- Разбираемся со звукоснимателями в электрогитарах
- Типы и устройство
- Особенности и области применения
- Конструктивные особенности, разновидности, классификация звукоснимателей
- Особенности звука
- Влияние магнитов на звук
- Звукосниматели активные и пассивные
- Фирмы, бренды
- Эксплуатация, настройка, регулировка
- О целесообразности апгрейда датчиков
- Выбираем звукосниматели для электрогитары под стиль музыки
- Как выбрать звукосниматель для электрогитары?
- Что такое звукосниматель
- Устройство электромагнитного звукоснимателя
- Типы звукоснимателей
- Пассивные звукосниматели
- Как выбрать активные звукосниматели
- Виды звукоснимателей
- Хамбакер
- Рельсовый хамбакер
- Сингл
- Типы магнитов для звукоснимателя
- Нэковый и бриджевый звукосниматели для электрогитары
- Настройка звукоснимателей
- Регулировка высоты звукоснимателя
- Настройка сердечника
- Заключение
Разбираемся со звукоснимателями в электрогитарах
Типы и устройство
Все многообразие моделей гитарных звукоснимателей сводятся к двум основным видам — синглы и хамбакеры:
- сингл (англ. Single Coil), в полном соответствии с своим названием — звукосниматель с одной катушкой. Классический сингл — это например, звукосниматель с гитары Fender Stratocaster. Шесть магнитов из сплава Альнико, вокруг которых на катушке намотана обмотка — несколько тысяч витков тонкого медного провода.
- хамбакер (англ. Humbucker), в вольном переводе с английского — «убиратель шума», содержит две катушки, один общий плоский магнит и систему магнитопроводов.
Особенности и области применения
Нельзя сказать, что один вид звукоснимателей лучше, чем другой. У каждого — свои сферы применения.
Синглы дают звук более яркий, звонкий. Многие определяют его как «стеклянный». Обертонов и гармоник в спектре сингла заметно больше, чем у хамбакера. Конечно, у каждой разновидности сингла свои особенности — например, легендарные «мыльницы» P90 за счет двух мощных альнико-магнитов и массивной катушки, дают и звук более низастый, мясистый, и отлично сочетаются с гитарами форм-фактора Les Paul. Но большинство синглов компактнее и легче, чем хамбакеры. Оборотная сторона медали сингла — фон, особенно сильно досаждающий при игре с сильным перегрузом. И сделать с этим ничего нельзя. Как говорит гитарная пословица — «если сингл не фонит, значит, он сломался». Все попытки компенсировать фон сингла разными устройствами и хитрыми конструкциями приводят помимо снижения фона, и к «убийству» того самого саунда, за который их любят и ценят.
Хамбакер, как и обещает его имя, шумит неизмеримо меньше. Кстати, совсем, до нуля он фон не убирает — если сделать хамбакер с нулевым уровнем шума, то и звучание его станет уже неприемлемым, совсем «кастрюльным». Кроме того, две катушки хамбакера позволяют получить сигнал гораздо более «тельный», мясистый, с большим количеством низа и низкой середины в спектре. Именно за оба эти качества хамбакеры любимы гитаристами, дружными с дисторшнами, фузами, и играющих тяжелую музыку.
Конструктивные особенности, разновидности, классификация звукоснимателей
Сингловых звукоснимателей существует множество подвидов:
- «Мыльница» P90
- фендеровские синглы гитар Jazzmaster и Jaguar
- звукосниматели Telecaster
- датчики формата Leepstick
- и многие другие.
Все они разрабатывались под определенные модели гитар, имеют разные технические данные, но конструктивно очень похожи. У всех в основе — одна катушка и магнит, либо один общий, иногда с магнитопроводами, либо под каждую струну — отдельный.
Хамбакеры могут быть с открытыми катушками или закрытые металлическими крышками, с керамическими либо металлическими магнитами, и с разной конструкцией магнитопроводов. Есть и хамбакеры, «замаскированные» под синглы — рельсовые минихамбакеры в формате фендеровского датчика, а также вертикальные хамбакеры, носящие свое имя — хамканселлеры, и у них две катушки расположены вертикально, одна над другой.
