Лучшие исполнители бетховена фортепиано

Лучшие исполнители бетховена фортепиано

Прошу прощения, но по сонатам темы на форуме уже есть:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=8346
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=6664

Но про концерты — нет?

Концерты все вместе и порознь — пожалуй, всё-таки Гилельс (Третий особенно хорош на старой виниловой пластинке у молодого Гилельса). Рихтера, при всем уважении, в этом репертуаре не люблю, равно как не люблю, когда концерты Бетховена играют дамы (хотя сонаты в их исполнении нередко даже предпочитаю «мужским» версиям — это я о Юдиной и Гринберг).

Запомнился слышанный «живьем» Первый концерт в исполнении Даниэля Баренбойма в Москве в 1980-х годах: он сам играл и сам дирижировал, причем у рояля была закрыта верхняя крышка, чтобы звук больше напоминал исторические инструменты. Это было очень элегантно и притом поэтично, не создавалось ощущения циркового трюка.

Откровением стал Тройной концерт, сыгранный в Москве где-то в начале 2000-х годов А.Любимовым, Н.Кожухарем и, кажется, П.Сербиным (если ошиблась, извините), под управлением К.Хогвуда (оркестр студентов Консерватории). Хотя технически там были какие-то мелкие накладки, именно это исполнение мне показалось наиболее адекватным авторскому замыслу. Существующие записи (например, с Рихтером, Ойстрахом и Ростроповичем) излишне монументализируют это произведение и нарушают звуковой баланс, заставляя камерное трио звучать наравне с оркестром — а тут вся соль именно в контрасте «личного» и «общего».

Читайте также:  Ноты бах виолончельная сюита для гитары

1-й — Рихтер с Мюншем, Аррау с Хайтинком, Гульд.
2-й — Аррау с Хайтинком, Гульд.
3-й — Гульд с Караяном!
4-й — Рубинштейн с Дорати (видео) — молитвенность, христианское смирение, Гринберг — человечность, Гульда с Клюитансом (1965, live) — буйная радость.
5-й — Ашкенази с Шолти, Горовиц с Райнером.

Пока не слышал ни Эмара (совсем), ни Бакхауза (в концертах Бетховена). Алексей, есть ли у Вас возможнось выложить пару небольших файлов для ознакомления?

P.S. Предлагаю автору потока и модераторам все-таки убрать сонаты из названия темы, оставив только концерты.

Пятый концерт замечателен с В.Гизекингом и, нет, не с Караяном, а с Г.Кантелли (тем самым, которого А.Тосканини считал своим преемником). Плюс — изумительное, тонкое прочтение сонат.
4-й с Фуртвенглером и К.Хансоном 1943 г.
Так же замечательно с М. Юриной (оба, и 4-й и 5-й), с К.Аррау (дир. Хайтинк. Сонаты все-таки не очень); с Фридрихом Гульдой (под управлением Х. Стейна), что несколько странно, т. к. сонаты с Гульдой (60-х гг) мне не близки совершенно — холодно, сплошная долбежка и без внутренней глубины — наверное это и есть «джазовое начало» в классике, одним словом, драйвово. Хотя, знаю, что многие со мной не согласятся.
По воспоминаниям детства очень хорош Э.Гилельс (все пять с Кливлендским оркестром, дир. Дж. Сэлл) — давно не слушал (на виниле).

Не знаю, есть ли с Гленом Гульдом. Но относительно сонат, равно как и тех вещей, которые слышал в его исполнении, полностью согласен с Пионером. Человек использовал одну систему фишек, один шаблон и катался на этом всю свою жизнь. При том, что к содержательной стороне музыки это не имело никакого отношения. Но тем не менее, мне всегда интересно послушать с ним те записи, с которыми ранее не сталкивался. Парадокс, но относительно тех исполнителей, которых не преемлю вовсе, такого сказать не могу. Они мне просто не интересны. А здесь — живой, неподдельный интерес.

