Лучшие материалы для гитары классической

Как выбрать классическую гитару?

Опубликовано: 2016-02-17 / Автор: Сергей Хмарук

Сегодня у нас будет достаточно интересная тема, особенно для новичков. В этой статье мы рассмотрим основные виды классических гитар, в частности – материалы, из которых их изготавливают, чтобы вы перед походом в музыкальный магазин были немножко подкованы и уже примерно знали, какую гитару будете покупать.

Из какого дерева делают классическую гитару?

Ни для кого не секрет, что дерево существенно влияет на звучание инструмента. Для акустических и классических гитар это очень важный параметр, который определяет их класс. Для начального уровня такие гитары делают чаще всего из дешевой фанеры, а вот для профессионального – из цельных пластин качественной древесины.

Исходя из этого, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы будем рассматривать с вами то, как определить класс классической гитары по материалу ее изготовления, который различается по видам и критериям – порода и класс древесины.

Не смотря на то, что основная масса гитар делается чаще всего из фанеры, может получится даже так, что фанерованная палисандром гитара, в чем-то окажется лучше инструмента из цельного дерева какой-то мягкой породы. Это так сказать, уже исключения из правил.

Читайте также:  Ноты we are the champions для синтезатора

Виды классических гитар

Всего существует три основных вида классических гитар. Сейчас мы более подробно рассмотрим каждый из этих видов и узнаем их достоинства, недостатки и другие очень важные характеристики.

1. Фанерованные

Эти гитары полностью изготовлены из фанеры и только с небольшой оговоркой их можно назвать классическими, потому что такие инструменты являются сугубо ученическими и вполне удовлетворяют это назначение – первые шаги в освоении классической гитары.

Такой вид инструмента лишь внешне похож на настоящую классическую гитару, потому что является в первую очередь рыночным продуктом с низким соотношением цена/качество. Другими словами – за небольшие деньги вы получите минимальное качество.

Пожалуй, лучшие образцы подобных инструментов выполнены из подготовленной фанеры, что в итоге дает возможность на первые годы обучения получить вполне сносную гитару за небольшой бюджет или же, если вы не планируете связывать свою дальнейшую судьбу с классикой.

В последнем случае такая гитара будет использоваться по своему прямому назначению – аккомпанемент или как походно-дворовая гитара и этот выбор будет вполне оправдан, т.к. фанера не столь капризна к перепадам температуры и влажности. На таких гитарах лаковое покрытие придает больше прочности и ударостойкости, но это уже далеко не классическая гитара.

  • Применение: начальная классическая школа, аккомпанемент, походно-дворовая гитара.
  • Достоинства: низкая цена, прочный корпус.
  • Недостатки: плохое качество за счет экономии на материалах.
  • Пример: классическая гитара Stagg C442.

2. Комбинированные

В комбинированных инструментах дно и обечайка выполнена из той же фанеры, а вот дека делается из цельной пластины кедра или ели. Этот вид классических гитар уже значительно отличается от обычных фанерованных, т.к. такая дека существенно меняет звучание шестиструнной и придает ей мягкий тембр. Изготавливают ее более аккуратно и фанеруют ценными породами дерева.

Очень часто многие образцы такого вида инструментов обладают вполне достойным и качественным звучанием. Классические гитары с декой, изготовленной из цельного массива древесины, являются оптимальным выбором для многих музыкантов.

За небольшую сумму денег вы получаете приемлемое звучание и вполне достойный инструмент, с помощью которого вы легко прикоснетесь к миру классики. Выбор такой гитары вполне оправдан, если ваш бюджет немного ограничен. Останется только выбрать хорошего производителя.

  • Применение: такая гитара хорошо подойдет как для обучения в музыкальной школе, так и для профессиональной игры. Идеально подходит для аккомпанемента и считается больше бардовской гитарой.
  • Достоинства: за относительно небольшую сумму вы получаете максимальное качество звучания. Может получиться и так, что лучший образец этого вида гитар будет намного лучше, чем классическая гитара, полностью выполненная из цельного массива древесины.
  • Недостатки: наверное, некорректно обвинять эти гитары в том для чего их не задумывали. По техническому заданию они не предназначены для концертной деятельности, а только лишь являются любительскими или ученическими. Поэтому их покрытие и толщина деки приспособлены к ударам и небрежной эксплуатации, что не относится к недостаткам, а скорее всего к специфическим особенностям.
  • Пример: классическая гитара Yamaha CS-40.

3. Из цельных пластин дерева

К этому виду инструментов уже относятся профессиональные классические гитары, поэтому здесь класс гитары напрямую зависит от гитарного мастера, породы древесины (наиболее ценная та, которая обладает наивысшими звуковыми характеристиками) и от ее заготовительного процесса.