Особенности звука
Есть огромное количество моделей звукоснимателей, и у всех у них — разное звучание. Главное, что определяет тембр звукоснимателя, это его сопротивление и тип магнита, и эти данные обязательно есть в спецификациях, и именно на них надо в первую очередь смотреть, когда выбираем новый звукосниматель.
В первой половине прошлого века, на заре рока, звукосниматели были только с металлическими магнитами, из сплава Альнико, и имели сравнительно небольшое сопротивление — около 5 кОм для синглов, и 6-8 кОм для хамбакеров. Звучание у них более светлое, чистое, открытое, яркое, но при этом выходной сигнал довольно таки слабый. Такие, с винтажными характеристиками датчики, производятся и сейчас.
С появлением более тяжелых стилей, блюзрока и хардрока, музыканты столкнулись с тем, что такие датчики не «раскачивают» примочки и усилители, и нет возможности получить сильный, «злой» перегруз. И сопротивления катушек стали расти. Сейчас есть хамбакеры с сопротивлением достигающим 20 кОм, а для сингла сопротивление обмотки в районе 10 кОм, теперь уже норма.
В 1972 г. фирма DiMarzio выпустила легендарный хамбакер DP 100 с большим, около 14 кОм сопротивлением и керамическим магнитом. Это придало ему еще больше мощи, и датчик произвел настоящую революцию в гитарном звуке. Но, как у всего в нашем мире, у всех этих новшеств была и обратная сторона. С ростом сопротивления звукосниматель становится мощнее, но при этом неизбежно теряет высокие частоты, прозрачность звука. Керамический магнит еще более усугубляет это свойство. Для чистого звука, для легких стилей такие датчики пригодны ограниченно, их стихия — сильно перегруженный звук.
Влияние магнитов на звук
Металлические магниты, используемые в обоих типах звукоснимателей — и в синглах и хамбакерах, также различаются по своим параметрам. Есть сплавы Альнико (англ. Alnico) 2, а также и Альнико 3, 4, и 5. Альнико 2 — самые слабые, и при этом самые нежно и певуче звучащие. Чем выше номер — тем более звонкий и задиристый характер будет у звука. А еще бывают звукосниматели с керамическими магнитами.
Хамбакеры различаются по возможностям коммутации. Классические датчики имеют один сигнальный провод в экранирующей оплетке. Но проводов может быть и два, и три, и четыре. Чем их больше, тем больше возможностей для разной коммутации датчика и соответственно, и больше разных звучаний, получаемых от него.
Звукосниматели активные и пассивные
Помимо вышесказанного, есть еще одно глобальное деление датчиков, на две категории — актив и пассив.
Пассивные, о которых речь шла выше, преобразуют колебания струны в электрический сигнал, довольно-таки слабый, (в среднем около 100мВ), который далее попадает в темброблок гитары, и затем в усилитель.
Активные звукосниматели имеют встроенный, либо находящийся в темброблоке преамп, питающийся от батарейки. И предварительное усиление сигнала происходит уже непосредственно в гитаре. Теперь можно не разгоняя огромное сопротивление датчика, добиться мощного выхода, скорректировать его по частотам. И на вход усилителя поступит мощный сигнал, менее подверженный шумам и помехам.
Конечно же, представители «тяжелого цеха» гитаристов особо полюбили активные датчики именно за это — ведь проблемы фона в них стали гораздо меньше! Но вместе с тем, многие считают, что звучание активных датчиков менее естественное, и нивелирует звук дерева самой гитары. Да и следить чтобы не села батарейка — тоже лишняя забота. Соответственно сказанному, при выборе звукоснимателя нужно иметь в виду стилистику своего желаемого звучания и подбирать датчик, соответствующий ему.
Фирмы, бренды
Высочайшим качеством обладают заводские датчики фирм Gibson (Гибсон) и Fender (Фендер). Надежные, звучные, проверенные временем и очень широко представлены на нашем рынке звукосниматели фирм Seymour Duncan и DiMarzio. Практически безальтернативны среди активных датчиков — знаменитые EMG (слэнговое название — Ежи). Неплохие бюджетные датчики производит фирма Belcat (Китай).
Для любителей изысков звука существуют бутиковые датчики, мелкосерийные либо ручной работы: Bare Knuckle, Lindy Fralin.