Нет: 5-й с В.Фуртвенглером и Э.Фишером (через меру тяжеловесно и пафосно, кроме средней части. Она действительно болеее чем хороша), 1-й с Рихтером и Ш.Мюншем, впрочем, как и 2-й Брамса, с Э.Ляйнсдорфом. Не нравится с М.Аугерих и Дж.Синополи — выпендрежно (особенно 1-й) как-то, ни о чем. А живьем мне показалось весьма интересным исполнение всех пяти в один вечер (БЗК) Б. Березовским. Очень камерно, тепло и с чувством стиля.
Артура Шнабеля пока не слышал, как еще и многих многих.

Источник

Фортепианные произведения Людвига ван Бетховена

Фортепианные произведения Людвига ван Бетховена имеют эпохальное значение в фортепианной литературе. Бетховен сам был прекрасным пианистом, который либо сам исполнял многие свои произведения, либо писал их для школьников, чтобы они репетировали с ними. В этой статье перечислены произведения для фортепиано соло и произведения для фортепиано с оркестром.

Содержание

Сонаты для фортепиано

Без трех ранних сонат из Бонна, которые не входят в канон, Людвиг ван Бетховен написал в общей сложности 32 сонаты для фортепиано . Они являются одними из самых важных произведений в фортепианной литературе. Согласно известной оценке Ганса фон Бюлова , он также известен как «Новый Завет» фортепианной литературы; «Ветхий Завет» фортепианной литературы — это « Хорошо темперированный клавир » Баха .

Первая группа: №№ 1–11 (Opus 2 — Opus 22)

Три сонаты для фортепиано op.2 (1795)

Соната для фортепиано No. 1 фа минор, соч.2 No. 1

  1. Аллегро
  2. адажио
  3. Менуэт / Трио: Аллегретто
  4. Престиссимо

Иногда его называют малыми аппассионатами . Однако сходство во многом ограничивается идентичным ключом. Типичная черта музыки Бетховена становится ясной в первой части: ритмический мотив ( пунктирная четверть, за которой следует триоль из шестнадцатой ноты ) проходит через всю часть. Для музыки Бетховена также характерны четкие акценты и резкие динамические колебания. Бетховен посвятил эту сонату Йозефу Гайдну, своему учителю в Вене. Именно с этой сонатой Бетховен впервые выступил перед публикой. По исполнению (классическая сонатная форма, обработка тем) она до сих пор во многом соответствует модели Гайдна и Моцарта. Соната для фортепиано No. 2 ля мажор, соч.2 No. 2

  1. Allegro vivace
  2. Ларго аппассионато
  3. Скерцо / Минор: Аллегретто
  4. Рондо: Грациозо

Соната для фортепиано No. 3 до мажор, соч.2 No. 3

  1. Аллегро кон брио
  2. адажио
  3. Скерцо / Трио: Аллегро
  4. Аллегро ассай

Эта соната превосходит две другие по размаху. Первая часть напоминает фортепианный концерт — она ​​содержит две каденции , что подчеркивает виртуозный характер произведения.

Посвящается графине Бабетте фон Кеглевикс .

  1. Allegro molto e con brio
  2. Ларго, кон гран эспрессион
  3. Аллегро
  4. Рондо: Poco allegretto e grazioso

Бетховен назвал ее Большой сонатой . На самом деле, он обязательно превосходит своего предшественника не по длине, а по внутренним размерам. Современники называли ее влюбленной — во время сочинения Бетховен бредил своей ученицей графиней Бабеттой фон Кеглевикс, которой посвящено произведение.

Три сонаты для фортепиано op.10 (1798)

Сонаты посвящены графине Анне Маргарет фон Браун.

Посвящается князю Карлу фон Лихновскому .

  1. Могила — Allegro di molto e con brio
  2. Адажио кантабиле
  3. Рондо: Аллегро

Две сонаты для фортепиано op.14 (1799)

Соната для фортепиано No. 9 ми мажор, соч.14 No. 1 Посвящается баронессе Йозефе фон Браун.

