Лучшая квакушка для гитары

Обзоры

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Андрей Гончаров
&nbsp &nbsp &nbsp Источник: musician.com
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 апреля 2000 г.

История эффекта «wah-wah» (у нас прижилось другое название — «квакушка») берет начало в 60-х. Его создатели хотели «очеловечить» звучание гитары. Но и сегодня педали wah пользуются большой популярностью среди музыкантов. Дело даже не в том, что гитаристы консервативны по своей сути и постоянно загоняются по всему «старому и доброму» (кстати сказать, в электронной музыке вы найдете немало примеров использования перестраиваемого частотного фильтра, принципа, положенного в основу wah-эффекта). «Квакушка» — это прекрасный инструмент для передачи экспрессии. Она одинаково хорошо работает в стилях от блюза и фанка до металла. И кроме того, это — один из немногих интерактивных гитарных эффектов, который может быть использован в качестве тон-контроллера с фиксированным положением (затейные «америкосы» придумали этой функции — когда педаль wah фиксируется в определенных положениях — поэтический термин «set-and-forget»).

Н а сегодняшнем рынке представлено невероятное количество педалек wah, которые способны удовлетворить запросы любителей как vintage, так и модерна. В наш обзор вошли шесть базисных моделей, что максимально охватывают данный спектр — «Vox V847 Wah Wah», «Fulltone Clyde», «Morley Bad Horsie», «Dunlop Cry Baby 95Q», «Snarling Dogs Mold Spore Wah» и «Akai VariWah». В тестировании (см. ниже) использовался хамбакеровый «Hamer Duo Tone» и 30-ваттный ламповый усилитель с чистым и перегруженным каналами. «Нарулив» нужный звук, мы в дальнейшем не притрагивались к ручкам усилителя.

На фото — шесть тестируемых педалей wah (по часовой стрелке с левого верхнего угла) — «Fulltone Clyde», «Morley Bad Horsie», «Vox V847 Wah Wah», «Akai VariWah», «Dunlop Cry Baby 95Q» и «Snarling Dogs Mold Spore Wah».

Что и как

П едаль wah представляет собой частотный фильтр, управляемый движением ноги. Меняя положение педали вы меняете частоту, «настройку» эквалайзера, получая «квакающий» звук. Как вариант — auto-wah, где смещение частотного спектра происходит (по определению) автоматически.

Wah используется, как правило, в трех ипостасях: ритмическое раскачивание — rhythmic sweep — (как в соло Эрика Клэптона из «White Room» /«Сream»/ и всевозможных фанки-трэках); медленное, искусное движение вокруг частотного центра (яркий пример тому — Хендриксоновская «Voodoo Chile»); и «set-and-forget», когда педаль фиксируется в определенном положении (послушайте «You Shook Me» Джеффа Бека или жирные «соляки» Слэша). По умолчанию принято, что в цепи эффектов wah стоит в самом начале, перед перегрузом и эквалайзером, но кому-то нравится, чтобы раньше шел все-таки fuzz. Как говорится, на вкус и на цвет.

Тональные характеристики у разных типов «квакушек» существенно отличаются друг от друга. Традиционные модели — «Vox» и «Crybaby» и их производные много лет назад заложили стандарты, на которые равняются сегодняшние wah-строители. И неудивительно, что многое из представленного сегодня является лишь вариацией на тему эталонов жанра. Частотный диапазон определяется понятием «широта» раскачивания. В отдельных случаях пользователь может самостоятельно настраивать широту и частотные центры. Хорошая педаль должна звучать хорошо по всему диапазону. Педали, которые звучат чересчур звонко в нижнем положении, не должны внушать доверия. В большинстве wah при включении эффекта наблюдается небольшое увеличение гейна. Во многих традиционный «квак» комбинируется с эффектами вроде volume, distortion и modulation.

Работа педали является следующей по значению составляющей после звучания. Ход должен быть плавным и твердым, что позволит ноге равномерно изменять фильтр. На wah вы будете наступать чаще, чем на другие эффекты, поэтому конструкция и исполнение играют не последнюю роль. Более всего подвержен износу потенциометр, которым регулируется эффект, а также кнопка включения. Обычно механизм тщательно смазывают, чтобы предотвратить попадание пыли и грязи. В некоторых моделях используется электро-оптическая схема, которая упразднила механические соединения. Существуют также модели «switchless». У них нет кнопки «on/off». Эффект включается, как только вы наступите на педаль.

Будучи завязанной на звучании гитары и усилителя, wah ведет себя несколько иначе при использовании разного оборудования. Если это возможно, перед покупкой попробуйте как звучит «квакушка» с вашей гитарой и усилителем.

Vox V847 Wah Wah

T raditional. Данное определение как нельзя кстати подходит для «Vox V847», которая не претерпела существенных инноваций с 60-х. Питается от обыкновенной 9-вольтовой батарейки. Чтобы ее сменить, необходимо открутить крепежные шурупы днища. Выносной блок питания не предусмотрен. Как считают инженеры «Vox», дополнительный контур отрицательно влияет на звучание эффекта.