Очень интересную нишу занимают датчики корейской фирмы Tesla: будучи по сути, бутиковыми — изготавливаемые в основном вручную опытными мастерами, они по цене соизмеримы с брэндовыми звукоснимателями массовых серий.
Эксплуатация, настройка, регулировка
Звукосниматель — прибор достаточно простой и неприхотливый. Многие датчики «золотой эпохи рок-н-ролла» до сих пор в строю, отлично звучат и, если они брендовые, стоят при этом огромных денег.
Самая нежная часть датчика — обмотка. Порвать ее очень легко, но правда, у большинства звукоснимателей она надежно защищена. В основном гибель датчиков происходит от неквалифицированных вмешательств в него. Звукосниматель должен быть надежно закреплен на гитаре, не болтаться на винтах, и его сердечники должны быть в непосредственной близости от струн, на расстоянии примерно 2-3 мм.
Мнения о том, что сильно утопленный датчик помимо струн будет снимать звук самого «дерева» гитары — миф. Хороший датчик, залитый парафином и не имеющий своих механических резонансов, снимает практически только колебания струн. Утопленный же от струн датчик будет иметь слабый сигнал, плохое соотношение сигнал/шум, мутный тембр и слабую атаку. Правда, при сильном приближении к струнам магнитов датчика, несколько увеличивается компрессия, и кроме того нэковый датчик может спровоцировать «волчки» — биения в звуке струны.
Очень сильно зависит работа звукоснимателей от качества распайки и монтажа.
О целесообразности апгрейда датчиков
Это больная тема «русского гитаризма»! Умы многих наших музыкантов не покидает идея, что взяв дорогие датчики, можно превратить бюджетную гитарку в кастомшоп. Многие тратят на бесконечные поиски саунда огромные деньги, превышающие стоимость самого инструмента. Обольщаться не стоит!
Само слово звукоСниматель говорит нам о том, что этот прибор — не генератор, не источник звука! Он может снять лишь то, что содержится в спектре звучащего инструмента. Да и то не весь спектр, а лишь его часть. Поэтому, если само дерево не выдает нужных частот — датчик это не в состоянии поправить.
Мой многолетний опыт говорит о том, что по-настоящему крутая гитара будет неизменно хорошо звучать с самыми разными качественными датчиками. По-разному, но всякий раз круто. Если же дерево изначально слабое, то с разными датчиками гитара будет звучать тоже каждый раз по-разному, но неизменно плохо. Когда имеет смысл апгрейд? Если вам нужна смена характера звучания инструмента. Если у вас бюджетная гитара — китайская, корейская, японская — то 99% вероятности того, что на ней стоят дешевые датчики с ферритовыми магнитами. Целесообразно заменить их на бюджетные отечественные датчики, типа Фокина или Приборы. Чуда не произойдет, но звук все же будет звонче, разборчивее, интереснее. Если у вас отличный страт USA, но вы играете «тяжеляк» — вполне будет уместно в бридж посадить ему рельсовый хамбакер в формате сингла, или если позволяет геометрия ниши в корпусе, и полноразмерный хамбакер. Результат будет отличный. Если вам достался Gibson LP с зубодробительным Т500 в бридже, а вы играете блюз — замените его на винтажного характера, традиционный PAF, и получите нужный вам саунд.
Замена активных датчиков на пассив или наоборот, в зависимости от стилистики, тоже помогает получить от инструмента то, что вы хотите. Вообще надо сказать — даже очень хорошие, дорогие, брендовые гитары — это некий усредненный, «общечеловеческий» продукт. Никто не запрещает ставить опыты по поиску звука, удовлетворяющего именно вашим вкусам и запросам. Но делать это целесообразно лишь в рамках соответствия класса гитары и ее звукоснимателей.
Источник
Выбираем звукосниматели для электрогитары под стиль музыки
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Так вот, о синглах… Главное отличие таких звукачей от хамбакеров в количестве катушек — у синглов она одна. Как мы уже упоминали, звукосниматели такого типа не очень подойдут музыкантам, исполняющим тяжелую музыку. Почему? Частично из-за фона, который образуется от перегруза (хотя есть синглы с шумоподавлением). Эти звукосниматели снимают не только сигналы струн, но и случайные помехи — собственно, причину гудящего фона. Поэтому синглы лучше покупать любителям более легкой музыки. И обязательно стоит позаботиться о нойз-гейтах.