  1. Аллегро
  2. Аллегретто
  3. Рондо: Allegro comodo

Соната для фортепиано No. 10 соль мажор, соч.14 No. 2 Посвящается графине Анне Маргарет фон Браун.

  1. Аллегро
  2. Анданте
  3. Скерцо: Allegro assai

Посвящается графу Иоганну Георгу фон Браун-Камю .

  1. Аллегро кон брио
  2. Adagio con molta espressione
  3. Менуэтто
  4. Рондо: Аллегретто

Вторая группа: №№ 12-27 (Opus 26 — Opus 90)

Эта соната, посвященная князю Карлу фон Лихновскому, знаменует собой новый этап в фортепианном искусстве Бетховена.

  1. Andante con variazioni
  2. Скерцо / Трио: Allegro molto
  3. Marcia funebre sulla morte d’un eroe
  4. Аллегро

Две сонаты для фортепиано op.27 (1801)

Оба имеют прозвище Sonata quasi una fantasia . Вторая популярна под названием «Лунная соната».

Посвящается Йозефу Эдлему фон Зонненфельсу .

  1. Аллегро
  2. Анданте
  3. Скерцо / Трио: Allegro vivace
  4. Рондо: Allegro ma non troppo

Три сонаты для фортепиано op.31 (1801–1802)

Часто цитируемое высказывание Бетховена после завершения Сонаты op.28: «Я не удовлетворен своей предыдущей работой, с этого момента я хочу пойти другим путем», относится к этим трем произведениям, особенно к работе ре минор , которая получила прозвище «Шторм» получил. Три сонаты были опубликованы между 1803 и 1805 годами.

Эти сонаты — легкие произведения, предназначенные для изучающих фортепиано.

Соната для фортепиано No. 19 соль минор, соч.49 No. 1

  1. Анданте
  2. Рондо: Аллегро

Соната для фортепиано No. 20 соль мажор, соч.49 No. 2

  1. Аллегро, ма не троппо
  2. Tempo di menuetto

Посвящается графу фон Вальдштейну .

  1. Аллегро кон брио
  2. Введение: Adagio molto
  3. Рондо: Allegretto moderato — Prestissimo
  1. In Tempo d’un Menuetto
  2. Аллегретто

Эта соната, считающаяся одним из главных произведений фортепианного искусства Бетховена, посвящена графу Францу фон Брунсвику .

  1. Аллегро ассай
  2. Andante con moto
  3. Allegro ma non troppo — Престо

Посвящается графине Терезе фон Брунсвик .

  1. Адажио кантабиле — Allegro ma non troppo
  2. Allegro vivace
  1. «Прощай»: Адажио — Аллегро
  2. «Отсутствие»: Andante espressivo
  3. «Воссоединение»: Vivacissimamente

Бетховен посвятил эту фортепианную сонату эрцгерцогу Рудольфу .

В нашем сборнике эта соната, посвященная графу Морицу фон Лихновскому, представляет собой конец второго творческого периода Бетховена; однако это стоит обсудить.

  1. С живостью и определенно с чувством и выражением
  2. Не слишком быстрая и очень певучая для исполнения

Поздние фортепианные сонаты: №№ 28–32 (Opus 101 — Opus 111)

«Маленькая соната для фортепиано» посвящена барону Доротее фон Эртманн .

  1. Немного живо и доставляет самые интимные ощущения (Allegretto, ma non troppo)
  2. Оживленный. Марш (Vivace alla marcia)
  3. Медлительность и тоска (Adagio, ma non troppo, con affetto)
  4. Быстро, но не слишком много и решительно (Аллегро)

Бетховен посвятил свою величайшую сонату для фортепиано эрцгерцогу Рудольфу .

  1. Аллегро
  2. Скерцо: Assai vivace
  3. Adagio sostenuto. Appassionato e con molto sentimento
  4. Ларго — Allegro risoluto

Соната посвящена Максимилиану Брентано.