При изготовлении таких гитар, все начинается с подбора правильного дерева. Когда дерево окончательно подобрано, его бревна разделяют, а заготовки складывают на длительное хранение для естественной сушки на несколько лет.

За это время в дереве происходят процессы, которые определяют его дальнейшие акустические свойства. После сушки идет этап выдержки, напрямую влияющий на класс древесины, чем он дольше по времени, тем заготовка считается ценнее.

На конечном этапе, когда музыкант-профессионал «слушает» изготовленную гитару он досконально оценивает ее звучание. Если в итоге звук будет плохим, то уже вся отделка и внешний вид не будет иметь никакого значения, т.к. при оценке «хорошо» или «плохо» учитывается соотношение цены и качества звука.

Подведя итог, можно сказать, что будучи профессиональным столяром и имея в наличии самые лучшие материалы, нельзя так просто взять и сделать гитару, нужно быть мастером с колоссальными знаниями и практикой, чтобы добиться высокого качества изготовления.

Такой человек всегда может подобрать нужные размеры и их правильное соотношение для какого-то конкретного материала. Поэтому класс гитары – неразрывная связка класса гитарного мастера, класса производства и класса материала, применяемого при изготовлении.

  • Применение: профессиональная классическая гитара, концертная деятельность.
  • Достоинства: максимально качественное звучание и изготовление (ручная работа).
  • Недостатки: за исключением высокой стоимости их практически нет.
  • Пример: Hanika 54PF.

Ну вот собственно и все, мы рассмотрели основные виды классических. Надеемся, что эта статья вам помогла немного разобраться с тем, как правильно выбрать хороший инструмент и у вас теперь не возникнет сложностей при его покупке.

Источник

Материал для гитар и его влияние на звук

При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?

На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное «окно» гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.

Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:

  • усиливает звук
  • придает звуку индивидуальный окрас
  • увеличивает продолжительность звучания

Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?

  • Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук.
  • Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.

Какую древесину используют для производства гитар?

Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.

Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.

Породы деревьев для акустических гитар

Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.

Дерево для верхней деки

Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.

Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.

Дерево для обечайки и задней деки

Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.

Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.

Дерево для грифа, накладки и порожков

Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).

Породы деревьев для электрогитар

Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.

Дерево для корпуса электрогитар

Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:

  • Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах.
  • Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук.
  • Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар.
  • Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей.
  • Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи.
  • Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.

Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.

Дерево для грифа

При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.

Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.

Источник

MasterGitar.com

В этой статье рассмотрим виды классической гитары и главным критерием будет материал изготовления, так как он непосредственно определяет звук инструмента. Обзор будет популярным.

В целом класс гитары определяется требованиями, принятыми в профессиональной среде музыкантов для этого вида гитар. Виды инструментов потому и различны, так как различна исполняемая на них музыка. Различны приемы звукоизвлечения и требования к звуку.

Рассмотрим, как определяется класс классической гитары в зависимости от материала изготовления инструмента. Материал различается на виды по таким критериям, как порода и класс древесины. Также сегодня очень распространены гитары фанерованные ценными породами шпона.

Может даже получиться, что гитара, фанерованная палисандром, окажется в чём-то лучше, чем инструмент из массива какого-то мягкого дерева, что внесет путаницу в мою классификацию. Но исключения из правил правила не отменяют.

Итак, выделим виды классической гитары:

  • Дека, дно и обечайки — фанерованные.
  • Дека — из массива ели или кедра, дно и обечайки — фанерованные.
  • Дека, дно и обечайки из древесного массива, т. е. из цельных пластин древесины.

Первый вид – абсолютно фанерные гитары.

В первой редакции статьи я уделил всего одну нелестную строчку для этого вида гитар. Поступали жалобы, что мастер непрофессионально навешивает ярлыки. Придётся аргументировать свою позицию.

Этот вид гитар только с некоторой оговоркой можно назвать классической гитарой, так как этот инструмент является, настолько глубоко ученическим, что удовлетворяет с натяжкой только самым первым шагам в освоении классической гитары.

Этот вид гитар только внешне похож на классическую. И является рыночным продуктом. За минимальную цену вы получаете минимальное качество. Самые лучшие образцы такого вида гитар, когда фанера подготовлена специально, дают возможность с ограниченным бюджетом решить вопрос инструмента на первые годы обучения. И только в том случае, когда перспектива связать свою судьбу с классикой, размыта.

Другое дело, если эксплуатация этого вида гитары не будет связанна с классической музыкой. А этот вид будет применяться по своему прямому предназначению — аккомпанемент и интерьер.

