедушкой современного экстрима. Чуть было не потеряв в молодости пальцы левой руки, маэстро продолжал играть наперекор всему — в напальчниках, настраивая гитару на три тона ниже, — и создавая зубодробительные риффы! Отголоски страшного наследия второй из величайших хардовых команд мира ныне встречаются в огромном стилистическом диапазоне — от IMMORTAL до RAGE AGAINST THE MACHINE.
7. Джимми Пейдж. Легендарный соло-гитарист «третьего кита» мирового хард-рока — LED ZEPPELINE. Обладая подлинно магической техникой, невероятно талантливый Пейдж повернул хард-роковую гитару к ее блюзовым корням, наполняя композиции одновременно свинцовой мощью и тяжестью («Moby Dick», «Whole Lotta Love») и чумовой мелодикой («Stairway To Heaven»), за что стиль, в котором играли LZ, обозвали «хэви-блюз». Увлекался Пейдж и магическими прибамбасами, в результате чего множество не совсем нормальных людей до сих пор ищет на его пластинках скрытые послания от чертей. В 90-х годах им были записаны сильнейшие работы совместно с Робертом Плантом и Дэвидом Ковердейлом.
8. Эрик Клэптон. Уникальный и разноплановый гитарист, «боевой путь» которого читается как история мирового рока. CREAM, BLIND FAITH, DEREK AND DOMINOS, Фил Коллинз, Би Би Кинг — далеко не полный список звездных групп и персоналий, с которыми ему приходилось работать, исполняя хард, блюз, арт… Эрик Клэптон известен также множеством сольных работ («Just One Night», «Time Pieces») и великолепным акустичесим концертным альбомом, признанным одним из лучших в классической серии «MTV Unplugged».
9. Брайан Мэй. Мало кто из соло-гитаристов мог бы похвастаться тем, что гитара, на которой он играет, была сделана им самим — и в их числе гитарист арт-роковой легенды QUEEN Брайан Мэй, собравший себе ещё подростком из куска каминного дерева гитару с неповторимым звуком, который на много лет определил звучание группы. Звучание инструмента Брайана Мэя впоследствии пытались скопировать в своих моделях BCRich и DiMarzio, а его техника игры неоднократно приносила ему неофициальное звание одного из лучших гитаристов мира.
10. Стив Джонс. Кто-нибудь сейчас обязательно скажет: «Господи, а как в двадцатку лучших гитаристов мира затесался этот раздолбай из SEX PISTOLS? Там же нечего играть!» Конечно, Стив Джонс никогда не отличался скоростью и сложностью гитарной игры, препочитая три блатных рок-н-ролльных аккорда любым крутозамороченным солякам, что вполне отвечало характеру исполняемой группой музыки. Однако не стоит забывать, что вслед за Пистолзами в панк-рок ломанулось огромное количество талантливой и угарелой молодежи, воспринявшей лозунг «Каждый, кто взял в руки гитару, уже умеет на ней играть!» как руководство к действию и превратившей тем самым панк-рок из заморочек английской шпаны в массовое музыкальное движение.
11. Ангуса Янга можно был бы без преувеличения назвать «Чаком Берри в высшей точке своего развития». Главный идеолог и хулиган рок-н-ролльной суперзвезды AC/DC прославился не только милыми выходками типа плясок по сцене в угаре и стриптиза с обязательным сниманием штанов во время шоу, но и высоковольтной виртуозной игрой на протяжении всего этого безобразия, длящегося уже двадцать с лишним лет. В гитарных наворотах младшего из братьев Янг можно уловить вполне узнаваемые интонации англоамериканского рока и блюза (учитывая особое отношение Ангуса к YARDBIRDS), творчески переработанные в музон, от которого горит степь, пляшут зубы и глохнут танки.
12. Дэйв Мюррей (наряду с легендарным бас-гитаристом Стивом Харрисом) — отец-основатель хэви-металлического монстра IRON MAIDEN, название которого в течение многих лет воспринималось чуть ли не как синоним понятия «хэви-метал». Источник его блестящего исполнительского мастерства следует искать в музыкальном влиянии лидеров первой волны New Wave Of British Heavy Metal, а также в английской харде начала семидесятых (помните «медиаторную школу Блэкмора»?) Тем, кто хочет узнать больше, настоятельно советую слушать первоисточник — все равно словесному описанию такого рода музыка не поддается. Кстати сказать, техника Мюррея повлекла за собой в период глобальной моды на хэви массу подражаний, отголоски которых можно услышать, например, в манере игры выдающегося русского гитариста Владимира Холстинина («Ария»).