  1. Vivace, ma non troppo — Adagio espressivo
  2. Престиссимо
  3. Пение с глубочайшими ощущениями (Andante molto cantabile ed espressivo)
  1. Moderato cantabile, molto espressivo
  2. Allegro molto
  3. Adagio, ma non troppo; Фуга: Allegro, ma non troppo

Последняя фортепианная соната Бетховена посвящена эрцгерцогу Рудольфу.

  1. Маэстосо — Allegro con brio ed appassionato
  2. Ариетта: Adagio molto, semplice e cantabile

Вариации для фортепиано соло

Бетховен написал множество вариаций, в том числе:

Фэнтези, рондо, вещицы, разное

  • Фантазия op.77 соль минор (1809)
  • 2 рондо op.51 (1796–1800)
  • Алла Ингарезе quasi un Capriccio соль мажор, соч. 129 ( Гнев из-за потерянного пенни ) (1795–1798)
  • 7 вещиц op.33 (1802)
  • 11 вещиц op.119 (1820–1822)
  • 6 Багателей op. 126 (1823–1824)
  • Для Элизы WoO 59 (1810)
  • Andante Favori фа мажор WoO 57 (1803)
  • Полонез до мажор op.89 1814

Фортепианные концерты

Бетховен также написал пять фортепианных концертов с номером опуса и фантазией для фортепиано, хора и оркестра.

  1. Аллегро кон брио
  2. ларго
  3. Рондо: Аллегро
  1. Аллегро кон брио
  2. адажио
  3. Рондо: Molto allegro
  1. Аллегро кон брио
  2. ларго
  3. Рондо: Аллегро

Третий фортепианный концерт занимает особое место среди пяти фортепианных концертов Бетховена: это единственный концерт в минорной тональности, отличающийся стилистическим единством. Кроме того, здесь находится Концерт Моцарта KV 491 , который тематически, формально и атмосферно стал решающей отправной точкой для Бетховена.

  1. Аллегро модерато
  2. Andante con moto
  3. Рондо: Vivace
  1. Аллегро
  2. Adagio un poco mosso
  3. Рондо: Аллегро

Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор op.61a (1808) (транскрипция Концерта для скрипки op.61 )

  1. Allegro ma non troppo
  2. Ларгетто
  3. Рондо: Аллегро
  1. Аллегро модерато
  2. Ларгетто
  3. Рондо: Аллегретто

Хоровая фантазия (для фортепиано, хора и оркестра) до минор op.80 (1809)

  1. адажио
  2. Финал: Аллегро
  3. Аллегретто, ма не троппо

Источник

Людвиг ван Бетховен: произведения

Знаменитый композитор и пианист, один из тех, чьё имя прочно ассоциируется с классической музыкой. Автор более чем 650 композиций инструментальной и вокальной музыки разнообразных жанров. Среди них симфонии, концерты, увертюры, сонаты, оперы, оратории, песни (в том числе обработка фольклорных мелодий), музыка к драмам, балет и многое другое. Им написаны сочинения для нескольких видов клавишных, духовых и струнных инструментов. Его имя – Людвиг ван Бетховен. Произведения этого музыкального гения продолжают удивлять любителей и знатоков музыки даже спустя почти 200 лет после его смерти. В этой статье пойдёт речь о том музыкальном богатстве, которое оставил после себя немецкий композитор.

Симфоническая музыка

В эту часть творчества входят произведения, исполняемые симфоническим оркестром с широким многообразием инструментов и нередко при участии хора. Такую музыку весьма активно писал Бетховен. Произведения, список которых содержит симфонии, увертюры, концерты и прочие сочинения, весьма разнообразны и широко известны.

Из концертов наиболее часто исполняются:

  • тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано;
  • концерт для скрипки с оркестром;
  • пять концертов для фортепиано с оркестром.