Хамбакеры были созданы позднее — как альтернатива синглам. Они состоят из двух катушек, намотанных в разные стороны, что позволяет уменьшить фон. Конечно, наличие фона зависит не только от звукачей (еще от уровня гейна и экранировки самого инструмента), но это тоже очень важный фактор. Чаще всего, хамбакеры не боятся перегруза, поэтому рок-музыканты отдают предпочтение именно таким звукоснимателям.
Существует еще один тип классификации звукоснимателей: активные и пассивные. Активные характеризуется более мягким звучанием и меньшим выходным сопротивлением. Пассивные, соответственно, часто имеют более жесткое звучание и большее выходное сопротивление. Но это не является определяющим фактором при выборе звукачей под стиль музыки. Здесь важнее бренд и характеристики конкретной модели.
Звукосниматели DiMarzio подойдут для тяжелой музыки, но будут не очень уместными для легких стилей: их большой выход делает саунд слишком жестким, например, для блюза. Вообще звук у DiMarzio — яркий, плотный, насыщенный. Много легенд музыкальной индустрии есть/были поклонниками этого бренда. Например, Керри Кинг, Джефф Ханнеман, Курт Кобейн, Джерри Гарсия, Эдди Ван Хален и другие.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Как выбрать звукосниматель для электрогитары?
Что такое звукосниматель
Звукосниматель представляет собой электрическое устройство, которое предназначено для преобразования звуковых волн, которые исходят от струны гитары в сигналы электрического типа. Такое оборудование разделяется на два типа, а именно на пьезоэлектрические и электромагнитные звукосниматели. Рассмотрим все возможные виды и определимся как выбрать звукосниматель.
Устройство электромагнитного звукоснимателя
В момент воздействия на струну, она начинает свое колебание в пределах электромагнитного поля, создаваемого магнитным датчиком. В это время внутри катушки (в ее проволоке намотанной вокруг электромагнитов) появляется ток. Далее ток передаётся в гитарный усилитель с помощью кабеля или радиосистемы.
Важно понимать, что датчики имеют непосредственное влияние на звуковой окрас, поскольку они обладают различными степенями компрессии, уровнями сигналов и амплитудно-частотными характеристиками. И поэтому можно сделать вывод, что замена звукоснимателя способно изменить характер звучания музыкального инструмента радикально. Сегодня популярными считаются магнитные, поэтому о них следует рассказать более подробно.
Типы звукоснимателей
В настоящее время существуют такие типы звукоснимателей как активные и пассивные. Разберем особенности каждого из них в отдельности.
Пассивные звукосниматели
Как вы уже поняли, звукосниматели преобразуют механические колебания струны в электрические. После этого полученный сигнал передается через шнур в усилитель. Звукосниматели, в которых стоят датчики пассивного типа, подают в усилительное оборудование сырой сигнал без каких-либо преобразований. Следует также знать, что регулировки звука и его тональности ухудшают уровень высоких частот, если использовать пассивный звукосниматель. Происходит это потому, что он состоит только из катушек и магнитов и имеют самую простую схему подключения.
Громкость сигнала в пассивном звукоснимателе напрямую зависит от числа витков на его катушке.
В свою очередь, если на ней намотано большое их число, это приводит к большому сопротивлению звукоснимателя для гитары и высокой индуктивности. За счет этого сигналы в верхних и нижних частотах ослабевают и поэтому в таких моделях так ярко выражены именно колебания средней частоты. И именно поэтому слушателям и кажется, что такие устройства звучат громче, поскольку наше ухо лучше всего улавливает именно средние частоты. В случае, если в пассивных звукоснимателях стоят сильные магниты и намотано большое количество витков катушки, то он может влиять на колебание струны. К примеру, она может быстро затухать, могут образовываться волчки и т.д.
Как выбрать активные звукосниматели
В первую очередь следует знать, что в активных звукоснимателях для гитар стоят катушки с небольшим количеством витков. За счет этого, сопротивление будет гораздо слабее, что приведет к меньшему ослабеванию частот низкого и среднего типа. И поэтому звук получается не полным и широкодиапазонным. К сожалению, активные модели передают очень слабый сырой сигнал, который должен передаваться на усилитель. Для того, чтобы его усилить, его оснащают встроенным миниатюрным усилителем звука, который находится непосредственно в самом «звучке». За счет того, что активные выдают более широкий диапазон и имеют предусилитель, отпадает необходимость выкручивания гейна на комбике.