Низкий шум. Прочная конструкция, плавный ход педали, тембр раскачивается быстро. В нескольких положениях нижней части среднего регистра были замечены «ступеньки». Переключатель «on/off» включается легко как при игре стоя, так и сидя. «Vox» лишен каких бы то ни было наворотов, обладая одним-единственным саундом, ставшим классическим во многих стилях. Прекрасный звук в сочетании с перегрузом, а также в нескольких фиксированных позициях.

Fulltone Clyde

О Майкле Фуллере говорят, как об одном из лучших производителей ретро-эффектов. Его детище — «Clyde» — обладает традиционным звучанием и функциями. Однако, корпус несколько усовременен, в чем легко убедиться посмотрев на фото. Питание — от 9-вольтовой батарейки (доступ к отсеку осуществляется через днище; необходимо открутить шурупы) или блока питания.

Превосходное звучание, сбалансированный и плавный ход педали, одинаково хороший как для плавного, так и для пульсирующего быстрого раскачивания. Глубина диапазона лучше всего ощущается в нижней позиции (пятка), где звучание очень мрачное. Есть несколько замечательных положений «set-and-forget».

Теперь об одном пикантном моменте: в среднем «Clyde» на $100 дороже устройств подобного толка. Для большинства исполнителей (включая профессионалов) — сумма значимая. Но если вы серьезно относитесь к звуку и обладаете N-ным количеством денег, то, по крайней мере, должны хотя бы послушать эту «квакушку».

Morley Bad Horsie

С 70-х «Morley» является альтернативой «мейнстримовым» «Vox» и «Crybaby». «Bad Horsie», разработанная при участии Стива Вая, — это чистой воды модерн. Судите сами: switchless и электро-оптический дизайн. Питание — от батарейки (отсек открывается «легким движением руки») или адаптера.

Автоматическое переключение режимов работает безукоризненно, ход педали безупречен, но о функции «set and forget» придется забыть: как только убираешь ногу, эффект выключается. Своеобразный тон с чистой мощной серединой слушается натурально во всех позициях. Особенно с дисторшном. Обладая природным звучанием, «Bad Horsie» может быть использована в цепи эффектов просто для улучшения тона.

Dunlop Cry Baby 95Q

А пгрейд оригинальной педали «Cry Baby» c дополнением функции «switchless». Контроллерами «Q» регулируется добротность, а ручкой громкости — гейн включенного эффекта. Питается от батарейки типа «Крона» или от адаптера.

Проверенный дизайн основательно переосмыслен. Хриплое, шикарное звучание с прекрасными обертонами при использовании перегруза, плотное — на чистом звуке. Педаль заслуживает высших похвал за мягкий ход по всему частотному диапазону. Контур «Q», ручка которого, как и volume, находятся на левой боковинке, в корне меняет сложившиеся представления об эффекте wah.

Другой интересный момент — переключаемый volume boost, который можно задействовать для выделения соло с обратным переходом к ритм-партии. Удобна функция «switchless», но об использовании фиксированных положений педали придется забыть. Эффект включается быстро, но обратное действие (выключение) происходит медленнее, чем у «Morley». А в целом, философия данной модели заключается в разумном балансе между традицией и универсальностью. Она одинакова хорошо для соло и ритма.

Snarling Dogs Mold Spore Wah

Т ри модуля «квака» («Shaft», «Voo Doo» и «White Room»); встроенный кольцевой модулятор (a.k.a. «Mold Spore») с несколькими настраиваемыми параметрами и автономным переключателем. Wah и кольцевой модулятор могут работать раздельно или одновременно. Переключение уровня громкости. Работает как от 9-вольтовой батарейки, так и от адаптера. Те же самые характеристики (минус кольцевой модулятор), что и у модели «Snarling Dogs Whine-O-Wah».

Нарядная ярко-желтая коробочка, ножная педаль в виде ступни (см. фото), логотип «Snarling Dog» с горящими глазами и чудесатые обозначения параметров, типа «Freakwincy» и «Physchoscumation», поначалу вызывают, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Но прочный корпус (хоть под танк кидай!) и безукоризненное звучание сводят «на нет» поверхностные выводы о данном устройстве как о дорогой безделушке. Тумблеры и ручки потенциометров массивны и отлично размечены. Сам по себе кольцевой модулятор генерирует sci-fi-шумы (путем несложных манипуляций удалось нарулить звук поломанного лампового усилка).

Эффект неплохо показал себя в сочетании с wah, когда на звук «квакушки» наслаивается легкий дисторшн. Уверен, мое резюме вас поразит: «Mold Spore» и в самом деле что-то! К тому же за разумную цену.

Akai VariWah

Д анное устройство представлено функциями педального и авто-вау. Параметры последнего включают в себя широту нарастания звука и скорость, чувствительность, баланс (все контролируется ножной педалью в режиме реального времени), а также время атаки. Блок выполнен в stompbox-стиле, и переключатель «on/off» вынесен прямо на корпус (а не под ножной педалью, как у традиционных «квакушек»). Питание — «Крона» или адаптера.