Симфония № 5 – самое знаменитое сочинение для оркестра из тех, что написал Бетховен. Произведения подобной силы трудно найти в истории классической музыки. Оно олицетворяет собой торжество силы личности и победу над обстоятельствами.

К другим интересным сочинениям относятся: симфония № 3 («Героическая»), фантазия для фортепиано, хора и оркестра («Хоровая фантазия»), симфония № 6 («Пасторальная») и другие.

Камерная музыка

В этом жанре были написаны струнные квартеты, фортепианные и струнные квартеты, а также сонаты – скрипичные, виолончельные и фортепианные. Одни из самых исполняемых произведений этого жанра:

  • трио № 7 для фортепиано, скрипки и виолончели («Эрцгерцог»);
  • серенада для скрипки, флейты и виолончели (опус 25);
  • три струнных трио (опус 9);
  • Большая фуга.

Интересны струнные «Разумовский-квартеты», которые написал Бетховен. Произведения включали в себя темы из русских народных песен и были посвящены графу Андрею Разумовскому, известному дипломату, с которым композитор был дружен. Фольклорные мотивы – далеко не редкость в творчестве немецкого композитора. Помимо русских, он использовал также украинские, английские, шотландские, ирландские, уэльские, тирольские и многие другие.

Произведения для фортепиано и скрипки

Для клавишного инструмента мастером были написаны 32 сонаты, а также циклы вариаций, одночастные пьесы, багатели, марши, рондо, полонезы, вальсы и некоторые другие разновидности музыкальных произведений.

Среди них есть такие известные произведения Бетховена, как:

  • Пронзительно-печальная соната № 14 («Лунная»). Произведение было написано на фоне драматических событий в жизни композитора: прогрессирующей глухоты и неразделённых чувств к одной из его учениц.
  • Лирическая и немного меланхоличная багатель «К Элизе». Адресат этой вещицы неизвестен, но это и не важно для получения удовольствия от её прослушивания.
  • Тревожная и страстная соната № 23 («Апассионата»). Состоящая из трёх частей, она была вдохновлена произведениями Шекспира.
  • Исполненная огня соната № 8 («Патетическая»). В ней отражены героические и возвышенно-романтические мотивы.

Для скрипки и фортепиано также нередко писал Бетховен. Произведения эти отличаются особенной силой, контрастностью и красотой звучания. Таковы соната № 9 («Крейцерова»), соната № 5 («Весенняя») и ряд других.

Многие из созданных сонат и концертов существовали в двух вариантах: для струнных инструментов и фортепиано.

Вокальная музыка

В этой разновидности писал Бетховен произведения, список которых включает разнообразные жанры: оперы (правда, лишь одну из четырёх удалось закончить), оратории, произведения для хора и оркестра, дуэты, арии и песни, в том числе обработки народных.

Состоящая из двух актов опера «Фиделио» стала единственным произведением композитора в этом жанре. Сюжет был вдохновлён идеалами Французской революции, повествуя о борьбе, любви и героизме.

Среди произведений песенного жанра присутствуют разноликие мотивы: гражданско-патриотические («Свободный человек», «Военная песня австрийцев»), лирические («Тайна», «Вечерняя песня под звёздным небом») и другие.

Знаменитые исполнители музыки Бетховена

Та красота и выразительность звучания, которой наслаждаются слушатели, становится возможной не только благодаря выдающемуся таланту композитора, но и мастерству исполнителей музыки. Бетховен Людвиг ван, произведения которого звучат в миллионах концертных залов по всему миру, остаётся бессмертен благодаря знаменитым музыкантам, чьё исполнение так же гениально, как и музыка. Например, лучшими исполнителями фортепианных вещей немецкого композитора считаются:

Этот список носит условный характер, потому что в любом случае каждый слушатель находит исполнителя, играющего в наиболее близкой и приятной манере.

Неординарный талант Бетховена проявился во всех жанрах музыки, существовавших в XVIII-XIX вв.

Источник

Оцените статью