13. Кирк Хаммет. Ученик гитарного монстра Джо Сатриани, игравший в раннем составе EXODUS, Кирк Хаммет занял в 1983 году вакантное место соло-гитариста METALLICA, где и закрепил за собой славу высокотехничного и эксцентричного музыканта, использующего в построении сольных партий как принципиальное наследие рок-классики, так и гитарные новации в духе Сатриани (сказалось влияние учителя!) или Ули Рота. Скоростные и череподробильные соло Хаммета с начала восьмидесятых стали визитной карточкой звучания METALLICA, сочетая в себе нестандартный мелодизм с мегаваттным драйвом.
14. Марк Нопфлер. Другая сторона музыки восьмидесятых — DIRE STRAITS. Мелодичный блюз… и его законодатель Марк Нопфлер, гитарист с интересным звуком, филигранной техникой и нестандартным звукоизвлечением, по его собственным словам, не играющий медиатором потому, что в молодости постоянно их терял (выводы делайте сами). Возможно, лучший представитель жанра своего десятилетия.
15. Энди Ла Рок (настоящее имя — Андерс Эллхейг) — лидер-гитарист из сопровождающего состава KING DIAMOND, вполне заслуживший своей игрой титул «гитарного бога». Если вы любите музыкальные страшилки, то это для вас: навороты Кинга Даймонда про чертовщину на всех его альбомах превосходно дополняются запутанными, скоростными и готически-мрачными партиями соло-гитары и мистической акустикой в исполнении Энди, способной вызвать у слушателя приятное ощущение затянувшегося кошмара
16. Ингви Мальмстин. Шведский гитарреро, имя которого стало нарицательным для всех любителей скоростного насилия над своими инструментами. Начав карьеру в группе RISING FORCE, Ингви вскорости стал известен как исполнитель множества собственных переложений классического репертуара, исполненных к тому же с блестящим артистизмом и на предельно высокой скорости. Став в 1984 году лучшим гитаристом Швеции, не остановился на достигнутом, шлифуя мастерство с каждым новым альбомом («Odyssey», «Trilogy», «Eclipse») и достигнув к началу девяностых воистину торпедной беглости пальцев. Правда, новые работы великого технаря, по общему мнению, излишне грешат голой демонстрацией этой самой техники в ущерб всему остальному…
17. Стив Вэй. В отличие от предыдущего персонажа, Стив Вэй, видимо, смог нащупать тонкую и гармоничную грань между техничной формой и талантливым содержанием своих композиций и, кроме того, удержаться на ней в течение долгого времени. Истинный новатор, Стив Вэй пребывает в состоянии постоянного эксперимента над стилем, звуком и манерой игры, не имея за более чем пятнадцатилетнюю творческую деятельность в своей дискографии двух одинаковых альбомов. Один из сильнейших соло-гитаристов планеты.
18. Марти Фридман. История расцвета тяжелой музыки завершилась с концом восьмидесятых годов — девяностые обозначили ее закат, коммерциализацию и отход от классических канонов исполнения: у молодежи появились новые кумиры, и немногие из металлических команд могли позволить себе продолжать идти в том же направлении, что и несколько лет назад. Новые порядки, однако, совершенно не коснулись MEGADETH, переживших с приходом в группу гитариста Марти Фридмана новый подъем. Любимый ученик Майкла Варни не подкачал, создавая на альбомах MEGADETH последнего десятилетия совместно с Дэйвом Мустейном шквальные потоки гитарных партий, превращающие в пульпу даже самые подготовленные мозги. Кроме работ с группой генерала Мустейна имеет в активе сильные сольные пластинки («Introduction»).
19. Курта Кобэйна сложно было назвать виртуозом. Но место в списке выдающихся музыкальных деятелей десятилетия он заслужил — за особый вклад в становление и развитие новой американской музыки, которой являлся в начале девяностых гранжд сиэтльского разлива.
20. Том Морелло. Доведя скорость исполнения до физически возможного предела, многие гитаристы ощутили нелепость и тупиковость ситуации и, подобно вождю пролетариата, пошли другим путем. Неизвестно, знал ли Том Морелло из RAGE AGAINST THE MACHINE о заветах Ильича, но за последнее время гитарист RATM снискал себе репутацию талантливого и непредсказуемого музыканта, создающего необычное звучание при помощи не совсем привычных для гитары средств, как-то: активной работы с вау-боксами, переключателями, ручками громкости, использованием искаженного и фонового сигнала и даже игрой по струнам. разъемами подключенного к усилителю гитарного кабеля. Несмотря на то, что многим это (справедливо, на мой взгляд) кажется своеобразной эквилибристикой, некоторые видят в композициях RATM процесс поиска новых путей развития для гитары XXI века, тем более, что в манере игры Тома Морелло явственно слышны отголоски творчества Тони Айомми и других классических мастеров. Может быть, нас ожидает ренессанс?