Существуют также активные пъезозвукосниматели.
Виды звукоснимателей
Поскольку стилей музыки существует большое количество, то для определенных из них предусмотрены свои виды звукоснимателей для гитар. Рассмотрим их в отдельности.
Хамбакер
Хамбакер представляет собой два сингл с двумя катушками, которые подключены к противофазе. За счет этого сигнал струнного колебания остается неизменным, а шумы от разных катушек гасятся друг об друга. Уровень гашения помех напрямую зависит от качества самих обмоток. Отличительной особенностью данного вида – это плотный звук, однако он является более тусклым, чем в других аналогах за счет того что в исходящих сигналах существует небольшая разница, начинает гаситься и теряться небольшая их часть. Небольшой размер хамбакера позволяет его установить в любую акустическую гитару.
Рельсовый хамбакер
Рельсовый хамбакер является одним из самых популярных разновидностей вышеупомянутого вида звукоснимателей. Вместо 12ти сердечников в него встроены 2 пластины, которые могут напоминать рельсы. Выполнен такой хамбакер в характерном корпусе сингла. Его отличительной особенностью является то, что данное оборудование для гитары распределяет звук чище, равномернее, и улавливает с его меньшими потерями.
Сингл
Сингловые звукосниматели появились самыми первыми, однако не теряют свою популярность и по сегодняшний день. Отличительной их особенностью является передача яркого и чистого звука. В своем строении они имеют несколько магнитов (от 4х до 6 шт.) и одной катушки с витками из меди.
Сингл или хамбакер? Сингловые звучки имеют один и весьма существенный недостаток – это довольно длинный проводник металлического типа. Кроме этого, из-за того, что он находится под постоянным воздействием сильного электрического магнитного поля, он превращается в самую настоящую антенну. Поэтому он начинает улавливать даже низкие радиочастоты и поэтому могут появляться дополнительные шумы. Следует также отметить, что в настоящее время на рынке существуют переключатели звукоснимателей. Они позволяют «повесить» на гитару несколько их типов и переключатся между ними в необходимый момент игры.
Типы магнитов для звукоснимателя
В настоящее время производители звучков используют в своих устройствах разные типы магнитов. Самыми известными считаются Alnico (алюминиевый, кобальтовый и никелевый сплав) и Ceramic (магниты из керамических смесей и оксидов железа). Разберем их подробнее:
- Ceramic. Сегодня считается самым сильным типом магнита для «звучков». Исходя из этого, окончательный звук от струны инструмента получается длинным и громким, выражен характерный электрический фон (преобладают верхние и средние частоты, нижние практически нельзя уловить). В большинстве случаев такие магниты используются при игре тяжелой рок музыки на лучших гитарах для металла.
- Alnico 8 – самый сильный магнит из представителей своего типа. Он довольно сильно притягивает сруну, что позволяет на выходе получать громкое звучание. В основном преобладают высокие частоты, на фоне – средние. Такие магниты используют для игры тяжелой музыки. Эти звукосниматели подойдут для бас гитары.
- Alnico 5 является стандартом качества разновидностей звукоснимателей этого типа магнитов. Звук на выходе получается как в меру четким, так и в мер визгливым. Это же касается и перегруза. Если сравнивать его с Ceramic, то он практически ничем не уступает ему по качеству звука. Такие магниты могут применяться как для спокойной блюзовой музыки, так и для тяжелого металла. Отличный вариант для акустической гитары со звукоснимателем.
- Alnico 2. Этот магнит является самым слабым и представителей своего типа. Он само меньше воздействует на струну, поэтому ее колебания практически естественны. Поэтому звук на выходе появляется мягким, плавным и не визгливым, преобладают средние и низкие частоты. Для этого магнита характерны такие типы музыки как кантри, джаз, блюз и т.п.
Сплавы, используемые в конструкции электрогитарных звукоснимателей
Нэковый и бриджевый звукосниматели для электрогитары
Начинающие гитаристы задаются вопросоми – в чем различие между бриджевым и нэковым звукоснимателем? Как выбрать звукосниматель? Ответ очевиден – расположение первого звукоснимателя вблизи бриджа, второй находится как можно дальше от него. В результате бриджевый датчик улавливает значительно меньшую амплитуду колебания струны гитары.