Грушенский фестиваль, Эсхар, походная гитара. В таком случае выбор этого вида максимально оправдан, так как фанера некапризна к перепадам влажности и температуры. Лаковое покрытие усиливает прочность и ударостойкость такого вида гитар.

Достоинства: Прочный корпус, низкая цена.

Недостатки: Являясь проектом, на котором производители только сокращают расходы, часто выходит, что экономия на классе гитары вредит качеству.

Применение: аккомпанемент, начальная классическая школа с очень ограниченным бюджетом.

Второй вид гитар — частично фанерные

Это инструменты, у которых верхняя дека сделана из массива ели или кедра.

Так как дека очень многое решает в звуке инструмента, этот вид гитар уже кардинально отличается от предыдущего (читайте статью комментарий к опыту Торреса). Они делаются аккуратнее, фанеруются ценными породами древесины.

Очень часто образцы такого вида гитар достигают очень высоких показателей звука.

Вид классических гитар с декой из массива является самым дешёвым вариантом с приемлемым звуком.

Если ваш бюджет несколько ограничен, но вам хотелось бы прикоснуться к миру классической гитары, тогда выбор этого инструмента абсолютно оправдан. Вам останется выбрать надежного производителя.

За минимальный бюджет вы приобретаете максимальное качество звука. Может получиться так, что удачный образец таково вида окажется лучше, чем средняя гитара, выполненная полностью из массива.

Обвинять такие гитары в том для чего они не задумывались некорректно. В техническом задании к изготовлению такого вида гитар не стоит концертная деятельность. Они являются ученическими или любительскими. В соответствии с этим предполагается, что их покрытие должно быть стойким к ударам. Толщина деки учитывает небрежную эксплуатацию. Это не совсем недостатки, скорее особенности.

Гитара хорошо подходит для начальной классической школы. С удачными образцами можно даже учиться в музыкальном училище по классу гитары. Рабочая лошадка для профессиональной игры в не приспособленных для этого условиях, где гитару могут легко повредить. Наилучший выбор для аккомпанемента. Лучший вариант, как бардовская гитара.

Третий вид гитар – гитары изготовленные из массива дерева полностью

Собственно с этого вида и начинается профессиональная классическая гитара. Класс такого вида гитар сильно зависит от класса гитарного мастера. И конечно, класс гитары тем выше, чем более ценная (обладающая наивысшими звуковыми характеристиками) древесина используется.

Определяет класс древесины её заготовительный процесс. Начинать нужно с правильно подобранного дерева. Потом бревна особым образом распускаются и опять же особым образом складываются на долгое хранение, во время которого проходят процессы в дальнейшем определяющие акустические свойства древесины. Процесс заготовки рассчитан на получение материала именно для музыкальных инструментов.

Сначала древесина проходит этап сушки. Потом этап устаревания, выдержки. Чем большее время древесина выдержана, тем заготовка ценнее. Выдержка древесины должна проходить в особых условиях, которые, в полной мере, обеспечиваются только на деревозаготовительных предприятиях. Выдержка напрямую влияет на класс древесины.

Разбивать на классы гитары сделанные из массива дело неблагодарное. Можно выделить гитары сделанные на фабриках и мастерами. Как правило, на фабриках окончательной сборкой занимается также конкретный мастер, поэтому разница не велика. Все зависит от конкретного случая.

Также неправильно относить к каким-то классам определяющим уровень инструмента, гитары сделанные из разного дерева. Тут начинает работать правило каждому своё, предпочтения мастера, гитариста и вид исполняемой музыки. Применения разной древесины дает различные оттенки тембра гитар.

Можно упомянуть различные конструкции. Но опять это будет выглядеть как просто перечисление цветов, и все будут выбирать свой. Сегодня помимо классической испанской конструкции гитары, существуют гитары с двойными деками, дном и даже обечайками. Также вместо испанского веера применяется решетка из сверхлегкого дерева, укрепленная углеродной тканью. Все это дает разные эффекты. Кто-то считает новые техники исполнения эволюцией гитары, кто-то просто веткой развития или веяньем моды.

В конечном итоге, когда оценивается готовый инструмент, музыкант «слушает», играет на ней. И если звук отчетливо плох (безусловно, учитывается заявленная цена, т.к. «плохо» или «хорошо» — оценка соотношения качества звука и цены), то внешний вид, отделка и материал изготовления уже не имеет никакого значения.

При оценке важно не путать класс и качество. Нельзя требовать от гитары звука инструмента из массива, если при изготовлении применялась фанера. Правильно выбирайте критерии оценки.

Источник

Оцените статью