Авто- и педальный вау — эффекты, сходные по своей сути, но применение у них разное. И такой симбиоз в сумме дает только «плюс». Оригинально решение, когда параметры auto-wah задаются ножной педалью. Это позволяет создавать совершенно новые эффекты, о чем только могут мечтать владельцы обычных педальных и авто-«квакушек». При работе с педальным wah мне показалось, что эффект немного окрашивает звучание, делая его более ясным. В особенности это заметно на соло. Ручек управления предостаточно (см. фото), но чтобы разобраться в них потребуется некоторое время. Размещение переключателя «on/off» на корпусе имеет свои преимущества. Например, вы можете найти интересное set-and-forget-положение педали и включать-выключать эффект, не влияя на выбранный тон.

Как итог мысли — современный взгляд на vintage-эффект.

Источник

Скажи Вах! 10 величайших композиций с «квакушкой»

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

*По версии guitarplayer.com, само собой. У вас может быть свое, отличное от них мнение.

Гитарная wah-педаль, практически сразу после появления первых устройств Vox в 60х, стала играть заметную роль в музыке. Jeff Beck, Jimi Hendrix и Eric Clapton были среди первых пользователей этого эффекта, и «квакали» они так, что было невозможно отказать в экспрессивности этого эффекта.

С тех пор, «квакушку» использовали такие гитаристы, как Slash, Joe Satriani, Steve Vai и многие, многие другие. И за все это время, так или иначе, педаль wah-wah стала неотъемлемой частью оборудования многие гитаристов.

Мы собрали, по-нашему мнению, 10 лучших композиций с использованием «квакушки» из того гигантского объема композиций, которые были написаны за последние 50 лет.

“I Aint’ Superstitious”

Jeff Beck: Truth (1968)

Бэк превратил эту блюзовую классику Willie Dixon в суровую роковую песню. Его мощные партии и заполнения с «квакушкой» дают дополнительную агрессию, иногда даже кажется, что его гитара разговаривает.

“Telephone Song”

Vaughan Brothers: Family Style (1990)

Стиви известен тем, что на своих каверха на Хендрикса, помимо прочего, «выезжал» на «квакушке». И тут он снова это сделал. Слушаем отличную композицию с альбома Family Style Vaughan Brothers. Единственный альбом Стиви и его брата Джимми, и, к сожалению, последний для Стиви.

“Sweet Child O’ Mine”

Guns N’ Roses: Appetite for Destruction (1988)

На соло к “Sweet Child O’Mine” Guns’n’Roses Slash по динамическому напряжению и расслаблению своих дикий wah-ликов в кульминации, приближается к классической музыке или к музыке для фильма.

“Bad Horsie”

Steve Vai: Alien Love Secrets (1995)

Свою подписную «квакушку» от Morley Стив Вай назвал “Bad Horsie”, в честь этой композиции. Его зернистые, стальные, вокалоподобные мелодии как будто из какого-то демонического ночного кошмара, так же как и прочие пульсирующие звуки из которых звук wah-wah – лучший.

“Presence of the Lord”

Blind Faith: Blind Faith (1969)

Просто блестящая стоккатная фигура (примерно на 2.35) делает это соло Эрика Клэптона в Blind Faith выдающимся, и она просто отлично предвосхищает стремительные, эмоциональные лики, которые идут за ней.

“Wah Wah”

George Harrison: All Things Must Pass (1970)

Ну, Джордж Харрисон действительно написал песню “Wah Wah” для своего размашистого и великолепного альбома All Things Must Pass. Что тут еще можно сказать?

“White Room”

Cream: Wheels of Fire (1968)

Колючие и вкусные партии Эрика Клэптона метаются туда и обратно в композиции White Room от Cream. А еще это акцентированное пронзительное соло в конце.

“25 or 6 to 4”

Chicago: Chicago (1970)

Когда, наконец Terry Kath перехватывает управление композицией у духовой секции, во время соло, он выпускает на волю практически идеальный мелодический ход, который заканчивается артиллерийским вах-выстрелом в конце. Получите!

“Voodoo Child (Slight Return)”

Jimi Hendrix Experience: Electric Ladyland (1968)

Возможно, это одно из самых чувственных и подражаемых интро, какие, вообще, есть. Танцующая партия Джими на Voodoo Child – это бесподобно сделанный дикий рёв, который щелкает слушателя по лицу, сразу после интро.

“Surfing with the Alien”

Joe Satriani: Surfing with the Alien (1987)

Joe Satriani жжёт, шрэддит, визжит и кусает в своей насыщенной партии на “Surf With The Alien” и показывает нам, сколько эмоционально насыщенных звуков может получить от «квакушки» настоящий Мастер.

Читаем по теме:

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Читайте также:  Гитара как улучшить технику
Оцените статью