Можно сделать довольно простой вывод – звук струны, который издается вблизи бриджа более насыщенный обертонами, пьезовый датчик улавливает шире и громче.
Преобладают средние и низкие частоты. Касательно нэкового звукоснимателя, то звук от него исходит более чистый, стерильный и конкретный, но значительно тише. Поэтому каждый из этих звукоснимателей подходит для определенных видов музыки и стилей игры на гитаре. Нэковый отлично подходит для сольных партий и риффов, а бриджевый для рока. И тот и тот тип может играть на перегруженном звуке, однако они будут иметь свои специфики, поэтому исходя из этого, следует сделать вывод – выбор определенного из них, это дело вкуса.
Настройка звукоснимателей
Каждому человеку имеющего у себя в наличии звукосниматель, рано или поздно придется проводить его регулировку. Представим вашему вниманию как ее провести.
Регулировка высоты звукоснимателя
Регулировка высоты звукоснимателя представляет собой процесс затягивания или отпускания его винтов, которые располагаются по краям его корпуса. Они предназначены не только для того, чтобы закрепит устройство на корпусе гитары, но еще и для того, чтобы отрегулировать его высоту касательно струн музыкального инструмента.
На сегодняшнем рынке существует огромное количество фирм-производителей данного музыкального оборудования. Поэтому довольно часто можно встретить, что винты для регулировки высоты звукоснимателя могут находиться под его крышкой. Для того чтобы поднять высоту устройства нужно закручивать винты (крутить по часовой стрелке), а для того чтобы опустить – соответственно влево (против часовой стрелки).
Для того, чтобы добиться сильного и плотного звучания звука нужно как можно выше подтянуть звукосниматель к струнам инструмента, однако следите за тем, чтобы при игре они не прикасались к самому звукоснимателю. Впоследствии это крайне негативно может отобразиться на звучании. Для того, чтобы получить звук менее агрессивного типа, необходимо отрегулировать положение высоты звукоснимателя как можно ниже в отношении к струнам гитары.
Получить идеальное звучание можно лишь исследовательским методом путем проб и ошибок, подобрав для себя оптимальную высоту. Профессионалы советуют проводить регулировку высоты звукоснимателя постепенно, после каждый настройки подключать его к усилителю и проверять качество звука. К тому же, уделите внимание также и вращению винтов, они должны вращаться равномерно.
Настройка сердечника
После того как вы отрегулировали высоту звукоснимателя относительно струн гитары, следует также провести заняться и регулировкой самих его сердечников.
Магнитные сердечники представляют собой шесть магнитных стержней металлического типа (для сингла) или двенадцать для хамбекера. В первую очередь следует отметить, что регулировать сердечники можно не на всех звукоснимателях. Проверить это довольно просто: посмотрите на них, если вы увидите небольшие винтики для отвертки или отверстия для шестигранного ключа, тогда вы сможете их отрегулировать. Если их не обнаружили, значит, возможность их регулировки на вашем звукоснимателе недоступна.
Если вы хотите его поднять, то нужно всего лишь ослабить винтовые крепления до того, пока не получите необходимую высоту. Однако следует знать, что на некоторых звукоснимателях нельзя ее менять, это часто указывается в инструкции (техническом паспорте) купленного звукоснимателя. Настройка высоты сердечников доступна на большинстве хамбекеров, значительно реже встречается у синглов.
Следует знать, что настройка сердечников – это очень кропотливый и ювелирный процесс. Не поднимайте их слишком близко к струнам, вы сможете сильно ухудшить качество выходящего в усилитель звучания.
Заключение
В заключении стоит отметить, что звукосниматель можно ассоциировать с интимной вещью для каждого музыканта. Потому что их видов, типов оборудования, магнитов и т.п. сейчас существует достаточно для того чтобы удовлетворить требования даже самого привередливого музыканта.
Мы надеемся, что информация в данной статье была интересна и полезна для вас. Ответ на вопрос как выбрать звукосниматель теперь стал более очевиден. Успехов вам в выборе музыкального оборудования. Желаем удачи!
Источник